Значение рисования для детей с овз

«Влияние занятий изобразительной деятельности в работе с детьми ОВЗ»
статья по изобразительному искусству (изо)

Ценность изобразительной деятельности в том, что она помогает ребятам найти в жизни свой собственный творческий путь, помогает в профессиональном самоопределении, способствует реализации их творческих сил умений и знаний. В процессе изобразительной деятельности дети открывают мир, пробуют себя и находят свое место в нём. В сложившихся современных условиях изобразительное искусство должно играть особую роль в формировании социальных связей формирующегося человека путем вовлечения его в профессиональную, историческую, культурную традицию нашей страны. Особенно важно, для детей с ограниченными возможностями здоровья, создать содержательно — и эмоционально-насыщенную среду общения и взаимодействия, дающую им опыт собственной духовной деятельности.

Скачать:

Вложение Размер
doklad_na_27.11.19.docx 18.74 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ Багаевская СОШ №2

« Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья посредством занятий ИЗО деятельности »

Подготовила: учитель изобразительного

искусства и черчения МБОУ БСОШ №2

Горбачева Ольга Ивановна

Ст. Багаевская, 2019 г.

Ценность изобразительной деятельности в том, что она помогает ребятам найти в жизни свой собственный творческий путь, помогает в профессиональном самоопределении, способствует реализации их творческих сил умений и знаний. В процессе изобразительной деятельности дети открывают мир, пробуют себя и находят свое место в нём. В сложившихся современных условиях изобразительное искусство должно играть особую роль в формировании социальных связей формирующегося человека путем вовлечения его в профессиональную, историческую, культурную традицию нашей страны. Особенно важно, для детей с ограниченными возможностями здоровья, создать содержательно — и эмоционально-насыщенную среду общения и взаимодействия, дающую им опыт собственной духовной деятельности.

Дети с ограниченными возможностями здоровья — наиболее многочисленная категория аномальных детей. Они составляют, по данным Всемирной организации здравоохранения, примерно 1-3 % от общей детской популяции.

Изобpазительная деятельность детей с проблемами слуха, в отличие от ноpмы, имеет свои специфические особености, котоpые были детально изучены отечественными (И.И. Будницкая, А.H. Лозовая, В.С. Мухина) и заpубежными учеными (М.Д. Баpтлет, П. Лайт, К. Маховеp).

Говоря о периодизации развития детского рисования, необходимо особо отметить труды выдающегося отечественного психолога Л. С. Выготского. В своих исследованиях он вводит понятие «высшие психические функции», которое означает собственные человеческие приобретения, присвоенные индивидом в процессе его социального развития. Среди высших психических функций он выделяет процессы овладения средствами культурного развития и мышления, одним из которых и является рисование.

В процессе формирования личности значительная роль принадлежит искусству, которое формирует духовный мир человека, его морально-нравственные убеждения, определяет систему моральных и эстетических ценностей. Это особенно важно для детей, которые в силу свих недостатков, встречаются с большими трудностями при включении в мир культуры, мир духовных радостей, что затрудняет их социальную адаптацию. В процессе изображения участвуют не какая-либо отдельная функция — восприятие, память, внимание, мышление и т. д., а личность человека в целом.

Основная цель педагога — помочь детям познать окружающий мир, адаптироваться в нем, найти свое призвание и развить профессиональные умения и навыки, которые пригодятся в будущей жизни.

Как известно, человек — существо социальное. Придя в этот мир, ребенок, практически с первого вздоха, вынужден вступать в контакт с себе подобными, то есть общаться. Общение – это связь между людьми, в результате которой происходит влияние одного человека на другого. В общении реализуется потребность в другом человеке. Посредством общения люди организуют различные виды практической и теоретической деятельности, обмениваются информацией, вырабатывают необходимую программу действий, взаимно влияют друг на друга. В процессе общения формируются, проявляются и реализуются межличностные взаимоотношения. Общение играет огромное значение в развитии личности. Вне общения невозможно формирование личности. Именно в процессе общения усваивается многовековой человеческий опыт, накапливаются знания, формируются практические умения и навыки, вырабатываются взгляды и убеждения. Только в нем формируются духовные потребности, морально-политические и эстетические чувства, складывается характер. Когда же речь идёт о передаче социального и научного опыта ребенку, то есть обучения, целесообразно говорить о педагогическом общении.

Изобразительная деятельность, имеет большое значение для всестороннего развития ребенка. Она способствует не только его эстетическому и нравственному воспитанию, расширению кругозора, но и умственному развитию. Только на уроках рисования и музыки развиваются творческое и абстрактное виды мышления, то, что выделяет человека его из царства животных. Занятия рисованием и другими видами изобразительной деятельности активизируют сенсорное развитие ребенка, его моторику, пространственное восприятие, положительно воздействуют на формирование речи, игры, а в целом помогают ребенку в овладении всех школьных дисциплин.

Безусловно, что для ребенка с отклонениями в развитии, занятия, направленные на формирование его познавательной деятельности, имеют еще большее значение, чем для нормально развивающегося ровесника.

Ценность изобразительной деятельности у детей с ограниченными возможностями здоровья заключается в коррекции имеющихся нарушений средствами изобразительной деятельности. Большие трудности они испытывают при овладении письмом, особенностью этого письма может быть его зеркальность. Поэтому уроки рисования несут в себе несколько задач:

Во–первых, развитие абстрактного мышления у детей, кстати только два школьных предмета способствуют развитию этого вида мыслительной деятельности, это рисование и музыка

Во–вторых, развитие общего художественного и эстетического вкуса, воспитывают любовь к искусству, живописи, окружающему миру. Способствуют развитию общей осведомленности учащихся.

В–третьих, формируют верное пространственное восприятие, схемы собственного тела, понятий «право», «лево». Развивают мелкую моторику рук, помогают в овладении письма.

В–четвёртых, способствуют обретению веры в собственные силы и самоуважения.

В–пятых, помогают в профессиональном определении учащихся и так далее.

Без коррекционной направленности обучения специальная педагогика фактически не может существовать, поскольку она лишается своей основной специфики. В связи с этим все вопросы обучения в специальных детских учреждениях рассматриваются в аспекте основных дидактических принципов и осуществлении коррекции.

При коррекционно-педагогической работе средствами изобразительной деятельности у детей необходимо учитывать следующие принципы:

— формирование у детей представлений о том, что любое изображение — это отражение реальных предметов окружающей действительности и социальных явлений;

— учет закономерностей развития изобразительной деятельности в норме и учет особенностей становления изобразительной деятельности у детей с различными отклонениями в развитии;

— тесная взаимосвязь изобразительной деятельности с различными видами детской деятельности — предметной, игровой, трудовой и общения;

— актуальность социальной направленности изобразительной деятельности при отборе методов, приемов и содержания обучения;

— эмоциональная включенность ребенка в процесс создания изображений на всех этапах обучения;

— развитие всех сторон речи как составная часть процесса формирования изобразительной деятельности;

— процесс созданий изображений немыслим без воспитания у детей эстетической культуры и художественной выразительности.

Коррекционные занятия по рисованию способствуют тому, что:

1) у детей формируются навыки наблюдения;

2) совершенствуются приемы обследования изображаемого объекта;

3) дети овладевают специфическим восприятием – умением видеть предмет целостно, в единстве его свойств;

4) формируются полные и точные представления о предметах и явлениях окружающего мира;

5) дети не только воспроизводят увиденное, но на основе полученных представлений о предметах, явлениях реального мира создают в рисунке новые оригинальные произведения;

6) развиваются зрительная и двигательная память;

7) дети учатся изображать предметы, т.е. запечатлевать представления о нем и способе его изображения;

8) на уроках изобразительного искусства у детей в наглядно-практической деятельности совершенствуются все мыслительные операции.

Таким образом, специфика изобразительной деятельности позволяет успешно приобретать социальные навыки и духовные качества человека. Это обусловлено тем, что используются различные методы и приёмы, предполагается организация разных видов предметно-практической деятельности.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творчество — высшая форма активности, самостоятельности, способность создавать нечто новое, орегинальное.

Повышение интереса, развитие творческих способностей на занятиях объединения «Разноцветная капель» с помощью выполнения развивающих упражнений.

Выявление одаренных детей в области художественного творчества и исполнительского мастерства в изобразительном искусстве, через эффективность использование не традиционных художественных материалов и .

Познакомить детей с инновационным способом рисования осеннего пейзажа в технике «по сырому». .

В данном материале освещены вопросы актуальности занятий изобразительной деятельностью детей, корреляционная зависимость творчества и человека, кратко об анализах детских рисунков, перечислены методы .

Техника «бумагопластика» для развития творческих способностей младших школьников на занятиях изобразительной деятельностью.Журнал «Коррекционное, дополнительное и профессиональное об.

Источник

Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Главная
  • Публикации в журнале
  • Коррекционная педагогика
  • Развитие у детей с ограниченными возможностям здоровья интереса к рисованию

Развитие у детей с ограниченными возможностям здоровья интереса к рисованию

Развитие у детей с ограниченными возможностям здоровья
(ОВЗ) интереса к рисованию

Упатова Юлия Александровна

Среди различных видов деятельности (учебная, трудовая, игровая) дети с ОВЗ выделяют изобразительную деятельность и отдают ей предпочтение как наиболее интересной и занимательной. Особенно любимым является рисование, так как оно приближено к игре и доступно каждому.

Рисование, как форма деятельности включает в себя многие компоненты психических процессов и, в связи с этим его следует считать важным фактором формирования личности. Изобразительная деятельность рассматривается в разных аспектах, как средство психолого–педагогического изучения детей и, как средство определения степени умственной отсталости, то есть обучение рисованию является одним из важных коррекционных средств.

Рисование требует от ребенка проявление разносторонних качеств умения. Для того, чтобы нарисовать какой — либо предмет, его необходимо хорошо рассмотреть. Кроме того, надо определить его форму, строение, характерные детали, цвет, положение в пространстве. Требование передать в рисунке сходство с изображенным объектом заставляет ребенка подмечать в нем такие свойства и особенности, которые, как правило, не являются объектом внимания при пассивном наблюдении. В ходе целенаправленных занятий рисованием дети с ОВЗ начинают лучше производить сравнение, лучше устанавливать сходство и различие предметов, взаимосвязь между целыми и его частями. Рисование способствует развитие у детей аналитико–синтетических функций мышления.

У детей с ОВЗ отмечаются грубые нарушения познавательной деятельности. Кроме того, наблюдаются недостатки и особенности восприятия, ощущений и представлений. Все это ставит перед учителем задачу, направленную на развитие у учащихся правильного, дифференцированного восприятия предметов.

Наглядное, чувствительное знакомство с предметами и их свойствами составляет область сенсорного восприятия. Многие сенсорные недостатки свойственные детям с ОВЗ; при котором сенсорные упражнения включаются в сложные виды деятельности. По моему мнению, таким положительным эффектом обладает рисование.

Овладение умениеми и навыками рисования требует осуществления сенсорного восприятия, и само содействует такому восприятию. Это достигается путем изучения детьми величины, цвета, и структуры предметов. При этом в работу включаются зрительные, двигательные и мускульно–осязательные анализаторы. И в результате обучения нечеткие, аморфные, слабо дифференцированные восприятия детей постепенно становятся четкими, конкретными, полными.

В процессе занятия по изобразительной деятельности у детей с ОВЗ развивается наблюдательность, воображение, зрительная память, фантазия. У них формируется и уточняются многие представления, которые служат основой для усвоения знаний, получаемых в общем процессе школьного обучения. Большй запас правильных представлений позволяет учащимся позновать окружающий мир.

Особо хочу подчеркнуть роль рисования в развитии восприятия пространства и пространственных представлений.

Развитие у детей восприятия, представления и психических процессов невозможно без активного участия мышления. Анализ, синтез, сравнение, планирование и некоторые другие умственные действия во время рисования обеспечивают правильное выполнение задания.

Все, что следует передать в рисунке, должно быть не только правильно воспринято и осмыслино. Необходимы еще и специальные графические умения; умение владеть рукой, подчинять движения контролю руки и глаза, правильно пользоваться карандашом, кистью, красками.

На пути к развитию таких умений имеются существенные препятствия: значительные нарушения координации движений, недоразвитие мышщ пальцев и кисти руки. В процессе занятий рисованием указанные недостатки сглаживаются. Этому способствуют специальные упражнения, которые предусматривают выработку согласованной, координированной деятельности анализаторов; эти упражнения в значительной мере развивают глазомер ребенка, приучает руку к сознательным и точным движениям, (придают ей гибкость и твердость). Зрительные, осязательные, кинестетические ощущения и восприятие позволяют осуществлять контроль за направлением и качеством движения. В результате создаются благоприятные условия для развития навыков письма и рисования (графомоторных навыков).

Под воздействием занятий рисованием происходят существенные изменения в поведении детей с ОВЗ. Они становятся более сдержанными, собранными, внимательными, аккуратными. Их деятельность приобретает осознанный, мотивированный и целенаправленный характер. У детей с ОВЗ развивается самостоятельность и настойчивость в достижении цели. Следовательно, рисование, как организующее средство должным образом сказываются и на эмоционально–волевой сфере детей.

Чтобы получить положительный результат в развитии и воспинании детей с ОВЗ в процессе изобразительной деятельности, необходимо соблюдать определенные психолого–педагогические условия, а именно: использование рациональной методики и коррекционных примеров, что помогает создать специальные организации, учебной работы на уроках рисования. Заинтересованность, привитие интерес к рисованию – есть одна из главных задач работы, так как при наличии интереса ребенок усиленно наблюдает за предметом и явлением, самостоятельно их анализирует, начинает задавать вопросы, пытается сделать простейшие выводы.

Для решения этой задачи осуществлялась работа в три периода, так как невозможно определить временные рамки улучшения графо-моторных навыков у детей с ОВЗ.

В первом периоде : Обеспечение и усвоение детьми с ОВЗ необходимых исходных знаний, умений и речевых средств.

Во втором периоде : Формирование положительного отношения к рисованию.

В третьем периоде : Осуществление формирования собственного интереса к рисованию в процессе специальной организованной деятельности.

ПЕРВЫЙ ПЕРИОД,

Очень важно воспитывать у ребенка начальные формы сенсорных процессов (ощущение, восприятия, представления), а также научить его концентрировать свое внимание на определенныхсвойствах предмета. Важной предпосылкой для развития интереса к рисованию – это наличие у школьника «ручной умелости», так как слабые технические умения являются серьёзным тормозом. Поэтому в организации практических занятий «с карандашом в руке», необходимо научить детей выполнять самые простейшие, элементарные графические действия, использовав при этом упражнения игрового характера, индивидуального разнопланового и красочного материала.

Упражнения: «Намтаем клубок», «Дождик кап – кап», «Веселые дорожки», «Бусы для мамы», и т.д., впоследствии ознакомление детей с кистью и красками, проделывала эти упражнения только с кисточкой. Также перед детьми ставились дидактические задачи сенсарного характера, связующую с указанием предмета и его различиям по разным признакам.

Предлагались детям дидактические игры и следующие упражнения:

  1. Восприятия формы «сделай картинку».
  2. Восприятие цвета «Найти цветок бабочки».
  3. Восприятие велечины «Построй башню».
  4. Восприятие пространства и ориентировки в нем «Дом для матрешки».

Это обеспечило необходимый минимальный уровень познавательных и графических средств и дало возможность перейти к следующему этапу формирования интереса, к изобразительной деятельности.

ВТОРОЙ ПЕРИОД:

Чтобы вызвать у ребенка положительное отношение к деятельности рисования, проводилась вводная беседа, в ходе которой учащийся знакомился с объектом изображения и содержанием предстоящей работы. Объектом изображения брались знакомые ребенку предметы: машинка, кран, пирамидка, домик, башенка, так как это вызывает радостные отношения к игрушке.

Существенное значение в плане мобилизации активности занятия детей имеет цвет изображаемого предмета и его частей. Поэтому в качестве натуры модели очень хорошо использовать конструктор. Этот разноцветный предмет сильно привлекает к себе внимание, в результате чего ребенок испытывает положительные эмоции, желание приступить к работе. Кроме того у детей с ОВЗ появляется желание рассмотреть деталь предмета; т.е. активизируется аналитическая деятельность, что способствует преодолению трудностей, связанных с передачей формы. Модель конструктора, или тругого объекта должна быть выбрана в соответствии с графическими возможностями ребенка. Поэтому, что непосильная или легкая работа теряет свое коррекционное значение, что естественно, отрицательно сказывается на формировании интереса к рисованию.

Заинтересованность педагога в работе детей и в их успехах, способствует веры в свои силы к возможности рисовать лучше. Были моменты, когда детиназывали то, что хотели рисовать. Внимание и доброжелательность, спокойный тон, своевременная помощь, положительная оценка деятельности имеет большое значение, и вызывают со стороны ученика ответные чувства и стремление выполнять наилучшим образом предложенное занятие.

Все эти мероприятия создали психологические предпосылки к формированию у детей интереса к изобразительной деятельности и явились эффектным способом коррекции отношений в развитии.

ТРЕТИЙ ПЕРИОД,

Третий период педагогической работы — был посвящен формированию позновательной активности у детей с ОВЗ. Занятия строились так, чтобы побуждать детей с ОВЗ к продуктивным интеллектуальным операциям, используя при этом внутреннюю и внешнюю активность учащегося. В этом случае будет обеспечен коррекционно – развивающий характер самого процесса изображения. Кроме того, у детей с ОВЗ возникает позновательный интерес.

Создавались условия для ориентировачно – иследовательской работы учащегося: систему действий, где включается не только словесно – зрительная, но и двигательно – осязательное ознакомление с предметами. Подбиралось такое содержание учебного материала, которое бы позволяло ребенку при активной помощи учителя и самому учавствовать в анализе предмета, в создании его образа.

Например:

На уроках рисования с натуры использовола специально разборные модели из цветных элементов (конструктор) и разнообразных игрушек, которые легко разбираются (матрешка).

На уроках декоративного рисования использовала маленькую магнитную доску, которая позволяла манипулировать составными элементами при их подборе.

Постепенно, при объяснении нового материала, замечалось, что детали стали проявлять интерес, задавать вопросы, и даже попытались самостоятельно рассказать последовательность создания рисунка:

— Из чего он сделан? На какие части делится?

— А цвет сдесь такой?

— А почему сдесь такая линия?

Наблюдалось, что интерес к изодеятельности и к результатам своего труда вызывает у детей необходимость чаще всего обращаться к педагогу за помощью. Подведение итогов в конце занятия обязательно. Чтобы лучше выполнить данное задание дети становятся менее пассивными, активно работают, проявляют некоторую самостоятельность.

Таким образом, в результате работы по формированию интереса к занятиям рисования у детей с ОВЗ появилось:

— охотное и активное выполнение задания;

— отсутствие отвлечения во время занятия:

— сосредоточенность и внимание на основной теме;

— стали задаваться вопросы, на которые бы ребенок хотел бы получить ответ;

— стремление выполнять дополнительные задания;

Источник

Читайте также:  Рисование с детьми раннего возраста по теме весна
Оцените статью