Японская живопись акварель уроки

Японская живопись акварель уроки

Alex.vasileva@sumie-art.ru / +7 (905) 564-1122

Alex.vasileva@sumie-art.ru / +7 (905) 564-1122

Онлайн-школа

японской живописи тушью

Онлайн-школа

японской живописи тушью

Миссия школы- ваша творческая самореализация.

Моя задача, как преподавателя — раскрывать индивидуальность в процессе обучения

В моей школе вы получите системное обучение и дальнейшую поддержку в творчестве!

ДРУЗЬЯ, ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ В МОЙ МИР ИСКУССТВА МИМОЛЕТНОГО ОЧАРОВАНИЯ!

Более 10 лет пишу в технике японской живописи тушью суми-э

  • С 2011 г. — директор Российской ветви Международной ассоциации каллиграфии и живописи тушью (Токио.Япония) под руководством художника Рансуя Яката.
  • Автор книг по искусству суми-э от издательства ЭКСМО
  • Более 7 лет веду преподавательскую деятельность
  • Провела более 15 выставок, в том числе на международном уровне.

Более полную творческую биографию вы можете посмотреть на персональном сайте

Дорогие ценители прекрасного, я приглашаю вас на мою бесплатную лекцию

«Символика цветов четырех сезонов Японии»

Знание культурных особенностей и символики изображения дает нам возможность видеть и понимать больше в сюжете картины, делая нас богаче и как художника, и как зрителя.
В лекции я разбираю три основных момента:

1. Понятие символа и его влияние на нашу жизнь.
2. Традицию сезонности в японской культуре.
3. Символику цветов в японской живописи на основе традиции сезонности.

Для того, чтобы прослушать лекцию, вам необходимо зарегистрироваться в форме ниже:

ЛЕГКИЙ ВХОД В ЯПОНСКУЮ ЖИВОПИСЬ БЕЗ ВОСТОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ

Длительность 3 недели

Мини-курс подходит для начинающих и подготовлен специально для желающих попробовать данную технику.

На курсе можно использовать европейские материалы: беличьи кисти, акварельную бумагу и акварель.

Ну а для имеющих опыт это отличная возможность попрактиковаться и освоить новую тему!

Длительность 2 месяца

Доступ к курсу 1 месяц

Доступ к курсу 1 месяц

Доступ к курсу 1 месяц

Доступ к курсу 1 месяц

Полный курс «Четыре благородных господина»

4 МЕСЯЦА

Данный курс содержит в себе все четыре темы, расположенные в порядке возрастания сложности, последовательное увеличение элементов и повторение пройденных мазков: дикая орхидея, бамбук, хриpантема и цветущая слива.

Поэтапное прохождение данных сюжетов заложит все основные базовые знания, необходимые для дальнейшего изучения техники Суми-э, и обеспечит полное погружение в мир искусства тушью.

В то же время, после прохождения двух первых тем — «Дикая Орхидея» и «Бамбук», призванных дать возможность

прочувствовать все оттенки туши, у учащихся будет переход к
использованию дополнительных материалов: цвета и золотой краски, а так же новых техник.

Курс познакомит вас с символикой и философией сюжетов в контексте японского мировосприятия.

Продолжительность курса 4 месяца, с проверкой преподавателя

Источник

Техника японской живописи суми-ё

Мастер-класс «Техника японской живописи суми-ё»

Автор: Грекова Ольга Александровна учитель изобразительного искусства, заместитель директора по воспитательной работе МБОУ «Железногорская средняя общеобразовательная школа №4».

Далекая, загадочная Япония — это одна из тем по изобразительному искусству в 7 классе.

Цель: познакомить с особенностью техники японской живописи суми-ё и научить рисовать дикую орхидею.

«Наша жизнь росинка,

Пусть лишь капелька наша жизнь.

Я предлагаю погрузиться в мир далёкой загадочной Японии.

Япония — таинственное, почти неизвестное государство. Священная Фудзияма, призматические синтоистские храмы, чайная церемония, гейши, кабуки…Здесь уникально всё- язык, культура, искусство, традиции.

Главная причина, наверное, в том, что японцы смогли найти гармонию во всём.

Искусство Японии самобытно и своеобычно, его философские принципы, эстетическое предпочтение и вкусы отличаются от западных.

На формирование эстетических принципов японского искусства повлияло особое отношение японцев к природе, её красоте с древнейших времён, воспринимавших её, как божественное творение. Японцы ценят только те вещи, которые были изготовлены человеком вручную из «живого материала» (глины, дерева…).

В японском искусстве традиции далёкой древности дошли до наших дней.

Это традиционная национальная одежда (кимоно), веер по сей день остаётся неотъемлемой частью костюма. Оригами стало хобби для всех японских семей. Открываются школы по изучению искусства икебаны, ни один праздник, чайная церемония не проходят без икебаны.

Особое место занимает каллиграфия и суми-ё. Суми-ё — это рисование тушью. Особый жанр изобразительного искусства пришел в Японию из Китая, японцы наполнили его своим шармом и внедрили в свою культуру. Они оценили отсутствие цветовой гаммы и считали, что чёрно- белое изображение требует большего напряжения, сил, вдохновения, чем цветное и приучает к дисциплине.

Суми-ё основана на вдохновении и индивидуальности, сознание должно оставаться чистым, незамутненным. Картина уже существует в вашем сознании, любуйтесь прекрасной картиной и передавайте своё настроение, эмоциональное состояние.

Эта техника базируется на четырёх мазках: бамбук, хризантема, ветка вишни, орхидея.

Необходимыми материалами является кисточка (фуде), бумага, тушь. Чтобы научиться этой технике надо соблюдать несколько правил: держать кисть строго вертикально и тренировать изменение размера мазка.

Давайте попробуем нарисовать дикую орхидею.

1. Готовим для работы материалы (разводим тушь и готовим кисть)

2. Начинаем с основания бутона (кисть строго вертикаль, кончиком кисточки ведём вверх).

3. Прорисовка нижних лепестков (начинаем кончиком кисти, нажим, потянуть, оторвать).

4. Прорисовка верхних лепестков ( начинаем кончиком кисти, нажим, притянуть, оторвать).

5. Рисуем пятый лепесток вниз ( начинаем кончиком кисти, нажим, притянуть, оторвать) .

6. Рисуем тычинки( точки кончиком кисти).

7. Прорисовка стебля (кончиком кисточки, кисточку держим вертикально).

8. Листья орхидеи длинные тонкие, колышаться на ветру ( кисть вертикально, кончиком кисточки протягиваем, нажим и плавно отрываем слева на право и наоборот).

Техника суми-ё является естественным спутником японской поэзии. «Горные сумерки. Похитили алые краски. Орхидея». Бусон.

Рефлексия.

(составляем синквейн на тему мастер-класса «Техника японской живописи суми-ё»).

Источник

Японская живопись акварель уроки

Yuko Nagayama — художница из Японии, чьи акварельные картины меня просто завораживают. Акварели Юко Нагаяма такие атмосферные, поэтичные, настроенческие!

Очень хотелось побывать на мастер-классе художницы, чтобы познакомиться лично и узнать тонкости техники акварели Юко Нагаяма.

И вот такая возможность представилась мне в Риме!

В этом обзоре я расскажу о тонкостях техники акварели Юко Нагаяма. Возможно, кому-то, как и мне, не терпится узнать, как она достигает такой атмосферной недосказанности.

В статье я выделила пунктами основные, важные на мой взгляд, моменты и проиллюстрировала их фотографиями с мастер-класса. Прошу прощения за качество фото — на демонстрации присутствовало около полусотни человек, условия для съемки были экстремальными. 🙂

Вот этот цветочный натюрморт писала Юко во время демонстрации.

Как вы можете заметить, работает она, сидя на полу. При этом формат листа достаточно большой, 56х76 см.

ЗАМЫСЕЛ КАРТИНЫ И КОМПОЗИЦИЯ

Здесь вы можете сравнить натюрморт, который писала художница, и её итоговую акварель и понять, что натура служит Юко лишь опорой для воплощения её замысла. Она не копирует натуру фотографически точно, а лишь отталкивается от неё, чтобы передать в картине нужный образ.

Как видите, в реальности не было ни фоновой драпировки, ни горящей свечи. Всё это появилось, исходя из идеи художницы создать картину, посвященную матери.

Я наблюдала, как Юко долго присматривалась к букету, о чём-то думала, ходила, затем вновь присматривалась и задумывалась. Полагаю, в её воображении при этом рождался образ будущей акварели.

Для фонового цвета натюрморта она выбрала красный, который мог бы показать её любовь к матери.

Говоря о цвете, очень важным было объяснение Юко, что объекты в тенях и рефлексах принимают цвет неба и окружения. Это является объединяющим началом для колористического строя картины, задает основной цвет акварели.

Акварели Юко Нагаяма построены на недосказанности. Растекание краски, брызги, различные акварельные эффекты играют в них очень важную роль.

И чтобы подобные картины не превратились в абстрактную кашу и детский рисунок, у них должна быть очень крепкая основа в виде рисунка.

ВАЖНОСТЬ РИСУНКА

Рисунок Юко выполняет очень тщательно.

Вертикальные оси сосудов и свечку рисует с помощью листа бумаги вместо линейки. Симметрию вазы скрупулезно промеряет, измеряя половинки. Проверяет себя, переворачивая рисунок вверх ногами.

Рисуя цветы, художница чётко понимает их форму и структуру. Мне очень понравилось объяснение Юко Нагаямы, что роза в своей основе имеет пятилепестковую структуру. Она вписывается в пятигранник в своей общей форме и в делении на слои лепестков:

Нужно сказать, что в основе живописи Юко лежит крепкий академический рисунок и понимание природных форм.

Это очень важно, когда пытаешься как-то контролировать свободную и необузданную акварель, оставляя ей возможность течь, куда хочет, но при этом грамотно проявляя формы объектов.

МАТЕРИАЛЫ

В акварели немаловажным фактором являются используемые материалы. Они могут дать определенные эффекты, которые станут основой стиля художника.

Что особенного я заметила у Yuko Nagayama?

1. Необычные кисти-флейцы, в которых как бы собрано несколько круглых кистей.

Такие кисти более мягкие и несут очень много воды. В результате у Юко нет проблемы с сухостью слоя на таком большом листе бумаги. Раствор краски свободно течет, образуя целые озерца влаги.

2. Резерваж (masking fluid) и кисть с резервуаром для воды, которой наносится резерв. Об этом подробнее расскажу ниже.

3. Меланиновая губка для размытия краев. (см. ниже)

4. Золотая, бронзовая и серебряная краски с настоящими металлами, безумно дорогие. На фото эти баночки стоят в левом верхнем углу.

В акварели мастер-класса художница использовала золотую краску для рисования сердцевиной роз.

Говоря об использовании чего-то помимо акварели, Юко Нагаяма отмечает, что она не собирается следовать общепринятым правилам, как должна выглядеть акварель. Она использует те материалы, которые считает нужными для своей техники. «Я не пишу акварель, я пишу картины Юко Нагаямы», — говорит она.

Палитра цветов у Юко Нагаямы, как вы видите, достаточно обширная. Преобладают различные оттенки красного и синего. Это и понятно, цветовая гамма изображаемых ей цветов очень разнообразна, их спектральные оттенки не всегда можно получить смешением, поэтому лучше иметь как можно больше красок нужных оттенков.

Ранее я видела, что художница в условиях мастерской имеет две палитры — одну под тёплые, другую под холодные цвета. В данном случае на демо была одна палитра под всё, возможно, как вариант походной палитры.

ТЕХНИКА РЕЗЕРВАЖА

Как я уже говорила, Юко Нагаяма активно использует спонтанное течение краски по листу для создания эффектов потёков и затёков, свободных переливов и смешения краски.

В этом случае часть выразительности картины на себя берет сама акварель.

Однако здесь есть минус — в таком свободном течение краски легко потерять объекты, участки белого.

Поэтому Юко Нагаяма использует технику резерважа маск флюидом.

Лайфхак работы с маскирующей жидкостью для акварели от Yuko Nagayama:

1. Резерв наносится из тюбика с наконечником. Сразу размазывается кистью с мыльным раствором. Для этого Юко использует кисть с резервуаром для воды. Этот способ позволяет разнести резерв тонко, он быстро сохнет.

Мыльный раствор в кисти предохраняет её от налипания маскирующей жидкости.

2. После того, как заливки нанесены, художница сушит работу и снимает резерв кусочком нубука. (Тот, который используют для чистки замши)

3. После снятия резерва, чтобы убрать четкие края от резерважа, художница использует кусочек меламиновой губки, которой размывает края.

(Меламиновая губка — это хозяйственная губка, предназначенная для уборки. У нее хорошая адсорбирующая и полирующая поверхность. Спрашивайте такую в хозяйственных магазинах.)

Кроме того, губкой же она может наносить немного краски с соседних окрашенных участков на белые, пригашивая их, делая более естественными:

Должна признать, что эта часть техники Юко была для меня открытием, я не подозревала, что она использует резерваж. Ведь в итоге в её работах нет той «вырезанности силуэтов», ощущения инородности, которая часто возникает от использования приёма резервирования. Как видите, это итог последующего размытия контуров меламиновой губкой.

СОЛЕВЫЕ ЭФФЕКТЫ

Эффекты соли, вот эти светлые звездочки-цветки на красочном слое, используют в своих картинах многие художники:

Юко Нагаяма придаёт этому эффекту большое значение. Она специально собирает разные виды соли, чтобы получить разнообразие фактур.

«Когда друзья спрашивают меня, что мне привезти в подарок из поездки, я прошу их купить мне местную соль!» — говорит художница.

МНОГОСЛОЙНОСТЬ

Yuko Nagayama использует многослойную технику письма.

1. Первый слой — свободное течение акварели. Создание цветовой заливки, потёков краски, подкладки основного цвета.

2. Далее она начинает прокладывать более тёмные места, проявлять форму.

3. После просушивания и снятия резерважа художница продолжает делать частичные крупные заливки фона и прописывать форму объектов.

Она несет много влаги, поэтому для ускорения процесса фен сушит одну зону работы, пока она пишет на другой:

В процессе многослойного письма цвет неизменно гасится, становится тускловатым, менее насыщенным. Особенно, если, как в этой работе, зелень букета пишется по красному фону.

Эту проблему Юко решила финальной лессировкой ярким красным пятном и аккордами темных контрастных пятен:

Вот такая акварель получилась в итоге.

Безусловно, ограниченной время и стресс демонстрации не дают художнику написать шедевр. Поэтому ниже покажу еще несколько акварелей художницы.

Теперь вы с бОльшим пониманием посмотрите на них с точки зрения «как это сделано».

В завершении скажу, что я попыталась повторить технику Юко в своей акварели, использовать, как она, резерваж и меламиновую губку.

В общем, я была разочарована. У меня не хватало терпения делать тщательный рисунок, ждать, пока высохнет резерваж, наносить десятки слоев. Нет во мне этой японской скрупулезности и неспешности. 🙂

Я обожаю недосказанность в акварели, набрызг, течение краски, потёки, активно этим пользуюсь, но именно потому, что это даёт быстроту и динамику процесса. Однако тем, кто более привык контролировать акварель, кто хочет более гарантированного результата, техника Нагаямы подойдет больше.

Так что, если вам нравится такой стиль, попробуйте использовать приёмы акварели Юко Нагаяма. Как у неё у вас, конечно, не получится, но может родиться или усовершенствоваться «своё».

Буду рада вашим комментариям! Пишите, что вы готовы взять на вооружение из этого обзора.

Делитесь этой статьей в соцсетях. И спасибо за ваш вклад в развитие сайта!

Для тех, кто дочитал этот репортаж до конца, у меня есть приз. 🙂

Это демонстрационный мастер-класс Юко Нагаямы на фестивали акварели в Фабриано в 2019 г. Если у вас есть 2 часа времени, посмотрите его:

Увидеть собственными глазами лучше, чем прочитать мой пересказ, правда? 🙂

Источник

Читайте также:  Sandbox стол для рисования песком
Оцените статью