статья на тему «История возникновения рисунка»
В данной статье описывается история возникновения рисунка как вида искусства, понятие графических терминов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
istoriya_vozniknoveniya_risunka_statya.docx | 31.19 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное образовательное учреждение
городского округа Перевозский Нижегородской области
«Детско-юношеский центр г.Перевоза»
«История возникновения рисунка»
педагог д/о высшей категории Пузрова Н.В.
История возникновения рисунка
Рисунок и отпечаток на листе бумаги (в древности – на папирусе, на пергаменте) называют графикой. Графика включает рисунок и печатные художественные произведения (гравюру, литографию и др.), основывающийся на искусстве рисунка, но обладающий собственными изобразительными средствами и выразительными возможностями. Термин «Графика» первоначально употреблялся лишь применительно к письму и каллиграфии. Новое значение он получил в конце 19 — начале 20 вв. всвязи с бурным развитием полиграфии и распространением каллиграфически чёткого, контрастного, линейного рисунка, наиболее удобного для фотомеханического воспроизведения в книге и журнале.
Такое понимание графики в дальнейшем было расширено. Кроме контурной линии, графика использует штрих и пятно, также контрастирующие с белой (реже цветной или чёрной) поверхностью бумаги — основного материала графики. Сочетанием тех же средств могут создаваться тональные нюансы. Графика не исключает и применения цвета. Наиболее общий отличительный признак графики — особое отношение изображаемого предмета к пространству, роль которого во многом выполняет фон бумаги, «воздух белого листа», по выражению советского мастера графики В. А. Фаворского. Пространственное ощущение создают не только не занятые изображением участки листа, но часто (например, в рисунках акварелью) и проступающий под красочным слоем фон бумаги. При этом связанное с плоскостью листа графическое изображение носит и в известной мере плоскостной характер(7, с. 5)
Рисование зародилось в глубокой древности во времена, когда человек начал запечетлевать на стенах пещер сцены охоты при помощи древесного угля и земляных пигментов. Древние египтяне первыми стали использовать ручки, изготовленные из заточенных тростниковых палочек и чернила из измельченной земли, чтобы рисовать иероглифы на листах папируса. Однако все эти ранние рисунки носили символический характер.
Так продолжалось до наступления периода греческого классицизма. Тогда художники начали изображать реалистические пейзажи, разрабатывать концепции пропорций, пространства и объема, которые до сих пор являются классическими основами искусства рисования.
В период Средневековья работа художников была тесно связана с Христианской церковью, которая требовала отказа от объемных и реалистичных изображений и одобрялла только символические образы. Всё изменилось с расцветом Ренессанса, в период между 14 и 16 веками. Термин «ренессанс» означает «Возрождение». В эту новую эру на смену догматам Средневековья вновь пришел интерес к классическим идеалам греческого и римского искусства. Рисование стало одним из основных направлений в искусстве. Предметом пристального и внимательного изучения стали анатомия, пропорции и видение перспективы, а учеников поощряли рисовать с натуры или копировать работы старых мастеров.
Всплеск художественной активности сопровождался появлением большого количества инструментов и материалов для рисования. Уголь и мел применялись при выполнении крупных изображений. Посеребреный стержень — прообраз графитового карандаша — использовался для создания набросков. Посеребреное перо представляло собой серебряную проволоку, вставленную в деревянную рукоятку. Им выводили изящные линии на бумаге, обработанной гипсом и мелом. Рисунки ручками и чернилами выполнялись на бумаге различных тонов, часто дополнительно оттенялись белым мелом.
В этот благодатный период творческого расцвета в мире появились величайшие художники, перед искусством которых мы преклоняемся и сегодня. Среди них Леонардо да Винчи (1452-1519), Микеланджело (1475-1564), Рафаэль (1483-1520), Альбрехт Дюрер (1471-1528), Ганс Гольбейн (1497-1543).
В период раннего Ренессанса (начало 15 века) рисунки были линейными, с четкими контурами, основное внимание уделялось точности исполнения деталей. Но к наступлению позднего Ренессанса (конец 15- начало16 века) художники постепенно отошли от строгих традиций — поиски новых форм самовыражения привели к большей свободе, и многие из них отказались от тщательной прорисовки деталей. Формы стали размытыми, порой преломленными, рисунки наполнились светом, пространством и воздухом.
К 17 столетию рисунок наконец-то стал самостоятельной и признанной формой художественного выражения, а не просто дополнением к живописи. Техники простой и перекрестной штриховки, а также яркой эффект чиароскуро (контраст темного и светлого), использование мастерами Возрождения, позволили привнести в этот художественный жанр свободу и смелость. Голландия подарила миру нескольких великих мастеров, в том числе Рембрандта (1606-1669) и Клода Лорейна (1600-1682), создавших множество прекрасных рисунков, выполненных ручкой и чернилами, а также кистью и акврельными красками.
В 18 веке центром художестенных инноваций стала Франция. Появление графитового карандаша способствовало увеличению популярности рисунков, поскольку позволило прорисовывать более тонкие линии и оттенки без необходимости обращаться к чернилам. Антуан Ватто (1684-1721) работал в светлой и утонченной манере, следуя идеалам рококо, требующим грации и изящества исполнения. Популярность приобрела и пастель. Ее наиболее известными почитателями стали Розальба Кариера (1674-1757), Жан-Батист Шарден (1699-1779) и Квентин де ла Тур (1704-1788).
Новый виток возрождения классических традиций произошел в первой половине 19 века во Франции. Жан Августин Доминик Энгр (1780-1867), бесспорно величайший мастер эскиза своей эпохи, выполнил карандашом множество портретов и эскизов.
И тем не менее к середине 19 века многие французские художники стали отходить от строгих канонов классицизма. Эжен Делакруа (1798-1863) стал лидером романтического движения. Его рисунки, выполненные ручкой и чернилами, наполнены энергией, стремительностью, а прерывистые линии передают его отношение к сюжету.
Оноре Домье (1808-1879) принадлежал к группе художников-реалистов, которые пренебрегли историческими сюжетами и обратились к изображению окружающей их обыденной жизни. Рисунки Дамьера наполнены юмором, сатирой и глубоким сопереживанием своим персонажам. Он использует уголь, ручку и чернила, чтобы усилить и подчеркнуть акценты, демонстрируя тем самым остроту своего восприятия окружающей действительности.
20 век стал символом прорыва в художественном творчестве и знаменуется огромным разнообразием способов художественного выражения. Стоит упомянуть хотя бы несколько ярких имен. Пабло Пикассо (1881-1973), чья продуктивная деятельность подарила миру множество стилей, сюжетов и техник. Анри Матисс (1869-1954), мастерски использовавший в своем творчестве каллиграфические линии. Джорджио Моранди (1890-1964), сумевший достичь вершины мастерства в использовании света и тени, создаваемых при помощи простой и перекрестной штриховки. Дэвид Хокни (род. в 1937 г.) под влиянием которого начал развиваться интерес к цветному карандашу, превратившемуся из детской забавы в необходимый для профессионалов инструмент. Применив техники простой и перекрестной штриховки, Дэвид Хокни отражает тончайшие оттенки и цветовые переходы.
Графика пейзажа очень изменилась. Она трансформировалась из простого наскального рисунка в полотна великих мастеров, которые ничуть не уступают действительности. Художники обращаются к непосредственному изучению натуры, строят пространство в картинах, основываясь на принципах научно разработанной линейной и воздушной перспективы, пейзаж у них становится реальной средой, в которой живут и действуют персонажи.
Неисчерпаемое многообразие природы породило в изобразительном искусстве различные виды пейзажного жанра. Рассмотрим их:
1. В сельском пейзаже художника привлекает поэзия деревенского быта, его естественная связь с окружающей природой.
2. Городской пейзаж отличается рационально организованной руками человека пространственной средой, включающей в себя здания, улицы, проспекты, площади, набережные.
3. Морской пейзаж — марина (от итальянского marina, от латинского marinus — морской) — произведение живописи или графики, изображающее морской вид, сцену морского сражения или иные события, происходящие на море. В качестве самостоятельного вида пейзажной живописи марина выделилась в начале 17 века, в Голландии.
4. Архитектурный пейзаж близко соприкасается с городским. Разница между ними заключается лишь в том, что в архитектурном пейзаже художник главное внимание обращает на изображение памятников архитектуры в синтезе с окружающей средой.
5. В индустриальном пейзаже художник стремится показать роль и значение человека-созидателя, строителя заводов и фабрик, плотин и электростанций, ажурных конструкций вокзалов и мостов, паутин железнодорожных линий.
6. Каждый пейзаж художник трактует по-своему, вкладывая в него определенный смысл. Так, пейзаж, в котором природа представляется величественной и недоступной для человека, можно назвать героическим.
В нем изображаются высокие скалистые горы, могучие деревья, спокойная гладь вод и на этом фоне — мифические герои и боги.
7. Пейзаж-картина, предназначенный для украшения здания, обычно выполняется так, чтобы дополнить архитектуру, сделать ее выразительнее. Эта служебная функция пейзажа заставляет художника сочинять и стилизовать природные мотивы, заботясь не столь о реалистической трактовке изображаемого, сколько о красоте группировки пейзажных элементов, о соответствии их формы стене. Естественно, что и цветовой строй такой композиции условный, отвечающий целям украшения, отчего пейзаж стал называться декоративным.
8. В пейзажном жанре находят свое косвенное воплощение исторические события, о которых напоминают изображенные архитектурные и скульптурные памятники, связанные с этими событиями. Такой пейзаж называют историческим. Он оживляет в памяти давно минувшее и дает ему определенную эмоциональную оценку.
9. Величавые картины природы, полные внутренней силы, особой значимости и бесстрастного спокойствия характерны для эпического пейзажа.
10. В пейзаже порой запечатлевается бунтарское начало, несогласие с существующим порядком вещей, стремление подняться над обыденным, изменить его. Грозовые тучи, клубящиеся облака, мрачные закаты, буйство ветра — мотивы романтического пейзажа.
- Бесчастнов Н.П. Графика пейзажа: учебное пособие. — М: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2012.-301 с.
- Ефанов В.П. Живопись. Рисунок. — М.: Союз художников РСФСР, 1989, 101с.
- Кирцер Ю.М. Рисунок и живопись: учебное пособие. – М.: Высшая школа, 2007. – 271с.
- Ли Н.Г. Рисунок. Основы учебного академического рисунка: Учебник. — М.: Изд-во Эксмо, 2005. — 480 с., ил.
- Материалы и техники рисунка: учебное пособие/Инс-т живописи, скульптуры и арх-ры имени И.Е. Репина; под ред. В.А.Королева — 2 е изд.- М.: Изобразительное искусство. 1984,- 96с
- Ростовцев Н.Н. Академический рисунок. — М.: Просвещение, 1995, -125с.
- Сенин В.П., Коваль О.В Школа рисунка карандашом. — ООО «Книжный клуб», 2007. — 110с.
- Фёдоров-Давыдов А.А. О нашей пейзажной живописи//Рисунок и советское искусство. – М, 1975.
Источник
История рисунка
Принято считать, что история рисунка началась с истоков происхождения человека. Первой живописи на старинных скалах более 10 тысяч лет. Такова природа человеческая, что даже с древности мы стремимся выразить свои мысли и чувства посредством рисунков. Чтобы вникнуть в природу создания рисунка, важно знать его историю, чтобы приобщиться к становлению живописи.
Пик развития и совершенствования рисунка приходится на эпоху Возрождения. Именно в это время была разработана уникальная техника рисунка. В 14 веке художникам приходилось работать на износ. Они не справлялись со всеми заказами. Обустраивались многочисленные мастерские, в которых трудились десятки помощников художников. Как только основная работа была готова, наброски уничтожались. Если бы наши предки знали, что сейчас эти наброски являются для нас невероятно ценным наследием, то они бы не поступали столь неосмотрительно.
В это же время рисунки служили предварительными набросками для портретов. Если какому-то великому живописцу заказывали портрет, то сначала он предлагал несколько вариантов рисунков, из которых выбирался окончательный.
Рисунки в древности
Рисунки в древности представляли собой пиктограммы, в которых был выражен графический способ передачи мысли. Напомним, что еще до того, как появилась письменность, и даже до того, как люди стали свободно выражаться в устной форме, рисунки помогали им общаться между собой. Позже графические рисунки применялись как средство отправки писем. До сих пор такие пиктограммы не всегда получается расшифровать.
Не взирая на тот факт, что рисунки древности не способны в полной мере передать очертание и свойства предмета, они дают нам визуальное восприятие предметов, которые мы уже не сможем лицезреть в современном мире. Например, всем известный Софийский собор, был полностью восстановлен по сохранившимся рисункам.
История рисунков на Руси
На Руси рисунки больше напоминали графические изображения. Многие из них сегодня используются в учебниках истории. Рисование доверялось только художникам, или, как их еще называли, чертежникам. Они могли изготовить чертеж станков, пушек и других сооружений. В дальнейшем рисунки на Руси стали больше отражать национальный колорит. Большинство идей графики использовалось для нанесения их на ткани. Так началось развитие национальной одежды.
Рисунки карандашом
Первооткрывателями карандашного рисунка стали художники Тернер, Констабел, Делакруа. Изначально они отдавали предпочтение больше архитектурной живописи. Среди их работ можно найти множество примеров с изображением соборов, старинных жилых кварталов и другие. Но не становились менее популярными портреты. Они были невероятно реалистичными. Если сегодня карандашные портреты считаются редкостью, поскольку не каждый художник берется за такое дело, то в древности портреты карандашом были практически в каждом доме. Не удивительно, что сегодня, при наличии современных гаджетов – фотографий и видеосъёмки, мы уже не обращаем внимания на искусство портретистов.
Становление живописи и письменности началось с появления первых рисунков. Это неоспоримый факт, доказанный историками. Именно рисунки в древности служили средством передачи собственных мыслей и чувств. Только благодаря рисункам мы теперь можем узнавать много нового о наших предках, о том, как они жили, как строили свой быт.
Источник
История рисования
«История рисования».
Искусство – это величайший труд, и ценится он в наше время очень сильно. А особенно – художественное искусство. И это хотя бы потому, что раньше, много веков назад, искусство не так ценилось. Только самые талантливые были одарены и жили богато. А те, кто писал картины и творил своей личное, очень необычное искусство, не всеми воспринимались всерьез. Так как богатые люди, а также, аристократы думали лишь о том, что выглядит роскошно, и воспринимали только те картины, имеющие возможность быть восприняты другими, как символ богатства.
Такова жизнь, что наша история охватывает не только самые разные события нашей жизни, именующиеся военными действиями. Ведь история также охватывает все моменты, касающиеся и живописи, и пейзажей, и всего, что касается истории рисунка. Ведь рисунок, как отдельный вид искусства появился не так уж мало лет назад. Он появился еще давно, когда только люди начали осваиваться на этой земле. Но если говорить об искусстве рисунка как о чем-либо завершенном, то можно с точностью сказать о том, что история рисунка охватывает около тридцати тысяч лет человеческой жизни.
Первые рисунки – это всем известные странные, и поначалу непонятные наброски, иероглифы, начерченные на стенах пещер и скал. Именно в те времена, когда человек еще не был современным, а только начинал к этому путь. Эти первые рисунки были нарисованы, а если быть точнее – то нашкрябаны на чем-либо, имеющим твердую и устойчивую поверхность.
Также, были установлены специальные даты, говорящие о том, что человек стал рисовать наскальные рисунки за 10 тысяч лет до нашей эры. Это были именно наскальные рисунки. Естественно, были произведены нужные раскопки и экспедиции.
Вообще, если углубиться в творчество известных нам художников, можно вскоре понять, что те самые знаменитые всему миру художники, никак не могли успевать сделать столько заказов, поступающих им от других людей, их заказчиков. А именно потому они создавали специальные мастерские, где нанятые ими люди должны были делать эскизы, а также самые различные наброски на тему, нужную тому самому знаменитому художнику, например, такому, как Микеланджело или же другому художнику эпохи Возрождения. Это не значит, что нанятые ими люди выполняли всю работу, они просто делали эскизы или же доделывали некоторые основные детали. Чтобы возможно было сохранить больше времени для их хозяина, так как он должен был успеть сделать все заказы.
И заказов на работу Микеланджело, к примеру, всегда было много. Например, известно, что этому художнику был однажды сделан важный заказ, который был сделан самой претенденткой на роль жены короля Генриха шестого. Это было важно, так как этот портрет должен был понравиться королю, чтобы та могла стать его женой, королевой Англии. Это был щекотливый заказ, все-таки сделанный Микеланджело.
Также, хорошо известные истории все о портретных рисунках. Это очень интересная часть в истории рисунка. Так как содержит в себе много известных фамилий, таких как Ватто, Джованни Баттиста Тьеполо и другие. Именно эти фамилии внесли просто незабываемый вклад в историю рисунка, да и вообще в историю целиком. Портретный рисунок впервые стал так известен и популярен только в 18в. Это время прославилось своими необычными творениями. Люди стали по-другому воспринимать свое лицо, а значит, и красоту в целом. Джованни Баттист Тьеполо прославился как художник, увлекающийся именно таким рисунком. Он умел несколькими штрихами закончить свое искусство, но сделать это так, что просто потом невозможно забыть.
Источник