- Лекция 5. Пастель по акварели
- Чистое великолепие. Смешение акварели и пастели
- Начинайте с заливки
- Дистанцирование
- Переключение
- Уникальные инструменты
- Соединение акварели и пастели. Демонстрация от Тома Перкинсона
- Шаг 1
- Шаг 2
- Шаг 3
- Шаг 4
- Шаг 5
- Последний шаг
- Рисование пастелью
- Особенности пастели
- Виды пастели и их отличия в рисовании
- Мастер-классы по рисованию сухой пастелью
- Уроки рисования восковой пастелью
- Мастер-классы по рисованию акварельной пастелью
- Уроки рисования масляной пастелью
- Смешение техник в живописи
- Рисование портрета пастелью
Лекция 5. Пастель по акварели
Пастель очень выигрышно смотрится на тонированной или цветной бумаге. Но есть еще один интересный способ сделать работу пастелью ярче и объемнее — это предварительная подкладка из акварели. Это не только добавляет цветовой насыщенности, но и улучшает сцепление пастели с бумагой. Основное преимущество пастельной техники — это яркие, насыщенные цвета, мягкость линий, живая «пушистость» и «бархатистость». Она идеальна для портретов, пейзажей и изображения пушистых животных.
1. Наносим контур рисунка тоненькой карандашной линией. И прокрываем основные плоскости размытой акварельной краской. Можно использовать и яркие, насыщенные цвета, но в этом случае они будут сильно просвечивать через пастель, и будет невозможно добиться богатства гаммы оттенков. Хотя если задумана работа очень яркая, контрастная, то можно сразу прокрывать ярким цветом. Акварель полностью должна высохнуть.
Для работы пастелью понадобится чашка с водой (если вы работаете не рядом с раковиной) и салфетка, чтобы вытирать пальцы. Руки должны быть чистыми и сухими. Если кожа рук жирная и склонна к потливости — вымыть руки особенно тщательно с мылом, при необходимости протереть чем-нибудь обезжиривающим, иначе жирные пятна останутся на мелках и испортят их.
2. Начинаем поверху писать пастелью. Сначала — светлые тона. Поскольку пастель можно перекрывать только темным поверх светлого. Если делать наоборот, темное будет проступать, смешиваться со светлым, приглушать цвет. И светлый тон, положенный поверх темного никогда не будет таким ярким и светящимся, как положенный поверх бумаги или акварельной подкладки. Пастель не рекомендуется смешивать. Смешивание цветов допустимо лишь на границе пятен, а вообще пастелью пишут в основном чистым цветом — именно для этого в наборе столько разных оттенков.
На фото мелок без гильзы, но вообще это неправильно. Новая пастель уже заправлена в гильзы, предохраняющие пальцы от случайного загрязнения. Если таких гильз нет, можно завернуть мелки в фольгу. Если Вы пишете, держа руку не на весу, а кладете ее ребром ладони на лист, то подложите под нее листок бумаги, чтобы рукой на размазывать то, что уже нарисовали.
Пастель, и вообще все мелковые техники — то единственное исключение, когда рисунок можно и нужно растирать пальцем (в карандашном рисунке это недопустимо).
Самая распространенная ошибка при работе пастелью — растирать новый цвет тем же пальцем, которым растирали предыдущий. Это приводит к грязным пятнам. Растирать нужно каждый раз другим пальцем. То есть, вы можете подряд размазывать пальцем только пять цветов. Если одинаково работаете обеими руками — то десять.
Когда все пальцы запачканы — их надо вымыть под краном или окунуть в чашку с водой и вытереть салфеткой до сухого состояния. Пастель от кожи легко отмывается даже холодной водой. Но вот если попала на одежду — отмыть сложно, особенно если пигменты хорошего качества. Поэтому лучше работать в том, что не жаль запачкать.
3. Все основные плоскости прокрыты — можно приступать к прорисовке деталей.
Чтобы линия была тонкой, рисовать можно острым краем мелка
Или вообще взять маленький осколочек мелка (их много бывает в старой пастели).
Для проведения тонких линий еще существуют пастельные карандаши, но они нужны только для работы такого маленького формата, как показано здесь. Обычно формат для пастели — не менее А3, а лучше — А2 и А1. В этом случае хватает мелков обычной толщины.
Если есть необходимость растереть пастель на маленьких участках, можно пользоваться обычными ватными палочками для ушей:
Конечно, палочки необходимо менять на каждый цвет.
При перекрытии темного оттенка светлым добавляется объем, «материальность». Но мелки надо брать ярче и светлее, чем нужен цвет, поскольку темная подкладка приглушит цвет и утемнит тон.
4. Завершающий этап работы — прорисовка мелких деталей самыми темными цветами (если используете черный цвет — то черным).
5. Готовую работу нужно закрепить. Есть специальные закрепители для пастели, но на практике лучшим средством оказывается лак для волос «Прелесть». Или любой другой дешевый лак самой сильной фиксации. Ни в коем случае не пользоваться дорогими лаками! Они содержат много смягчающих добавок. Для волос это полезно, а вот закрепляют они плохо.
Закрепить работу так же, как закрепляют волосы — распылением с расстояния 15-20 см. В два-три слоя, причем каждый слой должен высохнуть.
Закрепление не только сделает работу прочнее, но и усилит яркость.
И все-таки чтобы наверняка обеспечить работе сохранность, ее рекомендуется вставить в рамку под стекло.
Источник
Чистое великолепие. Смешение акварели и пастели
«У коренных американских жителей есть поговорка, которая мне очень нравится», — говорит художник Том Перкинсон из Нью-Мексико. «Сохраняй голову – свежей», — эта поговорка призывает быть открытыми каждому моменту, новым возможностям, разработкам.
Эта поговорка идеально подходит к тому, что в своих картинах пытается передать Перкинсон. Рисуя очаровательные пейзажи Нью-Мексико, он переносит цвета в какой-то потусторонний мир, в котором есть насыщенный фиолетовый, яркий желтый, великолепный оранжевый. В результате в картинах преобладает сила света.
Уникальные особенности художника
Том Перкинсон посвятил свою жизнь и карьеру рисованию. Вот что принесли десятилетия упорной работы в его уникальные особенности рисования.
Работы Перкинсона, написаны под вдохновением от климата региона. Тут погода может быть совершенно разной: тёплой и ясной, неожиданно ветреной или волшебной и снежной. Работы Перкинсона кажутся, более чем достойны таких выдающихся регионов США. Удивительно то, что почти все его работы нарисованы по памяти.
«Когда я рисую, то комбинации цвета я беру не из природы, потому что я не рисую реальность. Я художник, который рисует выдумку, — говорит он, — я пытаюсь рисовать ощущение того места, которое будет на картине, поскольку эти сцены не существуют в реальности».
«Коллекционеры спрашивают меня, где находится та или иная сцена на моей картине, я же просто указываю на свою голову и говорю, что я ее выдумал. Все же я считаю свои работы романтичным реализмом. Я изображаю определенную реальность, которую создаю сам, вдохновляясь захватывающим и богатым пейзажем Юго-запада».
Художник отмечает, что, несмотря на то, что зрители замечают в основном цвета, он приделает большое количество внимания градиенту контраста, говоря: «Цвет получает все похвалы, но всю работу выполняют пропорции».
Начинайте с заливки
«Я не начинаю работу с чертежей, потому что я хочу иметь возможность скорректировать рисунок в любом направлении. Я начинаю с нанесения различных пропорций и оттенков. Потом я начинаю поиски пейзажа. В этот раз мне пришло в голову несколько направлений, выбрать нужно только одно, — говорит Перкинсон.
По словам художника, выбор – это самая сложная часть рисования, поэтому он всегда старается оставлять место для перемен.
Дистанцирование
Как только Перкинсон начинает чувствовать масштаб пейзажа, то начинает устанавливать его границы. «Во время этих моментов мне нужно отстраниться от изображаемой сцены. Нахожусь ли я в миле от пейзажа или стою на другом берегу реки? Это один из первых шагов, важно определиться, перед тем как продолжать. Необходимо это для разработки перспективы и связи элементов между собой. После того, как пейзаж уже разработан, я ищу другие картинки, которые можно добавить к композиции», — говорит он.
Переключение
После нанесения акварели, Перкинсон оставляет картину на ночь просохнуть, а на следующий день прорабатывает ее карандашами и пастелью. «Акварель впитывается в бумагу, а пастель в свою очередь оседает на поверхности. Все это добавляет глубины и пространства», — говорит художник.
Перкинсон использует слой пастели, чтобы расширить то, что получилось с помощью использования акварели, а так же добавить долю драматизма. «Часто бывает такое, что в определенных местах приходится подтирать, а иногда и стирать нарисованное совсем. Эта техника создает некую предысторию и придает картине собственную патину», — говорит художник.
Уникальные инструменты
Иногда, чтобы создать больше эффектов, Перкинсон использует баллончик со сжатым воздухом, которые он пропускает через тонкую трубочку. Воздух разметает пастель или сметает ее совсем.
Такой метод позволяет художнику создать переход, добавить текстур или убрать пастель с определенной части картины. «Степень эффекта зависит от того, как далеко от картины я держу банку, а также как сильно нажимаю на рычаг. Получается эффект, которого я не добьюсь никаким другим образом», — говорит художник.
Также он использует картонные рулоны, пни, оба материала используются для смешения и перенесения пастели из одной части картины в другую. «Это очень эффективная техника, с точки зрения эффекта, которого я могу достигнуть с ее помощью», — говорит художник.
Соединение акварели и пастели. Демонстрация от Тома Перкинсона
Перкинсон аккуратно смешивает акварель, пастель, цветные карандаши, чернила, чтобы создать пейзаж с насыщенными цветами и настроением.
- Бумага. Lanaquarelle 300-lb., холодного отжима.
- Краски. Жидкие акварели Dr. Ph. Martin, гуаш и прозрачные краски Winsor & Newton.
- Пастель. Унисон, Сеннельер, Нупастельс.
- Другое. Цветные карандаши Prismacolor, перманентные чернила орехового (walnut) цвета.
Шаг 1
Используя акварель, я быстро нанес базовые слои и абстрактные структуры. Далее я использовал чернила орехового цвета на переднем плане.
Шаг 2
Я добавил дождевые тучи и горы на заднем плане. После затемнил некоторые участки, чтобы отдалить их.
Шаг 3
Добавил деталей тучам и цветов небесам.
Шаг 4
Я создал больше деталей, используя акварели, пастели и цветные карандаши, добавив ярких цветов небу, деревьям и в целом переднему и заднему планам.
Шаг 5
Я добавил двух гусей около воды и краснокрылых дроздов на переднем плане. Также поработал над камнями под деревьями слева.
Последний шаг
Добавил еще одного гуся возле воды, нарисовал летящих гусей. Картина называется «Гуси в Ноябре», смешанная техника на бумаге 10/10.
Источник
Рисование пастелью
Рисование пастелью в живописи для детей наравне с другим художественным творчеством занимает важное место.
Начать занятия пастелью можно с раннего возраста и при этом не потратить слишком большое количество времени на обучение.
И, несмотря на определенные нюансы в рисовании, такие как особенности работы с материалом и отличие некоторых видов, дети с удовольствием поработают с ним.
Ведь тактильные ощущения от пастели ускоряют творческие процессы, и дети получают удовольствие от такого рисования.
Неважно при этом какая пастель будет выбрана, любой ее вид поможет ребенку превратиться в художника. И множество мастер-классов доказывают это.
Кроме того пастельная живопись позволяет создавать удивительные насыщенные картины и портреты, а также работать в смешанных техниках.
Особенности пастели
Пастель – один из интереснейших художественных материалов, который представляет собой особенные мелки для рисования.
Но мелками детским ручкам не всегда удобно пользоваться, поэтому часто можно встретить пастель и в виде небольших карандашей.
В целом этот материал достаточно удобный для детского рисования, но со своими особенностями, которые стоит изучить:
- Мягкость – эта особенность позволяет детям с легкостью пользоваться мелками. Любой ребенок без всякого надавливания может создавать свой рисунок;
- Простота растушевки, растирания и корректировки – любые штрихи наносятся без труда и удаляются при исправлении ластиком;
- Работа на фактурной поверхности – на глянцевой бумаге рисовать карандашами невозможно, поскольку пастель просто скатывается с нее. Поэтому поверхность должна быть слегка шероховатой и не слишком зернистой;
- Сыпучесть красочного слоя – пастель плохо закрепляется на поверхности, поэтому при резком обращении с рисунками материал осыпается;
- Яркость и сочность цветовой палитры – эта особенность дарит возможность детским картинкам оставаться насыщенными и живыми при бережном хранении.
А уроки рисования пастелью благодаря этим особенностям для детей не представляют больших трудностей. И в младшем, и в старшем возрасте заниматься живописью пастелью достаточно просто.
Кроме особенностей еще один важный момент в работе с пастелью – это изучение видов этого материала, между которыми будут небольшие отличия.
Виды пастели и их отличия в рисовании
Уроки живописи пастелью для детей начинаются с выбора определенного вида пастели. Ведь, несмотря на общие особенности, имеются и отличия.
Дети могут работать со следующими видами пастели:
- Сухая – самая приятная в обращении, с ее помощью наносятся самые легкие мазки, а рисунок получается матово-бархатистым. Единственный минус, что материал легко ломается и сильно размазывается, поэтому каждый ребенок должен аккуратно ею пользоваться;
- Восковая – более твердая пастель, чем сухая, внешне блестящая и гладкая. Эта пастель менее ломкая, а ее растушевка возможна лишь по границам элементов рисунка. Кроме того самый большой ее плюс в том, что дети могут использовать ее не только на бумажной поверхности, но даже на стекле;
- Акварельная – схожа с восковой пастелью, но благодаря наличию внутри водорастворимых компонентов может превратить работу в акварельный рисунок. Все что для этого надо ребенку – это размыть картинку водой;
- Масляная – вид пастели, который лучше использовать после 8-10 лет, поскольку ее размывку проводят специальными растворителями. Однако преимущества масляных мелков состоят в том, что они меньше всего крошатся, а рисунок сохраняет свои краски самое долгое время.
К слову сказать, каждый вид пастели, несмотря на отличия, будет интересен детям. И в зависимости оттого, что ребенок выберет, и нужно будет целенаправленно двигаться в практике.
Но чтобы определиться с выбором придется опробовать все виды пастельной живописи, а помогут в этом подобранные мастер-классы.
Мастер-классы по рисованию сухой пастелью
Сухая пастель напоминает обычные детские мелки, которыми ребята привыкли пользоваться на асфальте. Только вместо дорожного полотна мы учим ребенка рисовать на пастельной бумаге.
И эта бумага не обязательно будет белой, она может быть и голубой, и зеленой, и красной, и даже черной. А дети могут это использовать, чтобы скрыть любые огрехи при рисовании.
Малыши сумеют создать на такой поверхности пальчиковые рисунки поверх созданных пастельных линий, размазав их в хаотичном порядке. А более взрослые дети изобразят как натюрморты, так и пейзажи, например, космические.
И касаемо сюжетов, связанных с космосом, то они будут особенно полезны в практиковании детей работе с сухой пастелью. Ведь космическая картина может быть любой, наполненной звездами, планетами, космическими кораблями, черными дырами и другими галактическими объектами.
Поэтому выполнить любой мастер-класс по созданию космоса будет не трудно. Ну а простой рисунок можно нарисовать пошагово следующим образом:
- Берем черную бумагу для пастели;
- В центре композиции изобразим любую планету, нарисовав круг или воспользовавшись готовым трафаретом. Внутри землю раскрасим несколькими цветами пастели и сделаем растушевку;
- Создадим еще одну планету, но частично, заполнив цветным изображением большой угол на бумаге;
- Добавим млечный путь, прорисовав его вначале несколькими линиями, а затем растушевав их;
- Над млечным путем изобразим горящую звезду, похожую на солнце, с ореолом вокруг;
- Во втором углу бумаги также нарисуем угол крупной планеты и закрасим его яркими цветами с растушевкой;
- На рисунке центральной планеты дорисуем пояс из астероидов;
- А в оставшемся пространстве при помощи белого пастельного карандаша поставим множество точек-звезд.
И космический пейзаж будет готов!
Кроме этого мастер-класса самоучителем по рисованию сухой пастелью для детей могут стать и другие видео, например:
Уроки рисования восковой пастелью
Восковая пастель, более яркая и эффектная по своей структуре, наравне с сухой пастелью очень любима детьми.
Но она гораздо меньше пачкается и поэтому в большей степени подходит для детского творчества. Однако имеет такие отличия в работе, которые дети должны знать:
- Рисовать стоит короткими штрихами и располагать их рядом;
- Растушевать все линии одновременно невозможно, лишь по границам;
- Для растушевки лучше использовать не пальцы, а скомканную бумагу или спонж;
- Рисовать мелками в холодном помещении или на улице нельзя.
И взрослые также должны учитывать эти моменты на уроках с детьми.
Сами же занятия проходят легко и быстро позволяют научиться рисовать восковыми мелками. В это можно убедиться на примере выбранных мастер-классов:
Мастер-классы по рисованию акварельной пастелью
Заинтересовать ребенка занятиями акварельной пастелью не сложно.
Обучение можно начать с рассказа о том, что это чудесные мелки, которыми можно не просто что-то нарисовать, но и при помощи воды превратить в другой вид творчества.
На уроках с акварельными мелками детям можно предложить нарисовать животных, например, кошку или черепаху, бабочек и насекомых, деревья, свой дом и сад, и, конечно же, цветы.
Цветочки детям изображать проще всего, поэтому на примере мастер-класса «как нарисовать лилии» дети смогут пошагово освоить то, как рисовать акварельной пастелью:
- Возьмем белую пастельную бумагу и акварельные пастельные карандаши;
- Создадим эскиз лилий черным пастельным карандашом, заполняя пространство и выделяя черным некоторые линии и детали, например, тычинки и пятнышки;
- Наполним эскиз цветом, вначале возьмем оранжевую пастель и создадим ей цветовые акценты;
- Затем возьмем красную пастель, как алую, так и бордовую, добавим красные акценты деликатно на рисунок;
- Возьмем две кисточки. Толстой разбрызгаем слегка воду по рисунку сверху вниз, а тонкой начнем размывать цветовые акценты. Черный цвет трогать рядом с цветными пятнами не стоит, чтобы не испачкать рисунок;
- Начинаем писать водой по фону, слегка затрагивая по краю черный цвет и создавая серую поверхность;
- Создаем акварельные эффекты слегка размывания красный и оранжевый цвет;
- Оставляем картину высыхать на несколько часов;
- После сушки по высохшей поверхности прорабатываем линии. Чтобы рисунок выступил, сухими акварельными карандашами подчеркиваем акценты.
В результате композиция станет более глубокой и получит завершение. А картина в целом получится и акварельной, и графической.
Выполнить подобным образом можно и любые другие цветы и не только. Этим же методом можно создать и животных, и пейзажи, и цветовые скетчи.
Уроки рисования масляной пастелью
Масляные мелки в отличие от других видов пастели – это самый яркий материал, который позволяет создавать на рисунке и штриховку, и размытые участки, и цветовые акценты.
Но работать с этой пастелью предпочтительнее на белой бумаге, чем на цветной. Ведь тогда краски проступают намного ярче, а рисунок получается более насыщенным.
Кроме того этот материал долго высыхает, как и обычная масляная краска, поэтому полностью картина перестанет мазаться лишь спустя месяц.
Родители же начинают знакомство ребенка с масляной пастелью с изучения приемов работы с ней:
- Градиентное закрашивание – наноситься вначале один цвет, а второй рядом с перекрытием по границе первого, далее прием повторяется с третьим цветом;
- Цветовое перекрытие – на основной светлый цвет наносятся более темные штрихи одной цветовой гаммы;
- Линейные штрихи – рисунок создается мелкими линиями, которые перекрывают друг друга. Рисовать их можно даже в хаотичном порядке;
- Точечное покрытие – на основной фон наносятся различные цветные точки, создавая необычную картину в виде бликов;
- Растушевка – создание плавного фона за счет сглаживания слоев пастели;
- Размытие – создание эффекта масляной картины за счет размытия нанесенного мелка разбавителем.
Учиться этим приемам не сложно, хотя пробовать рисовать масляной пастелью ребенок может начать и без них. Но тогда готовый детский рисунок может выглядеть незавершенным.
Ну а посмотреть, как стоит рисовать масляными мелками, можно на предложенных видео из ютуба, которые некоторым детям послужат самоучителем рисования:
Смешение техник в живописи
Пастель – это очень интересный материал, который в живописных картинах может использоваться как самостоятельно, так и совместно с красками или карандашами.
Такое смешение техник совершенно не портит рисунок, а лишь усиливает многие художественные эффекты на нем.
Наиболее часто дети могут использовать смешение пастели с такими материалами, как:
При этом пастель может выступать как основной материал или как дополнительный. Но последний вариант применяется гораздо чаще.
На практике же как использовать смешение техник можно узнать из различных мастер-классов. Например, один неплохих уроков для детей – это рисование яблок на ветке.
Данный мастер-класс показывает, что любой ребенок может легко освоить смешение техник. А выполняется он за несколько шагов таким образом:
- Ребенок создает эскиз из двух яблок, висящих на ветке с листьями. Контуры прорисовываются слегка;
- Далее дети берут чистую кисть и смачивают поверхность яблока;
- Затем ребенок берет несколько оттенков желтого и красного цвета и наносит на мокрую фигуру. На яблоках выделяет светлые и темные области, создает блики и тени;
- После подсыхания яблок приступаем к листьям. Берем зеленые оттенки цвета и прорисовываем светлую листву;
- Ждем полного высыхания рисунка из акварели. После этого приступаем к работе сухой пастелью;
- Ребенок берет бордовую пастель и накладывает ее мелкими штрихами на красные участки яблока, а желтую пастель на желтые участки. В результате у фрукта появляется объем;
- Аналогично приступаем к работе и с листочками. Для этого на них штришками создаем блики желтых и зеленых цветов;
- Берем черную сухую пастель и создаем тень как на яблоках, так и на листьях;
- Кидаем взгляд на работу еще раз и находим недочеты. Взрослый подсказывает, если ребенок их не видит. А устраняются промахи за счет домалёвок. Для этого ребенок снова берет сухую пастель и наносит дополнительные блики, рябь и тень;
- И в завершении создаем легкие контуры элементов при помощи белой пастели.
И рисунок в виде яблок на дереве будет завершен!
Кроме этого холста увидеть совмещение техник в живописи детям можно и на следующих арт-видео:
Также стоит отметить, что помимо смешения техник при работе в пастельной живописи внимание родителей должно быть обращено и на умение детей рисовать портреты.
Ведь портретная живопись позволяет детям понять внутренний мир не только другого человека, но и самого себя. А без этого невозможно стать глубоким художником!
Рисование портрета пастелью
Портретная живопись – это одно из важнейших направлений для развития творческих способностей юного художника. Именно поэтому в рисовании пастелью этому направлению также уделяют внимание.
Нарисовать портрет пастельными мелками совсем не трудно, как кажется на первый взгляд. И один из популярных уроков рисования для дошкольников – это портрет любимой мамы или любимого папы.
На их примере дети под руководством родителей учатся не только пользоваться пастелью, но и создавать портрет.
Проводится данное занятие достаточно легко в несколько шагов:
- Подбираем телесные оттенки сухой или восковой пастели для создания лица;
- Берем пастельные мелки, бумагу и создаем крупное лицо в центре композиции более темным тоном;
- Дорисовываем шею и плечи, заполняя до конца листа объем;
- Внутри нарисованного лица и шеи светлыми тонами пастели закрашиваем пространство. Ребенок при этом учится штриховать и правильно нажимать на мелки;
- Делим лицо горизонтально на три зоны еле заметно при помощи светлой пастели – для изображения глаз и бровей, носа, а также рта. Этим родители учат ребенка располагать части композиции;
- Первыми над верхней линией рисуем брови черной или коричневой пастелью. Обращаем внимание ребенка на то, что как брови, так и глаза расположены на одинаковом расстоянии друг от друга;
- Под бровями в виде рыбок рисуем глаза, внутри него два круга, один из которых зрачок закрашиваем черным, а второй – голубым, зеленым или коричневым;
- Создаем обрамление глаз в виде черных или коричневых ресничек, очков;
- Во второй зоне рисуем длинный нос темно-телесной пастелью, оформляем его кончик в виде ноздрей;
- На уровне носа по двум сторонам лица также рисуем уши темно-песочной пастелью и закрашиваем внутри как светлыми, так и темными телесными оттенками;
- В третьей зоне рисуем губы розовыми или темно-песочными цветами пастели, закрашиваем;
- Покрываем голову волосами того цвета и формы, которые носят родители. Рисуя волосяной покров на голове, ребенок учится работать с такими линиями, как волнистые и прямые, тонкие и толстые;
- Дорисовываем на плечах одежду и украшения, раскрашиваем цветной пастелью;
- Оформляем пространство позади мамы или папы в один цвет.
И вот уже портрет родителя готов!
Кроме родителей дети могут рисовать братьев и сестер, родственников, учителей и даже самих себя по фотографии.
А каждый раз практикуясь лицо человека будет выходить все лучше и лучше. И в один прекрасный день станет напоминать живой портрет!
Источник