Упражнения для интуитивного рисования

Мастер-класс для педагогов «Интуитивное (правополушарное) рисование»

Анна Головченко
Мастер-класс для педагогов «Интуитивное (правополушарное) рисование»

Свой очередной мастер-класс провела по приглашению коллег, в Петровском сельском поселении, Увельского района. Мастер-класс проходил в школе.

Данный мастер класс будет полезен для педагогов, социальных работников, учителей общеобразовательных школ, воспитателей дошкольных учреждений, родителей.

Актуальность темы: Развивать правое полушарие не только очень интересно, но и важно! Если в работу включены оба полушария – производительность мозга увеличивается в пять раз!Творческое состояние переносится на все сферы Вашей жизни: отношения с людьми, работу, учёбу, креативные проекты.

Методическая цель мастер-класса:

Повышение профессионального мастерства педагогов – участников мастер-класса, в процессе активного участия в творческой работе.

Цель: научитесь видеть вещи особым образом, познакомить участников с очень простым способом легкого и непринужденного рисования без предварительного наброска.

Задачи:Образовательная: ознакомить с новыми возможностями художественных техник и материалов;

Развивающая: погрузить в творческую атмосферу; раскрыть творческий потенциал педагогов; проявление индивидуальности, развитие креативности; повышение уверенности в себе, отключение анализа деятельности, обретение чувства вдохновения и гармонии;

Воспитательная: вызвать интерес к предложенной методике рисования; воспитать интерес к рисованию, чувство прекрасного, любовь к творчеству.

Ожидаемые результаты мастер-класса: выполнение рисунка в технике гуашь; рост мотивации участников мастер-класса к формированию собственного стиля творческой деятельности.

Методическое оснащение: поэтапность выполнения работы, слайдовая презентация по теме мастер-класса, детские работы, выполненные ранее в этой же технике.

Форма проведения мастер-класса: Практическая работа.

Методы: интерактивный (словесный, наглядный, практический)

Приемы: объяснение, беседа с показом практических действий.

Оборудование: ноутбук, проектор, экран.

Раздаточный материал (на каждого участника): гуашь разных цветов (консистенция сметаны, кисти (синтетика №1 щетина№14,№10,№6, акварельная бумага, стакан с водой, салфетки из материи, влажные салфетки, баночки.

Структура мастер класса.

Вступительная часть (10 мин)

Теоретическая часть МК (10 мин)

Практическая часть МК (45 мин)

Кульминация творческого процесса (10 мин)

Рефлексия (9 мин)

Подведение итогов (6 мин)

Сценарий проведения мастер-класса

Здравствуйте, уважаемые коллеги и гости!

Тема моего мастер-класса «Интуитивное (правополушарное) рисование».

Дети гораздо меньше подвержены страхам и стереотипам, поэтому ребенок смело берет в руки кисть и увлеченно водит по листу, размазывает краски, а когда заканчивает свою работу, он гордится тем, что у него получилось. Самое главное для любого ребенка – удовольствие от процесса. Когда человек становиться взрослым, он обрастает условностями и определенными стереотипами. У него появляется страх сделать что-то неправильно. Преодолеть внутренний зажим и вернуть детское отношение к художественному творчеству помогает интуитивное или правополушарное рисование.

— Посмотрите на слайд. Что вы видите? Вазу или два профиля лица? Как думаете, почему так происходит? (ответы участников)

Конечно же вам известно, что наш мозг состоит из двух полушарий – правого и левого. Когда вы рассматриваете картинку, каждое полушарие мозга воспринимает совершенно разные образы. Левое видит вазу, а правое – два симметричных лица, смотрящих друг на друга. Бывает так, что человек может сразу разглядеть и вазу и два лица, значит, он умеете управлять деятельностью обоих полушарий.

— Мы с вами попробуем разобраться, почему происходит так, что каждое полушарие видит по-своему?

Левое полушарие –отвечает за логику, разумный подход, критичный взгляд на вещи. Именно здесь «хранятся» все наши правила, стереотипное восприятие и рациональная оценка. Правое же полушарие – это наше творческое восприятие жизни, когда мы мыслим не только фактами, но и образами, оно позволяет нам мечтать, фантазировать, сочинять истории.

Как только ребенок рождается правое полушарие у него сформировано, и он обладает набором чувств для восприятия окружающего мира. Закон развития человеческого мозга предполагает гармонию развития правого и левого полушария. Развиваться они должны одновременно – в этом заключается успех развития ребенка дошкольника. В противном случае у ребенка теряется потенциал человека-творца.

Для успешного школьного развития, в дошкольном детстве необходимо развивать правое полушарие.

Вот несколько упражнений, выполнение которых стимулирует работу правого полушария:

* Рисование воображаемых предметов. Прежде, чем что-то нарисовать, предложите ребенку пофантазировать. После того, как воображение ребенка «разыграется», давайте команду приступать к выполнению работы.

* Зеркальное рисование. Оно осуществляется одновременно двумя руками. Выполняя это упражнение, ребенок задействует оба полушария, что улучшает эффективность работы всего мозга.

* Рисование на цветной бумаге.

* Правополушарное рисование.

История началась в США в 60-ых годах, когда американская учительница Бэтти Эдвардс основала удивительно эффективную методику обучения рисования, и назвала ее правополушарной. Основана методика была на исследовании мозга Нобелевского лауреата Р. Сперри.

Таким образом, если левое полушарие с его разумным подходом отвергает рисование, то нужно предложить эту задачу правому, творческому, полушарию.

Познакомимся ближе с правополушарным рисованием.

Правополушарное рисование – быстрый, интуитивный метод творчества, он позволяет отключить логику и рациональную оценку происходящего, интуиции и рукам, которые сами все сделают. Посредством правополушарного рисования вы избавляетесь от собственных ограничений, блоков, зажимов, становитесь более открытым для нового.

Что дает правополушарное рисование?

• Убирают барьеры «я не смогу», «у меня не получиться».

• Полностью раскрывает «спящие» творческие способности.

Дети и правополушарное рисование.

Занимаясь рисованием по данному методу, потенциал ребенка раскроется полностью. Он сможет легко усваивать материал и избавляться от ненужных нагрузок и стрессов.

Практическая часть основной части

1 этап – подготовка

— Уважаемые педагоги, предлагаю вам занять места за столом, приготовить кисти и открыть гуашь.

Правила работы на МК:

• рисунки выполняются в быстром ритме;

• во время работы нежелательно разговаривать, так как речь это часть левого полушария, которое нельзя активировать, потому что оно тут же запустит реакцию логического мышления;

• кисточки и руки должны быть сухими, поэтому их вытирают бумагой.

• при создании фона важно не останавливаться на краю и не бояться выходить за рамки листа.

2 этап – создание картины «Закат на море» и «Пейзаж»

Проверка реализации поставленных задач и достижения цели:

И важно помнить, что обучение рисованию и детей, и взрослых проводится не для того, чтобы стать выдающимся художником (хотя это тоже не исключается, а для того, чтобы быть гармоничной личностью, чтобы раскрыть весь потенциал, заложенный в человеке природой.

Мой мастер-класс подошел к концу. Спасибо за внимание.

Алгоритм выполнения творческой работы

раскрытие темы, целей и задачей данного мастер-класса, содержания занятия и его ожидаемые результаты.

Теоретическая часть МК: рассказ о технике мастер-класса используя наглядные пособия, знакомство с краской и особенностями работы с ней.

Практическая часть МК): участники мастер-класса приступают под руководством руководителя мастер-класса к выполнению работы;

1) Закрашиваем горизонтальными мазками всю поверхность листа белой гуашью.

2) Нанесите краску тех цветов, которые видите на образце пятнами, не жалея краски.

3) Затем белой краской растяните цветные пятна размашистыми движениями.

4) Рисуем ствол дерева.

5) Делаем объем на дереве

6) Кистью «Щетина» создаем крону дерева постукивающими движениями. Используем разные оттенки зеленого.

Создаем теневые листья

Добавляем светлые листья. А так же можно нарисовать травку и цветы.

Кульминация творческого процесса(10 мин): выставка работ и фото участников.

Рефлексия (9 мин): самоанализ собственной мысли, чувства, знания, мироощущения.

Подведение итогов (6 мин):

В данной методической разработке представлен мастер-класс по теме «Интуитивное или правополушарное рисование«, который знакомит обучающихся с этим методом необычного рисования. Правополушарное рисование – современный метод обучения основам художественного видения, а также техникам рисования. Само понятие правополушарного рисования пришло к нам из Америки. Как только ребенок рождается правое полушарие у него сформировано, и он обладает набором чувств для восприятия окружающего мира. Закон развития человеческого мозга предполагает гармонию развития правого и левого полушария. Развиваться они должны одновременно – в этом заключается успех развития ребенка дошкольника. В противном случае у ребенка теряется потенциал человека-творца.

Фотоотчет «Правополушарное рисование в младшей группе» Я недавно прошла курс по обучению детскому правополушарному рисованию. По другому, можно встретить такую методику, как интуитивное рисование.

Консультация для педагогов «Рисование по клеткам — это увлекательно» Консультация для педагогов. «Рисование по клеткам – это увлекательно» Рисование по клеткам — это графический диктант, где у малыша в игровой.

Консультация для педагогов «Рисование мелками на асфальте с детьми старшего дошкольного возраста» Рисование на асфальте – это не только веселое занятие во время прогулки, но и творчество, познание окружающего мира с детьми старшего.

Мастер-класс для педагогов «Фрактальное рисование — функциональный рисунок для гармонизации внутреннего состояния педагога» Мастер-класс для педагогов «Фрактальное рисование – функциональный рисунок для гармонизации психоэмоционального и физиологического состояния.

Мастер-класс для педагогов «Искусство эбру — рисование на воде» Видео Тема:«Развитие творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционной техники рисования «Эбру»Цель:Повышение мотивации педагогов.

Мастер класс для педагогов «Песочные сказки» Арт-терапия: рисование на песке старший дошкольный возраст. Слайд № 1: Мастер класс для педагогов «Песочные сказки» Арт-терапия: рисование на песке. Выполнила работу Моисеева Л. М. МБДОУ г. Иркутска.

Мастер-класс «Рисование ладошками» «Истоки способностей и дарование детей — на кончиках пальцев. От пальцев, идут тончайшие нити — ручейки, которые питают источник творческой.

Мастер-класс «Рисование нитками» Хочу предложить Вам мастер — класс «Рисование нитками». Занятие кропотливое, но очень увлекательное, на изготовление наших картин ушёл.

Мастер-класс «Рисование углем» Мастер- класс «Рисование углем» Задачи: — Познакомиться с техникой рисования углем. — Развивать творческие способности. — Развивать умение.

Мастер-класс «Рисование утюгом» Уважаемые коллеги, предлагаю мастер-класс рисования утюгом. Нетрадиционная техника рисования — ЭНКАУСТИКА. Энкаустика — это рисование восковыми.

Источник

Упражнения для интуитивного рисования

Что такое правополушарное рисование и чем оно полезно?

При рисовании используется творческая часть мозга – правое полушарие. В художественной школе обучают рисовать в режиме левого полушария, оттого и такое длительное время обучения. Однако есть альтернативные способы обучения рисованию. Существуют специальные техники, разработанные художником-психологом, позволяющие включить правополушарный режим у любого человека.

В ходе всего рисования Вы чувствуете эмоциональный подъем, радость и вдохновение. Усталости нет никакой, а после занятия — прилив сил и энергии!
За 1 день вы можете научиться рисовать, даже если никогда не брали кисточку в руки.

Почему мы рекомендуем правополушарный метод:

1. Картины получаются быстро: одна — за 5 минут.
2. Когда Вы рисуете этим методом, развивается правое полушарие мозга. (При нашем западном образе жизни доминирует левое полушарие, но когда работа полушарий находится в гармонии, производительность мозга увеличивается в 5 раз).
3. У вас откроется видение: мир вокруг станет интереснее, ярче, вкуснее. Заработает интуиция и сверхчувствительность.
4. Поднимается настроение, потому что результат виден сразу, кроме того, улучшается самочувствие, появляется вдохновение и творческий подъем.
5. Вы сможете дарить подарки близким и знакомым!
6. Творческое состояние переносится на все сферы Вашей жизни: музыка, пение, танцы, дизайн, кулинария, отношения и т.п.…
7. Вы начинаете верить в свои силы и в то, что Вы – ТВОРЧЕСКИЙ человек.
8. Ваши работы будут показывать результат Ваших достижений.

Развивая свои творческие способности, раскрывая свой творческий потенциал, мы открываем для себя двери в новую жизнь, наполненную самыми радостными событиями, где нет преград, а невозможное становится возможным.

Метод правополушарного рисования позволяет одновременно решать основные 2 задачи: развитие правого полушария и раскрытие творческих способностей.

Данный метод стал возможным, благодаря исследованиям психобиолога Роджера Уолкотта Сперри, получившего за свои достижения в области работы головного мозга 1981 году Нобелевскую премию. Он открыл для науки дверь во внутренний мир человека.

В каждом из нас заложено желание творить, однако не у каждого есть способность в точности воспроизвести в рисунке тот или иной предмет. Из-за этого многие люди решают, что у них нет таланта к рисованию.

Методика правополушарного рисования позволяет убрать все те блоки и зажимы, которые присутствовали в человеке. Постепенно он развивает свой талант, на котором когда-то поставил крест. На занятиях тренер сначала знакомит с красками, цветами. Люди учатся чувствовать карандаши, кисти. Рисуя руками, они ощущают себя детьми, полностью отдаваясь процессу рисования. Во время занятий люди чувствуют эмоциональный подъем, вдохновение, в общем, обостряется чувственно-эмоциональное восприятие, за которое отвечает именно правое полушарие.

Метод правополушарного рисования позволяет:

— Проявить индивидуальность,
— Упрощает творческий процесс,
— Отключает анализ деятельности,
— Избавляет от внутренних преград,
— Обрести внутреннюю гармонию,
— Раскрывает ваши творческие способности,
— Делает человека более внимательным к людям и окружающему миру.

Этот метод хорош, как для детей, так и для взрослых и в каждом возрасте имеются свои положительные моменты, сказывающиеся на жизни человека, занимающихся рисованием. Так у школьников занятия правополушарным рисованием повышают интерес к учёбе, они становятся спокойнее, меньше получают стрессов, легче начинают реагировать на трудности и преграды. Подростки начинают видеть многовариантность решений, творчески подходить к жизненным задачам, обучаются владеть и верно направлять свои эмоции.

Очень благоприятно сказывается правополушарное рисование на беременных женщинах, чья психика в этот момент подвержена изменениям и беспокойствам. В данном случае рисование помогает обрести душевное равновесие будущим мамам. Ребёнок в утробе матери также принимает во время рисования активное участие, открывается его творческий канал. И в дальнейшем такие люди становятся талантливыми, легко всего добиваются в жизни.

Положительно рисование влияет и на семейных отношениях, когда на занятия приходит вся семья. Дети видят своих родителей с другой стороны, они понимают, что родители отнюдь не являются скучными или отсталыми, а наоборот очень интересными людьми. Во время такого творчества происходит сближение родителей и их детей.

Спонтанным рисованием стоит овладеть каждому человеку. Импровизации на бумаге помогут избавиться от самых сильных страхов, обрести внутреннюю свободу и раскрыть свою индивидуальность. Так считает Барбара Дайан Берри, преподаватель искусства с 30-летним стажем, автор книги «Рисуйте свободно!».

Предлагаем 7 советов из этого увлекательного «учебника» арт-терапии.

1. Помните: ошибок не существует.

Импровизация дает спонтанный выход нашей подлинной сущности. Решаем ли мы окунуться в искусство, писательство, актерское мастерство или танцы — если занятие не имеет четкого плана и возникает спонтанно, то оно близко нашему внутреннему миру.

В импровизации нет ошибок — только возможности. Оговорка или случайный мазок приведут к неожиданным открытиям. Ключ к свободе — это способность принимать все, что получается, независимо от того, насколько это примитивно, кустарно, нелепо, глупо (или на чем там настаивает внутренний критик).

2. Начните с обычных точек.

Гештальт-психология базируется на том, что все живое стремится к равновесию. Точка — это правильная форма. Поэтому нет ничего удивительного в том, что рисование точек — умиротворяющее занятие, которое одновременно помогает нам двигаться вперед.

Набрав краску, кончиком кисти медленно поставьте на бумаге несколько точек. Затем добавьте точек, прижимая к листу всю поверхность головки. Не нужно добиваться правильных окружностей. Просто, используя разную силу нажима, создавайте естественные круглые или овальные формы.

3. Не ищите идеальный цвет.

Процесс рисования должен быть простым и легким, поэтому все, что прерывает его плавное течение, попадает под подозрение. В тот миг, когда мы спрашиваем себя, какой цвет лучше всего подойдет для следующей детали, мы воздвигаем препятствие. Пусть все цвета обладают для вас одинаковой ценностью — это один из способов усилить спонтанность реакций.

С помощью кисти-копны и черной краски изобразите небрежный узор из линий. Закрасьте две или три замкнутые области черным. Закрасьте остальные области другими цветами. Вы можете каждый раз брать новую краску или повторять цвета, но используйте несколько оттенков потемнее, например, синий и зеленый. Дорисуйте мелкие детали и линии в областях, закрашенных темными цветами.

4. Дайте волю воображению.

Помните, как в детстве мы играли, вглядываясь в облака? «Вон то похоже на кролика. А то — на поезд… Теперь это дракон». Когда кисть путешествует по бумаге, оставляя следы, будьте готовы к новым возможностям.

Отправимся в путь, рисуя линию на бумаге. Мы не будем делать ничего особенного, просто позволим кисти вести нас. Возможно, линия станет волнистой или превратится в нечто бесформенное. Что бы ни выходило из-под нее, двигайтесь легко и свободно. Закончив, посмотрите на получившиеся линии. Они напомнили вам что-то? Выберите один кружок или завиток и дополните его как можно большим числом деталей.

5. Разоружите внутреннего критика.

Попытайтесь вспомнить комментарии, которые ваш внутренний критик отпускает по поводу «рискованных» начинаний. Это был неодобрительный голос, заставляющий вас сомневаться в своих способностях или воображении? Это был критик, оценивающий вас по завышенным стандартам и убеждающий не заниматься тем, в чем вы никогда не станете лучшим?

Верный способ противостоять силе цензора — нарисовать карикатуру на него. Если потребуется, выполняйте это упражнение снова и снова, и вы увидите, что нет двух одинаковых критиков. Вариации бесконечны! Наделяя едва появившегося демона обликом, вы разоружаете его до того, как он сможет нанести вред.

6. Как бороться со страхами.

Импровизация помогает состояться диалогу между бессознательным и сознательным. Кисть невольно рисует то, что нас волнует. Часто это истинные составляющие нашей сущности, которые мы отрицаем. Но психика никогда не выдает того, к чему мы не готовы. На самом деле, выпуская эти энергии, мы становимся сильнее, гибче и менее подверженными перепадам настроения.

(ПРОДОЛЖЕНИЕ)
Изобразите большое пятно любого цвета. Позвольте существу выйти из-под вашей кисти. Придумайте ему голову, хвост, когти, клыки. Предела количеству глаз или размеру рта не существует. Проделайте то же самое с конечностями — руками, ногами, хвостами. Если вы не хотите, чтобы какая-то деталь оказалась там, тем более рисуйте ее.

7. Не относитесь к себе слишком серьезно.

Находите смешное в себе или своем рисунке. Это полезно для мозга. У смеха есть научно доказанные свойства: он не только развлекает, но также благотворно влияет на иммунную, сердечно-сосудистую и эндокринную системы. Смех помогает справляться со стрессом, генерировать идеи и привлекать партнеров.

Нарисуйте два овала: это будет ваша маска и то, что прячется за ней. Внешнее «я» может включать интересы, карьеру и отношения. Спросите себя: «Какие роли я играю? Что думаю о себе, как хочу выглядеть в глазах окружающих?» Внутреннее «я» включает личные желания, чувства или воспоминания. Подумайте, что вас заботит, кого вы любите, о чем мечтаете. Такие картинки могут рассмешить и принести облегчение.

Интуитивная, абстрактная живопись.

Абстрактная живопись является плодом наблюдения, мысли и
интуиции. Это особая речь художника, неотделимая от его
судьбы. Абстрактная живопись развивает мышление, интуицию,
формирует новый философский взгляд на мир.

В последние десятилетия абстрактная живопись становится все
более популярной. Несмотря на это, она остается недостижимой
для многих, подобно произведениям Шостаковича и Шнитке.

Мы знаем, что все мы воспринимаем предмет при помощи пяти
внешних, и вот это длящееся ощущение предмета при помощи
внешних чувств мы и видим на абстрактной картине, а это
означает приблизиться к предмету на нулевое расстояние,
приблизиться так близко, что объект и субъект сливаются в
одно, и мы имеем длящийся процесс восприятия, происходящий в
наших органах чувств. Вот с этим и занимается одно из
направлений абстрактной живописи.

Объект всегда присутствует в абстрактной картине, но только
как напоминание о том, что он был. Важен не объект, а то, что
вокруг него, то есть, на какие процессы он разложен.

Тогда на картине происходит медитативный мыслительный анализ
процесса восприятия, это не произвольное нагромождение цветных
линий и форм, это строгая аналитика, основывающаяся на нашем
внутреннем ощущении, сенсорике, осмысление опыта восприятия.

Что такое интуитивная живопись?

Интуитивная живопись снимает блоки и освобождает от шор, помогает решать проблемы, принять прошедшее и смотреть в будущее, выстраивая его по своему желанию.

Также в процессе интуитивной живописи каждый ученик занимается личной цветотерапией, то есть корректирует сам себя через интуитивную работу с нужным цветом. Цвет испокон веков почитался лекарями, как механизм запуска тех процессов в организме и сознании, которые ведут к оздоровлению. Потому дети так любят многоцветие, яркость красок и калейдоскопы.

Я Вам открою тайну, что религии очень давно взяли на вооружение знания о цвете. Это одна из причин, отчего в храмах устанавливались цветные витражи – каждый человек не только мог полюбоваться красотой или воодушевиться сценами из священных книг, но и «добирал» нужный ему цвет, в которые окрашивались проходящие через витражи лучи солнца, тем самым гармонизируя свое внутреннее состояние и, как следствие, здоровье.

Самое главное в процессе интуитивного рисования развивается интуиция. Многие великие события, например, открытие Америки Колумбом или периодическая таблица Менделеева, стали возможны именно благодаря тонкой интуиции своих открывателей. Они были уверены в успехе, они чувствовали, что способны, они вдохновляли вокруг себя других людей. Это и есть творческая сила интуиции.

Интуитивное творческое восприятие сделало возможным рождению из наскальных рисунков искусство живописи, а из натянутой нити такое количество струнных инструментов. Именно умение передать уникальное видение, а не просто скопировать, подарило нам все известные виды искусств. Так и среди художников наиболее знамениты и долго помнятся те, кто смог вложить новый смысл в общеизвестные темы. Это прозрение они получили благодаря умению слышать свою интуицию и ценить ее. Они смогли по-своему увидеть и передать красоту мира, тем самым не просто открывая новые эпохи, но помогая человечеству развиваться. Их полотнища также становятся действительно великими и знаменательными, только соприкасаясь с ними на тончайшем уровне чувств.

Интуиция есть у каждого, это факт. Но редко кто обращает на нее должное внимание. Иметь машину и уметь водить, известно, не одно и то же. Так в чем же препятствие для полноценного использования всего интуитивного потенциала? Вся сложность заключается в неумении слышать интуицию из-за неумения доверять себе. Блок недоверия и неверия в свои силы лишает сил. Начиная рисовать интуитивную живопись, у каждого человека раскрывается творческий потенциал с новой силой и в новых красках, с новыми возможностями, так как начинает активизироваться правое полушарие головного мозга, запускаются процессы перестройки и наладки не работавших в полной мере связей между нейронами, выстраиваются новые.

Движения кисточкой или карандашом, каждая линия и форма рождается правополушарным мышлением, человек создает новое творение от сердца, а не от ума. Происходит погружение в приятное состояние релаксации. И пока человек способен творить – он «пьет» из источника молодости, так как постоянно открыт новому.

Процессы же, происходящие при интуитивном рисовании, можно назвать медитацией, так как происходит общение со своим истинным Я, которое заведомо мудрее и всегда ведет к обретению счастья.

Источник

Читайте также:  Видеоурок рисование пастелью для детей
Оцените статью