- Уроки рисования история искусств
- История рисунка
- Уроки рисования. 12 книг, которые научат рисовать в любом возрасте
- 1. Простое рисование
- 2. Как понять акварель
- 3. Рисование. Полное руководство
- 4. Акварельные пейзажи
- Подписаться на рассылку по творчеству
- 5. Скетчинг маркерами с Анной Расторгуевой
- 6. Акварель без правил
- 7. Буква к букве
- 8. Дневник художника-натуралиста
- 9. Акварельный скетчинг
- 10. Акрил для начинающих
- 11. Ботаническая иллюстрация цветными карандашами
- 12. Вы сможете рисовать через 30 дней
- Подписаться на рассылку по творчеству
Уроки рисования история искусств
Автор: Усманов Антон Рашидович
Организация: МАОУ «Гимназия №31» г. Перми
Населенный пункт: г. Пермь
Несмотря на пропаганду войны, усиленно развернутую нашим государством, вопиющие факты незнания элементарного вида солдат противоборствующих сторон перестали быть чем-то из ряда вон выходящим, происходят регулярно (вспомним, например, свежий случай в Новочеркасске). И если в незнании униформы участников тяжелых событий 80-ти летней давности молодые менеджеры – жертвы ЕГЭ еще могут быть пожурены, то незнание той же самой формы воинов прошлого уже пробел который школьная программа истории устранить не сможет по причине невозможности объять все процессы. Уроки истории средней школы в целом посвящены «макроистории». Обучающиеся запоминают важные даты, события, выдающихся государственных деятелей. Решают однотипные тесты для подготовки к экзаменам. Видят однотипные фотографии и картинки. За бортом их знания оказываются повседневная жизнь человека, артефакты его быта. Мы не изучаем историю развития униформы, денежных знаков и т.д.
С другой стороны, искусство в рассматриваемые нами периоды представлено хорошо известными всем объектами: пещеры Ласко и Альтамира, с их первобытными рисунками, «Мона-Лиза» Леонардо да Винчи, «Черный квадрат» Малевича и т.п. Мы не можем их не изучить!
Разработка теоретического внеурочного образовательного курса, включающего в себя МХК и историю для меня показалось неинтересным, т.к. просто рассматривать античные монеты детям на уроках будет скучно. Мне на помощь пришли мои навыки рисования. Недаром в археологии до сих пор рисунок применяется для фиксации всех мало заметных деталей. Когда человек рисует – он всегда обращает внимание на мелочи!
С целью углубленного изучения обучающимися истории, а также обучения их навыкам рисования мною был разработан и ведется в гимназии курс внеурочного обучения «Историческое рисование». Ребята познают историю повседневности, историю войн, искусство стран через создание рисунков, выполненных в стилистике, соответствующей изучаемой эпохе. Курс рассчитан на обучающихся 5-х – 11-х классов. При этом начальный уровень подготовки ребят к рисованию значения не имеет. На курс выделяется по два часа в неделю (по субботам).
Основным видом изобразительного искусства, в котором они работают, является графика. Это выбрано мною по причине легкой доступности графических средств и поверхности для нанесения изображения. Это выражается как в финансовой плоскости (отсутствие особых финансовых затрат) так и в отсутствии особых требования для оснащения кабинета, в котором проводятся занятия.
Материально-техническое обеспечение курса:
1. карандаши чернографитныу Koh-I-Noor / Faber-Castell 6 шт. От 2H до 3B.
3. карандаши цветные
4. канцелярский нож
5. стирательная резинка
7. палочка для растушевки. Ее вполне можно заменить кусочком ткани.
8. Бумага для графики А4 и А3. Также черновые листы формата Ф4.
9. Тетрадь для ведения конспектов
Курс разбит на две составляющие: теоретическую и практическую. Первая составляющая представляет из себя изучение инструментария художника, основ академического рисунка. На данном этапе гимназисты знакомятся с основами академического рисунка. Из 20-ти ребят группы 5-7 классов до начала занятий, только двое имели четкое представление о пропорциях, инструментарии художника, законах живописи и навыки рисования.
Пропорции тела человека, рисование лица и т.п. мы проводим на черновиках. С этим в образовательном учреждении проблем не возникает.
Уделив время базовым принципам, мы переходим непосредственно к изучению исторических эпох через создание изображений. Руководствуясь опытом, я намеренно отошел от большого количества часов по основам академической живописи.
Во-первых, ребята все-таки записались на курс внеурочной деятельности «Историческое рисование». Приходя в субботу на курс, они хотят получить и узнать нечто новое, нежели это будет то, чему их должны обучать на уроках ИЗО. Длительное оттачивание навыков штриховки, изображения частей тела человека, драпировки и т.п. не позволит осуществить задуманное педагогом и вскоре наскучит детям. Таким образом, на базу мы отводим 8 часов.
Во-вторых, целью курса является создание проекта – своей работы выполненной в стиле изученных нами эпох. Помимо этого у обучающегося останется портфолио с практическими работами, выполненными в ходе посещения занятий. Цель обучения ребят – не подготовить их к поступлению в художественные училища, а дать им знание об истории повседневности через рисунок, как важный исторический источник. Оттачивание их навыков рисования является «побочным эффектом».
Перед началом выполнения практической работы, идет теоретическая составляющая – рассказ учителя о рассматриваемом нами объекте. Здесь важно найти золотую середину между рассмотрением особенностей искусства эпохи, ее артефактов, непосредственной истории объекта, изображения которого дети будут воспроизводить. Урок не должен дублировать занятие по МХК, истории или ИЗО. Поэтому особое внимание уделяется поиску свежей информации по объекту, его изучение не должно предполагаться школьной программой.
Приведу пример – изучение искусства и быта каменного века. На уроках в пятом классе дети изучают наскальную живопись Альтамиры и Ласко, каменные орудия труда, хронологию эпохи. На курсах я вновь даю краткое описание особенностей изобразительного искусства эпохи и далее перехожу на детальное изучение двух важных памятников архелогии эпохи неолита: Гёбекли-Тепе и Чаталхёюка. Мы рассматриваем характерные особенности памятников, историю их открытия, положение, масштаб и т.п. Далее гимназистам даются распечатки фотографий объекта. В случае с Чаталхёюком это будут фрески из раскопанных домов. У обучающихся обязательно должен быть выбор в изображении! Работа выполняется на чистовом листе под графику, педагог при необходимости помогает и корректирует пропорции. Изображение вкладывается в портфолио. Важно чтобы работы выполнялись на отдельных листах. В конце года устраивается выставка, которая должна погрузить гимназистов в эпохи прошлого.
Таким образом, рассматривая объект за объектом, мы продвигаемся до Новейшего времени. Начиная с эпохи античности, пристальное внимание ребята начинают уделять особенностям быта, вооружения и т.п. Жизнь усложняется! С удивлением они обнаруживают, что знакомый им образ римского легионера в большинстве своем был взят из голливудских фильмов. Его вооружение, внешний вид, амуниция менялись чаще, чем раз в столетие! Что касается современной эпохи, то если с амуницией солдат РККА на примитивном уровне население ознакомлено, то с оснащение союзников времен операции «Оверлорд» большая беда… Все эти образовательные пробелы курс и должен устранить. От основ академического рисунка к срисовыванию античных фресок, зарисовке исторических артефактов к сложным изображениям батальных/бытовых сцен.
Итоговый проект обучающегося на курсе представляет собой рисунок на любую тему в стиле изученной эпохи. Однако, изученный ими материал, позволит в будущем изображать/представлять людей прошлого и детали их быта с максимальной аутентичностью!
Источник
История рисунка
Вероятно , история рисунка насчитывает столько же лет, сколько и сам род человеческий. Было установлено, что наскальная живопись появилась за 10 тысяч лет до нашей эры; вероятно, мы всегда были увлечены созданием изобразительных образов. Однако только в эпоху итальянского Возрождения художники смогли выработать изысканную технику изображения на бумаге.
Одной из причин, по которой искусство рисунка в этот период достигло подобных вершин, было то обстоятельство, что оно было напрямую связано с великой профессией художника. И скульптор, и живописец занимали тогда заметное место в обществе, и у хороших мастеров постоянно была работа.
Художники Возрождения, такие как Микеланджело (1475-1564), чтобы справиться со всеми заказами, нанимали многочисленных помощников и возглавляли больше мастерские. К сожалению, большая часть подготовительных набросков, которые эти художники выполняли для своих картин и которые сегодня мы считали бы чрезвычайно ценными, уничтожались по окончании основной работы.
Но, что более важно, завершенные рисунки представлялись заказчикам в качестве предлагаемых вариантов заказанного портрета. Хольбейну Младшему (1497/8-1543) однажды пришлось выполнить щекотливое поручение и сделать удачный портрет одной из претенденток на роль жены Генриха VI так, чтобы король Англии одобрил ее кандидатуру.
Северная Европа
Вдали от классической живописи Италии фламандский художник Питер
Питер Брейгель Старший. Лето
Брейгель Старший (1525/30) – (1569) обращался к технике рисунка, чтобы запечатлеть окружавший его мир, и его реалистические работы, изображавшие сценки из крестьянской жизни, снискали огромную популярность. Брейгель был одним из многих художников Голландии и Фландрии 16-17 веков, которые развили жанр, основанный на изображении жизни простых людей, а мастерство передачи человеческих фигур указывает на паломничество многих художников «золотого века» голландской живописи в Италию.
Одним из голландских художников, никогда не посещавших Италию, был Рембрандт (1606-1669), создавший шедевры не только живописи, но и графики. Как портретист, он с энтузиазмом и удивительным психологизмом запечатлевал всех, кто привлекал его внимание, — от старых нищих до представителей знати. Его излюбленными художественными средствами были перо, кисть и бистр (прозрачная коричневая краска, получаемая из древесной сажи).
Художники-современники.
Великим современником Рембранта был фламандский художник Рубенс (1577-1640), непревзойденный мастер, чьи графические работы отмечены виртуозным техническим исполнением. Рубенс имел обширную мастерскую, для которой создавал предварительные эскизы, а также собственноручно работал над многочисленными заказами. Интимным портретам мастера свойственна особая непосредственность, которая присуще рисунку.
Портретный рисунок.
Хотя в 18 веке и не появилось большого числа крупных мастеров, интерес к заказанным портретам сохранялся. Французский живописец Ватто (1684-1721) оставил великолепные зарисовки фигур, голов и драпировок в своей любимой манере: красным, черным и белым мелом.
Джованни Баттиста Тьеполо (1696-1770), возможно, величайший художник 18 века, для своих рисунков, которые и сегодня считаются непревзойденными шедеврами, использовал технику карандаша и поверх него прозрачного мазка кистью.
Карандашные рисунки.
Девятнадцатый век был свидетелем больших перемен в развитии техники живописи. В Англии он начался с работ Тернера (1775-1851) и Констебла (1776-1837), во Франции – с Делакруа (1798-1863) и Энгра (1780-1867).
К тому времени графитный карандаш уже получил широкое распространение, и именно им Констебл с особой утонченностью и выразительностью рисовал в своих альбомах множество маленьких деревенских видов Суффолка. В юности Тёрнер развил в себе почти невероятные способности наблюдателя и графитным карандашом создал непревзойденные рисунки соборов и других зданий.
Портреты все еще были в моде, и зарисовки, сделанные французским неоклассицистом Энгром, были столь реалистичными и живыми, что ни у кого не вызывало сомнений их сходство с моделью. Соотечественником и великим соперником Энгра был Делакруа, чье искусство – по сравнению с работами Энгра – было более свободным и романтичным. Он не только делал эскизы для масштабных исторических полотен, но и зарисовывал все, что привлекло его внимание. В эпоху, предшествующую появлению фотографии, рисунок для Делакруа был единственным способом запечатлеть этапы своего путешествия в Марокко, предпринятого им в 1832 году. Современники художника утверждают, что он рисовал день и ночь, боясь пропустить что-нибудь из своих арабских впечатлений.
Истоки современного искусства
Среди великих мастеров 19 века был художник – приверженец новых форм, чье искусство объединило в себе все предшествующие традиции. Это был Эдгар Дега (1834-1917), искусство которого на протяжении всей жизни опиралось на рисунок. Даже будучи уже немолодым и зрелым мастером, он копировал работы других художников, чтобы углубить понимание живописи и усовершенствовать свою технику. Дега оставил огромное наследие в виде рисунков, пастелей и гравюр, но ко времени его смерти в 1917 году в живописи стали прослеживаться модернистские тенденции, стремительно развивающие изобразительный язык, который он вряд ли бы принял.
С этого времени рисунок приобрел не только многогранность выражения, но и стал отличаться по разные стороны Ла-Манша. В то время как во Франции, вдохновленной успехами таких художников, как Анри Матисс (1869-1954), развился модернизм, Англия сохраняла верность традиции.
Во всех течениях, существовавших в искусстве Англии на рубеже 19-20 веков, неизменно подчеркивалась важная роль рисунка, который продолжал быть основой обучения живописи.
Мастером, считающим рисунок основой современной живописи, является Дэвид Хокни (р.1937). Вдохновленный работами Пабло Пикассо (1881-1973), обладавшего экстраординарным диапазоном творческих манер и «не ограничивающего себя “формализмом”, Хокни наслаждается лиризмом и силой простых линий. Предпочитая выразительную красоту рисунка «современным» подходам, Хокни завоевал громадную зрительскую аудиторию.
Источник: Р.Смит,М.Райт,Д.Хортон «Школа изобразительного искусства»
Источник
Уроки рисования. 12 книг, которые научат рисовать в любом возрасте
Не важно, собираетесь ли вы стать художником или просто хотите научиться визуально передавать свои идеи — важно делать это технично. Мы подобрали 12 книг, которые помогут вам донести до аудитории тонкие оттенки души и смысла — все то, что вы хотели сказать.
Возможность рисовать каждый день наполняет жизнь смыслом и сделает вас счастливее.
1. Простое рисование
Хотите открыть рисование с новой стороны? Дмитрий Горелышев поможет: поделится знаниями и инструментами, подскажет, как уйти от шаблонов, научит действовать искренне и увлеченно. Его книга — большой сборник упражнений, примеров и вдохновения. Она будет полезна иллюстраторам, дизайнерам, аниматорам и художникам широкого профиля. Новичкам и профессионалам. Эффективность методики уже оценили студенты Строгановки, Британки, Простой школы. А теперь можете и вы.
Несколько занятий — и вы уже рисуете фантазийный костюм, фигуру в интерьере, архитектурный портрет, воображаемый пейзаж, человека в движении или панораму.
2. Как понять акварель
А вы облизывали кончик кисточки с акварелью? Помните, какая она была сладкая на вкус? Она по-прежнему такая же сладкая и ждет вас. В этом пособии известный художник и опытный преподаватель Том Хоффманн раскрывает тайны акварельной живописи и делится профессиональными хитростями. Вы научитесь ДУМАТЬ, как акварелист.
Приручить эту непослушную краску, которая завораживает своей спонтанностью, передает игру света и эмоции, еще никогда не было так легко.
Автор фото — @dariasham
3. Рисование. Полное руководство
Если вы настроены серьезно и хотите учиться только у лучших, берите книгу известного итальянского художника и профессора Миланской академии изобразительного искусства Джованни Чиварди. Это подробное пособие для тех, кто любит рисовать и хочет повысить свой уровень мастерства, освоив все аспекты и техники рисования. На страницах книги вы найдете подробные поэтапные иллюстрации создания портретов, фигуры человека в одежде, обнаженной натуры, кистей рук и стоп, групп людей, природных и городских пейзажей.
4. Акварельные пейзажи
Правильная кисть и хороший наставник — вот, что нужно для пейзажной акварели. Советы мастера красивых, наполненных светом и воздухом рисунков, Терри Харрисона позволят вам легко и уверенно рисовать. Вы узнаете, как добиваться нужных эффектов и осознанно орудовать кистями. Вам покорятся удивительные по красоте пейзажи: венецианские улочки, заснеженные равнины, тропические пляжи и многие другие.
Пройдите 10 захватывающих пошаговых уроков из книги и вы поймете, что акварельные пейзажи доступны не только Айвазовскому.
Автор фото — @allalsk
Подписаться на рассылку
по творчеству
5. Скетчинг маркерами с Анной Расторгуевой
Скетчи Анны Расторгуевой необыкновенно притягательные — сочные, яркие, элегантные. От брокколи до резного тронного зала на далеком острове. Вы узнаете, как выбирать маркеры, выстраивать композицию, вести скетчбук. В книге описаны шесть главных жанров скетчинга: натюрморт, интерьер, репортажные зарисовки, портрет, кулинарная книга, путевой дневник.
Отбросьте робость, выбирайте сюжет по душе, берите маркер в руки и делайте эту жизнь ярче
6. Акварель без правил
У книги говорящее название. И вы ощутите безграничную свободу, вдохновение и радость от того, что с акварелью можно вот так — без правил, дерзко и размашисто. Вместе с профессиональной художницей Джин Хейнс вы отправитесь в красочное путешествие. Все, что нужно для упражнений по этой книге — пара тюбиков краски, две кисти, бумага, соль, зубная щетка и вода. Помните — процесс важнее результата.
Это не книга, а сплошная акварельная медитация
7. Буква к букве
Нас окружают буквы. Желают доброго утра с экранов, когда мы просыпаемся, беседуют с нами днем из писем рабочей почты. Поддерживают, когда нам трудно. Успокаивают, когда нам грустно. У каждой — свое настроение. Вы умеете его угадывать? А создавать это настроение? Леттеринг — занятие душевное и полезное. Освоив простые приемы, вы увидите, что леттеринг подходит для самых разных задач: оформления приглашений, открыток, афиш, постеров, книг. В книге теория, практика и много примеров шрифтов и композиций.
Вы научитесь делать красивые открытки для близких. И постеры — непременно с любимыми цитатами. Заполнять арт-буки. Самовыражаться, в конце концов.
8. Дневник художника-натуралиста
Наблюдательность помогает любить жизнь. Джон Мюр Лоуз, уверен, что в лесу дневник как бинокль — помогает разглядеть главное и ощутить жизнь во всей полноте. В этой великолепной и объёмной (300 страниц!) книге уместилось невероятное количество ценных советов: вы узнаете, как выбирать материалы, правильно рисовать животных и растения, пейзажи и небо. Вы научитесь работать цветными карандашами, маркерами, шариковой ручкой и акварелью.
Слушать лесное караоке и наслаждаться каждым моментом, который пропитан запахом брусники и творчеством — вот что такое быть художником-натуралистом.
Начнёте замечать то, чего раньше не видели: падающую тень от листа, чистые природные краски, рябь воды, отражение солнца. — Разворот из книги
9. Акварельный скетчинг
Мир полон цвета. Глянцевая вишня, бордовый клен, ромашковые поля — ах! Но с приходом зимы буйство красок исчезает, а после захода солнца воцаряется темнота. Сохранить цвет поможет акварель! Эта книга — настоящая история в картинках с ворохом полезных советов и дельных замечаний, проиллюстрированная необычными и яркими скетчами автора. Феликс неподражаем: легко и непринужденно, вперемежку с интересными фактами и советами, он излагает нужную и важную теорию.
Читаешь книгу — и заряжаешься уверенностью: у меня все получится!
В книге необычные смелые яркие иллюстрации, малоизвестные хитрости и небанальные советы по скетчингу от современного художника.
10. Акрил для начинающих
Еще одна красивая книга про рисование. В этот раз — акрилом! Вы будете работать с акриловыми красками в течение двух недель. Шаг за шагом — каждый день новая картина. Предложенные сюжеты придутся по вкусу как новичкам, так и опытным художникам: помогут углубить технику или потренироваться. Это интенсивный курс для любителей акрила, который раскроет приемы и способы построения изображения и многое другое.
В акриловой живописи легко исправить и маленькие, и большие огрехи. Проявите спонтанность, интуицию и страсть.
11. Ботаническая иллюстрация цветными карандашами
Акварельные карандаши — это что-то новенькое: они легки в обращении и ценятся за возможность передавать мелкие детали с высокой точностью. С помощью карандашей можно достичь таких же потрясающих эффектов, как при рисовании красками. Энн Свон научит делать подмалевки, работать в технике наслоения и полировать красочный слой, подбирать и смешивать цвета.
Долой стереотипы! Карандашами уже давно рисуют не только дети в детских садах. Новый мир ждет вас.
В книге можно почерпнуть для себя новые знания и обрести вдохновение для самостоятельной работы
12. Вы сможете рисовать через 30 дней
Яркая книга, которая вдохновит вас на то, чтобы найти свое истинное призвание и следовать ему. Внутри — вкусные истории. Полезные упражнения. И море. Море вдохновения на каждой странице. Эта книга написана в поддержку вашего внутреннего голоса, твердящего, что вы можете дать этому миру нечто особенное.
Автор фото — @nad3v.
Подписаться на рассылку
по творчеству
«У вас такая классная рассылка, даже книгу можно не покупать» — говорят наши подписчики. Хотите и вы узнавать о книгах-новинках про творчество, рисование, писательство? Тогда оставляйте почту, будем присылать вам полезные обзоры про творческие книги.
Источник