Конспект образовательной деятельности по декоративному рисованию в подготовительной группе «Роспись жостовского подноса»
Марина Савчук
Конспект образовательной деятельности по декоративному рисованию в подготовительной группе «Роспись жостовского подноса»
Продолжать знакомить детей с народным искусством на примере мастеров Жостова.
Учить различать оттенки настроения в живописи и использование цвета как изобразительного средства.
Закреплять умение вписывать узоры в силуэты жостовских подносов.
Формировать чувство цвета при самостоятельном подборе красок и передаче колорита.
Совершенствовать навыки работы кистью.
Воспитывать эмоциональную отзывчивость на красоту окружающей природы и искусства, уважительное отношение к труду народных мастеров.
-закрепление знаний детей о народных промыслах России;
-знакомство с историей художественного промысла Жостово;
-знакомство с разнообразием форм подносов и вариантов построения цветочных композиций;
-развитие творческой и познавательной активности, фантазии, художественного вкуса.
1.Обучающая: научить детей выполнять несложные элементы «жостовского письма» и составлять узоры из этих элементов;
2.Познавательная: познакомить детей с традициями и особенностями росписи данного народного промысла, с этапами работы над декоративной композицией;
3.Развивающая: развивать умение писать кистью, пользуясь разными приемами.
4.Воспитывающая: воспитывать эстетическое отношение к предметам народного промысла, народному творчеству.
1. Гуашь разных цветов и оттенков;
3. Палитры, баночки с водой;
5. Бумажные шаблоны подносов;
6. Выставка жостовских подносов.
Предварительная работа: рассматривание подносов.
Художественный ряд: стихи о Жостове.
Методические приёмы: беседа, алгоритм последовательность росписи жостовкого подноса, рассматривание подносов.
Индивидуальная работа: помочь затрудняющимся советом, показом.
Словарная работа: композиция, замолёвок, блики, народные промыслы, Жостово, народные умельцы, подносы.
Оформлена выставка жостовских подносов.
Ход занятия.
(Воспитатель вместе с детьми рассматривает жостовские подносы).
-Ребята, кок вы думаете, что такое Родина?
-Это место, где мы живем.
-Да. Родина, это место, где человек родился, живет.
-Ребята, мы с вами сегодня поговорим о знаменитом Жостовском промысле. Недалеко от Москвы, среди широких раздолий Русской равнины, в очень живописном месте находится деревня Жостово. И хотя в округе много и других деревень и больше этой, и, возможно, красивее, но деревню Жостово знают все. И не только у нас в стране, но и за рубежом. А чем ребята знаменита наша деревня?
-Жостовскими подносами.
-Посмотрите, какие подносы разнообразные. Ребята, чем они отличаются друг от друга?
-Формой, размером, на подносах разный фон.
-Ребята, а что в основном мастера пишут на подносах?
-Цветы. Букеты из цветов.
А какие цветы вы знаете?
-Ромашки, пятилистники, розы….
Воспитатель загадывает загадки о цветах.
Колосится в поле рожь.
Там, во ржи, цветок найдёшь.
Ярко-синий и пушистый,
Только жаль, что не душистый. (Василёк)
Стоят в лугах сестрички —
Золотой глазок, белые реснички. (Ромашки)
Эх, звоночки, синий цвет,
С язычком, а звону нет. (Колокольчики)
-Цветы прекрасны, но недолговечны. Они цветут в основном летом. Чтобы люди могли любоваться цветами круглый год, художники переносят их на подносы.
(ребенок читает стихотворение)
Вот жостовский черный изящный поднос
С букетом из лилий, пионов и роз.
В нем бликами летнее солнце играет,
Каймой золотой по краю сверкает.
-Ребята, у кого дома есть жостовские подносы и для чего они предназначены?
-Висит на стене. Стоит самовар.
-Подносы можно использовать, как украшение интерера, так и использовать в быту.
-создавая такую красоту, кажется, что художник работает быстро и легко. Но на самом деле жостовская роспись многослойная – один слой краски в строгой последовательности накладывается на другой. Один из этапов вы знаете. Как он называется?
-Следующий этап – бликовка подчеркивает объем цветка, его форму. Завершает письмо – привязка тонкими травинками и усиками, она связывает и объединяет букет. Вы уже сделали первый этап – замолевку. Теперь вам надо продолжить работу. Пропиать цветы на подносе.
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по рисованию в подготовительной группе «Белка» Цель: — научить рисовать белку Программное содержание: — учить рисовать животных; — учить передавать форму и расположение частей, — учить.
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по рисованию в подготовительной группе «Осенние листья» Задачи: — развивать творческие способности детей, — развивать способность к образному восприятию природы, — учить детей рисовать осенние.
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по рисованию в подготовительной группе «Осенний пейзаж» Цель: — формирование у детей эстетических представлений об особенностях составления композиции осеннего пейзажа Задачи: Образовательные:.
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по рисованию в подготовительной группе «Сова» Цель: — расширить представления детей о птицах отряда совообразных; — дать расширенное представление об их характерных особенностях; — показать.
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по рисованию в подготовительной группе «Золотая рыбка» Цель: • Формировать умение детей изображать образы крупно, на всей плоскости листа, соблюдать пропорциональность между частями изображения;.
Конспект НОД по декоративному рисованию «Роспись силуэтов посуды по мотивам гжельской росписи» в старшей группе Конспект НОД по декоративному рисованию «Роспись силуэтов посуды по мотивам гжельской росписи» в старшей группе. Программное содержание.
Конспект НОД по декоративному рисованию в старшей группе «Роспись кувшинчиков хохломской росписью» Конспект НОД по декоративному рисованию в старшей группе «Роспись кувшинчиков хохломской росписью» Программное содержание: Образовательные.
Конспект образовательной деятельности по рисованию «Лыжник» в подготовительной группе Цель: — продолжать учить рисовать фигуру человека в движении, передавать характерные особенности, соблюдать пропорции. Задачи: — учить.
Конспект образовательной деятельности по рисованию в подготовительной группе на тему: «Космический пейзаж» Задачи: 1. Учить детей самостоятельно создавать различные образы в рисовании. 2. Учить видеть красоту созданного изображения. 3. Расширять.
Конспект ООД по декоративному рисованию в подготовительной группе «Роспись дымковского индюка» Конспект ООД по художественно-эстетическому развитию (декоративное рисование) в подготовительной группе Амина Керимова Тема: «Роспись.
Источник
Занятие 1. Жостовская роспись. Рисование каймы для подноса
♦ Цель. Различать новый вид народного искусства — роспись жостовских подносов. Выделять некоторые характерные признаки: металлические расписные подносы разной формы, черного цвета, украшенные цветами, фруктами, сюжетными сценками.
Учить выделять средства выразительности: элементы узора, их цвет, типичные сочетания, кайма.
Учить составлять узор на полосе, чередовать легкие завитки, рисовать концом кисти.
♦ Материал. Жостовские подносы, иллюстрации № 30, 31 из учебно-наглядного пособия, открытки, диапозитивы.
Бумага черного цвета размером 5×25 см, по два-три листа на каждого ребенка, лист для упражнений, гуашь.
# Ход занятия. Выставка жостовских подносов и их изображений.
Показать красоту жостовских подносов, которые создают мастера из села Жостово недалеко от Москвы. На фабрике каждый занят своим делом. Одни мастера штампуют из металла подносы разной формы (круглые, овальные, квадратные, треугольные, фигурные, гитарные, фестончатые). Другие мастера покрывают их черным лаком, хотя бывают подносы красные, зеленые, синие. Расписывают подносы художники. На каждом подносе нарисованы красивые цветы: это может быть букет в середине подноса (как будто смотришь на него сверху), гирлянда или веточка, расположенная на подносе слева или справа.
Спросить: у кого дома есть жостовские подносы, какой они формы, чем они украшены, для чего нужен дома поднос?
Рассмотреть разные подносы и назвать цветы, на какие они похожи (розы, ромашки, маки, ирисы, незабудки), показать листья, травку.
Мастера — жостовские художники — для своих подносов придумывают очень красивые названия: «Цветы осени», «Садовые цветы», «Венок», «Лето».
Кроме цветов, на подносах рисуют фрукты, ветки рябины, сюжетные композиции — пейзажи, чаепитие и др. (показать иллюстрации, открытки или диапозитивы, если есть).
О жостовских подносах написаны песни, стихотворения.
В тиши родного края, Под сенью сосен древних Живет одна простая Российская деревня.
Проснется спозаранку В любую непогоду И стелет самобранку Для праздника природы.
Рассмотреть кайму на подносах: на маленьких — ровная тонкая золотая линия, на других — маленькие завитки, как в хохломской росписи, но на каждом подносе по-разному, сравнить две каймы.
Предложить детям на каждой полоске нарисовать кайму: прямая линия, завитки в одном направлении, завитки в разных направлениях (рисуют около 10 минут).
Показать движение завитка в воздухе, попробовать на листе для упражнений. Показ воспитателя одного из вариантов — мелом на доске.
Дети рисуют две-три каймы.
В конце занятия рассмотреть одинаковые полоски, выложить их по краю или вокруг подноса, выбрать самые легкие, тонкие, ажурные.
Задание 2. Жостовская роспись. Рисование узора для маленького подноса
А Цель. Учить рассматривать жостовские подносы, выделять элементы узора: цветы, бутоны, листья, травку. Видеть сочетания цвета и оттенка, композицию на маленьких подносах.
Составлять узор на круге, строить его на веточке слева или справа, располагая на нем большой цветок, несколько маленьких, бутоны, листья. Учить рисовать двойной мазок — цвет и оттенок на кисть.
# Материал. Жостовские подносы разной формы и вели
чины и маленькие — с веточками, расположенными спра
ва или слева, иллюстрации № 30, 31 из учебно-наглядного
пособия.
Бумага черного цвета диаметром 20 см, лист для упражнений, гуашь.
# Ход занятия. Выставка жостовских подносов, таблиц.
Вызвать у детей чувство радости, восхищения от восприя
тия подноса, необычных букетов. Жостовские художники
рисуют все цветы по-своему, нигде нет таких, но они не
много похожи на наши знакомые цветы. Какие цветы мож
но узнать? (Розы, ромашки, маки, незабудки, ирисы.)
На черном подносе рисуют сначала пятна цветов и листьев, их силуэт называется «подмалевок», потом «тенеж-ка» — рисуют самые темные цвета — тени, сверху накладывают яркие цвета — это «прокладка», а потом «бликов-ка» — блики, оживки, цветы становятся как настоящие. Последними наносят штрихи, стебельки, усики — называется «чертежка», «привязка».
Такие слова говорят художники, пока постепенно созда
ют свой букет. « ,
Рассмотреть небольшие подносы, обвести рукой узор, выделить его построение: веточка слева или справа, внизу большой цветок, потом цветы поменьше. Сравнить подносы, найти различие (бутоны, листья и травка, усики, штрихи).
Предложить детям придумать узор для своих подносов, выбрать цветы, листья, бутоны, цвет. Уточнить последовательность рисования.
Показать, как нарисовать лепестки сразу двумя цвета-
ми (цвет и оттенок): белый и красный, белый и синий, зеленый и желтый. Опустить кисть в красную краску, снять лишнюю, а потом на кончик набрать белой и нарисовать мазок на листе для упражнений, нарисовать мазки другого цвета на выбор. Дети составляют узор. Последней рисуют кайму — тонкую линию по краю золотого цвета — желтого.
В конце занятия рассмотреть все подносы, выбрать самые яркие, веселые, как будто на них луч солнца упал и высветил все цветы.
В садах никто не сможет Собрать таких букетов. На сон цветной похожи Живые самоцветы.
Примечание. В уголок изобразительной деятельности положить бумагу в форме подносов разного размера (большие, маленькие), предложить составить узоры для кукол.
Занятие 3. Жостовская роспись. Аппликация. Украшение подноса (коллективная работа)
Д Цель. Видеть красоту жостовских подносов, необычность цветов, листьев. Знакомить с вариантами композиции: цветы в букетах, гирлянды.
Составить коллективную работу, вырезать большие и маленькие цветы, листья, передавая их форму, сочетание цвета и оттенка. Учить вырезать цветы из квадрата, сложенного в 4, 5, 6 раз, листья из бумаги, сложенной гармошкой. Учить вместе составлять композицию, выделяя середину, сочетая большие и маленькие цветы, затем наклеить. ♦ Материал. Жостовские подносы, иллюстрации № 30, 31 из учебно-наглядного пособия, открытки, диапозитивы.
5 Народное искусство и детское творчество
Бумага черная в форме подноса (круглый, прямоугольный или с фестонами — по выбору детей) формата А1, наборы цветной бумаги, ножницы, клей.
А Ход занятия. Выставка жостовских подносов и их изображений.
Рассмотреть цветы, назвать, на что они похожи, сочетание цвета и оттенка. Обвести на подносе букет цветов, показать, что форма букета зависит от того, на какой форме подноса ее нарисовали. Показать варианты расположения цветов. Выбрать композиции для подносов.
Уточнить способы вырезывания цветов, к показу привлечь детей, затем сделать прорези в лепестках и приклеить на круг такой же величины, сочетая цвет и оттенок (на розовый — красный, на красный — розовый и т. д.). Дети выбирают бумагу, цвет и оттенок, величину, полоски для листьев. Они вырезают два-три цветка, кто сколько успеет, и листья из одной полоски (четыре — шесть), затем раскладывают их на подносе, выбирают композицию: сначала большие цветы, вокруг цветы поменьше, между ними листья. Затем все наклеивают. Подносов может быть от одного до трех, в зависимости от количества детей в группе, от величины подноса.
Воспитатель помогает детям расположить цветы, чтобы все были рядом, а между краем и букетом было свободное пространство (черный коридор).
В конце занятия выбрать самые красивые цветы, самый яркий букет.
Подносы поставить в группу или представить на выставке.
Примечание. Необходимо четко определить время на занятии для вырезывания (примерно 10 минут).
В свободное время можно дополнить украшение подносов, вырезать мелкие детали (травинки, цветочки, бутоны).
Дата добавления: 2019-02-13 ; просмотров: 317 ; Мы поможем в написании вашей работы!
Источник