Уроки рисования техника гризайль

Уроки рисования техника гризайль

Вы наверняка знаете о совете начинать работу над новой картиной с быстрого наброска или небольшого эскиза. Делается это для того, чтобы свести сюжет кразумному количеству мазков и размывок. Тональный эскиз (гризайль) — идеальное упражнение для того, чтобы понять тему, с которой вам предстоит работать.

Том Хоффманн в книге «Как понять акварель» дает пошаговый мастер класс, как рисовать в технике гризайля.

В начале несколько советов, а затем — пошаговый мастер-класс.

Эскиз — не рисунок

Делайте предварительные эскизы на небольших листах бумаги, 20×25 см, чтобы не воспринимать их как полноценные рисунки. Их назначение — помочь вам увидеть,

что именно можно исключить из окончательного варианта картины. Если вы поймете, что чего-то не хватает или что-то можно было сделать иначе, не исправляйте набросок. Лучше прямо на нем запишите свои наблюдения.

В любом случае законченный эскиз поможет решить, насколько значительные изменения нужно внести в композицию. Может случиться, что там, где, на ваш взгляд, было мало деталей, их оказалось как раз достаточно.

Светотень

Определение отношений светотени между крупными формами композиции — необходимый шаг для создания цельной картины. Эскиз в пяти тонах (белый, светлый серый, средний серый, темный серый, черный) выполняется довольно быстро, путем изображения крупных форм. Это также отличный способ развития навыка видеть слоями.

Такое упражнение поможет ответить на вопрос: «Какую роль тон играет во взаимосвязи крупных форм?» Для начала выберите цвет (только один), причем он должен быть чистым и достаточно темным, чтобы исполнять роль черного. Поскольку задание нацелено именно на работу с тоном, не стоит вводить лишние переменные: не смешивайте краску (чтобы не отслеживать цвет) и наносите ее на сухую бумагу (чтобы не просчитывать влажность).

Пока сохнет каждый слой, постарайтесь оценить, насколько полной выходит иллюзия света и пространства, а также иллюзия материальности того, что вы пишете.

Мастер-класс

1. Проанализируйте предмет изображения

Для этой картины свет очень важен. Сосредоточьтесь только на тоне, чтобы понять, какую роль он играет в создании иллюзии света и тени.

2. Определите основные формы картины

Постарайтесь выделить основные формы, но не больше десяти. Можно обозначить их контурами. Сейчас ваша задача — не конкретизировать их, а только определить их положение.

3. Нанося самый светлый тон, оставьте белые участки

Закрасьте весь лист светлым серым, избегая тех участков, что должны оставаться белыми. Есть ли иллюзия света на эскизе? А иллюзия объема? Как насчет материальности?

4. Добавьте средний серый

Если вы не можете решить, светлого или среднего тона должна быть та или иная форма, выберите тон произвольно. Когда вы закончите набросок, будет ясно, правильно ли вы поступили. Если вы поддадитесь искушению немного приукрасить эскиз (как сделал автор, добавив пятна тени на кучах земли), делайте это по минимуму. Еще раз проверьте убедительность иллюзий света, объема, материальности.

5. Добавьте темный серый

Когда второй слой просохнет, наложите темный серый, избегая средних серых, светлых серых и белых участков. Теперь на фоновой фигуре есть темный слой, а на участке стены позади нее — нет. Обратите внимание, как эффективно этот прием разделил их в сравнении с предыдущим этапом.

6. Положите самый темный тон

Даже по такому упрощенному эскизу становится понятно, насколько важна роль темных тонов в создании иллюзии света, объема и материальности изображения.

Оцениваем упрощенный эскиз

Закончив гризайль, сравните его с исходным изображением или с натурой, чтобы понять, что именно нужно будет сделать по-другому. Увлекшись минимализмом, впоследствии мы можем начать добавлять детали. Спросите себя: «Где требуются значительные изменения, а где — небольшие?» Не пропускайте этот этап. Набросок — лишь примерное подобие будущей картины. Извлекайте из подготовительного этапа все возможное, и тогда ваша работа будет более эффективной, а картина получится целостной.

На первоначальной фотографии две кучи земли настолько похожи по цвету и тону, что кажется логичным воспринимать их как единую форму. Однако эскиз помогает понять, что куда лучше будет разделить их, чтобы показать, что правая куча находится на переднем плане. Также на эскизе левая куча сливается с фоном-стеной. Там, где позади лежит тень, все в порядке, но там, где участок стены освещен солнцем, лишь тонкая линия отделяет одну форму от другой. Возможно, небольшое высветление левой кучи поможет решить обе проблемы. В данном случае пяти тонов недостаточно, и нам нужен еще один тон между светлым и средним. Это хороший пример, когда требуются небольшие изменения.

Упражнение

Возьмите фотографию пейзажа, который вам нравится, и попробуйте выполнить технику гризайля в пяти тонах.

По материалам книги Тома Хоффманна «Как понять акварель».

Источник

Техника гризайль в живописи

Гризайль переводится с французского как серый. Это описывает технику гризайля, так как сама техника представляет собой процесс создания картины с помощью использования одного цвета разных тонов. Ранее были популярными серые, коричневые или черные гризайли. Но сейчас в работе можно использовать любой оттенок, который Вам больше всего нравится.

История техники гризайль

Активное использования данной техники началось во времена Средневековья. Чаще всего гризайль использовался как обманка. Можно часто встретить упоминания о том, как с помощью данной техники имитировали камень в интерьере. Но особенным искусством было изображение гипсовых фигур — имитация барельефа. Особенно искусные мастера создавали такие шедевры, которые невозможно было отличить от объемного творчения.

В дальнейшем гризайль перекочевал и в станковую живопись, правда чаще всего применялся для создания эскизов. Но даже эти эскизы уже выглядели как законченные картины, с проработанными деталями и выверенной свето-теневой раскладкой.

В дальнейшем гризайль стали использовать и в популярным до нашего времени формате — как первый этап при создании живописных работ. После создания композиционного рисунка, художник выбирал основной цвет для картины и передавал рельефы, объемы, основные тени, белилами подчеркивались самые светлые участки.

Искусство в технике гризайль

Самыми большими мастерами гризайля стали французские художники, данная техника им особо полюбилась и стала очень популярной среди них. Они использовали гризайль в своей подготовительной работе к рисункам, миниатюрам, а также в живописи.

Известными мастерами гризайля стали такие художники как Андре Бове, Ян ван Эйк, Босх и Брейгель превратили данную технику в отдельный вид творчества.

Техника гризайль в живописи

Основной отличительной чертой работы в стиле гризайль является ее одноцветность. Традиция говорит нам использовать серое и белое или коричневое и белое сочетание цветов, но современный подход к искусству позволяет использовать любые цвета, которые важны для картины, и если это обусловлено необходимостью. Писать картины в стиле гризайль можно любыми материалами — можно использовать масло, темперу, акрил, гуашьЮ акварель и даже сепию.

Для того, чтобы понимать принцип работы в технике гризайль, мы советуем начать с простых предметов — ваза, яблоко, стакан. Последовательность работы следующая:

  1. Выполните карандашный рисунок, постройте свой предмет правильно.
  2. Нанесите слой краски на все темные участки, освещенные участки и белые пятна краской не покрываем.
  3. В зависимости от материала, дождаться полного высыхания первого слоя.
  4. Подчеркнуть полутона и углубить самые темные участки.
  5. После высыхания второго слоя, белилами подчеркиваем самые светлые участки предмета.

Для учеников гризайль — очень важная техника, она позволяет изучить тон, научится понимать градацию тона одного оттенка. Раскрывает диапазон стандартных цветов, что позволяет делать работы более живописными. И если Вам кажется такая работа сложной или даже невозможной, то наши преподаватели помогут Вам разрушить это убеждение.

Источник

План-конспект урока по живописи «Гризайль»

План-конспект урока по живописи

Тема: Техника “Гризайль” в живописи .

Тип урока: комбинированный

Цель урока : Познакомить с техникой Гризайль. Выполнить этюд несложного пейзажа

Обучающие: Развитие у учащихся знаний, умений и навыков поэтапной работы над пейзажем. Научить последовательно выполнить учебное задание, с помощью текстиля передать фактуру неба.

Развивающие: Развивать способность видеть градации светотеневого тона в живописи, эстетический вкус, умение пользоваться материалами и их свойствами.

Воспитательные: Воспитание творческого мышления, воспитание усидчивости и аккуратности в работе.

Оборудование для учащихся:

бумага А 4, гуашь, карандаш, кусочек текстиля 10х5, кисти, салфетки, кусочек синтепона.

Оборудование для учителя:

• интерактивная доска или экран, компьютер, проектор,

• презентация,
•репродукции картин,

2.Теоретическая часть: выявление проблемы и объяснение нового материала, необходимого для решения поставленных задач.

3.Практическая работа учащихся (монохромный пейзаж).

4.Подведение итогов урока.

Приветствие, организация рабочего места учащихся.

Сообщение задачи, поставленной перед учениками.

Объяснение особенности восприятия цвета: насыщенность, светлота.

а) Насыщенность: отличие хроматического цвета от равного с ним по светлоте серого цвета. Другими словами, цвет может быть более или менее ярким, интенсивным.
б) Светлота: степень относительной светлоты единичного тона в соотношении с другими тонами в градации между черным и белым.

Причем мы видим на цветовом круге, что цвета спектра различны по светлоте. Например, оттенки желтого, даже достаточно насыщенного цвета гораздо светлее, чем оттенки насыщенного синего. Этим и объясняются трудности в передаче объема предметов золотисто-желтого или охристого цвета. Наконец, цветовое пятно всегда связано с окружением.

Техника «гризайль» основана на использовании только ахроматических цветов, которые отличаются друг от друга только по светлоте. Между тем у этой техники большие изобразительные возможности. Она позволяет передать в рисунке объем, свет, пространство и глубину. Гризайль может быть серой, коричневой или сиреневой, главное, что в процессе ее создания используется один цветовой тон. Важен принцип одноцветного изображения. То есть учитывается только тон предмета, а цвет не имеет значения. Эта техника дает возможность пофантазировать, представить картину в собственной цветовой интерпретации.

Очень интересно писать гризайлью, особенно кофейным раствором на бумаге. Первые эксперименты с кофе на бумаге появились в 2010 году. Экспериментировать кофе с добавлением какао, цикория, ванили, корицы, сахара очень интересно. Также сочетается кофе с акварелью.

Как правило, гризайль — это всего один или два цвета, чаще всего бело-коричневый или черно-белый оттенок. Еще раньше, как вариант палитры данного вида искусства, использовалась так называемая сепия. Она представляла собой особое красящее вещество, которое можно было получить, применяя чернильный мешок морской каракатицы. Сепия интересовала художников преимущественно до 18-го века. Со временем в палитре стали преобладать красноватые тона. Современные же мастера используют любой цвет и оттенок, способные передать изначальную авторскую идею художника. К примеру, это может быть работа с использованием сиреневого, серого или коричневого цвета. Помимо этого, во время применения техники гризайль разрешается пользоваться специальными художественными белилами.

Сегодня мы сделаем маленький мастер-класс рисование тканью, чтобы любой желающий смог попробовать создать свой пейзаж.

3.Практическая работа учащихся (монохромный пейзаж).

Итак, материалы готовы. Приступаем.

Берем кусочек ткани размером 10 х5 см, сминаем, делаем что то вроде тампона.

Обмакиваем тампон из ткани в черную гуашевую краску и проводим на листе линию горизонта.

Горизонтом мы называем линию границы неба и земли. Чем выше линия горизонта, тем больше простора открывается нашему взгляду.

Нарисовали линию горизонта способом протяжки.

Теперь нам нужно нарисовать вдали лес, для этого мы примакивающими движениями печатаем хаотично деревья и кустарники, при этом мы получаем фактурные отпечатки.

Лес и кустарники на линии горизонта готовы.

Важно помнить, что на дальнем плане предметы кажутся маленькими, а на ближнем переднем плане более крупными, отчетливыми. Теперь на переднем плане рисуем тампоном способом протяжки линию берега.

Приступаем к печатанию кустов.

Рисуем способом протяжки, хаотичным размазыванием кусочком ткани на небе тучи или облака.

Приступаем к рисованию ряби на озере.

Теперь рисуем солнце и его отражение в воде.

Рисуем отражение деревьев воде — печатаем примакивающими движениями рук.

Чтобы уточнить и дополнить образ, кисточкой прорисовываем детали, веточки кустарника.

Рисуем вдали птиц и все что подскажет ваша фантазия.

Наш пейзаж готов.

Всего лишь за несколько минут с помощью обычного кусочка ткани мы создали оригинальный пейзаж.

Также можно рисовать на цветном фоне, например на синем, белой краской, тогда мы получим «Зимний пейзаж».

4.Подведение итогов урока.

Подведем итог нашего урока.

-Вот какие рисунки у нас появились!

Просмотр и обсуждение работ.

Вы на своем опыте убедились, как важно ставить перед собой задачу светотеневого решения живописного пейзажа. В решении этой непростой задачи нам помогло обращение к монохромной технике живописи. Вы познакомились с новым термином “Гризайль” .

Источник

Читайте также:  Поэтапное рисование красками закат
Оцените статью