- Три правила, как нарисовать тень в цвете
- Итак, вот они, три правила, как нарисовать тень в цвете (то есть цветными красками)
- Все о теплохолодности, или какого цвета будут тени, свет и рефлексы
- Сценарий I. Теплый свет — холодная тень
- Сценарий II. Холодный свет — теплая тень
- Почему тень то теплая, то холодная?
- От чего зависит цвет тени?
- Все работает в сравнении
- Каждый художник — режиссер своей работы
- Секрет живописи Более живые тени в акварели
- Когда дело доходит до теней, наши мозги делают то же самое.
- Как мы можем затемнить наши оттенки, чтобы смешивать акварели, которые создадут красивые тени?
- Дополнительные цвета представляют собой пару цветов, которые расположены напротив друг друга на цветном колесе.
- Как использовать дополнительные цвета для рисования теней в аквареле
- Вот еще один пример использования цветов — не черный — для затенения для создания формы и формы в ваших акварелях.
Три правила, как нарисовать тень в цвете
Если вдуматься, то рисунок это и есть игра света и тени. Всего три правила, как нарисовать тень в цвете, научат выбирать правильные краски, правильно их применить для изображения света/тени, чтобы картина была живой и настоящей. Они просты, и сейчас мы их подробно рассмотрим.
Часто видим такие картины, на которых вроде бы всё точно нарисовано, все предметы на месте, все пропорции правильные, а она как мёртвая, сразу видно, что «ненастоящая». Как так получается? А посмотрите внимательно на то, какие тени отбрасывают нарисованные предметы. Самая частая ошибка начинающих художников кроется именно в том, как они изображают тени.
Не только чернота и размер тени меняются от того, как меняется свет (освещение в целом). На самом деле изменяется всё: вся цветовая гамма всех предметов. Если мы берём день, то цвета будут насыщенные, а тени чёткие. Они тоже становятся ярче, дают на картине ощущение бодрости, динамики. Вечером же, или в пасмурную погоду, и цвета и тени приглушаются, размываются, уменьшается контрастность. Это придаёт ощущения покоя, возможно даже усталости. Мы сразу видим на картине, какое время суток изображено, ясный или пасмурный день. Тут мы подходим к понятию «температура освещения, цветовая температура». Это оно влияет на наше впечатление от пейзажа, как нарисованного, так и окружающего нас.
Описанное правило распространяется не только на пейзажи, но и на всю живопись. Ведь восприятие цвета любого предмета людьми, не только в живописи, но и в жизни, зависит напрямую от температуры освещения. Новички часто останавливаются только на создании формы тоном. Типичная, но очень серьёзная ошибка начинающих художников, когда они тени предмета рисуют тем же цветом, только делают его темнее. В действительности же нарисовать одним и тем же цветом и свет, и тень нельзя!
Итак, вот они, три правила, как нарисовать тень в цвете (то есть цветными красками)
1. Если свет тёплый, то тень будет холодная. Если свет холодный, – значит тень тёплая.
Это очень легко запомнить: всегда наоборот, всегда противоположно.
То есть, если мы создаём, например, натюрморт, при свете лампы накаливания (который является желтоватым и, значит, довольно тёплым), то в тенях присутствуют холодные оттенки фиолетового, синего, иногда даже зеленоватые. Также и в свете пламени (свечи, керосиновые лампы, костёр, факел). Потому что огонь даёт очень тёплое освещение. А вот при свете лампы дневного света – люминесцентной (от 4000 К) – свет получается холодный. Даже невооружённым глазом видно, что он имеет голубоватый оттенок. В этом случае, так же как и при натуральном холодном свете луны, тени изрядно потеплеют. В них появятся желтоватые, бледно-оранжевые оттенки. Не надо этого бояться. Общий тон картины не испортится. Это уже проверили все великие художники.
➡ Нажмите на картинку для увеличения
Если мы делаем, например, пейзаж, при ярком солнечном освещении, то в тени должны быть внесены тёплые оттенки. Почему? Потому что дневной свет чаще всего бывает белым, или приобретает лимонный и бледно-голубой оттенки. А значит, имеет достаточно холодную цветовую температуру. Непривычно такое слышать, правда? Но всё относительно. Проще для понимания то, что на закате и восходе освещение тёплых оттенков. Солнце всё окрашивает оранжевым и ярко-жёлтым. Поэтому в тенях появляются холодные оттенки: синие, голубые и т.п
Что такое цветовая температура можно наглядно понять по рисунку. Измеряют её в Кельвинах (К).
На правах рекламы. Некоторые темы в рисовании достаточно сложно изучать самостоятельно. Иногда нужен совет опытного художника. Где найти подходящие курсы рисования? Эту проблему можно решить здесь, подобрав себе подходящие курсы рисования. Там вы найдёте художественные школы и для детей, и для взрослых.
2. Тень рисуется оттенками противоположными основному цвету предмета на цветовом спектре
Звучит непонятно, но на самом деле это не сложно понять, если взглянуть на цветовой круг. Сначала освежим в памяти, что такое собственная тень. Потом смотрим на то, какого цвета предмет, который мы сейчас изображаем. Это и есть локальный (основной) цвет. Потом смотрим на цветовой круг и находим цвет напротив основного – это дополнительный цвет. Так вот, в собственной тени любого предмета всегда есть дополнительные цвета, точнее их оттенки.
💡 Вводятся дополнительные цвета, конечно же, совершенно по чуть-чуть, вы понимаете. Наша задача не нарисовать разноцветные пятна, а сделать тени натуральными. Подробнее о цветовом круге читайте здесь.
Например, вы рисуете жёлтый абрикос, синюшную сливу и алый помидор. Находим эти цвета на круге и смотрим, что там напротив. Дополнительные цвета распределятся соответственно: для жёлтого – фиолетовый, для синего – это будет оранжевый, для красного – зелёный.
3. Совпадение температуры у цвета предмета и света, который на него падает, усиливает собственный эффект. Противоположный свет – ослабляет.
Это надо просто знать:
- тёплый цвет (предмет тёплого цвета) + тёплый свет = ярче, насыщеннее, сильнее по тону
- холодный цвет + холодный свет = насыщеннее, звонче, ярче
- холодный цвет + тёплый свет = бледнее, ахроматичнее, слабее
- тёплый + холодный свет = бледнее, ахроматичнее, слабее
Рассмотрим это правило на примере яркого, солнечного и такого «тёплого» мандарина.
Картина первая. Мандарин лежит на столе, освещается тёплый светом от лампы или свечей. На освещённом участке он будет казаться более ярким и насыщенным, чем в реальности. А в тени оранжевый цвет во-первых, потеряет цветность, станет более серый, и во-вторых, станет холоднее по тону.
Это достигается введением дополнительного цвета. В данном случае синего. То, что находящиеся рядом друг с другом дополнительные цвета усиливают друг друга, довольно известно. Но новичкам в живописи не всегда понятно, что дополнительные цвета нейтрализуют друг друга при смешении.
Картина вторая. Тот же самый мандарин лежит на том же столе, но теперь на него падает холодное освещение. Сам мандарин в освещённой части станет блёклым. А вот тень заиграет горящими, звонкими оттенками.
Авторы Risoval-ko постарались сформулировать три правила, как правильно нарисовать цветную тень, наиболее понятным образом. Надеемся, что они помогут вам рисовать ещё лучше!
Источник
Все о теплохолодности, или какого цвета будут тени, свет и рефлексы
Этому правилу учат в каждой художественной школе. Старые мастера широко использовали этот прием. Сегодня его активно применяют художники современности. Почему? Просто это хорошо выглядит!
«Когда рисуешь теплый свет, сделай тень холодной и наоборот»
Сочетание теплых и холодных цветов добавляет работе приятный контраст и делает ее визуально насыщенной и интересной. Давайте разберемся, правда ли это такое универсальное правило и могут ли возникнуть условия, когда оно не сработает.
Сценарий I. Теплый свет — холодная тень
Этот световой сценарий знаком всем: мы видим эту схему в природе, ее регулярно изображают в живописи, часто подчеркивают в пейзажной фотографии. Посмотрим на работу Джона Сингера Сарджента, где он использовал теплый свет и холодную голубую тень. Ее хорошо видно в складках на платье.
Эта работа Хоакина Сорольи с рыбаком на пляже следует аналогичному световому сценарию. На ней тоже прекрасно виден контраст холодной тени и теплого света солнца.
Сценарий II. Холодный свет — теплая тень
Этот сценарий встречается реже, но он не так уж невозможен. Посмотрите на работу Дина Корнуэлла. Люди на картине и стена позади них освещены зеленоватым холодным светом, в тени видны вкрапления теплого коричневого.
Холодный зеленый свет придает сцене тревожное настроение
Аналогичную схему «теплые тени — холодный свет» можно заметить в обычной комнате, если ее окна выходят на север, а интерьер выполнен в теплых тонах. Вторичные источники света, отразившись от стен, пола и мебели, дадут теплые тени, а свет из окна, ориентированного на север, будет голубоватым и холодным. Именно в таких условиях шведский художник Андерс Зорн (Anders Zorn) писал свою жену Эмму:
Белый прохладный свет заливает лицо модели, в то время как тени состоят из смеси темных красных и охристых оттенков.
Еще один пример картины с непростым световым решением — это «Обед на борту» Хоакина Сорольи (Lunch on the Boat Joaquin Sorolla). В сцене несколько источников света. На лодке мы видим множество рефлексов; свет проходит сквозь парус, перекинутый через мачту, и подсвечивает лодку. В зоне фокуса формируется территория с теплой тенью, которая хорошо контрастирует с прохладным солнечным светом снаружи.
Внутри затененного пространства плоскости отражают свет по-разному: те, что смотрят вверх, ловят больше теплого желтого света, чем те, что обращены вбок и вниз.
Почему тень то теплая, то холодная?
Мало кто задумывается, что стоит за правилом «если холодный свет — то теплая тень и наоборот», и как правильно использовать его в работе. На самом деле температура тени не зависит напрямую от температуры света. При естественном дневном освещении у нас, как правило, будет теплый свет, который мы получаем от солнца, и холодная голубая тень. Почему так?
Свет солнца — это основной источник освещения, самый яркий. Его видно везде, кроме тени. В тень тоже попадает свет, но не от солнца, а от других источников освещения — неба и рефлексов. Именно они и определяет цвет тени. Если бы в тени вообще не было света, мы бы там ничего не видели — только черное пятно.
Итак, небо — это еще один самостоятельный источник света. Он менее яркий, чем солнце, поэтому проявляет себя только в тенях, подсвечивает теневые участки и дает им голубоватый оттенок. Тот факт, что именно небо отвечает за цвет теней на Земле, особенно заметен в сумерках, или в «синий час» фотографии — когда солнце уже опустилось за линию горизонта и местность окрасилась в голубоватые оттенки.
Когда художникам нужно показать локацию ночью, часто они рисуют именно синий час. В это время еще достаточно света, чтобы зритель мог различить нужные детали. Bill Zhang, концепт-художник в Microsoft
От чего зависит цвет тени?
Чтобы понять, какого цвета будет тень, в первую очередь нужно разобраться, какое у нас окружение. На этот факт особо обращают внимание художники Дайс Цуцуми и Роберт Кондо, мастера работы с цветом и светом.
Посмотрим на эту работу Дайса — концепт к мультфильму «Хортон».
На картинке изображен солнечный день. Все ли тени здесь холодные?
Мы видим, что большая часть персонажа, слона Хортона, находится в тени. Свет, проходя сквозь растительность, окрашивает ее в зеленоватый оттенок, на спине у Хортона лежит контурный свет от солнца. На хобот попадает немного теплого света, отраженного от земли. Этот же теплый рефлекс перекрашивает тени на части растительности.
Еще один пример работы, где световой сценарий не очень простой — на этот раз из живописи. Вновь обратимся к Сардженту. В этой акварели он рисует солнечный остров Корфу, расположенный в Греции, и много внимания уделяет теням. Дерево за границами кадра отбрасывает на белые стены необычную тень — одновременно теплую и холодную. Почему так получилось?
(Остров) Корфу: Свет и тени Джон Сарджент
Теплые тени на левой стороне здания возникли из-за того, что их окрасил теплый свет рефлекса, отразившегося от земли. Тени на боковой стороне подсветило небо — и превратило их в голубые.
Все работает в сравнении
Всегда стоит помнить, что тон, насыщенность и температура оттенков работают в контексте. Возьмите цвет с насыщенностью 50%, и поместите его рядом с другим, насыщенным на 25% — и первый цвет будет выглядеть намного ярче, чем если бы вы поместили его рядом с еще более насыщенным оттенком (например, на 75%).
Хотя в окружении цвета на коже кажутся ярко-оранжевыми, на самом деле они гораздо менее насыщенные. В других местах кожа кажется зеленоватой или сиреневатой, но это опять не так. Работа Николая Фешина.
Температура цвета тоже относительна. Поместите теплый оттенок рядом с еще более теплым — и первый покажется вам куда холоднее, а практически нейтральный серый в окружении теплого оранжевого поголубеет.
Marco Bucci о цветовой гармонии и теплохолодности
Каждый художник — режиссер своей работы
Если вы автоматически полагаетесь на правило «теплый свет, холодная тень», значит, вы не анализируете окружение в работе, не вписываете объект в пространство. Рисуя концепт-арт, вы не просто копируете реальность, вы ее режиссируете.
Работа получается недостаточно интересной? Придумайте окружение с источниками света, которые помогут создать живописный контраст между холодным и теплым. Возможно где-то нужно будет добавить дополнительный источник света другой температуры, а где-то поместить большой цветной объект, который будет давать необходимые рефлексы.
Так можно сочетать несколько источников света с разной температурой. Автор Jay Kim
Источник
Секрет живописи Более живые тени в акварели
Наши мозги невероятны. Они берут в свет и тени, которые наши глаза захватывают, и они интерпретируют эту информацию, чтобы помочь нам понять наше окружение. Они разбираются в огромном количестве стимулов и быстро обрабатывают все, что мы воспринимаем.
Это здорово, но, как художник, есть только одно падение. Чтобы сортировать столько информации за долю секунды, наши мозги разработали методы, которые упрощают то, что мы видим.
Например, мы уже знаем, как должен выглядеть «глаз». Итак, когда мы видим глаза в наши дни, наши мозги не нуждаются в остановке и подробно смотрят на каждую пару глаз.
Как художники, это делает задачу оказания предмета реалистично сложной. Легко попасть в ловушку, предполагая, что мы знаем, что-то похожее, не изучая деталей.
Когда дело доходит до теней, наши мозги делают то же самое.
Мы видели бесчисленные тени в нашей жизни. Мы связываем тени с темнотой, а тьму — с черным. Поэтому наши мозги, как правило, предварительно запрограммированы на предположение, что тени «серые». Но если вы остановитесь на мгновение и оглядетесь вокруг, вы увидите, что есть глубина для теней, которые мы редко останавливаемся.
Тени имеют теплоту, прохладу и глубину, которые мы не можем захватить в наших картинах, если мы решили использовать только черные или серые тона для их рисования.
В нашей среде нет естественного присутствия истинного черного, поэтому, когда мы используем его в наших картинах, он может выглядеть необычно или что-то не совсем правильно. Когда вы смешиваете черный или серый цвет, скажем, красный, результат получается тусклой смесью, которая не выглядит реалистичной.
Как мы можем затемнить наши оттенки, чтобы смешивать акварели, которые создадут красивые тени?
Трюк избегает использования черных и серых тонов и вместо этого использует дополнительные цвета.
Дополнительные цвета представляют собой пару цветов, которые расположены напротив друг друга на цветном колесе.
Пары дополнительных цветов состоят из одного теплого оттенка и одного прохладного. Это означает, что при размещении рядом друг с другом они выделяют друг друга больше. Смешанные друг с другом, дополнительные цвета могут сделать идеальный оттенок для теней с большей глубиной.
Зачем создавать тени таким образом? Дополнительные цвета темнеют друг от друга, понижая их вибрацию и нейтрализуя друг друга, не создавая в результате скучный цвет.
Как использовать дополнительные цвета для рисования теней в аквареле
Это всегда захватывающе, когда я получаю свое удобное колесо цвета денди! Там вы можете легко увидеть, какие цвета дополняют друг друга и какие оттенки смешиваются, чтобы создать приятные тени.
Выше вы можете увидеть несколько примеров: я смешал три пары дополнительных цветов, чтобы увидеть, как они объединяются в нейтральный тон.
Как вы можете сказать, смешанные цвета совсем разные и имеют разные оттенки. Вы можете манипулировать этими оттенками, чтобы хорошо работать с вашей композицией. Результаты будут варьироваться в зависимости от соотношения цветов в вашем миксе и того, как поливают ваши акварели. Самое замечательное в том, что вам интересно экспериментировать, пока вы не достигнете нужного вам оттенка.
Например, для первых образцов вы можете добавить больше зеленого цвета в смесь, чтобы создать более холодный оттенок. Или, вы можете добавить больше красного, чтобы подтолкнуть его к теплой стороне.
В этих примерах быстрого куба вы можете лучше видеть, как каждый куб сохраняет целостность данного цвета со всех сторон, используя дополнительный цвет при смешивании теней.
Это такая мощная техника, которая создаст заметную разницу в ваших акварельных картинах.
Вот еще один пример использования цветов — не черный — для затенения для создания формы и формы в ваших акварелях.
Этот пример относится к классу Startup Project: Watercolor Still Life с художником Мэри П. Мерфи и нашими партнерами Winsor & Newton.
Получите еще одно БЕСПЛАТНОЕ видео от Мэри прямо здесь — и еще больше советов по акварелью и учебников, присоединитесь к ее классу или посмотрите на Bluprint.
Источник