- Урок по ИЗО «Пейзаж по представлению» план-конспект занятия по изобразительному искусству (изо, 6 класс) на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
- Рисование бабочки по представлению план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 1 класс) по теме
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Рисование с натуры, по памяти и по представлению на уроках ИЗО в общеобразовательной школе
Урок по ИЗО «Пейзаж по представлению»
план-конспект занятия по изобразительному искусству (изо, 6 класс) на тему
Урок на закрепление темы Жанры в изобразительном искусстве
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок по ИЗО «Пейзаж по представлению» | 93.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Пейзаж по представлению»
Вид занятия: рисунок (1час)
Тип урока: рисование по представлению
— познавать окружающий мир, развивая наблюдательность;
— научить логически, мыслить, осознавать видимое;
— развивать творческие способности учащихся, давать верное направление их эстетическому восприятию мира;
— развивать пространственное мышление, образное представление и воображение;
— воспитывать любовь к природе.
Задачи урока Повторить изученный материал, виды и жанры изобразительного искусства, правила перспективы и композиции; выполнить рисунок пейзажа акварелью или другими средствами, используя правила художественного мастерства.
Оборудование к уроку.
Для учителя: конспект, наглядное пособие.
Для учащихся: альбом, акварель, палитра .
1. Организационная часть
2. Объяснение нового материала
3. Самостоятельная работа
I. Организационный момент.
II. Объяснение нового материала.
Тема нашего урока: “ Пейзаж по представлению” .
Пейзаж — один из самых замечательных жанров в искусстве, поэтому эпиграфом нашего урока будет отрывок из стихотворения
А.С. Пушкина “Осень”.
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса –
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.
Часто в жизни мы многое не замечаем: красок, форм окружающей нас природы.
Поэты, музыканты помогают нам своими произведениями почувствовать все то прекрасное, что окружает нас. Читая строки того или иного произведения, мы создаем образы из прочитанных строк.
Что мы видим из
строчек нашего
эпиграфа?
Желтый, красный лес.
Деревья, раскачивающиеся ветром.
Серое осеннее небо в ожидании
зимних морозов.
Кто же, как ни художник, дает нам возможность визуально почувствовать все прелести природы, помогает увидеть то, на что раньше мы, может быть, и не обращали внимание.
Рассматривая полотна Шишкина И.И., Васильева К.В., обязательно возникают положительные эмоции, чувства, радость прекрасного. Не перестаешь удивляться мастерству художника, умению передать самое главное. Обращаясь к жанру пейзажа, художники работают в различных видах изобразительного искусства.
Какие виды искусства можно отнести еще к этому жанру? – графика.
Не только цвет может являться выразительным средством для передачи состояния природы. Например, пасмурное небо, где художник использует серые, охристые оттенки, или жаркое, летнее голубое небо. Линия и пятно в графике также могут нам дать представление о состоянии природы. Будь то солнечный день или пасмурный вечер. Сегодня мы поработаем именно в этом виде изобразительного искусства и попытаемся передать как композиционные задачи, так и состояние природы. А рисовальным материалом на нашем уроке будет художественный уголь.
Уголь используется художниками с глубокой древности. И обладает большими выразительными возможностями. Им можно выполнять пейзажи, портреты, натюрморты. Углем можно проводить как самые тонкие линии, так и широкие. Можно заштриховывать большие поверхности боковой стороной. Уголь дает глубокий бархатистый черный цвет. Им можно рисовать на картоне, холсте, бумаге. Он хорошо сочетается с другими материалами: сангиной, пастелью, цветным карандашом, мелом. Сегодня на уроке мы будем использовать мел. Он поможет нам при выполнении светотеневых задач. Тряпочкой стряхнем излишки угля, а выполненную работу закрепим лаком.
Прежде чем приступить к выполнению задания, мы должны поговорить о правилах композиции и перспективы.
Композиция — это латинское слово. Давайте вспомним, что же оно означает?
Составление, соединение и сочетание различных частей в единое целое в соответствии с какой-либо идеей.
Идеей в нашем случае является пейзаж, а его части — это деревья, небо, земля, горы, реки и т.д.
Композиция может быть замкнутой и открытой.
а) замкнутая композиция б) открытая композиция
Учитывая правила перспективы, рассмотрим предложенные схемы (см. приложение № 1).
На доске составим композицию и тем самым закрепим термины, о которых говорили на уроке (учащиеся выполняют задание).
( Выполняя педагогический рисунок на доске, рассказываю о композиционном построении).
Составляя композицию, надо определить лучшее расположение предметов на листе. Набросок должен вписываться в формат листа, помочь нам в этом может точка, которая ставится в центре и называется центром композиции.
Далее определяем линию горизонта, которая дает нам два больших отношения: небо и землю. Следующий этап — размещение предметов в композиции. Не забываем про то, что какой-то предмет должен стать главным. Этот предмет в первую очередь обращает на себя внимание.
Например, дерево. Когда композиция продумана и намечены её размеры, определяем общие очертания дерева, конфигурацию с учетом пропорций и особенностей, намечаем более мелкие детали и прорисовываем фактуру. Крону изображаем обобщенно. Очень важно определить пропорции (высоту, ширину) в соотношении предметов. Так как мы выполняем зарисовки, а это быстрый рисунок, то тональные отношения делаем беглыми (показываются несколькими штрихами).
III. Самостоятельная работа.
Задачи самостоятельной работы:
1) выполнить композиционные построения:
а) центр композиции;
б) большие отношения: небо и земля;
в) распределение предметов;
г) мелкие детали.
2) показать тональные отношения только на первом этапе прорисовки.
При выполнении самостоятельной работы в исполнении учителя звучат стихотворения о природе.
Осень на опушке краски разводила,
По листве тихонько кистью проводила.
Пожелтел орешник, и разделись клены,
В пурпуре осинки, только дуб зеленый.
Утешает осень:
— Не жалейте лета!
Посмотрите – роща золотом одета!
Смотри, как роща зеленеет.
Смотри, как роща зеленеет,
Палящим солнцем облита —
А в ней какою негой веет
От каждой ветки и листа!
Войдем и сядем над корнями
Дерев, поимых родником, —
Там, где, обвеянный их мглами,
Он шепчет в сумраке немом.
Над нами бредят их вершины,
В полдневный зной погружены —
И лишь порою крик орлиный
До нас доходит с вышины.
Лес в разные времена года
Весною лес проснется,
Подернется листвою
И соками нальется,
Готовясь будто к зною.
А летом всею мощью
Распустит кроны дерев,
Свою лесную рощу
Малиною измерив.
Но осень подкрадется…
Меняя одеянье,
Лес златом обернется…
Сплошное обаянье…
И белым одеялом
Укрывшийся зимою,
Задремлет лес устало,
Проснуться чтоб весною
Анализ выполненных работ выполняют сами ученики (анализируя работу соседа), а завершает анализировать учитель после мини – выставки, выставление оценок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тип урока:Урок – исследование возможностей табличного процессора. Вид урока:Коммуникативно-исследовательский. Характерные особенности:Построение обучения на основе взаимодействия всех.
Конспект урока по ИЗО в 5-м классе на тему: «Урок-сказка. Рисование по представлению». Вид работы:Рисование по представлению. Графика. Цель:Комплексный подход к раскрытию характеристик образ.
ТЕМА: ЦИРКОВОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ « ПАРАД – АЛЛЕ». ХУДОЖНИК И ЦИРК Тема коллективной композиции: « Цирк. Парад – алле». Форма организации совместной деятельности: совместн.
В план-конспект включен краткий материал о понятии гипертекста, технологии создания гиперссылок. Затем предлагается практическое задание, включающее использование шаблонов Ms Word, форматирование текс.
Знакомство с различными формами представления информации, их недостатки и преимущества. Развитие навыков самостоятельной исследовательской работы. Реальная математика.
Конспект урока по теме «Наглядное представление статистической информации»Учебная дисциплина: алгебра .
Тема: “Animals”.Класс: 2Тип урока: систематизации и обобщение знанийЦели урока: •способствовать формированию целостного представления о мире животных;•систематизировать и о.
Источник
Рисование бабочки по представлению
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 1 класс) по теме
Урок ИЗО в 1 классе по программе Неменского,презентация прилагается
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
babochka.doc | 48.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок ИЗО в 1 классе. Тема урока: Рисование по представлению бабочки.
Учитель Сумарокова Л.А.
ЦЕЛЬ УРОКА: Изобразить на листе по представлению бабочку, украсить крылья узором.
Цель : Изобразить на листе по представлению бабочку, украсить крылья узором.
Тип урока : изучение новых знаний.
Вид урока : комбинированный.
-проявлять положительное отношение к школе и учебной деятельности;
— участвовать в оценке работ, ответов одноклассников на основе критериев успешности учебной деятельности;
— иметь представление о многообразии и красоте форм, узоров, расцветок и фактур в природе.
— стремление к самообразованию, самоконтролю и анализу своих действий.
— применять и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения;
— ставить и формулировать для себя новые задачи в познавательной деятельности, развивать мотивы и интерес;
— организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;
— выполнять учебное действие в соответствии с заданием.
— организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и со сверстниками;
— допускать существование различных точек зрения, договариваться, приходить к общему решению;
— формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы.
Оборудование : мультимедийный проектор, листы бумаги, карандаш, резинка, акварель, кисти, баночка с водой, презентация к уроку.
Формы работы : индивидуальная, фронтальная
1.Словесные методы: объяснение, описание, разъяснение.
Источник
Рисование с натуры, по памяти и по представлению на уроках ИЗО в общеобразовательной школе
Рисование с натуры, по памяти и по представлению
на уроках ИЗО в общеобразовательной школе
В современном мире искусство не утратило своего значения в области воспитания подрастающего поколения, в развитии художественного вкуса и восприимчивости прекрасного в окружающей жизни.
Увлечение искусством, любовь к нему приходят к ребенку не сами по себе, к этому должен заботливо и пристрастно вести его взрослый. И прежде всего учитель школы — профессионал, который донесет до неискушенного ученика все тонкости своего дела — преподавания изобразительного искусства, научит понимать и чувствовать мир художника, а через него — красоту и смысл жизни, реальности.
Формирование интересов, потребностей личности школьника осуществляется различными средствами, в том числе и средствами изобразительного искусства. Успех здесь может быть обеспечен лишь тогда, когда учащийся наряду с самостоятельной изобразительной деятельностью подготовлен к восприятию картин, рисунков, скульптур, произведений архитектуры и декоративно-прикладного искусства. Незаменимую роль в этом играют уроки изобразительного искусства.
Изобразительное искусство — это прекрасный, удивительный и притягательный мир. Не всегда можно просто, сразу же войти в него. Мир этот живет по своим особым законам. Не чувствуя их, не пытаясь в них разобраться, нелегко воспринять всю красоту и сложность изобразительного искусства.
Далеко не последнее место в школьном преподавании изобразительного искусства отводится таким видам работ как рисование с натуры, по памяти и по представлению, выполнение которых способствует развитию возможности обучающимся видеть мир во взаимосвязи с искусством, формированию творческой личности. Учащиеся, понимающие язык графики, живописи, скульптуры, гораздо глубже воспринимают другие виды искусства.
Различные виды творческой деятельности, освоенные учащимися, способствуют воспитанию у них отношения к изобразительному искусству как форме человеческого сознания, к деятельности, требующей глубоких знаний, большого труда, наблюдательности, целеустремленности, умения преодолевать трудности.
Рисование с натуры
Рисование с натуры является ведущим разделом обучения, наглядным методом обучения, который дает прекрасные результаты не только в деле обучения рисунку, но и деле общего развития ребенка. Рисование с натуры приучает мыслить и целенаправленно вести наблюдение, пробуждает интерес к анализу натуры и тем самым подготавливает ребенка к дальнейшей учебной работе.
Рисование с натуры в овладении умениями и навыками грамотного изображения играет большую роль. Это справедливое утверждение многих методистов нашло отражение в различной литературе, программах по рисованию и изобразительному искусству. Трудности рисования с натуры не только для подростков, учащихся общеобразовательной школы, но даже и для профессионалов заключаются в том, чтобы, пройдя через анализ, сохранить свежесть, активность и целостность первоначального восприятия, углубить и обогатить его. Пристальное аналитико-синтетическое восприятие предметов действительности в процессе рисования с натуры побуждает к созерцанию; эта способность чрезвычайно важна для возникновения эстетических эмоций и художественного образа.
Рисование с натуры в общеобразовательной школе создает предпосылки не только для овладения основами грамотного изображения, но и условия для творческого художественно-образного отражения действительности. Одним из видов творческой работы, художественно отражающих действительность можно назвать натюрморт.
Главной задачей в натюрморте является развитие у школьников способности эмоционально-эстетически воспринимать изображаемые предметы. Направленность зрительного восприятия должна носить эмоциональный характер. Почувствовав красоту предметов, ребенок начинает иначе смотреть на обычный натюрморт; он видит гармонию очертаний вазы, сверкающую белизну тарелок, живописную фактуру драпировки, то есть, учится анализировать увиденное и видеть красоту предметов, окружающих их в обычной жизни.
При работе над натюрмортом решаются следующие учебные и творческие задачи:
1) анализ формы, пропорций, строения, пространственного положения;
2) изображение симметричной формы предметов с помощью средней линии;
3) анализ цвета;
4) обучение приемам работы с разными материалами (графическими, живописными, пластическими).
5) приобретение навыков работы в монохроме;
6) изучение правил композиции;
7) приобретение навыков работы по памяти и по представлению (наблюдение, знание).
Курс изобразительного искусства предусматривает выполнение обучающимися различных натюрмортов, начиная с несложных, составленных из одного – двух предметов, усложняющихся на последующих этапах обучения.
Так в пятом классе в начале учебного года выполняется натюрморт с фруктами и овощами. Работа над натюрмортом начинается с композиции — расположения группы предметов на плоскости листа бумаги. Изображение предметов должно быть очень крупным и целиком занимать лист бумаги. Затем прорисовываются очертания и конструкция предметов натюрморта, начиная с самых крупных. Далее убираются линии построения, и начинается работа красками. Тонкими линиями намечаются границы света, тени, полутени, бликов и рефлексов на предметах, с помощью цвета и светотени передается красота формы, поверхности, цветовой окраски предметов.
Дети учатся понимать натуру, познают законы грамотного ее изображения, овладевают навыками строить работу последовательно от простого к сложному, от элементарных упражнений к задачам более разнообразным и глубоким.
В процессе обучения рисованию с натуры заложены учебные задачи,
которые содержат много различной информации, например: если рисуют фрукты, овощи — информация — где растут, о работах художников — мастерах натюрмортов; если инструменты – следует рассказ об их назначении. Когда рисуют предметы домашнего обихода – рассказывается о традиционных народных украшениях предметов быта (Палеха, Хохломы и других народных промыслов), рассказ о приемах промысла. Зрительный ряд, который обычно сопровождает любую информацию, обеспечивает более осознанное рисование школьниками.
Так на следующем этапе выполняется рисование осеннего натюрморта «Ветка рябины и яблоко». Рисованию предшествует рассказ о рябине: «На фоне тройки священных деревьев (ясень, орешник, дуб), обычная рябина выглядит скромно. В наших лесах это дерево, с его тонкими ветвями, резными листьями, крупными ягодами, качающееся на ветру среди могучих дубов и сосен, такой же символ магии, как и эта священная тройка.
В прошлом священные рябиновые рощи росли на неприкосновенных местах святилищ древних богов, поскольку рябина обеспечивала магическую защиту и способствовала предсказаниям. Кроме того, с рябиной связывали такие навыки, как умение контролировать свои чувства и уберегаться от чужих чар.
Растущая близ дома рябина до сих пор считается хорошей приметой, и срубать ее, без крайней необходимости, не хорошо, и обращаем внимание на необыкновенную красоту этого дерева». Детям предоставляется возможность познакомиться с некоторыми живописными работами, на которых изображена рябина. Обращается внимание на растущую за окном кабинета рябину, которую в это время года – осенью — украшают яркие кисти ягод.
Далее учитель совместно с учениками анализирует натурную постановку, форму, объем букета из рябины, пространственное положение, уровень горизонта, строение листьев и гроздей рябины. Демонстрируется последовательность линейного построения рисунка натюрморта. Особое внимание уделяется первому этапу — определению композиционного расположения всей группы предметов натюрморта на листе бумаги. Обращается внимание на правильную и неправильную композицию рисунка натюрморта. Учащиеся с большим интересом относятся к этой работе. Натюрморты получаются очень яркие, красивые и эмоциональные. Красота рябины за окном тоже находит отражение в выполненных рисунках учащихся.
В седьмом классе предусмотрено выполнение «Праздничного натюрморта» и национального «Русского натюрморта».
Во время рисования «Праздничного натюрморта» с натуры необходимо напоминать обучающимся о необходимости рассматривать рисуемый предмет и сравнивать со своим рисунком. Чтобы натюрморт легче воспринимался, задаются контрастные предметы, несложные по форме и разные по цвету. В то же время необходимо помочь увидеть ребенку характерный цвет и форму предметов, обратить его внимание на эстетические качества модели. В постановочной работе может быть небольшое количество предметов, но повышаются требования к качеству выполнения рисунка.
При выполнении «Русского натюрморта» учащиеся расширяют знания о
декоративно-прикладном творчестве народов России, о народных промыслах, специфике образно-символического языка и роли цвета в произведениях декоративно-прикладного искусства. Натюрморт составляется из предметов русского быта (крынка, берестяной туесок, глиняная миска, деревянная ложка). Обращается внимание учащихся, что рисунок постановки — это не просто сумма частностей, один предмет подрисован к другому. Это нечто целое, но включающее в себя несколько предметов. Здесь необходимо позаботиться о взвешенности композиции, пластическом единстве всего рисунка.
Даже выполняя рисунок крынки, в общем, несложного предмета, необходимо соблюдать определенную последовательность. Начинаем с изучения формы, разбираемся в строении, фактуре поверхности. Затем вкомпоновываем изображение в формат и приступаем к конструктивному построению. Проверяем правильность рисунка, вертикальность оси, симметричность правой и левой сторон крынки, устойчивость на плоскости: нет ли ощущения, что предмет заваливается вперед или назад. Если есть, значит, неточно намечены лежащие горизонтально части крынки или другой вещи относительно уровня глаз. После исправления неточностей и ошибок всей композиции учащиеся начинают работать красками.
Таким образом, закрепляются знания, полученные в процессе обучения. Количество заданий уменьшается, но требования к качеству возрастают.
Первым шагом в освоении приемов изображения объемных предметов является рисование простейших геометрических тел. В начальной школе учащиеся знакомятся с геометрическими телами, усваивают навыки линейного построения. В средней школе эти знания расширяются и углубляются. Умение понимать и рисовать основные геометрические тела учащимися дает достаточно знаний для изображения любого бытового предмета, которые при анализе формы обнаруживают сходство с геометрическими телами или состоят из их сочетаний.
Геометрические тела лежат в основе многих предметов, в них хорошо заметны все перспективные изменения, а процесс изображения этих тел прост и определяется лишь несколькими частными этапами.
В пятом классе выполняется рисование «Натюрморта из геометрических тел», составленный из геометрических тел различной формы (параллелепипед, цилиндр, шар). Задание выполняется мягкими карандашами: ТМ, М, 2М. Рисование данного натюрморта преследует следующие цели:
— знакомство с конструкцией, сквозной прорисовкой, линейным построением, светотенью;
— рисование с натуры геометрических тел с попыткой передачи объема;
— понимание конструктивного строения предметов, элементов линейной перспективы;
— развитие зрительной памяти, передачи впечатлений, пробуждение фантазии, творческого воображения;
— рисование от общего к деталям;
— развитие памяти, умения комбинировать детали;
— укрепление межпредметных связей (математика).
Учебная постановка направлена на познание основ перспективы, умение понимать конструкцию предметов, светотенью выявлять объем. Уроки, полученные при рисовании простых предметов, помогут позже передавать любые объекты, независимо от их размеров и сложности. Например, здания мыслятся как комбинации сфер, цилиндров, конусов, призм и пирамид. Купола соборов — обычно полусферы, крыши некоторых домов напоминают трехгранные призмы или невысокие пирамиды. Хранилища газа и воды, в большинстве случаев цилиндры с коническими или куполообразными верхушками. Интерьер комнаты, мебель также имеют геометрические пропорции.
В шестом классе, закрепляются знания, полученные на предыдущих этапах обучения. Например – «Рисование с натуры столярных инструментов» – натюрморт с рубанком и киянкой. Данное учебное занятие способствует формированию пространственных воображений, развивает умение использовать законы линейного построения рисунка.
Умение рисовать рубанок, в основе которого лежит параллелепипед, дает достаточно знаний для изображения любого бытового предмета, который при анализе формы обнаруживает сходство с этим геометрическим телом или состоит из сочетаний нескольких параллелепипедов, в том числе — киянка.
Работа над рисунком «Рисование с натуры столярных инструментов» представляет собой последовательное решение связанных между собой основных задач.
1) Перспективное построение предметов (параллелепипеда) в угловом положении. Определение линии горизонта и двух точек схода, предопределяющее грамотное размещение предметов на листе.
2) Определение четырьмя линиями контур горизонтальной грани параллелепипеда корпуса рубанка на плоскости листа. Боковые плоскости, ограниченные вертикальными ребрами, изображаются вертикальными линиями. Затем намечается пространственное расположение и величина киянки, перспективные сокращения форм.
3) Построение сквозного рисунка каждого геометрического тела. Передача пропорций предметов, соотношений по высоте, ширине, соразмерности предметов, хорошо передавая конструкцию предметов.
4) Определение градаций светотени, передача объема, грамотное владение штриховкой «по форме». Объясняется зависимость освещенности предмета от силы и удаленности источника освещения.
Несмотря на возникающие трудности, рисование данного натюрморта интересно для учащихся, а хорошее выполнение рисунка повышает самооценку. Для получения такого изображения необходим не только жизненный зрительный опыт, но и знание перспективных закономерностей. Знание этих закономерностей поможет при изображении по памяти и по представлению объемных предметов в пространственном окружении.
Все окружающие нас предметы имеют форму. Мы различаем их по признакам этой формы. Существует установленная геометрией классификация форм. В одних случаях признаки формы предмета очень ясны, они точно укладываются в эту классификацию, в других еле заметны. Иногда формы, знакомые по классификации, образуют новые, сложные и неповторимые сочетания их в предметах. Развивая у детей восприятие и умение передавать форму предметов на плоскости, мы обращаем внимание сначала на ее ясно различимые особенности.
Во многих произведениях художников можно встретить изображения различных построек, домов. Это деревенские избы, старинные деревянные и кирпичные особняки, современные дома. Умение рисовать здания особенно важно для архитекторов. С простейшими закономерностями линейной перспективы и с правилами объемного изображения, учащиеся опять встречаются при рисовании с натуры на уроке в пятом классе по теме «Наброски с натуры модели домика».
Учащиеся могут выполнить один, два наброска модели домика в разных поворотах или один длительный рисунок с выявлением штриховкой объема домика. Следует заметить, что дети смотрят на модель домика с разных сторон, значит, их точки зрения различны. Для одних детей домик будет повернут своим фасадом, для других окажется расположенным с угла. Поэтому для формирования у них полноценного образа дома необходимы анализ его конструкции, геометрической формы и наблюдение с разных сторон.
Любой художник в течение всей жизни уделяет много внимания изображению человека. В общеобразовательной учебной программе определенное количество часов тоже уделяется изображению человека, предусматривая выполнение рисунков с натуры по темам «Наброски с фигуры человека» и «Наброски с фигуры человека, сидящего в профиль».
Наброски — одна из разновидностей рисунка, быстрые, лаконичные зарисовки. Чаще всего они бывают небольшого размера. Это обусловлено назначением и спецификой набросков, быстротой их выполнения, условиями, в которых они выполняются. Занятия набросками играют важную роль в процессе овладения изобразительной грамотой. Систематическая работа над набросками развивает наблюдательность, глазомер, воспитывает чувство пропорций, обогащает наблюдениями и знаниями.
В набросках находят преимущественно главные, наиболее существенные характеристики изображаемых фигур. Существенное значение в быстром рисовании играет умение начинать работу с установления целого. При рисовании с натуры набросков, надо стремиться выразить общее впечатление от натуры. Дать цельное представление о ней. Одной из весьма важных задач, стоящих перед учащимися, является правильная передача характерных особенностей изображаемых фигур, в том числе пропорции отдельных частей тела. При выполнении набросков человека учащиеся руководствуются правилами, взятыми из античных канонов, о пропорциях человеческой фигуры. В процессе создания композиции учащиеся все время сопоставляет натуру со своим рисунком.
Самостоятельная работа учащихся может выполняться различными способами:
— выполнение набросков одними линиями (первые линии изображают общее очертание фигуры, а затем прорисовываются части фигуры);
— выполнение набросков с помощью линий, схемы (вначале проводятся прямые отрезки линий, показывающие пространственное расположение частей фигуры, затем прорисовывается объемная форма фигуры).
Для подкрепления наглядности материала можно показать сходные позы (стоит прямо, стоит боком, сидит прямо или сбоку) на репродукциях, придать похожую позу натурному материалу. Лицо человека при этом детально не прорисовывается.
Занятия набросками играют важную роль в процессе овладения изобразительной грамотой. Систематическая работа над набросками развивает наблюдательность, глазомер, воспитывает чувство пропорций, обогащает наблюдениями и знаниями. Целенаправленное рисование с натуры содействует формированию мировоззрения учащихся, приучает их к сознательному восприятию явлений и предметов окружающей действительности, воспитывает их художественный вкус.
Рисование по памяти и по представлению
Творческая работа на любую тему в значительной степени основывается на работе памяти и воображения. Поэтому в процессе подготовки учащихся к творческой деятельности необходимо осуществлять постоянную тренировку зрительной памяти, содействовать обогащению и пополнению запасов зрительных представлений, что достигается путем соответствующих упражнений в рисовании с натуры и по памяти.
Основой успешного рисования по памяти и по представлению является систематическая работа учащихся над рисунками и набросками с натуры. Рисуя с натуры, учащиеся изучают и запоминают характерные особенности строения различных объектов, знакомятся с принципами их изображения. На этой основе и базируется рисование по памяти.
В практике художественного образования сложилась определенная терминология, которая различает некоторые виды работы над изображением, проводимые без непосредственного использования натуры. Это рисование по памяти, по представлению, по воображению. В их основе лежит работа памяти, мышления, а также предшествующие наблюдения и рисование с натуры.
Под рисованием по памяти подразумевается выполнение рисунков и набросков на основе зрительной памяти.
При рисовании по представлению изобразительная деятельность протекает по несколько иному принципу. Изображение выполняется также на основе работы памяти, с использованием зрительных представлений, полученных ранее в результате наблюдений и натурных зарисовок. Кроме того, в процессе рисования по представлению определенную роль играет воображение, умение изобразить знакомые объекты в различных положениях, комбинациях. Рисование по представлению является более сложным видом изобразительной деятельности, чем рисование по памяти.
Рисование по памяти и по представлению находит свое применение в учебной работе с учащимися. Программа подготовки учащихся к рисованию по памяти включает различные задания, упражнения.
Одним из заданий, над которым работают учащиеся в пятом классе «Рисуем отгадки к народным загадкам». Знакомство с таким видом устного народного творчества как загадки учит присматриваться ко всему окружающему миру, видеть красоту, радоваться его многообразию, развивает ассоциативное мышление, любознательность, расширяет кругозор. Детям предлагается проиллюстрировать загадки, но при этом продумать композицию так, чтобы рисунок — отгадку нельзя было увидеть рядом с текстом загадки. Лист бумаги можно согнуть, как открытку. Текст загадки, описывающий художественно-выразительными средствами признаки, по которым угадывается предмет, пишется печатными буквами цветными карандашами, фломастерами, шариковыми ручками на первой страничке. Ответ — отгадка рисуется внутри открытки. Выполнение этого задания требует от учащегося грамотного владения композицией, линией, цветом, развитого ассоциативного мышления.
В работе по представлению большую роль играют знания о действительности, ее наблюдение. Знания классифицируются, объединяются и сохраняются в памяти. Определенных знаний и наблюдений требуется и от художника – анималиста.
Знакомство учащихся с анималистическим жанром в средней школе предполагает выполнение набросков и рисования животных. Особенность анималистического жанра изобразительного искусства требует знать анатомическое строение, пропорции, цветовой окрас животных.
Работая по темам «Рыжий кот», «Наброски домашних животных», учащиеся реализуют следующие виды деятельности:
1) Анализ основных форм, частей тела животных.
2) Ознакомление с поведением и способами передвижения.
3) Уточнение характерных движений.
4) Особенности внешнего вида (кожа, мех).
5) Изучение среды обитания.
6) Умение выполнять рисунок животного с применением средств художественной выразительности.
Неправильно делают те учащиеся, которые, получив задание нарисовать животное по памяти, сразу приступают к процессу рисования, не дав себе труда представить, что надо сделать, предварительно не добившись четкого мысленного воспроизведения в памяти объекта, подлежащего зарисовке. В этой работе учащимся может помочь развитые память и воображение, наличие навыков и умений, которые вырабатываются в процессе последовательного многократного повторения.
Отношение к миру природы выражается в первую очередь в жанре пейзажа. Любовь к родной природе, понимание ее красоты — непременная часть патриотического воспитания человека. Чувства привязанности к родной, земле начинается именно с осознания поэзии окружающего с детства мира природы.
Практическая работа в жанре пейзажа дает много возможностей осознания и освоения элементарных художественных навыков, которые расширяются и углубляются в задачах каждого урока. Работа по памяти и представлению по выполнению пейзажа «В осеннем парке», этюда «Багрец и золото осени» позволяют учащимся совершенствовать знания о применении законов линейной и воздушной перспективы, колорита, композиции.
Для более полного и яркого представления природы показываются классу репродукции картин русских художников, обращается на колорит представленных картин, потому что именно от выбора цвета зависит настроение картины, ее эмоциональное воздействие. Колорит полотна может быть радостным и печальным, спокойным и тревожным, загадочным и ясным.
Так красно-взволнованный колорит А. Архипова и Ф. Малявина создает мажорное настроение их произведений. И наоборот: минорное настроение навевают нежно-задумчивые краски В. Борисова-Мусатова или холодный сказочно таинственный колорит М. Врубеля.
Известно, что природные цвета предметов сами по себе редко бывают гармоничны. Однако они всегда выглядят объединенными и сгармонированными именно благодаря общему освещению. В работе по памяти у учащихся наибольшую сложность и затруднение вызывает передача цветовых характеристик натуры. Так, например, цвет травы, листвы деревьев пишут иногда просто oттенками зеленого цвета, кирпичный дом — оранжево-красным, голубым и так далее.
Поэтому, учащимся рассказывается, что колористическое единство изображения акварельными красками иногда достигается художниками механическим путем. Для этих целей во все оттенки, которыми изображаются предметы, вводится одна и та же краска, этих же результатов добиваются предварительной прокладкой тем или иным цветом.
Заканчивается беседа анализом особенностей осени и изменений в осенней природе. Школьники вспоминают свои наблюдения во время прогулок на природе и делятся своими впечатлениями. Чтение отрывков стихотворения И. Бунина «Листопад» и из произведения Г. Скребицкого «Художник — осень» закрепляют эстетические впечатления детей от осеннего парка или леса.
Рисование на тему «Пейзаж с изображением домов выше, ниже и на линии горизонта» ставит перед учащимися следующие цели и задачи: изучение особенностей изображения призматических форм, расположенных на разном уровне к линии горизонта; закрепление сведений о линейной перспективе: линия горизонта, уровень горизонта, точка зрения, точка схода, фронтальная и угловая, воздушная перспективы. В процессе работы над рисунком расширяются умения и навыки соблюдения законов фронтальной и воздушной перспективы, вводится понятие линейной угловой перспективы.
Обратить внимание на красоту движений тела человека, применить знания и умения, полученные ранее при рисовании фигуры человека с натуры, закрепить выразительность пропорций тела в движении фигур позволяет рисование на такие темы как «Спорт», «Материнство».
При рисовании по памяти и представлению на тему «Спорт» учащиеся для большей выразительности должны выбрать такие положения тела и моменты движения, когда наиболее полно ощущается динамика — ее кульминационные моменты. Движение фигур может быть усилено динамичными композициями.
При анализе работ художника А. Дейнеки обращается внимание учащихся на то, что фигуры в спортивной игре никогда не располагаются на одной линии — кто-то находится ближе к зрителю, кто-то дальше. Обращается внимание на возможности перекрытия фигуры фигурой и их ритмической связи при изображении фигур в едином действии.
Далеко не безразлично, в каком месте помещено изображение. Если в центре листа — оно будет неподвижным. Также неподвижным оно окажется и у самого края. Край листа как бы держит изображение. Предлагается подумать, куда следует поместить изображение, чтобы оно стало динамичным.
В конце беседы учащиеся должны ответить на вопрос: почему движения фигур, передающие движение спортивных игр, в работах художников так убедительны? Ответ заключается в том, что убедительно только то, что мы сами увидели в жизни. Все это создает ощущение естественности происходящего, жизненности.
Тема материнства присутствует почти в каждой программе по изобразительному искусству – важнейшая тема отношения к жизни и близкая ребенку. Она всегда проходит с особым интересом, но и довольно трудна, — здесь надо передать чувства людей через их изображение, мимику. Зрительный ряд из произведений выдающихся русских и зарубежных художников, пословицы создают определенный настрой для работы. Не всегда достаточно хорошо представляя себе характер работы по памяти, учащиеся боятся пробовать свои силы или же неудачную попытку расценивают как неспособность к рисованию по памяти вообще. В связи с этим необходимо отметить, что рисунок по памяти, необязательно должен быть подробным, исчерпывающим в передаче впечатления от увиденного. Учащимся трудно добиться сходства даже при рисовании с натуры, а при рисовании по памяти это сделать еще труднее. Тем не менее, эти вполне естественные трудности не должны пугать и расцениваться учащимися как непреодолимые.
Процессы изображения по представлению, могут быть различными в зависимости от своего содержания и взаимоотношений между наблюдением, и воображением, участвующими в процессе рисования. Образы представления могут быть очень далеки от предметов действительности, например сказочные: в них причудливо сочетаются признаки действительности, нарушая привычные для нас законы предметного мира. В изображении по представлению можно передавать образы далекого прошлого. Рисующий воссоздает их в своем воображении на основании знаний и представлений о материальной культуре народов, природе и жизни минувших эпох. Такой работой является рисование по представлению в пятом классе на тему «Старинный терем».
На уроке учащиеся знакомятся с изображением архитектурных сооружений в картинах мастеров русской живописи, с архитектурным ансамблем Московского Кремля. Затем учащиеся рисуют «старинный терем» с использованием геометрических фигур, которые они раньше изучили и изображали (куб, конус, четырехгранная призма, цилиндр, шар). Таким образом, упражнения в рисовании по памяти и по представлению содействуют закреплению ранее полученных знаний, развитию зрительной памяти и пространственного мышления.
Рисование по памяти и по представлению — это рисование композиций на темы окружающей жизни. В процессе рисования на темы совершенствуются и закрепляются навыки грамотного изображения пропорций, конструктивного строения, объема, пространственного положения, освещенности и цвета предметов.
Создание произведений искусства немыслимо без творческой фантазии, без участия памяти. Многие русские и зарубежные художники-педагоги использовали в своей педагогической работе с учащимися занятия рисованием с натуры, по памяти и представлению в качестве обязательной составной части процесса обучения будущих художников.
В повседневной работе над рисунками детям необходимы развитое творческое мышление, богатый запас пластических наблюдений, прочные навыки уверенного и свободного рисования, умение импровизировать. Эти качества приобретаются в результате систематического рисования с натуры, по памяти и по представлению. Умение рисовать по памяти обеспечивается знанием перспективы, пластической анатомии, цветоведения. В рисовании на темы — по памяти и представлению — учащиеся применяют умения, которые были выработаны при рисовании с натуры. Без них невозможна успешная работа над заданиями по тематическому рисованию, композиции, поскольку композиционный эскиз не составляется механически.
Сочинение композиционных эскизов — одно из важных средств развития памяти, наблюдательности, творческого воображения. По тому, как учащийся справляется с заданиями по композиции, можно в известной мере судить о том, насколько эти данные у него развиты. Надо иметь в виду, что развитие способности работать «от себя» не самоцель, а необходимое условие для успешной работы, особенно по композиции, тематическому рисованию. Основными помощниками в данном случае являются мастерство, память, воображение рисующего, а также его наблюдения и знание жизни, приобретенные при работе с натуры.
Таким образом, рисование с натуры, по памяти и по представлению выполняют общие задачи:
- совершенствование и закрепление навыков грамотного изображения пропорций, конструктивного строения, объема,
освещенности, пространственного положения, цвет предмета, выделение композиционного центра; - отработка умения выразительно выполнять рисунок;
- развитие умения самостоятельно выбрать сюжет предложенной темы и передать художественными выразительными средствами
свое отношение к нему; - развитие фантазии, воображения, логического и пространственного мышления.
Завершая работу также можно сказать, что рисование с натуры, по памяти и по представлению воспитывает у обучающихся эстетическое отношение к окружающему, умение видеть и чувствовать прекрасное, развивает художественный вкус и творческое мышление, формирует устойчивый интерес к творческой деятельности.
1. Неменский Б.М. Мудрость красоты: О проблемах эстетического воспитания: Книга для учителя. – 2-е издание, переработанное и дополненное – М.: Просвещение. 1987. – 255с.
2. Неменская Л.А. Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Под редакцией Б.М. Неменского. Москва, «Просвещение». 2013. — 175 л.
3. Рисунок. Учебное пособие для студентов художественно-графического факультета педагогических институтов. Под редакцией А.М. Серова. М., «Просвещение», 1975. 271 с.
Источник