Урок рисования исторического события

Презентация к уроку ИЗО по историческим событиям.
презентация к уроку по изобразительному искусству (изо, 4 класс) по теме

На уроке ребятам предлагаеися нарисовать русского богатыря. Перед этим проводится беседа о великих событиях в истории Руси — Ледовое побоище и Куликовская битва. Рассмотрев картины, посвященные этим событиям, ребята приступают к работе.

Скачать:

Вложение Размер
led._poboishche_i_kul._bitva.pptx 2 МБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Ледовое побоище Щербаков А., Дзысь И.

Назарук В ячеслав М ихайлович

Александр Невский Снегом припорошены Прибрежные холмы. Чудское озеро – Это часть страны! Чудское озеро, Чудесная вода, У Чудского озера Ратные дела! Птица дикая В лесах гнездовья вьет. Чудское озеро Ей питье дает. Зайцы белые Истоптали снег. Чудское озеро Им дает разбег. Чудское озеро – Чудная вода. Завтра искупает Ратников она! Чудское озеро Чудаков плодит Чудское озеро Их завтра поглотит!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Хронология исторических дат по окружающему миру 4класс.

Для современного человека стало актуальным восстановление культурно-исторических связей с родным краем, своей малой родиной. Начинать этот процесс надо с детства, с самого доступного для детей – лично.

Данный проект является самостоятельной работой учащихся 4-х классов. В процессе работы над проектом ребята должны были не только познакомиться с отдельными историческими событиями , но и сделать.

СОЗДАНИЕ КАЛЕНДАРЯ ИСТОРИЧЕСКИХ СОБЫТИЙ .

СОЗДАНИЕ КАЛЕНДАРЯ ИСТОРИЧЕСКИХ СОБЫТИЙ.

Презентация к уроку по окружающему миру. 4 класс. Тема: Важные исторические события в России в XIX — XX веках.

Презентация к уроку ИЗО «Картины исторические и бытовые»3 класс.

Источник

Исторический жанр в живописи. Урок — выставка творческих работ.
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 7 класс) на тему

Материал данного урока может быть использована для обобщающего урока по жанру исторической живописи, а так же для проверки теоретических знаний учащихся.

Скачать:

Вложение Размер
конспект урока-выставки о историческом жанре 564.01 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 1 им.М.П.Кочнева

Урок – выставка творческих работ

с использованием НИТ

по теме «Исторический жанр в живописи»

Урок составила: учитель ИЗО Сухорукова Е.В.

Тема урока : Урок – выставка творческих работ по теме «Исторический жанр в живописи».

Цели и задачи урока: эстетическое восприятие культурного наследия русской живописи, воспитание патриотических чувств учащихся . Проверка теоретических знаний об историческом жанре и знаний картин исторического жанра. Развитие умений составлять описание картин, навыков работы в группах, представлять свою композицию на историческую тему.

Для учащихся: рабочие тетради, пустые бланки. Собственные работы на историческую тему.

Для учителя: компьютер, телевизор. Презентация картин исторического жанра, видеокассета «Третьяковская галерея». На доске «Лента времени», этюдник, план рассказа на доске.

— Итак, ребята вы завершили свои картины, в каком жанре они выполнены?

Постановка задач урока.

— Сегодня необходимо представить вам свои работы и вспомнить все картины и их авторов, которые мы изучали в этой четверти, поэтому вы сегодня получите несколько оценок за исполнение работы, за защиту своей работы (составление и представление), за теоретические знания о картинах великих художников.

  1. Актуализация знаний.
  1. Работа группами. Каждой группе выдается карточка, на которой написан автор и его произведение, с которым дети знакомились на уроках. Каждая группа составляет описание этой картины, и зачитывают его, другая группа учащихся узнают картину, обсуждают в группах и записывают в первый столбик бланка.

Ф. И. ученика ____________________________________________

Задание: Узнай и запиши автора и название картины.

Источник

Урок по ИЗО в 7-м классе «Историческая тема в искусстве. Творчество В.И. Сурикова»

Презентация к уроку

Цели урока.

  • Познакомить учащихся с жизнью и творчеством великого русского художника В.И. Сурикова.
  • Сформировать представление об историческом жанре в живописи.
  • Задачи урокаю

  • Дать понятие историческому жанру.
  • Познакомить с творчеством В.И. Сурикова.
  • Воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру и любовь к искусству.
  • Развивать ассоциативно-образное мышление, творческую и познавательную активность.
  • Тип урока: комбинированныйю

    Вид урока: урок с использованием ИКТ-лекция. Использование презентации позволит учащимся ознакомиться с картинами художника, этапами создания работы, проследить какие изменения претерпевала картина в период ее создания.

    Данный урок с использованием ИКТ хорошо использовать на день самоуправления, он поможет ученику подготовиться к уроку за короткий промежуток времени.

    Возраст учащихся: 7 класс.

    Программное обеспечение: Windows XP, CD-Rom, Microsoft Office 2007, Microsoft Power Point, мультимедийный проектор, доска для проектора.

    Автопортрет В. И. Сурикова. 1879 г.

    “Утро стрелецкой казни”. 1881 г. и фрагменты картины.

    “Меншиков в Березове. 1883 г. и фрагменты картины.

    “Боярыня Морозова”. 1887 г. и фрагменты картины.

    “Боярыня Морозова”. Эскизы к картине.

    Межпредметные связи: история, краеведение.

    План урока.

  • Организационный момент.
  • Опрос.
  • Изучение новой темы: “Историческая тема в искусстве. Творчество Василия Ивановича Сурикова”.
  • Закрепление материала.
  • Практическая работа.
  • Анализ работ.
  • Выставление оценок в дневник и журнал.
  • Рефлексия.
  • I. Организационный момент.

      Приветствие.
    1. Проверка готовности учащихся к уроку.

    II. Опрос. (Слайд 3)

    — На прошлом уроке мы с вами познакомились с крупнейшим в мире музеем русского искусства. Кто скажет как он называется? (Третьяковская галерея в Москве)

    — В каком году была основана Третьяковская галерея? (1856 г.)

    — Кто был основателем этого музея? (П.М. Третьяков)

    — Какие жанры наиболее популярны в Третьяковской галерее? (Жанр тематической и исторической картины)

    На уроке мы с вами сегодня познакомимся с исторической темой в искусстве. Более подробно рассмотрим творчество Василия Ивановича Сурикова.

    Ребята, давайте попробуем сформулировать цели и задачи нашего урока. (Учащиеся предлагают свои варианты).

    III. Объяснение новой темы. “Историческая тема в искусстве. Творчество Василия Ивановича Сурикова”.

    Исторический жанр — один из важнейших в изобразительном искусстве. Он объединяет произведения, в которых запечатлены значительные исторические события, герои прошлого.

    Исторический жанр — один из самых трудных в живописи. В процессе этого и последующего уроков у учеников должно сформироваться представление о том, что создать полотно, посвященное страницам истории, невозможно без широких исторических знаний, понимания закономерностей развития общества, умения обобщать и раскрывать сущность явлений. “Исторический живописец должен быть сродни ученому, — справедливо отмечает искусствовед Э. Кузнецова. — Ему надо досконально знать историю, археологию, подробности быта той эпохи, к которой он обращается. Он должен обладать богатой творческой фантазией, чтобы силой воображения убедительно и достоверно воссоздать историческое событие на полотне. Это совсем не легкая задача, если иметь в виду, что живописец, работающий в этом жанре, большей частью не имеет возможности основываться на личных впечатлениях от тех событий, фактов, людей, которых он изображает. От художника требуется не только талант, но и огромный упорный труд”.

    В искусстве отражается борьба разных представлений о добре и зле, о прекрасном и безобразном.

    Станковое искусство — раздумье художника, поиск ответа на поставленные жизнью проблемы.

    В любом произведении искусства главное — чувства, мысли, переживания и отношение художника к разным явлениям жизни.

    Василий Иванович Суриков — один из наиболее ярких представителей исторического жанра в русской живописи. Творчество этого художника настолько широко и многогранно, что рамки одного урока не в состоянии вместить всю содержательную сторону его живописных повествований.

    Каждая картина Сурикова: “Утро стрелецкой казни”, “Меншиков в Березове”, “Боярыня Морозова”, “Покорение Сибири Ермаком”, “Переход Суворова через Альпы”, “Степан Разин” и т. д.- это целая поэма о борьбе и страданиях, героизме и трагических испытаниях русского человека.

    Сегодня на уроке, знакомясь с творчеством этого художника, мы остановились на трех, наиболее значительных его картинах: “Боярыня Морозова”, “Меншиков в Березове”, “Утро стрелецкой казни”.

    В искусстве и судьбе Василия Ивановича Сурикова все ярко, неповторимо, талантливо. Родом он был из старинного сибирского города Красноярска. Предки художника по отцовской линии — потомственные казаки, те самые, что вместе с Ермаком пришли в Сибирь с Дона. Талант и упорство привели Сурикова, как некогда великого М. В. Ломоносова, из заснеженной Сибири в Петербург, в Академию художеств, которую он закончил с золотой медалью.

    Художник создает выразительные исторические полотна, делая народ основным героем своих произведений. Лучшие из них — “Утро стрелецкой казни”, “Меншиков в Березове”, “Боярыня Морозова”.

    Итак, начинаем наше знакомство.

    . Конец XVII в. в России — сложное, противоречивое время. Московское восстание 1682 г., стрелецкое восстание 1698 г. и жестокая расправа над их участниками стали трагической страницей русской истории. Стрельцы — старое допетровское войско, которое Петр заменил регулярной армией. Царевна Софья, мечтавшая о самодержавной власти, чувствуя недовольство измученных постоянными войнами, нищетой и бесправием стрельцов, возглавила мятеж. Их бунт расценивался как скрытый поединок между царевной Софьей и Петром I, который обернулся казнью более 1000 стрельцов, поверивших Софье. В полотне “Утро стрелецкой казни” нашла отражение противоречивая, полная социальных конфликтов атмосфера петровского времени.

    Тревожный пейзаж холодного утра пронизан ожиданием трагедии. Огромная народная толпа заполнила площадь. Скоро начнется казнь. Суриков тонко передает душевное состояние приговоренных к смерти и свидетелей казни, ощущение длящегося времени.

    В центре картины — стрелец, стоящий на телеге. Он прощается с народом, низко кланяясь ему по старинному русскому обычаю.

    Погружен в горькие и гневные размышления чернобородый стрелец. Этот человек не сломлен. В нем нет ни страха, ни смирения.

    Образ рыжебородого стрельца Суриков долго искал. “Рыжий стрелец это могильщик, на кладбище я его увидел, — рассказывал художник, — злой, непокорный тип”. С ненавистью и внутренней убежденностью смотрит рыжий стрелец на своего врага — царя, а тот словно отвечает ему остекленевшим от ярости взглядом. В пересечении их взглядов — непримиримость столкнувшихся сил.

    Великолепен портрет молодого Петра, с пламенем в глазах, с конвульсивно сжатым ртом.

    Мглистый сумрак раннего утра, в котором еще виден свет горящих свечей, создает образ трудного, мучительного рождения нового дня и воспринимается как поэтическая метафора, обобщенно выражающая смысл исторической минуты — “начало славных дней Петра мрачили мятежи и казни” (А.С. Пушкин).

    Вспомним историю нашего села. По историческим справкам заселение наших мест земледельцами — выходцами из России и Украины начинается в XVII веке. Это были беглые крестьяне и стрельцы, измученные нищетой и бесправием. Ни поселились вдали от трассы, на берегу реки. Село никогда не было в крепостной зависимости, его жители были записаны как государственные крестьяне. Единственным крупным земледельцем быль купец С.П. Рогожин, имевший у пруда Полянин 800 га земли и организовавший там образцовое хозяйство. Личность интересная, неординарная. О купце Рогожине С.П. мы поговорим на других уроках.

    А теперь обратимся к другой картине художника. Она очень похожа на семейный портрет, но какие исторические события скрываются за образами ее персонажей?

    На картине “Меншиков в Березове” изображена тесная, с низким потолком комната в холодной избе. За простым деревенским столом сидят четыре человека — Меншиков и его дети, последовавшие за ним в ссылку. В сущности, перед нами семейный портрет, но дети, словно покинутые сироты, отец же их во власти угрюмого одиночества.

    Сподвижник Петра I светлейший князь Александр Данилович Меншиков, фактический правитель Российского государства при Екатерине I, попал в опалу при императоре Петре II, был лишен всех своих должностей, чинов и сослан в сибирское селение Березов.

    Кажется, что тяжелые испытания, выпавшие на долю Меншикова, не сломили его, а еще более закалили. В его гордой осанке, уверенной позе, во властно сжатой руке сказывается волевой характер, черты гордого повелителя, но в угрюмом взгляде сквозят унижение, скованность, безысходность.

    Участь этого не сломленного испытаниями человека составляет драматический узел замысла Сурикова. Выразителен и энергичен резко очерченный профиль лица Меншикова с орлиным носом, плотно сжатыми губами, массивным подбородком, сурово нахмуренными бровями. Это излюбленный Суриковым образ русского человека из числа “ярых сердцем, могучих духом”. Фигура огромна и величественна. Кажется, он встанет — рухнет потолок, сломается “клетка”, в которой он заперт. “Пленный орел” — так назвал эту картину поэт и художник М.А. Волошин.

    Образ Меншикова убеждает своей жизненностью и духовной силой. Суриков долго искал его прообраз. И вот как-то “раз по Пречистенскому бульвару идет, вижу, Меншиков,- рассказывал Суриков.— Я за ним: квартиру запомнить. Учителем был математики Первой гимназии. В отставке. В первый раз и не пустил меня совсем. А во второй раз пустил. Позволил рисовать. На антресолях у него писал. В халате, перстень у него на руке, небритый — совсем Меншиков”. После этой работы с натуры появился “Мужской портрет”. Это изображение старика учителя Невенгловского.

    Для того чтобы добиться большей убедительности исторического персонажа, художник изучил бюст Меншикова работы Б. К. Растрелли.

    Глядя на картину, замечаешь, что в этой с виду мирной и спокойной семейной сцене каждый погружен в свои мысли, живет своей “отдельной” жизнью, почти не замечая других.

    К князю прижалась старшая дочь, Мария, — бывшая невеста императора. Ее огромные, невыразимо грустные глаза притягивают внимание. Нежный образ Марии — продолжение разыгравшейся трагедии. Дочь стала безвинной, безропотной жертвой крутого нрава своего отца, своего времени. Она не вынесла тяжести ссылки и через полгода умерла.

    Позы, жесты персонажей картины повествуют о, сложных переживаниях и чувствах. Им вторит цветовое решение образов. Сравните глубокие темные тона в одеждах Марии и светлые золотистые в украшенной узорами юбке младшей дочери Меншикова Александры. Она единственная не погружена в горькие думы, а увлеченно читает книгу. Обаятельный образ Александры создает ощущение уюта и спокойствия.

    Младшие дети Меншикова переживут страшную ссылку, но судьба их на воле будет несчастной, как и судьбы многих людей послепетровской эпохи. Картина рассказывает не только о семейной драме, но и трагическом переломе истории после смерти Петра I.

    В картине “Боярыня Морозова” Суриков вновь выбирает тему конфликта, при котором главный герой погибает, не предав своих убеждений. Боярыня Феодосия Прокопиевна Морозова (1632-1675) — раскольница, состоявшая в переписке с Аввакумом, оказывавшая ему материальную помощь, вступила в личное противоборство с правящим режимом, за что была заживо погребена вместе со своей сестрой Евдокией Урусовой в земляной тюрьме в Боровске. В глазах народа она была героиней-мученицей, отдавшей жизнь за правое дело.

    Движение раскольников в XVII веке — явление сложное. Суть его заключается не только в непризнании церковной реформы Никона 1653-1656 гг., в отстаивании старого обряда (например, защите двуперстного крещения, двукратного пения “Аллилуйя” и др.). Во второй половине XVII-XVIII в. раскол был идейным знаменем антифеодальных и оппозиционных движений, своеобразной формой протеста против усиливающегося гнета и закрепощения крестьян. К движению раскольников примкнуло большое количество простых людей.

    Картина сразу производит сильное впечатление звучностью красок, напряженным состоянием персонажей.

    Дочерна синее пятно, фигура раскольницы, ее бледное, вдохновенное лицо — центр огромного полотна. Высоко поднятая рука с двуперстием воспринимается как страстный призыв к народу следовать старой вере.

    Этот выразительный жест подчеркнут Суриковым особо: он продолжается, зрительно удлиняется линией шубы, спадающей с телеги на снег. Художник усиливает воздействие взгляда Морозовой противопоставлением двух профилей: вдохновенного боярыни и грубого с глумливой усмешкой возничего.

    В многоликой толпе свидетелей духовного подвига Морозовой каждый имеет свою “биографию”. Слева от саней, увозящих Морозову,- недруги, равнодушные наблюдатели и сочувствующие горожане. Различно отношение к раскольнице: здесь и злобно смеющийся поп в лисьей шубе, веселящийся со своим соседом, богатым купцом, и потрясенные бояре, и мальчик-подросток.

    Толпа справа от саней объединяет многих единомышленников раскольницы: юродивый, странник, меднолицый татарин, старуха мамка, боярышни, сестра Морозовой Евдокия Урусова, идущая за санями. В пластическом решении образов сочувствующих, а особенно в образе Урусовой, Суриков, кажется, обращается к теме “оплакивания”, характерной для древнерусской живописи.

    Склонившаяся боярыня в золотистом платке и голубой шубке стала одним из проникновенных образов в картине. В нем воплотились идеалы женской красоты и поэтичности допетровского времени.

    В горестном раздумье застыла старуха мамка. Суриков — мастер “говорящих” деталей: из-под расшитого золотом платка старухи виднеется темный повойник раскольницы.

    Среди сочувствующих Морозовой лишь юродивый открыто отвечает двуперстием на ее призыв. В нем сильно горение веры, которое заставляет забывать о физических страданиях. “Я его на снегу писал. на снегу все пропитано светом. если бы я ад писал, то в огне позировать бы заставил бы и сам в огне сидел”,- говорил художник. “Ничего от себя, все с натуры” — таков был неизменный принцип творчества Сурикова. Отсюда подлинная жизненность и правда, которой отмечено в картине все, начиная с характеров действующих лиц и кончая тончайшими бытовыми деталями.

    В исторической картине всегда, так или иначе, просматривается авторская позиция. Не случайно раздумывающий над смыслом происходящего странник с посохом похож на самого автора.

    Чтобы передать состояние многоликой толпы, раскрыть сложнейшие переживания людей, художнику понадобилась упорная четырехлетняя работа, в процессе которой постепенно, от эскиза к эскизу, от наброска и натурных зарисовок к уточнению эскиза формировался окончательный вариант композиции.

    Сохранившиеся эскизы к картине свидетельствуют о композиционных исканиях художника. В каждом карандашном эскизе можно вычленить определенную узкую задачу, которая на этом этапе стояла перед художником.

    Интересны эскизные карандашные наброски, расположенные на одном листе. Здесь художник ведет поиск общей композиции, положения линии горизонта, соотношения центральной фигуры Морозовой и окружающей ее толпы. Один эскиз был, вероятно, выполнен первым. “Он наиболее четкий и уверенный по штриху, пейзаж здесь разработан довольно подробно. На двух других начинается проверка композиционного варианта. На последующих эскизах художник ищет соотношение движения саней и толпы. Однако убедительно изобразить движение не удается, так как нет размаха, расширяющегося задника саней. По всей вероятности, видя, что впечатление от движения саней не создается, не наметив даже левую часть толпы, Суриков переходит к другому наброску”.

    Наиболее ранний из сохранившихся цветовых эскизов к “Боярыне Морозовой” — эскиз 1881 г. (Государственная Третьяковская Галерея).

    “Морозова сидит, прикованная к высокой скамье. Таким образом, Суриков воспроизводит ее позу во время первой поездки на допрос. Вертикальное положение тела, сравнительно спокойная поза — все это еще не дает той динамической напряженности, которая появится в картине. Народный характер события и конфликт между сторонниками и противниками намечены пока очень слабо. В эскизе нет того стремительного диагонального деления полотна направлением едущих саней, которое появится в окончательном варианте. Еще нет ощущения единства боярыни Морозовой с той частью толпы, которая ей сочувствует”.

    Этот небольшой экскурс в историю создания “Боярыни Морозовой” лишний раз свидетельствует о том, что историческая картина не может родиться без трудоемкой подготовительной, поисковой работы. Каждая деталь в картине — явление не случайное, чтобы достичь достоверности, художник прибегает к натурным зарисовкам и наброскам, ищет прототипы для своих полотен в реальной жизни.

    IV. Закрепление материала.

      Дайте определение понятию “Исторический жанр”.
    1. C творчеством какого художника мы познакомились на уроке.
    2. Как называются картины?

    V. Домашнее задание.

    — На протяжении следующих уроков вам предстоит создать живописную работу, посвященную страницам истории. Один из сложных этапов — первый — выбор сюжета и поиск наиболее выразительной композиции. Для того чтобы образы будущих работ были глубоко прочувствованными, осмысленными, каждый дома подберите материал и обоснуйте свой выбор. Напишите об этом в тетради.

    Направить свой поиск в нужное русло вам помогут вопросы (вопросы раздаются учащимся):

    (Слайд 28)

      Как вы понимаете слова Сурикова: “Нет ничего интереснее истории, только читая историю, понимаешь настоящее”?
    1. Какому историческому событию (незаурядной личности) вы хотели бы посвятить живописную работу?
    2. Какой момент исторического события вы положите в основу композиции? Почему?
    3. Какие литературные произведения вы читали об этом событии (или герое)? Знаете ли вы живописные или графические работы, посвященные этим событиям?
    4. Каким образом в своей будущей композиции выделите смыслообразующий центр?
    5. Какие цвета будут помогать зрителю понять вашу основную мысль?
    6. Как вы назвали бы свою картину?
    7. Почему вами выбрана эта тема, что хочется в ней выразить?

    VI. Выставление оценок в дневник и журнал.

    VII. Рефлексия. У меня на столе лежат сердца 3 цветов, если Вам занятие понравилось, уходя с занятия, возьмите себе сердце красного цвета, если не понравилось – синего, если вы остались равнодушны – серого.

    Источник

    Читайте также:  Как называется бумага при рисовании
    Оцените статью