- Урок изобразительного искусства в 3 классе «Твои игрушки» план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 3 класс)
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
- ИЗО. Тема: «Твои игрушки» план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 3 класс) по теме
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
Урок изобразительного искусства в 3 классе «Твои игрушки»
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 3 класс)
Технологическаяя карта урока ИЗО в 3 классе. Знакомство с народными промыслами.
На уроке учащиеся:
— учатся различать игрушки дымковского и филимоновского художественного промысла;
— выполнять лепку фигурок по мотивам народных игрушек;
— развивают художественный вкус, фантазию, творческое воображение;
— учатся создавать выразительную пластическую форму игрушки и украшать ее, добиваясь целостности цветового решения;
— научатся характеризовать и эстетически оценивать разные виды игрушек, материалы, из которых они изготовлены.
На уроке использована
– ф ронтальная работа
Итог урока :расширить представления учащихся о народных художественных промыслах; воспитывать уважительное отношение к работам народных мастеров.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_izo_v_3_klasse_2.docx | 33.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Фоменко Ирина Ивановна, учитель начальных классов
БОУ СОШ №10 станица Васюринская МО Динской район
Предмет: Изобразительное искусство
УМК: «Школа России», «Изобразительное искусство» Москва, «Просвещение» 2015г.
Тема урока: «Твои игрушки».
Тип урока: Урок систематизации знаний.
Цель: расширить представления учащихся о народных художественных промыслах; воспитывать уважительное отношение к работам народных мастеров.
— учить различать игрушки дымковского и филимоновского художественного промысла;
— учить выполнять лепку фигурок по мотивам народных игрушек;
-развивать художественный вкус, фантазию, творческое воображение;
— учить создавать выразительную пластическую форму игрушки и украшать ее, добиваясь целостности цветового решения;
— учить характеризовать и эстетически оценивать разные виды игрушек, материалы, из которых они изготовлены.
Формирование универсальных учебных действий у учащихся на уроке:
— научатся осуществлять поиск информации из разных источников, расширяющей и дополняющей представление о приемах лепки народных игрушек.
— научатся приниматьи сохранять учебную задачу;
— сохранять уверенность в своих силах;
— анализировать собственную деятельность на уроке.
— овладеют способностями инициативно сотрудничать с учителем, одноклассниками;
— научатся корректно отвечать на вопросы, делать выводы.
Формирование личностных результатов:
- понимать и оценивать свой вклад в решение общих задач;
- быть толерантным к чужим ошибкам и другому мнению.
Пластилин, дощечка, стеки, салфетки, образец изделия, игрушки (дымковские, филимоновские);
учебник ««Изобразительное искусство» Москва, «Просвещение» 2015г.;
- фронтальная работа
- индивидуальная работа
- работа в парах.
I. Организационный момент.
Учитель проверяет готовность к уроку.
— Сегодня, ребята мы поговорим об игрушках, но необычных, а народных. Издавна славится наша родина своими мастерами, своими делами. Где бы мы ни были – везде встретим чудо мастеров, умеющих превращать природные материалы в удивительные творения. Места, где живут эти мастера, называют центрами народных промыслов. Сегодня вы научитесь лепить разные фигурки по мотивам народных промыслов.
Личностные: имеют мотивацию к учебной и творческой деятельности понимают личную ответственность за будущий результат.
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.
II.Актуализация знаний и пробное учебное действие.
— В старину купить игрушку было не по карману русскому крестьянину. А ведь его ребятишкам тоже хотелось играть. Но нашлись в пригородах и деревнях замечательные придумщики и умельцы. Из чего только не мастерили «ребячью забаву» — игрушки! Из мочалок, тряпок, дерева, соломы… Ну а там, где жили гончары, — лепили из глины. Изготовление глиняных игрушек – особая отрасль гончарного дела. Мастера – игрушечники чаще всего изготовляют игрушки-свистульки в виде коней, птиц, козлов, баранов. В глубокой древности игрушки создавались не только ради забавы, но и как часть древних обрядов. Их дарили друг другу на праздники. Игрушки обладали магической силой и в представлении наших предков оберегали людей от всякого зла.
В глиняной игрушке живут образы, уже знакомые нам: конь, птица, баба. Они живут в памяти народа и продолжают его древние традиции.
— Начнем знакомство с народной игрушкой дымковского промысла.
Ученик читает стихотворение
Чем знаменито Дымково?
В ней нету цвета дымного,
Что серости серей.
В ней то-то есть о радуги,
От капелек росы,
В ней что-то есть от радости,
Гремящей, как басы.
Она глядит не прянично –
Ликующе и празднично,
В ней молодость – изюминка!
В ней удаль и размах!
Сияйте, охра с суриком,
По всей земле в домах.
— Ласково и нежно называют в народе эту игрушку – дымка. Откуда же такое удивительное название? Оказывается глиняные игрушки делали зимой и ранней весной когда шла длительная подготовка к весенней ярмарке «Свистунья». Чтобы обжечь игрушки, печь топили до поздней ночи, и вся слобода была в дыму, в дымке. От этого и возникло название Дымково, а игрушки стали называть дымковскими.
Что же это за игрушки? Давайте посмотрим.
Учитель демонстрирует игрушки. Обращает внимание на особенности дымковской игрушки.
— Исследователи связывают изготовление этой игрушки с весенней ярмаркой «Свистуньей», или «Свистопляской». Пробуждение природы, прилет птиц, надежды на будущий урожай (закупка зерна именно и происходила на этой ярмарке) – все это витало в воздухе и рождало веселое настроение, радостное ожидание, вместе с тем появлялись и яркие игрушки, какой и была дымковская игрушка. Первоначально дымковская игрушка была свистулькой, на которой можно было воспроизвести несложную мелодию или наигрыш. Позже свистульки уступили место простой, но яркой игрушке, изготовляемой на продажу.
— Опишите дымковскую игрушку. ( Дымковская барыня очень нарядна. На голове – кудри, шляпки, кокошники. На плечах пелерина, пышные рукава. В руках – сумочка, зонтик, собачка и др. По белому фону мастерицы щедро «разбрасывали» круги, клетки, горошины .
Особой выдумкой отличаются фигурки, изображающие животных и птиц. Очень красивы дымковские кони с пышной гривой и хвостом.
Народная фантазия, любовь к красочности проявляется и в образе обычного петушка. Он кажется экзотическим, со своим пышным хвостом и красным гребнем, похожим на причудливый цветок. На его груди всегда сияет круг – символ солнца).
— И по сей день дымковская игрушка продолжает радовать нас своей яркостью, красочностью, праздничностью. Промысел дымковской игрушки сохраняется благодаря дымковским мастерам.
— Нравятся ли вам эти игрушки? Какая больше всего? Почему?
— Как можно расписать игрушки, какие элементы лучше выбрать? ( Кружки, полоски, волны, точки, кольца ).
— Какие цвета любят мастера Дымково? ( Яркие, нарядные: красный, синий, малиновый, желтый, оранжевый, зеленый ).
А сейчас познакомимся с другой игрушкой. В деревне Филимоново Тульской области с давних времен делают филимоновские игрушки.
Фигуры с вытянутыми пропорциями, мягкими очертаниями формы выглядят очень стройными и изящными. Они вылеплены из белой, с синеватым оттенком, вязкой и податливой глины. Филимоновские игрушки почти всегда со свистком. Высокие стройные крестьянки часто держат что-то в руках: ребенка, курицу и т.д. Мужские фигуры статные, длинноногие, немного смешные.
Очень большое разнообразие персонажей у филимоновской игрушки. Здесь удивительные кони с длинными, как у жирафа шеями, коровки, петухи, курицы, собаки, свиньи и разные диковинные существа.
У персонажей филимоновской игрушки небольшая голова плавно перетекает в длинную, стройную шею, что тпридает фигурке горделивую осанку, легкость силуэта и устремленность ввысь.
— Какие цвета используют мастера? ( Желтый, красный, зеленый — основные цвета росписи филимоновской игрушки ).
имеют желание учиться новому и способны к организации своей деятельности(планированию, контролю, оценке); эстетически воспринимают изделия декоративно-прикладного искусства.
извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, осознанно читают тексты с целью освоения и использования информации.
инициативно сотрудничают в поиске и сборе информации, отвечают на вопросы, делают выводы.
ориентируются в учебнике, принимают и сохраняют учебную задачу.
Утром бабочка проснулась,
Раз – росой она умылась,
Два – изящно покружилась,
Три – нагнулась и присела,
На четыре – улетела.
Личностные УУД: положительно относятся к занятиям с двигательной деятельностью, сориентированы на ответственное отношение к своему здоровью.
III. Творческая практическая деятельность.
Проверка организации рабочего места.
Итак, ребята, мы познакомились с народной игрушкой дымковского и филимоновского промыслов. Думаю, вы согласитесь с выводом о том, что каждая из них хороша по-своему. Они поражают своей простотой и выразительностью. Ярок и красочен живописный язык народных игрушек.
А теперь, попробуем сами вылепить такие игрушки. Сегодня вы будете мастерами игрушечных дел.
Самая интересная игрушка-барыня по дымковским традициям:
— начинаем лепить игрушку с юбки в виде широкого колокола;
— затем прикрепляем торс в виде кубика, вытягивая шею;
— на нее укрепляем голову в виде шарика;
— к плечам прикрепляем «колбаски», осторожно сгибаем их к талии»
— голову обрамляем шляпкой;
— все места соединений хорошо заглаживаем.
В процессе лепки учитель контролирует правильность приемов работы с пластилином. Наблюдает, советует, отвечает на вопросы учеников.
при выполнении практической работы следуют ранее оговоренному плану, умеют корректировать деятельность:вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок, намечать способы их устранения.
Коммуникативные УУД: строят понятные для партнера высказывания, формулируют собственное мнение, адекватно используют средства устной речи для решения коммуникативных задач, в сотрудничестве с учителем и одноклассниками находят варианты решения учебной задачи.
анализируют поделку и план работы над изделием, выделяя основные этапы и приемы его изготовления.
IV. Итоги урока. Рефлексия
Учитель организует обсуждение качества изготовления изделий в процессе просмотра работ. Комментирует и оценивает качество выполненной работы по критериям.
Проводит беседу по вопросам.
— Соответствует ли выполненное изделие задуманному плану?
— Насколько хорошо вы спланировали и использовали урочное время?
— Что можно было сделать по-другому?
— Чему научились сегодня на уроке?
— Что нового узнали?
оценивают свою работу на уроке, умеют адекватно воспринимать информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер отзыва о работе на уроке.
сориентированы на уважительное отношение к труду мастеров, обладают первичными умениями оценки работ и ответов одноклассников на основе заданных критериев .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация «Каргопольская игрушка» . В данной работе представлена информация о Каргополье, об узорах, используемых для росписи каргопольских игрушек, варианты различных игрушек.
Презентацию можно использовать на уроках изобразительного искусства или технологии, посвящённых изучению народных промыслов.
Используемые средства: Учебник, глиняные игрушки (индюк, барыня, водоноска), изготовляемые в Дымковской слободе. Фотографии с изображением народных игрушек.Листы бумаги для рисования с кон.
Конспект урока изобразительного искусства по теме «Рисование новогодней игрушки». 2 класс коррекционной школы VIII вида. Форма проведения урока — заочное путешествие.
Цель:•способствовать эстетическому воспитанию младших школьников средствами народного искусства;•закрепить знания геометрического орнамента на Дымковской игрушкеЗадачи:•продолжать знакомить детей с на.
Тема: «Рисование с натуры»Объект труда: дымковская игрушкаЦель: создать условия, чтобы ученики научились расписывать по мотивам дымковской игрушки.
Урок изобразительного искусства на тему «Игрушки в нашем доме» (изображение животного).
Источник
ИЗО. Тема: «Твои игрушки»
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 3 класс) по теме
урок изобразительного искусства в 3 классе по программа Б.М. неменского «Твои Игрушки»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tvoi_igrushki.doc | 608.5 КБ |
igrushki_.rar | 2.65 МБ |
Предварительный просмотр:
Урок изобразительного искусства в 3 классе.
Тема: «Твои игрушки».
По программе Б.М.Неменского
Учитель 1 квалификационной категории
Программа, название автора: Изобразительное искусство и художественный труд 1-9
классы. Автор: Б.М. Неменский
Класс, четверть, № урока 3 класс, 1 четверть, урок №1
Тема урока: «Твои игрушки»
Тип урока: Знакомство с новой темой .
Цель : формирование интереса к народному искусству, уважения к народному мастеру, создающему красоту на радость людям; создание целостного представления о роли игрушки в жизни русского народа и формирование художественного видения окружающего мира с передачей характера декоративных форм..
Образовательная : Обучить умению выделять характерные средства художественной выразительности в работах народных мастеров, анализировать и сравнивать современные и русские-народные игрушки.
Развивающая : Развивать умение высказывать оценочные суждения в процессе обсуждения выполненных работ.
Воспитательная : Уважать мнение товарища.
Зрительный ряд: образцы, выполненных учителем работ, слайды, репродукции, таблица выполнения работы
Графические разработки ___карточки___________________________________________________
Литературный ряд: У.Н.Т.(прибаутки,стихи)
Музыкальный ряд ____________________________________________________________
Для учащихся: альбом, шаблон матрешки, тонкая и широкая кисти, гуашь, игрушки.
Для учителя : матрешки, игрушка-перчатка, презентация: «Моя любимая игрушка».
Схема оформления доски:
2 карточки – алгоритм выполнения работы
3 фото матрёшек, образцы, выполненных учителем работ
4 место для галереи детских работ
1. Организационный момент.
2. Вводная беседа.
3.Сообщение темы и цели урока.
4. Знакомство с новой темой.
5. Закрепление нового материала.
7. Самостоятельная работа.
8. Подведение итогов. Домашнее задание.
Методы и формы обучения
1. Организационный момент
(мотивация на урок)
Готов ли ты начать урок?
Всё ль на месте, всё ль в порядке:
Карандаш, альбом и краски.
С усердием трудитесь!
Проверяют наличие перечисленных предметов.
(создание мотивации, активизация мыслительных процессов)
форма: фронтальная работа
Сегодня на уроке вас ждет увлекательная работа, а какая – вы узнаете позже. Вначале мы отправимся в прошлое и представим, что попали в гости к русской крестьянской семье ( слайд Русская изба с жильцами )
Ученики разыгрывают сценку из кукольного спектакля
Внучка. Бабушка, мне скучно! Спой песенку.
Бабушка. Некогда мне, милая, печь растопить нужно.
Внучка. Бабушка, расскажи сказочку!
Бабушка. Недосуг мне болтать, Дуняша. Скотинку пора кормить.
Внучка. Дедушка! Невесело мне, смастерил бы ты мне куколку!
Автор. Дедушка надрал с полена лыка, растрепал его, связал умело. Вышла мочальная кукла для внучки. ( слайд Соломенные игрушки )
Дедушка. Потешься пока. А как на ярмарку поеду, так привезу тебе, Дуняша, игрушку поярче да повеселее.
Внучка. Спасибо тебе, дедушка!
О чём пойдёт сегодня речь? (об игрушках)
Знакомятся с презентацией, формулируют тему урока.
3.Сообщение темы и цели урока.
Метод: эмоциональное стимулирование
Сегодня урок посвящен нашим любимым с раннего детства игрушкам.
На уроке вы познакомитесь с видами игрушек и разнообразием технологий их изготовления и попытаетесь сами придумать игрушку на основе традиционной русской матрёшки.
Наша тема: «Твои игрушки» ( слайд Тема )
Перед вами перчаточные куклы ( слайд Перчаточные куклы ), и играть с ней любят не только дети ( слайд театр кукол ) но и взрослые. Это театр кукол, в них участвуют перчаточные, тростевые куклы или куклы марионетки.
А какие у вас любимые игрушки? (ответы детей-машины, зайцы…)
Все игрушки очень разные и не только внешне, но и материал для их изготовления так же различен.Кто скажет из чего изготавливают игрушки? (мех, пластмасса……)
Обратите внимания насколько разнообразны современные игрушки. ( слайд современные игрушки )
(рассматриваем разнообразие материалов на принесенных игрушках)
Знакомятся с презентацией, рассматривают игрушки, отвечают на вопросы.
4.Знакомство с новой темой.
Заинтересовать материалом урока.
Рассказ учителя по плану:
1. ярмарка игрушек
2. в мастерской игрушки
Предлагаю, вместе с дедом выбрать для Дуняши на ярмарке игрушку.
Сколько мастеров! Все зазывают шутками да прибаутками.
Здесь игрушки хороши
Для забавы и души!
(слайд Старинные игрушки )
В древности игрушки делали сами из того, что было под рукой: дерева, соломы, лоскутков ткани, глины. В некоторых семьях просто брали полено, закутывали в ткань. Это и была кукла. Куклы в крестьянской семье передавались из поколения в поколение, были настоящими реликвиями.
Звучит народная музыка .
Игрушки, как и песни, сказки, учили детей различать добро и зло, передавали представления о счастье и красоте.
Просмотр слайдов (на слайдах игрушки народных промыслов ). Учитель предлагает стихотворения, рассказывающие об игрушках.
Например Дымковская игрушка (слайд Дымковская игрушка)
В ней что-то есть от радуги,
От капелек росы,
В ней что-то есть от радости,
Гремящей, как басы!
Она глядит не прянично –
Ликующе и празднично!
А для того, чтобы она стала ликующей и праздничной, гончар лепит её из глины, обжигает и расписывает.
Ростом разные подружки,
Не похожи друг на дружку,
Все они сидят друг в дружке,
А всего одна игрушка.
Матрёшка (слайд Матрёшка)
А знаете, ребята, что матрешка имеет удивительную историю
III. В мастерской игрушки.
(слайд История Матрёшки)
Первую матрёшку сделали в Москве более ста лет назад. Эскиз матрёшки нарисовал художник Сергей Васильевич Малютин. А дело было так.
В художественную мастерскую под Москвой привезли из Японии фигурку игрушечного лысого старичка – Фукуруму. ( слайд ). Кукла раскрывалась, в ней находились еще несколько фигурок, вложенных одна в другую. Игрушка всем понравилась, и наши мастера решили сделать свою деревянную куклу. (слайд). Первая матрешка состояла из восьми фигурок. Изображала она девочку в платке и сарафане с черным петухом в руках
Кукла получилась на удивление русской, так и хотелось назвать ее русским именем – Дуняша, Маняша, Матрена, Матреша. Так и стали новые игрушки матрешками.
( слайд Процесс изготовления матрёшки ) Формочки для матрёшек вытачивались из берёзовых и липовых чурок. Токарь должен быть искусным, ведь есть матрёшки, состоящие из пятидесяти и даже из шестидесяти кукол.
Самая крупная матрёшка – ростом с первоклассницу; самая маленькая не больше семечка подсолнуха. Матрешек изготовливают в разных уголках нашей страны. ( слайд- разные матрешки) Посмотрите какие все они разные.
Слушают учителя, отвечают по ходу прослушивания нового материала, рассматривают отличительные особенности народных игрушек
5.Закрепление нового материала. (3мин)
(создание мотивации, активизация мыслительных процессов)
форма: фронтальная работа
Вопросы на закрепление изученного материала ( слайд ):
Что такое «фукуруму»?
Откуда была привезена матрешка?
Из каких материалов делали эти игрушки?
Чем вам нравятся матрёшки?
Отвечают на вопросы учителя.
6.Физ. минутка (3мин)
Цель: отдых учащихся.
Метод: эмоционального стимулирования
Прежде чем мы приступим к самостоятельной части урока:
Встаньте на ноги, потянитесь – раз.
Два – согнулись, разогнулись.
Три – в ладоши три хлопка,
Головою – три кивка.
На четыре – руки шире.
Пять – руками помахать.
Шесть – за парту тихо сесть.
Выполняют физические упражнения.
Цель: закрепление навыков рисования. Форма: фронтальная
Теперь все внимание на меня.
У каждого из вас на парте лежит шаблон матрешки.
Ваша задача – нарисовать матрешку и раскрасить ее по своему желанию.
А теперь посмотрите на доску. (последовательное прикрепление алгоритма рисования матрешки).
1. обводите шаблон.
2. рисуете круг, будущее лицо вашей матрешки.
3. далее вы рисуете глаза, нос, рот, отмечаете линию платка и рисуете руки.
4. теперь можете прорисовывать элементы одежды. Узор вы придумайте сами, чтобы ваша матрешка была интересной и разнообразной, как те, которые вы видите на доске ( оформление части доски образцами, выполненных учителем работ и фотографиями матрёшек )
5. выполните работу в цвете.
Пусть ваша матрешка будет индивидуальной.
Итак, приступайте к работе.
(звучат русские народные песни)
По ходу работы индивидуально задавать вопросы:
- Какую матрешку ты задумал?
- Кому ее можно подарить?
- Почему ты решил сделать так, а не иначе?
Слушают учителя, рассматривают схему, приступают к работе над рисунком.
8.Подведение итогов. Домашнее задание
Цель: обобщение полученных знаний.
Метод: аналитико-синтетический, эмоционального стимулирования.
По окончании занятия, дети располагают свои работы на коллективном панно. Вместе с учителем проводится анализ работ: что получилось, а что нет.
Похвалить детей, выделить в каждой работе свою индивидуальность, выставить оценки за урок.
Домашнее задание: раскрасьте картинку, придумайте имена матрешкам, сочините про них сказку или стихотворение
Источник