- Как нарисовать ковёр
- Как нарисовать ковер карандашом?
- Материалы
- Как нарисовать ковер
- Как нарисовать орнамент
- «Разноцветье узоров ковровщицы» — рисование с образца и по шаблону на цветной бумаге элементов геометрического орнамента, встречающихся на ковровых рисунках»
- Урок, «РАЗРАБОТКА ЭСКИЗА КОВРИКА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ГЕОМЕТРИЧЕСКОГО ОРНАМЕНТА» (7 класс)
Как нарисовать ковёр
Давайте нарисуем красивый ковёр. Причём украсим его не картинками (то есть не сюжетным изображением), а ПРОСТО узором. Нам -взрослым, идея (вроде бы) ясна. Но…но, попробуйте вразумительно объяснить детям смысл слова «узор». Про узоры я рассказываю чуть не в каждой статье — мы их и дорисовываем и воспроизводим и самостоятельно составляем…а что это такое -чётко сказать я вам не могу.
Значение этого слова по Ожегову:
Узор – рисунок, являющийся сочетанием линий, красок, теней.
Всё правильно,только с таким определением далеко не уйдёшь.
Я обычно стараюсь довести до детей ту мысль, что узор не имеет сюжета, зато как правило состоит из повторяющихся по некоему закону деталей. Абстрактные узоры, это тоже типа узоры, но другие и их мы будем рассматривать отдельно.
Узоры же в классическом понимании делятся на растительные и геометрические. Растительные состоят из стилизованных деталей растений-листьев, цветов, веток. Геометрические- из линий или геометрических фигур. Про линии скажу так: если узор является просто контурным рисунком, то линии могут быть любые- хоть спираль, хоть пунктир…но, если предполагается цветовое решение узора, то тут уже иной подход: линии в таком узоре должны быть замкнутые.То есть- детали узора должны иметь границу со всех сторон. В противном случае изображение будет невозможно раскрасить «по-узору» и получим самоотрицание.
В растительных узорах такая проблема встаёт значительно реже. Ещё нам надо понять, что чередование деталей должно происходить по некоему закону, предписывающему ритмическое повторение размеров и пропорций.
Ну, а теперь обратимся к ковру. Потренируемся в составлении узора ,чтобы на практике понять все те теоретические положения, что я тут изложила.
Предположим, мы хотим украсить ковёр прямоугольной формы. Всех сразу очень попрошу: не стоит вписывать в прямоугольник овал или круг — это негармонично смотрится.
При украшении прямоугольника стоит учесть, что нужны какие-то однотипные детали по углам. Хорошо бы чётко обозначить центр и середины сторон. То есть- детали должны распределяться по диагоналям или по прямому кресту, проведённому через центр. Вот пара простых примеров:
Варианты узоров на ковре
Как нарисовать ковёр
Ещё одно замечание от меня лично: советую составлять растительный орнамент. Я работаю с детьми начиная с пятилетнего возраста, и –увы- к этому возрасту малыши уже мыслят чёткими штампами, везде стремятся рисовать квадратики ,кружки и треугольники(причём, часто строчками). Вобщем, не стоит потакать стремлению бездумно заполнить ковёр треугольничками-кружочками. А если уж на то пошло, то хотя бы распределить их логически.
По ходу заполнения ковра узором лист надо поворачивать, чтобы всё время видеть его с разных позиций и распределять детали равномерно. Когда рисунок готов – раскрасим его ПО-УЗОРУ. Затем нарисуем бахрому. Зачем?- а ради штриховки. И нарежем эту бахрому так же, как это делали, когда шарф рисовали.
Ковёр готов, и он нам здорово пригодится — нём может уютно устроиться котик, которого мы как-то раз изготовили.
Источник
Как нарисовать ковер карандашом?
Ковер — это тканое изделие, которое используется для утепления или украшения полов и стен. Многие века ковер не только символизировал достаток, но и считался предметом искусства, поскольку долго и кропотливо изготавливался вручную. А вот нарисовать этот предмет далеко не так сложно. Вам нужно только придумать дизайн и воплотить его на бумаге.
Материалы
Для того чтобы нарисовать ковер, потребуется подготовить бумагу, ластик, линейку, простые и цветные карандаши, гуашь или акварель. При работе с красками нужно брать плотную бумагу, а также подготовить емкость с водой и кисточки (среднюю и тонкую).
Как нарисовать ковер
Ковры бывают самых разных форм и расцветок: от однотонных квадратных до узорчатых в виде абстрактных фигур. Поэтому для начала надо определиться с тем, какой именно ковер вы хотите нарисовать. Наиболее часто встречаются прямоугольные изделия, и для примера рассмотрим их.
Вот как нарисовать ковер карандашом поэтапно:
- Сначала делаем набросок простым карандашом и рисуем очертания ковра в виде неровного прямоугольника.
- Утолщаем сделанный контур, проведя рядом с каждой стороны еще по одной линии.
- Внутри рисуем еще два прямоугольника, повторяющих контур ковра, утолщаем линии.
- В самом центре прямоугольника рисуем еще один четырехугольник, внутри которого изображаем узор из нескольких завитков.
- С двух сторон прямоугольника черточками рисуем ворсинки.
После того как ковер нарисован, его нужно раскрасить. Для этого можно использовать как цветные карандаши, так и краски. Цвет ковра может быть абсолютно любым.
Как нарисовать орнамент
На многих коврах есть какой-то рисунок или узор. Но как нарисовать ковер с орнаментом? Для начала придумайте, из каких элементов будет состоять узор.
Чаще всего для орнамента используют геометрические формы и природные элементы. Основная сложность рисования орнамента заключается в том, что элементы одной группы должны быть симметричными и одинаковыми. Поэтому сложные части узора лучше потренироваться рисовать цветными карандашами на отдельном листе.
На примере рассмотрим, как нарисовать простой геометрический узор:
- Сначала рисуем прямоугольник простым карандашом.
- Проводим через его центр вертикальную линию. А затем горизонтальными линиями разделите фигуру на три равных элемента.
- Через центр каждой из этих трех частей проведите слабую горизонтальную линию.
- Внутри большого прямоугольника сделайте еще один поменьше, чтобы получилась своеобразная рамка.
- В этой рамке по вспомогательным линиям изобразите три ромба, расположенных вертикально.
- Внутри каждого ромба нарисуйте еще два — поменьше.
- Теперь в углах внутреннего прямоугольника и между ромбами нарисуйте по схематическому деревцу, состоящему из вертикальной линии и двух черточек с каждой стороны.
- Вытираем лишние линии.
- «Рамку» ковра оформляем с помощью фигур в виде треугольников. Первый треугольник рисуем снизу вершиной вверх. Второй размещаем рядом, но вершиной вниз, и так чередуем эти фигуры по всей «рамке» ковра. В центре каждого треугольника ставим точку.
- По краям добавляем ковру ворсинки.
Нарисованный орнамент разукрашиваем красками или цветными карандашами.
Источник
«Разноцветье узоров ковровщицы» — рисование с образца и по шаблону на цветной бумаге элементов геометрического орнамента, встречающихся на ковровых рисунках»
Тема: «Разноцветье узоров ковровщицы» — рисование с образца и по шаблону на цветной бумаге элементов геометрического орнамента, встречающихся на ковровых рисунках» (заготовки для декоративной композиции).
Учебные цели и задачи: знакомство детей с основными видами народного искусства Дагестана. Обучение учащихся навыкам рисования элементов геометрического узора, характерных ковровым изделиям. Ознакомление детей с понятиями узор, ритм, симметрия Развитие композиционных навыков в составлении несложного узора из элементов-заготовок, изготовленных детьми.
Оборудование урока: для учителя — небольшой коврик (палас местного изготовления, репродукции, фотографии, открытки с изображением изделий народных мастеров. Учебно-методические таблицы, заготовки элементов узора.
Для учащихся — альбомы для рисования, цветная бумага, ножницы, клей, карандаши, резинки.
Урок начинается с предварительной беседы учителя об основных видах народного искусства Дагестана: о ювелирных украшениях, гончарной посуде, глиняных игрушках и бытовой утвари из дерева. Более подробно учитель знакомит детей с искусством ручного ковроткачества дагестанских мастериц.
С этой целью перед учащимися демонстрируются репродукции, открытки и фотографии дагестанских ковров. Учитель обращается к классу и предлагает детям ответить на вопросы: Какие ковровые изделия есть в ваших домах? Для чего они служат? Из какого материала изготовлены ковры? Что еще, кроме ковров, вырабатывается из шерсти? Какие узоры встречаются на коврах? Что и кого они вам напоминают? й т. д.
Учитель обобщает и дополняет ответы учащихся, знакомит их с изделиями из шерсти, изготовленными местными жителям: одеждой, обувью и другими предметами быта.
В ходе беседы учитель подчеркивает, что человек всегда стремился украсить свое жилье красивыми предметами. Со вкусом украшенные и добротные вещи создают хорошее настроение.
При демонстрации цветных репродукций или открыток с изображением ковров и паласов учитель обращает внимание детей на их декоративное оформление: расположение элементов орнамента, гармония цветовых сочетаний узора ковровых изделий.
Учитель также обращает внимание детей и на то, что ковровый орнамент в основном состоит из геометрических фигур: квадратиков, треугольников, прямоугольников, ромбиков и т. Д. Все эти элементы являются результатом декоративно переработанных, стилизованных форм растительного и животного мира народными мастерицами на протяжении многих веков. (Рис. 1).
После предварительной беседы проводится игра «Мозаика коврового узора». Для Проведения этой игры учитель заранее должен заготовить из плотной бумаги элементу геометрического коврового узора простой конфигурации разного цвета, окрещенных в один и тот же цвет с обеих сторон. Последовательность выполнения игры заключается в том, что дети на листе бумаги путем раскладывания геометрических; фигур получают узор декоративного коврика.
В процессе игры у детей формируются навыки по составлению орнаментальных композиций на плоскости прямоугольной формы, а также развивается знание о гармоничных цветосочетаниях.
Урок завершается обсуждением детских орнаментальных композиций. (Рис. 2).
Учитывая особенности детей младшего школьного возраста, на втором уроке учащиеся рисуют элементы коврового узора путем обводки шаблона по контуру. Для этого учителю необходимо повторить из картона шаблоны различных элементов узора.
Прежде чем приступить к выполнению декоративных композиций, необходимо создать определенный эмоциональный настрой класса. С этой целью учитель читает стихотворение «Узоры»:
На уроке, где это возможно, осуществляется прослушивание музыкальных произведений «Узоры», «Песня ковровщиц» дагестанских композиторов С. Керимова, К. Шамасова, Р. Фаталиева.
После этого при помощи учебной таблицы рекомендуется показать особенности расположения узора на паласе. Обычно традиционный узор на паласе состоит из отдельных орнаментальных полосок 5-7 разновидностей. Эти полоски чередуются в определенной последовательности, что создает ритмический узор паласа. При этом каждая из полоска состоит чаще всего из одного элемента, который повторяется несколько раз (количество повторов зависит от размера данного элемента и встречается от 7 до 20 раз). В композиции узора паласа могут быть и полоски разной толщины и цвета, которые ограничивают полоску и в то же время подчеркивают ритмическую стройность узора.
Здесь учитель может познакомить детей с понятием «ритм» и показать на примере, как образуется орнаментальный ритм (путем чередования одного и того же элемента через определенный интервал). Кроме того, ритмичность композиции создается с помощью цвета. Общая композиция паласа образуется ритмическим повторением каждой орнаментальной полосы.
Урок завершается выполнением декоративной композиции детского коврика из цветной бумаги с использованием заготовок в технике аппликации. (Рис.3).
В конце урока учитель вместе с детьми просматривает все работы, предлагает оценить и выбрать те, которые больше понравились учащимся.
Источник
Урок, «РАЗРАБОТКА ЭСКИЗА КОВРИКА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ГЕОМЕТРИЧЕСКОГО ОРНАМЕНТА» (7 класс)
Азизмамадова Виктория Григорьевна
ТЕМА УРОКА: РАЗРАБОТКА ЭСКИЗА КОВРИКА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ГЕОМЕТРИЧЕСКОГО ОРНАМЕНТА
Тип урока: комбинированный
Цель: создание эскиза коврика с использованием геометрического орнамента
— продолжить обучение приемам строить узоры из элементов геометрического орнамента народов Севера
— развивать чувство композиции и цвета и понимание того, что творчество дает возможность самовыражаться и самореализоваться
— воспитывать аккуратность, добиваясь качественного выполнения работы, прививая учащимся художественный вкус.
Бумага А4, краски гуашь, кисть №1, №2
1. мультимедийный проектор
3. листы с отпечатанным текстом (алгоритм)
Методы проведения занятий
— формальная часть: информационно рецептивный (объяснительно -иллюстративный, беседа)
— содержательная часть: процесс выполнения работы
— аналитическая часть: анализ выполнения работы
Словарь: (на доске)
Кумалан, мозаика, лобаши, ритм, геометрический орнамент
I . Организационный момент урока.
II . Проверка знаний и умений учащихся для подготовки к новой теме.
1.Беседа. На прошлом уроке мы знакомились с геометрическим орнаментом.
— Кто мне ответит, что такое геометрический орнамент, из каких фигур он состоит? (Ответы учащихся.)
— А что означают эти фигуры или элементы узоров, давайте раскроем символику отдельных элементов; (солнце, стрела) O,Δ,◊ и т.д.
Правильно, а еще солнце (O) редкий гость в северных краях, оно несет тепло, жизнь и плодородие всему живому
— как вы думаете, что означает Δ стрела. (Ответы учащихся.)
Да, правильно, а еще отражает символику, связанную с плодородием в результате охоты, молитвы.
Что означает ◊? (Ответы учащихся.)
Да! А еще ◊ связан с символом женского начала с культом плодородия, заботой о продолжении человеческого рода, укрепление могущества общины
Как вы думаете, что означает шахматный узор?
Молодцы! Да, это противостояние и взаимопроникновение двух жизненных начал жизни и смерти, света и тьмы, добра и зла, бесконечность жизни
Итак, вывод: люди изображали эти символы и наносили их на предметы быта с целью уберечь себя от злых духов. Так как люди верили что изобразив символы на поверхности предмета они защищают себя от несчастья и бед. Именно эта вера поднимала дух людей в их сложной жизни и давала силу и веру в себя.
А теперь посмотрим на доску, прочитайте слова!
Какие слова вам знакомы?
Запишите слова, которые для вас новые-
Кумалан – эвенкийский меховой коврик
Лобаши – шкура оленя снятая со лба и головы
III . Постановка цели занятия перед учащимися.
Сегодня на уроке мы будем разрабатывать эскиз эвенкийского коврика – кумалана, с использованием геометрического орнамента, с последующей раскраской в черно-белом варианте (Рис. 1)
III . Организация восприятия и осмысления новой информации.
1.Сообщение учителя с элементами беседы.
Обще признанными мастерами орнаментирования изделия из меха оленя являлись эвенки (коренные малочисленные народы севера). Шедевром декоративно-прикладного искусства является круглый коврик (рис. 2).
Что напоминает коврик? (Ответы учащихся.)
А еще что вы видите?
Он напоминает солнце, а полоски которые, исходят от центра, напоминают лучи.
Итак, вывод: этот ковер создан не только для красоты, но имеет еще символическое значение, т.е. солнце – символ теплоты и жизни.
Посмотрите на следующий прямоугольный ковер – кумалан (рис. 3).
Что напоминает этот коврик
Да, верно, мозаичная полоска напоминает дорогу, а пустые квадратики – поля, а еще ковер является частью оленей упряжки. Декоративный эффект здесь достигается контраста белого оленьего меха с темно-коричневым.
Посмотрите на этот ковер!
Что напоминает этот коврик?
Да, вы правы! он напоминает медвежью голову, но в центре ковра распластанная пятнистая оленья голова, с аккуратно вшитыми в дырки глаз кусочки темного меха (рис. 4)
Это скорее панно, а не коврик для сиденья.
А теперь посмотрите на ковер, который создали выпускники нашего лицея.
— какие способы украшения можно применить в работе для создания коврика?
-В мозаике у народов севера широкое распространение получил геометрический мотив орнамента
— и сегодня мы будем выполнять такой эскиз
— А теперь давайте посмотрим на порядок выполнения эскиза коврика кумалана.
2. Составления орнамента деятельности совместно с учащимися. (предлагается заготовка)
— перед вами круг
— определите, какие действия уже выполнены?
— правильно! Что нам остается выполнить?
— чем можно воспользоваться, что бы более равномерно распределить элементы декора на всю поверхность круга
— по отмеченным точкам и линиям, мы их назовем вспомогательными, будем составлять композиции что бы получить геометрический рисунок
— Какие фигуры будете использовать?
— Наметили уже геометрический орнамент, а теперь отдохните!
Скажите, пожалуйста, что мы закончили выполнять на первом уроке?
А теперь к чему приступаем?
К раскраске в черно-белом варианте.
IV . Творческое применение и добывание знаний, освоение способов деятельности путем решения проблемных задач.
Задание: выполнить эскиз коврика с последующей раскраской .
V . Контроль за результатами учебной деятельности, осуществляемый учителем и учащимися, оценка знаний:
Контроль организации рабочего места.
Контроль правильности выполнения приемов работы и соблюдение правил безопасной работы.
Оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения.
Контроль объема и качества выполненной работы.
VI . Подведение итогов урока.
Выставка работ учащихся.
2. Беседа с учащимися по вопросам.
Все справились с заданием.
-Давайте вспомним, какая цель была у нас на уроке?
— давайте развесим наши работы на доску!
— в какой работе наиболее интересная композиция?
— в какой работе красивое цветосочетание?
— какая работа наиболее контрастная и яркая?
— а чья работа самая аккуратная?
— да, я с вами согласна, что в этой работе более правильная композиция…….
— это работа наиболее яркая
— а это работа выполнена аккуратно!
— испытывали ли вы трудности при освоении техники орнаментирования?
— почему было трудно? (да, требуется терпение, старательность и аккуратность)
Я думаю, что этот опыт вам пригодится в будущем.
Все молодцы, всем спасибо за совместную работу!
Источник