Урок декоративного рисования конспект

Конспект занятия по декоративному рисованию «Матрёшечки».
план-конспект занятия по рисованию (старшая группа) по теме

Конспект занятия по декоративному рисованию «Матрёшечки».

Цель: Привитие интереса к декоративно-прикладному искусству своей страны.

— Формирование у детей представлений о народной игрушке-матрешке.

Программное содержание:

— познакомить детей с историей русской деревянной игрушки-матрешки;

— продемонстрировать разнообразие видов данной игрушки;

— развивать умение украшать силуэт мартешки,

— закреплять навыки рисования кистью и красками.

Материал: — Матрешки кировские, полохов-майдановские, семеновские, краски акварельные, кисти, баночки с водой, фломастеры, салфетки, силуэты мартешек.

Ход образовательной деятельности.

Воспитатель:

Ребята, сегодня наше занятие я хочу начать с загадки:

Алый шелковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука в деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может три, а может шесть.
Разрумянилась немножко
Наша русская … .
(Ответы детей — матрешка)

Конечно, это Матрешка! Какая замечательная игрушка! О ней, как и о народных героях слагают легенды. Нашу Матрешку знают и любят во всем мире – ни один турист не уедет из России без куклы-сувенира.

Ребята, а кто из вас знает, чем матрешка отличается от всех остальных игрушек? Эта куколка с секретом, она раскрывается и внутри еще есть матрешки. (Показ)

Хотя матрёшка и завоевала давно репутацию символа нашей страны, её корни отнюдь не русские. История матрёшки берёт своё начало в Японии. Это фигура добродушного лысого старика, мудреца Фукурамы, в которой, находилось ещё несколько фигурок, вложенных одна в другую. Изобретение формы русской матрёшки приписывается токарю из подмосковного города Подольска В. П. Звёздочкину в 1890-х годах, решили русские мастера переодеть куклу в русский сарафан, голову покрыть платочком. Как вы думаете, почему? (раньше русские женщины обязательно ходили в платках), а автором первой росписи был профессиональный художник С. В. Малютин.

Русскую деревянную разъемную куклу назвали матрёшкой. В провинции имя Матрёна, Матрёша считалось одним из наиболее распространенных русских имён, это имя ассоциировалось с матерью многочисленного семейства, обладающей хорошим здоровьем.

Матрешки не все одинаковые. У каждого мастера матрешки имеют свое лицо, свой наряд и свой характер.

Эта матрешка сергиево-пасадская была самой первой, с нее и началось шествие матрешек по России. Наряд ее не слишком богат. В руках она обычно держит или петуха, или младенца.

— Наряд мой простенький на вид,

На голове моей платок,

В руках нарядный петушок.

(Дети рассматривают матрешку).

Вот посмотрите полохов-майдановская матрешка — эта матрешка высокая, тоненькая, похожа на столбик. Сарафан ее густо расписан розами. Цвета яркие преобладает лиловый цвет.

А вот матрешка Семеновская матрешка отличительной особенностью каторой является букет цветов.

— Сарафан мой алый,

А в руке моей букет –

Красивей матрешки нет!

Вот как много о матрешках вы сегодня узнали! Трудно выбрать , какая матрешка самая красивая. Да и не стоит выбирать. Все матрешки хороши. Матрешка является символом России.

— Посмотрите ребята, у вас на столах лежат силуэты матрешек.

Я предлагаю вам придумать узор и украсить им свою матрешку.

Физкультминутка:

Раз, два, три, четыре, пять (Дети сжимают и разжимают кисти)

Матрешек будем украшать

Матрешек будем украшать: (Выполняют круговые движения сжатыми в кулак кистями.)

Цветы на платье рисовать.

Мы наклоны выполняем (Наклоны туловища в стороны)

И матрешек все считаем

Раз, два, три, четыре, пять. (Наклоны туловища в стороны)

Будем снова рисовать.

Молодцы! Садитесь на свои места.

Самостоятельная деятельность детей.

— Приступайте к работе. Лицо матрешек можно натисавать фломастерами. (Педагог в процессе рисования помогает и подсказывает детям.)

— Молодцы, ребятки! Какие нарядные получились у вас матрешки! А главное все такие разные и яркие!

Анализ работ.

— Ребята, посмотрите на своих матрешек. Какие они красивые. А вам нравятся ваши работы. Какая матрешка вам больше всего понравилась? Расскажи, чем тебе понравилась работа. (Ответы 2-3 детей). Матрёшка является одним из самых популярных сувениров нашей страны — России.

— Молодцы, ребята. Сегодня мы еще раз встретились с нашей любимой матрешкой, и, вы очень хорошо справились с этой работой.

Источник

Конспект урока «Декоративное рисование «Русская матрешка»»
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо)

Конспект + презентаци к уроку

Скачать:

Вложение Размер
konspekt_uroka.doc 66.5 КБ
russkie_matryoshki.ppt 371 КБ
igra_fonariki_zazhglis.ppt 832 КБ

Предварительный просмотр:

Вид деятельности: Рисование русской матрешки по представлению.

Тема урока: Декоративное рисование « Русская матрешка».

Цель урока: Формирование навыков декоративного рисования.

Задачи урока: 1. Углубить знания о русской народной деревянной игрушке, познакомить с характерными особенностями формы и росписи матрешек из Сергиева Посада, Семенова, Полхов-Майдана. Обучить умению выделять характерные средства художественной выразительности в работах народных мастеров, анализировать и сравнивать матрешек из Сергиева Посада, Семенова, Полховского Майдана. Научить расписывать бумажные силуэты матрешек в традициях семеновских мастеров.

2. Развивать эстетическое восприятие и умение сочетать в декоративном рисунке несколько цветов.

3. Воспитывать внимание и аккуратность; любовь к народному искусству, уважение к народному мастеру, создающему красоту на радость людям.

Оборудование для учителя: шаблоны(раздаточный материал); презентация.

Оборудование для детей: бумага(альбомный лист); простой карандаш; кисть; краски (гуашь); баночки для воды. вырезанный силуэт матрешки

Прозвенел и смолк звонок,

Мы за парты дружно сели

И на доску посмотрели.

Мы сегодня опять

Учиться будем рисовать!

2.Проверка готовности учащихся к уроку.

3. Подготовка красок к работе.

Приветствие, проверка готовности учащихся к уроку и подготовка красок к работе.

2.Сообщение темы урока

Она на вид одна, большая,
Но в ней сестра сидит вторая,
А третью — во второй найдёшь.
Их друг за дружкой разбирая,
До самой маленькой дойдёшь.
Внутри их всех — малютка, крошка.
Всё вместе — сувенир . (Матрёшка)

— И так, как вы думаете ,какая тема нашего урока?

— Правильно! Тема сегодняшнего урока посвящена одному из самых известных во всем мире талисману России – матрешке. Презентация «Русская матрешка»(слайд 1). Поэтому наша работа называется «Русская матрешка».

3. Актуализация знаний учащихся

  • У кого из вас дома есть народные декоративные игрушки?
  • Почему они вам нравятся?

Беседа с детьми.

4. Работа над новым материалом.

Презентация «Русская матрёшка»(2-3слайд).

Замечательная игрушка – матрешка! Деревянные куклы, помещающиеся одна в одной, пришли к нам из Японии. Родственница русской матрешки – складная кукла Фукурума – веселый старик. Эта кукла по форме похожа на яйцо.

Первым расписал русскую матрешку художник С. В. Малютин (1859-1937). Всем полюбилась веселая крестьянская девочка. Одета она в традиционный русский костюм: платок, сарафан и передник. Видимо, от русского имени Матрена и возникло ласковое название «матрешка». Условны форма игрушки, изображение ее лица и наряда. Матрешка выражает предельно обобщенный образ русской красавицы: круглое лицо, яркий румянец, черные брови, маленький рот. Такой же образ красавицы воспевался в русских песнях и сказках .

Интересно отметить, что кроме матрешек- девочек и женщин традиционно в Сергиевом Посаде и Семенове делали матрешек-мальчиков и отцов семейства, порой с кудрявой бородой, в кепке и нарядной рубашке.

Процесс изготовления всех матрешек одинаков. Сначала вытачивают форму на токарном станке. Затем подготавливают ее под роспись. Мастерицы расписывают матрешек без предварительного рисунка с образца.

Презентация «Русская матрёшка»(4-9слайд).

Перед вами матрешки из Сергиева Посада, Семенова и Полхов-Майдана.

Рассмотрите их и расскажите о выразительных декоративных средствах, используемых при росписи этих матрешек.

  • Как изображены платки?
  • Как оформлен сарафан и обозначен ли он вообще?
  • Что общего в оформлении этих матрешек?
  • Найдите отличительные декоративные приемы в росписи этих изделий?
  • Какие приемы кистевой росписи использованы в оформлении этих матрешек?

Мы веселые матрешки,

Ладушки, ладушки (повороты туловища направо, налево).

На ногах у нас сапожки,

Ладушки, ладушки (руки перед собой, выставить левую ногу вперед на пятку, покачать носком слева направо, то же с правой ноги).

В сарафанах наших пестрых,

Мы похожи словно сестры,

Ладушки, ладушки (два хлопка слева и справа. Повторить 2–3 раза).

Рассмотрим последовательность работы. Лист располагаем вертикально.

1. Обвожу по контуру матрешку.
2. Рисую лицо (вам поможет круг).
3. Рисую платок.
4. Провожу вертикальную линию от макушки до самого низа.
5. Осторожно наношу карандашом на лице 2горизонтальные линии. Верхнюю часть круга занимают волосы (традиционная прическа – на прямой ряд), в средней части – глаза, а в нижней – губы и щеки. Носик обозначим 2 точками на нижней горизонтальной линии. (Вот наша матрешка и стала с носиком).
6. Обрати внимание, как у матрешки нарисованы руки(рисую руки)
7. Заполняю передний фон сарафана матрешки букетом цветов.
8. Раскрашиваю матрешку.

Посмотрите, как я выполню рисунок матрешки в цвете:

1. Начинаем с раскраски больших цветовых плоскостей – частей одежды. Сначала выполню красным цветом платок.

2. Теперь аккуратно, чтобы не было видно мазков от кисти, заливаю всю поверхность туловища – центральную часть – желтым цветом.

3. Необходимо создать впечатление — иллюзию, что матрешка настоящая. Для этого по всему краю игрушки прохожу коричневой краской. Плавными движениями аккуратно вливаю один цвет в другой.

4. Теперь выполняю завершающую стадию. Для этого раскрашиваю волосы и узор на передней части матрешки. Для волос я выбрала черный цвет. А узор выполняю красным и зеленым цветом. Учтите, что прежде чем выполнять цветы и листья, надо убедиться ,что желтый фон высох. Красный беру того же цвета, что и платок. Рисунок закончен.

Учитель объясняет и показывает, рисуя сам на доске матрёшку,

как надо правильно рисовать и раскрашивать.

7. Самостоятельная работа учащихся

А сейчас создайте свой образ русской матрешки, который вам подскажет ваша фантазия .

Проводится игра на узнавание цветов: «фонарики зажглись» . Презентация «Фонарики зажглись».

Дети рисуют, учитель ходит, смотрит, помогает, если нужно.

Источник

Конспект НОД по декоративному рисованию в старшей группе

Светлана Юрьевна Яковлева
Конспект НОД по декоративному рисованию в старшей группе

ЗАНЯТИЕ ПО ДЕКОРАТИВНОМУ РИСОВАНИЮ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ

Составила: воспитатель Яковлева С. Ю.

Цель: закреплять умение составлять узоры по мотивам народных декоративных росписей на листах бумаги разной формы; развивать чувство цвета, композиционные умения. Побуждать детей использовать для составления узора растительные элементы (цветы, литья, ягоды, траву).Совершенствовать навыки работы гуашью: рисовать всей кистью, ее концом; учить смешивать краски для получения нового цвета. Воспитывать интерес к искусству народных мастеров.

МАТЕРИАЛ: силуэты матрешек, тарелок, ложек из бумаги для раскрашивания; круги-пакеты разных цветов, гуашь, кисть тонкая и толстая (по количеству детей, баночки для воды, подставка для кистей; игрушка — матрешка, хохломская ложка и городецкая тарелка, мешочек.

Ход занятия:

Воспитатель в руках держит мешок с игрушками.

Ходит Осень у ворот,

С нами водит хоровод.

Подарила для игры

(Воспитатель раскладывает разноцветные круги на ковре -3-х цветов).

Ра, два, три! Круги бери! (Дети выбирают себе один круг любого цвета)

Воспитатель: — А теперь ищи столы, где такие же круги!

Дети подходят к столам, где лежат круги-пакеты нужного цвета. Столы сдвинуты так, чтобы за одним столом разместились 6-7 человек.

На столах оборудование для рисования.

Воспитатель: (подходя к первому столу)

— Круг волшебный дай ответ,

Ты раскрой нам свой секрет. (Достает матрешку из пакета)

Интересно, что же там?

Там еще одна матрешка,

Хоть и жаль ее ломать,

Буду дальше разбирать. (Достает из пакета силуэты матрешек)

— Вот они! Удивительно бледны,

Мастера, скорей за дело,

Украшай матрешек смело,

Составляй узор любой,

Чтобы радовал он взор.

Воспитатель подходит ко второму столу.

— Круг волшебный, дай ответ,

Ты раскрой нам свой секрет. (Достает декоративные хохломские и городецкие тарелки)

— Вот листок, а здесь цветок

И красивый завиток. (Достает из пакета тарелки из бумаги, раздает детям)

Воспитатель подходит к третьему столу.

— Круг волшебный, дай ответ,

Ты раскрой нам свой секрет. (Воспитатель показывает хохломские ложки детям).

Воспитатель: — Нам понятно, что матрешкам украшать мы будем ложки.

(Воспитатель достает из пакета контуры ложек из бумаги, раздает детям).

Дети раскрашивают силуэты-контуры матрешек, тарелок, ложек. Воспитатель оказывает помощь некоторым детям.

Итог: организуется выставка детских работ на доске для рассматривания детьми.Воспитатель: — Вот закончилась игра, молодцы вы, мастера!

Конспект НОД по декоративному рисованию в средней группе «Я люблю свою лошадку» Программное содержание. Продолжать знакомить детей с декоративной росписью дымковской игрушки (Лошадка); учить рисовать кончиком кисточки,.

Конспект НОД по декоративному рисованию в старшей группе «Закладка для книг» Возраст 5–6 лет Конспект НОД по декоративному рисованию в старшей группе «Закладка для книг» Воспитатель: Ушкалова Наталья Васильевна Конспект НОД по декоративному.

Конспект НОД по декоративному рисованию «Нарядный индюк» по мотивам дымковской игрушки Конспект НОД рисование декоративное «Нарядный индюк» (по мотивам дымковской игрушки) Цель: 1. Закреплять знания детей о характерных особенностях.

Конспект совместной дельности с детьми старшей группы по декоративному рисованию «Роспись доски городецким узором» Программное содержание: 1. Продолжать знакомство с Городецкой росписью, с ее особенностями 2. Учить выделять основные элементы узора. Упражнять.

Конспект занятия «Украшение уточки» по декоративному рисованию в средней группе Декоративное рисование. Тема: «Украшение уточки» Программное содержание: Продолжать знакомство с дымковской игрушкой, особенностями узора;.

Конспект занятия по декоративному рисованию «Городецкая роспись» Конспект занятия по декоративному рисованию «Городецкая роспись» Программное содержание: продолжать развивать представления детей о городецкой.

Конспект занятия по декоративному рисованию в средней группе «Варежки для зайчат» Цель: обучение умению украшать полоску. Задачи: — учить различать такие понятия, как «ширина ладони», «длина ладони»; — познакомить с геометрическим.

Конспект занятия по декоративному рисованию в средней группе «Украсим платье куколке» Изобразительная деятельность в средней группе. Декоративное рисование. «Украсим платье куколке» Программное содержание. Цель: научить детей.

НОД по декоративному рисованию с детьми старшей группы «Знакомство с Уральской росписью» НОД по декоративному рисованию с детьми старшей группы «Знакомство с Уральской росписью» Задачи: 1. Заинтересовать детей Уральской росписью,.

Конспект занятия по декоративному рисованию «Волшебный завиток хохломы» Образовательная область: «Художественное творчество» Тема: «Волшебный завиток хохломы» Вид: продуктивная деятельность (декоративное рисование).

Источник

Читайте также:  Конспект занятия по рисованию по теме два жадных медвежонка
Оцените статью