Варка кости для поделок
quote: Originally posted by Udod:
А я пару раз работал с костью (не со свиной конечно -с говяжьей )и вроде неплохо выходит. Кость проваривал (в основном для того, чтобы от остатков мяса и жил очистить.
От остатков мяса говяжью кость проще очищать зубами , а проваривать уже потом с любым стиральным порошком или «Fairy», поскольку она при этом еще и обезжирится.
Советы по работе с костью есть в «Справочнике кустаря» и «713 секретов производственных технологий».
quote: Originally posted by Viroll:
Кость скорее всего придется варить именно оттого чтобы удалить прирези мяса и остатки сухожилий и хрящей. огонь небольшой. Кидать только в холодную воду а потом на плиту — если в кипяток то мгновенно свертываются белковые вещества и закупориваются поры с жиром.
Только когда вымачивается в воде — на торцах не должно быть трещин — по ним в воде порвет дальше.
в детстве отец моего друга по кости резал. знаменитый резчик был. Брежневу подарки поручали делать. так вот он много по говяжей кости резал. для себя, для души. вымачивал он вроде в горячем молоке, а не в воде. впрочем, вполне возможно молоко как то разбавлено было. факт что после процедуры кость резалась почти как липа. те.е очень легко. в результате изделия были 2-х видов:
1. молочно белые полированные
2. чуть розоватые с прожилками (вроде мрамора) тоже полированые. Очень красиво.
в детстве отец моего друга по кости резал. знаменитый резчик был. Брежневу подарки поручали делать. так вот он много по говяжей кости резал. для себя, для души. вымачивал он вроде в горячем молоке, а не в воде. впрочем, вполне возможно молоко как то разбавлено было. факт что после процедуры кость резалась почти как липа. те.е очень легко. в результате изделия были 2-х видов:
1. молочно белые полированные
2. чуть розоватые с прожилками (вроде мрамора) тоже полированые. Очень красиво.
Здорово! Взгляуть бы. Слышал про вымачивании в растворе соды, но, на самом деле, рабочие свойства все равно низкие.
quote: Originally posted by Дмитрий .М:
Да, San Dude, не в обиду. на ножах, как впрочем и на большинстве НАСТОЯЩЕГО КАЧНСТВЕННОГО холодного и огнестрельного оружия КАК ПРАВИЛО используют вполне определенные виды материалов и они весьма неяркие. Это американе и прочие исторически молодые культуры любят яркие попугаистые материалы на все на свете ставить. Тут тебе и текстолиты с золотыми нитями и титаны анодированые и самотвердеющий пластилин для детей и черт знает что. А все потому, что не знают и не ценят ОРУЖЕЙНОЙ КУЛЬТУРЫ. Впрочем американе знают и ценят, но только СВОЮ, которой всего несколько сотен лет. Вот и делают накладки поярче на примитивные лезвия, заполировывают все нах и ахают и всем втюхивают. Вершина мастерства — покупные, серийные мозаичные заклепки. Понятие красивого оружия подменили понятием — аккуратнейшая отделка.
Хотя надо отдать должное, и в Америке есть настоящие художники по металлу. Но их единицы.
Извини, наболело.
а мне нравятся. именно вот такие вот текстолиты, титаны и еще черт знает что. и мне наплевать на какую то там где то и в чем КУЛЬТУРУ. и аккуратнейшая отделка для меня имеет не менее важное значение чем непонятное мне «красивое оружие» кому красивое? чем красивое?
извините, если и я кого задел
quote: Originally posted by Stingy:
Пластинку лося, думаю,в изделии, заполированную, от мамонта только специалист отличит.ИМХО, конечно. Но я — не смогу. Хотя и имею возможность положить рядом
Не верю. Либо у тебя мамонт вымороженый, либо. Структура хорошей мамонтовой кости(бивень) настолько богата и неповторима, что однажды увидев запоминаешь навсегда. В верхних слоях бивня ее просто нет, она полностью деградировала за тысячи лет превратившись в плотное подобие мела. Но буржуи и это пускают в дело, пропитывая эпоксидкой. Хороший бивень, который ни разу с момента смерти животного не был разморожен и потому хорошо сохранился имеет примерно 15-20мм коры, не имеющей большой ценности для резьбы и плотную красивую кость в ядре. Хотя ядро для бивня понятие относительное, он же полый.
Из примерно 20-30 добытых из мерзлоты бивней только один бывает пригоден, бывает и из сотни ни одного не попадется. В свое время отец, геолог по профессии привозил с северов куски. Причем из разных регионов кость была разная. Не знаю с чем это было связано.
Лось. а какую часть ты имел ввиду? И как можно при сравнении не увидеть разницу между рогом, скелетной костью и бивнем(который в общем то -зуб)? Не верю.
quote: Originally posted by asi:
мне наплевать на какую то там где то и в чем КУЛЬТУРУ.
аккуратнейшая отделка для меня имеет не менее важное значение чем непонятное мне «красивое оружие» кому красивое? чем красивое?
Ну вы блин даете.
Теперь насчет «не знают». Я уверен что количество книг изданных(и соответственно прочитанных) про оружие на английском больше чем на русском. Во всех штатах есть организации любителей оружия. Я недавно познакомился с кузнецом который делает исторически аккуратные мечи и ножи эпохи Реннесансса и древнего Рима. Он мне сказал, что как ни странно довольно много коллекционеров которые занимаются изучением и коллекционированием европейского оружия. На собрании любителей кузнецов встретил кузнеца который делает точные копии мечей викингов. Причем использует только инструменты и материалы которые были доступны тогда.
2Дмитрий .М Вы фактически подвергаете остракизму всех кто любит или ипользует другие материалы в отличии от вас.
Давайте быть более толерантны. Если кому-то нравятся «попугайный» цвета или золотые нити пусть они их используют. Не надо прививать ПРАВИЛЬНУЮ культуру другим, а то будем как в мусульманской стране. Не существуют её — абсолютно правильной и единственной культуры для всех. Можно привести миллион доводов почему идея о единственно «правильной» культуре, искусстве, религии и др. доктрине не есть хорошо. Даже древние греки чегото-там упоминали про Прокрустово ложе. Главное жить дружно и не обижать друг друга. А материалы пусть все используют какие хотят, хоть перья попугая.
Главный критерий по моему это все таки качество изготовления ножа. Сюда входит и качество ковки, спусков, подгонка деталей, качество шлифовки, закалка и т.д.
Теперь насчет «не знают». Я уверен что количество книг изданных(и соответственно прочитанных) про оружие на английском больше чем на русском. Во всех штатах есть организации любителей оружия. Я недавно познакомился с кузнецом который делает исторически аккуратные мечи и ножи эпохи Реннесансса и древнего Рима. Он мне сказал, что как ни странно довольно много коллекционеров которые занимаются изучением и коллекционированием европейского оружия. На собрании любителей кузнецов встретил кузнеца который делает точные копии мечей викингов. Причем использует только инструменты и материалы которые были доступны тогда.
2Дмитрий .М Вы фактически подвергаете остракизму всех кто любит или ипользует другие материалы в отличии от вас.
Давайте быть более толерантны. Если кому-то нравятся «попугайный» цвета или золотые нити пусть они их используют. Не надо прививать ПРАВИЛЬНУЮ культуру другим, а то будем как в мусульманской стране. Не существуют её — абсолютно правильной и единственной культуры для всех. Можно привести миллион доводов почему идея о единственно «правильной» культуре, искусстве, религии и др. доктрине не есть хорошо. Даже древние греки чегото-там упоминали про Прокрустово ложе. Главное жить дружно и не обижать друг друга. А материалы пусть все используют какие хотят, хоть перья попугая.
Главный критерий по моему это все таки качество изготовления ножа. Сюда входит и качество ковки, спусков, подгонка деталей, качество шлифовки, закалка и т.д.
quote: Originally posted by SanDude:
Никогда на улице или в компании не услышишь выражений типа «понаехало тут черож..х, косоглазых ..».
Главный критерий по моему это все таки качество изготовления ножа. Сюда входит и качество ковки, спусков, подгонка деталей, качество шлифовки, закалка и т.д.
Коротко ответ на первый полуофф. Не говорят, потому, что за слова могут засудить. Но на кухне. и не такое слыщал.
Ответ на второй вопрос.
Я толерантен, более чем. Если ты(можно на ты?) считаешь вышеперечисленые качества главными — дело твое, я «толерантен». Если лет через 300-400 человечество не вымрет как вид, было бы интересно посмотреть что экпонируется в музеях. все те же работы эпохи ренессанса и им подобные или углепластиковый ширпотреб. Для ежедневного убоя я тоже предпочту текстолит и заклепки насквозь. Но любить этот инструмент как нож не буду. Увольте.
Резные костяные рукояти на ножах появились когда появились зачатки культуры. То есть человек каменного века уже приматывал костяную рукоять к кремневому лезвию и по каким то причинам украшал это дело резьбой. Со временем все доступные материалы прошли сито отбора, что годится на рукояти и клинки, а что не очень. В отношении кости например нет ни одного одинакового куска. Они все уникальны и индивидуальны. Поэтому две одинаковые рукояти вырезаные рукой мастера для меня будут иметь совершенно разную ценность, если одна будет вырезана из слоновой кости, а другая из микарты. Потому что как микарту не крути, она один и тот же материал, сделаный серийно под копирку. И ее можно скопировать, повторить, отпрессовать тысячу таких же. А кость — строго один экземпляр! Абсолютная индивидуальность.
Это с моей точки зрения ОДИН из признаков художественности работы. Но не определяющий, а просто один их них.
Сорри за невольный офф.
Коротко отчет о пропитке говяжьей трубчатой кости Тунговым маслом.
Наносил в 3 этапа. Не давая просохнуть или загустеть намазывал новый слой, стирая старый подгустевший. Тем самым поддерживал жидкое состояние на поверхности как можно дольше. По косвенным данным масло впиталось не менее, чем на миллиметр. Поскольку изделие было уже полностью готово, мне этого было вполне достаточно.
Перед тем как ставить на просушку стер с поверхности все лишнее.
Дал высохнуть 2 суток.
Протер еще раз тугнговым маслом, через 5 минут стер лишнее и опять поставил на сушку. День был солнечный, поэтому поставил на солнышко.
Через 6-8 часов все застыло. Выдержал еще сутки. Попробовал отполировать.
Отлично берет полировку, можно жестким войлоком даже без абразива.
Можно пользоваться БЕЛОЙ полиролью для пластика. Она самая мягкая и нежная. Если поверхность была выведена до 600 номера( не меньше), то полируется буквально в несколько движений.
Текстура проявилась очень слабо, возможно для более выраженого рисунка нужно применять более темное или подкрашеное масло. Попробую в следующий раз.
На внешней стороне, где было снято много по толщине текстура напоминает древесные годичные кольца, но границы этих слоев как будто разделены трещинками. То есть переход не такой как у слона или мамонта.
Внутренние срезы имеют пеструю нерегулярную текстуру, что-то вроде пятнышек. Не красиво, но и не уродливо.
Что не понравилось в этой конкретной кости. Она имела капиллярные каналы, которые в большинстве открывались во внутреннюю полость. И там они довольно широкие, то есть их видно и туда попадает грязь.
На внешней стороне они мельче, но грязь или скорее остатки чего то, там все же есть. Поэтому они выглядят сероватыми прожилками. Тоже не украшение. Но все это терпимо. С расстояния в полметра выглядит нормально, если не знаешь где проблемы.
Закончу проект, покажу что получилось. Не шедевр, но ничего так.
Источник
Виды и техники резьбы по кости: мастер-класс для начинающих
Один из самых древних видов искусства, освоенный нашими предками десятки тысяч лет назад, это резьба по кости. Изделия, созданные таким способом, ценятся и сейчас — некоторые работы равняются по стоимости ювелирным украшениям из ценных металлов. В статуэтках, вырезанных из кости, людей больше всего привлекают аккуратность, глубокое внимание к мелким деталям и естественность композиции, которая достигается благодаря неповторимым свойствам материала.
История у разных народов мира
Резьба по кости — одно из первых художественных занятий человека. Создавая орудия труда, он со временем начал украшать их рисунками и узорами, а затем перешёл и на изготовление полностью декоративных предметов обихода, таких как ожерелья, кольца, статуэтки и шкатулки.
Материалом для таких изделий служили как «благородная» слоновая кость и бивни мамонта, так и простые цевки — плотные трубчатые части скелета коров, лошадей и прочих хозяйственных животных.
Это необычное ремесло было особенно широко распространено в восточных странах, а также в Риме, Греции и Византии. В каждом из этих мест сформировался свой стиль резьбы. Различались не только техники, но и наборы мотивов и сюжетов, которые завесили от культуры, мифологии, традиций и обрядов определённого народа. Но, поскольку значительная часть изделий создавалась для светских коллекционеров, всегда существовало большое разнообразие тем и образов.
В России хорошо известна холмогорская резьба по кости, названная так в честь соответствующего района Архангельского края. Её «визитная карточка» — это сложный и витиеватый резной орнамент со сквозными отверстиями, сочетающийся с рельефными сюжетными композициями. В работах мастеров этого стиля читается вдохновение красивой, но суровой северной природой. Узоры напоминают морозные завитки, часто встречаются растительные мотивы. Ещё одна особенность стиля — украшение орнамента цветом, будь то гравировка отдельных деталей или укладка фона под всю работу.
Чуть менее знаменита хотьковская резьба, берущая своё начало в городке Московской области с аналогичным именем. Её стиль отличается сдержанностью и лаконичностью. Художники уделяют больше внимания изображению отдельных деталей живой природы: листьев, цветов, животных. Особенно эффектно выглядят выполненные в этой технике шкатулки и женские украшения. Часто сочетают хотьковскую резьбу по кости и дереву или рогу, а также украшают изделия перламутром и другими материалами.
Отдельного внимания достойно творчество народов севера. Например, для чукотской разновидности ремесла характерны простота исполнения и минимум деталей. Основной используемый в ней материал — клык моржа. Чаще всего из него изготавливают амулеты, обереги и украшенные предметы быта, но встречаются и более сложные композиции. Встречаются росписи клыков, представляющие собой пересказ целых сюжетов в картинках.
Изделия художников, работающих в якутской технике, отличаются сложными ажурными орнаментами, в которых преобладают геометрические фигуры. Скульптуры и статуэтки этих мастеров славятся своим вниманием к проработке мелких деталей и создаются по принципу макета.
Тобольская резьба известна за свои миниатюры, изображающие повседневную жизнь северных народов. Кроме того, пользуются популярностью табакерки, брелоки, женские украшения и даже иконы от её мастеров.
Интересным стилем, основанным на резьбе по дереву, отличается варнавинская резьба по кости. Её основу составляет ажурный орнамент, который может быть как плоским, так и выпуклым. Варнавинские мастера изготавливают не только бижутерию и предметы декора, но и посуду, подсвечники, шахматные наборы и даже швейные принадлежности.
Нельзя не упомянуть китайские техники этого древнего искусства. Наиболее известны две школы: кантонская и пекинская. Первая знаменита невероятной тонкостью и роскошью своих работ, для которых используют только отбеленную специальным образом костью. Вторая чуть более сдержанна и служит в основном для изготовления фигурок людей. Для этой цели кость тщательно полируют, что подчёркивает её неповторимую текстуру.
Особенности ремесла
Особенности резьбы по кости связаны с используемым материалом. Прежде всего это тот факт, что каждое изделие, созданное таким образом, уникально и неповторимо — в точности воссоздать работу практически невозможно, даже при желании. Форму получившейся фигурки всегда диктует сама кость. Каждый изгиб, небольшая неровность, нарост или трещинка вплетается мастером в композицию, создавая единственное в своём роде произведение искусства.
Из-за дороговизны материала его потери стараются сделать минимальными. Несмотря на это, при некоторых типах работы, например, составлении ажурных орнаментов, от кости всё ещё отсекается 50% и более. При этом зарисовок на бумаге для будущей фигурки не составляют — обычно детали помечают на самой кости. По исполнению резьбу делят на несколько типов:
Гладкая. Формируется по заранее нанесённому эскизу. Считается самым простым способом создания художественного произведения из кости. Чаще всего используется для создания оберегов, амулетов, небольших фигурок и миниатюр.
- Рельефная или объёмная. Применяется для работы над сложными трёхмерными скульптурами и композициями.
- Сквозная, которая ещё называется резьбой в проём. Подразумевает пронзание кости насквозь в одном или нескольких местах. Используется для создания орнаментов на ларцах, шкатулках и прочих изделиях, а также в китайских скульптурах «шар в шаре».
Работа с костью
Времена, когда обучиться художественному ремеслу можно было только у его мастера, давно прошли. Сейчас инструкции и по декоративной обработке кости доступны каждому, как и покупка нужных для этого инструментов. Существуют как мастер-классы для новичков, собирающихся начать всё с нуля, так и для опытных творцов, желающих улучшить и развить своё мастерство.
Выбор материала
Для художественной резки по кости чаще всего используют благородные разновидности этого материала, соответствующие мастерству и красоте изделий из него. Однако начинающим и желающим получить больше практики ремесленникам стоит остановиться на легкодоступных вариантах, такие как кости коров, дёшево продающиеся во многих продуктовых магазинах и на рынках. Самые популярные виды костей для резьбы включают в себя:
Бивень мамонта. Выдающийся по своим качествам ископаемый материал, отличающийся прочностью и одновременно лёгкостью обработки. Его размер может достигать 2 м при весе в 120 кг, что позволяет создавать даже очень большие скульптуры. Материал также ценится за своё свойство приобретать необычные цвета под воздействием продолжающегося тысячелетиями контакта с минералами. Он бывает почти любых оттенков, от коричневого до фиолетового, голубого и розоватого.
- Слоновая кость. Классический благородный материал, известный своей белизной. Требует тонкой работы с рельефными линиями и позволяет создать отличный контраст светотени. Достаточно крупная, чтобы не ограничивать размеры большинства статуэток. Подходит как для объёмных работ, так и для создания сквозных ажурных орнаментов.
- Клык моржа. Твёрдый, долговечный и пластичный материал белого или желтоватого цвета. С давних времён использовался северными народами, но сейчас его добыча запрещена. Иногда применяются ископаемые клыки, которые отличаются своим зеленовато-коричневатым оттенком и ценятся даже выше обычных.
- Кость кита. Чаще всего под ней подразумеваются позвонки и рёбра. Материал отличается своей пористой структурой, которая делает обработку изделия достаточно сложной, а полировку и вовсе невозможной, но мастера резьбы по кости научились извлекать из этой особенности и выгоду, создавая неповторимые изделия. Используется китовая кость для изготовления больших скульптур и бытовых предметов.
- Цевка. Простая кость, чаще всего крупного рогатого скота. Пластична, легка в обработке, плотность различается в зависимости от вида, возраста, здоровья и питания животного. Не отличается красивыми оттенками, потому часто окрашивается. Отличается от прочих вариантов дешевизной и доступностью, потому рекомендуется новичкам.
Стоит отметить, что добыча костей и рогов многих из этих животных незаконна или сильно ограничена во многих странах. Исключение составляют цевка и бивни мамонта. Извлечение последних не причиняет вреда природе, так как эти родственники слонов вымерли более 10 тыс. лет назад. Тем не менее добыча этого материала всё ещё довольно трудна и требует специального разрешения (да и целые, хорошо сохранившиеся бивни, пригодные для резьбы, — большая редкость), так что цена материала остаётся высокой.
Поставщики чаще всего продают материал в уже удобной для мастера форме: кость обезжиривают, отбеливают, разрезают на части нужной формы и размера. Те, кто выбрал для работы цевку, могут подготовить её и самостоятельно. Для этого нужно:
- Отпилить кончики кости, срезать с неё все хрящи и прочие образования. Тщательно вычистить её как изнутри, так и снаружи.
- Отварить подготовленный материал в течение получаса. Затем воду слить – в ней останется вышедший из кости жир.
- Снова поставить цевку на огонь, в этот раз залив водой с добавлением кальцинированной соды. Держать 1,5 часа.
- Оставить на ночь. На следующие день снова потомить 1,5 часа, но на этот раз с пищевой содой.
Обработанный таким образом материал становится крепче, белее и легче поддаётся обработке. Кроме того, он очищается от хрупких трубчатых тканей, жира и пятен на поверхности.
Подготовка инструментов
Инструменты для работы с костью немного похожи на таковые для резьбы по рогу, но существуют и различия, обусловленные разницей в прочности и структуре этих материалов. Основной прибор, необходимый для тщательной и точной обработки изделия, — это бормашина и штихеля-насадки для неё. Они бывают самой разной остроты и формы, зависящей от выполняемой функции:
грубые пилочки — для снятия верхних прочных слоёв, которые мешают работе;
- абразивные насадки — для снятия «коры» кости и шлифовки;
- тонкие и острые лезвия — для проведения тонких линий;
- насадки с очень маленькими (не более 2 мм в диаметре) шариками — для проработки формы мелких деталей, придания им рельефности;
- резиновые зернистые насадки — для шлифовки;
- мягкие щётки и кисточки — для полировки готовой работы или отдельных её деталей.
Иногда применяются и другие инструменты, например, пирографический прибор для выжигания по дереву. Он помогает создать неглубокие рельефные линии красивого коричневого цвета.
Выбор насадок зависит от типа работы и вида кости — некоторые из них очень хрупкие, другие прочнее, также отличаются форма и структура.
Уроки для начинающих
Резьба по кости — довольно сложное ремесло, требующее годы на освоение. Создание даже простой поделки — длительный и кропотливый труд, способный тем не менее доставить массу удовольствия как процессом, так и результатом. Понять основы поможет пошаговый урок по вырезанию статуэтки в форме Чеширского Кота из бивня мамонта:
Подготовить материал. Для изготовления этой работы был выбран бивень мамонта весом около 1 кг. Перед преступлением к обработке от него нужно отколоть части, отделённые от основного материала сквозными трещинами.
- Придать заготовке форму и очертить основной рельеф при помощи грубых фрезерующих насадок.
- Сгладить острые углы, используя небольшую насадку в форме бутона. Отшлифовать и выровнять изделие. Провести торцевание основы статуэтки с помощью предназначенного для этого станка или наждачной бумаги.
- Нанести рисунок деталей будущей статуэтки простым карандашом. Начинать стоит с головы.
- Обработать линии острой тонкой насадкой, придать им форму и выразительность с помощью инструментов с закруглёнными наконечниками.
- Подчеркнуть контуры лица, снова используя тонкую насадку.
- Проработать мелкие детали. Сделать заготовки для глаз из пуговиц, после чего оформить ими статуэтку. Для этой цели были использованы дорогие сорта дерева.
- Отшлифовать поверхность насадкой в форме резинового диска на низкой скорости.
- Отполировать изделие. Можно использовать специальное приспособление или сделать это вручную.
Художественная обработка кости — это древнейшее искусство, для многих ставшее как любимым занятием в свободное время, так и основным источником заработка. Качественные и полные деталей статуэтки, создаваемые мастерами этого ремесла, стали не только достойным украшением как музеев, так и частных коллекций, но и символами состоятельности и вкуса.
Источник