Знакомство с жостовской росписью рисование каймы

Конспект образовательной деятельности по декоративному рисованию в подготовительной группе «Роспись жостовского подноса»

Марина Савчук
Конспект образовательной деятельности по декоративному рисованию в подготовительной группе «Роспись жостовского подноса»

Продолжать знакомить детей с народным искусством на примере мастеров Жостова.

Учить различать оттенки настроения в живописи и использование цвета как изобразительного средства.

Закреплять умение вписывать узоры в силуэты жостовских подносов.

Формировать чувство цвета при самостоятельном подборе красок и передаче колорита.

Совершенствовать навыки работы кистью.

Воспитывать эмоциональную отзывчивость на красоту окружающей природы и искусства, уважительное отношение к труду народных мастеров.

-закрепление знаний детей о народных промыслах России;

-знакомство с историей художественного промысла Жостово;

-знакомство с разнообразием форм подносов и вариантов построения цветочных композиций;

-развитие творческой и познавательной активности, фантазии, художественного вкуса.

1.Обучающая: научить детей выполнять несложные элементы «жостовского письма» и составлять узоры из этих элементов;

2.Познавательная: познакомить детей с традициями и особенностями росписи данного народного промысла, с этапами работы над декоративной композицией;

3.Развивающая: развивать умение писать кистью, пользуясь разными приемами.

4.Воспитывающая: воспитывать эстетическое отношение к предметам народного промысла, народному творчеству.

1. Гуашь разных цветов и оттенков;

3. Палитры, баночки с водой;

5. Бумажные шаблоны подносов;

6. Выставка жостовских подносов.

Предварительная работа: рассматривание подносов.

Художественный ряд: стихи о Жостове.

Методические приёмы: беседа, алгоритм последовательность росписи жостовкого подноса, рассматривание подносов.

Индивидуальная работа: помочь затрудняющимся советом, показом.

Словарная работа: композиция, замолёвок, блики, народные промыслы, Жостово, народные умельцы, подносы.

Оформлена выставка жостовских подносов.

Ход занятия.

(Воспитатель вместе с детьми рассматривает жостовские подносы).

-Ребята, кок вы думаете, что такое Родина?

-Это место, где мы живем.

-Да. Родина, это место, где человек родился, живет.

-Ребята, мы с вами сегодня поговорим о знаменитом Жостовском промысле. Недалеко от Москвы, среди широких раздолий Русской равнины, в очень живописном месте находится деревня Жостово. И хотя в округе много и других деревень и больше этой, и, возможно, красивее, но деревню Жостово знают все. И не только у нас в стране, но и за рубежом. А чем ребята знаменита наша деревня?

-Жостовскими подносами.

-Посмотрите, какие подносы разнообразные. Ребята, чем они отличаются друг от друга?

-Формой, размером, на подносах разный фон.

-Ребята, а что в основном мастера пишут на подносах?

-Цветы. Букеты из цветов.

А какие цветы вы знаете?

-Ромашки, пятилистники, розы….

Воспитатель загадывает загадки о цветах.

Колосится в поле рожь.

Там, во ржи, цветок найдёшь.

Ярко-синий и пушистый,

Только жаль, что не душистый. (Василёк)

Стоят в лугах сестрички —

Золотой глазок, белые реснички. (Ромашки)

Эх, звоночки, синий цвет,

С язычком, а звону нет. (Колокольчики)

-Цветы прекрасны, но недолговечны. Они цветут в основном летом. Чтобы люди могли любоваться цветами круглый год, художники переносят их на подносы.

(ребенок читает стихотворение)

Вот жостовский черный изящный поднос

С букетом из лилий, пионов и роз.

В нем бликами летнее солнце играет,

Каймой золотой по краю сверкает.

-Ребята, у кого дома есть жостовские подносы и для чего они предназначены?

-Висит на стене. Стоит самовар.

-Подносы можно использовать, как украшение интерера, так и использовать в быту.

-создавая такую красоту, кажется, что художник работает быстро и легко. Но на самом деле жостовская роспись многослойная – один слой краски в строгой последовательности накладывается на другой. Один из этапов вы знаете. Как он называется?

-Следующий этап – бликовка подчеркивает объем цветка, его форму. Завершает письмо – привязка тонкими травинками и усиками, она связывает и объединяет букет. Вы уже сделали первый этап – замолевку. Теперь вам надо продолжить работу. Пропиать цветы на подносе.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по рисованию в подготовительной группе «Белка» Цель: — научить рисовать белку Программное содержание: — учить рисовать животных; — учить передавать форму и расположение частей, — учить.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по рисованию в подготовительной группе «Осенние листья» Задачи: — развивать творческие способности детей, — развивать способность к образному восприятию природы, — учить детей рисовать осенние.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по рисованию в подготовительной группе «Осенний пейзаж» Цель: — формирование у детей эстетических представлений об особенностях составления композиции осеннего пейзажа Задачи: Образовательные:.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по рисованию в подготовительной группе «Сова» Цель: — расширить представления детей о птицах отряда совообразных; — дать расширенное представление об их характерных особенностях; — показать.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по рисованию в подготовительной группе «Золотая рыбка» Цель: • Формировать умение детей изображать образы крупно, на всей плоскости листа, соблюдать пропорциональность между частями изображения;.

Конспект НОД по декоративному рисованию «Роспись силуэтов посуды по мотивам гжельской росписи» в старшей группе Конспект НОД по декоративному рисованию «Роспись силуэтов посуды по мотивам гжельской росписи» в старшей группе. Программное содержание.

Конспект НОД по декоративному рисованию в старшей группе «Роспись кувшинчиков хохломской росписью» Конспект НОД по декоративному рисованию в старшей группе «Роспись кувшинчиков хохломской росписью» Программное содержание: Образовательные.

Конспект образовательной деятельности по рисованию «Лыжник» в подготовительной группе Цель: — продолжать учить рисовать фигуру человека в движении, передавать характерные особенности, соблюдать пропорции. Задачи: — учить.

Конспект образовательной деятельности по рисованию в подготовительной группе на тему: «Космический пейзаж» Задачи: 1. Учить детей самостоятельно создавать различные образы в рисовании. 2. Учить видеть красоту созданного изображения. 3. Расширять.

Конспект ООД по декоративному рисованию в подготовительной группе «Роспись дымковского индюка» Конспект ООД по художественно-эстетическому развитию (декоративное рисование) в подготовительной группе Амина Керимова Тема: «Роспись.

Источник

Занятие 1. Жостовская роспись. Рисование каймы для подноса

Цель. Различать новый вид народного искусства — роспись жостовских подносов. Выделять некоторые харак­терные признаки: металлические расписные подносы раз­ной формы, черного цвета, украшенные цветами, фрук­тами, сюжетными сценками.

Учить выделять средства выразительности: элементы узо­ра, их цвет, типичные сочетания, кайма.

Учить составлять узор на полосе, чередовать легкие за­витки, рисовать концом кисти.

Материал. Жостовские подносы, иллюстрации № 30, 31 из учебно-наглядного пособия, открытки, диапозитивы.

Бумага черного цвета размером 5×25 см, по два-три ли­ста на каждого ребенка, лист для упражнений, гуашь.

# Ход занятия. Выставка жостовских подносов и их изоб­ражений.

Показать красоту жостовских подносов, которые созда­ют мастера из села Жостово недалеко от Москвы. На фаб­рике каждый занят своим делом. Одни мастера штампу­ют из металла подносы разной формы (круглые, овальные, квадратные, треугольные, фигурные, гитарные, фестонча­тые). Другие мастера покрывают их черным лаком, хотя бы­вают подносы красные, зеленые, синие. Расписывают под­носы художники. На каждом подносе нарисованы краси­вые цветы: это может быть букет в середине подноса (как будто смотришь на него сверху), гирлянда или веточка, расположенная на подносе слева или справа.

Спросить: у кого дома есть жостовские подносы, какой они формы, чем они украшены, для чего нужен дома под­нос?

Рассмотреть разные подносы и назвать цветы, на какие они похожи (розы, ромашки, маки, ирисы, незабудки), по­казать листья, травку.

Мастера — жостовские художники — для своих подно­сов придумывают очень красивые названия: «Цветы осени», «Садовые цветы», «Венок», «Лето».

Кроме цветов, на подносах рисуют фрукты, ветки ряби­ны, сюжетные композиции — пейзажи, чаепитие и др. (по­казать иллюстрации, открытки или диапозитивы, если есть).

О жостовских подносах написаны песни, стихотворения.

В тиши родного края, Под сенью сосен древних Живет одна простая Российская деревня.

Проснется спозаранку В любую непогоду И стелет самобранку Для праздника природы.

Рассмотреть кайму на подносах: на маленьких — ров­ная тонкая золотая линия, на других — маленькие завит­ки, как в хохломской росписи, но на каждом подносе по-разному, сравнить две каймы.

Предложить детям на каждой полоске нарисовать кай­му: прямая линия, завитки в одном направлении, завитки в разных направлениях (рисуют около 10 минут).

Показать движение завитка в воздухе, попробовать на листе для упражнений. Показ воспитателя одного из вари­антов — мелом на доске.

Дети рисуют две-три каймы.

В конце занятия рассмотреть одинаковые полоски, вы­ложить их по краю или вокруг подноса, выбрать самые лег­кие, тонкие, ажурные.

Задание 2. Жостовская роспись. Рисование узора для маленького подноса

А Цель. Учить рассматривать жостовские подносы, выде­лять элементы узора: цветы, бутоны, листья, травку. Ви­деть сочетания цвета и оттенка, композицию на маленьких подносах.

Составлять узор на круге, строить его на веточке слева или справа, располагая на нем большой цветок, несколько маленьких, бутоны, листья. Учить рисовать двойной ма­зок — цвет и оттенок на кисть.

# Материал. Жостовские подносы разной формы и вели­
чины и маленькие — с веточками, расположенными спра­
ва или слева, иллюстрации № 30, 31 из учебно-наглядного
пособия.

Бумага черного цвета диаметром 20 см, лист для упраж­нений, гуашь.

# Ход занятия. Выставка жостовских подносов, таблиц.
Вызвать у детей чувство радости, восхищения от восприя­
тия подноса, необычных букетов. Жостовские художники
рисуют все цветы по-своему, нигде нет таких, но они не­
много похожи на наши знакомые цветы. Какие цветы мож­
но узнать? (Розы, ромашки, маки, незабудки, ирисы.)

На черном подносе рисуют сначала пятна цветов и лис­тьев, их силуэт называется «подмалевок», потом «тенеж-ка» — рисуют самые темные цвета — тени, сверху накла­дывают яркие цвета — это «прокладка», а потом «бликов-ка» — блики, оживки, цветы становятся как настоящие. Последними наносят штрихи, стебельки, усики — называ­ется «чертежка», «привязка».

Такие слова говорят художники, пока постепенно созда­
ют свой букет. « ,

Рассмотреть небольшие подносы, обвести рукой узор, выделить его построение: веточка слева или справа, внизу большой цветок, потом цветы поменьше. Сравнить подносы, найти различие (бутоны, листья и травка, усики, штрихи).

Предложить детям придумать узор для своих подносов, выбрать цветы, листья, бутоны, цвет. Уточнить последова­тельность рисования.

Показать, как нарисовать лепестки сразу двумя цвета-

ми (цвет и оттенок): белый и красный, белый и синий, зе­леный и желтый. Опустить кисть в красную краску, снять лишнюю, а потом на кончик набрать белой и нарисовать мазок на листе для упражнений, нарисовать мазки другого цвета на выбор. Дети составляют узор. Последней рисуют кайму — тонкую линию по краю золотого цвета — жел­того.

В конце занятия рассмотреть все подносы, выбрать са­мые яркие, веселые, как будто на них луч солнца упал и высветил все цветы.

В садах никто не сможет Собрать таких букетов. На сон цветной похожи Живые самоцветы.

Примечание. В уголок изобразительной деятельности положить бумагу в форме подносов разного размера (большие, маленькие), предложить соста­вить узоры для кукол.

Занятие 3. Жостовская роспись. Аппликация. Украше­ние подноса (коллективная работа)

Д Цель. Видеть красоту жостовских подносов, необычность цветов, листьев. Знакомить с вариантами композиции: цве­ты в букетах, гирлянды.

Составить коллективную работу, вырезать большие и ма­ленькие цветы, листья, передавая их форму, сочетание цве­та и оттенка. Учить вырезать цветы из квадрата, сложенно­го в 4, 5, 6 раз, листья из бумаги, сложенной гармошкой. Учить вместе составлять композицию, выделяя середину, со­четая большие и маленькие цветы, затем наклеить. ♦ Материал. Жостовские подносы, иллюстрации № 30, 31 из учебно-наглядного пособия, открытки, диапозитивы.

5 Народное искусство и детское творчество

Бумага черная в форме подноса (круглый, прямоуголь­ный или с фестонами — по выбору детей) формата А1, на­боры цветной бумаги, ножницы, клей.

А Ход занятия. Выставка жостовских подносов и их изоб­ражений.

Рассмотреть цветы, назвать, на что они похожи, сочета­ние цвета и оттенка. Обвести на подносе букет цветов, по­казать, что форма букета зависит от того, на какой фор­ме подноса ее нарисовали. Показать варианты расположе­ния цветов. Выбрать композиции для подносов.

Уточнить способы вырезывания цветов, к показу при­влечь детей, затем сделать прорези в лепестках и прикле­ить на круг такой же величины, сочетая цвет и оттенок (на розовый — красный, на красный — розовый и т. д.). Дети выбирают бумагу, цвет и оттенок, величину, полоски для листьев. Они вырезают два-три цветка, кто сколько ус­пеет, и листья из одной полоски (четыре — шесть), затем раскладывают их на подносе, выбирают композицию: сна­чала большие цветы, вокруг цветы поменьше, между ними листья. Затем все наклеивают. Подносов может быть от од­ного до трех, в зависимости от количества детей в группе, от величины подноса.

Воспитатель помогает детям расположить цветы, чтобы все были рядом, а между краем и букетом было свободное пространство (черный коридор).

В конце занятия выбрать самые красивые цветы, самый яркий букет.

Подносы поставить в группу или представить на выставке.

Примечание. Необходимо четко определить время на занятии для вырезы­вания (примерно 10 минут).

В свободное время можно дополнить украшение подносов, вырезать мелкие детали (травинки, цветочки, бутоны).

Дата добавления: 2019-02-13 ; просмотров: 317 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Источник

Читайте также:  Рисование красками во второй младшей группе зимой
Оцените статью