Уроки рисования 4 класс красота человека

Конспект урока Изо в 4 классе Красота Человека
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 4 класс) на тему

Урок Изо по программе Б.Неменского 4 класс

Скачать:

Вложение Размер
konspekt_uroka_izo_v_4_klasse_krasota_cheloveka.doc 45.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема . Красота человека

Цель: Знакомство с составными элементами русского народного костюма; формирование умений и навыков учащихся при создании эскиза костюма с использованием различных техник исполнения; формирование эстетического и художественного вкуса, творческой активности и мышления учащихся.

Тип урока – «открытия» нового знания.

  • Ноутбук, мультимедийный проектор, экран
  • Видеозарисовка. Презентация к уроку.
  • Гуашь, фломастеры, клей, ножницы, цветная бумага
  • Музыкальный ряд: русские народные песни.

П редметные УУД: формирование первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни и духовно-нравственном развитии человека; умение читать символический образный язык ДПИ, солярные знаки, цвет и форму.

Л ичностные УУД : отработка навыков самостоятельной и групповой работы; развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач; формирование художественного вкуса как способности чувствовать и воспринимать народное искусство во всем разнообразии .

регулятивные УУД — учиться работать по предложенному учителем плану; учиться правильно выбирать учебные принадлежност и; учится наблюдать, анализировать, осуществлять сравнение.

познавательные УУД — перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы группы ; умение структурировать знания, умение осознанно строить речевое высказывание ;

коммуникативные УУД — планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками , умение донести свою позицию до собеседника; уметь слушать и понимать высказывания ; понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы ; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

— Подумайте, пожалуйста, о чем-нибудь приятном, улыбнитесь друг другу. Хочется, чтобы во время урока у вас было хорошее настроение. Именно оно поможет вам в работе, а еще вера в свои силы, в свои возможности.

1.Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности.

На этой позитивной ноте мы начинаем наш урок. Сегодня мы продолжаем работать по разделу «Истоки родного искусства»

Постарайтесь узнать, о чем мы будем говорить на уроке сегодня и что будем рисовать, посмотрев небольшую видеозарисовку.

— Как, вы считаете о чем или о ком мы будем говорить на сегодняшнем уроке? Почему вы так решили?

Нам, россиянам, русского костюма

Историю полезно очень знать!

Костюм о людях призовет подумать,

О быте, нравах может рассказать.

В себе не станем мы растить невежу,

По выставке пройдемся не спеша,

Рассмотрим древнерусскую одежду:

Не правда ли проста и хороша!

— Как вы думаете, для чего необходим такой яркий, нарядный костюм русским женщинам?

— Повседневная жизнь крестьянки была тяжелой, она работала не покладая рук в поле, огороде, доме, а ее праздничный костюм — диво дивное. Одежду она делала вкладывая в нее настоящий талант художника.

В образе женской красоты выражались представления о празднике и счастье. Люди верили, что красота – это добрая, оберегающая сила. Поэтому женщину стремились украшать, а красоте женского костюма всегда уделялось много внимания.

— Тема нашего урока: Красота человека

Посмотрите вокруг и подумайте, какие цели вы поставите перед собой на уроке?

Цель нашего урока —

Познакомиться с составными элементами праздничного костюма; создать эскиз русского народного праздничного костюма.

2. Этап актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

— Что вы знаете о русском костюме?

— Основными частями женского народного костюма были рубаха, передник, или занавеска, сарафан, понева, нагрудник. Сегодня мы поговорим о русской рубахе, сарафане и переднике. С остальными частями женского костюма вы познакомитесь в старших классах.

— Каким способом могли украсить крестьянки свой костюм?

— Конечно же вышивкой.

— Язык орнамента вышивки является самым древним языком, возникшим задолго до появления письменности. Орнамент старше всех произведений искусств. Эт о некое магическое заклинание. Ведь это не просто изображение, а символические знаки, которые имеют определенное значение.

— А вы знаете символические знаки? Назовите их.

3. Этап выявления места и причины затруднения.

— А знаете ли вы где располагалась вышивка на рубахе? Какую часть костюма использовали для первой пеленки младенца? Каким способом украшали передник? Какая часть одежды могла рассказать нам всё о женщине? Каким цветом надевали сарафан молодые девушки? «Сарафан» — русское ли это слово?

— Можете ли вы сразу ответить эти на вопросы?

4. Построение проекта выхода из затруднения

— Для новых открытий сегодня, я предлагаю поработать в группах. Каждая группа получит на выбор задание. Выполнив его вы составите минипроект. И по окончанию урока защита проекта.

5. Реализация построенного проекта

Практическая работа в группах. Построение новых знаний, используя предметные действия с моделями, схемами. Ф иксирование возникшего ранее затруднения.

6.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Самопроверка по эталону.

7.Включение в систему знаний повторение.

— Подведем итог нашего урока. Как вы думаете сможем теперь ответить на вопросы которые мы фиксировали ранее.

Учитель убирает карточки-вопросы на которые найден ответ

— Сегодня я выступил (а) в роли…

— Я на уроке научился(лась)…

— У меня получилось…

Дом.задание: Подобрать иллюстрации изображением с русских народных праздников. Принести краски, кисти, альбом.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРИРОДА И ЧЕЛОВЕК.

Представлен конспект урока по литературному чтению, на котором дети выясняют, как рождается красота в стихотворении Есенина «Берёза».

конспект урока для 4 класса,по программе Школа России.

Фигура человека. Пропорции фигуры человека в движении. УМК «Школа 2100&quot.

Конспект к уроку ИЗО 2 класс УМК «Школа России&quot.

Цель деятельности учителя: формирование знаний о разнообразных по форме и цвету весенних цветов; формирование представления о весенней природе и произведениях искусства, посвященных весенним перв.

В конспекте прописаны планируемые результаты.

Источник

Урок » красота человека»

урок ИЗО для 4 класса » Красота человека»

Содержимое разработки

Тема урока: «Красота человека» (женский образ)

Урок изобразительного искусства в 4 классе по программе Л.А. Неменской, Н.А.Горяевой).

— познакомить учащихся с жанром портрета, красотой русской народной одежды женщин;

— показать роль искусства в понимании красоты русской женщины;

— учить определять средства выразительности настроения и чувства в искусстве;

— познакомить с творчеством В. Васнецова;

— показать отражение пропорций и мимики лица в портрете;

— развивать воображение, творческую фантазию, графические навыки;

— осуществлять межпредметные связи (литература, искусство, история);

— воспитывать у детей любовь к истории России.

для учителя – методические таблицы, презентация ,заготовка для коллективно -индивидуальных работ ,дидактическая игра «Настроение и мимика» , дидактическая игра « Украшение праздничного костюма».

для учащихся – А3 , материалы на выбор учащихся.

Литературный ряд: А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане» (отрывок); Н. А. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо» (отрывок), «Мороз, Красный нос» (отрывок).

I .Организационный момент

Приветствие: Добрый день, дорогие друзья!

Новой встрече рада я.

Ждет сегодня вас

О русской красавице сказ.

Проверка готовности класса у уроку.

II. Беседа по теме урока

Учитель. На прошлых урока мы говорили, что в искусстве ничего и никогда не изображается просто так, ради изображения.

Изображение – это продукт труда, и через него художник выражает свое отношение к изображаемому, свои мысли и чувства по этому поводу. Все виды и жанры изобразительного искусства непосредственно или косвенно рассказывают о человеке. Главным объектом искусства всегда был человек, его внешний облик, сложный духовный мир, характер, настроение, строй его мыслей и чувств – словом, все богатство личности в различных ее проявлениях.

Одним из жанров живописи, скульптуры и графики, посвященных изображению определенного, конкретного лица, является портрет. Основное качество портрета – сходство с оригиналом – обеспечивается, прежде всего, точным изображением внешнего облика человека. Однако одного внешнего сходства мало, так как подлинная глубина портрета заключается в раскрытии психологического мира человека. Наблюдательный глаз художника-портретиста в мимике лица, в выражении глаз, в жестах и позе, в манере ходить, сидеть, одеваться, в окружающей обстановке видит проявление тех или иных черт характера, привычек, переживаний, настроений и чувств, то есть внутреннее состояние человека.

Дидактическая игра: «Настроение и мимика».

Учитель открывает на доске схемы лица.

Учащиеся по каждой схеме выражения лица описывают настроение, характер человека; поднятая бровь или обе брови – удивленное лицо, поднятые углы глаз и губ – веселое лицо; сдвинутые и слегка опущенные брови – сердитое, злое лицо; плотно сжатые прямые узкие губы – жадный, корыстный характер; прищуренный глаз, поднятая над ним бровь, поднятый уголок губ – лукавый, хитрый характер.(Учитель выслушивает описание схемы лица , комментирует )

Беседа «Женский образ в искусстве». Художники умеют видеть не только красоту открытую, т.е. ту, которая видна всем, но и красоту, которая на первый взгляд незаметна.

(Учитель предлагает учащимся рассмотреть репродукции картин А. Г. Венецианова «На пашне. Весна», «Девушка с теленком», И. Билибина «Илья Муромец освобождает Забаву Путятичну», В. Васнецова «Алёнушка»)

Прекрасное изображение, данное нам художниками, отражает реальных людей .

Учитель. Какой смысл мы вкладываем в выражение «русская красавица»? Обратимся к художественному слову о красоте женщин, живших в старинных русских деревнях и городах.

Говорят, царевна есть,

Что не можно глаз отвесть.

Днем свет Божий затмевает,

Ночью землю освещает –

Месяц под косой блестит,

А во лбу звезда горит.

А сама-то величава,

Выступает, будто пава;

Сладку речь-то говорит,

Будто реченька журчит.

А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане» (отрывок)

Широкая и плотная,

Лет тридцати восьми.

Красива; волос с проседью,

Глаза большие, строгие,

Сурова и смугла.

На ней рубаха белая,

Да сарафан коротенький,

Да серп через плечо.

Н. А. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо» (отрывок)

Есть женщины в русских селеньях

С спокойною важностью лиц,

С красивою силой в движеньях

С походкой, со взглядом цариц.

Их разве слепой не заметит!

А зрячий о них говорит:

Пройдет – словно солнце осветит,

Посмотрит – рублем одарит.

Красавица миру на диво:

Румяна, стройна, высока,

Во всякой одежде красива,

Во всякой работе ловка.

Н. А. Некрасов «Мороз, Красный нос» (отрывок)

-Что объединяет эти женские образы?

-В чем их красота?

(Ученики: их богатый внутренний мир, душевная доброта, трудолюбие)

В жизни человек выражает свое отношение через реакцию, слово поступок, а в искусстве – с помощью цвета , линии и других изобразительных средств.

Знакомство с картиной « Аленушка » В. М. Васнецова.

Учитель предлагает детям ответить на вопросы, направленные на формирование чуткости к языку картины и умение видеть ее пафос.

— Посмотрите на картину и скажите, какое впечатление создается у вас при первом взгляде на нее. Почему картина производит такое впечатление? Как художник достигает такой силы выразительности? Какими средствами пользуется?

— Что называется композицией? Как построена картина В. М. Васнецова? ( Примерный ответ. Аленушка сразу привлекает наше внимание. Она изображена почти в центре полотна лицом к зрителю. Чтобы подчеркнуть ее одиночество, художник не поместил на картине других персонажей.)

— Опишите внешность Аленушки. (Примерный ответ. Аленушка — бедная крестьянская девочка. У нее тонкие руки. Аленушка босиком; одежда ветхая: рваный сарафан, старая вылинявшая голубая кофта; каштановые волосы распустились по плечам, голова опущена.)

— Что художник особенно выделил во внешности Аленушки? (Светлым розовым полотном на темном фоне выделяются лицо и руки Аленушки. Сразу видишь ее грустное лицо и большие глаза.)

— Подумайте, какими словами можно точнее охарактеризовать взгляд Аленушки.

— Большое горе обрушилось на Аленушку. Как художник это показал? Обратите внимание на позу Аленушки. (Примерный ответ: Аленушка одиноко сидит на камне, низко опустив голову, пригорюнилась, призадумалась. Она судорожно обхватила колени, согнулась. Вся ее поза выражает несчастье, горе).

— Обратите внимание на выражение лица Аленушки. Каково ее душевное состояние? (Она грустит, тоскует, опечалена)

— Как с помощью цвета художник передал настроение этой картины? (Желтый, красный – это теплые цвета, они создают радостное настроение у человека. Но, используя холодные тона темно-зеленых, синих, серых красок, художник вызывает у зрителя чувство тоски, печали и грусти. В картине В. М. Васнецова «Аленушка» есть и теплые, и холодные тона. Выделяются холодные тона зелени. Теплых цветов мало: светло-розовые на лице, руках, розовые цветы на сарафане. Больше темно-коричневых, мрачных красок. Это производит грустное впечатление).

Учитель дополняет ответы детей:

Цвет в картине имеет большое значение. Общий тон картины (колорит) неяркий, в нем преобладают темно-зеленые и красно-коричневые цвета. Побуревшая трава, красноватая осенняя листва, пожелтевшая зелень подчеркивают общий коричнево-зеленый тон картины. Помимо неярких тонов мы видим в картине светлую полоску гаснущей зари, яркую изумрудную зелень осоки, розовые цветы на сарафане Аленушки и голубую кофточку. Используя яркие, контрастные тона, художник усиливает создаваемое картиной впечатление печали и тоски.

— На фоне какой природы изображена Аленушка? Как пейзаж передает настроение картины? (На картине изображена ранняя осень. Природа начинает увядать. Кое-где пожелтели деревья. В омуте плавают опавшие листья. Осеннее небо хмурое. Осенью природа умирает, это навевает грусть. Такой пейзаж перекликается с настроением Аленушки.)

Да, внимание художника привлекает не пышная природа, а первая пора осеннего увядания, в описании которой он прибегает к неярким тонам темно-зеленых, синих, желто-коричневых красок. Осенние, блеклые, тусклые краски пейзажа создают настроение грусти, печали. Художник показал, что природа созвучна настроение Аленушки, она как бы прислушивается к мыслям бедной девочки, грустит и плачет вместе с ней. Печально притихнув, стоят вокруг молодые березки, согнулись и опустились в воду тонкие ветки осинок, поникли кое-где стебли осоки. Островерхие сосенки, острые стебли осоки охраняют девочку, защищают ее от злых людей.

Над головой Аленушки художник изобразил ласточек. В народном творчестве ласточки – символ дружелюбия. «Ласточки у злой семьи под стрехой гнезда не вьют» — говорится в народе. Слетевшиеся к Аленушке ласточки тихо щебечут, словно стараются успокоить, рассеять грусть Аленушки. И Аленушка понимает, любит природу и только ей одной доверяет свое безутешное горе.

— Каков образ «русской красавицы» в картине В. М. Васнецова? (Это образ русской девочки-сиротки, трудолюбивой и доброй, простой и скромной).

Справочный материал для учителя.

Виктор Михайлович Васнецов – великий русский художник. Он родился в 1848, умер в 1926 году. Отец В. М. Васнецова, сельский священник, любил рисовать, сам учил сыновей грамоте. В свободное время что-нибудь мастерил. Мать, простая, добрая женщина, управлялась с хозяйством и детьми. Их было шестеро, все мальчики. Семья была дружная, жизнь ладная и спокойная. Зимой старуха-стряпуха часто рассказывала сказки, эти сказки надолго запомнились маленькому Вите. Он пробовал рисовать, но ничего не получалось. Бабушка рисовала Вите сказочные картинки. В 17 лет поехал Виктор в Петербург в академию художников. Это было в 1867 г. Он очень волновался на экзамене, за результатом не пошел. Поступил в рисовальный класс. Спустя год он опять пришел в Академию художеств и узнал, что был принят в нее год назад. За свою жизнь В. М. Васнецов написал множество картин на сказочные темы.

Знакомство с народным костюмом.

Учитель. Ансамбль русского народного костюма создает поэтический образ, неотделимый от интерьера крестьянской избы, трудовой жизни, праздников и обрядов. Нарядны не только узоры на одежде, во всем ансамбле преобладает симметричное построение, любовное отношение к каждой детали.

Эстетическая оценка костюма как произведения декоративного искусства находит выражение в устном поэтическом творчестве. Так, в песнях описанию костюма обычно уделяется больше внимания, чем портрету героя. «Упоминается повседневный наряд девушки – сарафан, миткалевая или коленкоровая рубашка, косоплетка в косе, праздничная льняная рубашка с вышивкой своей работы («У меня, младой, а льняной подол шит бумагою синей, нитками, ковылюшками, не дробнушками»)… шелковый пояс, кокошник косой золотой…»

Детали, характеризующие внешний облик героя, дополняют его внутренний образ:

Красна девица идет,

Словно павушка плывет,

На ней платье голубое,

Лента алая в косе,

На головушке перо.

Учитель демонстрирует женский русский народный костюм.

Праздничный девичий костюм Воронежской губернии (сарафан из черной шерстяной ткани, рубашка с красной «воротушкой» и красными рукавами с тканым цветным орнаментом и вышивкой, красный передник с тканым белым рисунком, красный головной платок). Конец X1X – начало XX века.

Праздничный костюм невесты города Костромы. Вторая половина X1X века.

Учитель. Из отбеленного полотна и холста шили рубахи: у мужчин – ниже колен, у женщин – до пят. По вороту, рукавам и низу шла вышивка цветными нитками. Красиво! А пошло это из глубокой древности, когда такая вышивка имела магический смысл: она опоясывала человека, оберегала его от «дурного глаза». Значение вышивки забылось, а традиция осталась в виде украшений на одежде. (Учитель обращает внимание учащихся на пособие , где изображены символы русских узоров )

У женщин поверх рубахи надевался сарафан. Одежды были свободными, широкого покроя, не сковывали движений. Закрытыми были ноги, руки, шея: скрывались все недостатки фигуры.

В праздничные дни голову украшал дивный убор – венец или кокошник. Богато украшенный речным жемчугом, вышивкой, подвесками, он заставлял держать голову высоко, спину прямо. И выступала его хозяйка «словно пава», «плыла лебедушкой». В повседневной жизни девушка выставляла напоказ косу: «коса – девичья краса». Замужняя женщина убирала все волосы. По поверьям, женский волос приносил несчастье. Позорно было появиться замужней женщине без головного убора. Даже сейчас, когда говорят «опростоволосилась», мы подразумеваем – опозорилась.

Девичья «коруна» — свадебный убор невесты Северного края. 19 век.

Постановка проблемной ситуации:

А кто из вас имеет желание выполнить работу у доски и дополнить костюм нашей красавицы? (Дети поднимают руки, и выполняют задание у доски). Обсуждаем как лучше и почему украсить сарафан.

Учащиеся выполняют упражнение за учителем:

Ветер тихо клен качает,

Вправо – влево наклоняет.

(выполняют наклоны корпуса вправо и влево)

Раз наклон и два наклон,

Зашумел листвою клен.

(выполнение наклонов, а затем руками имитируют движения листвы дерева )

IV. Творческая практическая деятельность учащихся

(На выполнение данного задания дается два урока) Вспомните все сказанное на уроке. Вам нужно изобразить женский образ, подумайте в каком бы наряде вы хотели его видеть –в повседневном или праздничном. Как вы будете располагать лист?. В работе мы должны учитывать характерные особенности облика русской красавицы, о ее силе и нежности.

Сегодня задание выполняется индивидуально, а на следующий урок мы наших красавиц прикрепим на эти пейзажи и наша работа будет коллективно-индивидуальной. (Учитель обращает внимание на заготовки прикрепленные к доске )

(Учитель поясняет, что лучше подходит вертикальное изображение, которое поможет выполнить фигуру в полный рост.) Необходимо красиво украсить элементы одежды и головного убора.

При выполнении задания решаются композиционные, колористические задачи, осваивается умение изображать человека. В связи с этим учитель дает рекомендации, показывает процесс изображения головы, работая кистью от пятна, сразу цветом. Голова вверху шире, к подбородку уже, лицевая часть в какой-то мере напоминает форму яйца, высокая, статная шея – признак женской красоты. Учитель обращает внимание на то, как рисуются глаза, изображаются нос, губы. В игровой форме подводит учащихся к пониманию того, что красота их образов будет достигаться через красоту цветовых отношений и форм, отдельных деталей лица. Будет ли красиво, если мы нарисуем крупный нос, широкий рот, близко поставим глаза, сделаем маленький череп, огромные уши? После показа дети самостоятельно работают над образом русской красавицы.)

Выставка и анализ работ.

Какие красивые работы получились!

-У кого и что получилось наиболее удачно?

Учащиеся демонстрируют свои работы, обсуждают их, и после некоторых поправок, оцениваем работы.

Обобщение темы урока

-какого человека мы можем назвать красивым?

-какого человека мы можем назвать прекрасным?

Красивым человек рождается, а прекрасным становится.

Домашнее задание: А3, художественные материалы для работы (заключительный этап).

Источник

Читайте также:  Детский планшет для рисования магнитными шариками
Оцените статью