Урок рисования виды изобразительного искусства

План конспект по предмету живописи «Виды и жанры изобразительного искусства».
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 1 класс) на тему

Цель:

— познакомить с видами и жанрами изобразительного искусства.

Задачи:

— научить владеть кистью без предварительного наброска;

— развивать наблюдательность и внимательность к природе, ее цветовому разнообразию;

— воспитывать интерес и любовь к искусству.

Тип урока: Комбинированный урок. Изложение нового материала с практической работой.

Формы и методы, используемые на уроке: рассказ, объяснение, компьютерное обеспечение-презентация по теме, метод наглядности.

Скачать:

Вложение Размер
plan_konspekt_zhivopisi.doc 39.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Знакомство с видами и жанрами изобразительного искусства.

Урок живописи в 1 классе.

Преподаватель: Рукосуева Ольга Сагитовна, МБОУ ДОД «Таксимовская детская школа искусств»

— познакомить с видами и жанрами изобразительного искусства.

— научить владеть кистью без предварительного наброска;

— развивать наблюдательность и внимательность к природе, ее цветовому разнообразию;

— воспитывать интерес и любовь к искусству.

Тип урока: Комбинированный урок. Изложение нового материала с практической работой.

Формы и методы, используемые на уроке : рассказ, объяснение, компьютерное обеспечение-презентация по теме, метод наглядности.

Оборудование для преподавателя:

— карточки с названиями видов искусства;

— викторина по видам искусства;

— компьютер, мультимедийный проектор – презентация

для учащихся – краски гуашь, баночка для воды, салфетки, кисти, альбом.

Зрительный ряд: репродукции картин пейзажей И.И.Шишкина «Осень», И.И.Левитана «Золотая осень», У. Волков «Осенний пейзаж», Остроухов «Золотая осень»

Музыкальный ряд: П.И. Чайковский «Осень».

I. Организационный момент.

II. Изучение нового материала.

Работа с художественными терминами.

III. Самостоятельная работа

I. Организационный момент.

Цель нашего сегодняшнего занятия: знакомство с живописью как видом изобразительного искусства. Наше занятие пройдет в форме путешествия.

— Как вы думаете, одинаковыми ли красками написаны эти картины? ( показ ученических работ ). Акварель, гуашь, масло, акрил.

— Как вы думаете, какой вид искусства здесь представлен? Молодцы, правильно.

II. Изучение нового материала.

— Ребята, какие виды изобразительного искусства вы знаете?

( в презентации появляются слова: «архитектура», «скульптура», «живопись», «графика», «декоративно-прикладное искусство»).

— Правильно. А теперь, дайте определение каждому из видов одним словом.

( архитектура – здания, искусство строить; скульптура – памятники; живопись – картины; графика – рисунок с четкими линиями, печатное искусство на предметах быта; декоративно-прикладное искусство – предметы художественного промысла, созданные в единичном экземпляре вручную).

— Для того чтобы каждый из вас еще раз закрепил знание видов искусства, вам предлагается викторина. В ней надо определить название вида искусства.

— Хорошо, что вы умеете ориентироваться в таких сложных понятиях. Но иногда мы не замечаем, что ежедневно сталкиваемся с огромным количеством слов, связанных именно с изобразительным искусством. Такие понятия нас окружают повсеместно. Надо только умело ими пользоваться. Предлагаю вам, ребята, доказать это на примере. В процессе выполнения следующего задания, вы должны давать ответы, используя одно слово.

  1. Это слово образовано от латинского слова «производство», «произведение». Эта картина, рисунок полученные печатным путем. Такое изображение можно встретить на открытках, плакатах, календарях, в специальных художественных альбомах. Это все равно, что маленькая картина, которая приходит в ваш дом из музея (репродукция).
  2. В переводе с латинского это слово означает «украшать». Иными словами – это украшение какого-нибудь предмета, сооружения (декор)
  3. Там хранятся, изучаются, реставрируются и выставляются на всеобщее обозрение произведения искусства: картины, скульптуры, старинная драгоценная мебель и посуда (музей).
  4. Это рисунок из линий, геометрических фигур, цветов, птиц, животных и т.д. Ими украшают предметы и вещи. Они бывают морозные на стекле или полосатые на морских камешках (узор).
  5. Произведение живописи. Для нее художники используют бумагу, холст, картон и даже доски (картина).
  6. Слово произошло от французского «отливать в форму», «формировать». Обычно это изготовленные из гипса или воска фрукты и овощи. По цвету и форме их легко спутать и настоящими (муляж).

— Мы разгадали все задания, а теперь давайте прочтем слово в вертикальном столбце, выделенное цветом. Правильно – это слово «пейзаж».

— Действительно, сегодня мы снова обратимся к жанрам живописи. Давайте, перечислим все жанры живописи .

(пейзаж, портрет, натюрморт).

— Что изображает натюрморт? (мертвую натуру, т. е. предметы обихода, сорванные плоды, и т.д.).

— Что изображает портрет? (человека).

— Что изображает пейзаж? (живую природу).

— Для проверки этих знаний небольшая разминка. Если на экране появляется пейзаж , то мы хлопаем , если натюрморт — молчим , если портрет – встаем . Всем понятно?

(презентация картин различных по жанрам).

— Молодцы! И поиграли хорошо, и размялись перед ответственным заданием. Давайте еще раз обратимся к работам величайших пейзажистов.

(просмотр пейзажей И.И.Шишкина, И.И.Левитана).

— Вы, наверное, обратили внимание на то, что картины величайших художников, представленных вам на обозрение, не имеют ни одного белого пятна. Это говорит о мастерстве художника, о его наблюдениях за живой природой и способностью как можно правдивее отразить увиденное им в природе.

  1. Самостоятельная работа учащихся.

— Ну а теперь мы с вами попробуем создать собственный пейзаж. Приготовьте, пожалуйста, ваши альбомы, краски подготовьте к работе, кисти выложите перед собой. Для успешной работы все готово. Включим творческий экран, который поможет вам в процессе работы. Наша работа будет представлять из себя — пейзаж. Пейзаж Осенний.

Можно изобразить пейзаж родного края. Обратить внимание на краски осени. Теплые цвета. Красный, желтый, и все оттенки. Нейтральный цвет – зеленый. Небо голубое. Облака.

— Смочить лист водой в средней и нижней части

— Деление листа на 2 основные части: небо, земля, трава.

— Промывка каждой части определенным цветом.

— Прорисовывание частей деревьев и цветов после просушки.

— Просушивание наиболее сырых частей рисунка.

— Просмотр работ. Показ лучших работ.

— Ребята, на какой жанр живописи была направлена сегодняшняя работа на уроке? (пейзаж)

— Что изображает пейзаж? (живую природу)

— Каких российских художников пейзажистов вы запомнили? ( И.И Шишкин, И.И.Левитан).

Домашнее задание. Постарайтесь к следующему уроку найти репродукции картин или узнать название картин и фамилии авторов, работающих в жанре живописи.

Источник

Уроки ИЗО на тему «Виды и жанры изобразительного искусства» (интеграция ИЗО и МХК). Конспект урока-беседы об искусстве. Тема урока «Виды искусства»

Разделы: МХК и ИЗО

Цель: Ознакомление с новым материалом (раскрыть богатство и разнообразие видов изобразительного искусства), формирование новых знаний, умений, навыков.

Образовательные:

  1. Активизация познавательного интереса к искусству
  2. В течение урока учащиеся должны усвоить названия видов искусств, в т.ч. изобразительных; их “язык”
  3. К концу урока дети должны
    1. Знать: виды искусств и “ язык” (или систему изобразительно-выразительных средств, с помощью которых создаётся художественный образ в каждом виде искусства), понять, что объединяет виды искусства, а чем они существенно отличаются друг от друга.
    2. Уметь: мысленно проведя анализ произведений искусства, определять их принадлежность к тому или иному виду искусства

Развивающие:

  1. Развивать память, внимание, учащихся; кругозор детей
  2. Развивать мышление, умение анализировать, обобщать.
  3. Развивать учебно-управленческие умения: оценивать свою деятельность и работу товарища по образцу (критериям), предложенным учителем

Воспитательная:

  1. Воспитывать эстетический вкус в процессе восприятия учебного материала

Формы работы: фронтальная, парная, индивидуальная

Методы: репродуктивный, информационно-рецептивный (объяснительно-иллюстративный), частично-поисковый.

Для учителя:

  • компьютер
  • проектор
  • экран
  • указка
  • сетка кроссворда (на доске или ватмане)

Для учеников:

  • ручка или карандаш
  • тетрадь
  • раздаточный материал (см приложение 2)

— Актуализация знаний и введение новых знаний в процессе компьютерной презентации. Первичное освоение новых знаний: инд.работа:

После слайда – соединить репродукции и соответствующее им название вида искусства стрелками

— Работа в парах – взаимопроверка. Оценка по предложенному учителем критерию.

— Закрепление новых знаний: решение кроссворда

— Самопроверка и самооценка по предложенному критерию.

— Д/з и инструктаж по его выполнению

3. Подведение итогов.

1. Организационный момент 1-2 мин

Взаимное приветствие. Учитель проверяет готовность класса к уроку, наличие необходимых принадлежностей Ученики занимают свои места. (Эмоционально положительный настрой на урок, мотивация на рабочий ритм.)

Вводное слово учителя

Что мы имеем в виду, когда говорим “ искусство”?

Учитель: живопись, скульптура, архитектура, ДПИ, музыка, лит — ра, кино, балет, эстрада фотография (художественная) и др.- это всё – искусство. (слайд 1 Приложения 1)

Искусство существовало с древнейших времен. Ведь потребность творить прекрасное, восхищаться красотой и гармонией окружающего мира заложена в человеке самой Природой. Поэтому искусство не устаревает: созданный сотни и тысячи лет назад произведения волнуют нас и сегодня своей красотой и совершенством.. (слайд 2 Приложения 1)

Мы с вами приоткрыли лишь первую страничку огромной книги под названием “История искусств” (слайд 3Приложения 1) и познакомились с тремя древнейшими искусствами: Искусством изображения Искусством звука Искусством слова. (слайд 4 Приложения 1) Мы придумали и изобразили как может выглядеть храм (дом) искусств (слайд 5 Приложения 1)

А сегодня мы будем говорить об искусствах, которые называют пластические, (слайд 6) пространственные, визуальные, видимые, изящные… Они

  • воспринимаются зрением,
  • существуют в пространстве,
  • не изменяются во времени…
  • говорят на своём языке…(пояснить)

Это всё — изобразительные искусства.

Ещё когда наши предки обитали в пещерах, одевались в звериные шкуры, а пищу добывали охотой, уже тогда они стремились украсить свою жизнь. Пусть грубо и неумело, но ведь их этому никто не учил! Уже тогда, во времена первобытных художников появились все виды изобразительного искусств

Скульптура — когда высекали из камня и лепили фигурки из глины

Живопись — когда украшали скалы росписями

Графика — когда на стенах пещер рисовали сажей или углем

Декоративное искусство — когда вырезали узоры по камню и кости, изготавливали и

расписывали глиняные сосуды, составляли бусы из разноцветных камушков

Через много тысяч лет рядом с художниками появились искусствоведы, т.е. люди ведающие (знающие) искусство. Вот они, чтобы было удобнее изучать виды и дали им названия и нашли у каждого из них свои отличительные особенности, о которых мы и поговорим: (слайд 7 Приложения 1)

Страна пластических искусств имеет свой особый язык. Каждый вид искусства говорит с нами, говорит на своем языке:(слайд 8 Приложения 1)

Живопись – цветом на плоскости

Графика – линией и пятном на плоскости

Скульптура – на языке объёмов и форм,

Архитектура – конструкции и пространства,

Дпи – и объёма, и цвета, и линий, и пространства…

Помнишь, как в поисках пищи Буратино сунул свой нос в котелок и проткнул в нём дырку — и котелок и очаг были нарисованы на куске старого холста. С каким видом искусства познакомился Буратино? (с живописью) (слайд 9 Приложения 1)

ПОДГОТОВЛЕННЫЙ ДОКЛАД ученика: Живопись — само слово означает “писать жизнь”. Ведь живописцы изображают предметы “как в жизни”. Живописью называют и само произведение искусства, выполненное красками. Живопись — один из наиболее ярких и распространенных видов изобразительного искусства, передающий мир с помощью цвета, красок. Живопись делят на: станковую и монументальную (слайд 10 Приложения 1)

Название “станковая” произошло от подставки — станка, мольберта, на котором художник пишет картину в своей мастерской. Основой для такой картины была сначала доска, позднее холст (в России уживаются и то и другое: на досках — иконы, на холстах — картины) Картины можно собирать -коллекционировать -> коллекция.

Монументальная — (больших размеров) большие картины — украшающие здания изнутри или снаружи Это фреска (в переводе с итальянского “свежий” по сырой штукатурке — на века Андрей Рублёв, Феофан Грек) Мозаика — живопись не красками, а цветными квадратиками особого стекла -смальты или камешков. Связываются цементным раствором. Витраж — картина, состоящая из кусков прозрачного цветного стекла, скреплённого свинцовыми перемычками (название от латинского слова “витрум” — стекло). Украшали окна.

Учитель: Помните песенку: Точка, точка, запятая — Вышла рожица кривая Палка, палка, огуречик -Получился человечек. (слайд 12 Приложения 1)

Такого же человечка рисовал на стене пещеры углем и самый первый художник на свете. Рисовал, не подозревая о том, что открывает новый вид искусства.

Ученик Графика — искусство в первую очередь рисунка. Её название происходит от греческого “графо” — пишу, черчу, рисую. Именно этот вид искусства был наиболее древним. График использует сочетание черного и белого, (белая — бумага, черный — карандаш, уголь, другой сухой материал)

Линия и сочетание черных и белых пятен — язык графики. Она может быть и цветной — например работы пастелью (цв. мелками) По назначению делят на:

станковая книжная промышленная монументальная
рисунки Оформление книг Упаковки, этикетки, Плакаты, вывески,
(иллюстрации, эмблемы, дензнаки, афиши, рекламы.
буквицы, орнаменты, и др.
шрифты, миниатюры)

По технике исполнения:

Уникальная, рукотворная — выполняется художником в одном экземпляре.

Печатная или эстамп — оттиск на бумаге с печатной формы, выполненной автором.

Гравюра — эстамп, изображение на котором вырезано, выграверавено

Ксилография — с вырезанного на дереве

Линография — с процарапанного на линолеуме

Литография — с процарапанного на камне

Офорт — с протравленного кислотой на металле

Учитель Какое же удовольствие лепить! Видеть как пластилиновая или глиняная масса превращается в колобка , змею, рожицу, цветы, зверюшек, фрукты и т. д. Многие взрослые художники делают примерно то же самое, что и дети, вот только материала у них побольше и лепят они получше.(слайд 15 Приложения 1) Эти художники называются скульпторами, а их произведения — скульптурами. Среди скульптур чаще всего нам встречаются статуи (фигуры, стоящих людей или животных) а дома украшают полки маленькие скульптуры — статуэтки.

Ученик Самые первые скульптуры первобытные мастера лепили из глины, выдалбливали из камня, вырезали из дерева или из кости. Они были очень примитивными, т. к. не было ни удобных инструментов, ни удобных материалов , таких как мрамор, воск, гипс, металлы и сплавы.

Способ работы, когда скульптор высекает или вырезает свое произведение из твердого материала и удаляет лишнее — называется ваянием. Под умелыми руками мастера мертвая толща чудесно оживает. Первыми это чудо совершили древнегреческие скульпторы. Они придавали камню бархатистость кожи, локоны волос, лёгкая одежда, собранная в складки. Недаром родилась легенда о Пигмалионе

Другой способ работы — лепка (пластика). Лепят из мягкого материала — он послушен. Но не прочен. Вы сами знаете, как быстро ломаются пластилиновые фигуры. Чтобы надолго сохранить лепные работы скульпторы придумали отливку. При её помощи произведение переводится в твердый материал — металл или гипс и при этом очертания становятся лёгкими и мягкими. (слайд16 Приложения 1)

Есть три основных вида скульптуры

Монументальная — больших размеров (монумент) Станковая — не превышает изображаемый предмет.

Малых форм — мелкая пластика — маленького размера — из стекла, фарфора, камня, бронзы, мрамора, дерева, керамики, металла и др. Её место — на столе, шкафу, подоконнике.

Круглая и рельеф

Для работы используются стеки (палочка с лопаткой на конце) По камню — молотки, зубила, ножи, стамески

С ней мы сталкиваемся повсюду, само её название от греческого “архитек” — строитель, говорит, что это искусство создания для людей удобной и красивой среды обитания. Куда мы ни посмотрим, наш взгляд радуют здания и улицы, площади и парки, города и посёлки.

И чем бы мы ни занимались — учебой, спортом, танцами и пр. для этого должны иметься хорошие сооружения.

Есть три вида архитектуры: (слайд 18Приложения 1)

а) объёмные — в которые можно войти (церковные и гражданские).

б) ландшафтная (от нем. ланд — земля ) — бульвары, скверы, парки.

в) градостроительство — новых городов и реконструкция старых.

Люди всегда стремились украшать вещи и окружать себя красивыми вещами Название ДПИ — от французского декор — украшение

В России много мест, где люди с давних пор занимались каким-то прикладным искусством.

Секреты народного мастерства передавались умельцами из поколения в поколение

Из неё делают керамику (обожженную посуду), а из остатков игрушки детям, которые лепили и раскрашивали везде по-своему:

Тульские(из села Филимонова)

Дымковские (за рекой Вяткой)

Слайд 22 Приложения 1 резьба по дереву — Богородск, Семеново, Городец и др.

Слайд 23 Приложения 1 И многие другие:

Красочные шали из Павловского Посада

Кружева тонкие и ажурные из Вологды, Торжка, Ростова…

Жостовские подносы, расцветающие волшебными букетами…

Хрусталь и уральские самоцветы, фарфор и чеканка, ковроткачество и металлическое кружево-филигрань … И многое-многое другое, о чем вам еще только предстоит узнать …

Уч: Итак, вы научились отличать друг от друга разные виды искусства. Это несложно, нужно лишь найти ответы на 2 вопроса: чем сделано и на чем?

(если красками на стене — монументальная живопись, красками на холсте — станковая живопись, карандашом на бумаге — графика и т. д.)

Первичное освоение новых знаний: индивидуальная работа:

На карточке — соединить репродукции и соответствующее им название вида искусства стрелками

— Работа в парах – взаимопроверка (поменяться карточками — по показу на экране (слайд 24) проверить работу соседа). Оценка по предложенному учителем критерию. Выставить на карточке полученную оценку.

— Закрепление новых знаний: решение кроссворда

Сетка кроссворда представлена на доске ( см приложение — кроссворд)

Вопросы к кроссворду – разноуровневые, 3 варианта различной степени сложности

Вопросы к кроссворду:

1 вариант (1 уровень сложности)

1. Один из видов изобразительного искусства, основным выразительным средством которого является цвет.

2. Один из видов изобразительного искусства, основным выразительным средством которого является линия и черно-белые пятна.

3. .Вид изобразительного искусства, произведения которого создаются с помощью лепки, высекания, резьбы или отливки.

4. Человек, проектирующий здания, сооружения, парки и площади, города и поселки.

5. Вид искусства, в котором красота служит для украшения быта человека.

6.Художник, передающий окружающий мир с помощью цвета, красок (акварели, гуаши, масла, темперы) нанесённых на плоскость.

7. Исходный материал для изготовления керамических изделий.

8. Дощечка, на которой художник смешивает краски во время работы.

9. Материал для выполнения графических работ, в виде тонких палочек.

10. Основа для изображения, картины.

11. Водяные краски, используемые для живописи.

12. Процесс создания скульптурного произведения из мягкого материала

2 вариант и уровень сложности

1. Вид изобразительного искусства, передающий окружающий мир с помощью цвета, красок, нанесённых на плоскость.

2. Один из видов изобразительного искусства, “говорящий” на языке линий и сочетании черных и белых пятен.

3. Вид искусства, который по-другому называют пластикой или ваянием, а изображения создаются из глины, пластилина, мрамора, дерева и др.

4. Как мы называем человека, которого в старину называли “главный строитель”, “зодчий”?

5. Красиво оформленные предметы, которые люди используют в быту (посуда, мебель, одежда, ювелирные украшения и др.).

6. Художник, пишущий картины красками.

7. Пластичный материал, для изготовления посуды, игрушек, скульптурных работ.

8. На чем живописец смешивает краски?

9. Легко размазывающийся материал для рисования, набросков в виде стержней или палочек

10. Основа для картины, ,на которой рисуете и вы.

11. Разновидность красок, которые разводятся водой.

12. Работа над мягким, податливым материалом.

3 вариант и уровень сложности

1. Вид искусства и работы художника, выполненные разными красками, означающие “писать живо”.

2. Черно-белые изображения (рисунки), выполненные на бумаге карандашом, углем, пером и др.

3. Объёмное изображение человека, животных из глины, камня, дерева, металла и вид искусства, название которого произошло от латинского слова “скульпо” (высекать).

4. Кто придумывает внешний облик зданий?

5. Предметы и вещи людей, не только полезные, но и красивые (украшение “декор” как бы “прикладывается” к предметам)

6. Художник, “живописующий” мир красками.

7. Пластичный влажный материал для лепки.

8. На чем смешиваются краски во время работы?

9. Палочки для рисования из обгоревшего дерева.

10. Материал, на котором рисуют художники и вы тоже.

11. Разновидность красок, название которых произошло от слова “аква”- вода.

12. Создание объёмного изображения из мягкого материала (глины, пластилина и др.).

Ученикам даётся время на решение кроссворда, затем правильность вместе проверяется на доске (ученики или учитель заполняют сетку кроссворда), а дети проводят самопроверку на карточке.

По предложенному учителем критерию даётся самооценка

— Д/з и инструктаж по его выполнению

(используя наборы для детского творчества “Ваятель” выполнить гипсовую отливку фигурок животных, машин, барышень и т.п.. Принести лучшие на следующий урок)

3. Подведение итогов.

Мы с вами сказали, что страна пластических искусств имеет свой особый язык.

Каждый вид искусства говорит с нами, говорит на своем языке: (слайд 8 Приложения 1)

Живопись – ? (цветом на плоскости)

Графика – ? (линией и пятном на плоскости)

Скульптура – ? (на языке объёмов и форм)

Архитектура – ? (конструкции и пространства)

Дпи – ? (и объёма, и цвета, и линий, и пространства)…

Две полученных за урок оценки выставляются в дневник.

Источник

Читайте также:  Световой планшет для рисования песком детский
Оцените статью