Уроки декоративного искусства цель задачи специфика уроков декоративного рисования

Вопрос 17. Методика проведения уроков декоративного рисования

Декоративное рисование на уроках изобразительного искусства в начальных классах призвано познакомить детей с традициями народного искусства, научить приемам составления декоративной композиции, обучить конкретным приемам росписи, развить творческие способности, художественный вкус, эстетические чувства.

На уроках декоративного рисования учащиеся учатся составлять узоры, с расчетом на их практическое применение (украшение самодельных коробок, шкатулок, закладок, игрушек и др.), знакомятся с произведениями народного декоративно-прикладного искусства, обучаются декоративно-оформительской работе, познают законы декоративной композиции, продолжают овладевать навыками работы акварельными красками, гуашью, фломастерами.

В работе с учащимися развитие декоративного творчества обеспечивается решением художественно-творческих задач разного типа: повтор – вариации – импровизация (Т. Я. Шпикалова). Началом работы является срисовывание с образцов и составление несложных узоров из прямых и кривых линий, точек. Затем следует комбинирование узоров по композиционной схеме, предложенной учителем. Потом – придумывание собственного узора, орнамента на принципах импровизации, которая исключает возможность выработки штампов в решении задач.

Уроки декоративного рисования тесно связаны с уроками труда. Особенность этой взаимосвязи обусловлена единством практического назначения и художественного оформления вещи. Также полезно уроки декоративного рисования связывать с уроками рисования с натуры (использование натуральных природных форм, их стилизация), аппликационными работами (композиционное построение узоров и их цветовое решение).

Структура урока декоративного рисования может быть следующей:

I. Организационный момент – 0,5-1 мин.

II. Сообщение темы и цели урока – 0,5-1 мин.

III. Беседа с демонстрацией и анализом произведений декоративно-прикладного искусства – 3-5 мин.

IV. Объяснение нового материала – 5-7 мин.

1. Приемы стилизации природных форм.

2. Правила выполнения декоративной композиции.

3. Гармония цветовых отношений.

V. Закрепление нового материала (беседа, упражнения, дидактические игры) – 2-3 мин.

VI. Практическая работа учащихся – 20-25 мин.

VII. Подведение итогов урока – 2-3 мин.

VIII. Уборка рабочих мест – 2-3 мин.

IX. Анализ работ учащихся – 3-5 мин.

Критерии оценивания декоративных работ:

— композиционное решение (соблюдение правил выполнения декоративной композиции, оригинальность, соответствие практического назначения вещи, ее художественному оформлению);

— гармоничный подбор цветовой гаммы (в росписях – согласно определенным цветам росписи);

— умение стилизовать природную форму (обобщать, подмечать основное, главное в натуре);

— умение использовать приемы выполнения росписи (без предварительного прорисовывания карандашом);

— умение последовательно вести работу (от крупных форм к детальной проработке);

Источник

Уроки декоративного рисования

Уроки декоративного рисования служат для пробуждения творческих сил и самостоятельности учащихся, привлечениях их к общественно-полезной работе.

Декоративное рисование ставит своей задачей ознакомить учащихся с принципами ДПИ. Декоративное оформление объекта совершается на основании определённых правил и законов, соблюдение ритма, симметрии, гармонического сочетания красок.

На уроках декоративного рисования учащиеся знакомятся и с основами художественного конструирования.

Декоративное рисование тесно связано с рисованием с натуры, со стилизацией природных форм. Большое воспитательное значение имеет работа по образцам народного ДПИ. Декоративное рисование развивает эстетический вкус детей, знакомит их с ролью ДПИ в жизни, быту.

Необходимо следить за аккуратностью рисунка. Порядок выполнения декоративного рисунка (начиная с проведения полосы или круга, определяющих композиционное расположение декоративного украшения), строгое распределение отдельных элементов требуют исключительно аккуратного проведения каждой линии, нанесение каждого мазка. Надо сделать за тем, чтобы учащихся при рисовании орнаментов не мельчили отдельные элементы. [28, 97]

Обучение декоративной работеосуществляется в процес­се выполнения учащимися творческих декоративных ком­позиций, составления эскизов оформительских работ (воз­можно выполнение упражнений на основе образца). Уча­щиеся знакомятся с произведениями народного декоратив­но-прикладного искусства.

Работы выполняются на основе декоративной перера­ботки формы и цвета реальных объектов — листьев, цве­тов, бабочек, жуков ит.д., дети рисуют кистью, самостоя­тельно применяя простейшие приемы народной росписи.

В содержании раздела «Декоративная работа» раскры­вается значение народного искусства как мощного сред­ства эстетического, трудового и патриотического воспита­ния. Простые и красивые художественные изделия народ­ных мастеров помогают прививать детям любовь к родно­му краю, учить их видеть илюбить природу, ценить тради­ции родных мест, уважать труд взрослых. Произведения декоративно-прикладного искусства передают детям пред­ставление народа о красоте, добре. Понимание ритма, гармоничности цветовых отношений зрительного равновесия форм и цвета, полученное учащи­мися в процессе декоративной работы, находит затем применение в различных работах на уроках трудового обучения: в аппликациях, плетенках, изготовлении игрушек вышивке и т.д.

По разделу «Декоративная работа» учащиеся V—IX классов продолжают знакомиться с народным декоративно-прикладным искусством. Новые области народного творчества раскрывают перед учащимися разнообразные выразительные возможности орнаментальной и сюжетной декоративной композиции. Они видят подлинно поэтическое воплощение замыслов народного мастерства, постигают звонкость и сил цвета через декоративную содержательность искусства.

В содержание раздела включается ознакомление с примерами различной символики.

Учащиеся учатся самостоятельно выполнять эскизы оформления различных изделий на основе орнаментальной и сюжетной декоративной композиции. Практическая направленность данного раздела программы подчеркивается тем, что эскизы используются в изделиях, которые вы­полняются по ним. Связь уроков декоративной работы с уроками труда продолжает укрепляться.

Во время практических работ важно использование школьниками самых разнообразных художественных мате­риалов и техник: графические карандаши, акварель, гуашь, пастель, цветные мелки, цветная тонированная бумага, ре­тушь, линогравюра, аппликация и т.д. Следует помнить, что каждый из названных художественных материалов об­ладает своими выразительными особенностями и самосто­ятельный выбор их школьниками содействует развитию ху­дожественно-творческих способностей, индивидуальности, самовыражению ребят. [26, 216]

Примерная схема и содержание урока

1. Предварительный сбор материала (листья деревьев, репродукции, фотографии) по заданию учителя.

2. Предварительное изучение объектов, форма которых должна быть декоративно переработана в рисунок.

3. Выполнение нескольких вариантов декоративной переработки различных элементов орнамента.

4. Выполнение схематичного, рабочего эскиза декоративного рисунка в четверть альбомного листа.

5. Линейное построение рисунка на основе рабочего эскиза и предварительных набросков и зарисовок.

6. завершение работы над рисунком в цвете. [12, 176]

Лепка –это процесс создания скульптурного изображения из мягкого пластического материала способом прибавления к первоначально взятому объему небольших кусочков пластического материала, его уплотнения, вытягивания, расплющивания, заглаживания. Физические усилия в наращивании объема, стремление придать ему характерную форму, выявить характерные особенности и пропорции способствуют развитию мускулатуры кистей рук глазомера, согласованности движений обеих рук, воспитания привычки последовательного выполнения работы, накоплению знаний о свойствах материалов и приемах передачи объемной формы. [9, 181]. Этот вид художе­ственного творчества развивает наблюдательность, вообра­жение, эстетическое отношение к предметам и явлениям действительности. На занятиях лепкой у школьников фор­мируется объемное видение предметов, осмысливаются пластические особенности формы, развивается чувство цель­ности композиции.

Основным содержанием этого раздела в начальных клас­сах является лепка из пластилина (а где возможно, и из глины) листьев деревьев, фруктов, овощей, предметов быта, птиц и животных с натуры, по памяти и по представлению. Лепка фигурок человека по памяти и на темы сюжетов быта и труда человека. Материалы и принадлежности: глина, пластилин, стека, подкладная доска, тряпочка, блюдце с водой. Приемы лепки: скатывание, раскатывание, сплющивание, вдавливание, прищипывание, оттягивание, сглаживание. Способы лепки: пластический, конструктивный, комбинированный.

Аппликация— это составление изображения на основе скле­ивания его элементов из разнообразных кусочков бумаги, тка­ни, засушенных листьев деревьев, соломки, фольги и т.п.

В содержание этого раздела входит составление цвет­ных наклеенных рисунков (аппликаций) с натуры овощей, фруктов, цветов, животных, фигуры человека, составление сюжетных композиций и декоративных работ.

Большую рель в выработке у детей умения видеть и пе­редавать красоту действительности, в формировании инте­реса к изобразительной деятельности играет подбор моде­лей, тематики композиций и заданий, широко отражаю­щих различные стороны жизни (природу, быт, учебную работу, труд, технику, спорт и т.п.)

Источник

Методика проведения уроков декоративного рисования.

Место уроков декоративного рисования в системе обучения изобразительному искусству в начальной школе. Цели и задачи уроков декоративного рисования. Воспитательное, нравственное, образовательное значение уроков декоративного рисования в начальных классах.

Межпредметные связи уроков декоративного рисования с другими уроками в младших классах. Оборудование урока декоративного рисования. Методика проведения уроков декоративного рисования.

Основным средством изобразительного языка в декоративном искусстве является орнамент. Построение изобразительных элементов в орнаменте основано на ритме, симметрии. Изобразительными элементами орнамента могут быть геометрические фигуры, а также обобщенные формы растительного и животного мира.

Виды работ учащихся на уроках декоративного рисования: декоративная переработка природных форм, украшение, роспись предметов, изготовленных на уроках труда, рисование узора по образцу, творческое составление узора. Особое внимание обращается на утилитарное назначение вещи, соответствие узора и предмета, который украшают дети.

На уроках декоративного рисования дети знакомятся с ритмом, симметрией. Узнают о декоративном искусстве, знакомятся сдекоративно-прикладным искусством народных промыслов.

Задачи, которые стоят перед учителем начальных классов на уроках декоративного рисования:

— дать учащимся представление о декоративно-прикладном искусстве и его роли в быту и труде людей; обучать приемам построения орнамента, приемам декоративной переработки форм растительного и животного мира;

— развивать чувство ритма, цвета, гармонии, эстетическую отзывчивость на прекрасное в действительности и в предметах декоративно-прикладного искусства, конструктивные способности, творческие способности; воспитывать художественный вкус, любовь и интерес к народному искусству, патриотизм.

Декоративное рисование на уроках изобразительного искусства в начальных классах призвано познакомить детей с традициями народного искусства, научить приемам составления декоративной композиции, обучить конкретным приемам росписи, развить творческие способности, художественный вкус, эстетические чувства.

На уроках декоративного рисования учащиеся учатся составлять узоры, с расчетом на их практическое применение (украшение самодельных коробок, шкатулок, закладок, игрушек и др.), знакомятся с произведениями народного декоративно-прикладного искусства, обучаются декоративно-оформительской работе, познают законы декоративной композиции.

Началом работы является срисовывание с образцов и составление несложных узоров из прямых и кривых линий, точек. Затем следует комбинирование узоров по композиционной схеме, предложенной учителем. Потом – придумывание собственного узора, орнамента на принципах импровизации, которая исключает возможность выработки штампов в решении задач.

Обучение народному и декоративно-прикладному искусству предусматривает смену разных видов художественной деятельности учащихся I-IV классов, чтобы ознакомить их с эстетическими качествами доступных материалов.

Методика проведения уроков-бесед по изобразительному искусству.

Место уроков-бесед в системе обучения изобразительному искусству в начальной школе. Воспитательное, образовательное значение бесед об искусстве в начальных классах. Варианты структур уроков-бесед в зависимости от содержания: а) содержание бесед и методика их проведения; б) подготовка к уроку-беседе; в) произведения искусства, рекомендуемые для ознакомления в начальных классах.

Художественное восприятие и методы его формирования у младших школьников. Показ в процессе беседы репродукций произведений изобразительного искусства, кинофильмов, видеофильмов, диапозитивов. Методика проведения экскурсий в музей, знакомство с произведениями изобразительного искусства: графики, живописи, скульптуры, архитектуры, декоративных работ.

Значение бесед: развивают интерес и любовь к изобразительному искусству, более полно знакомят учащихся с замечательными произведениями выдающихся художников, содействуют идейному и эстетическому воспитанию.

Место: Внеклассные беседы проводятся в тех случаях, когда затронутая на уроках тема вызвала особый интерес учащихся и они изъявили желание получить более глубокие знания по данному вопросу, а также в тех случаях, когда сложная тема не дает возможности в учебные часы полностью изложить интересный материал. Первый вид бесед организуется по инициативе школьников, второй — по инициативе педагога.

Например, учитель проводит урок по теме «Ознакомление с отдельными произведениями искусства эпохи Возрождения» (один час). Согласно требованиям программы он показал четыре репродукции произведений великих художников и при этом упомянул, что Микеланджело был не только скульптором, но и живописцем и архи-тектором. Ребята заинтересовались и попросили рассказать об этом художнике более подробно.

Методика проведения бесед по изобразительному искусству строится таким образом, чтобы в них активно участвовали все дети.

Подготовка: Надо подумать, какие картины, какие факты из жизни художников привлечь, чтобы беседы были живыми, интересными. Учитель не только объясняет, но и обращается к детям с вопросами. Вопросы должны быть просты, четки, конкретны, чтобы, отвечая на них, ученики прочно закрепляли свои знания. Очень важно продумать порядок вопросов и по возможности предугадать ответы на них, чтобы умело направить беседу в нужную сторону.

Проводя беседы, учитель выясняет, что в произведениях искусства нравится детям, а что не нравится и почему. Это дает ему возможность направлять эстетическое развитие детей, останавливаться более подробно на том, чего дети не понимают, в чем они плохо разбираются.

Нередко, проводя беседы об искусстве, учитель анализирует с учениками произведения лишь с точки зрения раскрытия их идейно-сюжетного содержания, забывая рассказать о художественных достоинствах картины, скульптуры, образца декоративно-прикладного искусства. Во время беседы, анализируя вместе с учениками ту или иную картину, учителю следует раскрыть значение использования художником законов перспективы (высокий, низкий горизонт), их влияние на построение всей композиции, на цветовое решение.

Большое значение в методике проведения бесед об искусстве имеет стабильность внимания учащихся. Захватить внимание учеников не так уж трудно, сложнее удержать их внимание на рассматриваемом произведении. Внимание детей возбуждается прежде всего тогда, когда речь идет о близких им вещах, понятиях, переживаниях, и разговор об этом ведется простым и ясным языком.

Беседа должна проходить так, чтобы внимание не ослабевало до конца занятий. А это во многом зависит от того, сумел ли учитель заинтересовать учащихся с самого начала. Если педагог начнет с биографических сведений о художнике, то он рискует уже в самом начале наскучить ребятам. Беседу можно начать так:

Для эмоционального, прочувствованного восприятия детьми демонстрируемых произведений необходимо соблюдение учителем определенных требований. Так, надо уметь создать на уроке специальные условия для глубокого восприятия содержания и художественных достоинств картины; молчаливому восприятию ее может сопутствовать негромкое звучание музыки, близкой картине по содержанию и настроению. С детьми проводятся предварительные беседы с целью оживления их зрительных образов, впечатлений от непосредственного соприкосновения с природой. Этим урокам могут предшествовать экскурсии в природу. При беседах используются диапозитивы, большие по размерам репродукции. Можно чередовать их демонстрацию. Рассказ учителя о картине, о жизни и творчестве художника должен быть ярким, живописным.

Положительный эффект дает также сравнительный анализ близких по содержанию картин разных художников, анализ картины художника и цветной фотографии. По возможности желательно проводить и непосредственные сравнения пейзажа художника с живой природой. Важно организовать в классе эпизодические выставки репродукций с картин известных художников с последующим их просмотром и анализом. Это значительно расширяет представления детей об изобразительном искусстве.

Во II классе анализ картин проводится более полный и глубокий, с обязательным учетом уже накопленных в I классе знаний и представлений детей. Поэтому беседы должны строиться на основе самостоятельного (под руководством педагога) анализа второклассниками идейного содержания и особенностей художественно выразительных средств демонстрируемого произведения.

3-4 класс. Беседы об изобразительном искусстве в основном проводятся на специально выделенных для этого уроках. В результате бесед об искусстве учащиеся должны знать отличительные признаки произведений графики, живописи, декоративно-прикладного искусства, иметь представление об особенностях пейзажа, натюрморта, портрета. Они должны научиться рассказывать о содержании рассматриваемого произведения изобразительного искусства, анализировать, средства художественной выразительности.

Беседы проводятся по конкретным идейно насыщенным темам, которые позволяют систематизировать и обобщить итоги беседы с детьми, имеющийся у них запас зрительных образов, представлений и впечатлений. Темы, рекомендуемые программой, учитывают объем знаний, получаемых школьниками на уроках чтения, природоведения, музыки, трудового обучения и т. д.

Структура урока-беседы об изобразительном искусстве может быть самой разнообразной. Но наиболее распространена следующая. Учитель сообщает тему беседы, затем спрашивает детей, какие произведения художников на данную тему они знают, где их видели, что на них изображено; обобщая ответы школьников, говорит о важности рассматриваемой темы в изобразительном искусстве, многообразии сюжетов и художественных решений той или иной темы, причем это обобщение должно обязательно нести в себе воспитательные функции, способствовать идейно-политическому, нравственному, эстетическому, трудовому воспитанию учащихся.

Следующий этап урока — непосредственный анализ произведений искусства. Этот этап начинается с демонстрации репродукции, соответствующего диафильма и молчаливого, внимательного рассматривания картины (или сразу двух картин, если требуется их сравнить) художника (в течение 1—2 минут). Одновременно включается запись музыкального произведения на близкую тему.

Затем сообщается фамилия художника, название картины, анализируются ее идейное содержание и художественные достоинства. Педагог спрашивает у детей, кто из них знает фамилию художника и название демонстрируемой картины. Знания школьников, их представления активно привлекаются к процессу анализа картины.

Рассказ-описание учителя строится в виде своеобразного обобщения ответов учеников на вопросы, что они видят на картине, какой сюжет изображен на ней, какими художественными средствами достигает художник выразительности. При закреплении нового учебного материала и проверке его усвоения учитель ставит перед учащимися ряд вопросов,

Программой по изобразительному искусству рекомендуются следующие темы бесед:

— 1. Виды и жанры изобразительного искусства:

2. .Изображение Великой Октябрьской социалистической революции и гражданской войны в советском изобразительном искусстве:

3. Образ В. И. Ленина в произведениях советских художников:

4. На полях и стройках нашей Родины:

5. Произведения русского народного декоративного искусства: резьба по дереву и кости, ковровое искусство; изделия Палеха, Мстеры; хохломская роспись, керамические блюдца, кружева, вышивки .

ЭКСКУРСИИ Интересным и содержательным видом учебно-воспитательной работы являются и экскурсии. Они углубляют знания, полученные учащимися в часы классных занятий, расширяют их кругозор и активизируют самостоятельную работу над рисунками. Экскурсии устраиваются с целью полнее раскрыть отдельную тему учебной программы, глубже ознакомить с видами изобразительного искусства, дать ясное представление о специфике творческой работы художника.

При организации экскурсий с учащимися начальных классов учитель рисования четко продумывает цели и задачи посещения выставки, выхода в природу. Среди них — обратить внимание детей на красивое в жизни, научить их замечать, чувствовать, воспринимать красоту природы, любоваться и радоваться ей. Прекрасное в природе не только воздействует на ум ребенка, но и обогащает его духовный мир. Поэтому задача учителя — научить детей видеть и чувствовать в природе гармонию цвета, линий, форм. Кроме того, надо логически и ме-тодически увязать все это с конкретным видом учебных занятий — тематическим рисованием («Осень в лесу», «Лыжная прогулка» и т. п.), декоративным рисованием (составление узоров на основе растительных форм), рисованием с натуры (наброски, зарисовки).

Экскурсии дают возможность детям воспринять учебный материал и натуру в естественной обстановке, непосредственно наблюдать явления, которые не могут быть показаны в классе. Явления и предметы, наблюдаемые в природе, вызывают у детей более глубокие эстетические переживания, а следовательно, содействуют развитию художественного восприятия.

В старших классах учитель организует экскурсию в музей, на выставку, в мастерскую художника или скульптора, на завод (керамический или стекольный), на фабрику (мебельную или ювелирную) и т. п.

Например, на уроке декоративного рисования преподаватель решил познакомить учащихся с различными видами прикладного искусства и показать специфику изготовления предметов. Иллюстративного материала для этого мало, но в районе школы имеется несколько предприятий, выпускающих предметы декоративно-прикладного искусства: артель игрушек, ковроткацкая фабрика, мастерская косторезного промысла. В таком случае учитель имеет возможность не только рассказать о декоративно-прикладном искусстве, но и показать сам процесс создания вещей.

Для того чтобы экскурсия прошла с пользой для учащихся, оказала на них эстетическое воздействие и расширила их кругозор, педагог должен проявить внимание к ее организации. Необходимо на очередном уроке предварительно познакомить школьников с целью экскурсии, с ее планом и организационными требованиями, связать содержание экскурсии с учебной работой.

Предварительно учитель согласовывает экскурсию с предприятием или музеем, куда он собирается повести своих учеников, устанавливает удобные день и часы, договаривается с экскурсоводом, знакомит его с задачами экскурсии и с учебной программой.

После экскурсии необходимо провести итоговую беседу, выяснить, как учащиеся восприняли все увиденное и услышанное. Если дети что-то неправильно поняли или не восприняли, следует разъяснить эти вопросы.

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ — конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Источник

Читайте также:  Контуры машины для рисования
Оцените статью