- Виды штриховки в рисунке
- Покоряем штрих. Теория и практика
- Зачем штриховка концепт-художнику?
- Что можно передать с помощью штриха?
- Штрихом можно показать тон и светотень
- Можно передать и текстуру
- Штрих отлично показывает форму
- Все вместе
- А можно более современный пример?
- Время для практики. Упражнения
- Ставим руку
- Экспериментируйте с линией
- Работаем над формой и масштабом
- Добавляем объектам объем
- Решаем сложности перспективы
- Постоянно развивайтесь!
- Дополнительные материалы
- 5 видов штриховки в рисунках карандашом
- Виды штриховок в рисунке + таблица
- Какие карандаши подходят для штриховок
- Как развить навык штрихования
- Заключение
Виды штриховки в рисунке
Виды штриховки.
Для создания объёма и освещения в рисунке художники пользуются штриховкой. С помощью неё производится тональная проработка листа. Ниже я расскажу о восьми видах штриховки, которые чаще всего используются в классическом рисунке:
1. Обычная однослойная штриховка «зигзагом». Карандаш двигается вправо-влево не отрываясь от листа. Образуется штрих похожий на зигзаг.
2. Наложение двух слоёв штриха «зигзаг». Угол пересечения не должен составлять 90 градусов. При таком пересечении образуется некрасивая «решётка». Пересечение штрихов должно образовывать «ромбики».
3. Штриховка, при которой карандаш касается бумаги только тогда, когда рисуется линия. Карандаш плавно опускается к листу, проводит линию, и затем плавно отрывается от бумаги. Эта разновидность штриховки позволяет соединять штрихи очень мягко и незаметно. Плоскость листа заполняется штрихом ровно, без стыков и «швов».
4. Штрих по окружности. Движения карандаша такие же как в штриховке под номером 3, только по окружности.
5. Штриховка, похожая на вариант под номером 4. Но количество слоёв тут может быть произвольным. Длина штрихов короткая, что позволяет деликатно «лепить» сложные формы, например в портрете.
6. Пересечение двух слоёв штриха под острым углом. Штрих не «зигзагом». Проведя линию, карандаш всякий раз отрывается от бумаги.
7. Штриховка, при которой линии штриха пересекаются под разным углом. Как угол, так и количество слоёв произвольное. Такой штрих хорошо подходит для тональной проработки плоскостей сложной формы, мятых драпировок.
8. Комбинированная штриховка под разным углом. Слой один, хотя при дальнейшей работе можно вводить и дополнительные слои. Такая штриховка хорошо подходит при проработке сложных, геометрически неправильных форм, например, каменистой фактуры.
При работе над тональным рисунком, нужно помнить, что штрих чаще всего должен повторять форму предмета. Он как бы «облегает» форму. При этом насыщенность тона (уровень «черноты») можно набирать двумя способами: силой нажатия на карандаш и количеством слоёв штриховки. При этом штрих не должен быть «глухим», т. е. сквозь линии штриха бумага всё же должна немного просвечивать. Иначе может возникнуть некоторая «замусоленность» штриха, что производит плохое впечатление.
Соединение линий штриха в единое целое.
В рисунке часто приветствуется короткий штрих, который можно «укладывать» по форме изображаемого предмета. Но как проработать, например, плоскость стены короткими штрихами? В таком случае штрихи соединяются в блок. В таблице ниже, я привёл пример того, как это можно сделать:
Сочетание широких и острых линий штриховки.
Ещё одним важным моментом в рисунке является сочетание работы плоскостью и остриём карандаша. Штрих может быть «пушистым», т. е. широким и размытым. А может стать четким и острым. В штриховке используется каждый из этих подходов — как по отдельности, так и в сочетании друг с другом. В таблице, приведенной ниже, показаны сочетания острого и широкого штриха:
Первый способ. Широким штрихом можно сделать основу рисунка — первый слой. А поверх, во втором слое, использовать острый штрих и детальную проработку.
Второй способ. Соседство широкого и острого штрихов создает интересную фактуру. Если штрих делать коротким и разнонаправленным, то им можно прорабатывать массу листвы в кроне дерева.
Третий способ. Мягкие материалы тканей, мех, листва… — прорабатываются широким, мягким штрихом. Он хорошо передает материальность такой поверхности. Острым штрихом прорабатываются предметы из металла, стекла, гипса и т. д. Т. е. там где нужна чёткость и жесткость.
В заключении, хочу сказать, что существуют разные техники ведения тонального рисунка, большое количество разновидностей штриховки, разные подходы в работе. Но описанные в этой статье ключевые моменты, являются основой, на которой базируется работа над академическим рисунком.
Как на практике реализуется вышесказанное Вы можете посмотреть на примере моих работ в разделе «Рисунки».
Источник
Покоряем штрих. Теория и практика
Поговорим о типах штриховки и приемах ее использования для передачи объема, формы, тона и перспективы. Покажем много простых, но полезных упражнений, которые помогут вам покорить штрих.
Murray Tinkelman, страница издания New York Times, 1975
Зачем штриховка концепт-художнику?
В графическом плане концепт-арт, как и любая другая зарисовка, начинаются с линии. Ей вы можете передать абсолютно все, кроме цвета — и то пока не возьметесь за цветной карандаш. Поэтому в той или иной степени штрих тренируют многие художники — уже хотя бы для того, чтобы их наброски с натуры и начальные эскизы как можно лучше передавали задумку.
Мастер штриха и линии Ким Джун Джи настолько отточил свои навыки, что может рисовать детализированные работы начисто — без набросков.
Что можно передать с помощью штриха?
Часто новички спрашивают, какую штриховку выбрать и для чего. Как и любой другой элемент в рисунке, штрих должен решать определенные задачи, поэтому и выбирать его нужно в зависимости от того, чего вы хотите добиться. Давайте посмотрим, как штрихуют художники и какие задачи они при этом решают.
Штрихом можно показать тон и светотень
На примере ниже штрихи отличаются по длине, расположению и плотности. Они помогают передать форму поверхности и ее оттенок.
Форма поверхности передается за счет расположения штриховки. Плотность и частота — для передачи оттенка.
Можно передать и текстуру
На примере ниже вы не увидите никаких лишних контуров и элементов: все световые переходы и текстура кожи и ткани читаются только за счет штриха.
В этой работе автор передает тон, изменяя только длину и частоту штриха.
Штрих отлично показывает форму
Даже без контуров мы легко узнаем объекты на рисунке ниже.
Здесь штриховкой передает форму, объем, светотень и расположение предметов относительно друг друга.
Все вместе
В примере ниже Хендрик Гольциус использует классическую контурированную штриховку. Каждая линия точно выверена и передает не только тон, но и форму и гладкость поверхности.
Строгие гравировки Гольциуса требуют кропотливой работы.
Сравним манеру Гольциуса с эскизами Да Винчи. Леонардо наносит линии свободно и расслаблено, но тон и форму передает не хуже.
Свободные линии Да Винчи отлично передают форму и тон.
В рисунке ниже Пикассо при помощи штриха придает не только объем изображению моделей, но и глубину композиции в целом.
Глубина создается за счет направленной штриховки.
А можно более современный пример?
Пожалуйста. Мастер комиксов Frank Godwin использует мягкую штриховку для описания поверхности и передачи светотени. Каждый пример выполнен в разных техниках, и мы четко различаем текстуры и тона.
Эти иллюстрации наглядно показывают эффективность работы совершенно разных техник.
Время для практики. Упражнения
Ставим руку
Начните с простых узоров карандашом. Заполните несколько квадратов разными вариантами штриховок. Для лучшего эффекта растушуйте края узора.
Сначала штрихуйте длинными линиями, изменяя угол наклона. Затем переключитесь на короткие линии, попеременно изменяя направление: добейтесь узора плетеной корзины.
Не ограничивайтесь узорами, показанными в статье — дайте волю своей фантазии.
Добавьте цвета и уведите узор в градиент.
Какие еще узоры приходят вам на ум?
Для правильной штриховки важно контролировать линию. В этом вам поможет тренировка движений. В зависимости от длины линии вы должны работать разными частями руки: за короткие движения отвечает запястье, за более длинные — локоть. Если рисунок очень объемный, в работу включается плечо.
В видео автор подробно останавливается на техниках и дает дополнительные полезные упражнения.
Экспериментируйте с линией
Эти упражнения кажутся слишком простыми? Рисуйте сплошной линией. Не отвлекайтесь, не думайте слишком много, не отрывайте карандаш от бумаги и, главное, расслабьтесь. А когда вы достигнете хороших результатов, усложните задачу.
Например, можно попробовать слепое рисование контуров:
Конечный результат не важен. Важно научить глаза и руки работать вместе
Работаем над формой и масштабом
Умение работать с линией очень важно, но не будем забывать и о форме. Можно добавить в ежедневные упражнения немного динамики и поиграть с масштабом и наклоном.
Набросайте 2 ряда треугольников с идеально ровными сторонами от руки. Верхние точки треугольников во втором ряду должны совпадать с углами основания верхнего ряда. В следующем ряду увеличьте треугольники в 2 раза и повторите ряд в шахматном порядке.
Закрашивать треугольники не обязательно. Можете ограничиться контурами.
Более сложное упражнение — с эллипсами. Нарисуйте несколько эллипсов под определенным углом. Это упражнение направлено на тренировку рисования под наклоном, масштабирование объекта, а также контроль пропорций, поскольку оно определенно связано с оптической иллюзией перспективы.
Старайтесь рисовать их ровными, чтобы эллипсы казались одинаковыми объектами, размноженными в перспективе
Добавляем объектам объем
Нарисуйте простые геометрические формы. Затем обозначьте тени с помощью штриховки. Определите источник света и подумайте о тех областях, которые к нему повернуты: где самый светлый участок, а где самый темный; как ложатся тени и где располагается рефлекс.
Научившись работать с простыми формами, вы лучше сориентируетесь при работе со сложными объектами.
Помните, что объект обычно делится хотя бы на три световых зоны.
- Самый светлый участок, где объект наиболее эффективно отражает источник света. Количество светлых участков на объекте ограничено только количеством отражающих поверхностей, количеством источников света и способностью поверхностей отражать свет. Форма светлого участка зависит от поверхности объекта.
- Полутон находится между светлым участком и тенью. Считается, он передает «истинный» цвет объекта.
- Тень. Самая темная область тени на поверхности объекта может иметь резкие грани на стыке с полутоном, или просто постепенно с ним сливаться.
- Кроме теней на самом объекте, есть еще падающая тень.
Падающая тень — это та тень, которую создает объект, преграждая свет. Она может быть четкой или мягкой, в зависимости от яркости и близости источника свет Усложните задание и попробуйте нарисовать объекты с составными формами, а затем с органическими:
Не ограничивайтесь двумя объектами: чем их больше, тем сложнее и интереснее будет задач
В органических формах представьте топографию поверхности и изобразите ее с помощью простой сетки. Линии должны выглядеть так, будто они были нарисованы прямо на поверхностях, следуя контурам по мере их изменения.
Для начала используйте очень тонкие линии (например, карандаш H2), или цветной карандаш, как на примере ниже. Избегайте нажима, чтобы контуры не мешали затенению.
И снова используйте штриховку, чтобы создать затенение!
Думайте о наиболее светлых участках (где свет падает непосредственно на поверхность объекта), полутонах, падающей и собственной тенях и отраженном свете
Решаем сложности перспективы
После тренировки на простых формах пора переходить к рисованию объектов в перспективе.
Вверху некоторые наброски форм и обычных объектов в двух- или трехточечной перспективе. Внизу тренировочная работа, направленная на развитие координации рук и глаз, чтобы увидеть / почувствовать углы и пропорции.
Как только вы выполнили трехмерные рисунки кубов и нарисовали молот Тора, попробуйте нанести на них узоры, накладывая их на трехмерные объекты. Используйте оттенки, передавайте освещение. Например, так:
У видеоблогера Альфонсо Данна (Alphonso Dunn) есть отличная серия видео на эту тему. Посмотрите это видео, вот это, еще это, и еще вот это, чтобы узнать, как сделать тренировочные упражнения по перспективе более увлекательными и эффективно интегрировать их в свой стиль
Постоянно развивайтесь!
Хочется поделиться одной из иллюстраций Bernie Wrightson из комикса «Франкенштейн». Обратите внимание, что автор строит работу на обычных штрихах, а с помощью перекрестной штриховки и некоторых других методов передает четкую разницу в текстуре и тонах.
Много упорной тренировки — и вы тоже так сможете
Когда вы лучше научитесь контролировать штрих и выдавать стабильный результат, можно задумываться о качестве линии в более разнообразном смысле. Что это значит?
Например, такие что-то такое.
Это, кстати, реклама Faber Castell — известнейшего производителя товаров для художников
Посмотрите, как волнистая спираль повторяет саму себя и при этом на показывает новую картину — просто за счет изменения ширины линии и ее расположение по отношению к предыдущей.
Как начать?
Попробуйте менять толщину линии. Изменение плотности и толщины штриха помогает описывать оттенки и форму эффективнее
Дополнительные материалы
Изучайте материалы разных авторов и учителей, чтобы изучать разные техники и точки зрения.
Источник
5 видов штриховки в рисунках карандашом
Какие виды штриховок бывают в рисунке? Рассказываю о разных вариантах и типах штриховок карандашом, которые вы можете применять в рисовании. Читайте подробнее в новой статье!
Умение правильно делать штриховку – это навык, которым должен владеть каждый художник. При рисовании карандашом, штриховка просто необходима, ведь по сути, все состоит из линий, одинаково и равно расположенных рядом друг с другом.
Поэтому, очень важно разобраться в основных видах штриховки карандашом. Их не так много, но научившись основным, вы сможете развивать свои навыки рисования и учиться новому будет уже проще.
Существует много разных видов штриховок карандашом. Каждый вид имеет особое значение для художника, помогает более точно и емко передавать идею рисунка. Штриховкой можно работать как на начальном этапе, например, с эскизами и набросками, так и создавая законченное, полноценное произведение.
В рисовании штриховку можно выполнять любыми графическими средствами: ручкой с чернилами, тушью, пастелью, и, конечно же, простым карандашом. В этой статье мы рассмотрим основные способы штриховки карандашом, с примерами. А еще вы узнаете, какие нужны карандаши для штрихования, плюс, я дам несколько полезных рекомендаций и советов, как развивать навык штрихования карандашом начинающим художникам.
Виды штриховок в рисунке + таблица
- Продольная штриховка
Этот вид штриховки также называют параллельной штриховкой. Именно поэтому, штрихи карандашом делаются параллельно друг другу, вертикально. Линии расположены очень близко друг к другу, но между ними все равно остается небольшой просвет.
Это один из самых важных и основных видов штриховки. Но в тоже время, это одна из самых непростых штриховок для новичков – ведь нужно не только соблюдать параллельность линий, но и следить за нажимом карандаша, за толщиной линии.
Эта штриховка используется для работы над академическими рисунками, на начальном этапе работы со светотенью. Еще с помощью продольной (параллельной) штриховки, художник может сделать общий фон объекта, почти как при тушевке, но с существенными отличиями, конечно же.
- Перекрестная штриховка
Еще один частый и распространенный вид карандашной штриховки – перекрестный или, как его еще называют, поперечный вид штрихования. Как и в случае с предыдущей штриховкой, название этого вида говорит само за себя. Это двухслойная штриховка. Первый слой – это параллельная штриховка, а второй – наложение линий перпендикулярно, под углом в 45 градусов.
С помощью это штриховки можно придать более темный и плотный эффект предмету, который вы заштриховываете карандашом. При таком способе штриховки, пространство вокруг предмета начинает приобретать глубину, а предмет – форму и объем. Здесь важно помнить, что угол наклона поперечных линий должен быть острым, но не прямым. Прямой угол наоборот, создаст эффект искусственного, бесформенного объекта.
Теперь, когда вы знаете про два основных типа штриховки, вы сможете заметить, что многие другие виды возникают из этих двух.
Так, например, возникла контурная штриховка. Это такие же простые линии, но идущие уже не параллельно друг другу, а по контуру объекта. К примеру, если мы заштриховываем рисунок с кистью руки, мы наносим линии по каждой кривой этой руки, повторяя контур и изгиб каждой ее части. Это дает дополнительный объем изображению, позволяет приблизить его к натуральному виду.
- Многослойная штриховка
Если вы будете накладывать перекрестную штриховку много-много раз, то получите как раз многослойную штриховку. Она отвечает за тональность в рисунке. С помощью этой штриховки вы можете создавать градиенты тона, от светлого, до темного. Как и предыдущие виды, эта штриховка помогает передать также объем и форму предмета на рисунке.
При такой штриховке можно также экспериментировать с мягкостью карандашей, подбирая разные виды. Эту штриховку используют и как «заливку», и как средство выделения мелких деталей на переднем плане рисунка.
Если вам нужно заштриховать объект круглой или сферической формы, вам понадобится круговой вид штриховки.
В этом виде штриховки, линии наносятся дугообразно, или в виде полукруга, с небольшим расстоянием между линиями. Наносят круговую штриховку параллельно, чуть касаясь листа бумаги. В начале и в конце линии должны быть светлыми и узкими, а в середине и на выступающих частях объекта – более темными. Такая штриховка придаст необходимый объем предмету.
Это были самые основные виды штриховки карандашом, освоив которые, вы сможете экспериментировать со штриховкой, делать ее в разных направлениях.
Таблица «виды штриховок в рисунке»
Как выглядит штриховка | Название штриховки | Для чего нужна штриховка |
Продольная (параллельная) | Выделяет светлые и темные участки в рисунке | |
Перекрестная (поперечная) | Создает фактуру, глубину и пространство вокруг предмета, дополнительный объем самому предмету | |
Контурная | Для создания объема и натурального эффекта | |
Многослойная | Выделяет детали | |
Круговая | Для создания теней и объема у круглых и выпуклых объектов |
Теперь, когда мы разобрались, какие бывают штриховки в рисовании, давайте рассмотрим, какие карандаши нам могут понадобиться при работе над рисунком со штриховкой.
Какие карандаши подходят для штриховок
Как и всегда, я советую вам сразу приобретать более качественные и профессиональные материалы, будь то бумага, карандаши, холсты или краски. Так, вы сразу начнете учиться на хороших материалах, которые не испортятся в работе и помогут сохранить результат.
При выборе карандашей, я рекомендую такие фирмы, как «Koh-i-noor», «Faber – Castell». Это очень хорошие зарубежные фирмы, продукцией которых пользуются как новички, так и профессиональные художники.
Помимо карандаша, вам понадобится точилка, или, что будет даже лучше, канцелярский нож, которым вы вручную сможете заточить карандаш для нужного вам состояния.
Для штриховки выбирайте мягкие карандаши – от HB до 4В. Такой мягкий карандаш отлично подходит для темных штриховок, а вот если вам нужно сделать штриховку на светлых местах рисунка, берите карандаши потверже.
Выбирая мягкий карандаш помните, что чем мягче он будет, тем темнее получится рисунок, тем жирнее будет штрих, а вам ведь нужно оставлять пространство между линиями, пусть и совсем небольшое.
Но слишком твердые карандаши тоже не рекомендую брать – с ними штриховка не получится такой красивой, а будет выглядеть плоско. К тому же, есть риск продавить бумагу таким карандашом.
Идеальный вариант – купить несколько карандашей, различающих по мягкости на один-два пункта. Это нормально, менять карандаш в зависимости от задачи. Как основной карандаш возьмите с маркировкой 2В, для темных мест 4В, а для светлых – НВ.
Как развить навык штрихования
Чтобы развить навык штрихования в рисунке, я могу посоветовать только одно действующее правило для начинающих художников – рисуйте больше.
Пусть это прозвучит для вас банально, но это правда – чем больше и чаще вы будете штриховать, тем быстрее научитесь. Важно также, работать в разных направлениях и с разными вариантами штриховки. Делать это можно и как на простых, отдельных предметах, так и на различных штриховых композициях.
Еще один метод для развития навыков штрихования – штриховать один и тот же предмет, но по-разному. Например, рисуете несколько шаров, конусов и кубов, и заштриховываете их сначала параллельной, потом перекрестной штриховкой, потом по контуру и так далее.
Не лишним также будет экспериментировать с самими карандашами – их мягкостью/жесткостью, уровнем нажима, толщиной линий и так далее.
Тренируйтесь каждый день, по чуть-чуть, штрихуя разные по форме и размерам предметы, и вы заметите прогресс в ближайшее время!
Заключение
Конечно, мало просто знать все основные виды штриховки. Помимо постоянных упражнений, нужно в самом начале обучения понять, как правильно штриховать объект, чтобы не закрепить неправильную штриховку и не оттачивать ее как навык.
Для этого нужно смотреть различные мастер-классы, или, обратиться к преподавателю за помощью. В большинстве случаев, конечно, штриховку можно осилить самостоятельно, но лучше все-таки делать это под чутким руководством профессионала, чтобы сберечь свое драгоценное время и потратить его на чистое творчество и удовольствие от процесса рисования!
Источник