- Художественные масляные краски для живописи: цвета и их названия.
- Масляные краски для художников
- Особенности художественных масляных красок
- Виды красок на масляной основе
- Основная палитра
- Правила использования
- Как рисовать маслом
- Нужно ли разбавлять
- Что используют в качестве растворителя
- Какие краски стоит выбирать начинающим
Художественные масляные краски для живописи: цвета и их названия.
Названия цветов и названия художественных красок для живописи далеко не всегда совпадают. Названия красок часто созвучно с названием веществ, из которых их изготавливают. Как известно, существуют природные пигменты и пигменты, полученные искусственным путем. Это тоже накладывает отпечаток на их название. Для начинающих художников такие названия будут выглядеть необычно, но основные краски надо знать как таблицу умножения. Ниже привожу перечень художественных красок, которые изготавливает современная промышленность, а также некоторые названия красок, дошедшие до нас из глубины веков:
Белые:
- Белила цинковые
- Белила свинцовые
- Баритовые белила
- Каолиновые белила
Красные:
- Краплак красный
- Краплак фиолетовый
- Киноварь
- Кадмий красный светлый
- Кадмий красный тёмный
- Кадмий красный пурпурный
- Кадмий красный
- Кадмий оранжевый
- Тиоиндиго розовая
Жёлтые:
- Кадмий лимонный
- Кадмий жёлтый
- Кадмий жёлтый тёмный
- Кадмий жёлтый средний
- Кадмий жёлтый светлый
- Стронциановая жёлтая
- Неаполитанская жёлтая
- Ауреолин (жёлтый кобальт)
- Индийская жёлтая
- Золотистая жёлтая
Зелёные:
- Изумрудная зелёная
- Зелёная «ФЦ»
- Окись хрома
- Кобальт зелёный
- Кобальт зелёный светлый
- Кобальт зелёный тёмный
- Кобальт сине-зеленый
- Марганцево-кадмиевая
- Зелёная земля
- Волконскоит
- Виридоновая зеленая
Синие:
- Ультрамарин
- Кобальт синий
- Голубая «ФЦ»
- Марганцевая голубая
- Церулеум
- Берлинская лазурь
- Парижская синяя
- Милори
- Индиго
Фиолетовые:
- Кобальт фиолетовый тёмный
- Кобальт фиолетовый светлый
- Минеральная фиолетовая
Коричневые:
- Марс жёлтый
- Марс оранжевый
- Марс фиолетовый
- Марс коричневый тёмный прозрачный
- Английская красная
- Индийская красная
- Венецианская красная
- Шахназарская красная
- Гутанкарская красная
- Мецкарская красная
- Шамшацинская красная
- Чайкентская вишнёвая
- Серпуховская красная
- Цхалтубская красная
- Агаракская красная
- Кудиновская коричневая
- Гутанкарская фиолетовая
- Капут-мортуум
- Арзаканская жёлтая
- Тандзутская жёлтая
- Туманянская жёлтая
- Малышкинская жёлтая
- Охра светлая
- Охра золотистая
- Охра тёмная
- Охра красная
- Охра жженая
- Сиена натуральная
- Сиена жженая
- Умбра натуральная
- Умбра жженая
- Феодосийская коричневая
- Ван-дик коричневый
- Хотьковская коричневая
- Архангельская коричневая
- Кость жжёная
- Сурик железный
- Болюс красный
- Сепия
Чёрные:
- Виноградная чёрная
- Персиковая чёрная
- Сажа газовая
- Подольская чёрная
- Звенигородская чёрная
- Шунгит
- Тиоиндиго чёрная
Информация основана на книгах:
«Материалы и техника живописи». В. В. Тютюнник. Издательство Академии художеств СССР. Москва. 1962 г.;
«Материалы в изобразительном искусстве». Н.В. Одноралов. Издательство «Просвещение». Москва. 1983 г.
Источник
Масляные краски для художников
Для написания картин на текстильной основе используются художественные масляные краски. После высыхания они прочно сцепляются с холстом. Благодаря чистоте цветовой гаммы при смешивании позволяют получить практически любой оттенок.
Особенности художественных масляных красок
Одной из особенностей красок на масляной основе является долгое высыхание.
Это позволяет художнику:
- корректировать рисунок, исправлять допущенные ошибки;
- добиваться нужного перехода цветов;
- наносить слои друг на друга;
- смешивать цвета непосредственно на холсте.
При нанесении нескольких слоев краситель не мутнеет. При необходимости он легко удаляется с холста шпателем, мастихином или лоскутом ткани, после высыхания – перекрывается новым слоем нужного оттенка.
Способность длительное время сохранять влажную консистенцию обусловлена масляной основой.
В состав входят:
- Окрашивающие пигменты (органические, минеральные или синтетические), которые обогащают цветом, сгущают состав. Данные вещества имеют вид порошка, после перетирания его смешивают со связующим веществом по специальной технологии. От пигментов зависит чистота, насыщенность тона, натуральность и устойчивость к выцветанию на холсте.
- Растительное масло (традиционно – льняное), которое выполняет функцию связующего звена. Благодаря этому компоненту пигмент обретает нужную консистенцию для нанесения на холст. От масла зависит предсказуемость красителя, удобство нанесения. В дешевой продукции используется рафинированное масло или штандоль. Необходимая информация указывается производителем на упаковке.
Благодаря масляной основе усиливается яркость, насыщенность цветовой гаммы. Главным свойством масляных красок является долговечность и светостойкость (обозначается на упаковке звездочками).
Виды красок на масляной основе
Структура красителя может быть прозрачной или непрозрачной. В первом случае состав более легкий, пропускает свет.
На упаковке данный параметр обозначается квадратом:
- полностью закрашен – высокая укрывистость;
- закрашена половина – средняя прозрачность;
- не закрашен – прозрачность.
Условно материалы делятся на профессиональные и ученические.
В магазинах реализуются 3 вида:
- Высокохудожественные. Предназначены для профессионалов. Содержат компоненты высочайшего качества, исключающие потерю блеска, цвета на картине с течением времени.
- Студийные. Используются профессионалами и учениками, обладают необходимыми для комфортной работы характеристиками. В состав входят качественные компоненты.
- Эскизные. Это продукция низкого ценового сегмента, подходит ученикам для наработки техники нанесения.
У дешевых составов отмечается неравномерная скорость высыхания, недолговечность, низкая светостойкость.
Основная палитра
Каждый художник подбирает свою основную палитру оттенков, которая необходима для работы.
Однако можно выделить оттенки, без которых написание картины станет затруднительным:
- Белила. Используются цинковые или свинцовые. В первом случае состав обладает средней кроющей способностью, повышает прочность смеси красителей. В темноте такие белила желтеют, но восстанавливают белизну под воздействием света, могут трескаться. Свинцовые белила отличаются вязкостью, хорошей укрывистостью и сцеплением. Сохнут быстрее цинковых, являются токсичными. Обладают устойчивостью к свету. Белую краску с необходимыми характеристиками получают путем смешивания белил разного вида.
- Красные. Среди множества оттенков можно выделить следующие:
- “Краплак” (темный подтон);
- “Красная охра” (сдержанный оттенок);
- “Киноварь” (яркий цвет);
- “Кармин” (чистый яркий тон);
- “Красный кадмий” (яркий оттенок).
- Зеленые. Яркий прозрачный оттенок имеет “Изумрудная”, к сдержанным оттенкам относятся “Зеленая земля”, “Окись хрома”.
- Желтые. Эффектным золотистым тоном обладают желтые охры. Оттенки сдержаны, представлены в светлых и темных вариантах. Яркий тон дает “Желтый кадмий”, “Крон” или “Желтый хром”. “Стронциановая желтая” имеет светлый лимонный оттенок.
- Синие. Насыщенным ярким оттенком выделяется “Берлинская лазурь”. Хорошими характеристиками обладают “Синий кобальт”, “Ультрамарин”.
- Коричневые. К данной цветовой гамме относится “Умбра”, “Жженая сиена”.
- Черные. Рекомендуется приобрести “Виноградную черную” или “Жженую слоновую кость”.
Для работы может понадобиться “Фиолетовый кобальт”. Необходимо учиться извлекать цвета путем смешивания оттенков, тогда основного набора будет достаточно для занятия живописью.
Правила использования
Для творчества понадобятся краски, холст, кисти и палитра для смешивания цветов. Можно приобрести уже натянутый загрунтованный холст. Некоторые художники пишут на бумаге, однако такая основа быстро впитывает влажный краситель, поэтому должна быть плотной. Также рекомендуется предварительно грунтовать бумажную основу клеем или специальным грунтом.
Все необходимое следует держать в подготовленном для хранения месте.
Как рисовать маслом
Техника у каждого художника своя.
Можно выделить 2 направления, как рисовать масляными красками:
- Многослойное наложение. Отличается сложностью, необходимостью большого количества материала. Требуется аккуратность и терпение, чтобы избежать образования неравномерных по матовости участков.
- Наложение в 1 слой. Техника используется чаще первой, т.к. расход материала в данном случае меньше. Нужно учитывать нюанс – после высыхания единственного слоя могут образоваться трещины. По этой причине опытные художники после полного высыхания наносят второй слой.
Занятие живописью требует подготовки правильного освещения.
Поэтапное написание картины:
- Чертится контур будущей экспозиции на холсте. Используется уголь, т.к. в случае ошибки он легко стирается лоскутом ткани.
- Написание картины начинается с прорисовки наиболее ярких элементов. Выделяются самые темные и самые светлые фрагменты композиции. Необходимые тона, тени получают путем постоянного смешивания оттенков.
- После завершения работы над наброском переходят к прорисовке деталей. Постепенно задействуется весь холст, нельзя заострять внимание лишь на одном фрагменте.
- Поправки можно вносить на протяжении 3 дней, в течение этого срока происходит полное застывание. Даже после снятия неудавшегося участка шпателем и нанесения нового слоя экспозиция останется прочной.
Высохшую картину нельзя протирать тряпкой и трогать руками.
Нужно ли разбавлять
Для создания рельефных многослойных экспозиций допустимо работать с неразбавленными составами. Техника наложения может требовать использования густого пигмента.
Для живописи в других направлениях необходимо нанесение легких, иногда прозрачных, мазков. Для смягчения структуры состава добавляется растворитель. За счет разбавления можно придать блеска, прозрачности слоям на холсте, а также продлить или сократить срок высыхания экспозиции.
Другая причина использования растворителей: из-за густой консистенции составы становятся плотными, возникает необходимость их разбавлять.
Что используют в качестве растворителя
Связующим звеном пигмента является масло, поэтому для разведения используются специальные составы на масляной основе.
- Льняное масло. Не имеет запаха, безопасно для здоровья. Сохраняет яркость, густоту красок, не требует большого расхода. Средство придает матовость после высыхания, снижает прочность слоя.
- Лаки на масляной основе с разбавленной смолой (пихтовый, мастичный, даммарный). Придают плотность, повышая прочность крепления на холсте. Усиливают цвет, глянцевый блеск. Уменьшают время высыхания, однако краска теряет фактурность. Используется для написания миниатюр, закрепления нижнего слоя с целью нанесения последующего (лессировка).
- “Двойник”. Состоит из масляной основы и лака. Средство загущает краску, улучшает смешивание, увеличивает период высыхания. Подчеркивает яркость, глубину цвета. Поверхность мазков сохраняет блеск и равномерно отражает свет.
- “Тройник”. Содержит масло, лак и разбавитель (чаще используется пинен). Повышает эффективность работы: сгущает мазки, улучшает смешивание, повышает прочность, сохраняет блеск. Также увеличивает время высыхания слоя.
- Пинен. Прозрачный разбавитель на основе скипидара, не имеет запаха. Средство не вызывает пожелтения красок, придает слою прозрачность и легкость, ускоряет высыхание. Однако художники не пользуются пиненом в качестве единственного разбавителя при написании всей картины, в противном случае слои обретут матовость, потеряют прочность.
- “Уайт-спирит”. Недостатком растворителя является резкий запах. Средство используется для чистки кисточек и палитры, обезжиривания холста. При разбавлении краски быстро испаряется, придавая мазкам тонкость, однако нарушает структуру красителя, делая слой матовым, недолговечным.
При ограниченных сроках работы возникает вопрос, как быстро высушить картину. В таких случаях используются лаки и разбавители, ускоряющие высыхание. В зависимости от техники и желаемого результата применяются различные сочетания средств.
Какие краски стоит выбирать начинающим
Для начинающих в магазинах продаются готовые наборы красок. Для художников без опыта в масляной живописи достаточно около 10 оттенков из основной палитры, большое количество цветов покупать не рекомендуется.
При покупке материалов учитывается размер картины, цветовая гамма. Для отработки навыка не требуется стойкость, подойдут эскизные недорогие материалы на основе синтетических пигментов. По мере совершенствования техники рекомендуется пробовать работу с составами разных производителей, чтобы найти подходящие стилю написания. У большинства изготовителей названия цветов не отличаются, на упаковках расположены цветные полосы, помогающие сделать выбор.
Источник