Цели для кружка по поделкам

Рабочая программа кружка декоративно-прикладного творчества «КУДЕСНИКИ»

Содержимое публикации

кружка декоративно-прикладного творчества

Мир, в котором сегодня живет человек, заставляет людей искать четкие ориентиры, преодолевать разноречивость многих представлений и знаний, образующихся в результате потока информации. В поисках цельности человек обращает свой взор к истории, стремится осмыслить себя в сложных связях не только не только с настоящим, но и с прошлым. Здесь внимание его устремляется на все, что рождает ощущение непреходящих ценностей. Именно к таким ценностям относит он нестареющее, никогда не утрачивающее своей привлекательности художественное мышление своих предков. Не случайно сегодня выходит изрядное количество книг и материалов по прикладному искусству. Прикладное искусство воспитывает чуткое отношение к прекрасному, способствует формированию гармонично развитой личности. Основанное на глубоких художественных традициях, народное искусство входит в глушь, благотворно влияет на формирование человека будущего. Все чаще произведения декоративно – прикладного искусства проникают в быт людей.

Видеть красоту предметов прикладного искусства, попробовать изготовить их своими руками, это ли не важно, это ли не интересно для ребенка?

Данная программа по декоративно – прикладному творчеству широко и многосторонне раскрывает художественный образ вещи, слова, основы художественного изображения, связь художественной культуры с общечеловеческими ценностями.

Одновременно осуществляется развитие творческого опыта учащихся в процессе собственной творческой активности.

Программа вводит ребенка в удивительный мир творчества, дает возможность поверить в себя, в свои способности, предусматривает развитие у детей изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности.

Что же понимается под творческими способностями?

Творческие способности определяются как способности к созданию оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки, проявляются хотя бы в минимальном отступлении от образца, индивидуальность, художество.

Читайте также:  Nail club гель пластилин для

Таким образом, творчество – создание на основе того, что есть, того, чего еще не было. Это индивидуальные психологические особенности ребёнка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность. При этом уровень творчества считается тем более высоким, чем большей оригинальностью характеризуется творческий результат.

Работа в кружке — прекрасное средство развития творчества, умственных способностей, эстетического вкуса, а также конструктивного мышления детей.

Одной из главных задач обучения и воспитания детей на занятиях является обогащение мировосприятия ребенка, т.е. развитие творческой культуры (развитие творческого нестандартного подхода к реализации задания, воспитание трудолюбия, интереса к практической деятельности, радости созидания и открытия для себя что-то нового).

Работа в кружке спланирована так, чтобы она не дублировала программный материал по труду, а чтобы занятия расширяли и углубляли сведения по работе с бумагой, бросовым материалом, тканью, гофрированной бумагой и др. материалами как природного, так и синтетического происхождения. Работа кружка будет организована с учётом опыта детей и их возрастных особенностей. С детьми, не имеющих навыков работы с бумагой и другими материалами будет начата с более простых поделок, а постарше – поделки в той же технике, но изделия более сложные.

Предлагаемая программа имеет художественно-эстетическую направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании ребенка. Программа предполагает развитие у детей художественного вкуса и творческих способностей.

Программа предназначена для детей 8-13 лет, проявляющих интерес к прикладному искусству, желающих мастерить поделки своими руками с использованием различных материалов и подручных средств. Практические занятия составляют основную часть программы.

Рекомендуемый минимальный состав группы – от 3 человек.

Большие возможности для развития творческих способностей детей школьного возраста предоставляет образовательная область «Технология». Этого явно недостаточно для развития детского творчества. Улучшить ситуацию можно за счет проведения кружковой работы. Деятельность детей направлена на решение и воплощение в материале разнообразных задач, связанных с изготовлением в начале простейших, затем более сложных изделий и их художественным оформлением. На основе предложенных для просмотра изделий происходит ознакомление с профессиями дизайнера, художника – оформителя, художника, швеи, портнихи, скульптора. Дети фантазируют, выражают свое мнение, доказывают свою точку зрения по выполнению той или иной работы, развивают художественный вкус. Для развития творческих способностей необходимо дать ребенку возможность проявить себя в активной деятельности широкого диапазона. Наиболее эффективный путь развития индивидуальных способностей, развития творческого подхода к своему труду — приобщение детей к продуктивной творческой деятельности. Содержание программы представлено различными видами трудовой деятельности (работа с бумагой бросовым материалом, тканью и т.д.) и направлена на овладение детьми необходимыми в жизни элементарными приемами ручной работы с разными материалами, изготовление игрушек, различных полезных предметов для школы и дома.

Программа рассчитана на реализацию в течение 1 года по 2 часа в неделю.

Цель программы – формирование у детей художественной культуры как составной части материальной и духовной культуры, развитие художественно-творческой активности, овладение образным языком декоративно — прикладного искусства.

Ребенок, занимающийся по программе «Кудесники» становится участником увлекательного процесса создания полезных и красивых изделий. Декоративно-прикладное искусство, как никакой другой вид творческой работы детей, позволяет одновременно с раскрытием огромной духовной ценности изделий народных мастеров, формированием эстетического вкуса вооружать ребят техническими знаниями, развивать у них трудовые умения и навыки, вести психологическую и практическую подготовку к труду. На занятиях дети пользуются основами многих наук, в процессе создания декоративных изделий.

Занятия помогают познавать окружающий мир, способствуют развитию мелкой моторики рук детей, художественного вкуса, творческого интереса. Занятия по данной программе приносят детям эстетическое удовлетворение, предоставляют возможности для творчества, повышают психическую активность и уверенность в себе, способствуют развитию навыков коммуникации, обогащают субъективный опыт ребёнка, нормализуют эмоциональное состояние, развивают волевые качества.

освоение приёмов и способов работы с различными материалами и инструментами, обеспечивающими изготовление художественных поделок, элементов дизайна;

выработка умения планировать свою деятельность и предъявлять её результат;

знакомить с основами знаний в области композиции, формообразования, декоративно – прикладного искусства;

совершенствовать умения и формировать навыки работы нужными инструментами и приспособлениями при обработке различных материалов;

приобретение навыков учебно-исследовательской работы.

развитие интереса, эмоционально-положительного отношения к художественно-ручному труду, готовности участвовать самому в создании поделок, отвечающих художественным требованиям;

развитие образного мышления и творческого воображения, эстетического отношения к природному окружению своего быта;

развитие мелкой моторики рук;

развитие креативного мышления;

развивать умение ориентироваться в проблемных ситуациях;

развивать воображение, представление, глазомер, эстетический вкус, чувство меры.

воспитание смекалки, трудолюбия, самостоятельности;

воспитание дисциплинированности, аккуратности, бережливости;

воспитание целеустремленности, настойчивости в достижении результата;

развитие коммуникативных способностей;

осуществлять трудовое, политехническое и эстетическое воспитание несовершеннолетних;

добиться максимальной самостоятельности детского творчества.

Показ и объяснение руководителя.

Изготовление поделки детьми по образцу, с помощью руководителя.

Самостоятельная творческая работа детей.

теоретическое обсуждение вопросов, практическое использование полученных знаний;

работа с наглядными пособиями и наглядным материалом;

практические занятия по изготовлению поделок.

Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:

словесный (устное изложение, беседа, рассказ.)

наглядный (иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) руководителем, работа по образцу и др.)

практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.)

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию (рассказ, показ, иллюстрация)

репродуктивный – несовершеннолетние воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности (практические занятия)

частично–поисковый – участие кружковцев в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с руководителем

исследовательский – самостоятельная творческая работа детей

эвристический – творческие задания.

Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности детей на занятиях:

фронтальный – одновременная работа со всеми ребятами

индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы

групповой – организация работы в группах (при выполнении коллективных работ каждая группа выполняет определенное задание)

индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем (каждый ребенок должен сделать свою поделку)

коллективный — в процессе подготовки и выполнения коллективной композиции дети работают все вместе, не разделяя обязанностей.

Принципы, лежащие в основе программы:

доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);

наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов).

демократичности и гуманизма (взаимодействие руководителя и детей в социуме, реализация собственных творческих потребностей);

«от простого к сложному» (научившись элементарным навыкам работы, применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ).

Тематика занятий строится с учетом интересов детей, возможности их самовыражения. В ходе усвоения детьми содержания программы учитывается темп развития специальных умений и навыков, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе. Программа позволяет индивидуализировать сложные работы: более сильным детям будет интересна сложная конструкция, менее подготовленным, можно предложить работу проще. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется. Это дает возможность предостеречь ребенка от страха перед трудностями, приобщить без боязни творить и создавать.

Содержание данной программы направлено на выполнение творческих работ, основой которых является индивидуальное и коллективное творчество. В основном вся практическая деятельность основана на изготовлении изделий. Обучение планируется дифференцированно с обязательным учётом состояния здоровья ребенка. Программой предусмотрено выполнение практических работ, которые способствуют формированию умений осознанно применять полученные знания на практике по изготовлению художественных ценностей из текстильных и природных материалов. На занятиях в процессе труда обращается внимание на соблюдение правил безопасности труда, санитарии и личной гигиены, на рациональную организацию рабочего места, бережного отношения к инструментам, оборудованию в процессе изготовления художественных изделий.

Программа знакомит с новыми увлекательными видами рукоделия. Однако, вся деятельность в кружке декоративно-прикладного творчества, кроме выше перечисленных, преследует основную цель: удовлетворение желаний ребенка творить в любых техниках и получать за свое творчество моральное удовлетворение в виде побед и грамот.

Весь обучающий цикл делится на 3 этапа.

1 этап — знакомство со свойствами материалов.

2 этап — обучение приемам изготовления.

3 этап — изготовление поделок

Программа состоит из 5 блоков.

Работа с бросовым материалом (поделки из CD -дисков).

Бросовый материал даёт огромные возможности для осуществления фантазий. Самое интересное, что такой материал для поделок в этом случае находится под рукой. Для того чтобы смастерить что-то занятное, не нужно идти в магазин, ехать в лес или идти в парк и собирать природный материал. Все необходимое можно найти у себя в бытовых твердых отходах или в дальнем пыльном закутке гаража. Яичные контейнеры, скорлупа, пластиковые и стеклянные бутылки, твердые пакеты из-под молочных продуктов, соков и многое другое являются прекрасным, бесплатным поделочным материалом. Практическая работа с разнообразным бросовым материалом побуждает детей к творчеству; предусматривает развитие навыков ручного труда; развивает творческое воображение и конструктивное мышление; знакомит с приёмами работы различными инструментами, подходящими именно к тому материалу, с которым в данный момент работают; учит осторожному обращению с ними; способствует развитию координации движений пальцев; развивает мелкую моторику пальцев; воспитывает усидчивость и самостоятельность. Работая с разными материалами, дети знакомятся с их свойствами, разнообразной структурой, приобретают трудовые навыки и умения, учатся мыслить. Некоторые операции требуют приложения усилий, использования наиболее опасных инструментов, особенно в подготовительной стадии, и этот этап работы руководитель берёт на себя.

Таким образом, поделки из бросового материала помогут ваши деткам ценить каждую мелочь. И главное — включать свое воображение и фантазию относительно того, как можно использовать тот или иной бросовый материал.

При работе с бросовым материалом учитываются возрастные особенности детей.

2. Работа с бумагой и салфетками (пейп-арт — поделки из салфеток, поделки из салфеток и проволоки, подарочный сувенир).

Пейп-Арт – это удивительная технология изготовления игрушек, композиций из бумаги и салфеток, декорирование разнообразных предметов. Этот вид рукоделия придумала Татьяна Сорокина, которая перепробовала массу техник и решила создать что-то свое. Изначально она назвала это творчество «Салфетная пластика», а потом техника получила всем уже известное название Пейп-Арт.

Пейп-арт помогает руководителю кружка показать детям один из путей самореализации в творческой деятельности, в формировании познавательной и коммуникативной активности. Кроме того, изготовление игрушек, композиций из салфеток — прекрасное упражнение для развития мелкой моторики пальцев.

3.Работа с тканью и нитками(Поделки из ткани «Домовята»)

Основы шитья : Учиться пользоваться иголкой приходится так же, как учиться держать ложку, карандаш, кисточку. Необходимо привлекать детей к ручной работе как можно раньше. Это наиболее верный способ научить правильной, даже точной координации движений пальчиков детской руки.

Бумагопластикаэто техника создания бумажных композиций. Бумага по праву является одним из самых простых, доступных и легко обрабатываемых материалов. С изделиями из бумаги мы знакомимся с самого раннего детства.

Допускается использование бумаги различной по толщине, фактуре, цвету, текстуре. Для аппликации используют цветную бумагу, бархатную, картон.

При выполнении работ со складыванием, используют более тонкую писчую или цветную бумагу. Картон, полукартон или плотная бумага чаще всего применяются для изготовления различных конструкций.

Существуют различные типы изделий из бумаги:

изделия из полосок;

изделия в технике аппликации;

изделия на основе коробочек, конусов, цилиндров;

изготовление макетов и конструкций.

Работа строится на имеющихся у детей навыках, полученных на занятиях аппликацией, оригами : складывание бумаги в разных направлениях, способы обрывания, симметричное, силуэтное, контурное, многослойное вырезывание, склеивание и т. д.

Изготовление аппликации – достаточно лёгкое и очень интересное занятия для детей. Здесь открывается широкий простор для креативной деятельности детей. Технология изготовления объёмной аппликации отличается степенью сложности. На занятиях предлагается получить объёмность предмета на аппликации из различных фигур за счёт приклеивания деталей к основному листу.

На занятиях дети могут изготовить подарки и открытки из бумаги, используя техники бумагокручения и бумагопластики.

Работа в нетрадиционной технике. ( «Ватная страна» )

Используя предметы личной гигиены (ватные диски, ватные палочки, вата) и разные способы работы с ними, дети учатся создавать сюжетные и декоративные композиции, делать подарки из этих материалов в нетрадиционной форме. Любое изделие, выполненное руками ребёнка — это его труд, его достижения.

Каждое занятие содержит не только практические задачи, но и воспитательно-образовательные, что в целом позволяет всесторонне развивать личность ребёнка.

Поделки, включённые в кружковую деятельность, могут иметь разное назначение :

• для украшения интерьера детского учреждения, дома;

• их можно использовать в качестве подарков.

Так как материал для работы относится к категории бросового, при его подборе предъявляется определённые требования :

• должен быть безопасным для детей (не токсичным, не вызывать аллергию) ;

• тщательно промытым и высушенным;

• доступным в обработке (вырезаться, протыкаться, склеиваться и т. д.)

Укрепление физических и психологических сил детей. Формирование ценностного отношения к социальной реальности.

Приобретение ими новых знаний, умений, навыков при изучении тем программы и изготовлении изделий.

Раскрытие творческого потенциала детей, повышение уровня духовности.

Приобретение умения ценить свой труд, уважать чужой.

Формирование способности применять теоретические знания на практике.

В процессе реализации программы по окончании дети должны:

знать разнообразный материал и уметь его применять для изготовления поделок;

знать способы крепления материалов;

уметь работать с различными видами бумаги;

знать основные приемы шитья;

планировать работу над изделием, соотносить параметры частей изделия;

самостоятельно использовать подручные средства для отделки изделий;

выполнять объёмные поделки;

уметь составлять художественные композиции.

У детей должно быть развито:

желание самостоятельно что–то создавать, творить;

мелкая моторика рук;

У детей должно быть воспитано:

умения работать в коллективе, необходимые в трудовой деятельности;

чувство взаимопомощи и умение представлять работу, как совместный труд.

Оценка результатов работы

Результатом реализации данной программы являются выставки детских работ. Поделки-сувениры используются в качестве подарков для родителей и т.д.

Рекомендации по проведению занятий.

Инструктаж по технике безопасности при проведении работ проводится на каждом занятии.

Быстрая, интересная вступи­ тельная часть занятия, включающая анализ конструкции изделия и разработку технологического плана должна являться базой для самос­ тоятельной практической работы без помощи руководителя.

Желательно около половины учебного времени отводить на так называемые комплексные работы — изготовление изделий, включающих несколько разнородных материалов, поскольку именно в этих случаях наиболее ярко проявляются изменения их свойств, а сформированные ранее трудовые умения по обработке отдельных материалов ребёнок вынужден применять в новых условиях.

Выбирая изделие для изготовления, желательно спланировать объем работы на одно занятие , если времени требуется больше, дети заранее должны знать, какая часть работы останется на второе занятие. Трудные операции, требующие значительного умственного напряжения и мышечной лов­ кости, обязательно должны быть осознаны детьми как необходимые.

Руководителю необходимо как можно меньше объяснять самому, стараться вовлекать детей в обсуждение, нельзя перегружать, торопить детей и сразу стремиться на помощь. Ребенок должен попробовать преодолеть себя, в этом он учится быть взрослым, мастером.

На занятии кружка должна быть специально организованная часть, направленная на обеспечение безусловного понимания сути и порядка выполнения практической работы, и должным образом оснащенная самостоятельная деятельность ребенка по преобразованию материала в изделие; причем на теоретическую часть занятия должно отводиться втрое меньше времени, чем на практические действия.

На занятиях дети могут сидеть каждый за отдельным столом или все за одним. Главное, чтобы дети не мешали друг другу, а руководитель мог свободно подойти к каждому ребенку. Стол и стул должны соответствовать росту ребенка, а рабочее место должно быть хорошо освещено.

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Источник

Оцените статью