- «Вологодское кружево», 2 класс план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 2 класс)
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Подписи к слайдам:
- Предварительный просмотр:
- «Вологодское кружево. Рисование кружевной салфетки». план-конспект занятия по рисованию (старшая группа) на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Занятие по декоративному творчеству «Вологодские кружева» план-конспект занятия (рисование, подготовительная группа) на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
«Вологодское кружево», 2 класс
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 2 класс)
Конспект и презентация урока по изобразительному искусству «Вологодское кружево», 2класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vologodskie_kruzheva_ruzheva.pptx | 1.64 МБ |
konspekt_vologodskie_kruzheva.docx | 22.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Кружево – декоративные элементы из ткани и ниток.
Предварительный просмотр:
Тема: Вологодские кружева.
Цель: Выполнить рисунок «Вологодские кружева».
— учить рисовать Вологодские кружева;
— формирование приёмов в рисовании кистью элементов орнаментальных мотивов на основе активизации известных приёмов и самостоятельного применения новых приёмов;
— развитие творческой активности детей;
— дальнейшее воспитание бережного отношения к народным традициям на примере мастеров кружева.
Оборудование для учителя: рисунки, презентационный материал, компьютер, проектор.
Оборудование для учащихся: подкладной лист, основа для рисования, кисти, белая краска, баночка с водой, сухие салфетки.
Методическая литература: Кладовая радости А. Рогов.
- Организация класса.
- Вступительная беседа.
- Объяснение задания:
а) анализ образца рисунка;
б) показ последовательности выполнения эскиза салфетки;
- Практическая работа учащихся.
- Анализ детских работ.
Здравствуйте! Сегодняшний урок рисования проведу у вас я. Зовут меня Татьяна Романовна. Глазками проверим, всё ли готово к уроку: основа для рисования, кисти, белая краска, баночка с водой, сухие салфетки.
˅ Жила, говорят, сказочная бабушка Веретена. И умела она такую шаль сделать, что была не шита, не ткана, а прямо из воздуха сплетена. Возьмёт, бывало, старушка иглу серебряную да нитку золотую, сядет на приступок перед избой и «ну» по воздуху иглой играть. Ходит серебряная игла, тянет за собой золотую нитку, прошивает воздух. Кружит игла, петельки набрасывает, узелками перетягивает. Петелька – узелок… Так и застывает в сказке золотой узор. Прошьёт бабушка Веретена воздух, по углам узелками закрепит, глядишь – лежит перед тобой шаль лёгкая, как облачко, красивая, как утренняя заря, воздушная, прозрачная, узорчатая. Только и остаётся ахнуть на такое мастерство, кружевное умение.
— Ребята, как вы думаете, о чём говорится в сказке?
— Эту сказку издавна рассказывали на Рязанской, Новгородской и Вологодской земле, где и появились первые русские кружевные мастерицы.
— Ребята, кто громко и чётко прочтёт тему нашего урока?
Кружево – декоративные элементы из ткани и ниток.
Кружево это вещь не обязательная, особенно сегодня. И всё-таки большинство современны женщин и девушек почему-то не могут смотреть на них равнодушно: обязательно затихают, осторожно вертят, перебирают их, гладят, и глаза каждой наполняются при этом таким светом и отрадой, что боишься рядом слово вымолвить. А в прежние времена, говорят, точно такое же отношение к кружевам было и у мужчин. Тяжело выразить словами те чувства, которые вызывают у нас кружева. Их красоту не перескажешь. Кружева надо видеть, на них надо смотреть.
Издавна славились Вологодские кружева. Но в Вологде в начале минувшего века, никогда на ум не могло прийти, что их город вскоре невероятно прославится, и кружевом здесь будут заниматься десятки тысяч человек.
Плели кружева женщины да девчонки в крестьянских избах, в основном для собственных нужд и лишь малую часть на продажу.
Общим признаком всех видов кружева является ажурный узор, образованный разнообразными переплетениями нитей. Кружево используется в оформлении одежды, а так же в оформлении интерьера в виде декоративных панно, скатертей, тюлей, покрывал и т.д.
Вологодская мастерица Анфия Фёдоровна Брянцева взяла да и выплела кружево на коклюшках.
Коклюшки – это гладкие круглые палочки с углублениями на концах, в которые наматывают нитки. Кружева, плетённые на коклюшках, получались очень красивые, ни на какие другие не похожие – с плавным, мягконапевным узором.
Посмотрите на образцы Вологодских кружев. Посмотрите, какие красивые узоры! Узоры состоят из разных элементов.
— Скажите, из каких элементов состоят узоры?
(Узор состоит из цветов, снежинок, плавных перевитых линий)
— А где располагаются элементы в узоре?
(По кайме, посередине, в центре)
— Ребята, прежде чем выполнить плетение какого-нибудь кружева, выполняют эскиз, т.е. узор этого кружева на бумаге. Вот и мы сейчас с вами будем составлять эскиз Вологодского кружева.
а) Посмотрите, какая замечательная салфетка у вас должна сегодня получиться!
— Скажите, что лежит в основе такого изображения?
— Что находится в центре композиции?
— Что вы ещё видите на салфетке?
б) Узор вы будете рисовать только белой краской.
- Лист следует расположить горизонтально.
В основе всех эскизов – сетка, на которой выполнен узор.
(1рисунок динамической таблицы)
Эту сетку вам нужно обвести тонкой кистью. Сначала нужно окунуть кисть в воду, затем убрать лишнюю воду с помощью салфетки. Краски берём не очень много, чтобы она ложилась ровно и быстрее высохла. Обводить нужно сразу каждую линию. Сначала сверху вниз, затем слева на право.
- Затем на сетку нужно нанести узор. В центре нашего предполагаемого эскиза у вас отмечена точка. Это будет центр нашего цветка. Вокруг точки размечены линии – лепестки. Для того чтобы нарисовать лепестки нам нужно примакнуть кисть к линии разметки и провести кисть до точки. Лепестки нужно рисовать в таком порядке – внимательно посмотрите. Сначала сверху, потом снизу, потом слева, справа, и только потом уже по диагонали. С левого верхнего угла, правого нижнего, правого верхнего, левого нижнего. Примакиваю и провожу до середины.
(2 рисунок динамической таблицы)
- Вверху слева и справа от центра композиции у вас тоже есть разметки цветков, немного меньшего размера, нежели центральный. Их рисуем точно так же, как и центральный цветок. Нужно примакнуть кисть к линии разметки и провести кисть до точки. Сначала сверху, потом снизу, потом слева, справа, и только потом уже по диагонали. С левого верхнего угла, правого нижнего, правого верхнего, левого нижнего. Примакиваю и провожу до середины.
(3 рисунок динамической таблицы)
- Ниже центра композиции у вас так же намечены ещё два цветка. Их мы рисуем аналогично предыдущим.
(4 рисунок динамической таблицы)
- Теперь, когда все цветы уже нарисованы, нам остаётся украсить нашу салфетку бахромой. Начинаем отступив от края листа одну из полученных клеток. От каждого деления мы будем рисовать наклонные линии к середине ширины каждой клетки.
(5 рисунок динамической таблицы)
в) — Кто может рассказать, как мы будем выполнять работу.
Закатите рукава, чтобы не испачкаться. Можно приступать к работе. Если у кого-то возникнут трудности, поднимайте руку и я помогу.
Источник
«Вологодское кружево. Рисование кружевной салфетки».
план-конспект занятия по рисованию (старшая группа) на тему
План — конспект занятия образовательной деятельности.
Образовательная область «Художественно — эстетическое развитие».
ТЕМА: «ВОЛОГОДСКОЕ КРУЖЕВО. РИСОВАНИЕ КРУЖЕВНОЙ САЛФЕТКИ».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
«Вологодское кружево. Рисование кружевной салфетки». | 14.91 КБ |
Предварительный просмотр:
План – конспект образовательной деятельности.
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие».
Тема: «ЗНАКОМСТВО С ВОЛОГОДСКИМ КРУЖЕВОМ.
РИСОВАНИЕ КРУЖЕВНОЙ САЛФЕТКИ».
Цель: познакомить детей с кружевами вологодских мастериц и нарисовать кружевную салфетку.
Задачи: учить видеть красоту вологодского кружева, контрастность сочетания плотных частей узора и легкой воздушной сетки, замечать разное по назначению и форме построение узора в изделиях; учить детей составлять узор в круге, рисовать в определенной последовательности изогнутые непрерывные линии всей кистью, мелкие детали – концом кисти.
Учить видеть красоту белого кружева на темном фоне.
Развивать эстетическое чувство, воображение, образное мышление и мелкую моторику.
Воспитывать уважение к труду мастеров народного творчества, интерес к окружающему миру и рисованию.
Материал: бумага А-4 темного цвета (можно круглой формы), белая гуашь, школьный белый мел, беличья кисть № 1 или 2, палитра, баночка с водой, салфетка для рук.
Наглядность: кружево; набор открыток «Русское кружево», репродукция картины В.Тропинина «Кружевница», работы детей прошлых лет, доска с чистым листом для показа поэтапного рисования кружева, образец работы, сделанный педагогом.
Выставка изделий из кружева: косынка, воротники, вставка для платья,
Педагог знакомит детей с кружевными изделиями. Выделяет сначала плотные части, затем сеточки: прямые наклонные, паучки, решетки; кайму, украшенную зубцами.
« Посмотрите на эти ажурные изделия, их создали руки искусных мастериц.
Кружева плели во многих уголках России – в Рязани, Вятке, Ельце. Славилась кружевами и
Вологда. Там выращивают лен. А льняные нити — прекрасный материал для плетения кружев.
Мастерицы сами придумывают свои узоры: сказочных птиц, морозные узоры, звезды, цветы, пушистые снежинки.
В наши дни, как и в старину, кружева плетут из нитей, намотанных на коклюшки.
Коклюшки – это круглые деревянные палочки. Перед кружевницей на специальной подушечке-валике изображен узор линиями и булавками, воткнутыми в подушку, — рисунок
Мастерица быстро и ловко перебрасывает коклюшки из одной руки в другую. Нити обвиваются вокруг булавок, и получается прекрасный кружевной узор.
Труд вологодских кружевниц и сегодня в почете и уважении. Вологодскими кружевами украшают одежду, белье, салфетки, шали».
Педагог обращает внимание детей на репродукцию картины В.Тропинина «Кружевница» (кто изображен на картине, на чем плетет кружева кружевница, к какому жанру живописи относится эта картина), как художник изобразил женщину, плетущую кружева : « С легкой улыбкой смотрит она на нас из далекого прошлого, а её руки все плетут и плетут кружева».
Педагог показывает поэтапное рисование кружева (фрагмент) на доске на чистом листе бумаги и отдельные части кружева на доске мелом.
Дети намечают кружевной узор мелом на бумаге, а затем обрисовывают белой
гуашью концом кисти.
1) намечают мелом на бумаге середину кружевного узора;
2) определяют и зарисовывают общий узор, середина крупный цветок, бабочка и т.д.
3) обрисовывают вилюшки – соединения плотных частей;
4) рисуют сеточку в разных вариантах.
В процессе работы поощрять детей, которые придумали оригинальные узоры.
В процессе занятия проводится физкультминутка для уставших пальчиков (сжимаем и разжимаем кулачки).
В конце занятия проводится анализ работ. Работы получились красивые и яркие. Молодцы, ребята! Работами украшают холл дошкольного отделения.
Источник
Занятие по декоративному творчеству «Вологодские кружева»
план-конспект занятия (рисование, подготовительная группа) на тему
Занятие проводится с детьми старшшего дошкольного возраста в целях расширеняи знаний о вологдских кружевах
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект занятияa.doc | 48.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребенка –
для детей подготовительной к школе группы
воспитатель Матвеева Елена Александровна
г. о. Орехово-Зуево
- Продолжать знакомить с народным промыслом — русским кружевом.
Закреп лять знания о вологодском кружеве; умение рассматривать кружева, рассказывать о них.
Учить новой технике — рисованию манной крупой, учить составлять узор на круглой форме (пластинках).
- Развивать творческую фантазию, самостоятельности в составлении композиции из знакомых элементов.
- Воспитывать чувство гордости за Россию, которая славится старинными промыслами и обычаями. Учить получать радость от проделанной работы.
Вы ставка кружевных изделий . Телевизор и проектор, кле енки, фартуки, пластинки, клей ПВА, манная крупа в розетках.
Дети входят в зал, встают вокруг выставки кружев.
Что я вижу! Что за диво!
Сколько кружева вокруг!
Правда, дети, здесь красиво?
Аж захватывает дух!
Посмотрите! Эти вещи
Нынче в гости к нам пришли,
Чтоб поведать нам секреты
Древней русской красоты.
Чтоб ввести нас в мир России,
В мир преданий и добра,
Чтоб сказать: есть в стране
Дети рассматривают выставку.
Воспитатель. Посмотрите, какие красивые изделия. Они связаны из ниток. Вещи связаны из ниток крючком. Крючком можно связать салфетки, платки, шапочки, шляпки, жилеты, кофточки, платья, по крывала и т.д. Мастериц, которые плетут кружева, называют кружевницами. Как называют мастериц? (ответы детей) Молодцы, дети.
Воспитатель . А старинный город Вологда всегда славился своими кружевами. Какой город славится кружевами? (ответы детей)
Воспитатель. Да, именно в этом городе ма стерицы плетут кружева, вот только не крюч ком, а на палочках-коклюшках. (Стук в дверь)
Воспитатель. Посмотрите, к нам пришла посылка из Вологды. (Открыва ет, достает диск для просмотра.) Давай те посмотрим, что нам прислали! (Просмотр видеосюжета о вологодских кружевницах.) Смотрите, здесь еще. письмо. (Читает.)
«Здравствуйте, ребята! Обращаемся к вам с большой просьбой: мы готовим изде лия на ярмарку. Ярмарка скоро, а работы еще много. Не поможете ли нам? Вместе дело спорится, а врозь хоть брось.
Дети. Да! Конечно!
Воспитатель. Молодцы! Но перед этим давайте поиграем.
Воспитатель. Отдохнули? А теперь надо поработать . Вы сейчас превратитесь в мастеров. Посмотрите, для каждого мастера приготовлено рабочее место со всем необходимым, проходите и садитесь.
Воспитатель. Как же нам быть? Кок люшек у нас нет, да и крючком вы вязать пока не научились. Я предлагаю вам сплести кружева весьма необычным способом — с помощью манной крупы. Посмотрите, на ваших столах лежат салфетки. Их мы и будем украшать. (Воспитатель показывает два-три образ ца, дети рассматривают элементы, их расположение.) Какие элементы вы узнали на салфетках?
Дети. Зигзаг, волнистые линии, точки, петельки.
Воспитатель. Правильно. Молодцы. А рисовать вы будете клеем. С его помощью нужно наносить красивый узор на свои салфетки. Узор должен быть симметричный, линии — тонкие. Поэтому сильно нажимать на клей не нужно. Вот так (показать). Затем вы посыпаете свой рисунок манной крупой. Нужно засыпать так, чтобы все линии были покрыты манкой (показать). После этого лишнюю крупу стряхиваете на лист бумаги.
С чего нужно начинать работу? Правильно, нарисовать узор клеем. А что делать потом?
Дети. Засыпать манкой весь рисунок.
Воспитатель. Молодцы! Не забудьте, что лишнюю крупу необходимо ссыпать на чистый лист. Начинать работу лучше начать из центра. Все запомнили?
Прежде чем начнете рисовать, сядьте правильно: спины выпрямите, ноги поставьте вместе. Приступайте, пожалуй ста, к работе; ваша задача — сплести свою неповторимую, оригинальную салфетку.
Самостоятельная работа детей
Играет музыка, вос питатель ведет индивидуальную работу.
Дети составляют узор и наносят его кле ем ПВА на пластинку.
Воспитатель. Ой, мастера вы мои молодые, помощники мои золотые, притомились, устали, зато какую работу проделали. Кружева получились аккуратные, красивые, разнообразные. Посмотрите, здесь и волнистые линии, и зигзаги, и точки, и кружочки. А кто хочет рассказать о работе своего товарища? (Анализ работы детьми)
Когда работы высохнут, мы сложим кружева в посылку и отправим вологодским кружевницам .
Источник