Цель при работе с пластилином

Программа по лепке «Пластилиновая фантазия»

Виктория Викторовна Суворова
Программа по лепке «Пластилиновая фантазия»

Актуальность программы

Внутренний мир ребенка с проблемами в развитии (проблемы слуха, зрения, речи, задержка психического развития, умственная отсталость, нарушения опорно-двигательного аппарата) сложен. Как помочь таким детям увидеть, услышать, почувствовать все многообразие окружающей среды? Как помочь им познать свое Я, раскрыть его и войти в мир взрослых, полноценно существовать и взаимодействовать в нем?

Средствами, способными решить все эти задачи, являются формы художественно — эстетического освоения мира, в частности лепка. До недавнего времени вообще не рассматривался вопрос о возможности развития творческих способностей у умственно отсталых детей, о наличии их вообще.

Лепка – один из древнейших видов прикладного искусства. Из глины люди лепили посуду и игрушки. Глина служила строительным материалом и заменяла бумагу: на глиняных дощечках писали письма и документы. но для детского творчества глина сложный материал, гораздо проще, доступнее и удобнее использовать детям пластилин. Лепка – чрезвычайно полезный вид детского творчества: кроме развития художественного вкуса и пространственного воображения, она влияет на мелкую моторику, т. е. при работе с пластилином массируются определённые точки на ладонях, которые в свою очередь активизируют работу мозга и развивают интеллект ребёнка.

Читайте также:  Как можно сделать фонтан поделка

Работа с пластилином воспитывает усидчивость, художественный вкус, умение наблюдать, выделять главное. Занятия лепкой требуют от детей затраты дополнительных физических усилий как при подготовке пластического материала к работе, так и непосредственно при выполнении изделия.

Это даёт возможность укрепить мышечную систему верхних конечностей, развивать координацию движений, осуществлять коррекцию физических недостатков, имеющихся у определённой группы умственно отсталых детей. Этому же способствует и своеобразие трудовых приёмов, не встречающихся ни в одном виде трудовой деятельности.

Лепка влияет на общее развитие детей, на эстетические чувства, развивается точность движений рук и глазомер, формируются конструктивные способности. Учёные пришли к заключению, что формирование речевых областей совершается под влиянием импульсов от рук, а точнее пальцев. Если развитие движений пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие. Рекомендуется стимулировать речевое развитие детей путём тренировки движений пальцев рук.

Программа составлена по принципу от простого к сложному. Лепят дети индивидуально, а так же создают и коллективные сюжетные композиции. Совместная работа над созданием предметов для общей игры, для выставки – всё это также развивает у детей художественный вкус, эстетическое чувство. Они начинают понимать красоту совместного труда и возможность общими усилиями сделать приятное и полезное для других.

Цель программы

Побуждать детей создавать динамические выразительные образы и коллективные сюжетные композиции, самостоятельно выбирая тему, материал, способы лепки, приёмы декорирования образа.

Задачи:

• Создать оптимальные условия для развития творческих способностей детей;

• Познакомить детей с новыми способами лепки;

• Учить передавать пластическими средствами свои представления о внешнем виде и назначении предмета;

• Учить, самостоятельно, определять замысел и сохранять его на протяжении всей работы;

• Способствовать сотрудничеству детей при выполнении коллективных работ;

• Корректировать мелкую моторику рук и пальцев, стимулирующую развитие речи;

• Развивать восприятие, внимание, память, воображение;

• Воспитывать художественно – эстетический вкус.

Целевая группа

Программа рассчитана на детей – инвалидов в возрасте от 9 до 18 лет

имеющих отклонение в умственном развитии, проживающих в ГКССУ СО

«Петроввальский дом – интернат для умственно отсталых детей».

Период реализации программы с 01.09.2014г. по 30.08.2017г.

Механизм реализации программы

1 этап — подготовительный

При разработке программы учитывались возрастные особенности детей (девочки в возрасте от 9 до 18 лет; общее количество 11 человек), диагнозом глубокая умственная отсталость.

Для любого человека независимо от его возраста значим результат. Поэтому любое «изделие» ребёнка должно быть «нужным» (дариться, показываться, быть предметом его игр). Внимательно и осознанно нужно относится к «изделиям», созданных руками ребёнка. Ребёнку необходимо внимание взрослого человека, похвала и одобрение. Это является одним из самых сильных психологических мотивов побуждающих ребёнка к деятельности и достижению результата.

Непосредственно перед занятием педагогу нужно приготовить всё, что он подобрал накануне: игрушку, иллюстрацию, натуру. Нужно определить место, где будет стоять предмет. Готовясь к занятию, педагог должен вылепить изображение, которое будут выполнять дети. Выполняя работу, нужно уточнить способы её решения, отметить, где возникли трудности. Это позволит во время объяснения сосредоточить внимание детей на самом трудном.

В первой части занятия нужно сообщить детям, чем и как они будут заниматься. Объяснение должно быть эмоциональным, чтобы вызвать у детей интерес к занятию, создать творческую атмосферу. Наглядный материал должен быть очень ярким, красивым, чтобы привлечь внимание ребёнка.

Вторая часть занятия – непосредственная работа над заданием. Во время работы нужно помогать детям в наиболее трудных местах. Лишний раз объяснить ребёнку, как делается и в какой последовательности. Использовать метод «рука в руку» с каждым ребёнком. Целесообразно использовать сюрпризный момент на занятии. Это стимулирует работу умственно отсталого ребёнка и повышает интерес к занятиям по лепке.

Анализ работ – один из важнейших компонентов занятия. Просмотр созданных детьми изображений имеет большое воспитательное и учебное значение. Как правило, после каждого занятия организуется выставка работ.

Это стимулирует детей к дальнейшей активной работе на занятиях лепкой. В работе с детьми используются загадки, пословицы и поговорки, что обогащает словарный запас детей.

С целью отображения результатов программы все работы будут сниматься на фотоаппарат.

Для достижения поставленной цели будут проведены диагностики детей

(Приложение 1). Первая диагностика будет направлена на выявление первоначальных умений детей.

Вторая диагностика будет направлена на выявление полученных результатов.

Можно сделать вывод, что для развития творческих способностей детей необходима система коррекционно – развивающих занятий, которую мы будем осуществлять при работе по данной программе с пластилином.

2 этап — Основной

РРабочий план по реализации программы: «Пластилиновая фантазия»

Раздел №1

«Знакомство с пластилином!»

Раздел №2

«Выполнение изделий самых простых

Раздел №3

«Выполнение более сложных изделий»

3 этап – Заключительный

Сегодня вопрос о детском художественном творчестве решается в смысле необычной педагогической ценности.

«Детское творчество научает ребёнка овладевать системой своих переживаний, побеждать и преодолевать их и учит психику восхождению» — Л. С. Выгодский, следовательно оказывает самое непосредственное влияние на развитие эстетического отношения.

В заключительном этапе будет проведено повторное диагностическое обследование детей с занесением результатов в диагностический лист.

Итогом реализации программы «Пластилиновая фантазия» будет являться организация выставки детских работ и создание фотоальбома.

Методическое обеспечение программы

В современной педагогике применяют разнообразные методы обучения.

Наглядные методы и приёмы обучения

Словесные методы и приёмы обучения

Практические методы

Материал и оборудование

•Пластилин (по количеству детей)

•Дощечка или клеёнка (по количеству детей)

•Стека (по количеству детей)

•Тарелочки (по количеству детей)

•Салфетки (по количеству детей)

•Семена: гороха, фасоли, подсолнуха, тыквы. Палочки; пшено; бисер.

Основные приёмы лепки, которые должны будут усвоить дети во время занятий по данной программе

Разминание; Отщипывание; Сплющивание;

Скатывание; Вдавливание;Размазывание; Раскатывание; Соединение деталей;

Прищипывание; Разрезание.

Работа с пластилином имеет свои правила,

которые обязательно нужно выполнять:

•Пластилин нельзя брать в рот и пробовать на вкус.

•Лепку выполнять только на специальной подложке.

•Нельзя класть пластилин на стол.

•Не бросайте остатки пластилина на пол.

•Следите, чтобы пластилин не попал на одежду, может остаться пятно.

•Хранить пластилин нужно в коробочке.

Ожидаемые результаты программы

Лепка, как коррекционное занятие наряду с другими дисциплинами оказывает исключительно большое влияние на умственное, нравственное, эстетическое, трудовое воспитание. Это объясняется тем, что конкретно практический характер этих занятий создаёт весьма благоприятные условия для мобилизации положительных возможностей умственно отсталых детей.

Эти условия не возникают автоматически. Эффективность работы по всестороннему развитию умственно отсталых детей всецело зависит от воспитателя, первостепенная задача которого – сделать работу по лепке коррекционно – неправленой.

При этом не следует забывать, что главная цель занятий достигается не только в достижении внешнего результата – научить детей изображать те или иные предметы, а в том, чтобы максимально использовать занятия по лепке в качестве важнейшего средства воздействия на личность умственно отсталого ребёнка в целом, а так же на преодоление или ослабление присущих детям недостатков.

При планировании программы будут учтены психофизические особенности и возможности умственно отсталых детей, а так же основные виды лепки: лепка по представлению, лепка по замыслу, сюжетная лепка и плоскостная лепка.

Таким образом, актуальность проблемы использования лепки, как средства коррекции психофизических недостатков умственно отсталых детей в процессе кружковой работы несомненна.

Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы головного мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь.

• научат детей передавать пластическими средствами свои представления о внешнем виде и назначении предмета;

• научат самостоятельно определять замысел и сохранять его на протяжении всей работы;

• будут способствовать сотрудничеству детей при выполнении коллективных работ;

• будут способствовать развитию мелкой моторики рук и пальцев, стимулирующих развитие речи;

• помогут развить восприятие, внимание, память, воображение;

• воспитают художественно — эстетический вкус ребёнка.

Критерии оценки программы

Критериями оценки результативности программы будут служить следующие показатели:

• умение детей скатывать ком из пластилина между ладонями и на доске прямыми и круговыми движениями;

• лепить колобки, колбаски,тарелочки;

• создавать несложные композиции из 2-3 фигур (сюжетная лепка);

• устойчиво устанавливать поделки на выставку.

Дидактические игры по формированию математических представлений у детей с ОВЗ «Учимся считать с Нумиконом» Зачастую у детей, имеющих диагноз ДЦП, в структуре дефекта сочетается два или более психофизических нарушений (нарушения опорно-двигательного.

Логопедия и медицина. Точки соприкосновения В наше время отмечается заметный прогресс в развитии логопедии. На основе психического анализа получены очень важные данные о механизмах.

Источник

Лепка из пластилина

Как научить ребёнка лепить из пластилина. Уроки лепки из пластилина

Пластилин — материал для лепки. Изготовляется из очищенного и размельченного порошка глины с добавлением воска, жира и других веществ, препятствующих высыханию. Окрашивается в различные цвета.

Пластилин остается мягким и практически не твердеет и не сохнет. Имеет широкий спектр цветов, не прилипает к рукам. Пластилин приобретает разную степень мягкости в зависимости от температуры, что позволяет работать с ним через любой промежуток времени. Если пластилин жестковат, его нужно размять в руках, пока он не станет мягче.

Цель занятий лепки из пластилина:

■ Вызвать у ребенка интерес к лепке.

■ Познакомить ребенка со свойствами пластилина. Пластилин имеет свойства мяться, скатываться, расплющиваться, рваться, приобретать разную степень мягкости в зависимости от температуры. Скатывать шарик из пластилина сложнее, чем из теста.

■ Научить ребенка лепить разные фигуры, соединять их в композиции и т. д.

■ Развивать мелкую моторику.

■ Стимулировать воображение и фантазию ребенка.

■ Развивать координацию пальцев.

■ Научить ребенка заниматься с пластилином самостоятельно, без постоянного присмотра со стороны взрослых.

■ Научить аккуратности в работе с пластилином.

Материалы и инструменты, которые пригодятся в работе: доска для лепки, стек (палочка для работы с пластилином), пластилин.

Можно при желании надеть на ребенка нарукавники и фартук.

С чего начать?

Так как работать с пластилином немного труднее, чем с соленым тестом, задания для работы с пластилином будут немного другие.

УРОКИ ЛЕПКИ ИЗ ПЛАСТИЛИНА

Занятие 1. «Земляничная полянка» (плоские поделки)

Вам понадобится: альбомный лист, пластилин, доска для лепки, фломастер зеленого цвета, стек, картинки с изображением ягод.

Этапы проведения занятия:

■ Нарисуйте веточки земляники на альбомном листе, но ягодку на конце веточки не рисуйте. Ее вы и будете лепить с малышом. Старайтесь не располагать веточки очень близко друг к другу.

■ Покажите ребенку картинку с изображением земляники или клубники.

Рассказ

Так же, как и во время занятий лепкой из теста, расскажите ребенку историю, подходящую по теме.

В лесу, на большой поляне растет маленькая ягодка. Называется она земляника. Ее любят все лесные звери, потому что она сладкая и вкусная.

■ Потом взрослый задает вопросы. Скажи мне: «Какого цвета эта ягодка?» (Красная.) А листики? (Зеленые.) А на какую фигуру похожа земляника? А где растет эта ягода? Как она называется? А какую ты еще знаешь ягоду?»

■ Положите перед ребенком заготовленный лист с веточками и пластилин. Пусть он сам выберет нужный цвет.

■ Отрежьте узкую полоску пластилина — от такого куска удобно отщипывать маленькие кусочки. Покажите ему, как правильно это делать и как правильно на ладошке скатать шарик.

■ Получившийся шарик малыш приклеивает к нарисованной веточке, слегка прижимая. Клей не нужен — пластилин прекрасно будет держаться на бумаге. Не забудьте похвалить ребенка за проделанную работу. Прикрепите поделку на видное место, что бы ребенок знал, его работа нравится. Значит, он молодец!

Вот такая земляничная полянка у вас может получиться

Занятие 2. «Бабочка»

Вам потребуется: картон, пластилин, доска для лепки, карандаш, ножницы, стек.

Приготовьте заранее шаблон бабочки, вырезав фигурку из картона (примерно 10×10 см).

Покажите ребенку изображение бабочки, расскажите, почему бабочка такая красивая, и обратите внимание на то, что благодаря своим нарядным крылышкам ей удается прятаться среди цветов от птиц (рис.).

Этапы работы:

■ Нарежьте тоненькие полоски пластилина разных цветов. Предложите ребенку раскатать из каждого цвета пластилина жгутики и нарезать при помощи стека на маленькие кусочки.

■ Ребенок выбирает понравившийся ему кусочек и размазывает его по шаблону бабочки, «закрашивая» ее пластилином.

Занятие 3. «Картина»

Вам потребуется: половина картонного листа, пластилин, доска для лепки, стек, карандаш.

Этапы работы:

■ Придумайте вместе с ребенком композицию вашей картины. Это может быть ромашка, домик, рыбка, дерево или просто абстрактная композиция.

■ Нанесите карандашом эскиз будущей картины.

■ Помогите ребенку отрезать маленькие кусочки от пластилина нужного цвета и раскатывать длинные жгутики.

■ Теперь, жгутик к жгутику, выкладывайте композицию. Жгутики можно сворачивать, как улитку, можно выкладывать, как змейку, делать петельки-лепесточки и т. д.

■ Сделайте рамочку, используя жгутики из пластилина, нанесите на него узор с помощью стека.

■ Помогайте ребенку экспериментировать, показывая отдельные элементы и объясняя, что из этого может получиться.

Занятие 4. «Новогодняя елка» (поделка, украшенная бисером)

Вам потребуется: картон, карандаш, ножницы, пластилин, доска для лепки, разноцветный бисер, стек.

Это занятие лучше проводить непосредственно перед новогодними праздниками. Приготовьте шаблон елки, вырезав его заранее из картона.

Спойте вместе с ребенком новогоднюю песенку про елку, прочитайте стишок. Теперь можно приступать к работе.

Этапы работы:

■ Покройте елочку зеленым пластилином, нанося его маленькими кусочками на шаблон и слегка размазывая.

■ Затем украсьте вашу елочку бисером, вдавливая бисеринки пальцем в пластилин.

Можно развесить бисерные «игрушки» в хаотичном порядке по всей елочке или выложить узоры: снежинки и ромбики. Для украшения вашей елочки подойдут маленькие пуговицы, пайетки, стеклярус.

Занятие 5. «Печатаем» рисунки на пластилиновой основе

Вам потребуется: картон или доска для пластилина (можно взять металлические или пластмассовые крышечки с приподнятыми краями), пластилин, разной формы карандаши, фломастеры, стержни, крышечки от разных бутылочек и от зубной пасты, зубочистки (в общем, любые предметы, которыми можно оставить отпечаток на пластилине).

Этапы работы:

■ Нанесите на основу тонкий слой пластилина.

■ Придумайте свой рисунок и выполните его с помощью «печатания».

Оттиски на пластилине ставить легче, чем на тесте.

Занятие 6. «Стаканчик для карандашей»

Вам потребуется: невысокая стеклянная банка или пластиковый стаканчик из-под супа быстрого приготовления (стаканчик помойте в теплой воде с мылом, чтобы смыть все остатки жира), пластилин, доска для лепки, разные крупы (горох, рис, гречка, пшено), стек для работы с пластилином, дощечка.

Первый способ.

■ Разомните пластилин перед работой, помогите ребенку раскатать несколько жгутов (8-9) толщиной примерно полсантиметра.

■ Покажите ребенку, как приклеивать жгуты на баночку, опоясывая ее колечками, начиная снизу. (Подобная техника описана в занятии «Пирамидка».)

Второй способ.

■ Нарежьте тоненькие полоски разных цветов.

■ Помогите ребенку раскатать из пластилина разноцветные жгутики и нарезать их стеком на небольшие кусочки.

■ Теперь ребенку останется только «закрасить» подставку для карандашей пластилином, слегка размазывая его по поверхности баночки.

Когда основа готова, можно приступать к декорированию. Здесь ребенку понадобится ваша помощь. Возьмите крупы и наклейте так, чтобы получился какой-нибудь орнамент: например, выложите цветочки, кружочки, ромбики.

Стаканчик для карандашей готов.

Занятие 7. «Гусеничка» (лепка из отдельных форм)

Цель задания: понятие формы. Шар.

Вам понадобится: пластилин разных цветов, доска для лепки, стек.

Этапы работы:

■ Решите, какая у вас будет гусеничка. Спросите ребенка, из каких фигур ее можно вылепливать?

■ Скатайте шарики разных размеров и соедините их, примазывая друг к другу. Соберите гусеничку.

■ Из маленьких шариков сделайте рожки и глазки, с помощью стека сделайте ротик.

Гусеничка из пластилина готова.

Следующие занятия такого типа могут быть посвящены кубу, конусу, цилиндру. Из конусов можно слепить птичку, из разной величины кубиков — забавную кошку и т. д.

Занятие 8. «По грибы» (объемные поделки)

Цель занятия: помимо основных целей лепки из пластилина, это занятие знакомит ребенка с грибами и их видами: белый гриб, лисичку, не забудьте рассказать о коварном мухоморе. Поясните ребенку, что такое съедобные и несъедобные грибы.

Вам потребуется: пластилин, доска для лепки, стек, карточки с изображением грибов.

Этапы работы:

■ Покажите ребенку карточки с изображением грибов.

■ Пусть ребенок выберет, какой гриб будет лепить.

■ Научите ребенка лепить грибы.

Занятие 9. «Пирамидка»

Вам потребуется: доска для лепки, пластилин разного цвета и стек (палочка для работы с пластилином).

Этапы работы:

■ Для начала вылепите стержень — основу пирамидки. Разомните примерно половину бруска пластилина любого цвета и раскатайте из него цилиндр или конус для стержня.

■ Затем сделайте кольца. Возьмите пластилин яркого цвета, отрезаем кусок от бруска и разомните. Покажите ребенку, как скатывать шар: на ладони и на дощечке. Затем раскатайте из шара жгут нужной толщины.

■ Подготовьте пять или шесть жгутов разного цвета.

■ Поставьте стержень на доску. Закрепите его, обернув у основания стержня первый жгут (помогайте ребенку, показывая, как это делается). Получилось первое кольцо.

■ Остальные жгуты ребенок превращает в кольца самостоятельно.

■ Спросите ребенка, чего не хватает вашей пирамидке? Правильно, нужно сделать еще вершину. Придумайте с ребенком, какой формы она будет. Это может быть шар, конус, голова петушка и т. д.

■ Помогите ребенку правильно сделать вершину пирамидки.

Не ограничивайте фантазию ребенка, разрешайте ему лепить то, что он хочет, просто так, для души. Вы удивитесь, насколько развито воображение вашего ребенка.

По материалам книги Н. В. Алёшиной «Мамочкина работа»

Источник

Оцените статью