Занятие с детьми рисование эбру

Конспект открытого занятия «Рисование на воде «Эбру»
план-конспект

Эбру считается турецким искусством рисования на воде. Возникновение самой технологии восходит к странам Востока. Еще примерно в 12 веке в Японии существовало искусство суминагаши, что дословно переводится как «плавающие чернила».

Скачать:

Вложение Размер
ebru.docx 24.42 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия
«Художество без кисточки»
Рисование на воде « Эбру ».

Составила: педагог дополнительного образования Черезова Ольга Владимировна

Развитие творческих способностей у детей через использование нетрадиционной техники рисования на воде «эбру»

1.Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования на воде «эбру»
2.Развивать творческие способности, художественное творчество, воображение, фантазию, интерес к изобразительной деятельности.
3.Воспитывать самостоятельность в создании рисунка, чувство прекрасного, аккуратность.

Материалы и оборудование:

  • подкладные листы
  • поддоны для жидкости
  • кисти
  • краски (для Эбру)
  • шпажки для рисования
  • баночки для воды
  • салфетки, тряпочки
  • листы бумаги
  • волшебная музыка

1.Орг. момент.
Здравствуйте, ребята и уважаемые гости. Сегодня у нас будет с вами необычное занятие.
На занятиях по рисованию, мы часто используем нетрадиционные техники рисования.
-Какие из них вы знаете? (ответы детей)
Сегодня мы с вами познакомимся с новой техникой.
2.Основная часть
Педагог:
— Можно ли рисовать по воде? (нет) Почему? (краска растворяется в воде).
Оказывается, есть такая техника-рисование на воде. Называется она ЭБРУ.

История возникновения эбру
Эбру считается турецким искусством рисования на воде. Возникновение самой технологии восходит к странам Востока. Еще примерно в 12 веке в Японии существовало искусство суминагаши, что дословно переводится как «плавающие чернила». Синтоистские монахи с помощью суминагаши наносили уникальные узоры на тонкую рисовую бумагу и ткани для украшения. Техника была настолько популярна, что пользовалась спросом у императора и его приближенных. (слайд 3)

Cуществует множество версий, откуда пошло искусство рисования на воде: разные источники называют родиной технологии не только Китай и Японию, но и Узбекистан, Индию, Пакистан, Персию и ряд других стран. Например, в Турции техника рисования на воде появилась ещё в 7 веке, хотя название Эбру стало употребляться только спустя три столетия. Главным отличием турецких мастеров было искусное умение рисовать не только абстрактные и цветочные узоры, но и птиц, рыб и необычные пейзажи. Термин Эбру происходит от персидского ebri, что означает «воздушные облака». И, действительно, если посмотреть на рисунок, выполненный по такой технологии, становится понятно, почему его так называли.(слайд 4)

На Западе эбру чаще всего именуют «турецкой бумагой», потому что в Европу эбру пришло в XVI веке из Стамбула, а уже в XVII–XIX веках приобрело большую популярность.
В султанском дворце-музее Топкапы, в книге «Gay-i Çevgan», написанной в 1539 году, хранятся старинные образцы эбру. (слайд 6)

Рисование на воде Эбру означает, что поверхностью для нанесения узора буквально служит жидкость. Правда, это не обычная вода, да и краски тут нужны специальные. В жидкость добавляют экстракт гевеи – он делает ее густой и вязкой, благодаря чему цветные капли не тонут и не смешиваются, как в обычной воде. Сами краски делаются на основе бычьей желчи и особых минералов. Эбру не предполагает, что рисунок должен получиться четким и ровным: вся техника основана на абстракции и произвольном узоре. Жидкие краски хорошо растекаются по поверхности, а с помощью тонких палочек и гребней художник придает кругам на воде форму. (слайд 7)

Эбру требует не только творческого начала, но также знания техники, терпения и концентрации.
Все компоненты для эбру обязательно натуральные. Краски состоят из воды с добавлением различных пигментов (мышьяк, синька, сажа, карбонат свинца, оксид железа), смешанной с бычьей желчью. Они очень жидкие, практически разноцветная вода. Кисти традиционно изготавливаются из конского волоса и стебля розы. (слайд 9)

Помимо кистей, для создания эбру еще используют шило, которым художник «заплетает» капли краски на поверхности воды в различные узоры, и гребень длиной в ширину поддона, которым проводят по всей поверхности воды с красками, чтобы создать чешуйчатый узор. (слайд 10)

Рисование на воде даёт возможность реализоваться в творческой сфере, почувствовать себя художником и получить настоящее удовлетворение от искусства. Картины всегда получаются необычными, каждое движение шилом и гребнем создаёт неповторимый образ. Рисование Эбру как искусство доставит вам удовольствие, вы сможете фантазировать без границ. (слайд 11)

А теперь сами картины. (слайд 12)
Педагог: Прекрасные рисунки. Вот бы нам научится так рисовать. Согласны?
Но прежде чем приступить к рисованию, предлагаю немного отдохнуть, и подготовить свои руки к рисованию.

Гуси серые летели,

На лужайку тихо сели.

Потом быстро побежали (2 раза)

Педагог : Я приглашаю вас подойти к столу.
В домашних условиях можно рисовать по подобию «эбру» Я знала, что вам понравится и всё для этого приготовила.
На столе стоит лоток, в лотке не простая вода, которая течет из-под крана, я добавила в воду загуститель-крахмал. Краски необычные, специальные. Мне понадобится кисточка, волшебная палочка-шпажка и салфетка.
Я беру палочку, с заостренным концом, поэтому работать нужно аккуратно, набираю краску и опускаю ее на воду. Работать надо на поверхности воды, только чуть – чуть прикасаясь к воде, капли краски растекаются по поверхности воды, на один цвет ложится другой. Это похоже на магию. Цветные капли не растворяются в воде, а лишь расплываются, становясь цветком, дельфином или причудливым узором. Рисунок готов, отпечатываем его на бумагу. Теперь мы все вместе ждём несколько секунд. Вынимаю лист, строго по краю лотка, чтобы вода осталась чистой. Смотрите, что у нас получилось. Я размещу наш рисунок на нашей выставке. Здесь окажутся и ваши рисунки.
Продуктивная деятельность детей
Педагог: Давайте ещё раз вспомним последовательность выполнения работы.
1.Наносим краску для фона.
2.Рисуем узоры.
3.Отпечатываем готовый рисунок.
Педагог: Ребята, а сейчас я предлагаю вам поучиться, попробовать и пофантазировать за столом. Когда будите рисовать острыми палочками, будьте осторожны.
Во время рисования я вам буду обязательно помогать, работу выполняйте аккуратно, не толкая друг друга и не мешая, и у вас получатся красивые рисунки, которые вы можете подарить тому, кого любите или оставить себе на память.
Рассматривание рисунков на выставке.
Педагог: рисунки готовы. Я предлагаю вам подойти к нашей выставке. Интересно посмотреть, что же у нас получилось.
3.Заключительная часть
Педагог:
— Ребята, вам понравились рисунки, которые мы нарисовали ?
— Как называется техника, с которой мы сегодня познакомились?
— Чем она отличается от других техник рисования?
— Кто запомнил, какие предметы используют при данной технике?
— Что нужно сделать, чтобы рисунок сохранился? (нужно перенести его на бумагу)
Вы, ребята, молодцы, хорошо поработали и у вас получились очень красивые рисунки. Наше занятие закончилось, сегодня мы научились рисовать необычные рисунки. Научившись этой технике, можно рисовать даже пейзажи, натюрморты и портреты, а рисунки переносить не только на бумагу, но и на ткань, дерево и стекло.
— Спасибо ребята за работу, и вам уважаемые гости за внимание.

Источник

Конспект по изо деятельности. Техника «Эбру».
план-конспект занятия по рисованию (подготовительная группа) на тему

Цель: познакомить детей с техникой «эбру».

1) Дать представления детям о технике рисования по воде;

2) Воспитывать усидчивость, любознательность к новому;

3) Развивать воображение, экспериментировать;

4) Закреплять способность работать сообща в паре.

Скачать:

Вложение Размер
zanyatie_ebru.docx 24.65 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитатель: Пахомова Л.Б

Виды образовательных областей : художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие, речевое развитие.

Цель : познакомить детей с техникой «эбру» .

1) Дать представления детям о технике рисования по воде;

2) Воспитывать усидчивость, любознательность к новому;

3) Развивать воображение, экспериментировать;

4) Закреплять способность работать сообща в паре.

Материалы и оборудование : лоток, листы бумаги , кисточки (щетина, вода с загустителем, краски «эбру» , стаканчики с водой, салфетки, газета, шило.

-Здравствуйте, дети! Меня зовут Л.Б.

Надеюсь, мы с вами подружимся.
— А теперь давайте поиграем, чтобы познакомиться, встанем в круг и поздороваемся друг с другом.

(Игра на общение)

Станем рядышком, по кругу,
Скажем «Здравствуйте!» друг другу.
Нам здороваться ни лень:
Всем «Привет!» и «Добрый день!»;
Если каждый улыбнётся —
Утро доброе начнётся.
— ДОБРОЕ УТРО.

К нам пришли гости, давайте и с ними поздороваемся. Здравствуйте.

Основная часть . Посмотрите, у меня на столе лежит : краски разных цветов, кисточка, лоток с водой, шило, бумага, салфетки и стаканчик с водой.

— Как вы думаете, что мы со всем этим будем делать? (рисовать)

— Можно ли рисовать по воде? (нет) Почему? (краска растворяется в воде) .

С помощью этих предметов можно рисовать рисунки в технике, которая называется «Эбру» . Мастера с помощью объединения цветов на воде создают целые шедевры.

До сих пор неизвестно, когда и где возникло это искусство. Искусствоведы предполагают, что это искусство возникло в Турции. Слово «эбр» означает «похожий на облака» или «ветер и облака» . Сейчас я вам покажу и расскажу, как это делается.

У меня в лотке не простая вода, которая течет из-под крана, в нее добавлен специальный загуститель, он сделан из растения, горной колючки, которое растет только в Турции или на Кавказе, называется оно гевен

Я беру волшебную палочку, с заостренным концом, поэтому работать нужно аккуратно, набираю краску и опускаю ее на воду, только чуть – чуть прикасаясь к воде, капли краски растекаются по поверхности воды, на один цвет ложится другой. Это похоже на магию. Цветные капли не растворяются в воде, а лишь расплываются, становясь цветком, дельфином или причудливым узором.

Вода постоянно изменяется и, воспринимая настроение художника, ведет себя все время по-разному. По-разному ведут себя и краски на поверхности воды, характер красок все время меняется, это настоящее волшебство! Ориентироваться можно только на свои ощущения.

Воспитатель: Аккуратно прикасаемся к поверхности воды, оставляя расплывающийся круг. Затем вновь берем шило рукой, опускаем его в краску другого цвета и повторяем эти же действия.

Посмотрите, круги краски расплываются, кружатся, словно танцуют на воде. Чтобы наши цветы были более интересными, придадим им форму с помощью шила, отведем краску от края круга к центру. Работайте аккуратно.

Эбру — это танец красок на воде, которые, переплетаясь между собой, создают удивительные узоры.
Кладу бумагу на воду. Теперь мы все вместе досчитаем до 10.

Вынимаю лист, строго по краю лотка, чтобы вода осталась чистой.

Смотрите, что у нас получилось.

А сейчас предлагаю, порисовать вам, но прежде, чем приступить к рисованию, что нам нужно сделать? (поиграть с пальчиками, разогреть их) Правильно.

В школу осенью пойду. (Дети «шагают» пальчиками по столу.)

Там друзей себе найду, (Загибают по одному пальчику.)

Научусь писать, читать,

Быстро, правильно считать.

Я таким учёным буду!

Но свой садик не забуду. (Грозят указательным

пальчиком правой руки.)

Хорошо, теперь приступаем к рисованию. Перед вами лотки, и рисовать вы будите волшебными палочками, они острые, поэтому будьте осторожны

Кто мне может повторить ход работы ? (ответы детей)

Во время рисования я вам буду обязательно помогать, работу выполняйте аккуратно, не толкая друг друга и не мешая, и у вас получатся красивые рисунки, которые вы можете подарить тому, кого любите или оставить себе на память.

Воспитатель: Чтобы «достать» цветы из воды, нужна бумага. Давайте накроем ею получившиеся картины и оставим их так на некоторое время, чтобы цветы «Эбру» смогли на ней отпечататься. (Дети аккуратно накрывают свои картины листами бумаги.

Вам интересно посмотреть, что же получилось? Дети: Да! Посмотрите, какие необычные яркие цветы у нас получились.Давайте положим наши цветы на стол, чтобы они высохли

Заключительная часть. Итог занятия.

— Что понравилось на занятии?

-Что было трудным?

-Как называется эта техника? (ЭБРУ)

Почему не тонут краски? (Специальные натуральные краски)

На чем вы рисовали? (на воде, в которую добавляется загуститель, изготовленный из цветка……)

Что нужно сделать, чтобы рисунок сохранился? (нужно перенести его на бумагу)

Дети показывают и рассматривают получившиеся, необычные картины Научившись этой технике, можно рисовать даже пейзажи, натюрморты и портреты, а рисунки переносить не только на бумагу, но и на ткань, дерево и стекло.

Вы, ребята, молодцы, хорошо поработали и у вас получились очень красивые рисунки.

Источник

Знакомство с изобразительной техникой ЭБРУ»
план-конспект занятия по рисованию (старшая группа) на тему

Занятие по образовательной области художественно-эстетическое развитие дошкольников в нетрадиционной технике рисования для детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:

Вложение Размер
moe_zanyatie_ood_ebru.docx 28.44 КБ

Предварительный просмотр:

Художественно-эстетическое развитие дошкольников

в нетрадиционной технике рисования

для детей старшего дошкольного возраста

Тема: « Знакомство с изобразительной

Интеграция образовательных областей: художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие, речевое развитие.

Цель : познакомить детей с техникой «эбру» .

1) Дать представления детям о технике рисования по воде;

2) Воспитывать любознательность к новому;

3) Развивать воображение, экспериментировать;

4) Закреплять способность работать сообща в паре.

Материалы и оборудование : лоток, листы бумаги , кисточки (щетина, вода с загустителем, краски «эбру» , стаканчики с водой, салфетки, газета, шило.

Станем рядышком, по кругу.

— Пора, пора собирайся детвора!

-Хей! Хей! Привет ! Привет!

-Хей! Хей! Привет ! Привет!

Меня зовут Алеся Александровна.

А тебя (Имя ребенка), Дима + Привет, Привет.( и так все дети по кругу).

В конце все вместе: Всем нам Привет! Привет!

(Проходим к столу)

Ребята, сегодня мы с вами станем настоящими волшебниками.

Посмотрите, у меня на столе лежит : краски разных цветов, кисточка, лоток с водой, шило, бумага, салфетки и стаканчик с водой.

— Как вы думаете, что мы со всем этим будем делать? (рисовать)

— Можно ли рисовать по воде? (нет) Почему? (краска растворяется в воде) .

С помощью этих предметов можно рисовать рисунки в технике, которая называется «Эбру» . Мастера с помощью объединения цветов на воде создают целые шедевры.

Искусствоведы предполагают, что искусство Эбру возникло в Турции. Слово «эбр» означает «похожий на облака» или «ветер и облака» .

Сейчас я вам покажу и расскажу, как создаются прекрасные узоры.

У меня в лотке не простая вода, которая течет из-под крана, в нее добавлен специальный загуститель, он сделан из растения, горной колючки, которое растет только в Турции или на Кавказе, называется оно гевен. Можете потрогать пальчиком и сравнить, на что она похожа? ( Ответ детей). Она похожа на жидкий кисель.

— Я беру кисточку, посмотрите, какой она формы? На что она похожа?

— Для техники «эбру» делают специальные кисточки из конского волоса, и щетены.

Создаем фон нашему будущему рисунку.

— Опускаем кисточку в краску. Открою вам, ребята, секрет, что и краски не такие, какими мы привыкли рисовать на бумаге, в них добавлены натуральные цветные пигменты, вода и желчь, чтобы они могли оставаться на поверхности воды.

— Разбрызгиваем краску по воде стуча кисточкой об палец. Затем промываем кисточку от краски, оставшуюся воду впитываем салфеткой. Берем следующий цвет и повторяем тоже самое. И в третий раз делаем также. Цвета могут быть такие, какие вам нравятся.

— Теперь я беру волшебную палочку ( шило). Посмотрите, оно не очень острое, но нужно быть с ним осторожнее. Начинаю водить им по воде в разных направлениях. Можно вообразить себе какие-нибудь узоры и нарисовать их. Также мы можем взять гребень и создать волнообразный рисунок, рисунок может быть завершен или служить фоном для дальнейшего создания узоров.

Я беру волшебную палочку(шило), набираю краску и опускаю ее на воду, только чуть – чуть прикасаясь к воде, капли краски растекаются по поверхности воды, на один цвет ложится другой. Это похоже на магию. Цветные капли не растворяются в воде, а лишь расплываются, становясь цветком, дельфином или причудливым узором.

Вода постоянно изменяется и, воспринимая настроение художника, ведет себя все время по-разному. По-разному ведут себя и краски на поверхности воды, характер красок все время меняется, это настоящее волшебство!

Аккуратно прикасаемся к поверхности воды, оставляя расплывающийся круг. Затем вновь опускаем шило в краску другого цвета и повторяем эти же действия. После каждого цвета , мы шило вытираем салфеткой, что бы не перемешать цвета.

Посмотрите, круги краски расплываются, кружатся, словно танцуют на воде. Чтобы наши круги были более интересными, придадим им форму с помощью палочки (шила), отведем краску от края круга к центру, и у нас получаются красивые цветы.

Эбру — это танец красок на воде, которые, переплетаясь между собой, создают удивительные узоры.
Когда наш рисунок готов, мы переносим его на бумагу.

Аккуратно кладу бумагу на воду.

Теперь мы все вместе досчитаем до 5.(Один, два, три, четыре, пять).

Вынимаю лист, строго по краю лотка, чтобы лишняя вода осталась в лотке, а рисунок на бумаге.

Смотрите, что у нас получилось. Правда это чудо и волшебство. Вам понравилось (ответ детей),я знала что вам понравиться.

А сейчас я предлагаю, порисовать вам, и стань настоящими волшебниками, но прежде, чем приступить к рисованию, что нам нужно сделать? (поиграть с пальчиками, разогреть их) Правильно.

«Утром пальчики проснулись»
Утром пальчики проснулись ( разжимают кулачки),

Потянулись (напрягают, разводят пальцы)

И встряхнулись ( встряхивают кисти),

Крепко-крепко обнялись ( имитация рукопожатия ),

За работу принялись (« закатывают рукава»),

Налепили куличей ( ладошки «лепят» пирожки),

Стали звать к себе гостей ( приглашающие движения кистями рук ),

Заиграли на рояле (имитируют игру на клавишах)

И весь день протанцевали ( ручки «танцуют»)

Хорошо, теперь приступаем к рисованию. Рисуем парами по два человека подходим к столу. Одеваем фартучки и нарукавники что бы не забрызгаться. Перед вами лотки с водой, и рисовать вы будите волшебными кисточками и палочками , палочки с заостренным кончиком, поэтому будьте осторожны и окуратны.

Кто мне может повторить ход работы ? (ответы детей)

Во время рисования я вам буду помогать, работу выполняйте аккуратно, не толкая друг друга и не мешая, и у вас получатся красивые, неповторимые рисунки, которые вы можете подарить или оставить себе на память.

Приступаем к рисованию ( работа парами), ( Звучит музыка , дети выполняют работы).

Воспитатель : Ребята если вы считаете что ваш рисунок завершен , мы перенесем его на бумагу . Кладем бумагу на воду, ждем пару секунд ,вынимаем лист, строго по краю лотка, чтобы лишняя вода осталась в лотке, а рисунок на бумаге.

Вам интересно посмотреть, что же получилось? Дети: Да!

Посмотрите, какие необычные яркие , неповторимые рисунки у вас получились. Давайте положим наши рисунки на стол, чтобы они высохли.

Заключительная часть. Итог занятия.

Вопросы детям: ( вокруг стола , с выполненными работами).

— Что понравилось вам на занятии?

-Что было трудным?

-Как называется эта техника? (ЭБРУ)

Почему не тонут краски? (Специальные натуральные краски)

На чем вы рисовали? (на воде, в которую добавляется загуститель, изготовленный из цветка……)

Что нужно сделать, чтобы рисунок сохранился? (нужно перенести его на бумагу)

— Какие у нас получились рисунки ( красивыми, волшебными, сказочными).

Дети показывают и рассматривают получившиеся, необычные картины Научившись этой технике, можно рисовать даже пейзажи, натюрморты и портреты, а рисунки переносить не только на бумагу, но и на ткань, дерево и стекло.

Вы, ребята, молодцы, хорошо поработали и у вас получились очень красивые рисунки, ( рисунки могут быть как завершенными , или служить фоном для дальнейшей работы в виде аппликации ).

— Вот и закончилось наше сегодняшнее занятие, мы стали немножко волшебниками, научились рисовать чудо.

1. Тема. Знакомство с нетрадиционной техникой «Эбру»

2. Проводилась с группой детей старшего дошкольного возраста 6 — 7 лет.

3.Цель : Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования « Эбру » .

1) Дать представления детям о технике рисования по воде;

2) Воспитывать любознательность к новому;

3) Развивать воображение, желание к экспериментированию;

4) Закреплять способность работать сообща в паре.

Назначение : Рисование в технике Эбру – интересное и увлекательное занятие. Заниматься этим творческим делом можно не только в детском саду, но и дома всей семьей. Созданные работы могут быть подарены в качестве подарка или оставлены дома, как дополнение к интерьеру.

Материалы : раствор, лотки для жидкости, кисти, шило, салфетки сухие и влажные, бумага А 4.

Основные методы , которые я использовала, при проведении ОД были: словесные, практические, наглядные.

Словесные методы были использованы неоднократно: объяснение правильно пользоваться кистью, шилом, красками, салфеткой, бумагой .

Наглядные методы были следующие: показ, объяснение.

Все эти методы были использованы на достижения поставленной цели. Я считаю, что структура ОД построена методически верно: вводная часть направлена на заинтересованность детей, предстоящей деятельностью. Основная часть построена на выполнение различных заданий. Заключительная часть основана на подведении итога и результат ОД.

Считаю, что дети с задание справились. Порадовали достаточной активностью, желанием участвовать в предлагаемых действиях. По высказываниям детей после проведенной деятельности стало понятно, что она прошла продуктивно и понравилась детям.

Вывод : Что дает мне в работе использование нетрадиционных техник рисования , в данном случае техники ЭБРУ ?

Необычность рисования помогает развивать познавательную активность дошкольников, желание экспериментировать, а самое главное корректировать их психические процессы, потому что ЭБРУ –это медитация , которая увлекает, завораживает, успокаивает, а для ребенка важен тот результат, который вызывает у него радость, изумление, удивление.

Поэтому я считаю, что для детей Эбру является прекрасным инструментом развития воображения, моторики, творчества. Поставленные в образовательной деятельности задачи и цель выполнены.

«Утром пальчики проснулись»
Утром пальчики проснулись

Источник

Читайте также:  Дорога гуашью для начинающих
Оцените статью