Урок рисования 4 класс терем

Узорочье теремов.
презентация к уроку по изобразительному искусству (изо, 4 класс) по теме

Презентация по изобразительному искусству на тему: «Узорочье теремов» в 4 классе, 2 четверть.

Скачать:

Вложение Размер
Презентация по изобразительному искусству на тему: «Узорочье теремов» в 4 классе, 2 четверть. 2.92 МБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Узорочье теремов. Выполнила Битюцких Н.Е. Учитель ИЗО ГБОУ ГСГ

В Васнецов. «Сивка бурка»

Город чудный, город дивный Ты вместил в свои концы И посады, и деревни, И палаты, и дворцы ! Кремль в Измайлово

Теремной дворец Московского Кремля

Интерьер Теремного двореца Московского Кремля

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Представлен подробный план – конспект учебного занятия по изобразительному искусству для 3 класса по теме «Деревянное зодчество России. Повтор узоров резного узорочья».

Представлен подробный план – конспект учебного занятия по изобразительному искусству для 3 класса по теме «Двор что город, изба что терем. изображение терема для сказочных героев».

Сценарий урока изобразительного искусства для 4 класса «Узорочье теремов».

Урок построен в форме путешествия во времена прошлого. Учащиеся знакомятся с архитектурой зданий. Подробно разбирается внешнее и внутреннее строение терема, его убранства и оформление стен, сводов, ок.

презентация к внеурочным занятиям по курсу Петербургское Узорочье&quot.

Цели деятельности учителя: знакомство учащихся с образами теремной архитектуры, с декором палат; пояснение разныхназначений декора; выяснение связей природных узоров и оформления. Планируемые рез.

Источник

Узорочье теремов.
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 4 класс) на тему

Скачать:

Вложение Размер
tema1.docx 20.08 КБ
flowers06.ppt 1.75 МБ

Предварительный просмотр:

Тема: Узорочье теремов.

Цель : 1.познакомить с декором палат и терминов; пояснить разное назначение декора; выяснить связь природных узоров и оформления ;

Начать предварительную работу к комплексному заданию; познакомить с терминами «интерьер», изразец»;

2.развивать внимание, память, наблюдательность, творческие способности;

3.воспитывать аккуратность, терпение, любознательность.

Планируемые результаты: ученики повторят специфику изготовления панно; используют навыки рисования; приобретут знания о многообразии оформительского декора; создадут основу для изготовления панно.

2.Работа по теме.

1)Самоопределение к деятельности.

-Представьте себе, что вы получили новую квартиру и её нужно оформить по своему вкусу. С чего обычно начинает свои действия новосёл?(С ремонта своего жилища.)

-Но давайте силой воображения перенесёмся в давние времена, например в Россию 18 века. И оформлять вам тогда придётся не современную квартиру или комнату, а пространство боярского терема.

-Кто догадался, с чем мы с вами будем сегодня знакомиться?

-Сформулируйте тему урока . Слайд 1

-Сегодня вы сделаете заготовку для панно, работу над которым завершите на следующем уроке. Пано будет представлять собой интерьер боярского терема – живописную картину его внутреннего убранства, Просторное помещение такого терема украшено разнообразными узорами. Поэтому сегодня вы встречаетесь с новым словом «узорочье».

2)Беседа по теме.

Город чудный, город дивный

Ты вместил в свои концы

И посады, и деревни,

И палаты, и дворцы ! Слайд 2 (изображение древнерусского города)

-Я приглашаю посетить вас терема.

— Какое красивое название «терем», «Терем-теремок». Вам знакомо это слово? (Да, терема есть в сказках.)

— Да, в русских народных сказках часто говорится о царских палатах в высоких теремах, где у окна царевна сидит.

* Показ «сказочного терема» (иллюстрация И.Васнецова к сказке «Сивка-Бурка») Слайд 3

-Но я вас хочу пригласить не в сказку, а в терем который и по сей день стоит на земле московской. Перед вами Теремной дворец Московского кремля. Слайд 4

— Блестит расписная в «шахмат» кровля дворца. Даже не верится, что перед тобой не сказка, а явь. В старину здание из камня возводились редко, и Теремной дворец вызвал восторг всей Москвы. Позже знатные бояре, купцы стали строить терема и каменные палаты. Красочность, нарядность окутали дворцы и терема. Белокаменные кружева оплели окна. Слайд 5

-Витые столбики, двойные арочки над крыльцом – всё это создавало новый облик города.

-А теперь давайте войдем внутрь терема. Слайды 6-8

-Каков же интерьер данного помещения?

-Что такое интерьер? (От французского слова «внутренний», означает убранство помещения и предметы, которые украшают его.)

— Какие помещения изображены на этих иллюстрациях?(Царские палаты.)

-Что размещено на заднем плане иллюстраций? (Большие фигурные окна.)

-Какую мебель вы здесь видите?

-Как оформлено помещение? (Цветочный рисунок на стенах, окантовка по арке окон.)

-Чем отличаются детали мебели? (У стола и лавках резные фигурные ножки.)

-В каких тонах оформлена палата?

-Какие тона относятся к тёплым, холодным?

– Комнаты терема назывались палаты . Потолки в палатах были сводчатые, скругленные как небосвод и поддерживались крепкими витыми столбами — колоннами. Самые большие залы, где устраивались пиры, называли – гридницы. В палатах стояли столы лавки, княжеский трон. А на стенах можно увидеть портреты князей, бояр.

-В каком тоне раскрашен потолок? (В холодном тоне с рисунками, изображающими небесные светила и знаки зодиака.)

-Почему для росписи потолка выбран оттенок холодного тона? (Чтобы купол казался выше.)

-В кеаких тонах раскрашены стены? (В тёплых, с цветочными узорами.)

-Обязательно ли размещать мебель исключительно вдоль стен комнаты?

-Какие ещё варианты сочетания и расположения мебели можно придумать?

-Почему при оформлении интерьера отдавали предпочтение сочетанию жёлтого и красного цветов? (Это передавало ощущение богатства и позолоты при изображении царских покоев.)

— Ребята, поделитесь своими впечатлениями и чувствами, которые пробуждает красота древних палат Московского кремля.

— Русские мастера с любовью украсили стены и сводчатые потолки передали настроение веселья и радости.

В терему резные двери,

На дверях цветы и звери,

В изразцах на печке в ряд

Птицы райские сидят,

По стенам резные лавки

И дубовый стол резной.

Возле печки сохнут травки;

Собирали их весной.

— Как же называется такой рисунок, который служит для украшения архитектуры, интерьера и предметов быта?( Рисунок, служащий для украшения предметов или архитектуры, состоящий из ритмически упорядоченных элементов называют – узор или орнамент .)

-Какие виды орнамента Вы знаете, и почему они так называются? ( Геометрический орнамент состоит из геометрических фигур. Растительный орнамент составлен из трав, листьев, цветов. Поэтому русские мастера изображали красоту русской природы. Зооморфный орнамент всегда состоит из стилизованных птиц, зверей .) Слайд 9

-В древней Руси орнаменты имели магический смысл – являлись оберегом, защищали людей по их представлению от «дурного глаза» и «нечистой силы». С принятием христианства на Руси изменился смыл орнамента, теперь он выражает роскошь и богатство.

— В декорирование интерьера теремов, какому виду орнамента отдают предпочтение русские мастера?( Русские мастера для украшения палат отдают предпочтение растительному орнаменту.)

— О чем это говорит?( Мастера стремились показать, красоту певучесть русской природы. Художник словно любуется каждым листочком, цветочком.)

— Правильно вы ребята подметили, что художник любуется красотой природы, показывает через плавные линии певучесть мягкость родной природы. Всюду изгибаются стебли зеленных побегов, цветут сказочные цветы с причудливыми лепестками. Смотрите, среди этих прекрасных цветов примостились сказочные львы и райские птицы. Значит, художник не ограничился только растительным орнаментом.

3)Пояснения для самостоятельной работы.

  1. Рисуем главную стену палаты.
  2. Показываем глубину комнаты.
  3. Наметить сводчатый потолок.
  4. Наметить столбы – колоны, на которых держится свод.
  5. Изображение витых колон.
  6. Наметить окна.
  7. Последовательное изображение окна.
  8. Наметить рисунок пола.
  9. Украшение элементов интерьера орнаментом.
  10. Цветовое решение фона.
  11. Изображение мебели.
  12. Выразительность работы.

5) Практическая работа. Слайд 10

  • При выполнении практической работы учитель напоминает последовательность выполнения работы.
  • По необходимости дает индивидуальные рекомендации.
  • Напоминает об общей аккуратности.
  • По окончании работы ученики приводят в порядок рабочие места.

-Назовите вид работы, которым вы занимались сегодня на уроке.(Рисование.)

-Какие принадлежности вам понадобились?

-Что вы изображали?

-Чем отличаются царские палаты по своему назначению?

-Какие орнаменты можно использовать при их оформлении?

Источник

Урок изобразительного искусства 4 класс «Школа России» Тема «Узорочье теремов»
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 4 класс) на тему

Сценарий урока изобразительного искусства для 4 класса «Узорочье теремов»

Скачать:

Вложение Размер
Сценарий урока изобразительного искусства 4 класс «Узорочье теремов» 20.94 КБ
Презентация к уроку изобразительного искусства 4 класс «Узорочье теремов» 2.68 МБ

Предварительный просмотр:

Цели и задачи: познакомить учащихся с образами теремной архитектуры; дать представление о вариантах украшения царских палат (роспись, орнамент, изразцы); учить выражать настроение в живописи; развивать творчество, композиционное мышление; воспитывать интерес к миру прекрасного, культуре своего народа.

Зрительный ряд: фотографии Теремного дворца в Москве, набор фотографий «Древние палаты Московского Кремля», образцы орнаментов.

II. Беседа по теме урока.

На предыдущих уроках мы познакомились с культурой, бытом, народным костюмом наших предков, посетили деревенские праздники и совершили экскурсию по старинным улицам городов Золотого кольца России.

О чём рассказали нам эти уроки? (Ответы детей: об особенностях крестьянского быта, красоте и устройстве православных храмов и церквей, о русских красавицах и богатырях.)

Сегодня я приглашаю вас на прогулку в древнюю Москву. М ы пройдёмся по улицам, где жили богатые горожане. Здесь вы увидите замысловатые постройки, отличающиеся от деревенских изб. Они являются неотъемлимой частью Городов того времени. Недаром даже в устном народном творчестве и русских сказках мы встречаем упоминание об этих красивых, впечатляющих по размеру и убранству, постройках.

Как вы думаете. О чём пойдёт речь? (О теремах) Не просто о теремах. (Об их украшении0

Чем их могли украсить? (Узорами)

Правильно тема нашего урока: «Узорочье теремов» Слайд 1

Мы пройдём по улицам древнего русскогг города. И вот мы уже красны девицы и добры молодцы, собравшиеся на ярмарку. Слайд 2

В каких сказках мы встречались с теремами? («Теремок», «Сказка о мёртвой царевне…», «Сивка-бурка») Дети сопровождают ответы кратким описанием эпизодов, связанных с упоминанием терема в сказках. Слайд 3

Что мы можем сказать о тереме?

К середине 16 века города перестали выполнять роль крепости. Зажиточные горожане и купцы возводили крепкие деревянные дома, отличавшиеся разнообразием размеров и форм сочетавшихся в них построек. Башенки, светлицы, всевозможные лестницы, балконы. Дома стали многоэтажными.

Зодчие старались украсить эти конструкции. Во всю старались мастера резьбы по дереву. Незамысловатые инструменты древних плотников создавали поистине шедевры, которыми могут любоваться и наши современники. Слайд 4

В старину здания из камня воздвигались редко, и Теремной дворец-сооружение каменных дел мастеров вызывал восторг всей Москвы. Люди говорили о дворце: «Зело причудливые палаты». Слайд 5

Кованые решётки на окошках, расписные наличники, лепнина, узорчатая крыша. Всё в убранстве каменного терема удивляло и радовало глаз. Слайд 6

Украшать свой терем старались не только снаружи, но и внутри.

Палаты терема изнутри напоминают расписную шкатулку. Сводчатые потолки в них поддерживались крепкими, толстыми столбами. Слайды 7-8

Обратите внимание на мебель. Что мы видим? Как расставлялась она? (Скамейки, кресла расставлялись вдоль стен. ) Правильно. На возвышении стоял княжеский трон. Вдоль лавок расставлялись длинные столы, крытые скатертью. Там собирались дружинники князя, помещалось много народа. Они подолгу пировали, закончив ратные дела.

Обратите внимание на роспись стен. Что мы видим? (Различного вида орнамент. Достаточно крупный. Цвет стен не яркий. В орнаменте используются любимые цвета русского народа6 красный, жёлтый, зелёный. Своды голубого цвета, наверное, чтобы походить на небо. Недаром на одном из сводов мы видим изображение Богородицы. На стенах тоже видны изображения святых. )

На стенах здания, на столбах и сводчатых потолках мы видим орнамент. Вспомните, что называют орнаментом. Какие виды орнамента вы знаете?

Ученики. Орнамент — узор, состоящий из ритмически упорядоченных элементов. Служит для украшения каких-либо предметов или архитектурных сооружений. Слайд 9

Самый простой орнамент состоит из черточек, кружочков, точек, линий, называется геометрическим. Орнамент из цветов, трав и листьев -растительный. Орнамент из птиц и зверей называется животным.

У древних славян орнамент имеет заклинательный и магический смысл: он оберегал их от «дурного глаза» и «нечистой силы».

С принятием христианства на Руси произошло изменение смысловой основы орнамента: украшения теряют свой заклинательный смысл и служат выражением роскоши и богатства.

А что за печи были сложены во дворце! Покрытые расписанными веселыми изразцами, они напоминают книги с картинками. Рассматривать их и теперь занятно и интересно.

Работа с учебником. Чтение текста об изразцах. Слайд 10

Изразец — глиняная обожженная в печи плитка с цветным узором для облицовки стен и печей в тереме.

Нежную красоту леса и поля перенес мастер на гладкие стенки печки, будто само лето вошло в дом, чтобы не выходить из него в самые лютые морозные дни. Видно, как любили печку русские люди! С любовью изукрасил ее художник: тут и листики, и лепестки, и почки. Мы видим печь-красавицу.

Стены и сводчатые потолки здания передают настроение веселья и радости.

Учитель (дополняет ответы учащихся). Это не в лес мы уже попали, а в настоящий сад. Ходят по нему важные павлины, поют чудесные волшебные ласточки, смотрит на нас птица орел,>сладко лакомится ягодами волшебная заморская птица-красавица. А вокруг них кустится ветвистая зелень, узоры разные, цветы волшебные, лепестки шелковистые. Значит, не просто в сад мы попали, а вошли в настоящий волшебный рай, в край, где все веселы и счастливы. И точно, смотрите-ка: сидит на цветке разноцветная райская птица! Слайд 11-12

Как называется такая живопись?

Ученики. Это декоративная живопись.

III. Самостоятельная работа учащихся.

Задание: изобразить интерьер палаты; подготовить фон для следующего задания (групповая работа). Выполнить работу гуашью на листах бумаги (формат А 4 по горизонтали).

Учащиеся определяют последовательность работы: 1) выполнение легкими карандашными линиями эскиза, выявляющего основные элементы интерьера (сводчатые потолки, столбы, окна и др.);

2) работа гуашью: «украшение» элементов интерьера декоративным орнаментом.

Учитель объясняет требования к работе:

1) горизонтальное положение листа;

2) выполнение в цвете;

3) законченность работы: яркость и чистота цвета, четкость и соразмерность рисунка, ясность, понятность для зрителя;

4) общая аккуратность;

5) выразительность работы.

В конце урока проводится коллективное обсуждение ученических рисунков.

Каждый ученик демонстрируя работу анализирует и объясняет выбор цвета, выбор орнамента.

Источник

Читайте также:  Рисование пальцем для дошкольников
Оцените статью