Кружок по ИЗО «Акварелька»
рабочая программа (3 класс) по теме
Рабочая программа и планирование кружка «Акварелька»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_izo.docx | 30.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
« СОШ с. Таловка Калининского района Саратовской области»
Заместитель руководителя по ВР
Рабочая программа по внеурочной деятельности
художественно – эстетического направления
Составитель: Пискарёва В. Н.
учитель начальных классов
первой кв. категории
МБОУ «СОШ с. Таловка»
Программа разработана учителем начальных классов Пискарёвой Валентиной Николаевной с учетом требований федерального государственного образовательного стандарта основного начального образования, программы формирования универсальных учебных действий². Программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю) для учащихся 2, 3 классов для организации занятий по художественно – эстетическому направлению раздела «Внеурочная деятельность» вариативной части учебного плана образовательного учреждения. Запланировано 32 занятия, так как 2 ч. совпали с праздничными днями.
Основная цель программы:
Приобщение через изобразительное творчество к искусству, развитие эстетической отзывчивости, формирование творческой и созидающей личности, социальное и профессиональное самоопределение.
Поставленная цель раскрывается в триединстве следующих задач:
- воспитательной – формирование эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру через художественное творчество, восприятие духовного опыта человечества – как основу приобретения личностного опыта и самосозидания;
- художественно-творческой – развития творческих способностей, фантазии и воображения, образного мышления, используя игру цвета и фактуры, нестандартных приемов и решений в реализации творческих идей;
- технической – освоения практических приемов и навыков изобразительного мастерства (рисунка, живописи и композиции).
В целом занятия в кружке способствуют разностороннему и гармоническому развитию личности ребенка, раскрытию творческих способностей, решению задач трудового, нравственного и эстетического воспитания.
Одно из главных условий успеха обучения и развития творчества обучающихся – это индивидуальный подход к каждому ребенку. Важен и принцип обучения и воспитания в коллективе. Он предполагает сочетание коллективных, групповых, индивидуальных форм организации на занятиях. Коллективные задания вводятся в программу с целью формирования опыта общения и чувства коллективизма. Результаты коллективного художественного труда обучающихся находят применение в оформлении кабинетов, мероприятий, коридоров. Кроме того, выполненные на занятиях художественные работы используются как подарки для родных, друзей, ветеранов войны и труда. Общественное положение результатов художественной деятельности школьников имеет большое значение в воспитательном процессе.
Для качественного развития творческой деятельности юных художников программой предусмотрено:
- Предоставление обучающемуся свободы в выборе деятельности, в выборе способов работы, в выборе тем.
- Система постоянно усложняющихся заданий с разными вариантами сложности позволяет овладевать приемами творческой работы всеми обучающимися.
- В каждом задании предусматривается исполнительский и творческий компонент.
- Создание увлекательной, но не развлекательной атмосферы занятий. Наряду с элементами творчества необходимы трудовые усилия.
- Создание ситуации успеха, чувства удовлетворения от процесса деятельности.
- Объекты творчества обучающихся имеют значимость для них самих и для общества.
- Обучающимся предоставляется возможность выбора художественной формы, художественных средств выразительности. Они приобретают опыт художественной деятельности в графике, живописи. В любом деле нужна «золотая середина». Если развивать у ребенка только фантазию или учить только копировать, не связывая эти задания с грамотным выполнением работы, значит, в конце концов, загнать ученика в тупик. Поэтому, традиционно совмещаются правила рисования с элементами фантазии.
- Теоретические знания по всем разделам программы даются на самых первых занятиях, а затем закрепляются в практической работе.
- Практические занятия и развитие художественного восприятия представлены в программе в их содержательном единстве. Применяются такие методы, как репродуктивный (воспроизводящий); иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала); проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути её решения); эвристический (проблема формулируется детьми, ими и предлагаются способы её решения).
- Среди методов такие, как беседа, объяснение, лекция, игра, конкурсы, выставки, праздники, эксперименты, а также групповые, комбинированные, чисто практические занятия. Некоторые занятия проходят в форме самостоятельной работы (постановки натюрмортов, пленэры), где стимулируется самостоятельное творчество. К самостоятельным относятся также итоговые работы по результатам прохождения каждого блока, полугодия и года. В начале каждого занятия несколько минут отведено теоретической беседе, завершается занятие просмотром работ и их обсуждением.
- В период обучения происходит постепенное усложнение материала. Широко применяются занятия по методике, мастер-классы, когда педагог вместе с обучающимися выполняет живописную работу, последовательно комментируя все стадии ее выполнения, задавая наводящие и контрольные вопросы по ходу выполнения работы, находя ученические ошибки и подсказывая пути их исправления. Наглядность является самым прямым путём обучения в любой области, а особенно в изобразительном искусстве.
Формы организаций занятий :
- информационное ознакомление – беседа, рассказ, диалог.
- художественное восприятие – рассматривание, демонстрация, экскурсия;
- изобразительная деятельность – индивидуально-групповая, коллективная.
- художественная коммуникация – обсуждение, высказывание, слушание музыки, чтение литературных произведений.
- развитие умения слушать, вступать в диалог, строить высказывания
- умение организовать рабочее место.
- бережное отношение к инструментам, материалам.
развитие мышечно-двигательных функций руки, глазомера.
- ознакомление с художественными терминами и понятиями.
- овладение основами художественной грамоты
- знание цветов и рисовальных материалов
- умение передавать форму, величину изображения.
- приобретение навыка работы в паре, группе
Результативность обучающихся можно проследить по итогам выполнения творческих работ, участие в выставках, конкурсах, акциях
Обучаемые должны знать:
- названия основных и составных цветов;
- понимать значение терминов: краски, палитра, композиция, художник, линия, орнамент; аппликация, симметрия, асимметрия, композиция, силуэт, пятно, роспись;
- изобразительные основы декоративных элементов;
- материалы и технические приёмы оформления;
- названия инструментов, приспособлений.
- пользоваться инструментами: карандашами, кистью, палитрой;
- полностью использовать площадь листа, крупно изображать предметы;
- подбирать краски в соответствии с настроением рисунка;
- владеть основными навыками использования красного, жёлтого, синего цветов их смешением;
- моделировать художественно выразительные формы геометрических и растительных форм;
- пользоваться материалами.
Мир маленького человека красочный, эмоциональный. Для этого возраста органичны занятия изобразительным искусством. Для ребёнка 6 – 7 лет необходим определённый уровень графических навыков, важно научиться чувствовать цвет.
Для развития двигательной ловкости и координации мелких движений рук проводятся упражнения на рисование линий разного характера, точек, пятен, штрихов. В процессе занятий по темам проводятся беседы ознакомительного характера по истории искусства в доступной форме, совершаются заочные экскурсии по музеям и выставочным залам нашей страны и мира. Дети знакомятся с творчеством лучших художников нашей страны и мира. В конце каждого занятия фиксируется внимание детей на достигнутом результате.
Источник
Рабочая программа по внеурочной деятельности ИЗО 3 класс
календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству (изо, 3 класс) по теме
Рабочая программа по внеурочной деятельности художественно — эстетическое направление. Кружок «Юный художник». 3 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_vd_izo_3_klass.docx | 27.28 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«УЗУНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
СЕРЕБРЯНО – ПРУДСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ РФ
142960 Московская область тел.\ факс 8 – 496 – 67 – 36 – 232
Серебряно – Прудский район 8 — 496 – 67 – 36 – 166
с. Узуново, мкрн Северный, д.13
Директор ________ Н.С. Иванова
«_____» __________ 2013 г.
по внеурочной деятельности
кружок «Юный художник»
Тихонова Наталья Викторовна,
первая квалификационная категория
Вопросы гармоничного развития и творческой самореализации находят свое разрешение в условиях внеурочной деятельности по изобразительному искусству «Юный художник». Открытие в себе неповторимой индивидуальности поможет ребенку реализовать себя в учебе творчестве в общении с другими. Помочь в этих устремлениях призвана данная программа. Она рассчитана на работу с детьми 8 — 9 лет.
Цель данной программы:
раскрыть и развить потенциальные художественно — эстетические способности, заложенные в ребёнке.
Задачи:
1. Формировать устойчивый интерес к художественной деятельности.
2. Знакомить детей с различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приёмами работы с ними, закреплять приобретённые умения и навыки и показывать детям широту их возможного применения.
3. Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремлённость. Прививать навыки работы в группе. Поощрять доброжелательное отношение друг к другу.
4. Воспитывать стремление к разумной организации своего свободного времени. Помогать детям в их желании сделать свои работы общественно значимыми.
5. Развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение.
6. Обогащать визуальный опыт детей через посещение выставок, выходов на натурные зарисовки на природу.
Данная программа рассчитана на 1 год обучения: 1 час в неделю – 34 часа в год.
Образовательный процесс включает в себя различные методы обучения :
— репродуктивный (воспроизводящий);
— иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала);
— проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути её решения);
— эвристический (проблема формулируется детьми, ими и предлагаются способы её решения ).
В проведении занятий используются формы индивидуальной работы и коллективного творчества.
Некоторые задания требуют объединения детей в подгруппы. Теоретическая часть даётся в форме бесед с просмотром иллюстративного материала и подкрепляется практическим освоением темы.
Большой интерес вызывают занятия, где для концентрации внимания и при подведении итогов привлекаются персонажи русских сказок – куклы. С целью проверки усвоения терминов, понятий и в качестве психологической разгрузки проводятся игры, предлагаются специально составленные кроссворды, используются словесные игры и малые жанры устного народного творчества.
Постоянный поиск новых форм и методов организации учебного и воспитательного процесса позволяет делать работу с детьми более разнообразной, эмоционально и информационно насыщенной.
Положительная оценка работы ребёнка является для него важным стимулом. Можно и необходимо отметить и недостатки, но похвала должна и предварять, и завершать оценку. Программные материалы подобраны так, чтобы поддерживался постоянный интерес к занятиям у всех детей.
Основной формой работы являются учебные занятия. Это могут быть: занятия – вариации, занятия – творческие портреты, импровизация, занятия – образы по сценарию со специальной подготовкой детей, занятия – праздники, занятия – эксперименты. Отдельные занятия проводятся в классе с интерактивным обучением, привлекаются электронные наглядные материалы. Отчёт о работе проходит в форме выставок.
На данном этапе важной становится цель – научить детей вести исследование доступных им проблем. Развить их способность ставить перед собой задачу и осуществить её выполнение.
Знания и умения, полученные в первые годы обучения, применяются в создании творческих работ.
1. Основы изобразительной грамоты.
Теоретическая часть.
— Художественные материалы. Акварель, тушь, гуашь – свободное владение ими.
— Рисунок. Значение рисунка в творчестве художника. Упражнения набросочного характера. Передача пространства на плоскости, представление о перспективе – линейной, воздушной.
— Графика. Материалы – тушь, перо, типографская краска, картон, клише, матрицы из различных материалов.
— Эстамп, монотипия. Создание образных работ с использованием знаний по композиции, рисунку, цветоведению.
— Цветоведение. Воздействие цвета на человека. Гармония цветовых отношений.
— Композиция. Основные правила композиции:
а) объединение по однородным признакам;
б) соблюдение закона ограничения;
в) основа живой и статичной композиции;
г) группировка элементов, обеспечение свободного пространства между группировками;
д) подчёркивание субординации между группировками и их взаимосвязь.
( Линией, пластикой, «Законом сцены».)
— Беседы по истории мировой культуры с показом иллюстративного материала. Посещение выставок.
1. Вводное занятие. Материалы, Инструменты. Условия безопасной работы. Рисунок – тест « Впечатление о лете». Свободный выбор живописных средств. Сближенные цветовые отношения. Пластика природных форм и линий. Беседы с обращением к иллюстративному материалу, натуральный материал.
2. «Деревья». Пленэрные зарисовки. Акварель, гуашь. Принцип « от общего к частному». Воздушная перспектива. Форма, структура. Зарисовка растений с натуры в цвете. Принципы естественного положения, пластика. Группировка элементов. Акварель.
3. Осенний натюрморт. Наброски графическими материалами: тушью, заострённой палочкой. Предметы и пространство. Живая и статическая композиция. Ассиметричная композиция.
4. Небо в искусстве. Использование цвета в живописи для отражения эмоционального состояния. Творческая работа – иллюстрация прочитанных стихотворений, личный опыт.
5. Монотипия. « Отражение в воде». Интерпретация явлений природы: акварель, тушь чёрная, заострённые палочки.
6-7. « Скачущая лошадь». Движение в композиции. Пластика форм. Линия красоты. Гуашь.
8. « Улицы моей деревни». Линейная перспектива. Наброски, рисунки с натуры. Творческая работа по предварительным рисункам. Творческая аттестационная работа. Оформление работ к выставке.
2. Декоративно – прикладное искусство.
Теоретическая часть.
-Декоративно – прикладное искусство – художественно выполненные изделия, имеющие утилитарное назначение.
— Техника создания изделий декоративно-прикладного искусства
— Декоративная переработка природных форм, связанная с художественным конструированием, композицией, живописью.
— Беседы по декоративно – прикладному искусству, обращение к иллюстративному и предметному материалу.
Должны знать:
— названия основных и составных цветов;
— понимать значение терминов: краски, палитра, композиция, художник, линия, орнамент; аппликация, симметрия, асимметрия, композиция, силуэт, пятно, роспись;
— изобразительные основы декоративных элементов;
— материалы и технические приёмы оформления;
— названия инструментов, приспособлений.
Должны уметь:
— пользоваться инструментами: карандашами, кистью, палитрой;
— полностью использовать площадь листа, крупно изображать предметы;
— подбирать краски в соответствии с настроением рисунка;
— владеть основными навыками использования красного, жёлтого, синего цветов их смешением;
— моделировать художественно выразительные формы геометрических и растительных форм;
— пользоваться материалами.
Должны знать:
-особенности материалов, применяемых в художественной деятельности;
— разнообразие выразительных средств: цвет, свет, линия, композиция, ритм;
— творчество художников, связанных с изображением природы: И.И. Шишкина, В.М. Васнецова, И.И. Левитана, Т.А. Мавриной – Лебедевой;
— основы графики;
— правила плоскостного изображения, развитие силуэта и формы в пятне.
Должны уметь:
— пользоваться гуашью, акварелью, тушью, белой и цветной бумагой;
— пользоваться графическими материалами и инструментами (перья, палочки);
— различать и передавать в рисунке ближние и дальние предметы;
— рисовать кистью элементы растительного орнамента;
— выполнять орнамент в круге, овал, ленту;
-проявлять творчество в создании работ.
-разнообразие возможных выразительных средств изображения;
— значение понятий: живопись, графика, пейзаж, натюрморт, линейная и воздушная перспективы;
— различные виды декоративного творчества
— основы дизайна;
— творчество мастеров русского искусства: А.К. Саврасова, В.А. Серова, М.А. Врубеля, И.И. Левитана, М. В. Нестерова, К.Е. Маковского.
— правила создания экспозиций, основы прикладной графики.
Должны уметь:
— работать в определённой цветовой гамме;
— добиваться тональной и цветовой градации при передаче объёма предметов несложной формы;
— передавать пространственные планы способом загораживания;
-передавать движение фигур человека и животных;
— сознательно выбирать средства выражения своего замысла;
— свободно рисовать кистью орнаментальные композиции растительного характера;
— решать художественно творческие задачи, пользуясь эскизом, техническим рисунком.
Методическая литература
1.Герчук Ю.Я. «Что такое орнамент?» — М.,1998г.
2.Компанцева Л.В. «Поэтический образ природы в детском рисунке» -М.,1985г.
3.Маслов Н.Я. «Пленэр.»-М.,1989г.
4.Межуева Ю.А. «Сказочная гжель.» (рабочая тетрадь) М.,2003г.
5.Неменский Б.М. «Мудрость красоты: о проблемах эстетического воспитания.» -М.,1987г.
6.Нестеренко О.И. «Краткая энциклопедия дизайна» -М.,1994г.
7.Орлова Л .В. «Хохломская роспись.» (рабочая тетрадь) .М.,1998г.
8.Одноралов Н.В. «Материалы, инструменты и оборудование в изобразительном искусстве» М.,1983г.
9. «Основы декоративного искусства в школе» Под ред. Б.В. Нешумова,
Е.Д.Щедрина. – М., 1981г.
10. «Программно – методические материалы. Изобразительное искусство».
Сост. В.С.Кузин.
11.Сокольникова Н.М. «Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе». – М., 1999 г.
12.Сокольникова Н. М. « Основы живописи». Обнинск. 1996г.
13. Сокольникова Н. М. « Основы композиции». Обнинск, 1996г.
14. Сокольникова Н. М. « Основы рисунка». Обнинск, 1996 г.
15. Стасевич В.Н. « Пейзаж: картина и действительность». М., 1978г.
16. Хворостов А.С. « Декоративно – прикладное искусство в школе». – М..1988г.
17. Энциклопедический словарь юного художника.- М.,1983г. и др.
Источник