Перспектива. Все о перспективе.
Точка зрения
Точка зрения — точка, принимаемая за место, откуда рассматривается предмет, проецируемый на картинную плоскость. От положения точки зрения зависит вид выполняемого изображения, а выбор ее положения определяется различными соображениями. При этом руководствуются следующими основными правилами:
- 1. Как правило, строить перспективу нужно при нормальном угле зрения, а если перспектива имеет большие размеры, то угол зрения должен быть таким, чтобы глаз мог охватить всю картину, т.е. равным приблизительно 45 градусов;
- 2. Выбирают точку зрения так, чтобы были видны интересующие части предмета;
- 3. Следует избегать расположения точки зрения на продолжении диагоналей предмета, иначе при симметричных частях передние части предмета будут закрывать задние;
- 4. Не следует располагать картину параллельно к фасаду, так как в этом случае перспектива будет похожа на ортогональную проекцию, однако при изображении некоторых предметов иногда это целесообразно;
- 5. Точку зрения лучше выбирать так, чтобы были видны три стороны предмета, т.е. изображать угловой вид предмета;
- 6. Как правило, главное расстояние должно быть вдвое больше ширины или высоты картины или вдвое больше диагоналей предмета, но иногда главное расстояние принимается равным до трех диагоналей;
- 7. Высоту точки зрения выбирают в зависимости от конкретного случая: при изображении, например, зданий и предметов, стоящих на земле, ее принимают обычно равной высоте роста человека или чуть больше; иногда ее выбирают на уровне плоскости основания, иногда ниже, иногда очень высоко.
На рисунке изображены перспективы одного и того же предмета, построенных при различных положениях точки зрения:
- 1. Горизонт hh находится над основанием картины АВ на высоте около 3 м;
- 2. Изображение «с высоты птичьего полета» — горизонт значительно выше основания картины;
- 3. Изображение «с точки зрения лягушки» (лягушечья перспектива) — горизонт расположен низко. Во всех трех указанных случаях точка зрения, т.е. глаз наблюдателя, находится на уровне линии горизонта и построение перспективы одинаково — высота здания одна и та же.
- 4-5. Неудачно выбранные точки зрения: против фасада и с боковой стороны.
Кроме указанных выше названий — «лягушечья перспектива» и перспектива «с высоты птичьего полета» — встречается название перспектива всадника — перспектива «с точки зрения всадника».
Источник
Изобразительное искусство. 6 класс
Конспект урока
Название темы: Изображение пространства. Правила построения перспективы. Воздушная перспектива.
Перечень рассматриваемых вопросов:
- Способы изображения пространства;
- Перспектива как средство выразительности в изобразительном искусстве;
- Линейная перспектива в пейзаже;
- Воздушная перспектива в пейзаже.
Картинная плоскость — воображаемая плоскость, расположенная перпендикулярно лучу зрения (направлению взгляда на объект).
Точка зрения -точка, принимаемая за место, откуда рассматривается предмет, проецируемый на картинную плоскость.
Линия горизонта – это линия, по которой небо кажется граничащим с земной поверхностью.
Точка схода — точка, в которой сходятся на перспективном изображении параллельные линии предмета.
Горизонт — видимая граница неба и земной или водной поверхности, а также пространство неба над этой границей.
Перспектива – это искусство изображать на плоскости трёхмерное пространство в соответствии с тем кажущимся изменением величины, очертаний, чёткости предметов, которое обусловлено степенью отдалённости их от точки наблюдения.
Фриз — это декоративная в виде горизонтальной полосы или ленты, увенчивающей или обрамляющей ту или иную часть архитектурного сооружения.
1. Неменская Л. А. Изобразительное искусство: искусство в жизни человека, 6 класс: учеб. для общеобразоват. Учреждений / Л. А. Неменская; под ред. Б. М. Неменского. – М. : Просвещение,2019. – 176 с.
2. Неменская Л.А. Изобразительное искусство. Твоя мастерская. Рабочая тетрадь. 6 класс. Учебное пособие для общеобразовательных организаций. Под. ред. Б.М. Неменского. – 6-е изд. перераб. – М.: Просвещение, 2019.
Открытые электронные ресурсы:
- Издательство «Просвещение» www.prosv.ru (раздел «Перспектива» http://old.prosv.ru/umk/perspektiva)
- Российский общеобразовательный Портал www.school.edu.ru
Материал для самостоятельного изучения темы
Перспектива – это техника изображения пространственных объектов на какой-либо поверхности в соответствии с теми кажущимися сокращениями их размеров, изменениями очертаний формы и светотеневых отношений, которые наблюдаются в натуре.
Чтобы понять, что такое перспектива и как художники научились ее применять, давайте обратимся к истории.
Еще в Древнем Египте при росписи стен изображение пространства отсутствует. Лица изображались в профиль, а положение людей одинаково. Все изображения располагались рядами — фризами. Фриз — это декоративная композиция в виде горизонтальной полосы или ленты, украшающей ту или иную часть архитектурного сооружения.
Мы с Вами знаем, что предметы или люди, которые находятся близко, рисуются большими, а которые дальше – маленькими. Но в Древнем Египте такого принципа еще не использовали. Величина фигуры указывала на ее значимость: самыми крупными были боги и фараоны. И не важно какое место в пространстве они занимали.
Перед вами настенная роспись Древнего Египта 2 тыс. до н. э. «Сад и пруд». На одном изображении совмещали вид сверху, спереди и в профиль. Деревья — спереди, пруд —сверху, рыбы — сбоку.
Изображения человека стали пространственными лишь в Древней Греции и Древнем Риме. Плечи у людей развернулись в пространстве, благодаря чему изображения людей стали правдоподобнее.
К сожалению, до нашего времени дошло малое количество древнеримских и древнегреческих фресок. Но по дошедшим, можно сказать что пейзаж в более поздних римских росписях стал украшать изображение, он не был единым, легко переходил в узор.
В Средние века, так как искусство стало религиозным по сюжету и по назначению, все изображения стали символичными. Большое внимание уделялось иконам. У пространства иконы свои законы построения. Линии в иконе подчиняются законам обратной перспективы. Обратная перспектива — метод в живописи, при котором более далёкие от зрителя предметы изображаются более крупными.
И только лишь в эпоху Возрождения в европейском искусстве художники стали стремиться изобразить расстояние, используя правило уменьшения предметов по мере удаления их от наблюдателя. Теперь пространство в картинах стали строить по строгим законам перспективы.
Первое письменное изложение правил перспективы появилось в 1435 г. в книге «О жизни» Леона-Баттисты Альберти, итальянского художника и ученого. Он писал, что художник должен судить о размерах предметов, соотнося их со своими размерами, о неразрывной связи между наблюдаемым предметом и тем, кто его наблюдает.
В зависимости от назначения изображения перспектива бывает:
- прямая линейная;
- обратная линейная;
- панормная;
- аксонометрия;
- сферическая;
- тональная;
- воздушная;
- перцептивная
Сегодня мы подробней разберем прямую линейную и воздушную перспективу.
Линейная перспектива – это геометрический прием, предполагающий систематическое уменьшение размера более удаленных предметов и промежутков между ними.
Использование прямой линейной перспективы в наше время преобладает. Но и у нее есть свои правила построения:
1. Чем дальше предмет, тем меньше он кажется;
2. Все горизонтальные параллельные линии (дорога, улица, рельсы), уходящие от вас вдаль, сходятся в точке схода, принадлежащей линии горизонта.
Точкой схода называется точка, в которой сходятся на перспективном изображении параллельные линии предмета. Каждая отдельная группа параллельных линий имеет свою точку схода. В зависимости от направления линий точки схода располагаются в различных местах изображения.
Линия горизонта бывает низкой и высокой. Низкая линия используется для передачи красоты небес. Высокая же линия горизонта используется для выразительной передачи деталей на земле.
Что касается воздушной перспективы, то это изменение предметов под воздействием воздушной среды и пространства, изменение цвета, очертаний и степени освещенности, возникающие по мере удаления натуры от глаз наблюдателя.
Воздушная среда, особенно если воздух наполнен дымкой или туманом, помогает передать в рисунке пространство.
В воздушной перспективе, как и в линейной существуют свои законы.
1. Все ближние предметы воспринимаются подробно, а удаленные – обобщенно, поэтому предметы первого плана нужно изображать очень точно, прорисовывая все детали.
2. Все ближние предметы обладают контрастной светотенью и кажутся объемными, а дальние предметы обладают слабо выраженной светотенью и кажутся одинаково серыми, плоскими, нематериальными.
3. Все удаленные предметы, покрываясь воздушной дымкой, приобретают цвет этой дымки — фиолетовый, синий, голубой или беловатый.
1. Установление соответствий между элементами двух множеств
Сопоставьте правильно понятия и определения
А. Линейная перспектива
1. Прием, предполагающий систематическое уменьшение размера более удаленных предметов и промежутков между ними.
Б. Воздушная перспектива
2. Прием, предполагающий изменение предметов под воздействием пространства, изменение цвета, очертаний и степени очертаний.
Стратегия выполнения задания:
1. Прочитайте сначала слова слева, где приводятся элементы задающего множества, содержащего постановку проблемы.
2. Затем посмотрите на элементы справа, подлежащие выбору.
3. Помните, что соответствие между элементами двух столбцов может быть взаимно однозначным, когда каждому элементу слева соответствует только один элемент справа. Если число элементов в двух столбцах одинаковое, то для последнего элемента задающего множества выбора не произойдет.
4. Встречаются случаи, когда для одного элемента левого столбца выбираются несколько элементов справа.
5. Задания на установление соответствия по алгоритму выполнения близки к заданиям с выбором ответа, поскольку вы выбираете правильный ответ из числа предложенных.
А. Линейная перспектива
1. Прием, предполагающий систематическое уменьшение размера более удаленных предметов и промежутков между ними.
Б. Воздушная перспектива
2. Прием, предполагающий изменение предметов под воздействием пространства, изменение цвета, очертаний и степени очертаний.
2. Подстановка элементов в пропуски в тексте
«Декоративная композиция в виде горизонтальной полосы или ленты, украшающей ту или иную часть архитектурного сооружения, называется ___________».
Стратегии выполнения задания
1. Просмотрите сначала текст, чтобы понять его общее содержание.
2. Затем внимательно прочитайте предложенные слова/словосочетания.
3. Проанализируйте, какой частью предложения или каким членом предложения является каждое слово/словосочетание. Подумайте, что может ему предшествовать в тексте или идти после него.
4. Прочитайте текст до первого предложения, где нужно восстановить пропущенный фрагмент. Обращайте особое внимание на слова, которые стоят непосредственно перед пропуском и после него.
5. Найдите нужное слово/словосочетание в списке. Проверьте, подходит ли этот фрагмент в данное предложение и его ближайшее окружение по смыслу.
6. Проработайте таким образом весь текст. Возможно, у вас будут варианты для каких-то предложений. Выбирая окончательный ответ, помните, что восстановленный фрагмент должен соответствовать предложению по структуре и предложению и его ближайшему окружению по смыслу.
7. Обращайте также внимание на союзы, союзные слова и другие элементы, служащие для связи слов в предложении и организации текста, придающие ему логическую завершенность.
Источник
Композиция в живописи. Точка зрения и пластический мотив
Точка зрения
Художник выбирает момент в развитии действия. Но ему необходимо также выбрать точку зрения, откуда он покажет зрителям то, что в его композиции будет представлено. Самое простое решение — дать возможность зрителю прямо подойти к главному предмету и ради этого предоставить ему в картине центральное место, расположить его в ее середине. На этой основе создано было много прекрасных произведений живописи, особенно в эпоху Возрождения. У Леонардо да Винчи в «Тайной вечере» главный персонаж, Христос, находится в самой середине композиции.
Тайная вечеря. Леонардо да Винчи, 1495—1498. Фреска
У Рафаэля в «Афинской школе» — два мудрейших грека: Платон и Аристотель.
Афинская школа. Рафаэль Санти, 1511. Фреска
Однако позднее, особенно в XIX веке, такой подход перестал удовлетворять художников. Их привлекала возможность подвести зрителя к предмету своего внимания окольными путями, чтобы он испытал чувство, будто сам открывает в том или другом событии самое главное. Вот почему многие мастера стали старательно прятать своего героя, располагать его в картине вдали или с края, делать его с первого взгляда незаметным и вместе с тем не лишать возможности зрителя его обнаружить.
У Брейгеля в картине «Падение Икара» этот прославленный герой древнего мифа почти незаметен, зато бросаются в глаза крестьянин и пастух.
Падение Икара. Питер Брейгель Старший, ок. 1558. Масло
Нечто подобное можно видеть и у Тинторетто. Художники начинают свое живописное повествование не с начала, а с обратного конца или с середины, и это приближает к нам предмет. Они ведут нас за кулисы жизни, раскрывают нам ее оборотную сторону. Это повышает заинтересованность зрителя в том, что в картине обнаруживается.
Для решения подобной задачи художник должен владеть искусством ракурса (одно из первых проявлений такого понимания можно видеть в картине Караваджо «Обращение Савла»). В таких картинах мы не только узнаем те или другие предметы, но еще оказываемся в определенном отношении к ним, наблюдаем их с определенной точки зрения, то сверху, то снизу, то с края, то с очень близкого расстояния. В живописи различные точки зрения на предмет равносильны различной оценке его. Такой подход неизменно обогащает художественное произведение, приближает его к человеку.
Пластический мотив композиции
Художник может ясно себе представлять развитие событий в картине, действующие лица, их характер, место действия. Но этого недостаточно для того, чтобы создать картину. Необходимо еще, чтобы эти общие представления облеклись в зримую форму, чтобы они хорошо «легли» на плоскость картины, чтобы рельефно выступили основные контуры, выкристаллизовался пластический мотив. Только в таком случае все отвлеченное и умозрительное приобретает в картине живописную форму выражения.
В старину, особенно в практике академической школы, широко пользовались традиционными пластическими мотивами композиции вроде пирамиды. Однако ими часто и злоупотребляли, поэтому художники-реалисты, в частности И. Крамской, решительно против них восставали. Большие мастера композиции всегда умели найти новые, ни на что не похожие пластические мотивы, этим они сообщали своим созданиям неповторимый характер. Делакруа высоко ценил Рубенса за его неистощимую изобретательность в создании пластических мотивов. В «Охоте на львов» Рубенса Делакруа восхищало и воображение художника, и выполнение.
«Но общее впечатление, — замечает он, — неясно: глаз не знает, на чем остановиться: он испытывает ощущение страшного беспорядка».
Наоборот, «Охота на гиппопотама» Рубенса с точки зрения повествовательной уступает предыдущей.
«Но благодаря способу расположения групп, вернее, той единственной группы, которая образует собой всю картину, воображение получает толчок, который возобновляется каждый раз, как взглянешь на картину… Композиция представляет собой примерно то же крестообразное построение, что и в андреевском кресте, с гиппопотамом посередине».
Среди картин русской школы живописи XIX века картина В. Г. Перова «Проводы покойника» выделяется ясностью и выразительностью своего пластического мотива.
Проводы покойника. В. Перов, 1865. Масло
Крестьянская лошадка с усилием взбирается на пригорок, согнутая спина крестьянки дает представление о ее горе. В сущности, помимо гроба в санях и печальных лиц детей, основной пластический мотив картины дает ясное понятие о том, что произошло.
Источник