Уроки рисования рисование тушью

Содержание
  1. Как рисовать тушью: инструменты и материалы
  2. Состав туши
  3. Виды туши
  4. Инструменты для рисования тушью
  5. На чем рисовать тушью
  6. Начинаем рисовать тушью
  7. 1. Используйте правильный захват
  8. 2. Тренируйтесь проводить черточки
  9. 3. Продумывайте композицию
  10. 4. Делайте предварительные наброски
  11. 5. Меняйте тон и текстуру
  12. 6. Пробуйте разные инструменты
  13. 7. Попробуйте перья
  14. 8. Экспериментируйте с кистью или ручкой-кистью
  15. 9. Попробуйте прорисовывать детали капиллярными ручками
  16. Уроки рисования рисование тушью
  17. Как можно рисовать тушью по-сырому кистью и пером?
  18. Учимся рисовать куском бумаги и заточенной палочкой (тушь)
  19. Как рисовать тушью — Лучший мастер-класс
  20. Тушь — Как можно нарисовать городской пейзаж
  21. Как можно рисовать с помощью точечной техники, пера, бумаги, туши
  22. Что можно нарисовать тушью?
  23. Учимся выбирать инструменты — Чернила и перо
  24. С помощью пера и чернил рисуем тон и линии
  25. Как рисовать тушью кистью и чернилами?
  26. Как рисовать тушью пятнами с помощью кисти и чернил?
  27. Учебное пособие по ИЗО «Техника работы тушью»

Как рисовать тушью: инструменты и материалы

Тушь – это гибкий материал, дающий художнику большие возможности. Превосходно сочетается с любыми красками, карандашами, постобработкой в редакторах и т.д. Даже если, на первый взгляд, кажется, что с тушью работать скучно, то после некоторого количества практики вы можете изменить свое мнение и полюбить ее. Это хобби очень увлекательное, так же как и вязание, научиться вязать может любой желающий, в этой статье вы можете почитать об этом http://sovets.net/8775-kak-nauchitsya-vyazat-kryuchkom.html

Состав туши

Тушь известна человечеству с древних времён. Это краситель, который делают из сажи. Для того, чтобы суспензия мелких частиц сажи не расслаивалась в воде, в состав добавляют шеллак или желатин.

Читайте также:  Живые цветы акварелью идеи для рисования техники практические советы хэйнс дж 2019

Виды туши

Тушь выпускают в жидком и твердом виде. Если жидкая недостаточно концентрированная, её можно открыть на несколько дней, чтобы лишняя влага испарилась. Твердую тушь нужно растереть и разбавить водой непосредственно перед использованием, иначе она скиснет.

Помимо обычной бывает цветная и влагостойкая тушь, но они распространены меньше.

Инструменты для рисования тушью

Тушью можно рисовать любым инструментом. Это могут быть:

— кисти;
— перья;
— рапидограф;
— лайнеры;
— изограф;
— waterbrush;
— палочки из дерева;
— ватные палочки.

Изначально для работы тушью использовали перья птиц. Чаще всего утиные, а для более тонкий линий вороньи. Кончик затачивали ножом и окунали в тушь. Набранных чернил хватало на несколько штрихов.

С тех пор появились разнообразные металлические, тростниковые, бамбуковые и деревянные перья. Одни нужны для письма, другие для графики. Различаются они шириной кончика. Есть особый вид перьев — рондо. У них утолщенный кончик, который позволяют получать одинаковую линию независимо от угла наклона пера. Расщеп позволяет добиться того, чтобы тушь стекала именно на кончик. Если надеть тушедержатель, он позволит реже заправлять перо. Однако следуют выделить кисточку для этой цели и стараться попадать в пространство между тушедержателем и самим пером. Перья нуждаются в уходе, поэтому избегайте скопления осадка на них. Чаще промывайте и после рисования их нужно тоже. Обычного мыла достаточно, чтобы стереть тушь. Не забудьте вытереть перья, убрав влагу. Если ручка имеет металлические части, дабы защитить её от коррозии, предварительно выньте перо.

Новые перья обычно покрыты составом для защиты от ржавчины. Его следует убрать перед началом работы. Для этого подержите кончик над открытым огнём.

При выборе держателя главное, чтобы он был удобен. В качестве материала предпочтителен пластик, но так же можно взять деревянную ручку, если она покрыта лаком. В противном случае будет размокать.

Если выбираете waterbrush, то перед тем, как залить тушь, разбавьте ее водой. После использования обязательно помойте волоски.

BrushPen — это нечто похожее. Обычно используется для рисования красками, но можно заправить не водой, а тушью.

Кисти лучше брать синтетические, потому что они достаточно упругие. Хорошо подходят предназначенные для каллиграфии. Тонкие кисти дадут хороший диапазон толщины линии.

Изограф и рапидограф отличаются высокой ценой. Но ещё один их недостаток заключается в том, что они нуждаются в тщательном уходе. Нельзя разбирать их больше, чем написано в инструкции. Нельзя заправлять обычной тушью. Также вредно трясти. Но при всех своих недостатках эти инструменты обладают и рядом достоинств. Наряду с другими письменными принадлежностями их используют мангаки. У них самая высокая градация толщины линий. Изографом и рапидографом можно нарисовать идеальную тонкую линию без помарок.

Для тех, кто не хочет так сильно тратиться существуют лайнеры. Они позволяют добиваться аккуратных линий, но разнообразие толщины не так велико, как у более дорогих собратьев. Кроме того, их нельзя заправить и они быстро кончаются.

Заточенная палочка тоже может служить инструментом для рисования тушью.

Существуют и другие необычные инструменты. Здесь огромное поле для экспериментов.

На чем рисовать тушью

Подберите плотную и гладкую бумагу. Излишняя фактура будет мешать, потому что ворсинки будут застревать в кончике пера. Тонкая бумага будет деформироваться или рваться от влаги. Купите ватман или специальную бумагу.

Источник

Начинаем рисовать тушью

Исследуем возможности рисования тушью и делимся советами, как начать работать с этим универсальным материалом.

Обучение работе тушью очень отличается от освоения рисования карандашом. Самое очевидное отличие: ластик вам уже не поможет — сделайте ошибку в рисунке тушью, и вам придется найти другой способ ее исправить. Но пусть это вас не смущает. Рисование тушью может быть занятием невероятно творческим.

Манера рисования тушью может быть такой нежной или энергичной, как подсказывает вам ваш темперамент; подберите ее опытным путем. В этой статье я разъясню, с чего нужно начать: от выбора подходящих материалов и принадлежностей до овладевания разными техниками.

1. Используйте правильный захват

Держите ручку поближе к наконечнику под углом примерно 45 градусов. Штрихи обычно начинаются рядом с вашим телом и затем отходят от него. Задействуйте всю руку и плечо, а не только запястье.

2. Тренируйтесь проводить черточки

Совершенствуйте свои штрихи инструментами для туши

Потратьте время на развитие умения обращаться с ручкой с помощью упражнений. Потренируйтесь делать широкие штрихи, жирные линии, четкие завитки, изящные точки, изогнутые и прямые линии. Убедитесь, что все они у вас получаются и вертикально, и горизонтально, и по диагонали.

3. Продумывайте композицию

Традиционный рисунок ручкой и тушью подразумевает работу черной тушью по простой бумаге, а также создание пространства посредством толстых или тонких линий и повторение штрихов для текстуры. Вам лучше начать с фокуса вашей композиции и продвигаться на периферию, где находятся второстепенные элементы. Главный предмет у вас должен содержать тяжелые жирные линии и обладать наибольшей детальностью и контрастностью.

4. Делайте предварительные наброски

Проверенный и испытанный метод — начать с рисунка карандашом

Есть несколько способов разметить рисунок, прежде чем работать ручкой. Многие художники делают зарисовки карандашом HB и стирают лишнее, только когда ручка высохнет. Художники комиксов и манги часто пользуются нефотографируемыми синими карандашами. Как вариант, слегка наметьте рисунок ручкой PITT теплого светло-серого цвета или набросайте его легкими мазками туши, разбавленной водой.

5. Меняйте тон и текстуру

Штрих может определять тон и текстуру вашего рисунка в туши

Передать тон, намекнуть на текстуру — в тушевом рисунке все это делается с помощью штрихов. Разные типы штриховок создают специфическое ощущение, и, изменяя их силу, направление и плотность (разреженная ли, прерывистая ли), можно добиться сильного эффекта. Практикуйтесь, и вы научитесь использовать тона, направления линий и текстуры, чтобы добавить изюминку в свою картину.

6. Пробуйте разные инструменты

В вашем распоряжении много инструментов для рисования ручкой и тушью; поэкспериментируйте с разными вариантами и найдите тот, который лучше всего подойдет к вашему стилю. Мы рекомендуем выбрать водостойкую тушь, если только вы не собираетесь работать нежными мазками кистью. Конечно, здесь нет «единственно правильного» решения: все зависит от того, какой именно рисунок вы хотите получить.

7. Попробуйте перья

Выбирайте ручки, наконечники и тушь, соответствующие вашему стилю рисования

Перья дают огромный диапазон линий: от крайне узких до довольно широких. Хотя их нужно макать в тушь, и это может быть неопрятным. Если вы выбираете перо, то лучше наполнить чернильницу так, чтобы, когда наконечник касается дна, тушь покрывала его на три четверти. Вытирайте наконечник пера каждые 10 минут, чтобы тушь все время ложилась ровно.

8. Экспериментируйте с кистью или ручкой-кистью

Возможно, вам будет лучше работать ручкой-кистью, чем пером

Многие художники предпочитают кисти, потому что те дают больший контроль над линиями. Опускайте кисть вниз для толстых, жирных линий или поднимайте ее над бумагой почти полностью для узких и тонких. Размеры 1-3 обеспечивают большое разнообразие.

Ручки-кисти — более удобный вариант, ведь их концы не нужно ни макать, ни вытирать.

9. Попробуйте прорисовывать детали капиллярными ручками

Некоторые художники предпочитают кисточкам капиллярные ручки

Капиллярные ручки создают жесткие, сильные линии. Некоторым художникам такие нравятся больше, чем мягкие, изогнутые мазки от кисти, но им недостает многообразия линий, свойственного перьям, кистям и ручкам-кистям, и рисунок часто получается более механическим, менее выразительным.

Источник

Уроки рисования рисование тушью

С тушью можно работать как перьевой ручкой, так и кистью. При этом толщина и характер штрихов может изменяться сколько угодно. В наших уроках рисования тушью бесплатно рассказывается, что если подходить к рисованию тушью тщательно, то следует прорабатывать тонами и создавать объем объектов, постепенно передвигаясь от темных к освещенным местам. При этом штрихи могут быть как тонкими, так и более открытыми. Изучив уроки рисования тушью бесплатно, Вы поймете, что в рисовании тушью чрезвычайно важным является момент прикосновения острия к бумаге или холсту. Те импульсы, с которыми Вы прикасаетесь к поверхности, потом передаются зрителям. Состояние художника тушью мистическим образом переходит потом и на его рисунок.

Как можно рисовать тушью по-сырому кистью и пером?

Во-первых, рассмотрим, как можно рисовать пером по-сырому.Для этого потребуется бумага, где-то раздобытое перо птицы, а также тушь. Чтобы можно было…

Учимся рисовать куском бумаги и заточенной палочкой (тушь)

Мы много говорили о способах и приемах рисования пером, тонкой кистью и т.д., но теперь поговорим о другом способе. Для…

Как рисовать тушью — Лучший мастер-класс

Если мы скажем, что тушь была изобретена в Китае, это совсем не будет секретом. Тушь бывает самых разнообразных цветов: коричневая,…

Тушь — Как можно нарисовать городской пейзаж

Сейчас мы начнем рисовать городской пейзаж абстрактной формы. Берем большой кусок самого дешевого картона серого цвета. Можно взять картон, который…

Как можно рисовать с помощью точечной техники, пера, бумаги, туши

С помощью этого метода можно научиться рисовать все, что вам угодно. Допустим, я рисую семейство кошачьих.Но сначала необходимо ознакомится с…

Что можно нарисовать тушью?

Отличная книга для начинающих художников! Самые лучшие уроки по рисованию с помощью туши Книга самого лучшего качества — PDF144 страницы…

Учимся выбирать инструменты — Чернила и перо

Одно из самых древних и забытых всеми инструментов для художественного рисования – чернила и перо. Они же могут быть сделаны…

С помощью пера и чернил рисуем тон и линии

Создание градации тона может осуществляться только с помощью одних нарисованных линий, хотя рисунок, сделанный ручкой, вполне сочетается с отмывкой, которая…

Как рисовать тушью кистью и чернилами?

При работе с перьями и карандашами вы имели дело с заостренными инструментами. Рисование при помощи кисти и чернил подарит вам…

Как рисовать тушью пятнами с помощью кисти и чернил?

Данный метод был введен британским художником, который рисовал пейзажи, Александром Козенсом в конце XVIII века. Эта идея первоначально принадлежала Леонардо…

Источник

Учебное пособие по ИЗО «Техника работы тушью»

Государственное бюджетное профессиональное

«Челябинский педагогический колледж № 2»

МДК 02.04 Практикум по художественной обработке материалов и изобразительному искусству

Учебное пособие по основам изобразительной грамоты для специальности среднего профессионального образования 44.02.01 «Дошкольное образование».

Елена Александровна Зайкова, преподаватель высшей категории

Материалы, инструменты и приспособления для работы 6

Особенности работы тушью 12

Школа рисунка тушью в традиционных техниках 13

Оригинальные техники работы тушью 23

Список литературы и интернет-ресурсы 26

Главной задачей российской образовательной политики является обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.

В создание условий для повышения качества образования, и, в частности, профессионального, включено более полное использование нравственного потенциала искусства как средства формирования, развития этических принципов и идеалов в целях духовного развития личности.

В педагогическом колледже по специальности среднего профессионального образования 44.02.01 «Дошкольное образование» студенты осваивают искусство и различные его виды, изучая предметы и междисциплинарные курсы, созданные на основе и с учетом федерального государственного стандарта последнего поколения.

Междисциплинарный курс 02.04 Практикум по художественной обработке материалов и изобразительному искусству предусматривает изучение основ изобразительной грамоты, где приоритетным остается рисунок. Рисование — это путь познания реальной действительности, сложный процесс усвоения законов строения формы предметов реального мира, эмоционального его отображения в набросках, зарисовках и учебных рисунках. Здесь учебный рисунок раскрывает законы природы, помогает понять их и обучает тому, как их следует использовать в практике изображения на основе различных материалов и техник. Работа тушью как материала графики дает широкий выбор того или иного приёма при создании изображения объектов окружающего нас мира.

Целями учебного пособия «Техника работы тушью» являются:

ознакомление студентов с основными категориями учебного рисунка;

выработка у них системы знаний, умений и навыков по использованию графического материала тушь;

освоение методов и средств для наглядного изображения, линейно-конструктивного и светотеневого моделирования трехмерной формы и пространства на плоскости.

практическое освоение материала посредством методов и приёмов в традиционных и оригинальных техниках для получения убедительного изображения на плоскости;

грамотная передача композиционного замысла, демонстрация пространственного видения и развитого художественного вкуса, владение методами гармонизации графической композиции, трансляция накопленных знаний и умений;

овладение культурой художественного мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановки цели и выбора путей её достижения; умение критически оценивать свои достоинства и недостатки, стремление к саморазвитию.

В процессе освоения данного материала у обучающегося формируются следующие компетенции:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

Осваивает: основы изобразительной грамоты .

Материалы, инструменты и приспособления для работы

Тушь чёрная (нем. Tusche ) — краска, приготовленная из сажи. Чёрная тушь высокого качества имеет густой чёрный цвет, легко сходит с пера или с рейсфедера. В готовом к употреблению виде является суспензией мелкодисперсных частиц сажи в воде. Для предотвращения расслаивания суспензии и закрепления результата применяются связующие вещества, обычно шеллак или, реже, желатин.

Тушь жидкая, концентрированная. Марка «Гамма» – легкодоступностная, дешевая. Помимо раствора «Гамма» также выпускает концентрат в тюбиках, который нужно разбавлять водой. Это не очень насыщенная по цвету тушь, не водостойкая, а при длительном хранении может портится. Акриловая тушь на водной основе Koh-i-Noor на бумаге превращается в глянцевую водоустойчивую пленку. Помимо классической черной выпускается и в разных цветах, которые можно смешивать как краски.

Цветная тушь. Winsor & Newton , Manuscript Calligraphy Dip Pen Ink (Англия) Эти туши – не дешевые, но их цена оправдывает качество. Помимо классической черной, марка предлагает большой выбор других цветов самых изысканных оттенков – изумрудный, песочный, малиновый. У туши очень плотная консистенция, красивый глянец и «дорогой» вид. Кроме того, она выигрывает у остальных образцов по насыщенности пигмента.

Основания для работы Рабочая поверхность для рисования тушью должна соответствовать материалу и инструменту. Выбирая на чем рисовать, мы ищем бумагу или картон для рисования с прочной гладкой поверхностью. Инструмент должен скользить по поверхности, не царапая ее, не подцепляя волокна и не засоряясь. Тушь не должна растекаться или собираться . Существует так много сортов и разновидностей бумаги, что приходится экспериментировать для того, чтобы узнать, какая же из всех больше соответствует случаю, имея в виду сорт туши, размер наконечника рапидографа и технику выполнения рисунка. Растрепанная стертая линия — хороший показатель того, что бумага слишком мягкая для работы с тушью.

В работе тушью можно отметить использование тонированной или состаренной поверхности бумаги. Можно тонировать бумагу акварелью, отстоявшимся заваренным кофе или чаем, что придает бумаге красивый естественный оттенок. Состаривание можно провести следующим способом. Нанесите на чистый лист бумаги лимонный или лаймовый сок, когда он высохнет, лист проглаживают утюгом. После термической обработки бумага темнеет, создавая эффект состаривания. Вместо лимонного сока можно использовать жирное молоко или сливки, процедура аналогична первому способу, эффект получится тот же.

Инструменты для рисунка тушью эволюционировали с течением времени, с развитием науки и техники. Если изначально пользовались различными видами перьев, заточенными палочками и кистями, то современные инструменты поражают своей мобильностью, удобством и компактностью. Но всегда в рисунке предпочтение отдается получению результата при создании пластического образа, а какой при этом использовался инструмент — это лишь предпочтение автора.

Птичьи перья (гусиные, утиные, вороньи) Для рисунка гусиное перо особым образом подготавливают, умело обрезая и оттачивая его, что позволяет при рисовании делать линии самой различной толщины.

Тростниковые перья (камыш, бамбук, рис) и деревянные заточенные палочки. Тростниковое перо известно под названием «калам». Тростниковое перо хорошо тем , что линия ведется им очень легко и может быть очень широкой. Данные инструменты используют для создания рисунков линией и штрихом.

Металлические перья имеют в практике рисунка наиболее широкое применение. Движение пера по бумаге должно быть свободным. Некоторым неудобством при работе пером является то, что не всякие перья могут передвигаться в любом направлении. Если перо имеет очень острый конец, его движение по бумаге весьма ограничено, особенно трудно работать таким пером на шероховатой бумаге.

Кисти тон кие и толстые, круглые и флейцевые помогут вам создать пятна или аккуратные мазки., линии и штрихи следите за тем, чтобы тушь не растекалась по листу бумаги. Контролируйте нажим и положение инструмента, не забывайте о том, что количество краски в кисти ограничено, а давление влияет на распределение чернил по поверхности. Из традиционных инструментов кисть является самой вариативной.

Рейсфедер для рисования тушью — улучшенный, передовой инструмент для рисования. Он состоит из наконечника — полого пера, имеющего автономную подачу, чернил (одноразовый либо сменяемый патрон) и пластмассового корпуса. Внутри наконечника находится игла, которая под действием утяжелителя во время работы ходит вверх-вниз. Иглу не следует доставать из наконечника.

Брашпен / brush pen или waterbrush / — это инструмент с резервуаром для воды или туши и кисточкой. Брашпен с кистью позволяет варьировать ширину линии, но требует определенной сноровки, так как контролировать такую линию намного сложнее, waterbrush — это синтетическая кисть с емкостью для воды, используют вместе с тушью.

Рапидограф и изограф , по устройству – это капиллярная авто ручка , состоит из небольшой трубки, клапана с иглой и баллончика для туши . Изографы конструкции Rotring более удобны в ежедневной работе, чем «классические» рапидографы — за счет очень быстрой и чистой процедуры прочистки воздушного канала.

Линер — это среднее между авторучкой и кистью, оставляют на бумаге линию одинаковой толщины, вне зависимости от давления на инструмент. Линеры имеют удлиненный острый кончик, в зависимости от наклона и давления на инструмент можно варьировать характеристики линии.

Тушь обычно не используется для наливных чернильных ручек, кроме рапидографов, поскольку из-за содержания в ней естественной смолы- шеллака, она быстро засыхает и засоряет перо авторучки. Единственным производителем наливных ручек для туши, является компания Pelikan Fount India, к которой разработан специальный состав туши, не содержащей шеллака.

Техника изображения тушью не предполагает подготовительного рисунка другими рисовальными материалам. Тушью начинают работать тогда, когда базовая основа в рисунке достаточна наработана. Этот материал не терпит ошибок и неточностей, убрать их почти невозможно. Техника рисунка тушью дисциплинирует, побуждает обучающегося продуманно подходить к решению творческой задачи. Но бучения без ошибок не бывает, поэтому есть приспособления, которые помогут вам в решении некоторых проблем, злоупотреблять ими не стоит.

Лайт-бокс, специальный планшет из матового стекла с подсветкой. Работая над созданием композиции, можно сделать подготовительный рисунок в карандаше, затем подложить под стекло и работать по данной заготовке, не боясь ошибиться или сделать помарку. Также выпускаются столы с подсветкой, но они занимают много места.

Тушь, материал водостойкий, убрать его с поверхности основы достаточно проблематично, поэтому небольшие помарки можно смыть специальным корректором для туши Liquid Paper for Pen and Ink. Исправления должны занимать небольшие плоскости. Использовать состав лучше при помощи аппликаторов.

Если работа выполняется на плотном качественном ватмане, имеющим хорошую проклейку, то неточность можно срезать лезвием, прогнув его пластину и срезая только поверхностный слой. Особое внимание нужно обратить на то, чтобы лезвие было достаточно острым.

Все используемые материалы, инструменты и приспособления хранятся в специальных контейнерах и шкафах. Они требуют ухода, их надо после работы мыть, чистить и просушивать. Для обучающегося важно знать правила пользования и техники безопасности с колюще-режущим инструментом. В работе с листами бумаги нельзя допускать скользящего движения торцевых частей среза между пальцами и ладонями, это приводит к порезам.

Особенности работы тушью

Особенности работы тушью заключаются в ее свойствах и характеристиках:

Неразмываемость, ее проверяют следующим образом: на листке чертёжной бумаги рисуют несколько линий различной толщины после того, как тушь высохнет, листок в наклонном положении помещают под струю холодной воды на 1 минуту. Настоящая качественная тушь не размоется и не потечёт.

Спиртостойкость туши позволяет обезжиривать отдельные загрязнённые участки перед окрашиванием, не нарушая закреплённого тушью рисунка.

Светостойкость. Рисунки, выполненные любой разновидностью туши, отличаются светостойкостью, так как основной её компонент — это сажа, а она химически инертна.

Применение. В данный момент тушь наиболее широко применяется в традиционных и нетрадиционных техниках графики, в каллиграфии, при создании комиксов и карикатур.

Тушь — материал для рисунка, входит в особую группу сырых материалов графики. Но есть исключение из правила, существование графической техники «сухая кисть». Владение тушью необходимо для освоения графики, так как это работа с основами данного вида изобразительного искусства в чистом виде — линия и пятно, соотношение чёрного и белого, роль тона, фактура — всё в одном материале. Качественная тушь в неразбавленном водой виде имеет глубокий чёрный, совершенно непроницаемый тон, после высыхания на бумаге получается ровная матовая поверхность без разводов. При разбавлении водой можно получить любой полутон. Тушь себя прекрасно чувствует в смешанных техниках, например, с акварелью, с цветными карандашами, в коллажах, в печатной графике. Техника работы тушью имеет широчайший диапазон выбора инструментов. Если учесть, что каждый инструмент по использованию приемов создает различные варианты изображения, то поле для поиска своего стиля и образного языка неисчерпаемы.

При выборе инструмента важно понимать, чего вы хотите добиться. Только путем проб и ошибок, экспериментируя, можно достичь нужного результата. Техника исполнения тушью довольно активна по изобразительному языку: тщательная и точная проработка пером, заливка с помощью кисти, тонкие тоновые градации штриховкой линером — все это даёт обучающемуся большие творческие возможности.

Средства изображения. Средствами изображения в графике являются: линия, штрих, пятно, точка. В рисунке тушью можно, используя различные инструменты, создавать на основе каждого из средств различные изображения, но и в комбинации они дают прекрасный результат. Комплиментарные пары: линия-точка, штрих-линия, пятно-линия, пятно-точка, создают в рисунке особую гармонию по восприятию, но возможно использование сразу трех средств изображения, где надо выдерживать разумный баланс, чтобы получить красивое изображение.

Школа рисунка тушью в традиционных техниках

Рисунок, использующий классическую черную тушь, может быть контурным, линеарным — выполненным только линией, без использования тональных и светотеневых эффектов. Такая манера рисования называется графической. Многочисленные разновидности рисунка различаются не только по характеру исполнения, но и по темам и жанрам: портрет, пейзаж, натюрморт и др.; по назначению: станковый рисунок, беглые наброски, учебные постановки; подготовительные рисунки — эскизы, этюды, представляющие ранний этап работы над сложной графической композицией, а также по технике исполнения. Изначально, подготавливая себя к рисунку в технике работы тушью, надо проделать ряд упражнений на основе средств изображения.

Рисунок контурный, линеарный (линейный). Линейный рисунок — простейший способ, каким можно делать наброски — изображать кратковременные состояния и объекты в движении. Такие зарисовки и наброски важны на подготовительном этапе работы, они могут отражать какую-либо интересную, необычную форму, которую автор рассчитывает использовать в дальнейших произведениях, а могут быть самостоятельной композицией. Как и на всех линейных рисунках, в наброске важна простота формы.

«Зарисовки к натюрморту» (Бум., тушь, перо)

«Левушка и Саша» (Тон. бум., тушь, перо)

Светотеневой рисунок. Если обучающийся использует возможности светотени, тоновых градаций, он близок к живописной манере рисования. Здесь вступает в силу работа с такими средствами изображения как штрих, пятно и точка. Возможна поверхностная размывка водой при помощи кисти.

Штрихи, которые точно повторяют изгибы поверхности изображаемого объекта. Они должны «стекать» по поверхности предмета, делать его гладким на вид. Эта техника выполнения рисунка может быть эффективно использована не только для изображения твердых предметов с блестящей поверхностью, но также для того, чтобы придать жидким, текучим объектам видимость движения.

Если рисунок прорабатывается параллельными штрихами, то они должны быть настолько прямыми, насколько это возможно сделать, все они должны идти в одном направлении и прерываться, пересекаясь друг с другом. Их можно наносить в горизонтальном, вертикальном направлении или по диагонали. Предмет, нарисованный параллельными линиями, выглядит гладким и плоским. может применяться для изображения фонов.

При перекрестной штриховке штрихи наносятся в направлениях, препятствующих нивелированию формы. Такая штриховка используется для передачи шероховатой фактуры и для углубления тона. Перекрестной штриховкой изображают объем объектов, согласно светотеневой раскладке.

Если ваш штрих размашистый и быстрый, меняющий направление, конечный рисунок будет иметь вид неровного, грубого рисунка. Это свойство может быть использовано при изображении необработанной древесины, скалистых гор, фактурных поверхностей, коры деревьев и т.д. Техника данной штриховки гибкая и управляемая, ее относят к классике работы над светотеневым рисунком.

Работа точкой. один из наиболее утомительных приемов рисования, на это уходит много времени. Но создаваемый эффект вибрации воздуха, тонкий переход от света к тени, за счет сгущения и разряжения точек на плоскости, делает работу мягкой, пространственной, воздушной. Данный способ подходит для небольших по формату работ.

Зигзагообразные короткие штрихи петляют и извиваются небрежно, свободно и причудливо. Такие штрихи используются при создании быстрых набросков, сделанных ни природе, так как ими можно быстро набросать нужный объект и в то же время они достаточно размашисты, а потому легко поддаются корректировке. Они придают предмету густой, плотный и растрепанный вид. Закругленные завитки выглядят мягкими, воздушными, легкими.

Иллюстрация к «Пиковой даме» Пушкина А.С. (Бум,, тушь)

Иллюстрация к «Маленьким трагедиям» Пушкина А.С.

«Моцарт и Сальери» (Бум., тушь)

Иллюстрация к «Маленьким трагедиям» Пушкина А.С.

«Пир во время чумы» (Бум, тушь)

В рисунке тушью, пятно используется для создания объема и пространства, как на основе чистого материала, так и с помощью воды. Для работы используют кисти.

Контрастный рисунок тушью — это сложный и самый полезный из всех способов. Работа только чёрной тушью на белой бумаге требует от автора особого внимания к форме пятен, их конфигурации, пропорциональным отношениям, равновесию.

«Портрет Эли» (Бум., тушь, кисть)

Создание изображения тушью пятном с использованием воды помогает выстраивать тонкие тоновые градации, трактовать светотеневой рисунок мягкими рассыпчатыми пятнами, тончайшими переходами. Безусловно, здесь нужен навык владения кистью и работой красителя на водной основе.

«Дама в шляпе с маками» (Бум., тушь, вода, кисть)

Техника сухой кисти. Способ заключается в том, что перед тем, как наносить тушь на бумагу, кисть вытирают до полусухого или сухого состояния. Чем больше туши осталось после этого на кисти — тем более грубая и непредсказуемая получится фактура. Почти сухая кисть позволяет рисовать форму с раскладкой тона, чем больше проходов по одному месту — тем темнее тон. Для этих целей лучше всего подходят кисти из щетины, они достаточно жёсткие и медленно стираются. Можно работать с бруском сухой туши, увлажняя щетинную кисть о влажную тканевую салфетку, а затем «накручивать» сухую тушь увлажненной щетиной.

Силуэт — в изобразительном искусстве графическая техника. Плоскостное однотонное изображение фигур и предметов вырезаются из бумаги на контрасте белого и черного, либо с илуэты рисуются белилами на темном основании или черной тушью на светлом фоне. Нас интересует последний вариант. Делают выразительный абрис, затем заливают тушью до границ контура.

Оригинальные техники работы тушью

К оригинальным техникам работы тушью мы относим нетрадиционный подход в изображении данным материалом. Здесь надо отметить печатный способ работы — монотипию (от греч. monos – один) , так как отпечаток в этой технике получается всегда только один. На гладкой поверхности обезжиренного стекла, выполняется рисунок тушью. Сверху накладывается лист бумаги и снимается отпечаток с поверхности стекла. Изображение может дорисовываться.

«Котенок» (Монотипия, тушь)

Акватушь (от лат. aqua– вода) . На листе плотной бумаги выполняется рисунок акварелью, крупными, широкими мазками. Затем весь лист покрывается черной тушью. После того, как тушь высохнет, рисунок вымывается в емкости с водой. Процесс напоминает проявление фотографии, когда под руками на черном фоне начинает появляться цветное изображение с неровными контурами.

Ниткография – техника, где роль изобразительного инструмента выполняет нитка, которую окунают в тушь, затем выкладывают затейливо между двумя листами бумаги, прижимая их друг к другу, вытягивают нить за оставшийся конец. Такое изображение требует дорисовки, которую делают деликатно, лишь дорабатывая образ.

Граттаж — это техника процарапывания острым инструментом изображения на специально подготовленной поверхности листа. Плотный лист бумаги надо натереть свечой, поверх воскового слоя наносится тушь так, чтобы она полностью закрыла лист, без просветов. В тушь надо добавить несколько капель жидкого мыла, так она лучше ложится. Когда краска просохнет, берем острый предмет и процарапываем рисунок. Граттаж может быть цветным. Для этого лист предварительно покрывается разноцветными пятнами акварели, в остальном процесс повторяется, как и в первом случае.

Список литературы и интернет-ресурсы

Найс, К. Рисунок тушью /К.Найс – Минск: ООО «Попурри», 2014. — 86с.

Сопроненко Л.П., Локалов В.А. Техники чёрно-белой графики / Л.П. Сопроненко, В.А. Локалов, Учеб. пособие. — СПб: НИУ ИТМО, 2014. — 108

Источник

Оцените статью