Перспективный план работы с родителями по развитию интереса к изобразительной деятельности детей в семье
Анна Сюваткина
Перспективный план работы с родителями по развитию интереса к изобразительной деятельности детей в семье
Перспективный план работы с родителями по развитию интереса
к изобразительной деятельности детей в семье.
По средствам обращения к повседневному окружающему миру и наблюдение за ним, детям данной группы интересны такие виды изобразительной деятельности, как лепка, аппликация, рисование, но большее предпочтение дети отдают рисованию с использованием различных художественных материалов.
Воспитателями осуществляется методическое руководство художественной деятельностью в семьях своих воспитанников. Воспитатель в процессе данного методического руководства знакомит родителей с изобразительным искусством, объясняя необходимость их помощи детям, потому как изобразительное искусство вносит значительный вклад в развитие восприятия, памяти, внимания, пространственных представлений их детей. Родителям доносит информацию с той позиции, что развитие интереса детей к изодеятельности способствует не только реализации традиционных задач по формированию изобразительных умений и навыков, но и коррекции и развитию эмоциональной и познавательной сферы их ребенка. Сформировать устойчивый интерес к изодеятельности в стенах детского сада не представляется возможным. И поэтому одной из важнейших задач педагогического блока является задача привлечения родителей к активному сотрудничеству, т. к. только в процессе совместной деятельности детского сада и семьи удается максимально помочь ребенку.
Также, воспитатель вносит предложения по улучшению методической и предметной среды в организации художественной деятельности в детском саду и семье. Подчеркивая то, что в связи с небольшим количеством часов в детском саду по развитию интереса к изодеятельности у детей, организация художественной деятельности должна проходить совместно с семьей детей, но для этого необходимо ознакомить родителей с планом работы и дать им рекомендации.
На основании проведенной диагностической работы можно прийти к выводу, что развитие интереса к изодеятельности у детей должно происходить в тесном сотрудничестве семьи и педагогов. И для этого, необходимым условием является разработка перспективного плана работы с родителями по развитию интереса к изобразительной деятельности детей в семье, для того, чтобы данный процесс был непрерывным, а значит эффективным.
Поэтому одной из важнейших задач социально-педагогического блока является задача привлечения родителей к активному сотрудничеству, т. к. только в процессе совместной деятельности детского сада и семьи удается максимально помочь ребенку.
В условиях ДОУ для детей и педагогического коллектива встают новые задач по взаимодействию с семьями детей, т. к. в специальной поддержке нуждаются не только воспитанники, но и их родители.
Перспективный план работы с родителями по развитию интереса
к изобразительной деятельности детей в семье
Цель: привлечение родителей к активному сотрудничеству в целях повышения интереса к изобразительной деятельности детей, в процессе совместной деятельности детского сада и семьи.
Материалы по перспективному плану.
1. Время работы: сентябрь, октябрь и ноябрь.
2. При работе с родителями были выбраны следующие формы работы:
— развлечения.
Данные формы работы проводились с целью развития интереса детей к изобразительной деятельности в семье.
Данный план рассчитан на привлечение родителей к активному сотрудничеству в целях повышения интереса к изобразительной деятельности детей, в процессе совместной деятельности детского сада и семьи. В плане отражены первые три месяца работы с родителями с указанием вида работы с родителями (собрания, консультации, беседы, формы работы с родителями (индивидуальная, коллективная, микрогруппы) и методические рекомендации для воспитателя (где согласно плану занятий по изобразительной деятельности в детском учреждении) даны подробные рекомендации в плане работы с семьей.
3. В ходе различных форм работы с родителями по развитию и формированию интереса к изобразительной деятельности, согласно, перспективного плана, были разработаны следующие рекомендации для воспитателей.
Педагог может оказать помощь семье по формированию интереса к изобразительной деятельностипосредством разных форм: педагогического просвещения, повышения педагогической культуры молодых родителей, индивидуального и группового консультирования.
Перспективный план на три месяца:
1. Собрание родителей на тему «Самостоятельные действия ребенка». При проведении собрания необходимо нацеливать родителей на развитие интереса к изобразительной деятельности. При этом родители должны регулярно предлагать новое задание своим детям.Например: «Давай нарисуем небо и солнце». После чего необходимо обсудить с ребенком его рисунок в форме беседы, для поддержания благоприятной эмоциональной обстановки.
2. Беседа «Учим ребенка наблюдать природу» проходила в индивидуальной форме. Здесь давались рекомендации о том, что очень важно передавать детям информацию новым для них способом познания через беседы, диалог (родитель-ребенок). Рассказ родителей необходимо закрепить в рисовании цветов, кустов, деревьев и т. д. При этом, осуществлять контроль за своим ребенком в процессе рисования.
3. Консультации по будущим темам запланированных занятий по изобразительной деятельности «Моя любимая игрушка» проходила как в индивидуально форме, так и микрогруппами. Здесь необходимо нацелить родителей на развитие наблюдательности. Необходимо подготовить ребенка к рисунку и его описанию на тему «Моя любимая игрушка».
4. Консультации по разбору темы «Высокий — Низкий» проходила также в индивидуальной форме и с микрогруппой родителей. Давались рекомендации продолжать расширять получаемую информацию в процессе бесед и диалогов с ребенком. Было дано домашнее задание родителям – закреплять понятия «высокий – низкий» изображая, к примеру, деревья. Передавать детям информацию через беседы, диалог.
1. Собрание родителей на тему «Семья», конечно же имеет коллективную форму работы с родителями. Родителей необходимо нацелить на помощь своему ребенку изобразить семью в художественном оформлении. Необходимо сначала обговорить всех членов семьи с ребенком, а затем приступать к изобразительной деятельности. Также необходимо в процессе рисования с ребенком, проводить беседу о каждом члене семьи, создавая словесный портрет данному члену семьи.
2. Развлечение вместе с родителями «Семейный альбом» носит коллективную форму работы. Создание альбома о семье «Мама, папа, сестра и я». В данном развлечении родителям и их детям дается задание изобразить свою семью. Закончить данное мероприятие необходимо показом (демонстрацией) семейных альбомов с выставкой работ.
3. Собрание родителей на тему «Семья» — предполагает коллективную форму работы. Необходимо нацелить родителей на то, что они должны побудить ребенка к активности выражения своих чувств через цвет (рисуя).
1. Собрание родителей на тему «Как часто вы рисуете с ребенком» носит коллективную форму работы с родителями. Необходимо нацелить родителей на помощь в развитии творческих способностей у своих детей, с помощью игры. Так как в у дошкольников преобладает игровой вид деятельности, поэтому необходимо развивать интерес к изобразительной деятельности в игровой форме.
2. Беседа на тему «Использование нетрадиционных способов в изобразительной деятельности» носит индивидуальную форму работы с родителями. Здесь требуется детальное обсуждение процесса работы с ребенком. При этом воспитатель рассказывает и демонстрирует работу (одновременно, предлагая родителям создать дома с ребенком свой «шедевр».
3. Консультация для проведения запланированного занятия по созданию альбома «Мое творчество» может носить как индивидуальный характер, так и работа с микрогруппами.
Здесь необходимо раздать индивидуальное задание для родителей и их детей на тему: «Насекомые», тем самым развивать творческий потенциал ребенка для создания альбома. Можно дать рекомендации как это сделать в игровой форме, чтобы ребенку было интересней работать с эти заданием.
4. Собрание на тему «Детский коллаж» предполагает коллективную форму работы с родителями. Здесь необходимо организовать выставку детских работ, тем самым демонстрируя достижения определенного уровня развития детей.
Особенно важным представляется подчеркнуть необходимость дальнейшего сотрудничества родителей и педагогов детского сада по формированию интереса к изобразительной деятельности. Целесообразно обсудить результаты и достижений по форме «вопрос — рисунок». В данной беседе может состояться обмен «опыта» между родителями воспитанников группы.
5. Беседа на тему «Семейный опыт» носит индивидуальный характер работы с родителями. Воспитатель предлагает родителям обменяться опытом развития творческих способностей у детей в семье. При этом необходимо учитывать предложения родителей по развитию интереса к изобразительной деятельности детей.
Данное исследование рекомендуется к использованию воспитателями детских учреждений, для эффективной работы с родителями.
Влияние нетрадиционных методов рисования на изобразительную деятельность детей младшего дошкольного возраста Дошкольный возраст – это сензитивный период для развития у детей продуктивной деятельности: рисование, лепка, аппликация и конструирование.
Положение о детско-родительском клубе «Акварелька» УТВЕРЖДАЮ Заведующая МБДОУ «___» ___ 20__ г. Положение о клубе «Акварелька» 1. Общие положения: 1.1. Клуб «Акварелька» создан.
Источник
Перспективный план работы с родителями по изобразительной деятельности.
методическая разработка на тему
Перспективный план работы с родителями по изобразительной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_s_rod.docx | 24.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Светлячок» г. Советский»
Перспективный план работы с родителями по изобразительной деятельности.
Работа с родителями
Консультация для родителей: «Как научить ребенка оценивать свои рисунки».
(Источник: Дошкольное воспитание №6 1996 стр.35).
Работа с родителями
Анкетирование родителей на тему: «Что рисует ваш ребенок». (ст.гр и подг.гр.)
Беседа с родителями на тему: «Как развивать воображение в рисовании».
(Источник: Дошкольное воспитание №6 1993 стр.40)
Работа с родителями
Индивидуальная беседа на тему: «О развитии способностей к изобразительной деятельности».
Работа с родителями
Беседа на тему: «Природа цвета и цвет природы».
Источник: Дошкольное воспитание №10 2002 г Стр.72
Работа с родителями
Консультация для родителей: «Как занять ребенка».
(Источник: Дошкольное воспитание №2) 1992 стр.68; №5 1992 стр.47).
Работа с родителями
Подготовить и провести выставку совместного творчества детей и родителей на тему «папа, мама, я — спортивная семья».
Индивидуальная беседа на тему: «Использование различного материала в изодеятельности»
(Источник: «Рисование с детьми дошкольного возраста» под ред. Т. Казаковой).
Работа с родителями
Беседа на тему: «Лепим и расписываем по — гжельски».
(Источник: Дошкольное воспитание №1 / 97, стр.22).
Работа с родителями
Консультация для родителей: «О взаимосвязи игры и изобразительной деятельности». (Источник: Дошкольное воспитание №6 / 97 стр.25)
Работа с родителями
Индивидуальная беседа: «Ознакомление дошкольников с пейзажной живописью, как часть эстетического и художественного восприятия».
(Источник: Дошкольное воспитание №9 /99 стр.69).
1. Т. Г. Казакова «Занятия с дошкольниками по изобразительной деятельности»
2. М.В. Трофимова «Учеба, игра и изобразительная деятельность»
3. С.Коротких «Ознакомление дошкольников с пейзажной живописью, как часть эстетического и художественного воспитания» (Дошкольное воспитание №9/99, стр.69)
4. Л.Веселина, М.Федяшина «Учим рисовать штрихом» (Дошкольное воспитание №10/97, стр.71)
5. Т.О.Комарова «О взаимосвязи дидактических игр и изобразительной деятельности»
6.Н.Алексахин «Лепим и расписываем по гжельски»
7. О.Хренова «Городецкая роспись душу нам веселит»
8. Т.Комарова «Обучение способам изображения» (Дошкольное воспитание №3/91, стр.51)
9. М.Шклярова «Рисуйте в нетрадиционной технике» (Дошкольное воспитание №11/95, стр.14)
10. Л.Пантелеева «Декоративно-прикладное искусство России» (Дошкольное воспитание №7/89, стр.39)
11. Л.А.Ремезова «Играем с цветом»
12. А.А.Грибовская «Коллективное творчество дошкольников»
13. С.Ашикова «Природа цвета и цвет Природы» (Дошкольное воспитание №10/02, стр.72)
14. А.Листопад «Обучение восприятию цвета» (Дошкольное воспитание №5/91, стр.5)
15. А.А.Грибовская «Народное искусство и детское творчество»
16. «Рисование с детьми дошкольного возраста (нетрадиционные техники)» под ред.Р.Т.Казаковой
Анкета для родителей «Что рисует Ваш ребёнок?»
- Как Вы оцениваете интерьер и оформление группы с художественно-эстетической точки зрения? Ваши пожелания по оформлению группы________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Знакомы ли Вы с требованиями программы детского сада по развитию у ребёнка художественно-эстетических способностей, навыков изобразительной деятельности?__________________________________________________________________________________________________________________________________
- Вы знаете, какие занятия по изобразительной деятельности есть в детском саду?__________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Какую оценку Вы даёте уровню изобразительной деятельности своего ребёнка? Чему он научился за прошедший год? Что Вам нравится или не нравится в его работах?______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Как Вы считаете, созданы ли в детском саду условия для творческого проявления детей?_________________________________________________________________
- Часто ли Ваш ребёнок в домашней обстановке проявляет интерес к изобразительной деятельности (рисованию, лепке, аппликации)? Что Вы делаете для того, чтобы поддержать это желание?_____________________________________________________________________________________________________________________________________
- Знаете ли Вы, как правильно устроить рабочее место ребёнка, где он мог бы заниматься изобразительной деятельностью? _______________________________________________________________________
- Вы храните рисунки своего ребёнка?_______________________________________
- Вы посещаете с Вашим ребёнком музеи изобразительного искусства, выставки? Какие? _________________________________________________________________
- В Вашей группе имеется наглядная информация по развитию у детей навыков изодеятельности? Насколько она полезна для Вас:
- Информация отсутствует;
- Информация есть, но воспитатель никогда не обращает на неё наше внимание;
- Информация есть, но крайне скудная;
- Я не обращаю на неё внимания;
- Информация интересная, но не имеет практической значимости для меня;
- Информации слишком много, трудно выбрать что-то полезное;
- Наглядная информация интересна и полезна для меня.
11. Какая помощь от педагогов детского сада Вам требуется по проблеме художественно-эстетического развития Вашего ребёнка? __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Что рисует ваш ребёнок?
Тесты по рисункам детей.
Почему малыши с таким упоением водят (вернее – возят) карандашом по бумаге? Психологи считают, что таким образом они изливают переполняющие их эмоции; это их способ понимать мир и себя. Не удивительно, что по рисунку можно сказать очень многое о том, нравиться ли художнику его существование или ему не очень уютно.
Хотите заглянуть в душу малыша? Выберите время, когда ребёнок возьмёт карандаши и альбом, и предложите ему нарисовать семью. Не подсказывайте и не уточняйте, кого именно и как он должен нарисовать. Не мешайте маленькому Рафаэлю, а тихонько наблюдайте за ним. Возможно, вас ждут открытия.
В какой последовательности ребёнок нарисовал членов семьи ? Если первым нарисовал себя, это вовсе не значит, что он эгоцентрик. Так и должно быть, Ведь малыш рисует свой мир, в котором он – главный добрый волшебник. Другое дело, если он нарисовал одного себя, Это означает, что он не чувствует себя членом семьи, существует сам по себе. После себя, как правило, ребёнок рисует того члена семьи, которого считает самым важным.
Последними на бумаге обычно появляются братья наши меньшие – кошки и собаки. А вот если хвостатый друг оказался вторым по счету, значит малышу одиноко. Если ребёнок «забыл» нарисовать кого-то из близких, это тревожный сигнал. Стало быть, этот «кто-то» малышу неприятен. Может быть это месть за недавнюю обиду или наказание. Все дети хотят скорее вырасти, поэтому рисуют себя вровень со взрослыми – ну, может, чуточку ниже. Если ребёнок нарисовал себя очень маленьким, вероятно, он слишком зависит от родителей, которые мешают ему проявлять собственную индивидуальность.
Если на рисунке все родственники стоят рядом и держаться за руки, ребёнок чувствует себя частью единого целого под названием «семья». Он уверен во всеобщей любви к нему. Ближе всего к себе рисует самого милого ему человека, которому доверяет всем существом. Родители, которые мало общаются друг с другом и с ребёнком, появляются на листе бумаги в разных углах или в отдельных окошках, разделённые линиями. Хуже, если они будут стоять спиной друг к другу. Младшие братья и сестрички тоже частенько оказываются в стороне от всех остальных. Если они к тому же микроскопических размеров, значит, ребёнок ревнует и борется за внимание родителей. А щербатые улыбки от уха до уха, бантики, цветочки, воздушные шарики, летающие, как бабочки, вокруг, — верный признак, что ребёнку хорошо в этом мире!
НОГИ, РУКИ, ГОЛОВА
Дошколята уже четко рисуют все части лица и тела, не забывая о деталях. Отсутствие какой-либо части тела настораживает, Длинные руки у кого-то из родственников говорят о страхе перед тем, что он может наказать, ударить. Если папа часто ругает ребёнка, ребёнок может «забыть» нарисовать ему рот. Большие и толстые ноги у фигурок свидетельствуют, что ребёнок чувствует напряженность в семье и подсознательно стремиться к более надёжному фундаменту семейных отношений. Малыш, которому неуютно в мире, нарисует страшноватых людей с раскинутыми в сторону руками и большими пальцами. Автор, рисующих длинноногих, скорее всего стремиться к независимости, а если начинающий художник изображает всех с поднятыми вверх руками, это не очень хорошо. Значит, ему нравиться внушать страх, нравиться, когда его боятся
У НЕЖНОСТИ ЦВЕТ НЕБА
Самое любимое и близкое ему существо малыш постарается раскрасить тем же цветом, что и себя. Напористые и непосредственные выбирают обычно теплые и горячие цвета – малиновый, оранжевый. Холодные тона предпочитают тихие, мечтательные, серьёзные малыши. Их привлекают синий, голубой, бледно-желтый. Контраст чёрного и белого – отражение внутреннего конфликта, с которым ребёнок не может справиться. Обращайте внимание, как ваше дитя раскрашивает изображение. Если карандаш то и дело выскакивает за пределы контура, значит малыш свободолюбив и наделён даром независимости.
Консультация для родителей и воспитателей.
Нетрадиционные техники рисования
Зачем и почему рисуют наши дети? Да потому, что изобразительная деятельность является едва ли не самым интересным видом деятельности дошкольников. Она позволяет ребенку отразить в изобразительных образах свои впечатления об окружающем мире, выразить свое отношение к ним. Вместе с тем, изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего эстетического, нравственного, трудового и умственного развития детей.
Но, обучая ребенка рисованию, не следует переусердствовать. Не стоит постоянно заставлять ребенка рисовать. Необходимо создать у него положительную мотивацию к рисованию, желание быть творцом.
Обобщая свой опыт работы с детьми в этом направлении, я могу с уверенностью сказать, что наиболее интересными формами изобразительной деятельности для детей являются нетрадиционные техники рисования. Подобные нестандартные подходы к организации изобразительной деятельности удивляют и восхищают детей, тем самым, вызывая стремление заниматься таким интересным делом.
Уважаемые родители! Предлагаю Вам познакомиться с необычными техниками рисования. Ваш ребенок получит массу удовольствия и расширит свои возможности, если вы будете предлагать ему новые, необычные материалы и техники для изобразительного творчества.
Попробуйте сначала сами, а потом покажите ребенку, что нужно делать. Набираете полную кисть краски, держите ее над бумагой, а другой рукой ударяете по кисти. Так можно получить интересный фон для будущего рисунка. А можно еще до разбрызгивания положить на бумагу шаблоны — фигурки, вырезанные из картона. Например, силуэты звезд, полумесяца, цветов, зверюшек. Получившиеся «белые пятна» можно оставить пустыми или раскрасить.
На прогулке соберите вместе с ребенком листья самых разнообразных форм. Дома разведите в бумажных стаканчиках краски так, чтобы они были достаточной густоты. Покрывайте поверхность листа краской и прижимайте его окрашенной стороной к бумаге. Сверху положите другой лист бумаги и разгладьте рукой или скалкой. Снимите верхнюю бумагу и посмотрите, что получилось. Может быть, придется сначала немного потренироваться, а потом ребенок сможет составить целую композицию из отпечатков листьев.
. и отпечатки пальцев
Очень интересные эффекты получаются, если создавать изображение с помощью отпечатков собственных пальцев или ладошек. Конечно, краску нужно взять легко смывающуюся, например гуашь. С акварелью узоры из отпечатков получатся не такими контрастными и выразительными. Начать можно с простых изображений — цветок, кисть винограда. А необходимые детали можно потом дорисовать карандашом.
Вместе с ребенком по очереди рисуйте на листке бумаги прямые и кривые линии, пересекающие друг друга. Затем можно закрасить участки, ограниченные этими линиями, карандашами или фломастерами разного цвета, заполнить их штрихами, крапинками, клеточками.
Разрежьте пополам сырую картофелину и на месте среза вырежьте простой рельеф — цветок, сердечко, рыбку, звездочку. Пропитайте краской штемпельную подушечку и покажите ребенку, как нужно делать отпечатки. Если нет специальной подушечки, можно взять кусок губки или наносить краску прямо на поверхность среза. Если заготовить несколько разных штампов, малыш сможет с их помощью создавать даже сюжетные картинки или изготовить прекрасную оберточную бумагу для подарка. Это занятие — хороший предлог познакомить ребенка с различными геометрическими формами: кругом, квадратом и т. д.
Вам понадобится несколько губок — для каждого цвета отдельная. Сначала попробуйте сами: обмакните губку в краску, слегка отожмите, чтобы удалить излишки. Теперь можно работать на листе легкими прикосновениями. Освоите новую технику сами — научите малыша.
Этим вы, конечно, сами не раз занимались в детстве. Остается только показать своему малышу, как это делается. Лист бумаги складываем пополам, на одной стороне листа рисуем красками или просто наносим пятна, кляксы, затем накрываем рисунок второй половиной листа, слегка проводим сверху рукой. Можно использовать несколько цветов, можно добавить немного блесток. Раскрываем — что получилось: бабочка, диковинный цветок. Прекрасное занятие для развития воображения.
Берем лист бумаги, подкладываем под него монетку, закрашиваем сверху мягким карандашом или восковым мелком. На бумаге проявляется рельеф. Можно найти любые другие твердые поверхности с интересной фактурой: листья с толстыми прожилками, кора деревьев, вышитая крестом скатерть, металлический значок. — просто посмотрите вокруг. Это не только увлечет ребенка, но и поможет развить его тонкие ручные навыки.
Использование нетрадиционных методов может привить детям желание рисовать, сделать ребенку занятие интересными и познавательными.
Не ждите от ребенка шедевров: цель любой изобразительной деятельности — получить удовольствие. Не увлекайтесь критикой, даже справедливой, иначе рискуете отвратить малыша от этого занятия. Но старайтесь и не захваливать, иначе он перестанет воспринимать похвалы всерьез.
Желаю Вам творческих успехов!
1. Полякова Э.Н. Нетрадиционные техники рисования. Метод. пособие для родителей и воспитателей ДОУ. – М., 2005.
2. Соколов Н.П., Соколова Е.А. Первые шаги в искусство. – М., 2004.
3. Ямова Л.Р. Детские радости в рисунке. – СПб, «Палитра», 2004.
Источник