Декоративное рисование с элементами компьютерной графики
план-конспект урока (изобразительное искусство, 1 класс) по теме
Народное искусство несет о себе огромную информацию о жизни наших предков. Русские глиняные игрушки можно рассматривать не только как памятники искусства, но и истории. Некогда они были ритуальными фигурками, связанными с обрядами земледельческих календарных праздников. Особенно интересны игрушки–свистульки, которые делались для весеннего праздника “Свистунья”, знаменовавшего начало полевых работ. К Х1Х веку магическое содержание свистульки утратилось, и она превратилась в обычную детскую забаву.
В ряде центров производство игрушки получило самостоятельное значение. Дымковская игрушка – игрушка городская, исстари ее делали в слободе Дымково города Вятки (ныне – Киров). Для дымки традиционны такие персонажи как барыня, кормилица, фантастическая птица с большим хвостом и другие. Наглядность, праздничность игрушкам придают как лепные детали, так и цветовое оформление глиняной поверхности. На белом фоне–грунте ярче вспыхивают звучные цвета: красный, желтый, оранжевый, синий.
Ушел в далекое прошлое старинный праздник “Свистунья”. На смену старым мастерам пришли новые, бережно сохраняющие бесценные традиции народного искусства. Не забыта! Живет и восхищает во всех концах земного шара Дымковская игрушка, прославляя талант, красоту и мастерство русского народа.
И невозможно не согласиться с теми, кто, глядя на любую из них, восклицает: “Глазам – радость, душе – отрада!”
Жизнь сквозь “Дымку”
Вид занятия: декоративное рисование с элементами компьютерной графики
Тема урока: “ Дымковская игрушка” (народные промыслы)
Цель:
- способствовать эстетическому воспитанию младших школьников средствами народного искусства;
- закрепить знания геометрического орнамента на Дымковской игрушке
Программные задачи:
- продолжать знакомить детей с народным промыслом — глиняная Дымковская (вятская) игрушка (Кировская область);
- развивать умение видеть форму, цвет, декор игрушки и посильно передавать единство этих качеств в рисунках;
- учить работать в технике компьютерной графики при украшении Дымковской игрушки;
- развивать художественный вкус учащихся – учить видеть красоту и выразительность образной передачи жизни в игрушках отдаленного прошлого и современности;
- воспитывать интерес и любовь к народному творчеству, бережное отношение к традициям народа.
Оборудование: (урок проходит в кабинете информатики)
Для учителя:
- модели глиняных дымковских игрушек (детские работы из методического фонда);
- образцы рисунков-упражнений — “Геометрический орнамент на дымковской игрушке”;
- таблицы на доске — “Цвет и форма” .
Для учащихся:
- раздаточный материал: “Фрагменты узора Дымковской игрушки” ;
- глиняные игрушки возле каждого компьютера ;
1. | Организационный момент | 1 мин. |
2. | Проверка домашнего задания, повторение и постановка цели занятия перед учащимися | 5 мин. |
3. | Теоретическая часть | 20 мин. |
4. | Физкультминутка | 3 мин. |
5. | Техника безопасности за рабочим местом | 1 мин. |
6. | Практическая часть | 10 мин. |
7. | Домашнее задание | 2 мин. |
8. | Итог урока | 2 мин. |
9. | Рефлексия | 1 мин. |
Сценарий урока
Перед уроком вывешивается объявление о начале и условиях проекта «Дом моей мечты» (Приложение 1)
I. Организационный момент.
– Ребята, у нас сегодня необычный урок: его ведут два учителя, и мы занимаемся по двум предметам. Перед уроком я бы хотела узнать какое сегодня у вас настроение? Поднимите ваши смайлики.
II. Проверка домашнего задания, повторение и постановка цели занятия перед учащимися.
Презентация 1. Слайд 2
Рабочая тетрадь к учебнику Макаровой Н.В. «Информатика и ИКТ. Начальный курс»
Упр. 52. Зачеркни лишнее.
Для хранения разнообразной информации человек изобрел различные средства. На рисунке изображены некоторые из них. (книга, блокнот, дискета, фотопленка, СД-диск, очки, ручка, аудиокассета)
Упр. 53. Впиши пропущенное слово.
С помощью программы, которая называется графический редактор, человек создает рисунки.
III. Повторение
Презентация 1. Слайд 3
Учитель напоминает, как производится запуск программы Paint.
Вопрос. Каковы Функции графического редактора?
Ответ:
- создавать рисунки из графических примитивов;
- применять для рисования различные цвета и кисти (т.е. использовать линии различной ширины и конфигурации);
- перемещать фрагмент рисунка по экрану;
- “склеивать” один рисунок с другим;
- увеличивать фрагмент рисунка для того, чтобы прорисовать мелкие детали;
- добавлять к рисункам текст.
Вопрос. С помощью какого инструмента мы работаем в Графическом редакторе.
Ответ. Мышь.
Презентация 1. Слайд 4
Задание: Подпиши рядом со стрелочками названия элементов структуры окна:
Один ученик выполняет задание у доски (закрепляет листочки с названиями с помощью магнитов на экране под стрелочками). Остальным розданы карточки (распечатать Слайд 4 Презентации 1 без ответов) с таким же заданием, они подписывают карточки и выполняют задание.
Строка заголовка |
Главное меню |
Палитра цветов |
Рабочее поле |
Набор инструментов |
Цвет изображения |
Цвет фона |
Строка состояния |
Названия элементов структуры окна
Презентация 1. Слайд 5
IV. Теоретическая часть
Урок начинается с вступительного слова учителя ИЗО (рассказ про графику, средства графического рисунка, виды графики, основные отличия графики от живописи):
«Мы с вами знакомы с таким видом изобразительного искусства, как графика. Графика – это вид искусства, в котором изображение создается при помощи линейного рисунка, строго основанного на сочетании белого и черного. В наше время под графикой принято понимать довольно широкий круг явлений изобразительного искусства. Мы видим их не только на выставках, но и повседневно сталкиваемся с ними в жизни. С какими видами графических изображений вы знакомы? Какие материалы и приемы использует художник-график в своей работе? «
Ученики рассказывают, что одним из самых распространенных видов графического искусства является книжная иллюстрация, а еще, так называемая печатная графика – это плакаты, театральные афиши, почтовые марки и открытки, этикетки на спичечных коробках; промышленная графика – всевозможные пакеты, упаковки, этикетки на бутылках. Также существует самостоятельное произведение (гравюра на бумаге, линогравюра и т.д) – станковая графика. Ученики перечисляют графические материалы и приемы работы, с которыми они уже встречались на уроках изобразительного искусства: цветные мелки, пастель, уголь, фломастеры, цветные карандаши и, чаше всего, черная тушь и перо.
Эта беседа сопровождается показом cлайдов 5-10 (Презентация 1)
Презентация 1. Слайды 11-12
«Ребята, я вам говорила, что «графика» – это широкий круг явлений изобразительного искусства. Компьютерная графика – это еще один вид графики, с которым мы встречаемся ежедневно. Вспомните оригинальные заставки к телепрограммам, выполненные в технике трехмерной компьютерной графики; все чаще встречается компьютерная мультипликация. А кто из вас не играл в компьютерные игры? На компьютере выполняются различные чертежи, шрифты, можно печатать текст. Но на компьютере можно еще и создавать произведения изобразительного искусства, творить. Компьютерные рисунки могут быть плоскими и трехмерными, монохромными и выполненными в цвете».
Урок продолжается объяснением учителя информатики.
Презентация 1. Слайд 13
На прошлых уроках мы с вами познакомились с графическим редактором Paint. Самой замечательной особенностью выполнения рисунка с помощью компьютера является не то, что с его помощью вы можете писать, рисовать, считать, а то, что программы позволяют очень легко вносить изменения в уже созданные тексты, рисунки, вычисления.
Иными словами, компьютерные редакторы значительно облегчают процесс редактирования самой различной информации. Именно благодаря этому достоинству компьютеры получили широкое распространение и стали использоваться людьми самых различных профессий: писателями, художниками, композиторами.
Графический редактор Paint, как и любой другой графический редактор позволяет не только просмотреть готовый рисунок, но и при желании внести в него изменения, распечатать его.
Для создания изображений в графическом редакторе используются определенные “инструменты”.
Презентация 1. Слайд 14
Вопрос. Какие вы знаете инструменты?
Ответ. Линейка (отрезок), прямоугольник, круг, эллипс и т.д.
Начинаем работу, используя принципы графического искусства, соблюдая последовательность. Линией, контуром набрасываем свою будущую композицию. Рисунок нужно вести к окончательному решению постепенно, не выпуская из виду понятие «пятно » (зрительный центр), сочетание элементов (белых и черных) не должны нарушать плоскость, рисунок должен быть целостным, «не разваливаться» на отдельные части. Нужно соблюдать последовательность загрузки рабочей плоскости изобразительными элементами.
Презентация 1. Слайд 15
Запустим с рабочего стола программу «Paint». Отрабатываем с помощью кнопок «Ластик», «Заливка», «Распылитель», «Линия», «Карандаш», «Кисть», «Прямоугольник», «Эллипс» навыки владения мышкой. Рисуем Домик без окон.
Учитель демонстрирует приемы построения компьютерного рисунка средствами графического редактора Paint. Для этого на слайде 15 Презентации 1 ссылкой переходим на работу с графическим редактором.
Учитель рассказывает о технических особенностях, которые надо будет учитывать при работе: об ошибках при выборе фактурной заливки, о соблюдении резкой контрастности на экране дисплея, о специфике принтера. Показывает возможные варианты, обращая внимание на ошибки и удачные творческие находки авторов рисунков. Демонстрирует, как тема, сюжет накладывается на возможности компьютерной графики
V. Физкультминутка
Презентация 1. Слайд 15 (в правом нижнем углу помещена ссылка, которая открывает Презентацию 2, данная презентация взята из Интернета (автор Масько) и изменена под данный урок, сопровождается музыкальным файлом «Танец маленьких утят»)
VI. Техника безопасности за рабочим местом
Презентация 1. Слайды 16-17
VII. Практическая часть
Презентация 1. Слайд 18
Детям раздаются карточки «Панель инструментов графического редактора» (Приложение 2) они служат для пояснения назначения пиктограмм, чтобы дети быстрее смогли запомнить их.
Создайте рисунок (Такая карточка с рисунком раздается всем ученикам).
Учащиеся выполняют работу, а учителя ИЗО и информатики оказывают помощь, консультируют, дают рекомендации.
VIII. Итог урока
Презентация 1. Слайды 19-20
Урок подошел к концу. Производится просмотр рисунков. Дети совместно с преподавателями обсуждают и анализируют работы. Выявляются ошибки, отмечаются творческие находки, желающие высказывают свои пожелания, предложения, мысли и эмоции.
IX. Повторение изученных тем по информатике и ИЗО (8 тестовых вопросов):
- К какой группе программ Windows относится программа Paint.
- Стандартные
- Служебные
- Офисные
- Системные
- Укажите две основные панели:
- Инструментов
- Атрибутов текста
- Палитра цветов
- Настройки изображения
- Как можно отменить последнее действие (два ответа).
- Вид, Отменить
- Ctrl-X
- Правка, Отменить
- Ctrl-Z
- В каком пункте меню есть пункт Очистить».
- Вид
- Файл
- Правка
- Рисунок
- Какой инструмент не используется в графике?
- Карандаш
- Фломастер
- Уголь
- Пастель
- Как называется освещенная поверхность предмета?
- Блик
- Свет
- Рефлекс
- Что входит в виды графики:
- Печатная графика
- Промышленная графика
- Станковая графика
- Компьютерная графика
- Как называется тень, которая падает от предмета?
- Собственная тень
- Падающая тень
- Полутень
X. Домашнее задание
Презентация 1. Слайд 21
- § 2.3. Создание компьютерного рисунка, с.40-41 (читать).
- Нарисовать на альбомном листе «Дом своей мечты».
Объяснить детям участие в проекте «Дом моей мечты». Работа над проектом будет продолжаться в последующих уроках.
Если останется время, детям демонстрируются примеры изображений домов (на слайде 21 переход по ссылке «Примеры» (Презентация 3)
XI. Рефлексия
– Ребята, вот и заканчивается наш урок. Я уверена, что на последующих уроках мы еще больше узнаем про графический редактор и научимся пользоваться им, и вы будете такими же активными и любознательными, какими были сегодня.
– А какое настроение у вас после урока? Выберите смайлик и покажите, что соответствует вашему настроению. (Дети выбирают смайлики)
Презентация 1. Слайд 22
– На сегодня урок компьютерной графики завершился.
Источник