- «Изучения основ композиции на уроках изобразительного искусства в начальной школе» план-конспект урока по изобразительному искусству (изо) на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
- Конспект урока изобразительного искусства для 2 класса «Композиция. Рисование фруктов с натуры»
- :Конспект урока по ИЗО на тему:»Композиция как средство выразительности.» 2 класс.
«Изучения основ композиции на уроках изобразительного искусства в начальной школе»
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо) на тему
Открытый урок во 2 классе по теме «Изучение основ композиции на уроках изобразительного искусства в начальной школе»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_po_izo_2_klass.docx | 21.21 КБ |
Предварительный просмотр:
МКОУ Шиткинская СОШ
«Изучения основ композиции на уроках изобразительного искусства в начальной школе»
Учитель изобразительного искусства:
Котоман Виктория Александровна
МКОУ Шиткинская СОШ
Учитель изобразительного искусства: Котоман Виктория Александровна
Число: 22 февраля 2014 год
Тема: Изучения основ композиции на уроках изобразительного искусства в начальной школе
- Познакомить с новым термином «композиция», систематизировать знания о видах и жанрах изобразительного искусства (натюрморт).
- Развивать зрительные представления и впечатления от натуры, чувство пропорции, соразмерности (размещение 2 – 4 предметов на листе крупно)
- Воспитывать интерес к предмету и изобразительной деятельности.
Время урока: 45 минут (1 урок)
Методы:
— Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности (словесные, наглядные, практические).
— репродуктивный, информационно-рецептивный (объяснительно-иллюстративный), частично-поисковый
— Методы контроля (текущий контроль, самоконтроль, взаимоконтроль).
Приёмы: работа с художественными материалами в сопровождении музыкального фона.
Формы работы: индивидуальная, групповая.
Оборудование и материалы:
1. Слайд-шоу. «Основы композиции».
2. Иллюстративный материал с изображением натюрмортов, построение композиции.
3. Художественные материалы.
- Слайд – шоу на тему: «Основы композиции». Беседа о композиции и натюрморте.
- Иллюстрации.
- Постановка художественной задачи.
- Практическое выполнение задания.
- Физзарядка для глаз.
- Окончание работы. Обсуждение работ, оценка.
- Организационный момент.
- Приветствие.
- Проверка готовности учащихся к уроку.
- Изучение нового материала.
Композиция – это цельное объединение всех частей произведения искусства для наиболее яркого изображения его содержания.
Работа художника над произведением начинается с замысла. Путь от замысла до его воплощения часто очень долог, иногда он занимает годы и десятилетия. Художник ищет форму, которая лучше всего выражала бы его идею. Делается немало набросков, в которых осуществляется поиск точки зрения, высоты горизонта, размещения предметов, смыслового центра картины.
Композиционный центр – главный ведущий элемент композиции, организующий все ее части. Обычно он является и смысловым центром картины, рисунка и выделяется с помощью различных средств: размером, цветом, освещением, местоположением.
Учитель вместе с учащимися вспоминают жанры изобразительного искусства. Далее рассматривается один из жанров искусства – натюрморт. (Демонстрация иллюстраций)
Если видишь на картине
Чудо – вазу на столе,
В ней стоит букет красивый
Стоит множество посуды,
И стеклянной и простой,
Может, чашка или блюдце
С золоченою каймой.
А еще и так бывает:
Нарисована там дичь.
В завершение положим
Спелых персиков и слив.
А еще в картине может
Нарисованным быть торт.
И поэтому картина
Натюрморт (в переводе с фр. – мертвая природа) – изображение неодушевленных предметов. Этим словом называют сложный и разнообразный жанр изобразительного искусства, а также отдельные произведения, художественно воспроизводящие домашнюю утварь, музыкальные инструменты, цветы, фрукты, овощи, битую дичь и другие неодушевленные предметы.
Замечательные школы натюрморта сложились в Голландии, Франции, Испании, России.
IV. Постановка художественной задачи.
Учитель: сегодня вы узнали много нового об эмблемах. А сейчас я предлагаю вам выполнить свою собственную эмблему. При выполнении самостоятельной работы постарайтесь использовать новые знания об эмблемах. Самостоятельная работа построена следующим образом, вы прослушиваете мелодию («Мелодия ЛЕСА») и делаете первые зарисовки простым карандашом, а далее применяете цвет. Класс делится на два варианта, в конце урока учащиеся оценивают работы друг у друга.
V. Практическая работа.
Работа с активацией цвета: зажмурить крепко глаза и посмотреть на цвет, который показывает учитель. Это помогает расслабиться, улучшить настроение.
VII. Продолжение практической работы.
VIII. Вопросы учащимся:
- Что нового вы узнали сегодня на уроке?
- Что такое композиция, натюрморт?
- Где вы встречали изображение натюрмортов?
- Чему научились на сегодняшнем уроке?
- Что особенно понравилось на уроке, а что не понравилось?
IX. Анализ урока : завершение работы, просмотр выполненных работ, уборка рабочих мест.
Учитель: благодарю всех участников сегодняшнего занятия. Вы все хорошо потрудились, показали хорошие знания и умения, узнали для себя новое, что такое композиция и натюрморт.
Награждение учащихся памятными открытками с изображением натюрморта и сладким призом.
- Вифенн В.: Как научиться рисовать натюрморт: Пособие по рисованию / Пер. с англ. И. Гиляровой. М.: Изд – во Эксмо – пресс, 2001 год
- Газета «Искусство». – М.: издательский дом «Первое сентября», 2003 – 2004, 2010 – 20011 года
- Журнал «Изобразительное искусство в школе». – Москва, 2003 – 2004, 2008 – 2011 года
- Рисунок: натюрморт, голова.: технологические прием выполнения / автор – сост. А. А. Лагутин. – 2 – е изд. – Волгоград: Учитель, 2011 год
- Рутковская А. Рисование в начальной школе. – СПб.: «Издательский Дом нева»; М.: «ОЛМА – ПРЕСС», 2001 год
- Фатьянов А. Д.: Художники, выставки, коллекционеры Иркутской губернии. – Иркутск: Восточно-Сибирское книжное издательство, 1995 год
- Чиварди Д.: Техника рисунка: инструменты, материалы, методы / Пер. Л. Агаевой. – М.: Изд – во Эксмо – Пресс, 2002 год
- Энциклопедия рисования. — М.: «Росмэн», 2001 год
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация представляет опыт использования арт-технологий «Каркасное моделирование» на уроках изобразительного искусства в начальной школе.
Презентация. Начало .»Здоровьесберегающие технологии В.Ф.Базарного на уроках изобразительного искусства в начальной школе".
Презентация.Продолжение.»Здоровьесберегающие технологии В.Ф.Базарного на уроках изобразительного искусства в начальной школе".
Дипломной работе представлены разделы: 1. Введение.
Методические рекомендации и заметки по теме «композиция».
Методические рекомендации и заметки по теме «композиция».
В статье рассматриваются практические вопросы организации проектной работы на уроках изобразительного искусства в начальной школе.
Источник
Конспект урока изобразительного искусства для 2 класса «Композиция. Рисование фруктов с натуры»
Главная дидактическая цель: познакомить с понятием «Композиция».
Цели урока:
1. Обучающие:
• обеспечить понимание изобразительного термина «Композиция»;
• сформировать представление о широком применении понятия «Композиции» в разных видах творчества;
• научить применять законы построения композиции в натюрморте;
• сформировать навыки и умения в самостоятельном построении композиции;
• актуализировать важность применения знаний по составлению композиции в разных сферах изобразительного искусства.
2. Развивающие:
• способствовать развитию эстетического вкуса, чувства меры, формы, цвета и стиля;
• содействовать развитию творческой заинтересованности, активности;
• помочь преодолеть неуверенность в выборе путей решения задачи;
• научить работать коллективно, давать адекватную оценку результатам работ одноклассников, видеть недостатки и ошибки своего рисунка.
3. Воспитательные:
• помочь выявлению и раскрытию неординарных способностей, собственного видения;
• возбуждать интерес к процессу творчества;
• создавать условия для развития устойчивого положительного эмоционального отклика на занятие творчеством;
• убедить в целесообразности, значимости умения видеть окружающую действительность с креативной позиции.
План урока (45 мин.):
1. Организационный момент (1 мин.)
2. Сообщение темы (3 мин.)
3. Ознакомление с новым материалом на интерактивном экране (12 мин.)
4. Драматизация (2 мин)
5. Физкультурная минутка.
6. Моделирование у доски (7 мин.)
7. Самостоятельная работа (15 мин.)
8. Подведение итогов (3 мин.)
9. Организационный конец урока (1 мин)
Содержательная часть урока:
1. организационный момент;
2. сообщение темы урока.
Учитель: То, что мы будем сегодня рисовать, вы узнаете, отгадав загадку:
Мы вкусные, сладкие, сочные.
Мы с солнышком крепко дружны!
К тому же мы очень полезные,
Ведь всем витамины нужны!
Дети: Это фрукты.
Учитель: Из многообразия фруктов я предлагаю вам три, с помощью подсказок вы догадаетесь какие это фрукты.
Первый фрукт – «Жёлтый, жёлтый, кислый, кислый!»
Дети: Лимон!
Учитель: Второй фрукт в известной загадке сравнивается с лампочкой.
Дети: Груша!
Учитель: Почему этому фрукту приписывают такое значение?
Дети: Потому, что груша и лампочка похожи формой.
Учитель: Третий фрукт в русских сказках наделяют волшебным свойством показывать всё на свете, катаясь по тарелочке.
Дети: Яблоко!
Учитель показывает натуральные фрукты большой величины, размещённые на эстампе в одну линию, на некотором расстоянии друг от друга, не составляя композицию (появление фруктов является сюрпризным моментом).
Учитель: Вот они, какие красивые, нам их нужно нарисовать, хорошо разместив на листе, как это делают художники. А чтобы это сделать правильно, мы познакомимся с новым для нас понятием – «Композиция» (открывает карточку со словом на доске).
3. Ознакомление с новым материалом на интерактивном экране.
Учитель: Что же означает это слово? Оно пришло к нам из французского языка. Посмотрим, как объясняет значение этого слова составитель Толкового словаря великорусского языка В. И. Даль.
Демонстрация первых слайдов презентации «Композиция».
Физкультминутка «У дороги яблонька стоит».
Источник
:Конспект урока по ИЗО на тему:»Композиция как средство выразительности.» 2 класс.
Тема: Композиция как средство выразительности.
Цель: сформировать у обучающхся умения и навыки выполнения композиции.
-познакомить с понятием «Композиция»;
— обеспечить понимание изобразительного термина «Композиция»;
-способствовать развитию эстетического вкуса, чувства меры, формы, цвета и стиля;
-сформировать навыки и умения в самостоятельном построении композиции;
Материал и оборудование:
Для учителя: доска,проектор.
Для обучающихся: цветная бумага,цветной картон,клей,ножницы,цветные карандаши или фломастеры.
-Здравствуйте,ребята!Меня зовут Гульназ Динаровна и сегодня я проведу у вас урок.
Посмотрите на меня!
Ваш экскурсовод сегодня я.
Не теряя ни минутки,
Приглашаю вас я в путь!
Взять все знания в дорогу!
И улыбку не забудь!
-Ребята,сегодня мы с вами отправимся в небольшое путешествие.А чтобы угадать название нашего города,посмотрите на картинки.(Слайд)
-Что в них изображено? (Композиция)
-Правильно,название нашего города-композиция.Ну что же это за город-композиция?
Композиция означает составление, соединение сочетание различных частей в единое целое в соответствии с какой-либо идеей. В изобразительном искусстве композиция – это построение художественного произведения, обусловленное его содержанием, характером и назначением.(Слайд)
-Вот мы с вами и подошли к одной из достопримечательностей нашего городка — Композиционный центр.
Композиционный центр – главный ведущий элемент композиции, организующий все ее части. Обычно он является и смысловым центром картины, рисунка и выделяется с помощью различных средств: размером, цветом, освещением, местоположением (Слайд)
Также, в нашем городе существуют три основных закона: закон целостности, равновесия, соподчинения . Если нарушается один из законов — нарушается гармония.(Слайды)
Закон целостности: объединение элементов, частей в единое целое. Цельное произведение – это законченное произведение, в нем ни хочется ничего добавить и убрать.
Закон соподчинения: подчинение всех элементов изображения доминанте (главному элементу в композиции).
Закон равновесия: такое состояние композиции, при котором все элементы сбалансированы между собой.
Теперь я предлагаю познакомиться с правилами и приемами нашего города «Композиция».
Симметрия — равномерное размещение элементов по оси, делящее пространство на равные части.В симметричной композиции расположение элементов относительно оси должно быть одинаковое. (Слайд)
Асимметрия — неравномерное размещение элементов при сохранении общего равновесия.
В асимметричной композиции расположение объектов может быть самым разнообразным в зависимости от сюжета и замысла произведения, левая и правая половины неуравновешенны.(Слайд)
Динамичная композиция — композиция, при которой создается впечатление движения и внутренней динамики.
Ощущение движения /динамику/ можно усилить резкой сменой направления форм, линий, пятен(Слайд)
Статичная композиция — создает впечатление неподвижности, покоя.
Ритм — это чередование каких-либо элементов в определенной последовательности. (Слайд)
Контраст — противопоставление в композиции (по цвету, фактуре, по форме, по размеру и т. д). (Слайд)Противопоставление маленького большому, темного – светлому, теплого – холодному, и т.д.
-Также, цвет играет большую роль при составлении компазиции.Он помогает нам передавать свои чувства,эмоции,настроение.
-Как думаете,какие цвета передают радость?Грусть?Тревогу?Спокойствие?
-Вот мы и познакомились с городом “Композиция”.И чтобы запомнить этот город,наше путешествие,мы с вами создадим свою композицию.Для этого,проверим,все ли у нас на месте?Цветной картон,цветная бумага,клей,ножницы,карандаши ?
-Перед тем,как начать работать,давайте сделаем физминутку.
Я привстану на носочки,
Раз – наклон, два – наклон,
Словно буква “О” свернусь.
И попрыгаю немножко,
И руками покручу,
Постою на правой ножке
И головкой поверчу…
Тихо сяду, улыбнусь
И работою займусь!
-Ребята,давайте перед тем,как приступить к работе,вспомним правила безопасности.
-На сегодняшнем уроке мы попробуем создать декоративные композиции из цветной бумаги, соблюдая законы и приемы, изученные на уроке.Для этого,сначала вам нужно решить прием и цвет вашей композиции.
Далее составляете композиционную схему из цветовых пятен (т.е.вырезаете из цветной бумаги пятна, располагаете их на листе, наклеиваете на фон);
превращаете цветовые пятна в образы, способом дорисовки простым карандашом;
продолжаете работу в цвете цветными карандашами или фломастерами.
-По окончании работы,вы будете презентовать свои работы с кратким описанием.
Выставка и анализ работ.
-С какими основными понятиями мы сегодня познакомились?
-Кому сегодня понравился наш урок. А чем именно? Что нового вы узнали на нашем уроке? Кто доволен своей работой?
Источник