- Как воспитывали гениев в Царскосельском лицее: Дисциплина, распорядок дня и быт пушкинского выпуска
- Поступление в Царскосельский лицей
- Как учились лицеисты
- Почему результатами лицейского эксперимента не пользуются в настоящее время?
- LiveInternetLiveInternet
- —Метки
- —Рубрики
- —Поиск по дневнику
- —Подписка по e-mail
- —Статистика
- «Лицею прокричав ура. «
Как воспитывали гениев в Царскосельском лицее: Дисциплина, распорядок дня и быт пушкинского выпуска
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Поступление в Царскосельский лицей
Царскосельский лицей в первую очередь и рассматривается как учебное заведение, где учился великий русский поэт Пушкин – ничего не поделаешь, этот статус ему присвоен самой историей. Но все же то, что двенадцатилетний Александр стал лицеистом, было скорее совпадением, а вот тот факт, что выпускник Лицея основал саму русскую литературу, к случайностям уже так просто не отнесешь. Как бы то ни было, именно на 1810 год пришлось решение императора Александра I об учреждении нового, прогрессивного учебного заведения, где воспитывалась бы русская элита – будущие государственные деятели, которые изменят страну, осуществят реформирование власти, привьют идеи Просвещения разным общественным институтам.
В августе 1810 года был выпущен царский указ, а уже через год проводились вступительные экзамены. Принимали далеко не всех: прежде всего, честь стать лицеистом принадлежала только мальчикам, к тому же имевшим дворянское происхождение. Перед тем, как держать экзамен, нужно было получить рекомендацию от влиятельных лиц, пройти собеседование с самим министром просвещения Разумовским. Первоначально планировалось, что в Лицее будут обучаться два младших брата императора – Николай и Михаил – потому, в частности, и зданием для размещения учебного заведения был выбран флигель Екатерининского дворца, перестроенный архитектором В.П. Стасовым. Воспитанники росли и обучались в непосредственной близости к высшим лицам государства – несмотря на то, что планы относительно великих князей все же поменялись.
Одновременно с подготовкой к открытию Лицея в семье Пушкиных строили планы относительно образования Александра. Мальчику исполнялось двенадцать лет, и от домашнего обучения пора было переходить к более основательному образованию. Наиболее подходящим учебным заведением отцу, Сергею Львовичу, казался иезуитский пансион в Петербурге, но тут пришла весть об открытии новой школы, рассчитанной на подготовку политической элиты, и этот вариант показался Пушкину-старшему куда более заманчивым. К слову, обучение в Лицее было бесплатным. Требовалось лишь заручиться протекцией, и такая была найдена – через дядю Пушкина Василия Львовича, а также друга семьи Александра Ивановича Тургенева, влиятельного петербургского чиновника. Кандидат в лицеисты понравился и первому директору – Василию Федоровичу Малиновскому.
Экзамен подразумевал проверку знаний абитуриента по всем основным дисциплинам, но высоких требований при поступлении не предъявлялось. Пушкин получил лучшую оценку по русской грамматике, «хорошо» — по французской, относительно истории и географии было помечено – «имеет сведения». Главные же достижения в учении ему и двадцати девяти другим лицеистам предстояло совершить в ближайшие шесть лет.
Как учились лицеисты
Программу обучения разрабатывал Михаил Сперанский, выдающийся реформатор, спустя короткое время после создания Лицея попавший в опалу. Акцент был сделан на дисциплинах гуманитарных и правовых. Среди предметов значились Закон Божий, этика, логика, правоведение, отдельным направлением были риторика и словесность – русская, французская, латинская и немецкая. Точные науки были представлены математическими началами, физикой и космографией, статистикой. Большое внимание уделялось гимнастике и изящным искусствам – лицеисты ежедневно занимались чистописанием, рисовали, учились танцевать и фехтовать, из спортивных дисциплин преподавали верховую езду и плавание.
Годы, проведенные в Лицее, должны были сформировать из каждого ученика самостоятельную, разностороннюю, творческую личность, нашедшую свое призвание и умеющую стремиться к высотам. Огромное внимание уделялось и организации жизни воспитанников. Ежедневное расписание было составлено так, что практически не оставляло возможности бездеятельности, лицеисты были постоянно заняты. В общей сложности урокам посвящали 7-8 часов в день, чередуя занятия с отдыхом, а обучение в классе – с подвижными играми и прогулками.
Подъем был в шесть утра, воспитанники отправлялись на утреннюю молитву, а с 7 до 9 часов проходили первые уроки. После этого был чай, за ним – прогулка. В десять возвращались в учебный класс – до полудня. С двенадцати до часу дня лицеисты вновь отправлялись гулять, возвращаясь уже к обеду. Послеобеденное время посвящали занятиям чистописанием и рисованием – до трех часов, затем до пяти вечера занимались другими уроками. Затем шли пить чай и снова на прогулку – до шести часов, и вечернее время до ужина посвящали повторению уроков, посещению библиотеки. Ужин начинался в 20.30, за ним следовало свободное время, а в 22 часа ученики отправлялись на вечернюю молитву и спать.
Почти все время лицеисты находились в обществе и под присмотром – потому за время обучения в Лицее у каждого сформировались отличные социальные навыки. Учителя обращались к мальчикам на «вы», прибавляя к фамилии слово «господин» — что способствовало установлению уважительных отношений с соблюдением некоторой дистанции между воспитанником и преподавателем. В штат учителей попали в основном молодые специалисты, которые отличались творческим подходом к профессии, многие из них оказали для будущих выпускников чрезвычайно сильное влияние.
В Лицее учили не зазубривать истины, а искать свои, думать самостоятельно, свободно и независимо. Довольно прогрессивным для того времени был полный отказ от телесных наказаний. Учеников ранжировали в зависимости от их успехов в учебе: от этой оценки зависело место в учебном классе и в столовой – лучшие получали позволение сидеть ближе к учителям.
Почему результатами лицейского эксперимента не пользуются в настоящее время?
Результат такого эксперимента в общих чертах известен каждому – одно то, что Лицей дал миру Пушкина, полностью оправдывает идею его создания. Но помимо поэта, первый выпуск включал в себя и других выдающихся личностей: дипломат Александр Горчаков, Федор Матюшкин, полярный исследователь и адмирал, Михаил Яковлев, певец и композитор, Антон Дельвиг, поэт и издатель. Довольно небольшой по сравнению с первоначальным замыслом процент воспитанников посвятил себя государственной службе. Парадоксальным образом, Лицей породил, скорее, оппозицию – двое из выпускников 1817 года вышли на Сенатскую площадь, многие состояли в разных тайных обществах.
Это, возможно, стало одной из причин того, что опыт Лицея не прижился на общегосударственном уровне ни в прошлом, ни сейчас. Другим определяющим моментом стал обязательный отрыв учеников от семьи. В первый же месяц обучения было объявлено, что поездки домой не допускаются, и все шесть лет воспитанники проведут в стенах Лицея. По воспоминаниям его первых выпускников, после этих слов раздались рыдания. На каникулах, которые выпадали лишь на июль, домой не уезжали. Визиты родных допускались, но были довольно ограниченными. Изоляция от внешнего мира была несколько нарушена событиями 1812 года – когда лицеисты, мальчишки-подростки, с восторгом и благоговением общались с офицерами, приезжавшими в резиденцию императора перед тем как отправиться на войну.
Всю свою жизнь лицеисты вспоминали учебу в Царском Селе как лучшие годы жизни – это ясно и из их переписки, и из многочисленных стихотворений, посвященных Лицею. В поэтическом ремесле во время обучения попробовали себя все ученики – во время выпуска собственных газет, написания эпиграмм на друзей и врагов.
19 октября стало со временем главным праздником первых лицеистов – если поначалу эта дата воспринималась ими довольно формально, то после событий, предшествовавших декабрьскому восстанию и последовавших за ним, все эти молодые люди по-настоящему ощутили принадлежность к единому братству, семье, которую не могли разрушить ни годы, ни расстояние.
Как полагается любому тесному сообществу, каждому из лицеистов было присвоено прозвище: Мясоедова звали Мясожоровым, Данзаса – Медведем, Корнилова – Месье, за его случайную оговорку во время первого торжественного обеда в Лицее, когда на вопрос императрицы, нравится ли ему суп, он машинально ответил «Да, месье». Пушкин был «Француз» и «Егоза» , его друг и сосед Пущин — «Большой Жано».
Лицейские годы дали каждому из воспитанников ни с чем не сравнимый опыт социализации, просвещенного взросления, сочетания строгой дисциплины и внутренней свободы. Несмотря на это, мало чью судьбу можно было бы назвать счастливой: кто погиб не дожив до зрелых лет, кто оказался в опале, кто так и не нашел семейного счастья. Но выдающимися личностями стали многие – их имена не забыты и сейчас, и вовсе не по причине близости к пушкинскому кругу.
В современном мире признается важным и полезным прививать ребенку навыки чистописания и каллиграфии – тех занятий, которым уделялось пристальное внимание в стенах Царскосельского лицея.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Источник
LiveInternetLiveInternet
—Метки
—Рубрики
- История (561)
- Живописное (275)
- Литература (255)
- ЖЗЛ (255)
- Дальние страны (237)
- Великобритания (36)
- Польша (11)
- Нидерланды (8)
- Франция (3)
- Португалия (2)
- Испания (2)
- Чехия (1)
- Дания (1)
- Достопримечательности (161)
- Архитектура (138)
- Костюмные истории (125)
- Красавицы (122)
- 19 век. (95)
- Города мира (95)
- Женские штучки (85)
- Детская (81)
- Религия (79)
- музыка (69)
- Музеи мира (68)
- Военное дело (65)
- холодное оружие (9)
- Необычности (64)
- Замки (63)
- А в это самое время. (60)
- Города России (58)
- Антиквариат (55)
- Живность (40)
- 1812 (39)
- Актеры и актерки (35)
- Юмор (34)
- Чуланчик (33)
- В воздухе (28)
- Техника (27)
- Танец (27)
- Библиотеки (26)
- Сказки и мифы. (24)
- Сады и парки (19)
- Птицы (17)
- Декабристы (16)
- Цветочное (15)
- Школы (13)
- Пещеры (12)
- Спорт (8)
- Винный погребок (7)
- Друзья — соперники (7)
- Планшет (7)
- С купеческим размахом. (4)
- Сборник панегириков (3)
- Море (2)
- Чехия (0)
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Статистика
«Лицею прокричав ура. «
Пятница, 21 Октября 2011 г. 00:56 + в цитатник
Лицей, литография, 1820-е гг.
Ровно 200 лет назад 19(31) октября 1811 года в Царском Селе – императорской резиденции под Петербургом — было открыто образовательное учреждение совершенного нового типа: Лицей, созданный по указу Александра Первого. 12 августа 1810 года императором Александром I было утверждено постановление о Лицее. На титульном листе постановления рукой императора начертано: «Быть по сему. Александр».
Император Александр Первый.
«Он взял Париж, он основал Лицей. » (А. Пушкин)
Название, данное учебному заведению, «поражало публику в России, не все тогда имели понятие о колоннадах и ротондах в Афинских садах, где греческие философы научно беседовали со своими учениками».( И.Пущин)
Лицей располагался в четырехэтажном флигеле Большого (Екатерининского) дворца, построенного в 1788 – 1792 годах по проекту И.В. Неелова, предназначенного для великих княжон. В 1811 году здание было значительно перестроено архитектором В. П. Стасовым и приспособлено под нужды учебного заведения. Флигель состоял из четырех этажей. У каждого лицеиста была своя комната — «келья», как называл её А. С. Пушкин. В комнате — железная кровать, комод, конторка, зеркало, стул, стол для умывания.
Жить там должны сестры Александра Первого, а учиться в лицее младшие братья. Однако, судьба распорядилась иначе. И наиболее родовитыми из переступивших порог лицея в октябрьский день 1811 года оказались приехавший с дядей — известным поэтом Василием Львовичем Пушкиным — Саша Пушкин и другой Саша — Горчаков. Поступлению предшествовал экзамен. В итоге на первый курс нового учебного заведения было зачислено зо человек.
Церемония открытия была торжественной, но строгой. Никаких родителей. Зато присутствовали — император Александр Первый, обе императрицы – Елизавета Алексеевна и Мария Федоровна, цесаревич Константин Павлович, великая княгиня Анна Павловна, министры, члены святейшего Синода…
«В лицейском зале, меж колоннами поставлен был большой стол, покрытый красным сукном с золотой бахромой. На этом столе лежала высочайшая грамота, дарованная Лицею. По правую сторону стола стояли мы в три ряда; при нас — директор, инспектор и гувернеры; по левую — профессора и другие чиновники лицейского управления. Остальное пространство залы, на некотором стоянии от стола, было все уставлено рядами кресел для публики. Приглашены были все высшие сановники и педагоги из Петербурга» ( И. Пущин)
Эта самая грамота была важным законодательным документом для Лицея. Права, предоставляемые ему, давались не по общему для всех учебных заведений закону, а по милости создающего. Грамота эти права закрепляла. В знак своего особого к Лицею расположения император Александр I пожаловал грамоту Лицею. Содержание грамоты — манифест о создании Лицея и Устав. Очень красиво оформленная, в обложке, украшенной серебряным шитьем, с вензелем императора на передней крышке и оттиском государственной печати в ковчеге, грамота была передана директору Лицея В. Ф. Малиновскому «для хранения на вечные времена».
Первый директор музея В.Ф.Малиновский.
Одним из организаторов нового дела был «гений блага» М.М. Сперанский. По его мысли, созданный по образу древнегреческой гимназии Аристотеля, лицей — «…не просто школа для подготовки государственных чиновников, но учебное заведение, которое должно воспитывать людей для новой России, обладающих широчайшими знаниями, умеющих мыслить, любить Отечество и трудиться на его благо».
Для достижения таких глобальных целей предполагался шестилетний курс обучения, причем вся программа делилась на два курса ( по три года) – начальный и окончательный. Первые три года — начальный курс — включали предметы старших классов гимназии. Среди изучаемых предметов: Закон Божий, русский, французский, немецкий языки, латынь, история, физика, чистописание и рисование. К обязательным занятиям относились гимнастика и танцы. Музыкой разрешалось заниматься «факультативно» — частным образом. Последующие три года — окончательный курс — содержали предметы университета.В окончательном курсе к названным предметам добавлялись – право, риторика, лингвистика, эстетика, в последний год военные науки. А также верховая езда, фехтование, летом — плавание (в царских купальнях), зимой – коньки (на озерах Царскосельского парка).
Разделения на факультеты в Лицее не было. Воспитанники изучали основные предметы трех факультетов университета: словесного, нравственно-политического и физико-математического. Обширная программа гармонично соединяла гуманитарные и точные науки, давая энциклопедические знания. Хотя и вызывала иногда нарекания воспитанников. «. до самого конца, для всех продолжался какой-то общий курс, полугимназический и полууниверситетский, обо всем на свете: математика с дифференциалами и интегралами, астрономия в широком размере, церковная история, даже высшее богословие — все это занимало у нас столько же, иногда и более времени, нежели правоведение и другие науки политические.» ( М. Корф)
При переходе воспитанников из начального в окончательный курс ( для первого выпуска 4 и 8 января 1815 года) полагались переводные экзамены. Экзамены — открытые, публичные. На них приглашались родители воспитанников, известные педагоги из Петербурга. К экзамену тщательно готовились. Учили стихотворения и «целые прозаические рассуждения». Пушкин по совету словесника А. И. Галича написал стихотворение «Воспоминания в Царском Селе», которое должен был читать на экзамене по российской словесности. На этом экзамене, 8 января присутствовал патриарх русской поэзии Г.Р. Державин.
Картина Ильи Репина «Лицейский экзамен»
«Я прочел мои „Воспоминания Царском Селе», стоя в двух шагах от Державина. и не в силах описать состояния души моей: когда до)шел я до стиха, где упоминаю имя Державина, голос мой отроческий зазвенел, а сердце забилось упоительным восторгом. Не помню, как я кончил чтение, не помню, куда убежал. Державин был в восхищении, он меня требовал, хотел обнять меня. Меня искали, но не нашли. «
В Лицее придерживались строго распорядка дня.
Чтобы «устранить возможность изнурения: час учения сменялся рекреацией в комнате или на воздухе».
При любой погоде лицеисты трижды в день выходили на прогулки.
Лицей был очень хорошо оснащен. Приборы, инструменты, таблицы, пособия, карты, даже электрическая машина полностью укомплектовывали учебные кабинеты.
Богатейшей библиотекой, располагавшейся в галерее над аркой Лицея, пользовались не только лицеисты, но и профессора. Существовала в Лицее и «газетная комната». Обычно здесь читались военные реляции, сообщения о продвижениях войск во время «грозы двенадцатого года».
Лицеисты и сами издавали, правда, не печатные издания, а многочисленные рукописные журналы. «Лицейский мудрец», «Вестник», «Для удовольствия и пользы». Литературное творчество поощрялось. Между членами лицейского литературно-поэтического кружка велись творческие литературные состязания. Соперниками Пушкина были А. А. Дельвиг, В. К. Кюхельбекер, В. Д. Вольховский, А. Д. Илличевский, К. К. Данзас, М. Л. Яковлев. А с 1814 стихи лицеистов Пушкина, Дельвига, Кюхельбекера стали печатать известные журналы («Вестник Европы», «Российский музеум», «Сын отечества»).
У лицеистов были замечательные преподаватели.
Георг Рейнгольд Густав фон Энгельгардт писатель и педагог, директор Царскосельского лицея с 1814 года.
А.П.Куницын — философ, публицист, правовед. Он, кстати, был единственным преподавателем, который явился адресатом лирики А. Пушкина. Курс наук, читавшийся Куницыным в лицее, объединял 12 предметов: логика, психология, этика, право естественное, право гражданское русское, право уголовное, финансовое и так далее. Все это составляло некое единство, так как профессор считал, что «наука только тогда имеет совершенный вид, когда все положения оной составляют непрерывную цепь и одно объясняется достаточно другим».
И.К. Кайданов – выдающийся историк и педагог, автор учебников, по которым учились в большинстве учебных заведений России.
Я.И.Карцов – преподаватель физики и математики, получивший в свое время блестящее европейское образование.
Д.И.де Будри (родной брат Марата) – преподаватель французского языка и литература.
Н.Ф. Кошанский – преподаватель русской словесности и латыни.
Торжественный акт, посвященный первому лицейскому выпуску, состоялся 9 июня 1817 года. «Характер его был совершенно иной: как открытие Лицея было пышно и торжественно, так выпуск наш тих и скромен. В ту ж залу пришел император Александр в сопровождении одного тогдашнего министра народного проссвещения князя Голицына». (И.Пущин) В зале собрались лицеисты, директор, инспектор и гувернеры. После прочтения отчета об o6pазовании и воспитании и провозглашения высочайше утвержденного постановления о выпуске, воспитанники с объявлением чинов и наград был представлены государю.
Государь обратился к воспитанникам с коротким наставлением, призывая их «никогда не сходить с пути, избранного в юности, и сохранять порядочность, если они хотят быть счастливыми, и всегда рассматривать свои обязанности по отношению к родине как долг перед Богом». Потом прозвучала «Прощальная песнь» Дельвига. Напутствовал их и Е.И. Энгельгард «. храните правду, жертвуйте всем за нее; не смерть страшна, а страшно бесчестие; не богатство, не чины, не ленты честят человека, а доброе имя, храните его, храните чистую совесть, вот честь Ваша». Каждый из выпускников получил на память от него чугунное кольцо и звание «чугунника».
Выпуск был блистательным.
Золотых медалей было две: большой золотой медали удостоился Владимир Вольховский, золотой медали — князь Александр Горчаков. На лицевой стороне медали изображены принадлежности наук и словесности: сова (символ мудрости), лира (символ поэзии), хартия или свиток, на котором начертано имя награжденного, а также лавровый и дубовый венки, олицетворяющие славу и силу, служащие наградами достойных. Над эмблемами надпись «Для общей пользы», что соответствует цели образования и воспитания в Лицее. С этих пор эмблема и надпись стали гербом и девизом Лицея и всегда помещались на его официальных документах и изданиях.
Выпускники получали права окончивших университет и гражданские чины 14-го — 9-го классов. Для желавших поступить на военную службу проводилось дополнительное военное обучение, и им предоставлялись права окончивших Пажеский корпус.
Семнадцать выпускников выбрали военную службу, двенадцать – гражданскую. Пушкин окончил Лицей в чине коллежского секретаря и был зачислен в Коллегию иностранных дел. Основная задача была выполнена – они стали образованными людьми, горячо любящими Отечество. Ну и, конечно, членами «лицейского братства». Впереди их ждала целая жизнь. У кого длинная, как у Горчакова — Франта, он будет тем самым лицеистом, кому «под старость день Лицея торжествовать придется одному», у кого короткая, Пушкин, погибший в 37 лет, переживет семерых своих однокашников. Жизнь у всех будет разная. Яркая, трагичная, интересная, тяжелая. Но все они всегда будут знать, что
Куда бы нас ни бросила судьбина
И счастие куда б ни повело,
Всё те же мы: нам целый мир чужбина;
Отечество нам Царское Село.
После декабрьского восстания 1825 года Лицей был реорганизован. Был установлен контроль за подбором преподавателей и содержанием лекций. Указом Николая Первого от 23 февраля 1829 года Лицей переводился на подготовку чиновников только для статской службы. Военная кафедра была закрыта, вместо нее ввели курсы статистики, логики, психологии и географии.
6 ноября 1843 года вышел указ Николая Первого о переименовании Царскосельского Лицея в Императорский Александровский лицей с переводом его из Царского Села в Петербург.
Царскосельский Лицей. Знаменская церковь.
Герб Лицея на доме директора Лицея в Царском Селе.
Царскосельский Лицей.Большой зал.
Царскосельский Лицей.Большой зал.
Царскосельский Лицей.Большой зал .
Царскосельский Лицей.Большой зал.
Царскосельский Лицей.Большой зал.
Высочайшая грамота,дарованная Императорскому Царскосельскому лицею Александром I
Царскосельский Лицей.Газетная комната.
Царскосельский Лицей.Комната для занятий после классов (Проходная).
Комната для занятий после классов(Длинная).Предметы фехтования.
Царскосельский Лицей.Учебный класс.
Царскосельский Лицей.Физический кабинет.
Царскосельский Лицей.Учебный класс.
Царскосельский Лицей.Учебный класс.
Царскосельский Лицей.Учебный класс.
Царскосельский Лицей.Певческий класс.
Царскосельский Лицей.Певческий класс.
Царскосельский Лицей.Вид из окна на плац Екатерининского дворца.
Царскосельский Лицей.Класс с рисунками воспитанников.
Источник