- Проект «Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста»
- Прикреплённые файлы:
- Использование в детском саду приемов нетрадиционных техник рисования статья (рисование) по теме
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект «Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста»
Ольга Полежаева
Проект «Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста»
«Нетрадиционные техники рисования
как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста».
Выполнила воспитатель МБДОУ №46
Полежаева Ольга Игоревна.
Введение.
Обоснование выбора темы проеткта.
Работая с детьми дошкольного возраста, я обратила внимание на:
растерянность детей при использовании способов нестандартного раскрашивания;
на сложности в умении экспериментировать с изобразительными материалами;
на ожидание детьми чёткого объяснения педагогом знакомого способа рисования;
иногда возникают трудности в проявлении фантазии, художественного творчества;
трудности в умении передавать личное отношение к объекту изображения;
Нетрадиционные техники рисования – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности.
Выбор темы проекта продиктован тем, что применение нетрадиционных техник рисования способствует развитию интеллектуальных способностей детей в процессе изобразительной деятельности, воспитывает у них способности эстетически воспринимать окружающий мир и передавать его в рисунках.
Формирование творческой личности, наиболее полное ее раскрытие – важнейшая задача педагогики на современном этапе. Эффективным средством ее решения является изобразительное творчество, в том числе с помощью нетрадиционных техник, способов и форм ее организации. Практика показывает: нетрадиционные художественные техники являются эффективным средством усвоения детьми закономерностей композиции и колорита и могут обеспечить развитие детского изобразительного творчества в целом.
Цель проекта:раскрытие творческого потенциала ребенка через нетрадиционные приемы рисования.
Задачи: познакомить детей с различными техниками нетрадиционного рисования; учить активно и творчески применять усвоенные способы в изобразительной деятельности; вызвать интерес к различным изобразительным материалам и желание действовать с ними; способствовать формированию учебно-познавательной компетентности: восприятие, внимание, воображение, мышление; формировать коммуникативную компетентность; развивать у детей наблюдательность, умение видеть характерные эстетические признаки окружающих объектов; поощрять стремление детей к изобразительной деятельности через нетрадиционные техники выполнения работ.
Методы: работа с текстом, сравнение.
Тип проекта: долгосрочный,групповой, исследовательский творческой направленности.
Познакомившись с методической литературой различных авторов, таких как пособие А. В. Никитиной «Нетрадиционные техники рисования в детском саду», И. А. Лыковой «Методическое пособие для специалистов дошкольных образовательных учреждений», Т. Н. Дороновой «Природа, искусство и изобразительная деятельность детей», Р. Г. Казаковой «Изобразительная деятельность в детском саду»:
1. я пришла к выводу, что рисование помогает овладеть формами; структурирует зрительные образы; помогает постичь свойства материалов; обучает движениям, необходимым для создания тех или иных форм и линий, что способствует постепенному осмыслению окружающего мира.
2. проанализировала и отобрала для работы с детьми те нетрадиционные изобразительные техники, которые наиболее доступны, интересны ребёнку 5-6 лет.
3. для достижения поставленных целей и задач я разработала перспективный план изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник рисования (см. приложение к проекту).
Использование нетрадиционных способов изобразительной деятельности играет важную роль не только в художественно – эстетическом, но и в общем психическом развитии ребёнка. Самоценным является не конечный продукт – рисунок или аппликация, а развитие личности ребёнка, его творческого потенциала.
У детей повысилась творческая активность, эмоциональность, самооценка. Дети учатся использовать хорошо знакомые им предметы в качестве художественных материалов. Значит, мне удалось заинтересовать детей, разбудить в них творческое начало, не навязывая собственных мнения и вкусов.
Приложение.
Планирование занятий по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник с детьми старшей группы (5 — 6 лет).
«Звездная ночь». Свеча+акварель.
Цель: познакомить детей с данным видом нетрадиционной техники рисования.
Задачи: закрепить умение тонировать рисунок акварелью; развивать чувство композиции.
Материалы: лист А4, свеча, акварель, кисти, иллюстрации.
«Волшебные отпечатки». Монотипия.
Цель: познакомить детей с монотипией.
Задачи: познакомить детей с симметрией; развивать пространственное мышление.
Материалы: силуэты симметричных и несимметричных предметов, лист бумаги, акварель, кисти.
«Бабочки в саду». Сочетание техник: монотипия и свеча+акварель.
Цель: закрепить ранее усвоенные умения и навыки в данных техниках.
Задачи: развивать чувство композиции, творческие способности, воображение.
Материалы: силуэты бабочек, акварель, кисти, свеча, слайд-шоу.
«Разноцветные кляксы». Раздувание.
Цель: познакомить с изобразительной техникой – раздувание.
Задачи: развивать цветовосприятие, воображение, творческие способности.
Материалы: акварель, бумага, трубочка для коктейля, кисти.
«Репейник». Тычок жесткой полусухой кистью.
Цель: познакомить детей с новой техникой.
Задачи: упражнять детей в рисовании техникой тычкование (жёсткой кистью); развивать творческие способности, воображение, цветовосприятие.
Материалы: бумага, жесткая кисть, гуашь.
«Колючий кустик». Сочетание раздувания и техники тычка.
Цель: закрепить ранее усвоенные умения и навыки в данных техниках.
Задачи: развивать чувство композиции, творческие способности, воображение.
Материалы: акварель, гуашь, трубочка для коктейля, бумага, кисти.
«Снежинки». Рисование манкой.
Цель: познакомить детей с техникой рисования манкой.
Задачи: развивать чувство композиции, творческие способности.
Материалы: листы тонированной бумаги А4 (тон — тёмный, жесткие кисточки, клей, манка, салфетки, слайд-шоу.
«Зимние узоры». Кляксография.
Цель: познакомить с изобразительной техникой – кляксография.
Задачи: развивать воображение, творческие способности детей.
Материалы: тёмно-синяя, фиолетовая тушь, листы бумаги А4, пластмассовая ложечка, гуашь, простой карандаш.
«Ёлочка нарядная». Рисование пальчиками, акварель+ восковые мелки
Цель: учить изготавливать плоскостные ёлочные игрушки (в технике акварель+ восковой мелок) для украшения ёлочки.
Задачи: закрепить умение украшать различные геометрические формы узорами.
Материалы: различные вырезанные из бумаги фигуры, ёлочка, акварель, восковые мелки, гуашь, слайд-шоу.
«Зимняя ночь». Чёрно-белый граттаж.
Цель: познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой чёрно-белого граттажа.
Задачи: учить передавать настроение тихой зимней ночи с помощью графики.
Материалы: лист плотной бумаги, свеча, тушь + жидкое мыло, кисточки, заострённые палочки, эскизы, слайд-шоу.
«Филин». Тычок полусухой жёсткой кистью.
Цель: учить создавать выразительный образ филина, используя технику тычка.
Задачи: развивать умение пользоваться выразительными средствами графики, закрепить навыки работы с данными материалами.
Материалы: бумага формата А4, жёсткие и мягкие кисти, черная гуашь, слайд-шоу.
«Белая береза под моим окном». Томпонирование (поролоновый тампон).
Цель: познакомить с приемом рисования березы поролоновым тампоном. Задачи: вызвать интерес к рисованию; развивать творчество.
Материалы: лист бумаги А4, тонированный (сине-голубой, сине-сиреневый, гуашь белая, голубая, поролоновые тампоны, салфетки.
«Пингвины на льдине»
Цель: учить изображать снег, лёд и полярную ночь, используя гуашь различных цветов.
Задачи: закрепить понятие о холодных цветах; упражнять в аккуратном закрашивании всей поверхности листа.
Материалы: листы А4, гуашь, кисти, слайд-шоу.
«Портрет зимы». Восковые мелки+акварель.
Цель: закрепить умение рисовать восковыми мелками.
Задачи: закреплять умение аккуратно тонировать лист в цвета зимы (голубой, синий, фиолетовый); развивать цветовосприятие.
Материалы: лист А4, синий восковой мелок, акварель, кисти, слайд-шоу.
«Открытка для мамы». Печать по трафарету.
Цель: совершенствовать умения детей в данной технике.
Задачи: развивать воображение, чувство композиции, ритма.
Материалы: лист А4 (с наклеенной вазой, сложенный вдвое, тонированный, гуашь, кисти, тампоны из поролона, трафареты цветов, слайд-шоу.
«Подснежники для мамы». Акварель + восковой мелок.
Цель: учить рисовать восковыми мелками.
Задачи: учить с помощью акварели передавать весенний колорит; развивать цветовосприятие.
Материалы: бумага А4, акварель, восковые мелки, иллюстрации.
«Весеннее настроение». Рисование по мокрому.
Цель: закрепить умение рисовать по мокрому.
Задачи: учить смешивать разные краски, переходить от одного цвета к другому; развивать цветовосприятие, воображение.
Материалы: листы бумаги для акварели А4, акварель, кисти, иллюстрации.
«Космос». Набрызг, печать поролоновыми тампонами.
Цель: учить создавать образ звёздного неба, используя смешение красок, набрызг и печать.
Задачи: развивать цветовосприятие; упражнять в рисовании с помощью данных техник.
Материалы: бумага А4, кисти, гуашь, поролоновые тампоны, жёсткие кисти, салфетки, иллюстрации.
«Скворушка». Печать поролоновыми тампонами, ватными палочками.
Цель: закрепить технику печатания.
Задачи: учить создавать художественный образ, дополнять рисунок деталями.
Материалы: тонированная бумага А4, поролоновые тампоны, ватные палочки, гуашь, мягкие кисти, слайд-шоу.
«Волшебные цветы». Изонить.
Цель: познакомить с техникой изонити.
Задачи: развивать воображение, творчество.
Материалы: бумага А4, гуашь, нити, салфетки.
«Солнечный цветок». Восковой мелок + акварель, обрывание, тычкование.
Цель: совершенствовать умения в данных техниках.
Задачи: учить использовать необычные материалы для создания выразительного образа.
Материалы: белая бумага А4, цветной картон А4, восковые мелки, акварель, кисти, жёлтые салфетки, зелёная бумага, синтепон, клей.
«Берёзовая роща». Рисование свечой.
Цель: закрепить умение рисовать свечой и акварелью.
Задачи: учить создавать выразительный образ; развивать чувство композиции, творческие способности.
Материалы: бумага А4, свечи, акварель, простой карандаш, гуашь, кисти.
«Сады цветут». Рисование пальчиками, тычками.
Цель: закрепить умение продумывать расположение рисунка на листе, сочетать разные техники рисования, продумывать композицию.
Задачи: развивать эстетический вкус, творческие способности.
Материалы: бумага А4 (светло-зелёная, голубая, гуашь, мягкие и жёсткие кисточки, ватные палочки, салфетки.
Прикреплённые файлы:
prezentacija-proekta_8visi.pptx | 9595,42 Кб |
Мини-проект «Волшебные ладошки» для детей старшего дошкольного возраста Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Нововосточный детский сад «Светлячок» Н. Н. Хи Мини-проект на тему: «Волшебные.
Проект «Нетрадиционные техники рисования — мир фантазий» Информационная карта проекта Проект «Мир фантазий». Автор проекта – Матвеева Наталья Олеговна, воспитатель МДОУ Кадомский детского сада.
Источник
Использование в детском саду приемов нетрадиционных техник рисования
статья (рисование) по теме
Я работаю во второй младшей группе. В своей работе использую нетрадиционные техники рисования, которые способствуют развитию у детей творчества и воображения.
Работая в этом направлении, я убедилась в том, что рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Результат обычно очень эффективный и почти не зависит от умелости и способностей. Нетрадиционные способы изображения достаточно просты по технологии и напоминают игру. Какому ребенку будет неинтересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок?
Цель моей работы: развитие художественно – творческих способностей детей средствами нетрадиционного рисования.
Основные задачи:
• Расширять представления детей о нетрадиционных способах рисования.
• Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности.
• Развивать способность смотреть на мир и видеть его глазами художников, замечать и творить Красоту.
• Формировать эстетический вкус.
• Развивать творчество и фантазию, наблюдательность воображение, ассоциативное мышление и любознательность.
• Предоставить свободу в отражении — доступными для ребенка художественными средствами – своего видения мира.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_v_detskom_sadu_netradicionnyh_tehnik_risovaniya.doc | 51 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование в детском саду
приемов нетрадиционных техник рисования
(выступление на районном семинаре воспитателей)
Воспитатель Лапина Т.С.
Дошкольный возраст – это сензитивный период для развития у детей продуктивной деятельности: рисование, лепка, аппликация и конструирование. В них малыш может выразить свое отношение к окружающему миру, развить творческие способности, а также устную речь и логическое мышление.
Детское изобразительное творчество – мир ярких, удивительных образов. Оно нередко поражает взрослых своей непосредственностью, оригинальностью, буйством фантазии. Дошкольники рисуют много и с большим желанием. В продуктивной деятельности у детей формируется устойчивый интерес к изобразительной деятельности, развитие их способностей.
Рисование является одним из самых интересных и увлекательных занятий для детей дошкольного возраста, это самый доступный вид деятельности, который осваивается маленьким человечком. Ни читать, ни петь ребенок еще не может, но уже с удовольствием вырисовывает каракули на бумаге. Направляя и поддерживая ребенка в этом занятии, можно добиться очень многого. В процессе рисования совершенствуются наблюдательность, эстетическое восприятие, художественный вкус, творческие способности. Основную мысль можно выразить просто: рисуя, дети развивают и тело, и душу и ум.
«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок» — утверждал В. А. Сухомлинский. Вот почему так важны в дошкольном возрасте занятия изобразительной деятельностью. Они служат улучшению художественного образования и эстетического воспитания детей. Необходимо научить детей видеть прекрасное, понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство родной природы.
Я работаю во второй младшей группе. В своей работе использую нетрадиционные техники рисования , которые способствуют развитию у детей творчества и воображения.
Работая в этом направлении, я убедилась в том, что рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Результат обычно очень эффективный и почти не зависит от умелости и способностей. Нетрадиционные способы изображения достаточно просты по технологии и напоминают игру. Какому ребенку будет неинтересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок?
Цель моей работы: развитие художественно – творческих способностей детей средствами нетрадиционного рисования.
Расширять представления детей о нетрадиционных способах рисования.
Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности.
Развивать способность смотреть на мир и видеть его глазами художников, замечать и творить Красоту.
Формировать эстетический вкус.
Развивать творчество и фантазию, наблюдательность воображение, ассоциативное мышление и любознательность.
Предоставить свободу в отражении — доступными для ребенка художественными средствами – своего видения мира.
Главное в моей работе, чтобы занятия приносили детям только положительные эмоции. Не надо вкладывать в еще неумелую и слабую руку ребенка карандаш или кисточку и мучить его. Первые неудачи вызовут разочарование, и даже раздражение. Нужно заботиться о том, чтобы деятельность ребенка была успешной – это будет подкреплять его веру в собственные силы. Задумавшись над тем, как можно раскрепостить детей, вселить в них ту самую уверенность в своем умении, заставить их поверить в то, что они очень просто могут стать маленькими художниками и творить чудеса на бумаге, пришла к выводу: это обучение детей нетрадиционной техники рисования. И не ошиблась. Детям очень нравится рисовать, они с большим интересом постигают тонкости искусства. Нетрадиционные техники – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания.
Нетрадиционная техника изображения способствует развитию у ребенка:
Мелкой моторики рук и тактильного восприятия;
Пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия;
Внимания и усидчивости;
Изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости.
Занятия по рисованию с применением нетрадиционных техник я провожу в блоке совместной деятельности во второй половине дня.
Для занятий я стараюсь приготовить красивые и разнообразные материалы, предоставляю детям возможность выбора средств изображения. Необычное начало работы, применение игровых приемов – все это помогает не допустить в детскую изобразительную деятельность однообразие и скуку, обеспечивает живость и непосредственность детского восприятия и деятельности.
Различных техник нетрадиционного рисования очень много. Это оттиск, монотипия, кляксография, ниткография, граттаж, тычковое рисование, набрызг, рисование ладошками и многие другие.
С детьми младшего дошкольного возраста рекомендуется использовать:
Оттиск печатками из картофеля;
Рисование пальчиками – это самый простой способ получения изображения. В раннем возрасте многие малыши только учатся владеть художественными инструментами, и поэтому им легче контролировать движения собственного пальчика, чем карандаша или кисочки. Этот способ рисования обеспечивает ребенку свободу действий.
Малыш опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумаге. Работу начинаю с одного цвета: даю возможность попробовать разные движения, оставить разные отпечатки.
Позднее я учу детей рисовать обеими руками. Здесь также возможны варианты: использовать поочередно обе руки или рисовать ими одновременно, обмакнув несколько пальцев (каждый в свой цвет) и рисуя ими синхронно (например «новогоднюю мишуру», «салют»), что отлично развивает координацию.
Очень нравится детям рисовать ладошкой. Обмакиваю ладонь ребенка в краску и ставлю ей отпечаток на бумаге. Иногда «раскрашиваю» ладонь в разные цвета кисточкой. Интересно получились работы: «Солнышко», «Петушок», «Травка», «Рыбки».
Уже с младшей группы мы рисуем пробками и печатками из картошки. Эта техника позволяет многократно изображать один и тот же предмет, составляя из его отпечатков самые разные композиции, украшая ими открытки, салфетки, платки и т.д.
С детьми среднего дошкольного возраста рекомендуется использовать:
Тычок жесткой полусухой кистью;
Восковые мелки + акварель;
Рисунки из ладошки;
Рисование ватными палочками;
С детьми старшего дошкольного возраста рекомендуется использовать:
Рисование мятой бумагой;
Кляксография с трубочкой;
Монотипия пейзажная, предметная;
Печать по трафарету;
Для развития воображения в старшем дошкольном возрасте я предлагала детям отпечатать ладошку, затем внимательно рассмотреть рисунок и подумать, на что это похоже, как рисунок можно преобразовать, изменить, добавив недостающие детали. И создать новый образ. Дети рисовали с большим интересом, проявляли фантазию. В ладошке они увидели дерево, петуха, дракона, тюльпаны.
Ожившие предметы: детям предлагается нарисовать разные вещи из любой предметной группы (овощи, фрукты, одежда, предметы быта, посуда, растения и т. д.), которые вдруг ожили. При рисовании нужно сохранить форму рисуемых объектов и придать им человеческий облик, нарисовав глаза, рот, нос, ножки, ручки, разные детали одежды.
Проступающий рисунок — это смешанная техника рисования различными материалами. Основная цель — ознакомиться со свойствами и особенностями материалов. Задуманный сюжет выполняется восковыми карандашами (мелками). Затем поверх рисунка наноситься акварель. Акварельные краски скатываются с рисунка, и он как бы проявляется.
Техника «Монотипия»: складываем лист бумаги вдвое и на одной его половинке рисуем половину изображаемого предмета. Затем снова складываем лист пополам. В этой технике в основном рисуем симметричные предметы. Интересно были выполнены работы на следующие темы:
«Чудесные бабочки», «Волшебное дерево», «Чудесный букет».
Хорошо развивают воображение игры с кляксами (кляксография). Ребенок зачерпывает гуашь пластиковой ложкой и выливает на бумагу. В результате получаются пятна в произвольном порядке. Затем лист накрывается другим листом и прижимается. Дети рассматривают изображение, определяют: «А на что же это похоже?» дорисовывают недостающие детали.
А еще мы ставим большую яркую кляксу, берем трубочку для коктейля и осторожно дуем на каплю. Побежала она вверх, оставляя за собой след. А можно сделать еще одну кляксу, но другого цвета. Пусть встретятся. А на что же похожи их следы? Думайте…
В старшем дошкольном возрасте дети часто выполняют работы, применяя сразу несколько техник рисования, что позволяет им создать более выразительный образ.
Важная составляющая работы – это взаимодействие с родителями. Для того, чтобы заинтересовать родителей своей работой, я регулярно организую выставки детских работ. Провела консультацию, на которой показывала родителям, как рисовать нетрадиционными техниками. Родители активно помогают в оснащении предметно-развивающей среды, участвуют в выставках творческих работ.
В заключение хотелось бы сказать следующее: рисование для ребенка – радостный, вдохновенный труд, который очень важно стимулировать и поддерживать, постепенно открывая перед ним новые возможности изобразительной деятельности. А главное то, что нетрадиционное рисование играет важную роль в общем психическом развитии ребенка. Ведь самоценным является не конечный продукт – рисунок, а развитие личности: формирование уверенности в себе, в своих способностях, самоидентификация в творческой работе, целенаправленность деятельности. Творчество обогащает жизнь ребёнка новыми переживаниями и чувствами: преодолев трудности, ребёнок испытывает удовольствие, его радует достигнутый результат — своим рисунком он доставил удовольствие другим. Это порождает у детей новое желание, новое стремление к более полному, творческому выражению чувств, мыслей и настроений, способствует всестороннему и гармоничному развитию детской индивидуальности, формированию поистине творческой личности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Нетрадиционные техники рисования на занятиях ИЗО несут в себе развивающий и коррекционно-развивающий потенциал, так как отвечают возрастным особенностям и потребностям ребенка, соответствуют современн.
Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных, как в теоретическом.
Применение конструктора LEGO в нетрадиционной технике рисования.
Средства и формы организации художественно-эстетической деятельности в детском саду. Нетрадиционные техники рисования в детском саду.
Познакомить с одним из видов декоративного искусства – витражами, формирование у детей интереса выполнения витражей. Показать красоту и необычность картин на стекле.
Конспект открытого занятияпо использованию в детском саду нетрадиционной техники рисования в старшей группе «Сказочный витраж».
Источник