Все для детского сада рисование юрты

Конспект НОД по рисованию «Юрта — жилище бурят» (старшая группа)

Надежда Поспелова
Конспект НОД по рисованию «Юрта — жилище бурят» (старшая группа)

Занятие по рисованию «Юрта — жилище бурят» (старшая группа).

Дети рассматривают макет юрты. Могут потрогать.

У детей возникают вопросы почему нет окон? Как освещается в юрте? Из какого материала сделана юрта?

Восклицание детей, у меня валенки такие же.

Кочевнический быт в принципе не допускал излишеств, ограничивал число предметов, вещей находивших в обиходе. Жизнь кочевников, скотоводов, воинов и пастухов немыслима без юрты. Юрта — это жилище, символ мироздания со сводом, пространством и плоскостью. Истоки о использовании юрты уходят в 3 век до н. э. бронзового века.

Юрта — нет острых углов. Бывают 5 -, 6 -, 9 -, и даже 12 — стенные юрты. Чем больше стен в юрте, тем юрта просторнее. Так как юрта жилище кочевников, а кочевники переезжают с места на место где лучше пастбище для стадов овец, коней и т. д. Поэтому жилище должно быстро складываться и раскладываться. А так же жилище должно быть теплым и легким, для этого и используют войлок, который хорошо сохраняет тепло. Из войлока так же делают валенки.

Дети рассматривают бурятский орнамент, вспоминают значение цветов бурятского орнамента.

Приступают к рисованию. (В рисовании юрты, дети сами выбирают средства изображения – карандаши, фломастеры, краски)

Итог занятия: Дети рассказывают, что они нарисовали, составляя рассказ.

Фотоотчёт о занятии по рисованию «Моя семья» (старшая группа) Фотоотчёт по проведённому занятию, по рисованию «Моя семья»в старшей группе МБДОУ «Детский сад №295» г. ПермиВоспитатели группы: Петрова.

Конспект НОД по декоративному рисованию по мотивам гжельской росписи «Сказочная птица» (старшая группа) Конспект НОД по декоративному рисованию: «Сказочная птица (гжель)» старшая группа Программное содержание: Продолжать знакомить детей с гжельской.

Конспект НОД по рисованию в нетрадиционной технике «Яблоня с золотыми яблоками» (старшая группа) Рисование «Яблоня с золотыми яблоками».Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Социально коммуникативное развитие», «Познавательное.

Конспект НОД по рисованию «Космические дали». Старшая группа Цель: Закрепить и расширить знания детей о космосе. Задачи: Уточнить знания детей о космосе: планеты Солнечной системы, современные летательные.

Конспект НОД по рисованию на тему «Автобус» (старшая группа) Задачи: — закреплять знания детей о транспорте, его видах; передавать форму основных частей деталей их величину и расположения, — формировать.

Конспект НОД по рисованию «Расписные ткани» (старшая группа) Тема: «Расписные ткани». Программное содержание: Познакомить с новой техникой в рисовании батик. Учить детей рисовать узоры по замыслу,.

Конспект занятия по рисованию в нетрадиционной технике с использованием мыльных пузырей «Мороженое» (старшая группа) Цель. Способствовать развитию творчества, воображения, фантазии. Программное содержание. Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования.

Конспект НОД по рисованию «Птица на ветке рябины» (старшая группа) НОД. Художественно — эстетическое развитие. Рисование «Птица на ветке рябины» (старшая группа) Рисование в старшей группе по теме «Перелетные.

Конспект НОД по рисованию с элементами аппликации «Портрет мамы в шляпе» (старшая группа) Образовательная область: художественно — эстетическое развитие. Образовательные технологии: личностно-ориентированного взаимодействия.

План-конспект образовательной деятельности по рисованию в технике монотипии «Волшебство красок» (старшая группа) План-конспект образовательной деятельности «Волшебство красок» ОО «Художественно-эстетическое развитие» Старшая группа Образовательные.

Источник

Конспект «Юрта — традиционное жилище бурят» по изобразительной деятельности. Приобщение детей к культуре бурятского народа

Наталья Спиридонова
Конспект «Юрта — традиционное жилище бурят» по изобразительной деятельности. Приобщение детей к культуре бурятского народа

Конспект «Юрта – традиционное жилище бурят»

по изобразительной деятельности, приобщение детей к культуре бурятского народа.

Воспитатель :Спиридонова Н. Н.

расширить представление о кочевниках- буряты издавна жили в юртах (гэр);

развивать творческую активность, эстетический вкус, умения различать цветовой колорит;

воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру и искусству.

развивать интерес к культуре бурятского народа очень важный оберег бурятской юрты – порог (принято снимать головной убор при входе, то гость, посетивший юрту, обязан был оставить за порогом ружье и нож. Никогда буряты не станут разговаривать между собой через порог. По их верованиям это обязательно приведет к раздору в семье.) ;

воспитывать бережное отношение к объектам народного творчества.

Вызвать у детей активный интерес, эмоциональный отклик на художественные произведения, желание внимательно рассматривать их, любоваться красотой.

для воспитателя: компьютерная презентация о юрте;

для детей : краски, кисточки, ёмкости с водой, тряпочки, лист А4

юртах (гэр)

— головные уборы (малгай) -верхняя одежда (зимняя – дэгэл; летняя – терлиг) -обувь (гутал) -матерчатый пояс (бэhэ)

Предварительная работа: Беседа -занятие «Юрта»,

презентации по теме «Бурятская юрта»

Знакомство с репродукциями художественных произведений по теме Бурятская юрта.

o презентации «Бурятская юрта»

oРепродукции художественных произведений:

Г. Эрдынийн. «Бурятский улус», «Буряты кочуют на зимник», «На летней стоянке кочевника бурят», «Перекочевка из зимника в летник», «Улус в степи», «Цагалган»;

Р. С. Мэрдыгеев. «Рождение Гэсэра»;

Ц. С. Сампилов. Картины из серии «Свадебные обряды хоринских бурят»;

Ч. Б. Шенхоров. Из серии «Земля монголов». «Кочевье».

Звучит бурятская мелодия «Цветок Байкала»

Воспитатель (в национальном бурятском костюме):

— Вы сейчас послушайте музыку, посмотрите на меня и скажите, о чем мы сегодня будем говорить?

Дети: О Бурятии и о бурятских национальных костюмах,о бурятском орнаменте.

Воспитатель: Почему вы так подумали?

Ответы детей.

-А что у нас на доске? (Разные дома где живут люди)

-А есть ли здесь жилище бурят?.Да -это юрта.

А вот и тема нашей сегодняшней НОД- показ презентации. «Бурятский юрта»

Давайте вспомним, какие народности проживают на территории нашей республики.

В группе развешены репродукции художественных произведений и работы детей, где нарисован Бурятские юрты.

(Дети под тихую музыку «Цветок Байкала»рассматривают картины сначала нарисованные и сделанные (аппликации, объемные работы) руками детей и воспитателей, а затем художников).

Кочевники буряты издавна жили в юртах (гэр). На картинах Г. Эрдынийна «Бурятский улус», «Буряты кочуют на зимник», «На летней стоянке кочевника бурят», «Перекочевка из зимника в летник», «Улус в степи», «Цагалган» вы видите, как выглядит юрта бурят. Войлочная юрта представляет собой универсальное воплощение природного опыта и прикладного творчества народа. По своей форме, конструктивным особенностям и функциональным качествам юрта экологична и оптимально приспособлена к кочевому образу жизни, природно-климатическим условиям Забайкалья.

Юрта легко ставится и разбирается. Остов юрты цилиндрической формы состоит из нескольких (шести, восьми, реже – десяти) разборных стен (хана, выполненных в виде складных решеток из березовых или ивовых прутьев, скрепляемых кожаными тесемками (удээри). Смежные секции соединяются шерстяными веревочками (хагсарга). Высота стенных решеток около полутора метров.

Сборку стен начинают с установки дверного блока (дэн). К правой верхней части дверной рамы привязывается длинная волосяная веревка (уути) и натягивается по всей окружности стен, делая их более устойчивыми. Второй конец веревки крепится к левой стороне рамы.

В бурятских юртах вход, как правило, ориентирован на юг или юго-восток. Дверь также выступает центральной композиционной частью эстетического оформления юрты. Для ее украшения используются орнаментальные мотивы, выполненные в технике декоративной росписи, а также резьбы по дереву.

Очень важный оберег бурятской юрты – порог. Двери отведена функция границы между внешней реальностью и внутренним миром семьи. Ее пересечение всегда сопровождалось соблюдением определенных обрядов или традиций. Если в славян принято снимать головной убор при входе, то гость, посетивший юрту, обязан был оставить за порогом ружье и нож. Никогда буряты не станут разговаривать между собой через порог. По их верованиям это обязательно приведет к раздору в семье.

В верхней конусообразной кровельной части архитектурной конструкции располагается тооно — дымовое отверстие диаметром около метра, служащее одновременно окном, через которое в юрту проникает свет.

Деревянный круг тооно, венчающий юрту, делается из цельного куска березы и имеет около 60-70 отверстий-гнезд для крепления уняа — кровельных жердей из сосны, нижние концы которых соединяются со стенными решетками с помощью волосяных петель.

Круг тооно принято окрашивать в красный и оранжевый цвета. Деревянная конструктивная основа юрты покрывается войлоками.

Покрытая войлоком юрта опоясывается веревками (бhэ, свитыми из волос, или плоскими ремнями (хошлон, сшитыми из тонких волосяных бечевок. Они протягиваются горизонтально по верху, середине и низу войлочных стен и привязываются концами к дверным рамам.

В центре юрты помещают очаг (гуламта, с которым у бурятского народа связаны особые представления и многие обряды. Например, переезжая, семья переносила огонь на новое место. Дым от очага выходил через отверстие наверху. Свето-дымовое отверстие закрывается квадратной (в другом варианте — шестиугольной) войлочной крышкой (рхэ).

Юрта традиционно делится на мужскую — западную (баруун тала, женскую — восточную (зн тала) половины и переднюю почетную часть — хоймор. В мужской части юрты находились конская сбруя, седла, оружие, инструменты, в левой – домашняя утварь, продукты.

Роль и значение войлочной юрты не умаляется и в нынешних условиях Бурятии. Этот национальный тип жилища незаменим в жизнедеятельности людей, связанных с передвижным характером труда, а также находится в обиходе сельских жителей, использующих юрту в своем бытовом укладе для проживания и хозяйственных нужд в летний сезонный период.

Внутреннее устройство юрты можно рассмотреть на картинах

Р. С. Мэрдыгеева «Рождение Гэсэра»,

Ц. С. Сампилова из серии «Свадебные обряды хоринских бурят».

— Кто видел настоящую юрту?

— Почему юрта круглая?

— Кто хочет провести летние каникулы в юрте?

-Внутреннее устройство юрты можно рассмотреть на чьих картинах?

Р. С. Мэрдыгеева «Рождение Гэсэра»,

Ц. С. Сампилова из серии «Свадебные обряды хоринских бурят».

— Есть ли на выставке произведения художников Бурятии?

— Как вы думаете, о чем хотели рассказать нам художники Бурятии в этих картинах? О том, где живут буряты. Как называется их дом.

По бурятской традицииона делилась на две половины: правая – женская, левая – мужская (это если стоять лицом к ее северной части).

В мужской половине лежали сбруя, орудия труда и т. п., а в женской – различная домашняя утварь, продукты.

Северная сторона юрты (хоймор) считалась почетной, в ней принимали гостей.

В самом центре располагался очаг, а вверху было специальное отверстие, чтобы дым выходил. Традиционно ставилась она входом на юг.

— А вы можете показать портрет Ц. С. Сампилова?

-А его работы (серия акварельных работ «Свадебные обряды хоринских бурят»

-Кто из художников Бурятии рисовал открытки? Анатолий Цыденов

-А это что за художник?

Балдаев Филипп Ильич –художник Бурятии. Художник специально ездит по районам республики, собирает и изучает фольклор бурятского народа, делает многочисленные зарисовки национальных орнаментов с предметов народного быта. Многие из собранных им орнаментов вошли в его альбом «Бурятский народный орнамент»,

— Ребята, посмотрите, что вы видите? (На доске прикреплены фигуры мальчика и девочки в национальных костюмах). Да, правильно, это мальчик и девочка в бурятских национальных костюмах. Давайте дадим им имена. Какие бурятские имена вы знаете?

Дети придумывают имена.

В степи дует ветер, а наши детки без дома. Как называется дом у бурят -юрта. Предлагаю стать мастерами, и нарисовать дом-юрту этим детям.

Но для того, чтобы вы стали настоящими мастерами, давайте вспомним, что что символизируют цвета в бурятских орнаментах.

Зеленый – трава, рост.

желтый – солнце, золото;

голубой – небо (на доске вывешиваются варианты бурятских орнаментов для украшения юрты).

-Пока работают дети, звучит бурятская мелодия «Цветок Байкала»

Выполнение работы с изображением юрты, степи, солнца и т. д.

Эстетическая оценка работы.

— У кого самая большая и красивая юрта?

— А сейчас, давайте подарим друг другу голубые облака и яркие солнышки.

Если вам понравилась ваша работа, вы выполнили ее хорошо, поднимите яркое лучистое солнышко.

Если вам что- то удалось не так хорошо как бы вам хотелось, поднимите солнышко с облачком.

Домашнее задание. Нарисовать юрту своей мечты.

Национальный компонент. Куклы в бурятских костюмах .Здравствуйте дорогие коллеги! Мы сегодня с детьми обсуждали и очень много говорили о поэзии бурятского костюма, его разновидностях, назначении. так.

Организация самостоятельной деятельности детей в старшей группе. Блок «Народы Прибайкалья». Тема: «Украшения бурят» Организация самостоятельной деятельности детей. Старшая группа. Педагог Маркина М. В. Блок «Народы Прибайкалья» Тема: «Украшения бурят» Цель:.

Источник

Читайте также:  Расписание электричек заканальная акварель завтра
Оцените статью