Конспект открытого занятия по нетрадиционным техникам рисования «Путешествие в страну Рисовандию» старшая группа
Оксана Колесникова
Конспект открытого занятия по нетрадиционным техникам рисования «Путешествие в страну Рисовандию» старшая группа
Цель: развитие у детей творческих способностей; закрепление умения рисовать разными нетрадиционными способами.
-формировать умения детей рисовать нетрадиционными способами; реализация самостоятельной творческой деятельности;
-воспитывать интерес и любовь к нетрадиционной технике рисования, аккуратность в работе с гуашью с нетрадиционными материалами;
— развивать умения поддерживать беседу.
Виды детской деятельности: познавательно – исследовательская, игровая, продуктивная, художественная.
Раздаточный материал: бумага белого цвета, гуашь разного цвета, непроливайки, свечка, кисточки, влажные салфетки, широкие тарелочки, палочки ватные.
Наглядный материал: сундучок, трафарет из картофеля, слайд шоу, письмо.
Ход занятия
Воспитатель: Ребята День у вас сегодня необычный. К вам пришло много гостей, поздоровайтесь с ними.
Воспитатель: Давайте представимся нашим гостям.
«Мы из садика ребята,
Мы ребята – дошколята,
Все сюда с утра идём
Здесь танцуем и поём.
В садике мы все друзья
Ведь без дружбы нам нельзя!»
Молодцы ребята, а теперь подходите ко мне я вам сейчас что-то расскажу.
Сегодня, когда я зашла в группу, вдруг от ветра открылась окно, и влетело письмо. Давайте, я вам его прочитаю,а вы внимательно послушайте:
Слайд 2 (мастер карандаш)
«Здравствуйте мои маленькие художники. Я Мастер — Карандаш, приглашаю вас в сказочную страну «Рисовандию». Вы там встретите много интересного. В ней живём мы – добрые волшебники, по нашим улицам бегают непоседы – кисточки, гордо вышагивают карандаши. Мы думаем, что вам, интересно побывать в нашей стране. Ваши добрые волшебники»
Воспитатель: Интересно, что это за страна такая «Рисовандия»? Почему она так называется? (ответы детей)
Воспитатель: Ребята, а вы хотите, стать маленькими волшебниками и творить чудеса? (ответы детей)
Слайд 3 (включаем в правом нижнем углу колокольчик)
Воспитатель: Тогда давайте закроем глаза и скажем волшебные заклинание
Вокруг себя повернись
В маленького волшебника превратись!»
Посмотрите, что у нас появилось? (ответы детей).
Давайте, мы их наденем (дети надевают волшебные колпачки, и воспитатель тоже)
Воспитатель: Вот мы и превратились в волшебников, и я вас приглашаю, отправится в волшебную страну Рисовандию. Вы готовы? (ответы детей).
Слайд 3 (закрытая дверь)
Воспитатель: Чтобы попасть в волшебную страну Рисовандию, надо открыть эту дверь. А ключами к этой двери являются ваши волшебные пальчики, давайте с ними поиграем.
На двери висит замок (ритмичные соединения пальцев рук в замок)
Кто открыть его бы смог?
Потянули (руки тянутся в стороны)
Покрутили (круговые движения пальцев от себя)
Постучали (основания ладоней стучат друг о друга)
И открыли (разомкнули пальцы).
Посмотрите, не открывается, давайте попробуем ещё раз.
Посмотрите, дверь открылась.
Слайд 4 (открытая дверь)
Слайд 5 (полянка цветов не цветная)
Воспитатель: Посмотрите, мы очутились на заколдованной полянке, она у нас не красивая, грустная, белая? Давайте поможем полянке стать яркой, сказочной, по – настоящему волшебной. Раскрасим её? (ответы детей).
Слайд 5 (в правом нижем углу включаем музыку)
А на этом столе у нас есть всё, чтобы свершить чудо. Вам нужно взять листы бумаги и покрыть весь лист краской (появляются рисунки нарисованные свечой, показываю, как это сделать). А теперь, попробуйте вы. (дети берут листы и делают тоже самое)
Слайд 6 (полянка цветов, но уже цветная).
Воспитатель: Посмотрите наша полянка, расколдована, и на ней появились цветы, бабочки и солнышко. Нам пора отправляться дальше. Давайте возьмемся за руки и встанем все в круг.
По дорожке, по дорожке
Скачем мы на правой ножке (подскоки на правой ноге)
И по этой же дорожке
Скачем мы на левой ножке (подскоки на правой ноге)
По тропинке побежим
До лужайке добежим (бег на месте)
На лужайке, на лужайке
Мы попрыгаем как зайки (прыжки на месте на обеих ногах)
Стоп. Немного отдохнём
И опять пешком пойдём (ходьба на месте).
Слайд 7 (сундучок)
Воспитатель: Посмотрите, а что это? Волшебный сундучок, хотите его открыть. Давайте посмотрим, что там (воспитатель достаёт печати,сделанные из картофеля). А этот картофель необыкновенный, с его помощью можно рисовать. А я даже знаю, что можно нарисовать с помощью картофеля. Я предлагаю сделать открытки для ваших друзей. Давайте присядем за столы и будем творить чудеса.
Слайд 7 сундук открыт (в правом нижнем углу включается музыка)
Берём волшебный предмет, окунаем его в краску любого цвета, который вам нравится, и на лист бумаги делаем отпечаток, а сейчас вы попробуете сами. А теперь оформим открытку, берём ватную палочку, обмакиваем её в краску и на краю открытки можно нарисовать волнистые линии, или точку, зигзаги, кому что нравится.
Вот какие волшебные подарки у нас получились, давайте я вам помогу донести их. А нам пора возвращаться. Давайте встанем в круг и произнесем волшебное заклинание и возвратимся в детский сад, и станем обычными ребятишками.
Слайд 8 (В правом нижнем углу включается волшебная музыка)
Вокруг себя повернись
И в ребяток превратись».
Воспитатель: Вот мы и вернулись в детский сад.
Ребята, где мы с вами побывали?
А что мы там делали?
Что больше понравилось?
А тебе что запомнилось?
Скажите, а вам понравилось наше путешествие? (если да, то похлопайте, если нет, то потопайте).И мне очень понравилось с вами путешествовать, ребята.
Всем огромное спасибо!
Прикреплённые файлы:
puteshestvie-v-risovandiyu_pdd1j.pptx | 9004,61 Кб |
Конспект мастер-класса для детей старшей группы и их родителей по нетрадиционным техникам рисования «Пейзаж» Цель: Расширить знания родителей о нетрадиционных способах рисования, как средство развития творческих способностей у детей дошкольного.
Конспект НОД по нетрадиционным техникам рисования во второй младшей группе «Деревья в снегу» Конспект НОД по нетрадиционным техникам рисования во второй младшей группе «Деревья в снегу» Цель: Познакомить детей с нетрадиционной.
Конспект занятия по нетрадиционным техникам рисования в группе раннего возраста «Новогодняя елочка» Цель: создать у детей радостное настроение, «зажечь» на ветках ёлки огоньки, продолжать учить рисовать красками при помощи пальцев огоньки,.
Мастер-класс для педагогов по нетрадиционным техникам рисования «Современные нетрадиционные техники рисования» Антонова Алена Александровна Мастер-класс для педагогов «Современные нетрадиционные техники рисования» Цель: расширять знания педагогов.
Мастер-класс по нетрадиционным техникам рисования Мастер-класс: «Нетрадиционная техника рисования в младшей группе» Цель: познакомить с нетрадиционной техникой рисования как способом формирования.
Мастер-класс по нетрадиционным техникам рисования. Кляксография. «Выдуваем шедевры из трубочки» Нетрадиционные техники в практике дошкольных учреждений уже давно нашли свое применение. Более того, получили одобрение. И это не случайно.
Презентация по нетрадиционным техникам рисования «Рисование мыльными пузырями» Мастер — класс по нетрадиционному рисованию — рисование мыльными пузырями Тема: «Рисование мыльными пузырями» Применение: мастер – класс.
Кружок по нетрадиционным техникам рисования «Волшебные пальчики» в первой младшей группе Пояснительная записка «Это правда, ну чего же тут скрывать? Дети любят,очень любят рисовать! На бумаге, на асфальте, на стене. И в.
Мастер–класс по нетрадиционным техникам рисования для старших дошкольников «Зимний пейзаж» Не секрет, что внимание детей дошкольного возраста привлекает все удивительное и необычное. Поэтому педагоги всё больше в своей работе используют.
Самоанализ открытого показа НОД по нетрадиционным техникам рисования «Подарок для Лунтика» ]САМОАНАЛИЗОткрытого показа непрерывно образовательной деятельности Поповой Ольги Николаевны, воспитателя первой квалификационной категории. Конспект.
Источник
Урок-путешествие по городам мастеров
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 4 класс) по теме
Знакомство с историей развития промыслов и произведениями народного декоративно-прикладного искусства, с технологией выполнения росписи и особенностями рисунка Хохломы, Полхов-Майдана, Семеново, Городца.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
puteshestvie_po_gorodam_masterov.docx | 32.04 КБ |
puteshestvie_1_chast.ppt | 2.97 МБ |
puteshestvie_2_chast.ppt | 2.35 МБ |
puteshestvie_3_chast.ppt | 2.99 МБ |
puteshestvie_4_chast.ppt | 2.96 МБ |
puteshestvie_5_chast.ppt | 2.65 МБ |
puteshestvie_6_chast.ppt | 2.4 МБ |
puteshestvie_7_chast.ppt | 2.03 МБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Путешествие по городам Мастеров.
Форма проведения урока : Нетрадиционный урок – путешествие, экскурсия по селам и городам России.
— познакомить с историей развития промыслов и произведениями народного декоративно-прикладного искусства, с технологией выполнения росписи и особенностями рисунка Хохломы, Полхов-Майдана, Семеново, Городца;
— формировать умение выполнять элементы росписей;
— развивать воображение, художественный вкус;
— воспитывать интерес к урокам рисования, уважение к тем, кто творит такие произведения искусства.
- Презентация с иллюстрациями произведений различных видов народных промыслов
— русские народные мелодии
I. Организация класса.
1. Приветствие учащихся.
2. Проверка готовности к уроку.
3. Подготовка красок к работе.
II. Постановка темы урока.
1. Вводная беседа.
2. Анализ произведений изобразительного искусства.
III. Самостоятельная работа учащихся.
-Здр авствуйте, гости дорогие. Ребята, сегодня у нас на занятии много гостей, которые пришли посмотреть на нашу работу и мы не должны их разочаровать. У нас сегодня будет с вами интересное занятие. Мы с вами отправимся в путешествие, путешествие непростое по городам мастеров.
Все ли готовы к уроку? Ко всем ли пожаловала принцесса – кисточка со своими слугами – красками, подругой – палитрой, верным стражем – платочком, который утешает принцессу, если она промокнет в воде ?
Изделия народного творчества многообразны. Это различные деревянные и глиняные игрушки, красочные ковры, нежное кружево, расписная посуда, яркие подносы. Каждое такое изделие наполнено красотой, добром, радостью; оно несет в себе фантазию, увлекающих детей и взрослых в мир прекрасной сказки .
Желтый, красный, голубой ,
Цвет сверкает и горит ,
едем в Полховский Майдан !
за матрешками лихими
и за ложками большими !
за солонкой расписно й
сладкой ягодой лесной !
и всего не перечесть —
слава мастерам и честь !
Полховско-майданская роспись — один из самых молодых художественных промыслов России . Свое название он получил от большого села Полховский Майдан на юге Нижегородской области . Почти в каждой семье тут занимаются изготовлением и продажей деревянных расписных игрушек . Полховско-майданская игрушка или как ее называют сами мастера «тарарушка», появилась в конце 1920-х годов . Игрушки вытачивают на токарных станках из липы или осины. Затем их покрывают жидким картофельным крахмалом. Далее металлическим пером и тушью по сухой поверхности рисуют («наводят») контур будущего узора и расписывают анилиновыми красками: розовой , красной , зеленой, желтой, синей. Применяется также свободная кистевая роспись . После этого игрушки покрывают бесцветным лаком. Применяя технику «лессировок» — наложение чистых красок слоями одна на другую, и используя сочетания контрастных цветов ( красный — зеленый, желтый — синий и т.п.) художники добиваются особой яркости росписи .
Основные мотивы узоров этой росписи — цветы: роза, мак, ромашка , тюльпан, шиповник. Есть и сюжетная роспись . Чаще всего это сельский пейзаж с речкой, домиками, церковью и мельницей на берегу, а также обязательной красной зарей на небе. Ассортимент игрушек-тарарушек разнообразен. Одна группа — детские игрушки: матрешки, птички-свистульки, лошадки, игрушечная посуда, грибы-копилки, балалайки, коробочки-яблоки. Другая группа изделий — традиционная русская посуда: солонки, чаши, сахарницы , «поставки» — цилиндрические сосуды для хранения сыпучих продуктов, самовары, коробочки. В большом количестве вытачивают и расписывают пасхальные яйца .
Самостоятельная работа учащихся – рисуем цветы полхов-майданские.
Вот и вам нашлась работа. Видите, мастера не успели расписать цветы, Они надеются на вас .Вы им поможете ? Для вас приготовлены краски, кисти, вода. Обратите внимание, что вам нужно только дорисовать элементы цветов, шаблоны цветов уже перед вами. Работать надо аккуратно .
Какие яркие и нарядные у вас получились цветы, у каждого свой рисунок.
Дивное диво я нынче принесл а
Диво чудесное, расписное ,
А ну, отгадайте. Что это такое ?
Есть для вас одна игрушка ,
Не лошадка, не Петрушка .
Алый шелковый платочек ,
Яркий сарафан в цветочек ,
Упирается рука в деревянные бока .
А внутри секреты есть :
Может три, а может шесть .
Разрумянилась немножк о
Конечно, это Матрешка! Какая радостная игрушка! О ней, как и о народных героях слагают легенды. Нашу Матрешку знают и любят во всем мире – ни один турист не уедет из России без куклы-сувенира. Как вы думаете, сколько лет Матрешке? (ответы детей) Оказывается, ей в этом году исполняется 120 лет. С большим старанием, вручную, изготовил первую матрешку мастер – игрушечных дел Василий Петрович Звездочкин (показывает фото, а художник Сергей Васильевич Малютин ее расписал. Вот так и появилась на свет деревянная фигурка в русском сарафане. Кто-то из художников воскликнул: «Хороша Матрена! » так деревянную фигурку и назвали Матреной, или ласково – Матрешкой. Есть разные Матрешки.
Из чего делают матрешку ?
Ответы детей: Из дерева .
Матрешек делают из дерев а
Воспитатель: Из какого дерева ?
Ответы детей: Из березы .
Матрешек делают из елки .
Изготовляют матрешек из липы .
Матрешка стала великой путешественницей. Начав свой путь по белу свету из города Семенова. У матрешек из Семенова на фартуках яркие букеты: чем больше матрешка, тем крупнее цветы в букете. Основной цвет в росписи: красный, черный контур обозначает край фартука и рукава кофты. На голове платок, украшенный по кайме. В росписи используют прием «пеструшка», который делается «тычком». В этом году знаменитой семеновской матрешке исполнилось 85 лет .
Мастера, скорей за дел о
Украшай матрешек смел о
Выбирай любой узор ,
Чтобы радовал он взор .
Самостоятельная работа учащихся – рисуем семеновские цветы.
Есть на Волге город древний,
^ По названью – Городец.
Славится по всей России
Своей росписью, творец.
Ярко красками горя.
Чудо-птицы там порхают,
Будто в сказку нас зовя.
Если взглянешь на дощечки,
Ты увидишь чудеса!
Городецкие узоры тонко вывела рука!
Городецкий конь бежит —
Вся земля под ним дрожит!
Чудо-птицы там порхают,
И кувшинки расцветают!
Будто в сказку нас зовя!
Ребята, мы продолжаем путешествия по старинным русским городам, знаменитым на весь мир своими художественными промыслами. И я приглашаю вас еще в один старинный город на реке Волге, Городец.
Городец-город старый, с судьбою,
Славен росписью он и резьбою-
Украшали крестьяне свой быт:
Вот лошадка по лугу бежит.
На лугу — то ромашки, то травка,
то цветет пышным цветом купавка.
свою песню пропел петушок,
ветер треплет его гребешок.
как уютно на солнечном фоне,
целый мир поместился в ладони!
не жалея ярких красок творец-
молодой городок Городец!
Давайте теперь рассмотрим изделия и найдем на них элементы узора. Вот этот элемент, где много цветов рядом называется – «гирляндой». Рисовать художник начинает с «подмалевка». В центре – самый крупный и красивый цветок – «розан» или «купавка», по бокам – цветы-розетки и ягодки с бутонами в окружении пышной зелени. Листочки очень разнообразны по форме и по размеру, но всегда расположены группами. Это могут быть группы из круглых маленьких листочков, продолговатых или развернутых веером с малым крупным листом.
Самостоятельная работа учащихся – рисуем городецкие цветы. А теперь подумайте, как бы вы хотели их украсить. Ну, а теперь, мастера, скорей за дело!
Рисовали мы цветы
Не бывалой красоты
Красоте той нет конца
Это все из Городц а
Где-то за волгой, великой реко й
спрятан секрет хохломской .
Мастер рисует умелой руко й
Ягоды лист золотой .
Мастер колдует над тонкой доской ,
Липовой тонкой доской .
Красно-зеленый узор травяной —
Это секрет хохломской ?
Мастер выводит послушной рукой
новый цветок огневой .
красный и черный, а фон — золотой —
вот он, секрет хохломской !
Много лет тому назад возник хохломской промысел. Расписывали золотой краской деревянные доски, покрывали их льняным маслом, прогревали в печи — и масляная пленка превращалась в золотистый лак. Потом и посуду деревянную стали делать так же. А отвозили эту посуду в большое село Хохлома, продавать. По названию этого села и посуду стали называть хохломской. Говорят, в давние времена в Москве жил талантливый мастер — иконописец. Царь высоко ценил его мастерство и щедро награждал за труды. Любил мастер своё ремесло, но ещё больше любил он свободы. И однажды покинул он царские палаты и поселился в глухих керженских лесах. Избу поставил и занялся своим мастерством. Вскоре слава о мастере разнеслась по всей земле. Стали люди приезжать да красотою любоваться. Избы рубили да селились рядом. Слава о мастере донеслась и до государя. Приказал он отряду стрельцов найти беглеца и вернуть в Москву. Но народная молва летела быстрее стрелецких сапог. Узнал о беде мастер, собрал односельчан и раскрыл секреты мастерства. А утром, когда царские посланцы вошли в село, они увидели, как ярким пламенем горела изба мастера, чудо — художника. А самого художника как не искали, нигде не нашли. Исчез мастер, но осталось его удивительное искусство, в котором отразилась и горячая любовь к людям, и жажда красоты. Подхватили мастерство его односельчане. Делали много расписной посуды и стали её продавать .
1.Ветка плавно изогнулас ь
И колечком завернулась .
Рядом с листиком трехпалы м
Земляника цветом алым .
2. Засияла, поднялась ,
Сладким соком налилась .
А трава, как бахрома ,
Наше чудо дивное ,
Мы рисуем хохлому ,
Прежде, чем рисоват ь
Нужно пальчики размять .
Указательный и средний ,
Безымянный и последни й
Поздоровались с большим .
А теперь потрем ладошк и
Друг о друга мы немножко .
Кулачки разжали – сжали ,
Кулачки разжали – сжали .
Вот и пальчики размяли .
А сейчас мастер а
За работу всем пора .
Самостоятельная работа учащихся – рисуем хохломские цветы .
Как будто замерли на мест е
олени, кони и кусты .
и каждый штрих, и каждый крести к
исполнен странной красоты .
земли мезенской косогоры ,
река Мезень вдали видна .
но не простые там узоры ,
а потайные письмена .
в них тайны многих поколени й
до наших сохранились дней —
в круженьи пламенных олене й
и в танцах огненных коней .
Город Мезен расположен на правом берегу реки мезень в 45 км от Белого моря, в 215 км от Архангельска. Появилась роспись в начале 19 века, но происхождение ее до сих пор остается загадкой. несмотря на простоту, роспись очень интересная. геометрические ряды отображающие древние символы земли, солнца, воды, сочетаются со знаками коней. птиц, оленей. сочетание всех знаков является древним способом письма. в основном росписью расписывались прялки. в каждом доме прялка считалась очень ценным предметом, ее бережно хранили и относились к ней с уважением. в древние времена росписью занимались только мужчины, передавая это искусство по наследству из поколения в поколение. нужно отметить, что каждая вещь с мезенской росписью — это пожелание добра, успеха и счастья .
Вытянули руки к солнышку, потянулись. Подул ветер, сильный ,и вы снежинки, наклонились влево, вправо, вперед, назад. Ветер ослаб и вы потихонечку опустились на свои места., тихо сели за парты .
Самостоятельная работа учащихся – рисуем мезенские цветы .
Пером гусиным и сорочьи м
его былые мастер а
рисунок выполняли точно ,
мечты текли из-под пера .
о пермогорских самородка х
гостям готовы рассказат ь
олифа, мел, белил коробка ,
рука, способная писать .
смотри: ларцы и колыбели —
как их смогли разрисовать !
а как художники сумел и
язык особенный создать !
Удивительно своеобразна и красива природа Севера. она дарит множество мотивов для художественного творчества. именно там родилась северодвинская роспись. возникла роспись, вероятнее всего в 18 веке на основе росписей великого Устюга. она делится на три крупных, совершенно самостоятельных вида росписи. один из них пермогорский. Пермогорье расположено на самом высоком берегу Северной Двины. здесь первые по высоте горы, поэтому и названа пристань Пермогорье. Художники повторяют то, что видят в родной природе Севера. все свои изделия мастера выполняют из липы, осины, бересты, поэтому роспись выполняется на белом фоне. Основные цвета росписи: красный, желтый, зеленый, оранжевый и черный .
Самостоятельная работа учащихся – рисуем северо-двинские цветы .
В далекой Сибири суровой
на древних уральских горах
расселись фазаны и совы
на прялках, горшках, сундуках.
по древним уральским поверьям,
все это не просто красиво:
считалось, что птицы и звери
имеют защитную силу.
распишут упряжку букетом-
и в путь отправляются кони.
приятно смотреть, и при этом
злых духов рисунок отгонит.
Урало-сибирская роспись распространенна на Урале и в Западной Сибири. это одна из интереснейших разновидностей росписи масляными красками по дереву. история развития росписи уходит в 17 век. красочной росписью украшали мастера дома, домашнюю утварь из дерева и бересты. считалось, что роспись не только украшает дом, но и охраняет его от злых духов. изображения птиц и зверей имели, по преданиям старины, защитную силу. мотивы росписи включают в себя: животные и растительные элементы.
Самостоятельная работа учащихся – рисуем урало-сибирские цветы.
Собираем цветы на подносе .
Мы с вами побывали лишь в некоторых уголках России, познакомились лишь с некоторыми промыслами, чтобы узнать многое о них надо, снова пройти много дорог и тропинок. Трудно перечислить все золотые россыпи народного искусства России. Знакомясь с ними, вводя его в свой быт, мы становимся духовно богаче, человечнее, потому что в нем слились воедино нравственные и этические начала, целесообразность и красота. Декоративно-прикладное искусство живет уже несколько веков. Старшие поколения умельцев старались, чтобы народное искусство передавалось из поколения в поколение. До сих пор ваши родители хранят дома предметы, которые делали своими руками бабушки и дедушки, – это вышивка, ковры, посуда.
– Ребята, что нужно делать, чтобы декоративно-прикладное искусство развивалось, процветало?
– Да, нужно всем стараться что-то делать своими руками, украшать наш дом, школу.
– Мы сегодня говорили, что наши руки могут многое. Приложите сою руку к сердцу. Что вы чувствуете ?
– Да, мы чувствуем, как бьются наши сердца. Мое большое, а ваши маленькие, как кулачки. Иногда человеку говорят: “У тебя доброе сердце”, “У тебя большое сердце”. Мне хотелось бы, чтобы ваши сердца были открыты для доброты, красоты и хороших поступков, а для этого у вас есть очень хорошие помощники – ваши добрые, трудолюбивые, крепкие руки.
Вот пришло время расставаться, а вам дети, за ваши сердца добрые, да за руки золотые сюрприз! За то, что вы старались, примите в дар этот поднос расписной, неписанной красы, мастерами-умельцами сделанный .
Прозвенит сейчас звонок и закончится урок, скажем всем мы до свидание и спасибо за внимание!
Вещей накоплен был веками.
Хранит их каждый дом, а может быть – музей.
Умейте рисовать и сотворять руками
Все то, что может радовать друзей.
Источник