Этапы и стадии развития детского рисунка
Антонина Шайдурова
Этапы и стадии развития детского рисунка
ЭТАПЫ И СТАДИИ РАЗВИТИЯ ДЕТСКОГО РИСУНКА
В характеристике этапов развития детского рисунка существует несколько подходов. Основополагающими для исследователей, изучающих эту область детского творчества являются этапы и стадии, которые выделяли Г. Кершенштейнер и К. Риччи.
Первый этап: стадия «каракуль» — начинается в возрасте двух лет. При этом первые каракули представляют собой случайные следы на бумаге, оставленные от карандаша. На этой стадии ребёнка интересует карандаш, а не изображение, получаемое с помощью него, к тому же малыш оказывается еще не способным установить зависимость между образами окружающей действительности и своим «рисунком». На этой стадии ребёнок не способен передать реальные черты предметов и объектов.
«Стадия последующей интерпретации» — возникает в период от 2-х до 3-х лет. По технике и качеству изображения этой стадии практически не отличаются от предыдущей. Рисунки всё так же состоят из хаотичных линий, штрихов и каракуль, однако дети не просто с интересом чиркают по листку бумаги, они теперь дают названия своим «рисункам». И хотя в изображениях отсутствует реализм, но для ребенка его попытки передать свои впечатления или отобразить знакомые ему предметы теперь приобретают зрительное значение, что, в свою очередь, позволяет заключить о формировании моторной координации.
Второй этап: «изобразительный» — этот этап также имеет несколько стадий. Первая стадия «рисунка с примитивной выразительностью» По мнению Г. Кершенштейнера, относится к 3-5 годам. Именно в этот период, по словам исследователей (Г. Кершенштейнера и К. Риччи, «рисунки» отличаются «мимичностью», а не «графичностью». Это проявляется в том, что в процессе рисования ребёнок очень эмоционально рассказывает о том, что он изображает, он живет вместе со своими образами, и, соответственно стремиться отразить все свои впечатления, переживания и отношения к изображаемому.
Стадия «схематизма» — состоит в том, что в этот период ребёнок начинает осознавать самостоятельность изобразительной стороны рисунка и его независимость от внешних проявлений (звуковых сопровождений, телодвижений и т. д.). То есть для дошкольника становится очевидным, что какие бы он не давал характеристики своему образу, изобразительная сторона от этого не меняется. Это побуждает ребёнка к рисованию по памяти.
Стадия «чувства формы и линии» — характеризуется стремлением дошкольника сопоставить природные формы с собственным рисунком и передать характерные черты того или иного предмета (объекта). Однако на этой стадии изображения детей, как указывают исследователи, ещё имеют некую изобразительную условность.
Стадия «правдоподобного изображения» — является появляющаяся точность в передачи пропорции, элементарного пространства, формы предметов (объектов). Но при этом изображение на этой стадии имеет вид силуэта.
Стадия «реального изображения» -характерна только для детей старше 10-ти лет. В этот период дети оказываются способными рисовать с натуры, соблюдая композиционные закономерности, передавая светотеневую моделировку в изображаемых объектах.
ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ДЕТСКОГО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА, ВЫДЕЛЯЕМЫЕ ОТЕЧЕСТВЕННЫМИ ИССЛЕДОВАТЕЛЯМИ
Несколько иной подход к определению этапов развития детского изобразительного творчества имеется у А. В. Бакушинского, который считал, что «все фазы художественно-творческого развития ребенка, соответствуя с некоторым отставанием в основных своих чертах фазам его физического и духовного роста, имеют и различную длительность и весьма неясные, перемещающиеся границы в отношении к возрасту».
КЛАССИФИКАЦИЯ, ВЫДЕЛЕННАЯ А. В. БАКУШИНСКИМ,ИМЕЕТ СЛЕДУЮЩИЙ ВИД:
Первый этап «период двигательно-зрительной установки психики»: от рождения до 3-х месяцев (в этот период аппарат восприятий крепнет, и образы внешнего мира начинают приобретать все большую четкость, способствующую выделению ребенком себя в этом мире; с 4-х месяцев появляется единство зрительного образа, реальное восприятие глубины и объема, ребенок начинает ориентироваться в пространстве; с 6-ти месяцев обобщение типических признаков предметов внешнего мира, приводящих к возникновению идее о предмете; осознание ребенком движения предметов в пространстве помогает ему полнее и многограннее познавать само пространство, это происходит благодаря развитию «зрительных масштабов».
Второй этап «доизобразительный»: рефлекторно-двигательные и первично-чувственные эмоциональные проявления ребенка в рисовании (первые попытки нанесения каракуль карандашом и приобретение первичного сенсорного опыта); первично-аналитический период, на этом этапе ощущения стали образами вещей, что приводит формированию определенных навыков и знаний для следующего периода; период ритмичности, характеризуется тем, что на смену временным ритмам приходят ритмы пространственные, которые способствуют появлению новообразований; орнаментальная фаза заключается в бесконечном чередовании сходных форм предшествующих появлению замкнутого зрительного образа, который пока мало похож на реальный предмет или объект, но в этот период у ребенка появляются закругленные амёбообразные формы.
Третий этап «изобразительный»: фаза разрозненной схемы характеризуется тем, что в этот период нарисованный ребёнком предмет последовательно изображает ряд самых различных вещей (действий, которые представляют собой первые изобразительные символы. фаза единства образа, в этот период проявляются более сложные ассоциативные связи дошкольника с внешним миром, что приводит к возникновению образов, имеющих элементарное сходство с реальными объектами; фаза творческой активности проявляется в росте элементов иллюзорности в рисовании, в этот период можно наблюдать совпадение между реальным предметом (объектом) и идеальным образом его, для создания которого ребёнок использует различные материалы. Для этой фазы характерно то, что реализуемый образ становится предельно символичным. фаза наличия движений связана с тем, что в этот период дошкольник оказывается способным передать элементарную динамику образа, для этого он использует различные выразительные средства; фаза сюжетно-изобразительной формы, вступая в связь с другими формами художественного выражения, сначала сводится к организации и характеристике внешних действий, движений и лишь потом можно наблюдать появление психологической выразительности рисунка, приводящей к объединению динамики, внешней характеристики изображаемого, его внутренней сути и личностного отношения самого ребёнка.
Фестиваль детского рисунка «Моя мама» (фотоотчёт) В честь женского праздника 8 марта в нашем городе был организован Фестиваль детского рисунка «Моя мама». Мы с ребятами решили поучаствовать.
Фотоотчет. Конкурс детского рисунка «Этот День Победы!» В моей группе «Смешарики» с конца апреля по 5 мая проходил конкурс детского рисунка на тему «Этот День Победы!», посвященный 70 — летнему.
Фотоотчёт об участии во всероссийском конкурсе детского рисунка «Волшебные линии» Уважаемые коллеги! Мы приняли участие во всероссийском конкурсе детского рисунка «Волшебные линии» Цели и задачи конкурса: знакомство с.
Фотоотчёт о выставке детского рисунка «Светлая Пасха» в детском саду На землю сходит светлый праздник Пасхи, Волшебнее любой волшебной сказки, Чудеснее любых земных чудес: Христос воскрес! Воистину воскрес.
Книга детского рисунка «Дорогою добра» В связи с намечающимся выступлением нашей группы на открытом занятии в детском саду, мы начали изготовление книги детского рисунка. Наша.
Мастер-класс детского рисунка, приуроченного к акции ко Дню борьбы со Спидом Здравствуйте, дорогие коллеги! Сегодня мы – воспитатели старшей группы «Звездочки»: Кулижникова Татьяна Николаевна – высшая квалификационная.
Наше участие в конкурсе детского рисунка «Природа родного края» Доброго времени суток, друзья! 22 мая нам предложено было поучаствовать в конкурсе рисунков детей дошкольных учреждений «Природа родного.
Источник
Методика обучения рисованию детей дошкольного возраста
Анастасия Рыбакова
Методика обучения рисованию детей дошкольного возраста
Первая младшая группа
В I полугодии воспитатель знакомит детей, прежде всего с материалом:
Обучает техническим приемам:
• правильно держать карандаш и кисточку (на расстоянии 3-4 см от заостренного конца)
• пользоваться красками и кистью без нажима
• набирать краску на весь ворс, лишнюю отжимать о краешек посуды
• легко водить карандашом по бумаге
Прежде всего, сама деятельность воспитателя является наглядной основой. Ребенок следит за рисунком воспитателя и начинает подражать ему. Но одного подражания недостаточно для развития способности самостоятельно мыслить, изображать, свободно использовать приобретенные навыки. Поэтому приемы обучения детей последовательно усложняются.
Во 2 полугодии воспитатель учит детей рисовать горизонтальные и вертикальные прямые линии слева направо сверху вниз. Пересекать их, закруглять линии кистью и карандашом.
Также дети уже рисуют по замыслу, выбирают сами тему.
Так на занятии по теме «Летнее дерево» дети мелком «наматывают» крону, кисточкой рисуют ствол, а отпечатками пальцев изображают землю.
На следующем занятии детям предлагается рисовать крону дерева комочком тряпочки, тем же «наматывающим» движением или комочком смятой бумаги (для этого бумагу надо обмакнуть в блюдце с краской и сделать отпечаток вокруг ствола и веток дерева, нарисованного воспитателем.
Вторая младшая группа
• Игровые (картинки, загадки, стихи по теме) приемы
Эффективным средством обучения во второй младшей группе является последовательный показ способов изображения. Детям нужно видеть весь процесс выполнения рисунка. Но к этому не следует обращаться на каждом занятии, чтобы не мешать развитию инициативы, самостоятельности, больше доверять им.
Словесными приемами обучения педагог должен пользоваться на протяжении всего занятия сначала он объясняет задание, показывает последовательность изображения предмета, каждое движение сопровождается словом, проверяет, не забыли ли они, как правильно держать кисточку.
В конце занятия воспитатель анализирует выполненные рисунки.
Дети 3-4 лет не умеют замечать недостатки, поэтому не стоит оценивать их работы отрицательно. Рисунки нужно рассмотреть в игровой форме. Воспитатель располагает рисунки так, чтобы дети могли составить по ним рассказ.
В первом квартале необходимо повторить пройденный материал, с целью закрепления умений и навыков.
Детей трехлетнего возраста продолжают учить проводить прямые линии (сверху вниз, слева направо,пересекать,замыкать в круглые формы).
Детям этого возраста легче рисовать вертикальные линии, чем горизонтальные.
Начинать надо с коротких вертикальных линий (например – рисование дождика).
Чтобы дошкольники лучше овладевали навыкам рисования, задания необходимо постепенно усложнять.
Во втором квартале следует продолжать тренировать руку ребенка в рисовании моделей круглой формы, можно нарисовать смородину, сливу.
Уже в третьем квартале можно учить их изображению предметов прямоугольной формы, причем не только рисовать, но и закрашивать не выходя за контур предмета.
В четвертом квартале
неплохо закрепить понятия «длинный» и «короткий»
Научить детей изображать простые предметы, проводить прямые и наклонные линии перекрещивать их без нажима, толстые и тонкие линии нажимая на весь ворс и проводя кончиком.
Рисовать фрукты и овощи в банке (силуэт банки педагог готовит заранее)
Чтобы научить детей размещать предметы на листе бумаги, предложите им рисовать цветы
Рисование круглых форм (лепестки цветка,
Прямых и наклонных вертикальных линий (стебельки, корешки, травка)
Можно поэкспериментировать с отпечатками ладошек, поищите в них вместе с ребенком художественные образы и дорисуйте.
Продолжаем экспериментировать с картофельными матрицами и овощами.
Средняя группа
Перед педагогом средней группы стоят задачи:
• Закреплять интерес к рисованию
• развивать наблюдательность, внимание, память, чувство цвета, ритма, формы, самостоятельность
• научить различать, называть и правильно использовать цвета: красный, синий, зеленый, белый, желтый, черный, коричневый, оранжевый.
• оттенки: розовый, голубой, серый, светло-зеленый.
Дети должны учиться рисовать по памяти, грамотно размещать изображение на листе бумаги, работать карандашом и кистью: вести линию плавно, изменять направление линий, рисовать тремя – четырьмя красками.
Педагог должен постоянно совершенствовать умение детей рисовать предметы – вертикальные и горизонтальные, наклонные, ломаные, кривые, дугообразные, предметы геометрической формы (круглая, овальная, треугольная, прямоугольная).
Научиться передавать пропорциональное соотношение двух предметов по величине (большой — маленький, высокий-низкий).
Научиться передавать в рисунках впечатление от осенних, зимних, летних явлений природы, праздников, новогодней елки. Уметь самостоятельно складывать и убирать материалы, оценивать свою работу и рисунки других детей.
Воспитатель использует на занятиях приемы обучения:
В средней группе рисование продолжает оставаться игрой. Дети, например, с удовольствием рисуют елочные бусы, чтоб украсить елку; морковку угостить зайчика.
Старшая группа
Перед педагогом старшей группы стоят следующие задачи:
• учить детей описывать предмет
• сравнивать предметы по форме и цвету
• передавать пространственное воображение
• учить рисовать по памяти и по замыслу
Педагог должен знакомить детей с произведением декоративно – прикладного искусства:
• различать, называть и подбирать цвета (красный, желтый, зеленый, синий, оранжевый, фиолетовый, черный, белый)
• различать оттенки (голубой, розовый, светло-зеленый и др.)
• нейтральные цвета (серый, серо-голубой) создавать оттенки, добавляя к цветной гуаши белила.
Предложите детям изобразить деревья определенных пород. Особое внимание следует уделять размещению изображений деревьев на листе.
Дети очень любят рисовать осень. Осенью следует обратить внимание на золотые листья деревьев. В этом возрасте они уже знают о разновидных видах деревьев и могут нарисовать их.
В старшей группе на занятиях по рисованию можно использовать такой нетрадиционный материал, как листья деревьев. Листок дерева покрывается краской, затем прикладывается к бумаге окрашенной стороной для получения отпечатка. Черешки можно дорисовывать кистью.
Подготовительная к школе группа
Перед воспитателем подготовительной к школе группы стоят следующие задачи:
учить рисовать по памяти, воображению, на заданную тему, с натуры
знакомить с богатством цветов и форм окружающего мира
образцами народного творчества
правильно размещать изображение на листе бумаги
учить передавать цвет и его оттенки, называть цвета спектра (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый)
на свой вкус подбирать цветовые сочетания с использованием нейтральных: белый, серый, черный
учить добиваться нужных оттенков смешиванием красок
развивать способность детей к эстетическому восприятию окружающего мира, наблюдательность, внимание, образное мышление
учить находить и передавать в рисунке сходство форм разных предметов
учить самостоятельно, подбирать нужный для работы материал: бумагу, краски, карандаши, кисти разных размеров
закрашивать рисунок карандашом или краской. Изменяя при этом направление штрихов или мазков
учить рисовать фигуры человека (в профиль, анфас, в движении)
учить рисовать разные виды транспорта
В 1 квартале детей учат передавать краски осенней природы (после целенаправленных наблюдений)
Сначала им предлагают нарисовать отдельные деревья, дети должны уже знать (дуб, береза, тополь, клен). Рассказывая о характерных признаках деревьев, воспитатель может использовать схематические изображения
Второй квартал приходится на зимний период. Задача воспитателя приучать видеть красоту зимней природы, передавать свои впечатления на бумаге. С детьми проводятся экскурсии в лес, парк.
В третьем квартале дети отображают весенние явления природы: ледоход, половодье, дождь, цветение садов и парков.
Также дети продолжают рисовать эпизоды из сказок, рассказов, рисуют по памяти
В четвертом квартале дети закрепляют знания и навыки, приобретенные в течение года, передают свои впечатления от летних наблюдений.
Дети уже рисовали раньше деревья. Поэтому воспитатель не показывает последовательность рисования, а только спрашивает, как надо делать.
Флешмоб как альтернативная инновационная методика обучения коммуникации детей с ОВЗ Сценарий танцевального флеш – моба Возможный реквизит: флажки, флаги, цветы, шары и т. д. Костюмы: футболки одного или разных цветов. Музыка:.
Игровая методика обучения детей английскому языку Общение на иностранном языке должно быть мотивированным и целенаправленным. Необходимо создать у ребенка положительную психологическую установку.
Мастер-класс «Методика ознакомления с художественной литературой детей старшего дошкольного возраста» В методике развития речи принято выделять две формы ознакомления с художественной литературой в детском саду: 1) чтение и рассказывание.
Методика использования дидактических игр в сенсорном развитии детей младшего дошкольного возраста В младшей группе начинают проводить специальную работу по формированию сенсорных эталонов. От того, насколько успешно будет организовано.
Методика обучения детей игре на детских музыкальных инструментах Методика обучения детей игре на детских музыкалъных инструменmax. Методика обучения детей игре на музыкальных инструментах. Разные группы.
Методика обучения строевым упражнениям детей разных возрастных групп 1ая младшая группа Наиболее удобно в этом возрасте построение в круг. В начале года лучше применять построение врассыпную, так как дети.
Методика ознакомления с художественной литературой детей дошкольного возраста Методика ознакомления с художественной литературой детей дошкольного возраста. Введение. Художественная литература — могучее действенное.
Методика работы по формированию экономических представлений у детей старшего дошкольного возраста В Законе «Об образовании» Российской Федерации и «Концепции дошкольного воспитания» подчеркивается приоритет общечеловеческих ценностей.
Методика закаливания детей младшего дошкольного возраста Самое сложное – это вписать процедуры в свой ежедневный график и точно ему следовать, не пропуская их и не откладывая на потом. Закаливание.
Здоровьесберегающая методика для детей старшего дошкольного возраста «Здоровье — это жизнь» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением физического развития.
Источник