Уроки рисования декоративная композиция

Статья «Приемы обучения декоративной композиции на уроках изобразительного искусства в школе»
статья по изобразительному искусству (изо)

Статья » Приемы обучения декоративной композиции на уроках изобразительного искусства» посвящена теме композиции в декоративной графике; в статье рассказывается об основах графической грамоты, которая способствует развитию творческих способностей на уроах изобразительного искусства. Средства композиции, приемы декоративной графики (оверлиппинг).; стилизация природных и растительных форм. Даны примеры работ творческого характера, используемые при обучении.

Скачать:

Вложение Размер
statya_ostova_t.a.docx 420.85 КБ

Предварительный просмотр:

Приемы обучения декоративной композиции

на уроках изобразительного искусства в школе

учитель изобразительного искусства

На сегодняшний день обществу особенно нужны творческие люди с развитыми творческими умениями и навыками, способные к креативной деятельности в быстро меняющихся социально-экономических условиях жизни. Актуальной становится проблема формирования творческих способностей и мыслительной деятельности учеников.

В книге «Основы композиции» Н.М. Сокольникова пишет: «композиция означает составление, соединение сочетание различных частей в единое целое в соответствии с какой-либо идеей. В изобразительном искусстве композиция – это построение художественного произведения, обусловленное его содержанием, характером и назначением»

Логвиненко Г.М. в книге «Декоративная композиция» пишет: «в процессе создания декоративной композиции размещение и распределение изобразительных элементов происходит в определенной схеме в логической последовательности, заложенной автором. Изобразительные средства и стилевые особенности должны быть согласованны, подчинены целому, при этом нельзя забывать детали, которые играют очень важную роль»

Уроки изобразительного искусства не только дают учащимся основы графической грамоты, но и способствует развитию творческих способностей. Особенно эффективно развиваются творческие способности учащихся на уроках декоративного рисования.

В программу по рисованию включены задания по составлению узоров, оформлению альбомов, по декоративному оформлению помещений. Такого рода задания в общеобразовательной школе не имеют в виду подготовку к профессиональной деятельности, а служат главным образом для пробуждения творческих сил и самодеятельности учащихся, привлечения их к общественно полезной работе.

Декоративное рисование ставит своей задачей познакомить учащихся с основными принципами декоративно-прикладного искусства. Декоративное оформление объекта совершается на основании определенных правил и законов: соблюдения ритма, симметрии, гармонического сочетания цветов.

На уроках декоративного рисования учащиеся учатся составлять узоры, познают законы композиции, продолжают овладевать навыками работы акварельными красками, гуашью, тушью, изучают орнаментальное творчество русского и других народов.

На уроках декоративного рисования учащиеся знакомятся и с основами художественного конструирования; узнают, что художественное начало широко входит в производство, в наш быт. Возрастающий художественный вкус народа диктует производству новые, повышенные эстетические нормы. В содружестве с художниками начинают работать инженеры-конструкторы. Появились новые термины: «промышленная эстетика», «производственная эстетика», «дизайн».

Составляя композицию узора, орнамента для декоративного оформления объекта, каждый ученик стремится как можно красивее расположить (скомпоновать) изображение на плоскости, ярче, цветистее раскрасить свой рисунок. Все это способствует развитию художественного вкуса и эстетических чувств.

Первым и основным приемом ознакомления учащихся с новым материалом является устное изложение, рассказ о новых фактах, явлениях, процессах окружающего мира; объяснение основных композиционных понятий и показ примеров композиционных схем, иллюстрируется наглядными пособиями. Учебный материал должен быть изложен последовательно, доступно, чтобы обеспечить активное восприятие материала учащимися.

Композиционные приемы в полной мере зависят от видов искусства. Если в живописи композиция помогает передать иллюзию пространства, его глубину, то в декоративном искусстве художник композиционными приемами, наоборот, стремится подчеркнуть объем или плоскость украшаемого объекта. Свойство декоративной композиции — декоративное преображение любой натуры, выделение нарядности, красочности. Основной принцип декоративного рисования — достижение максимальной выразительности, при которой достоверность не является главной задачей. Декоративная выразительность достигается за счет приемов, таких как штрих, четкая линия, точка, различные виды декора.

Можно выделить композиционные правила: передачи движения (динамики), покоя (статики), золотого сечения (одной трети).

Средства композиции включают: формат, пространство, композиционный центр, равновесие, ритм, контраст, светотень, цвет, декоративность, динамику и статику, симметрию и асимметрию, открытость и замкнутость, целостность. Таким образом, средства композиции – это все, что необходимо для ее создания, в том числе ее приемы и правила. Основным в технологии обучения декоративной композиции является система упражнений, заданий, позволяющих более полно осваивать композиционные приемы. Эти задания не только позволят исследовать приемы декоративной подачи композиции, но помогут освоить основные композиционные понятия.

Существует ряд приемов, использование которых усиливает впечатление декоративности композиции:

  1. оверлиппинг — частичное совпадение или наложение одной формы на другую;
  1. членение плоскости на части;
  1. введение постоянного модуля и фиксация его цветом

Композиционные правила, приемы и средства основаны на богатом опыте творческого мастерства художников многих поколений, но техника композиции не стоит на месте, а постоянно развивается, обогащаясь творческой практикой новых художников. Какие-то приемы композиции становятся классическими, и на смену им приходят новые, так как жизнь выдвигает новые задачи перед искусством.

Для формирования знаний, умений и навыков в обучении декоративной композиции, а также при закреплении материала, возможны работы как творческого, так и воспроизводящего характера. Примеры работ воспроизводящего и творческого характера, используемых при обучении умениям и навыкам:

1. Упражнения по образцу имеют целью обеспечить первичное закрепление усваиваемых знаний и формирования у учащихся умений применять эти знания.

2. Тренировочные упражнения имеют целью закрепление, повторение теоретического материала, совершенствование первично приобретённого умения и формирования навыка.

3. Творческие упражнения используются на этапе применения учащимися усваиваемых знаний, умений и навыков в разнообразной практической деятельности.

В блок заданий по декоративной композиции входит:

а) основы стилизации растительных мотивов служат для формирования представлений о декоре и цвете; развивают образное мышление и интерес к окружающему миру, воспитывают наблюдательность и уважительное отношение к окружающему миру.

б) основы стилизации животных служат для овладения новыми знаниями в изображении стилизованных животных, развивают образное видение и наблюдательность

в) стилизация пейзажа служит для знакомства детей с разнообразием пейзажных сюжетов; показывает роль искусства в понимании красоты природы; учит рисовать стилизованный пейзаж; рисовать, думать, анализировать; развивает чувство воображения, творческую фантазию.

Предусматривается выполнение значительного числа разнообразных заданий – как краткосрочных, так и длительных, преследующих разные учебные задачи. Изучение композиции не предполагает готовых решений, а лишь помогает учащимся более грамотно пользоваться в самостоятельной работе средствами изобразительного искусства.

Список использованной литературы:

  1. Н.М. Сокольникова «Основы композиции» учебник для 5-8 кл., 1996
  2. Логвиненко Г.М. «Декоративная композиция» серия «Изобразительное искусство» 2012. Изд-во Владос
  3. Юный художник № 8, 2000. Декоративная композиция.
  4. Сапожникова Т.Б., Коблова О.А.. Методика проведения уроков изобразительного искусства по теме «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека». – Москва: Педагогический университет «Первое сентября», 2010 г.
  5. Горяева Н.А., Островская О.В. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека/Под ред. Неменского Б.М..- Москва: Просвещение, 2007г.
  6. Интернет-ресурсы:

Источник

Рисование.ру

Урок 21. Художественная композиция

В создании композиции художник может максимально полно проявить свои творческие возможности. Независимо от того, насколько хорошо вы научились рисовать предметы, животных, фигуры людей или пейзажи, пока вы не научились правильно выстраивать композицию рисунка, удовлетворяющая вас картина может получиться только случайно. Интеллектуальный процесс определения того, как отдельные элементы картины соединяются в единое целое, — это то, что отличает хорошего художника от начинающего.

Есть много способов достижения эмоциональной композиции, и этот урок ни в коем случае не исчерпывает всех возможностей, но вы откроете для себя несколько освященных веками методов. Конечно, художник быстро развивает свой собственный взгляд на организацию элементов картины таким образом, чтобы результат был достаточно интересным, но существуют уже наработанные методы, с которыми стоит ознакомиться.

Часто особую силу композиции придает ощущение баланса или, иногда, дисбаланса. В этом уроке обсуждается, как разделить поверхность вашего рисунка таким образом, чтобы обеспечить интересный баланс форм. Глава заканчивается конкретным упражнением, позволяющим попрактиковаться в композиции, которое должно помочь вам освоить основы.

Разделение листа бумаги на части

Это упражнение показывает, как разделить лист бумаги так, чтобы можно было построить сбалансированную композицию. Это ни в коем случае не единственный способ добиться такого результата, но, вероятно, самый простой на данном этапе.

Первый шаг — взять лист бумаги формата А3 или А4 и сложить его пополам. Постарайтесь сделать это как можно точнее, потому что на этом основываются все прочие измерения. Разверните лист и проведите линию по сгибу, а затем разделите оба прямоугольника диагоналями от угла к углу. Там, где они пересекаются, проведите горизонтальную линию по всему листу от центра к центру, доходя до краев листа. Теперь у вас есть лист, разделенный пополам по вертикали и горизонтали, причем вы сделали это без каких-либо измерений — просто, но эффективно.

Теперь вы можете нарисовать две диагонали по всему листу, от обоих углов. Если вы сделали все достаточно аккуратно, эти линии должны пересекаться в центре.

После того, как вы провели последние линии, начертили горизонтали и вертикали, основная большая диагональ пересекает два набора диагоналей половинок листа. Это будет третье разделение листа, который уже разделен на половинки и четвертушки. Теперь у вас есть шаблон для разделения любого листа бумаги одинакового размера на половинки, четвертушки и трети. Дальнейшие примеры покажут вам простые способы использования этого шаблона для создания композиций.

Разделение листа бумаги: практика

В первой композиции дерево расположено на расстоянии одной трети листа от правого края и на две трети от левого края. Его корни находятся в самой низкой четверти листа. Поперек картины в нижней трети тянется забор примерно до середины картины. Линия горизонта на заднем плане проходит в одной трети от верха изображения. На расстоянии примерно одной трети от левого края картины стоит одинокое дерево. Как вы можете видеть, все это создает вполне гармоничное, сбалансированное изображение.

Следующая картина — натюрморт, нарисованный в аналогичном формате. На этот раз самая большая ваза располагается на вертикали, отделяющей левую треть листа, в одной четверти листа сверху и в одной четверти листа снизу. Остальные предметы сосредоточены в основном на вертикали, отделяющей правую треть листа, а некоторые из них лежат на линиях трети и половины от низа листа. И снова мы видим хорошо сбалансированную композицию.

Две оставшиеся картины нарисованы на листе альбомного формата. Первый рисунок — композиция с двумя людьми, один человек сидит, а другой — стоит. Стоящая фигура находится на вертикали, отделяющей правую треть листа, и почти касается верхнего и нижнего его краев. Сидящая фигура изображена у стены, которая на треть выступает из левого края картины. Эта простая композиция уже создает напряжение между двумя фигурами и выглядит достаточно интересно.

Последний пример — это городской пейзаж, в котором одно здание на переднем плане находится справа, занимая примерно одну треть листа. Основание этого здания расположено примерно в трети листа от нижнего его края. Другой основной блок изображен слева. Его ширина равна примерно трети ширины листа бумаги, верхний его край отстоит от верха листа бумаги примерно на четверть его высоты, а нижний — примерно на половину высоты листа. Затем я нарисовал одинокий блок вдали на площади на средней вертикали и чуть ниже отметки четверти листа по горизонтали. Небольшая растительность в левом нижнем углу помогла смягчить жесткие края зданий.

Как вы можете видеть на этих примерах, простое разделение листа бумаги на трети, четвертушки и половинки может дать вам ряд полезных композиционных схем.

Композиции с фигурами людей

Теперь мы намерены приступить к созданию полнофигурной композиции. Это будет сделано очень практичным способом, возможно, вы даже захотите повторить композицию, которую я здесь представлю, в своих работах или просто сделать что-то подобное, не обязательно воспроизводя мою картину. Я покажу вам, шаг за шагом, как я это делаю, и вы сможете использовать ту же систему при создании своих картин.

ШАГ 1

Я начал с использования двух слегка отличающихся форматов, представляя простую и хорошо известную мне сцену. Если вы решите написать свою собственную картину, изображая нечто, хорошо вам знакомое, это придаст особое правдоподобие композиции.

На одной картине я разместил три фигуры в саду. Ближайшая фигура — женщина, стоящая на коленях у клумбы, с садовым инструментом в руке. Она находится почти в центре, чуть левее от него, чтобы создать некоторое свободное пространство справа.

В этом пространстве располагаются фигура мужчины, сидящего в шезлонге в глубине композиции. Слева к стоящей у клумбы женщине приближается еще одна. Деревья в соседнем саду расположены почти от края до середины картины примерно в трети высоты листа от его верха.

Я снова решил нарисовать знакомую сцену — художника и его модель, добавив еще одну фигуру, чтобы немного усложнить сюжет.

Художник сидит за столом, расположенным в центре помещения, а его модель — спереди справа. Я решил, что его моделью будет девушка, а другая фигура человека, входящего в комнату, — мужчиной.

Фигура модели самая большая, ее ноги не видны. Она сидит в правом углу картины, занимая примерно треть композиции по диагонали. Вторая по величине фигура — художник, но его тело от пояса и ниже скрыто столом. Третья фигура находится почти в центре картины, но дальше всех; мужчина проходит через дверной проем.

ШАГ 2

Сделав черновые наброски, я все еще не мог решить, какой из них использовать, поэтому я нарисовал их более тщательно и с большим количеством деталей. На это может уйти достаточно много времени, но именно на этом этапе вы решаете, как все будет выглядеть. Возможно, в процессе рисования одной картины вы вдруг решите, что вы предпочитаете другую — в этом случае вы можете остановиться и просто сосредоточиться на выбранном вами варианте. Неважно, что вы переключаетесь с одного рисунка на — суть этого упражнения в принятии окончательного решения.

ШАГ 3

Я решил повторить работу художника, рисовавшего модель, и теперь мне нужно было рассмотреть ее более подробно.

Сначала я определил, как на самом деле будет выглядеть главная фигура. В идеале мне стоило найти человека, который бы позировал для меня, и нарисовал бы его после того, как он сядет и примет правильную позу для композиции. Я бы тщательно нарисовал модель с натуры. Если бы это было невозможно, я бы работал с моими ранее сделанными рисунками или использовал фотографию.

Как вы можете видеть, я дважды нарисовал голову модели в разных положениях, а также сделал набросок ее ближайшей ко мне руки. Все это станет источником полезной информации для окончательной композиции.

Затем я перешел к работе над двумя другими фигурами, продумывая, как будет выглядеть сидящий художник и второй человек, который входит в комнату. Как вы можете видеть, я опробовал разные положения головы входящего человека.

ШАГ 4

Изучив отдельные рисунки, я теперь поместил их все в единую композицию, составив то, что стало впоследствии картиной — это контур обобщенной картины. Это был последний момент, когда я мог, при необходимости, изменить композицию. Сохраните эту версию, чтобы вы могли исправить любые детали, когда добавите тени. Получив общую картину в линиях, я мог теперь закрасить области тени единым светлым тоном. На этом этапе важно не переусердствовать с яркостью тона, потому что вам будет труднее избавиться от лишней краски, чем добавить дополнительную. Тени показывают, откуда идет свет, и дают представление о том, насколько объемными и массивными могут выглядеть фигуры.

ШАГ 5

Теперь наступает заключительный этап, когда можно заняться рисованием деталей, вплоть до самых мелких. Используйте свою копию картины, чтобы убедиться, что все формы выполнены правильно, и начинайте наносить самые темные тона, чтобы вы могли видеть, как возникает глубина пространства. Не торопитесь, потому что качество всей вашей работы зависит от того, насколько внимательно и тщательно вы будете работать на этом завершающем этапе. Итак, теперь у вас есть законченная композиция со всеми предварительными набросками, которые вы сделали. Сохраняйте их некоторое время, потому что они могут быть полезны в дальнейшем. В старых художественных ателье наброски картин всегда хранились в течение довольно долгого времени, потому что их затем снова и снова использовали в других композициях.

Источник

Читайте также:  Темы для рисования с детьми цветными карандашам
Оцените статью