- Урок ИЗО в 6 классе «Графический портретный рисунок и выразительность образа человека». план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 6 класс) по теме
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Ход урока
- I. Организационный момент
- II. Систематизация и закрепление знаний
- III. Проверка домашнего задания
- IV. Введение в тему
- V. Беседа по картинам
- VI. Объяснение нового материала
- VII. Работа с текстом учебника
- VIII. Физкультминутка
- IX. Актуализация знаний
- X. Практическая работа
- XI. Итог урока
- конспект урока по ИЗО «Портрет», презентация к уроку презентация к уроку (6 класс) на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
Урок ИЗО в 6 классе «Графический портретный рисунок и выразительность образа человека».
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 6 класс) по теме
Кончсект урока ИЗО в 6 классе по программе Б.М.Неменского.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
graficheskiy_portretnyy_risunok_i_vyrazitelnost_obraza_cheloveka.doc | 53.5 КБ |
prezentaciya_graficheskiy_portretnyy_risunok.ppt | 2.42 МБ |
Предварительный просмотр:
Графический портретный рисунок и выразительность образа человека-
- закрепить знания учащихся, полученные на предыдущем уроке – приемы рисования головы человека. Познакомить учащихся с особенностями графического портрета.
- систематизировать знания по жанру портрета, его разновидностям, развивать понимание того, что в портретном изображении должен выражаться характер и внутренний мир человека.
- Обучающие : изучить пропорции и мимику лица, приемы изображения головы человека, формировать умение найти координатные (опорные) точки лица, обучить технике рисования графическими средствами.
- Развивающие : развивать наблюдательность, зрительную память, глазомер.
- Воспитательные : воспитывать интерес к человеку, умение находить красоту, гармонию, прекрасное во внутреннем и внешнем облике человека; активизировать познавательный интерес к творчеству и созиданию.
Оборудование: презентация, таблица пропорций головы, выставка портретов (подготовленная учащимися), текст стихотворения Н.Заболоцкого “О красоте человеческих лиц”, музыка.
Ход урока
I. Организационный момент
Приветствие учителя (слайд1)
Любите живопись, поэты!
Лишь ей, единственной, дано
Души изменчивой приметы
Переносить на полотно
– Кто, ребята, узнал эти строки? Правильно, это строки из стихотворения Заболоцкого “Портрет”.
Сегодня мы продолжим наш разговор об этом жанре искусств. Научимся рисовать человека графическими средствами, передавая в портрете его характер и настроение.
II. Систематизация и закрепление знаний
Вспомним, что мы с вами знаем об этом жанре. С этой целью решим кроссворд, который поможет нам обобщить наши знания о портрете ( слайд 2 ).
Вопросы к кроссворду .
- Вид портрета чаще всего используемый художникам, изображающий человека не в полный рост – (поясной)
- Портрет, с которого на нас смотрят несколько лиц – (групповой)
- То, что лежит в основе любого портрета – (пропорции лица)
- Разновидность портрета, используемая в скульптуре – (бюст)
- Портрет, который предполагает изображение человека, показывающее его общественное положение, выполняемый всегда на заказ – (парадный)
- Портрет, раскрывающий индивидуальные особенности человека, его внутренний мир – (камерный)
- Картина человека, написавшего свой портрет – (автопортрет)
В ходе решения кроссворда на полях слайда появляются примеры разновидностей портрета, которые сопровождаются комментарием учителя.
Так, что же такое портрет. Вспомните значение этого слова ( слайд 3 )
В изобразительном искусстве портрет – это самостоятельный жанр, целью которого является отображение визуальных характеристик модели. “На портрете изображается внешний облик (а через него и внутренний мир) конкретного, реального, существовавшего в прошлом или существующего в настоящем человека”. Портрет – это повторение в пластических формах, линиях и красках живого лица, и одновременно при этом его идейно-художественная интерпретация.
III. Проверка домашнего задания
( Слайд 4 – пустой)
Посмотрите на галерею портретов, которую вы приготовили (на доске открывается выставка репродукций портретов разных видов, приготовленная детьми)
Обратимся к ней. Какие портреты вы выбрали? Охарактеризуйте их.
Посмотрите еще раз на портреты нашей галереи.
Подготовленный ученик выразительно читает стихотворение Н. Заболоцкого “О красоте человеческих лиц”
О красоте человеческих лиц
Есть лица, подобные пышным порталам,
Где всюду великое чудится в малом.
Есть лица – подобия жалких лачуг,
Где варится печень и мокнет сычуг.
Иные холодные мертвые лица
Закрыты решетками, словно темницы.
Другие – как башни, в которых давно
Никто не живет и не смотрит в окно.
Но малую хижину знал я когда-то,
Была неказиста она, небогата.
Зато из окошка ее на меня
Струилось дыханье весеннего дня.
Поистине мир и велик и чудесен!
Есть лица – подобья ликующих песен.
Из этих, как солнце, сияющих нот
Составлена песня небесных высот.
Работа с текстом стихотворения ( текст у каждого на парте )
Какие лица описал художник слова? Что он имел в виду, сравнивая лица с домами?
Задание: найти и подчеркнуть слова, которые раскрывают эмоциональное состояние человека
IV. Введение в тему
Вступительное слово учителя: “Портрет, как жанр, сформировался в искусстве один из первых. Человек спешил увековечить себя в истории, оставить свой образ для потомков. Не только образ, но и внутренний мир, раскрыть свое духовное я. Язык изобразительного искусства организуется чувством художника, ритмом его эмоций, и он строит свой образ, стремится воплотить свои представления и находит нужные средства выразительности”.
V. Беседа по картинам
Перед вами картины М. Врубеля. Кто узнал и может назвать полотна великого художника, которые стали классикой в изображении добра и зла (“Демон” и “Царевна Лебедь”).
Какие средства выразительности использовал автор картин для передачи внутреннего мира героев? (композиционное и цветовое решение, ритмичность мазка художника и поза героя и т. д.)
Я обратилась к этим картинам, чтобы показать вам как человеческая природа побеждает и колдовские чары, и демонические силы. Вера в человека, в господство разума, дали художнику возможность передать неповторимость и яркость образов. Рисуя портреты этих героев, рисуя красоту внешнего облика, он оставляет их лица спокойными.
Для выполнения этих картин художник рисует много эскизов, зарисовок и набросков –он в поиске, но карандашные работы не передают нам целостности картины, это лишь подготовительный материал для творчества мастера.
VI. Объяснение нового материала
Учитель. Достаточно долго карандашный рисунок являлся вспомогательным для творчества художника и лишь относительно недавно это стал самостоятельный вид искусства – графика.
Графический портрет стал отдельным видом искусства.
VII. Работа с текстом учебника
Найдите в тексте ответы на вопросы.
- Почему портретный графический рисунок стал популярным? (Дает возможность более быстрыми в исполнении средствами передать индивидуальность человека)
- Какие особенности графики позволяют художнику выявить самое главное в индивидуальности человека? (Условность и лаконичность графического языка)
Рассмотрите репродукции на страницах учебника. Какими материалами работают в графике? (сангина, пастель, карандаш и уголь, а так же восковые мелки и тушь) Прочитайте из учебника, что является основными средствами выражения в графике? (линия и пятно, в том числе штриховое.)
Сегодня на улицах города можно встретить художников, которые пишут графические портреты с натуры (слайд №6)
Какое состояние души передают данные портреты?
Что помогает художнику передать настроение?
Это эмоции, которые мы узнаем по мимике лица.
VIII. Физкультминутка
( Слайд 7 – пустой)
- Встали дети, вышли из дома (из-за парты).
- Закрыли дом – (руки завели за спину, сложили замок на лопатках, одна рука заводится снизу другая сверху – потом наоборот).
- Встретили друга, поздоровались с ним (одной рукой, затем другой).
- Друг угостил вас лимоном (без слов покажите друг другу, какой он кислый).
- Вы обиделись – (показали мимикой лица обиду).
- Друг дает вам цветок – вы удивились (показали мимикой лица удивление).
- Улыбнулись друг другу.
– Молодцы, садимся! Открывается слайд 8 .
Посмотрите на следующий слайд. Он показывает нам лица детей. Они, как и ваши минуту назад, выражают различные эмоции.
Теперь найдите эти эмоции на схематической таблице (слайд№9)
А знаете ли вы, что ….. Чтобы разозлиться, обидеться нашему лицу приходится задействовать 64 лицевые мышцы, а чтобы улыбнуться – всего 17 мышц. Так что улыбаться намного легче – делайте это чаще!
IX. Актуализация знаний
Сегодня на уроке я предлагаю вам выполнить графический портрет, который будет отражать настроение. Вы должны представить, каким он будет: лирическим, героическим, задумчивым и т.д.. Главное, делая зарисовки, добивайтесь большей выразительности. Помните, что в основе каждого портрета лежат пропорции лица (вывешивается таблица пропорций).
X. Практическая работа
Во время практической работы учитель делает целевые обходы.
- Контроль организации рабочего места.
- Контроль правильности выполнения приемов работы.
- Оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения.
- Контроль объема и качества выполняемой работы.
XI. Итог урока
Проводится выставка работ учащихся. Особое внимание обращается на то, что большая часть детей рисует улыбающиеся лица, что выражает их позитивное отношение к миру.
– Сегодня на уроке мы познакомились с графическим портретом. Эпиграфом к уроку были строки из стихотворения Н.Заболоцкого.
Любите живопись, поэты! ведь ей единственной дано
Души изменчивой приметы переносить на полотно.
Потому что слово “живопись” – живо писать в портретном искусстве показала возросший интерес к миру человеческих чувств и настроений и по праву может считаться “зеркалом” человеческой души. Одновременно, созданный графическими средствами портрет дает нам возможность передать характерные черты человека и его индивидуальность более быстрыми в исполнении средствами.
Источник
конспект урока по ИЗО «Портрет», презентация к уроку
презентация к уроку (6 класс) на тему
Конспект может быть использован при проведении урока ИЗО и во внеклассной работе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
portret.doc | 53.5 КБ |
zhanr_portreta.ppt | 1.91 МБ |
Предварительный просмотр:
Предмет: «Изобразительное искусство»
Тема учебного занятия: « Графический портретный рисунок»
Продолжительность учебного занятия: 40 минут
Тип учебного занятия : комбинированный урок
Цель : Приобщение школьников к художественной культуре.
1. Дать общие представления об особенностях портретного жанра в
изобразительном искусстве, познакомить со средствами художественной
выразительности, композиции в графическом портрете, учить отражать в
портрете индивидуальные особенности, характер портретируемого.
2. Развивать навыки изображения головы человека, наблюдательность,
глазомер, аналитическое мышление, воображение, художественный вкус.
3. Воспитывать интерес к изучению личности каждого человека, уважение к
людям, формировать умение находить красоту, гармонию, прекрасное во
внешнем и внутреннем обликах человека.
учебный класс с персональным компьютером, информационный материал к уроку, образцы рисунков головы человека в разных ракурсах, репродукции картин художников.
Дидактический материал к учебному занятию : слайд-фильм « Жанр портрета».
1 . Организационный момент- 2 минуты (настрой, инструктаж)
2. Беседа по основному материалу урока:
а) вводная информация -1 минута.
б) демонстрация материала (30 слайдов)- 20 минут
3 .Актуализация знаний-
а) монолог учителя -2 минуты (инструктаж по практической части урока)
4 . Физкультминутка – 1 минута
5. Практическая работа- 15 минут
6 . Итог урока — 2 минуты ( выставка работ учащихся, заключительная речь
7. Домашнее задание- 1 минута.
Используемые цифровые образовательные ресурсы : при наличии одного ПК работа в режиме медиа — проекции на большой экран.
Ход учебного занятия:
-настроить на восприятие визуальной информации ;
-создать психологические условия для восприятия учащимися монолога учителя;
— настроить учащихся на работу в режиме общения и самостоятельной практической работы.
— знать правила поведения на уроке, уметь готовиться к уроку.
Деятельность учителя : Приветствует учащихся. Проверка готовности к уроку.
Деятельность ученика : Готовятся к уроку. Приветствуют учителя.
2. Беседа по основному материалу урока.
Цель этапа: Сформировать представление о портретном жанре, его разновидностях, ознакомить с историей развития жанра
Знания: Знание теоретических сведений о портрете, знаменитых художниках портретистах, произведений выдающихся мастеров портретного жанра.
Умения: Уметь выявлять основные этапы развития портретного жанра, различать портреты, выполненные в разных видах изобразительного искусства.
Методы : Словесный (рассказ), иллюстративный.
Формы : Коллективная, индивидуальная
Деятельность учителя: Сообщение темы урока. Через проектор с монитора ПК проводится показ подобранного материала по теме урока (живая речь учителя в контексте демонстрации слайдов)
Деятельность учащихся : Смотрят демонстрационный материал. На протяжении беседы учащиеся отвечают на поставленные вопросы.
Учитель: Мы будем говорить о портрете. Какие бывают портреты, какие бывают лица?
Послушайте, как об этом говорит поэт:
Есть лица подобные пышным порталам,
Где всюду великое чудится в малом
Есть лица — подобие жалких лачуг,
Где варится печень и мокнет сычуг.
Иные холодные, мертвые лица
Закрыты решетками, словно темница.
Другие — как башни, в которых давно
Никто не живет и не смотрит в окно
Но малую хижину знал я когда-то,
Была неказиста она, небогата.
Зато из окошка ее на меня
Струилось дыханье весеннего дня.
Поистине мир и велик и чудесен!
Есть лица – подобья ликующих песен.
Из этих, как солнце, сияющих нот
Составлена песня небесных высот.
Учитель . Сегодня на уроке перед вами будет стоять довольно сложная задача: вы должны научиться отображать в портрете индивидуальные особенности, передавать характер и настроение портретируемого, решать одновременно композиционные задачи при рисовании портрета.
Учитель. Если вы посещаете музеи или рассматриваете альбом с репродукциями картин, то обязательно встречаетесь с лицами далеких и незнакомых вам людей. Возможно, в своей реальной жизни вам не приходилось так глубоко, проникновенно вглядываться в окружающих, даже близких людей.
Как удивительно не похожи люди друг на друга! Вроде устроены все одинаково — глаза, нос, губы, и всматриваясь в лица, поражаешься человеческой индивидуальности!
Портрет- образ определенного реального человека. Также это жанр изобразительного искусства, посвященный изображению одного человека или группы людей (сл.№4)
Смысл портрета – в интересе именно к личности человека, наделенной индивидуальными качествами. И этот человек радуется и грустит, любит и ненавидит… Художник не относится к нему равнодушно, он понимает портретируемого по-своему. Стремясь раскрыть его образ, художник говорит и о себе.
Через портрет художник передает свое время. И впоследствии зритель воссоздает прошедшую эпоху по ее лицам ( фаюмский портрет слайд № 9 )
Портрет возник очень давно. Для людей древности сохранение своего облика представлялось средством попадания в мир вечной жизни ( слайд № 8 )
В Средние века стало особо важным утверждение, что через внешний облик можно передать духовную сущность (слайд №10 )
В русском искусстве художники впервые обратились к созданию портрета в 17 веке.
С тех пор портретное искусство стремительно развивалось от парсуны до овладения мастерством западных художников. Глядя на строгие и одухотворенные лица наших предков мы узнаем свое прошлое, учимся понимать его.( сл. .№ 13,14,15,16,17 )
Портреты принято делить на парадные и камерные. Парадные портреты носят приподнятый, торжественный характер. В камерном портрете лицо обычно приближено к зрителю, доверительно раскрывая внутренний мир героя (сл. №22)
Выдающиеся портретные произведения были созданы и в скульптуре (сл. № 20)
В разные времена были созданы портреты разных людей, и каждая эпоха внесла свои представления о современном человеке (сл. №11,17)
Художники создавали портреты живописными средствами и графическими ( сл. № 23,24,25)
Созданный графическими средствами портрет никогда не будет вытеснен портретом в цвете. Особенность рисунка в том, что он передает нам образ человека таким, каким тот предстает в непосредственном общении. Особенности графики позволяют художнику проявить особую чуткость в понимании человека . Условность и лаконичность графического языка дают возможность выявить самое главное, ярко характерное.
Замечательные графические портретные образы созданы художниками разных времен
Они показывают нам неисчерпаемость выразительных возможностей графики (сл. № 25)
Для выполнения графического портрета художники используют различный графический материал: графитные карандаши разной твердости, сангину, уголь, пастель, цветные восковые мелки и другие материалы. Уголь, сангина, пастель позволяют показать мягкие переходы светотени на лице. Графитный карандаш удобен при построении гипсовых слепков головы. Средства художественной выразительности в графике вам хорошо известны, это линия, штрих, пятно. Используя эти средства можно добиться сходства с оригиналом.
Вопросы к учащимся: 1Какие жанры живописи вам известны? Что они изображают, выражают? Чем интересен портрет?
2. Какие виды изобразительного искусства вам известны?
3.Как называется портрет, когда художник изображает самого себя?
4.Как называют человека, позирующего для портрета?
5.При помощи, каких выразительных средств можно создать графический портрет?
Цель этапа: учить отражать в портрете индивидуальные особенности, характер и настроение человека.
Знания : Пропорций головы человека,
Умения : Уметь компоновать на листе бумаги рисунок головы человека, использовать графические средства художественной выразительности.
Методы : фронтальный, словесно- иллюстративный.
Деятельность учителя : Объяснение последовательности изображения рисунка (портрета)
Сегодня мы выполним рисунок портрет с натуры. а) Первоначально следует подумать о размещении рисунка на листе. Рисунок располагают почти по середине листа, немного выше центра. Рисунок головы в профиль или в три четверти надо разместить на бумаге не в самом центре. Если голова повернута вправо, то ее следует сдвинуть влево от центра картины, и наоборот. Освещенная часть должна отстоять от края бумаги дальше, чем теневая. Этим будет сохранено оптическое равновесие. б) Голову начинают рисовать с общего, а не с частного. Вначале надо наметить обобщенную форму без деталей лица, взяв ее в правильных пропорциях. Головы бывают продолговатыми, приплюснутыми или почти круглыми. Голова может напоминать форму яйца, шара, груши и т.д. Наметив пропорции общей формы головы, серединную линию и линию глазных впадин, надо отметить место положения более мелких форм: основание носа, линию рта, скуловые кости. Приступая к детальной прорисовке головы, надо смотреть на каждую деталь лица как на совокупность поверхностей простой формы. Портретное сходство зависит, прежде всего, от правильно выраженных общих пропорций. Но внешнего сходства мало. У человека в течение дня меняется множество настроений и в связи с этим выражение лица. Важно в мимике, выражении глаз, в жестах увидеть проявление тех или иных черт характера, привычек, переживаний, настроения и чувств т.е. внутренний мир (сл.№26,27,28,29 )
Огромное значение для характерного изображения человека имеют глаза и губы. В их выражении ключ к разгадке внутреннего содержания человека. Передать портретам индивидуальные черты и сделать их похожими на ваших друзей. Что характерно для них?
Короткий ежик волос, коса, челка, улыбка, прищур глаз, и т.п. (сл. №30)
Помните об основных рекомендациях при работе над портретом.
Деятельность учащихся: Слушают учителя, отвечают на вопросы
Как правильно расположить рисунок на листе бумаги, какой формат подобрать?
В каких линиях выполнять предварительный рисунок, каким карандашом?
Какой ракурс лучше выбрать, чтобы передать объем на портрете?
Перечислите основные пропорции лица человека?
6. Практическая работа.
Цель этапа: Выявить степень усвоения знаний об этапах выполнения рисунка.
Умения: находить гармонию и красоту во внешнем и внутреннем облике человека, передавать графическими средствами образ своих друзей.
Форма: индивидуальная, консультация товарища или учителя.
Деятельность учителя: организует выполнение практического задания.
Деятельность учащихся : выполняют практическую работу в графической технике
Задание: Выполнить портретный рисунок с натуры в графической технике.
Материал : мелки, карандаши, пастель, уголь.
Не забывайте, что надо не просто срисовывать натуру, а думать о средствах выражения, о том , как передать характер человека, его особенные черты.
Вряд ли стоит резкими штрихами и контрастными тенями изображать человека мягкого и вдумчивого. Лучше использовать эти средства выражения для создания образа твердого и решительного человека.
Цель : Обобщение знаний по теме «Графический портретный рисунок», обсуждение детских рисунков.
Заключительное слово. В лучших ваших работах размещение изображения портрета друга выбрано композиционно верно, соблюдены правильные пропорции лица, светотенью подчеркнуты черты лица.
Каждый из вас пытливо и любовно вглядываясь в натуру, определив свое видение и пони мание, выразил и свои личные отношения к ней, показал, как полно и глубоко сопереживает ее чувствам… Конечно не все работы совершенны и заслуживают похвалы, но ведь это и понятно: вы же только учитесь постигать язык, приемы и средства изобразительного искусства. Еще все получится, нужно только охотно желать этого.
-Вы довольны своими работами? Над чем еще нужно поработать в изображении портрета своего друга?
8. Домашняя работа
Деятельность учителя: Объяснение домашнего задания, запись на доске
Нарисовать графический автопортрет, используя фотографии, смотрясь в зеркало.
Хорошо изучить строение головы и частей лица (по натуре и по работам художников),
Найти дома сатирические портреты, карикатуры, дружеские шаржи и принести в класс.
Источник