- Конспект урока ИЗО «Натюрморт» 3 класс план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 3 класс) на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
- Конспект урока изобразительного искусства (3 класс). Тема: Картина-натюрморт. УМК «Школа России» план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 3 класс)
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
Конспект урока ИЗО «Натюрморт» 3 класс
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 3 класс) на тему
Цели и задачи: систематизировать знания о видах и жанрах изобразительного искусства (натюрморт); ознакомить с конструкцией, сквозной прорисовкой, линейным построением, светотенью, элементами перспективы, способами рисования от общего к деталям и комбинирования деталей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
формировать графические навыки в изображении объемных предметов простой формы и умение определять оттенки «холодных» и «теплых» | 21.57 КБ |
Предварительный просмотр:
НАТЮРМОРТ. В МУЗЕЯХ ХРАНЯТСЯ КАРТИНЫ – НАТЮРМОРТЫ.
Цели и задачи: систематизировать знания о видах и жанрах изобразительного искусства (натюрморт); ознакомить с конструкцией, сквозной прорисовкой, линейным построением, светотенью, элементами перспективы, способами рисования от общего к деталям и комбинирования деталей; развивать зрительные представления и впечатления от натуры, чувство пропорции, соразмерности (размещение 2–4 предметов на листе крупно); формировать графические навыки в изображении объемных предметов простой формы и умение определять оттенки «холодных» и «теплых» цветов с целью развития художественного вкуса и наблюдательности, верной передачи особенностей натуры; развивать умение рисовать с натуры или по представлению.
Оборудование урока: для учителя – натурная постановка (натюрморт на фоне белого листа или цветной однотонной драпировки); методическая таблица «Последовательность ведения живописной работы (натюрморт)»; наброски с натуры овощей и фруктов (детские и студенческие работы); для учащихся – акварель, гуашь, бумага, кисти, графические материалы.
Зрительный ряд: слайды, репродукции натюрмортов с ярко выраженным настроением; В. Стожаров «Чай с калачами», «Квас» и др.; И. Хруцкий «Натюрморт с братиной», «Цветы и плоды»; И. Машков «Фрукты на блюдце», «Ананасы и бананы», «Московская снедь», «Хлеба»; И. Грабарь «Неприбранный стол», «Рябина», «Груши»; А. Лентулов «Овощи», «Натюрморт»; Поль Сезанн «Фрукты», «Натюрморт с кувшином и баклажанами», «Персики и груши»; Балтазар Ван дер Аст «Фруктовая корзина»; Антонио Переда «Натюрморт. Завтрак»; Шарден «Атрибуты искусств. Натюрморт»; А. Матисс «Синий горшок и лимон»; П. Кончаловский «Поднос и овощи», «Персики»; К. Коровин «Натюрморт. Цветы и фрукты», «В мастерской художника»; А. Герасимов «Розы»; Г. Попов «Ягоды и овощи»; П. Кузнецов «Утро. Натюрморт», А. Дейнека «Клубника»; И. Репин «Яблоки и листья»; И. Шишкин «Мухоморы. Этюд »; В. Ван Гог «Подсолнухи».
I. Организация класса.
II. Вводная беседа.
Учитель вместе с детьми вспоминают жанры изобразительного искусства. Далее рассматривается один из жанров искусства – натюрморт. ( Демонстрация иллюстраций. )
Если видишь на картине
Чудо-вазу на столе,
В ней стоит букет красивых
Стоит множество посуды,
И стеклянной и простой,
Может, чашка или блюдце
С золочёною каймой.
А ещё и так бывает:
Нарисована там дичь.
В завершение положим
Спелых персиков и слив.
А ещё в картине может
Нарисованным быть торт.
И поэтому картина
Справка. Натюрморт (в переводе с фр. – мертвая природа ) – изображение неодушевленных предметов. Этим словом называют сложный и разнообразный жанр изобразительного искусства, а также отдельные произведения, художественно воспроизводящие домашнюю утварь, музыкальные инструменты, цветы, фрукты, овощи, битую дичь и другие неодушевленные предметы. Возник натюрморт в связи с развитием реализма в живописи и по мере расширения технических и познавательных возможностей художников определился в XVII веке как самостоятельный жанр.
Замечательные школы натюрморта сложились в Голландии, Франции, Испании, России. Натюрморт выполняет различные функции. Например:
– декоративный натюрморт – запечатлевает красочность, изящество и пышность природных форм, несколько утрируя и преобразуя их, украшает интерьер;
– символический натюрморт – изображаются свечи, череп, песочные часы и др. предметы – символы, натюрморт напоминает о быстротечности человеческой жизни, времени.
Натюрморт для обучающихся рисованию – очень удобная во всех отношениях натура: она неподвижна, на длительное время сохраняет свой внешний облик, предметам может придать любое положение и получить интересное сочетание форм, движений, фактур, величин и окрасок. Натюрморт учит решать основные учебные задачи, а вместе с ними и задачи творческие. Натюрморт говорит о жизни людей разных времен; даже рисуя неодушевленные предметы, можно многое выразить, сказать о жизни людей. ( См. Приложения, рис. 81. )
Шесть фарфоровых подруг
На скатёрке встали в круг,
Нас попотчевать чайком. ( Чашки .)
Блестит ярко мой мундир,
На столе я – командир.
Знают чашки, чайник:
Я большой начальник. ( Самовар .)
Две сестры: одна, большая,
Кашу манную мешает.
Ну а меньшая сестрёнка
Чай помешивает звонко. ( Ложки .)
А откусишь – сладко! ( Яблоко .)
Только шея тонка. ( Тыква .)
Золотое решето чёрных домиков полно.
Не шит, не кроён, а весь в рубцах,
Без счёту одёжек, а все без застёжек. ( Капуста .)
Летом в огороде, свежие, зелёные,
А зимою в бочке жёлтые, солёные.
Как зовут нас? ( Огурцы .)
Повернулось к солнцу
Золотое донце. ( Подсолнух .)
Много халатов надето
На куклу жёлтого цвета,
Султан на голове чёрен,
Все тело из зёрен. ( Кукуруза .)
Расселась барышня на грядке,
Одета в лучшие шелка.
Мы для неё готовим кадки
И крупной соли полмешка. ( Капуста .)
Скинули с Егорушки
Плакать без горюшка. ( Лук .)
На сучках висят шары,
Посинели от жары. ( Слива .)
С красными угольками. ( Гранат .)
И на горке, и под горкой,
Под берёзой и под елкой,
Хороводами и в ряд
В шапках молодцы стоят. ( Грибы .)
Учитель. Рассмотрим иллюстрации, репродукции и ответим на вопросы:
– Что такое натюрморт?
– Какие натюрморты на репродукциях вам нравятся больше и почему? Назовите авторов картин.
– Какие цвета (теплые или холодные) преобладают в них? Почему?
– Что объединяет все предметы одного натюрморта? ( Тема, принадлежность .)
– Почему в изображении плодов краски различаются по светлоте: одни светлее, другие темнее?
– Как художники передают объем овощей и фруктов на плоской поверхности картин? Почему более светлые мазки на всех плодах, предметах располагаются с одной стороны, а темные – с другой? Какую роль здесь играет солнечный свет? ( Верно: солнечный свет, освещая предметы, делает их с одной стороны светлыми (это свет), с другой – темными (тень). Свет и тень помогают передать объемное изображение предметов, их реальность .)
III. Работа учащихся над заданием.
1. Игра-упражнение «Живая картина».
Класс делится на три группы (по рядам парт), каждая из которых изображает следующее:
1-я группа – радостный, торжественный натюрморт;
2-я группа – нежный, певучий натюрморт;
3-я группа – мрачный, печальный, грустный натюрморт.
2. Натюрморт с натуры.
Освоение приемов изображения натюрморта удобнее начать с рисования хорошо знакомых объемных предметов. У нас сегодня натюрморт из овощей и фруктов. Тема эта «вкусная» и рисовать ее очень приятно. Каждый фрукт и овощ имеют основную форму, цвет, которые нужно увидеть. Они могут совпадать у разных фруктов и овощей, но цвет и детали присущи им свои.
Последовательность выполнения работы:
1) На подготовительном этапе карандашом очень светлыми линиями наметим контуры всех предметов. Желательно рисовать без исправлений резинкой, во всяком случае, не злоупотреблять ею: разрушенная резинкой фактура бумаги темнит и глушит цвет. Такими же тонкими линиями отметим границы бликов и теней всех предметов натюрморта и среды.
2) На первом этапе работы краской начнем с общей цветовой характеристики натюрморта, для этого приготовим малонасыщенную смесь – колер, который прозрачным слоем нанесем на все части рисунков, исключая блики.
3) На втором этапе живописи моделируется объемная форма всех предметов и передается их освещенность. Отдельными мазками усиливаем насыщенность цвета освещенных сторон. Цвет теней сплошной, на него влияет среда. Их прокладывают прозрачными, но более темными красками. Каждый мазок, положенный для изображения теней, должен быть взят относительно света примыкающих к нему поверхностей других предметов и других теней по цветовому тону, насыщенности и светлоте.
4) На третьем этапе работы продолжаем моделирование объемной формы и пространства более тонкими оттенками цвета. Всякий положенный на бумагу мазок сверяем с натюрмортом, попеременно переводя глаз то на изображение, то на натуру. Это позволяет увидеть, передана ли та цветовая пропорция, которая есть в натуре. Изображение цветовых оттенков на свету, полутени, тени постепенно приводит к тонкой моделировке формы, к изображению пространства и освещенности.
5) На последнем этапе все цвета обобщаем, если надо, выделяем какие-то части более насыщенным цветом, а чрезмерно яркие, вырывающиеся из общей цветовой гаммы, гасим. Подчеркиваем резче или смягчаем контуры некоторых предметов. Рисунок завершен. ( См. Приложения, рис. 82. )
Справка. Лессировка – многослойная живопись по предварительно просохшему слою краски, с постепенным усилением цвета.
А ля-прима – живопись сразу в один прием и слой, приемом вливания цвета в цвет. Часто «по-сырому».
Художники нередко пользуются муляжами – макетами фруктов, овощей и других недолговечных предметов, копиями предметов быта, искусства.
Целесообразно показать, как пользоваться рамкой – видоискателем – и раскрыть ее роль в поисках выразительной композиции.
3. Дидактическая игра-мозаика «Натюрморт».
Собрать натюрморт из разрезанных частей (можно за основу взять копии репродукций, фотографий натюрмортов). Карточки можно раздать: по рядам, на 2–3 парты или на весь класс – исходя из возможностей.
Просмотр и анализ выполненных работ.
Учитель отмечает красиво найденные сочетания цветов в передаче характера предметов натурной постановки.
Анализ общих ошибок.
Уборка рабочих мест.
Домашнее задание: дома составить композицию для натюрморта (постановки) из реальных предметов (посуда, ткани-драпировки, цветы, фрукты, овощи, декоративные предметы). Принцип компоновки – не бояться поставить рядом вещи, которые в жизни разделены. Может быть, им есть что рассказать друг другу?
Посмотреть в музеях, на выставке натюрморты разных авторов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Целью данного урока является развитие умения писать большую букву в именах людей.
Тема урока: «Дикие и домашние животные» Тип урока: открытие новых знаний.Цель урока: познакомить детей с отличительными признаками диких и домашних животных, закрепить знания о животн.
Источник
Конспект урока изобразительного искусства (3 класс). Тема: Картина-натюрморт. УМК «Школа России»
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 3 класс)
Цели деятельности учителя: ознакомление учащихся с многообразием форм изображения мира вещей в истории искусства, ознакомление с жанром натюрморт.
Планируемые результаты:
знать: жанр натюрморт.
уметь: составлять композицию из предметов.
-проявлять интерес к изучению нового материала, познавательную активность;
-вырабатывать свои мировоззренческие позиции;
-оценивать аргументировано свои работы и работы одноклассников.
Тип урока: открытие нового знания
Оборудование: клей, картон, цветная бумага, ножницы, учебник, клей, презентация.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
картина натюрморт | 27.24 КБ |
натюрморт | 1.1 МБ |
Предварительный просмотр:
Дата: 22.04.20 ФИО студента: Засько Ю. В.
Школа: МОУ «Подовинновская СОШ» ФИО учителя: Засько Е.В.
Класс: 3 ФИО руководителя практики: Подгорская Т.А.
КОНСПЕКТ УРОКА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
Цели деятельности учителя: ознакомление учащихся с многообразием форм изображения мира вещей в истории искусства, ознакомление с жанром натюрморт .
знать: жанр натюрморт.
уметь: составлять композицию из предметов .
-проявлять интерес к изучению нового материала, познавательную активность;
-вырабатывать свои мировоззренческие позиции;
-оценивать аргументировано свои работы и работы одноклассников.
Тип урока: открытие нового знания
Оборудование: клей, картон, цветная бумага, ножницы, учебник, клей, презентация.
1.Самоопределение к деятельности
Словесный: слово учителя
Вот и прозвенел звонок,
Нужно нам начать урок.
Встаньте прямо, подтянитесь
И друг другу улыбнитесь.
А теперь садитесь!
Р: личностное включение в учебную деятельность
2.Актуализация знаний и мотивация
-Кто вспомнит, над какой темой мы работаем в этой четверти?
Включено в презентацию для дистанционного выполнения
-Кто может сказать, что такое музей?
-Как одним словом называют художественное произведение?
-А где сейчас картины живут?
-Какие художественные музеи вы знаете в нашей стране?
— С картинами, каких жанров вы познакомились на прошлых уроках?
-тема 4 четверти «Художник и музей»
— Музей ( от греч.museion- храм муз)- особое учреждение, в котором занимаются собиранием, хранением, экспонированием произведений искусств, памятников археологии, истории и др.
— В художественных музеях
— Третьяковская галерея, Эрмитаж, Русский музей
-Картина-пейзаж, картина- портрет
П: выделение известной информации и структурирование знаний
3.Постановка учебной задачи
Включено в презентацию для дистанционного выполнения
-Чтобы узнать с каким жанром картин мы сегодня познакомимся, прослушайте стихотворение.
Если видишь на картине
Чашку кофе на столе,
Или морс в большом графине,
Или розу в хрустале,
Или бронзовую вазу,
Или груши или торт,
Или все предметы сразу,-
Знай, что это натюрморт!
— Предположите, какую тему мы будем изучать?
— Какие цели мы поставим?
— Познакомиться с жанром натюрморта; учиться составлять композицию из предметов.
Л: проявление активности в общей работе
4.Открытие нового знания
Включено в презентацию для дистанционного выполнения
Знакомство с новым материалом
— Ко знает, что означает слово «натюрморт»?
— Итак, что же может быть изображено на натюрмортах?
— Изображая натюрморт, художник обращает внимание на особенности формы, поверхности предметов, их деталей, взаимного расположения в пространстве.
— Среди мастеров натюрморта можно назвать имена Петра Петро́вича Кончало́вского ( «Сирень»), Машкова Ильи Иванович а ( «Ягоды на фоне красного подноса»), Алекса́ндра Васи́льевича Купри́на ( « Натюрморт с синим подносом »).
— Посмотрите на слайд, что изобразили художники в этих натюрмортах?
-А какие эмоции они передают?
— Посмотрите на доску.
— Эти композиции подготовлены мной
— Показ 2-3 образцов (иллюстраций)
— Что вы видите? Где стоят все предметы в натюрморте?
-Как стоят предметы по отношению друг к другу? Есть предмет самый большой, а вокруг него — предметы расставлены то ближе. То дальше.
-Обратите внимание, что фрукты загораживают вазу.
-Какие цвета я использовала
-Обращаю Ваше внимание, что лист можно выбрать как хотите- либо вертикально, либо горизонтально. Объясните, почему?
— правильно, если сосуд высокий и узкий, то лист следует взять вертикально. Расскажите, в каком случае надо лист расположить горизонтельно.
-Сегодня мы будем выполнять композицию аппликативно из цветной бумаги. Работать будем парами.
-Сейчас я покажу вам поэтапное выполнение композиции.
-Сначала выбираем фон стены- лист цветной.
-Затем выберем форму стола и приклеим ее внизу листа
Какой предмет мы сейчас будем выполнять? Большой-это сосуд.
-Каким способом лучше выполнить вазу? Почему? Она симметричная.
-Выберем лист цветной бумаги для вазы, и складываем из пополам, берём ножницы и вырезаем половинку формы вазы.
— Размещаем получившуюся вазу в центре, не поднимая ее слишком высоко, и не опуская слишком низко. И приклеиваем ее.
— Далее дополним вазу цветами,
— Как мы можем сразу вырезать много одинаковых цветов? вырезаем и приклеиваем их рядом с вазой.
— В конце будем вырезать фрукты таким же образом, как и вазу, вырезаем и приклеиваем, загораживая вазу
Постановка творческой задачи
-Изобразите натюрморт (картон, цветная бумага, ножницы, клей)
-Сейчас, вы будете приступать к самостоятельной работе. Я вам рекомендую выполнить эту работу в парах. Кто-то будет выполнять одну часть работы, кто-то другую.
— демонстрация удачных работ
— напоминание детям о ограниченном времени
-Натюрморт – это картина, на которой обычно изображают различные предметы обихода
-цветы, посуда, старинные предметы и тд.
-В этих натюрмортах художники показали щедрость природы, спелость и сочность фруктов, прелесть цветов.
Источник