Значение рисования для маленьких
И.А. Галкина (к.пс.н.)
Рисование является одним из самых интересных видов творческой деятельности детей дошкольного возраста. «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок» — пишет В. А. Сухомлинский. Рисуя, ребенок развивает себя как физически, так и умственно, так как функционирование мелкой моторики напрямую влияет на работу мозга. Хорошо рисующие дети логичнее рассуждают, больше замечают, внимательнее слушают. Занятия изобразительным искусством тренируют кисть и пальцы ребенка, что создает благоприятные условия для становления навыка письма. Создание образов и фантазий способствует развитию логического и пространственно мышления, развитию ассоциативного мышления, необходимых при освоении математики. Известный педагог И. Дистервег считал: «Тот, кто рисует, получает в течение одного часа больше, чем тот, кто девять часов только смотрит». По мнению ученых, детское рисование участвует в развитии и согласовании межполушарных взаимоотношений, поскольку в процессе рисования задействовано как конкретно-образное мышление, связанное в основном с работой правого полушария мозга, так и абстрактно-логическое мышление, за которое отвечает левое полушарие.
Будучи связанным с важнейшими психическими функциями – зрением, двигательной координацией, речью и мышлением, рисование не просто способствует развитию каждой из этих функций, но и связывает их между собой.
Во время рисования ребенок развивает мелкую моторику, тренирует память и внимание, учится думать и анализировать, фантазировать, соизмерять и сравнивать. У детей благодаря занятиям рисованием формируется связанная речь. Рисование участвует в конструировании зрительных образов, помогает овладеть формами, развивает чувственно-двигательную координацию. Дети постигают свойства материалов, обучаются движениям, необходимым для создания тех или иных форм и линий. Все это приводит к постепенному осмыслению окружающего, развиваются эстетические чувства и способности ребенка.
Для умственного развития детей имеет большое значение постепенное расширение запаса знаний на основе представлений о разнообразии форм пространственного расположения предметов окружающего мира, различных величинах, многообразии оттенков цветов. Формирование представлений о предметах требует усвоения знаний об их свойствах и качествах, форме, цвете, величине, положении в пространстве. Дети определяют и называют эти свойства, сравнивают предметы, находят сходства и различия, то есть производят умственные действия. Таким образом, изобразительная деятельность содействует сенсорному воспитанию и развитию наглядно-образного мышления.
Усвоение и название форм, цветов и их оттенков, пространственных обозначений способствует обогащению словаря; высказывания в процессе наблюдений за предметами, при обследовании предметов, построек, а также при рассматривании иллюстраций, репродукций с картин художников положительно влияют на расширение словарного запаса и формирование связной речи.
Дошкольники в процессе рисования овладевают многими практическими навыками, которые позднее будут нужны для выполнения самых разнообразных работ, приобретают Ручную умелость, которая позволяет им чувствовать себя более самостоятельными. Если ребенок регулярно занимается рисованием, то у него воспитываются такие черты как усидчивость, внимательность, терпение, аккуратность, умение планировать процесс работы, которые очень важны при начале школьного обучения.
Важное значение изобразительной деятельности заключается также и в том, что она является средством эстетического воспитания. Непосредственное эстетическое чувство, которое возникает при восприятии красивого предмета, включает различные составляющие элементы: чувство цвета, чувство пропорции, чувство формы, чувство ритма. Для эстетического воспитания детей и для развития их изобразительных способностей большое значение имеет знакомство с произведениями изобразительного искусства. Постепенно у детей развивается художественный вкус.
Рисование также даёт возможность свободно выражать свои эмоции, мысли и ощущения. Рисуя, малыш получает радость и удовольствие, а ещё удовлетворение от своей работы и от самой жизни, поэтому рисование полезно детям для разгрузки, снижения эмоционального и психологического напряжения.
Советы родителям по организации изобразительной деятельности детей
- Для знакомства ребенка с миром художественного творчества рекомендуется использовать карандаши и краски. Обратить внимание стоит на выбор карандашей для детей. Они должны быть достаточно мягкими, чтобы оставлять следы даже при незначительном усилии. Краски желательно приобрести ярких оттенков, обязательно иметь разного размера кисти. Так как при рисовании фломастерами ребенок не может контролировать силу нажима, поэтому не рекомендуется их использовать. Здесь важная роль взрослого состоит в том, чтобы проследить процесс усваивания детьми различных способов работы кистью и красками: по сухому фону, по влажному фону, способом размывки. Детей учат смешивать краски с белилами (в гуаши) и разводить водой (в акварели) для получения различных оттенков цветов; использовать разные способы рисования и получения оттенков цвета, применять при создании изображения разные техники (простой карандаш и краски — гуашь, акварель: цветные восковые мелки и гуашь или акварель и т.п.).
- Для ребенка 4-5 лет можно не покупать альбом для рисования, а просто приобрести дешевую бумагу для принтера. В этом возрасте дети рисуют много и быстро, и этот вариант будет удобен и им, и родителям. Дошкольникам, которым в следующем году предстоит идти в школу, напротив, лучше всего купить настоящий альбом для рисования. Пусть ребенок научиться рисовать на бумаге данного формата, так он будет уверенней чувствовать себя на уроках рисования в школе.
- От начальных занятий рисования и раскрашивания зависит очень много. Если оставить без внимания то, как ребенок держит пишущий предмет, это может сказаться в дальнейшем на подготовке к школе. В первую очередь, присмотритесь правильно ли ребенок держит карандаш (кисточку). Его рука не должна быть слишком напряжена, а кисть жестко фиксирована. Занимаясь рисованием, важно иметь возможность раскованного, свободного движения. Это сделает штрихи более легкими и плавными. Обратите внимание на осанку ребенка. Необходимо сидеть прямо, одной рукой раскрашивая, а другой, придерживая лист бумаги или тетрадь с рисунком. Задача взрослого — научить малыша держать кисть и карандаш тремя пальцами (между большим и средним пальцами, придерживая сверху указательным пальцем), рука при этом до локтя лежит на столе или может быть приподнята, опираясь на рисующий карандаш (или кисть, мелок и т.п.). Рисовать карандашом нужно с разным нажимом (легко касаясь бумаги для получения светлых оттенков и тонких, легких линий и более сильно нажимая для получения яркого цвета и сильных энергичных линий). Это позволит добиваться выразительности линий и изображения, так как линия — один из основных компонентов рисунка. При рисовании кистью дети учатся вести линии всем ворсом и концом его для получения широких и тонких линий.
- Покажите ребенку, что можно раскрашивать картинки, штрихами разной длины. У самого края пусть будут совсем коротенькие, а ближе к центру – длинные штрихи. Закрашивать надо в одном направлении, без просветов, равномерно надавливая на карандаш. При рисовании обращайте внимание на адекватное использование цвета. Можно использовать упражнения: «Раскрась также», «Что бывает такого цвета».
- Сделайте «альбомы», куда будете помещать рисунки ребенка. Повесьте одну-две лучшие работы малыша на дверь или холодильник, и позволяйте ему рассказывать вашим гостям о своих рисунках.
- Для всестороннего формирования навыков по рисованию у детей проводите различные виды занятий: предметное рисование (выполнение работы с натуры), рисование по выбору, рисование по представлению, сюжетное рисование, декоративное рисование.
- Самые распространенные рисунки — это рисунки с натуры. Попросите ребенка нарисовать себя, глядя в зеркало, любимую игрушку, маму, папу. Можно использовать фотографии. Прежде чем приступить к рисованию обсудите с ребенком особенности изображаемого объекта. Если в рисунке появляются необычные детали, обязательно поинтересуйтесь, откуда они взялись. Для развития творчества детей во время рисования не стоит настаивать на достоверности изображения.
- У ребенка свое видение, свое отношение к тому, что он рисует.
- На начальном этапе обучения детей рисованию в занятия желательно включать большое количество игровых моментов, проводить обыгрывание предметов. Основные приемы подготовительного периода: показ, прием «рука в руке». В дальнейшем чаще используются приемы: частичный показ, объяснение. Применяйте нестандартные способы рисования, это очень увлекательно, интересно и полезно (например, пальчиковое рисование, рисование ладошками и др.).
Рисованию, конечно, родители могут обучать своих детей самостоятельно, используя свой собственный опыт и специальные методические пособия. Но очень полезны занятия по рисованию с детьми, который ведет профессиональный художник, художник-педагог, знающий все тонкости процесса обучения рисованию. В нашем развивающем центре «Летиция» занятия по изобразительному искусству (ИЗО и ИЗОТВОРЧЕСТВО) ведут опытные и высокопрофессиональные художники, имеющие специальную педагогическую подготовку. На нашем сайте и в здании центра «Летиция» можно увидеть замечательные рисунки наших детей.
Источник
Значение изобразительной деятельности в развитии детей 2–3 лет
Ольга Шахова
Значение изобразительной деятельности в развитии детей 2–3 лет
Значение изобразительной деятельности в развитии детей 2-3 лет
И в десять лет, и в семь, и в пять
Все дети любят рисовать.
И каждый смело нарисует
Всё, что его интересует. (В. Берестов)
Практически каждый человек, став родителем, уверен, что ребенка обязательно нужно развивать. И чем раньше, тем лучше. И чем больше. Но вот времени на занятия у современных пап и мам не всегда хватает. Поэтому и ложится основная нагрузка по формированию у малышей полезных знаний, умений и навыков на плечи воспитателей детского сада.
Именно под руководством опытных наставников дети двух-трех лет знакомятся, осваивают и продолжают путешествие в мире творчества. Важную роль в развитии ребенка играет творческая среда, которая должна стимулировать дошколенка на активную деятельность. И порой достаточно лишь подтолкнуть юного художника, чтобы он раскрыл себя в полной мере.
Ведь на самом деле один из самых увлекательных, доступных и эффективных способов самовыражения и формирования полноценной личности практически под рукой! В буквальном смысле! Это – рисование, любимейшее занятие детей!
Рисовать ребенок начинает раньше, чем говорить. Стремление творить проявляется в малышах чуть ли не с рождения, и умопомрачительные «чирканья» везде, куда упадет взгляд и достанет ручонка, тому подтверждение. И вроде как, гармонично развиваться с помощью рисования они могут вполне самостоятельно. Но воспитателям важно помнить о значимой роли рисования в развитии детей, чтобы постоянно поддерживать у ребенка интерес к творчеству. Даже если ваши художественные способности оставляют желать «намного лучшего» — научить двухлетку держать в руках карандаш или кисть и показать другие интересные способы рисования вам под силу.
Известный педагог-психолог Лев Семенович Выготский писал: «Обучить творческому акту нельзя, но это вовсе не значит, что нельзя воспитателю содействовать его образованию и проявлению».
Специалисты единодушны: если вы хотите развить, а мы знаем, что еще как хотите, у ребенка богатое воображение, скорость и гибкость мышления,усидчивость и любознательность — предоставьте необходимые материалы: карандаши, краски, баночки, бумагу и даже любые подручные средства (обои, поролон, муку, песок — чем больше вариантов вы придумаете вместе, тем лучше). Чем рисовать ребенку, зависит только от вашей фантазии – возможности нетрадиционной техники рисования безграничны!
Отсюда — еще одна существенная деталь совместного рисования – доверительный контакт с взрослым.
Большинство из нас до сих пор считает, что рисование – это, прежде всего карандаши и кисти. Но обычный способ изображения требует от малышей высокий уровень владения техникой, определенных навыков и умений. Не каждый юный художник способен продолжить дело после первых неудач. Он видит, что рисунок совершенно не похож на реальный объект. В этом случае воспитателю очень важно вовремя прийти на помощь и предложить тот вид рисования, который будет доступен даже для самых маленьких детей и их непослушных пальчиков.
Сочетание основ техник традиционного рисования и нетрадиционных техник изобразительной деятельности дает щедрые плоды, юные творцы получают настоящее удовольствие от художественной деятельности. Лишь грамотный специалист детского учреждения верно определит индивидуальные особенности и уровень, соответствующие возрасту подопечного.
Рисование для ребенка — это не просто интересное занятие. Педагоги и психологи не говорят про «талант к рисованию». По словам, Василия Александровича Сухомлинского, истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок.
Нарисовать – значит лучше понять! Ведь рисуя, юные пикассо получают новые знания об окружающей среде, тренируют память и внимание, учатся думать, фантазировать, соизмерять и сравнивать. Рисование помогает наладить и укрепить связь правого и левого полушарий мозга ребенка, поэтому оно так сильно влияет на развитие интеллекта.
Все уже наверняка и давно знают, что речевая функция также тесно связана с движением пальцев рук – с мелкой моторикой. Соответственно, у детей благодаря художественным занятиям улучшается произношение многих звуков, формируется более правильная, связанная и выразительная речь, причем, не только устная, но и письменная.
В процессе изобразительной деятельности уточняются и углубляются зрительная память и представления детей об окружающих предметах.
Рисование помогает овладеть формами, развивает чувственно-двигательную координацию. Дети постигают свойства материалов, обучаются движениям, необходимым для создания тех или иных форм и линий. Рисование поможет натренировать пальчики и ручки, и это очень хорошее упражнение для координации рук и глаз. Все виды творческих занятий при правильной организации положительно влияют на физическое развитие ребенка.
«Живописный» вид деятельности приводит к умению выходить за границы общепринятого, постепенному осмыслению окружающего, возможности запечатлеть свое присутствие в мире и взаимодействовать с ним, пробуждает интуицию и способности ребенка. К тому же, рисуя, несмышленыш каждый раз создает что-то новое, никогда ранее не бывшее, оригинальное. В наш век высоких технологий подобные качества и навыки играют огромную роль в течение всей жизни человека.
Не стоит забывать еще об одном достоинстве рисования – развитии эстетических чувств. Это подчеркивали многие художники, искусствоведы, философы, педагоги, психологи, ученые. Потребность в естественной красоте и доброте у ребенка появляется с самого раннего детства. Видеть прекрасное вокруг себя он начинает рано – в природе, жизни и деятельности человека. Задача взрослых – закреплять и совершенствовать это умение с помощью художественного творчества, вызывая яркие эмоциональные переживания.
Таким образом дошколята учатся не только восхищаться и открывать красоту окружающего мира, но и стараются удивлять, собственноручно создавая прекрасное, формируют собственные убеждения и повышают самооценку.
В дальнейшем ребенок-художник занимает активную позицию в наблюдении, выполнении работы, проявляет самостоятельность и инициативу в продумывании содержания, подборе материалов, использовании разнообразных средств художественной выразительности. Не менее важно развитие целеустремленности в работе, умения довести ее до конца.
Кроме того, психологи называют детский рисунок средством познания собственного «я», отмечая следующее свойство творчества – возможность выразить свое душевное состояние и внутреннюю свободу. Согласитесь, любому человеку становится легче переживать трудные ситуации, если он имеет возможность поделиться своими тревогами с близкими. А что делать, если тебе всего три года, и ты даже говорить толком не умеешь, не то, чтобы разобраться в своих чувствах? Конечно, рисовать! В конце концов, рисование – это отличный способ снять психологическую и физическую усталость или напряжение. Причем, в любом возрасте.
Дошкольный возраст очень восприимчив и наиболее благоприятен для развития не только психических процессов, но и образного мышления, составляющего основу творческой деятельности. Поэтому развитие детского творчества с помощью изобразительной деятельности — одна из главных задач дошкольного воспитания.
В процессе коллективной изобразительной деятельности воспитывается чувство взаимопомощи и взаимовыручки, что помогает ребенку социализироваться и учит работать в команде. Рисуя в группе, дошколята часто обращаются друг к другу за подсказкой и помощью. А в конце занятия дружно любуются работами друг друга, что способствует умению анализировать, появлению критического отношения к себе и объективной оценке труда другого человека.
В детском саду могут использоваться самые разнообразные способы и приемы рисования. Такое уникальное свойство, как креативность, развивается именно в раннем возрасте. Отличие состоит лишь в степени участия воспитателя в процессе рисования и быстроте выполнения (рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы). Каждая техника – это маленькая игра. А мы знаем, что ведущая деятельность у детей младшего школьного возраста – игровая. Таким образом, рисование, говоря научным языком, – это идеальный вид деятельности, соответствующий детским потребностям и возможностям.
Значение пения как вида музыкальной деятельности в общем развитии детей дошкольного возраста МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №11 МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ ЛЮБЕРЦЫ.
Консультация для педагогов «Роль изобразительной деятельности в познавательном развитии» Роль изобразительной деятельности в познавательном развитии Изобразительная деятельность имеет большое значение для всестороннего воспитания.
Консультация для педагогов «Значение театрализованной деятельности в развитии личности дошкольника» Театр – искусство прекрасное! Оно облагораживает, воспитывает человека. Тот, кто любит театр по настоящему, Всегда уносит из него запас.
Консультация для педагогов «Значение театральной деятельности в развитии детей дошкольного возраста» “Театр – это волшебный мир. Он дает уроки красоты, морали и нравственности. А чем они богаче, тем успешнее идет развитие духовного мира.
Использование нетрадиционных техник рисования в развитии изобразительной деятельности детей третьего года жизни Методическая разработка Тема: «Использование нетрадиционных техник рисования в развитии изобразительной деятельности детей третьего.
Значение изобразительной деятельности для всестороннего развития детей Все занятия по избирательной деятельности, кроме самого выполнения установленных учебных задач на сегодняшний день можно назвать важной.
Значение фланелеграфа в развитии игровой деятельности детей Значение фланелеграфа в развитии игровой деятельности детей Разработала воспитатель: Игнатенко Ирина Викторовна Фланелеграф — очень удобное.
Значение игровой деятельности в развитии коммуникативного поведения детей с ОВЗ Коммуникативное поведение – понятие довольно сложное. Оно во многом зависит от уровня социального восприятия и представлений ребенка, его.
Значение прогулки в развитии детей дошкольного возраста Значение прогулки в развитие детей дошкольного возраста. Прогулка в детском саду являются важнейшей составляющей образовательного и воспитательного.
Значение театральной деятельности в развитии детей дошкольного возраста Театр — один из самых доступных видов искусства для детей, помогающий решить многие актуальные проблемы педагогики и психологии связанные.
Источник