Повышение оригинальности
Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.
Результат поиска
Наименование:
Информация:
Описание (план):
Введение. . . . 3
Глава 1. Теоретические основы обучения детей старшего дошкольного возраста предметному рисованию. . …. 6
- Характеристика понятия «предметное рисование». .6
Задачи и содержание обучения предметному рисованию детей старшего дошкольного возраста . . . 13
Методика и организация обучения рисованию детей старшего дошкольного возраста. . . . 21
Вывод по первой главе. . . 27
Глава 2. Экспериментальное исследование обучения предметному рисованию детей старшего дошкольного возраста. . 29
2.1. Выявление уровня сформированности у детей старшего дошкольного возраста умения создавать изображения (констатирующий эксперимент). . . . 29
2.2 Формирование у детей старшего дошкольного возраста умения создавать изображения (формирующий эксперимент)…. . 36
2.3 Выявление эффективности формирования у детей старшего дошкольного возраста умения создавать изображения. . 50
Заключение. . . . 53
Список использованной литературы. . . 56
Приложение. . . . 60
Изобразительная деятельность, включающая рисование, лепку и аппликацию, является едва ли не самым интересным видом деятельности детей дошкольного возраста. Она позволяет ребенку отразить в изобразительных образах свои впечатления об окружающем, выразить свое отношение к ним. Вместе с тем изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего эстетического, нравственного, трудового, умственного развития детей.
О том, что рисование, лепка и занятия с другими материалами очень важны для развития у детей их чувств, мышления и других полезных качеств личности, навыков и умений, писали многие педагоги прошлого (Я.А. Коменский, Ф. Фребель и др.).
Изобразительная деятельность не утратила широкого воспитательного значения и в настоящее время. Об этом пишут: В.А. Езикеева, Т.С Комарова, Н.Б. Халезова, Н.А. Курочкина, Г.В. Пантюхина и др.
Проблемой развития детского изобразительного творчества занимались А.В. Бакушинский, Д.Б. Богоявленская, А.А. Венгер, Н.А. Ветлугина, Т.Г. Казакова, Т.С. Комарова, А.В. Рождественская. В работах А.В. Запорожца, В.В. Давыдова, Н.Н. Поддьякова установлено, что дошкольники способны в процессе рисовании, выделять существенные свойства предметов и явлений, устанавливать связь между отдельными явлениями и отражать их в образной форме.
Изучением изобразительной деятельности дошкольников занимались педагоги Е.А. Флерина, Я.А. Башилов, Н.И. Ткаченко, К.М. Лепилов, Е.В. Разыграев и другие, психологи К. Н. Корнилов, И. Л. Ермаков, А. М. Шуберт, искусствоведы Ф.И. Шмит, А.В. Бакушинский и другие.
Изобразительная деятельность важнейшее средство эстетического воспитания.
Н.П. Сакулина отмечает: «Рисование, которым ребенок так рано овладевает, оказывает влияние на формирование различных сторон личности. Поскольку сущность рисования заключается в изображении предметов и явлений реального мира, велико его значение для умственного развития» [].
В рисования таятся богатые возможности для эстетического воспитания. Ребенок познает такие качества предметов и явлений, как стройность формы, гармоничность красок, целесообразность строения и т.д. Эти свойства – элементы прекрасного. Они придают изображению выразительность, а процессу изображения – эмоциональную насыщенность.
Для рисования специфична образная форма отражения, что позволяет развивать у ребенка художественно- творческие способности, которые можно применять в различных областях жизни. Очевидно, что в обучении детей рисованию на первое место встает задача развития у детей творческой самостоятельности активности.
Богатейшая событиями жизнь широким потоком врывается сознание детей. В меру своих сил и понимания дети живо откликаются на нее, стремятся выразить свои чувства и мысли в рисунке.
В детском саду рисование занимает ведущее место в обучении детей изобразительному искусству и включает три вида: рисование отдельных предметов, сюжетное и декоративное. Каждому из них свойственны специфические задачи, которые определяют программный материал и содержание работы. Основная задача обучения рисованию — помочь детям познать окружающую действительность, развить у них наблюдательность, воспитать чувство прекрасного и обучить приемам изображения, одновременно осуществляется основная задача изобразительной деятельности – формирование творческих способностей детей в создании выразительных образов различных предметов доступными для данного возраста изобразительными средствами.
Цель исследования: выявить эффективные формы и методы обучения дошкольников предметному рисованию.
Объект исследования: предметное рисование.
Предмет исследования: процесс обучения предметному рисованию детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
- Теоретически обосновать проблему обучения предметному рисованию детей старшего дошкольного возраста.
Выявить уровень сформированности умений и навыков предметного рисования у детей дошкольного возраста.
Разработать и апробировать серию занятий по предметному рисованию для детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза заключается в том, что обучение предметному рисованию будет эффективным, если использовать серию занятий с использованием следующих методов: исследование предметов, наглядность и демонстрации, показ, объяснение, наблюдения и методы нетрадиционного рисования, а также приёмы зрительного восприятия, движения рук и словесного пояснения.
Методы исследования:
- Анализ психологической, педагогической, методической литературы.
Психолого-педагогический эксперимент.
Анализ продуктов детской деятельности.
Экспериментальная база:МДОУ «Детский сад № 73 и ЦРР» Опытно-экспериментальная работа проводилась с детьми 6-7-го года жизни в количестве 20 человек.
Глава 1. Теоретические основы обучения детей старшего дошкольного возраста предметному рисованию
1.1. Характеристика понятия «предметное рисование»
Каждый из видов изобразительной деятельности имеет свои возможности и средства для изображения предметов и явлений, в совокупности давая возможность отображать действительность многообразно и разносторонне.
Рисование – более сложное средство изображения, чем лепка и аппликация [15].
Графическая деятельность, нанесение штрихов на бумагу привлекает внимание ребенка еще в преддошкольном возрасте. Дети около полутора лет уже охотно занимаются этим, однако такие занятия вначале имеют характер забавы, игры с карандашом. В младшем дошкольном возрасте рисование приобретает характер изображения. Дети рисуют в детском саду карандашами и красками. Рисуя красками, ребенок имеет возможность более целостно, пусть на первых порах нерасчлененно, передавать форму предмета, его цвет. Линейный рисунок карандашом позволяет более четко передать части и детали предмета. В этом процессе большое значение имеет зрительный контроль за движением рисующей руки, за линией, образующей контур предмета. Рисование цветным материалом (карандашами или красками) позволяет передавать окраску предметов. Дети, рисуя узоры, украшают квадраты, круги, полосы, а также игрушки, вылепленные ими из глины, сделанные из бумаги.
Помимо классических видов рисования кистью, можете рисовать кусочками поролона, использовать трафареты. А в старшем дошкольном возрасте дети могут освоить еще более трудные методы и техники [31]:
рисование песком;
рисование мыльными пузырями;
рисование мятой бумагой;
кляксография с трубочкой;
печать по трафарету;
монотипия предметная;
кляксография обычная;
пластилинография.
Каждая из этих техник – это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.
Выражение в рисунке связного содержания требует овладения передачей пространства, в котором располагаются предметы, их сравнительной величины, положения относительно друг другу.
Формирование реальных представлений о предметах и явлениях окружающей действительности у детей является одним из направлений в процессе различных видов детской деятельности. На занятиях, в играх, труде дети учатся зрительно обследовать предметы, овладевают компенсаторными навыками познания мира за счет активизации сохранных анализаторов, речи и мышления [24].
Сегодня есть выбор вариантов художественного дошкольного образования, и определяется он наличием вариативных, дополнительных, альтернативных, авторских программно- методических материалов, которые недостаточно научно обоснованны и требуют теоретической и экспериментальной проверки в конкретных условиях дошкольных образовательных учреждений.
Доступность использования нетрадиционных техник определяется возрастными особенностями дошкольников. Так, например, начинать работу в этом направлении следует с таких техник, как рисование пальчиками, ладошкой, обрывание бумаги и т.п., но в старшем дошкольном возрасте эти же техники дополнят художественный образ, создаваемый с помощью более сложных: кляксографии, монотипии и т.п.
Поставленные задачи по предметному рисованию позволяют учить детей понимать форму, цвет, величину и пространственные положения предметов и явлений окружающего мира. Дети овладевают формообразующими движениями, тренируются в раскрашивании, штриховке изображений, построении композиции сюжетного рисунка с помощью фланелеграфа и вырезанных по контуру изображений.
Применение вспомогательных средств: рисование по трафаретам, обводка изображений по контуру и силуэту, работы на фланелеграфе, раскрашивание в трафарете, способствует преодолению трудностей овладения приемами и способами изображения зрительных образов предметов [25].
Рисованию всегда предшествует предметно-практическая деятельность (наблюдения, экскурсии, сюжетно-ролевые и дидактические игры), в процессе которой осуществляются обогащение чувственного опыта, уточнение образов предметов окружающего мира. Используя дидактические игры и задания, педагог учит детей различать и сравнивать объекты с их изображениями, анализировать особенности строения предметов и строить изображения. Таким целям служат задания типа «Подбери к дереву лист», «Найди такой же предмет, какой изображен на картинке», «Составь целый предмет, целое изображение». Дидактические игры и упражнения на сличение реального предмета с его изображением способствуют формированию способов анализа, сопоставления, определения строения предмета реального и его изображения. К ним можно отнести задания на соотнесение контурных, силуэтных, цветных изображений с реальными предметами «Найди сходство и различие», «Подбери к предмету его силуэтные, контурные и цветные изображения», «Найди другую половину изображения, предмета» [30].
Одним из эффективных средств понимания и отображения в плоскости пространства является применение работы на индивидуальных фланелеграфах по созданию композиций из вырезанных изображений. Дети по образцу, словесному указанию, наблюдению за натурой создают на фланелеграфе соответствующие сюжеты. Например, даются натуральные предметы: домик, дерево, машинка и др. Дети анализируют, как расположены эти предметы на столе и создают соответствующую композицию из вырезанных изображений на фланелеграфе. Анализ взаиморасположения реальных предметов и анализ создаваемого изображения происходят как бы одновременно. При выполнении сюжета путем выкладывания на фланелеграфе плоскостных изображений входящих в него предметов дети уточняют и исправляют неточности в их взаиморасположении [20].
Грамотное, реалистическое изображение предмета в рисунке предполагает передачу характерной формы и деталей, пропорционального соотношения частей, перспективных изменений, объема, движения, цвета. Рассмотрим, в какой мере решение этих задач доступно дошкольнику.
Исследования отечественных психологов (А.В. Запорожец, В.В. Давыдова, Н.Н. Поддьякова и др.) показали, что в восприятии предмета основным определяющим признаком является форма, которая помогает ребенку выделять один предмет среди других. Ошибки при изображении формы объясняются не столько неправильностью представлений и отсутствием навыков, сколько неумением правильно аналитически воспринимать предмет. Поскольку изобразительные умения у ребенка еще очень несовершенны, перед ним стоят и изобразительные трудности. В рисунке форма ограничена линейным контуром.
Но в то же время правильное проведение линий и изображение контура на первых этапах работы над рисунком не может служить первоочередной задачей.
Нельзя обводить линией контур, если не найдена еще общая форма, так как он всегда непостоянен, изменчив и обведение его — результат, конечная стадия рисунка.
Обучение детей старшей группы направлено на совершенствование изобразительных умений и развитие способности создавать выразительные образы, используя различные средства изображения.
В подготовительной группе завершается обучение дошкольников изобразительным умениям и навыкам. Дети должны прийти в школу, владея первоначальными навыками в рисовании предметов с натуры и по памяти, способностью видеть в окружающей жизни разнообразие форм, красок, положение предметов в пространстве.
Усложнение учебных заданий обосновано дальнейшим развитием детей. Значительно расширяется их опыт; они приобретают много новых знаний благодаря наблюдению окружающей жизни, чтению художественной литературы, рассказам взрослых и т. д. Для них становится возможным рисование на темы, не связанные с непосредственными восприятиями (сказочные герои), изображение объектов, которых они не видели (например, животных жарких стран и т. д.) [19].
В этом возрасте дети учатся находить и передавать в рисунке сходство и различие однородных предметов. Так, в первом квартале они рисуют с натуры фрукты, овощи, цветы, передавая их характерные особенности (например, 2 яблока разных сортов, отличающиеся формой и цветом, свеклу и репку, имеющие общую для овощей округлую форму).
Для передачи характерной окраски предметов в старшей группе увеличивается набор цветов, с которыми дети работают. В этой группе дошкольники знакомятся с основными цветами спектра и учатся использовать их красивые сочетания в рисунке.
Кроме цветных карандашей, дети старшей группы пользуются простым карандашом для предварительной прорисовки основных частей предмета.
Старшему дошкольнику доступны понимание и передача в рисунке изменений положения некоторых частей тела человека: поднятые руки, согнутые в коленях ноги (темы «Дети занимаются физкультурой», «Петрушка пляшет» и др.). Выразительность образа в этих темах достигается за счет изображения некоторых характерных деталей (одежда Петрушки, Красной Шапочки, Деда Мороза) или черт лица (длинного носа у Буратино, бороды у Деда Мороза и т. д.).
Умение создавать выразительный образ связано с развитием способности замечать характерные черты предметов (например, при рисовании с натуры веток с почками, листьями, подснежников, а в летний период грибов разных видов, ягод, цветов, бабочек). Если в средней группе для рисования с натуры подбирались предметы с симметричным расположением частей, то в старшей группе используется более сложная натура, иногда не имеющая симметрии.
У детей шести лет довольно хорошо развито аналитическое мышление. Они могут выделять как общие признаки, присущие предметам одного вида, так и индивидуальные особенности, отличающие один предмет от другого[1].
Эта задача осуществляется начиная с первого квартала, например, в изображении разнообразных деревьев. Каждое дерево имеет вертикально направленный ствол, толстые и тонкие ветви, на них листья, образующие крону. Эти признаки передаются и детьми старшей группы. В подготовительной группе их учат видеть и рисовать деревья разных пород, где все эти общие признаки несколько своеобразны: у елки ствол постепенно суживается кверху и заканчивается тонкой острой верхушкой, а у лиственных тоже суживается, но вверху разветвляется и заканчивается множеством мелких ветвей; у березки толстые ветки идут вверх, а тонкие длинные свисают вниз, а у липы тонкие веточки расположены параллельно земле.
Есть деревья согнутые, с раздвоенными стволами, молодые и старые. Умение увидеть это разнообразие и передать в рисунке развивает у детей способность создавать выразительные образы природы [8].
Такое же многообразие в передаче особенностей предмета закрепляется в темах по изображению овощей, фруктов и т. д. Для этого дети в первом квартале знакомятся с получением оттенков цвета и составлением новых цветов.
Умение передавать характерные особенности строения и формы предметов дошкольники осваивают при рисовании с натуры разнообразных предметов, вначале простых по форме и строению: веток елки и сосны, рыбок, птиц, кукол.
На основе имеющихся представлений о реальных предметах дети рисуют сказочных героев: Жар-птицу, Конька-Горбунка, Морозко, Бабу Ягу и др. Рисование сказочных героев способствует развитию творческого воображения.
Выразительность рисунка во многом зависит от выбранного вертикального или горизонтального положения листа бумаги. Чтобы успешно справиться с этим выбором, ребенок должен очень внимательно проанализировать предмет в различных поворотах, отметить особенности его строения.
В подготовительной группе дети начинают рисовать с предварительного наброска, в котором намечаются сначала основные части, а затем уточняются детали. Использование наброска заставляет ребенка внимательно анализировать натуру, выделять главное в ней, согласовывать детали, планировать свою работу[30].
Таким образом, рисование — это один из видов детской деятельности, при котором у ребенка формируются не только изобразительные навыки, но в первую очередь формируются реальные представления о предметах окружающей действительности. Ребенку, прежде чем начать изображать, необходимо достаточно точно представлять предмет, который он хочет изобразить. На всех этапах обучения детей рисованию придается большое значение формированию предметных представлений, развитию способов обследования предметов посредством различных видов восприятий: зрительного, осязательного, тактильно-двигательного и других. Весьма важно обеспечить детям условия для овладения сенсорными эталонами формы, цвета, величины и пространственного положения предметов. Необходимо воспитывать у детей умение видеть вокруг себя предметы и явления, которые послужат содержанием изобразительного творчества, вызывать эстетическое отношение к общественным событиям и природе, развивать эмоциональную отзывчивость детей и вооружать их средствами изображения различных событий и явлений.
1.2. Задачи и содержание обучения предметному рисованию детей старшего дошкольного возраста
Задачи по обучению детей предметному рисованию реализуются в программах, которые определяют объем навыков и умений, требования к рисунку детей в разных возрастных группах, а главное уровень умений и навыков рисования по окончанию датского сада.
Происходящие в последние годы социально — экономические изменения повлияли на развитие и совершенствование системы образования. В дошкольном образовании четко прослеживается тенденция внедрения вариативных программ в практическую деятельность дошкольных учреждений. И хотя большинство наиболее известных и распространенных программ являются комплексными, тем не менее, можно отметить, что задачи и условия художественно-эстетического и творческого развития в них представлены не равноценно [29].
Рассмотрим, в какой мере в современных программах для дошкольных образовательных учреждений отражены основные требования и критерии к предметному рисованию у детей старшего дошкольного возраста. С этой целью было проанализировано содержание наиболее распространенных программ, и особенно задачи предметного рисования детей в старшей и подготовительной к школе группах, основные требования рисункам детей к окончанию обучения в детском саду.
«Программа воспитания и обучения в детском саду (под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой) [27].
Художественно- эстетическое воспитание в «Программе» реализуется в процессе ознакомления с природой, разными видами искусства и художественно- эстетической деятельности. Оно направлено на развитие у ребенка любви к прекрасному, обогащению его духовного мира, развитие эстетического восприятия, воображении, эстетических чувств, эстетического отношения к окружающей действительности, приобщение к искусству как неотъемлемой части духовной и материальной культуры, фактора художественно- эстетического формирования и развития личности ребенка.
Реализация эстетического воспитания и художественного образования детей в « программе» предусматривает:
— развитие интереса к различным видам искусства (литература, изобразительное, декоративно-прикладное искусство, музыка, архитектура и др.), формирование первых представлений о прекрасном в жизни и искусстве, способности к восприятию его;
— формирование художественно-образных представлений и мышления, эмоционально-чувственного отношения к предметам и явлениям действительности, воспитание эстетического вкуса, эмоциональной отзывчивости на прекрасное;
— развитие творческих способностей в рисовании, лепке, аппликации;
-обучение основам создания художественных образов, формирование практических навыков в различных видах художественной деятельности;
— развитие сенсорных способностей восприятия, чувства цвета, ритма, композиции, умения элементарно выражать в художественных образах предметы и явления действительности, решение творческих задач;
— приобщение детей к лучшим образцам отечественного и мирового искусства.
Задачи по воспитанию детей на занятиях по изобразительной деятельности представлены в «программе» для детей от пяти до шести лет и от шести до семи лет.
Учебными задачами являются следующие :
— научить правильной передаче формы предмета, его признаков, относительной величины и положения частей;
— научить передаче в рисунке несложных движений;
— развивать и совершенствовать чувство цвета;
— развивать технические навыки работы с карандашом (способы штриховки) и красками (приемы действия кистью); научить приемам рисования цветными мелками, углем, сангиной, акварельными красками.
Задачами обучения в подготовительной группе являются следующие:
— научить изображению строения, величины, пропорций, характерных признаков предметов с натуры и по представлению;
— научить передавать богатство форм и красок, создавать выразительные образы;
— развивать композиционные умения (расположение предмета на листе в зависимости от характера формы и величины предмета);
— развивать чувство цвета (умение передавать различные оттенки одного и того же цвета);
— развивать технические навыки (умение смешивать краски для получения различных цветов и их оттенков;
— накладывать штрихи карандашом или мазки кистью по форме предмета).
Задачи по рисованию даны для каждого вида отдельно: предметное, сюжетное и декоративное рисование.
В старшей группе по «Программе воспитания и обучения дошкольников» по предметному рисованию решаются следующие задачи:
— углубить знания детей об условиях жизни, способах передвижения животных, птиц и о зависимости от этого их внешнего вида, о зависимости вида неодушевленных объектов (вещей, машин) от их назначения, о многообразии способов изображения реальных и сказочных образов;
— развивать наблюдательность и образное восприятие мира;
— развивать воображение – учить создавать воображаемые ситуации для воображаемых образов;
— формировать эстетические чувства на основе восприятия прекрасного и воспитывать способность к сопереживанию изображаемым образам;
— формировать желание переносить в изобразительный материал увиденные предметы и образы; воплощать средствами линии, цвета представления о них;
— познакомить детей с положением предметов в пространстве и способами изображения пространственных отношений; учить определять пропорции предмета, Т.е. целесообразность и гармонию расположения его частей;
— учить использовать цвет для передачи реалистической окраски предметов, своего отношения к изображаемому;
— формировать изобразительную технику, умения — и навыки;
— знакомить со свойствами изобразительных материалов и инструментов: краски гуашь и акварель; карандаши простые, цветные, угольные; кисти; бумага белая, цветная, тонированная.
Задачи эти решаются в процессе рисования с натуры и по представлению. (Последнее в предметном рисовании заменяет занятия по замыслу.) В рисовании с натуры дети обследуют предмет, а затем рисуют, глядя на него, т.е. можно не показывать им способы изображения. Но если показывать, то в процессе рисования и обязательно 2-3 варианта.
Содержание работы [16]:
I квартал. Фрукты, овощи, цветы, игровые и сказочные образы, куклы, не имеющие сложного силуэта (матрешки, клоуны, Буратино, дровосек), силуэты деревьев, кустов — реальных и сказочных.
II квартал. Куклы, изображающие сказочные образы, — дед-мороз, снегурочка; их сказочный дом, их любимые животные — олень, заяц, собака, медведь и др.; средства передвижения сказочных героев — сани, машина, самолет и другие игрушки; дерево в снегу, без листьев.
III квартал. Куклы-дети (мальчик и девочка); их любимые игрушки, например кошка, мишка; транспортные средства — автомобили, троллейбусы, лодки и др., ^а которых они любят кататься; дом, в котором они живут (низкий длинный или высокий узкий); деревья и кусты, растущие около дома.
IV квартал. Изображение объектов природы: деревьев разных пород, цветов, ягод; животных: кур, уток, черепах, кроликов, хомячков, рыб и др[25].
Предметы дети рисуют отдельно, вне связного содержания. Но по мере накопления представлений о предметах и способах их рисования создаются сюжетные рисунки.
Работа по программе «Радуга» ведется по заказу Министерства образования России с 1989 г. Авторы программы (Т.Н. Доронова, В.В. Гербова, Т.И. Гризик и др.) назвали ее «Радуга», сравнивая с семью цветами радуги [7]. Семь основ — семь видов деятельности в работе с детьми: физическая культура; игра; изобразительная деятельность и ручной труд (на основе знакомства с народным декоративно-прикладным искусством); конструирование; занятие музыкой и танцами; занятия по развитию речи и ознакомление с окружающим миром; математика.
Вариативная программа «Радуга» учитывает современные требования к художественно-творческому развитию детей. Так как содержание программы соответствует, как в настоящей радуге семи различным видам детской деятельности, то желтый цвет — изобразительная деятельность и ручной труд: — обучение изобразительной деятельности и художественному труду происходит через знакомство детей с образцами народного и декоративно-прикладного искусства (произведения Хохломы, Гжели, дымковская игрушка и др.). Детей учат рисовать карандашами и красками, лепке на основе знакомства с народной пластикой.
В программе «Радуга» раздел «Изобразительная деятельность» представлен двумя самостоятельными подразделами.
Первый подраздел называется «Красота в жизни и изобразительном искусстве» и целиком посвящен задачам развития эстетического воспитания детей и формирования у них интереса к природе, красивым предметам быта, народного, декоративно-прикладного и изобразительного искусства.
Второй подраздел называется «Обучение детей рисованию и лепке». В нем говорится о развитии творчества у детей и формировании изобразительных умений и навыков.
В программе подчеркивается значение бережного отношения к результатам деятельности детей, изобразительную деятельность называют продуктивной. Рисование, лепка – это те формы проявления детской активности, в которой дети впервые могут получить реальный и очевидный результат. Это та деятельность, в которой ребенок уже в три-четыре года сам ставит перед собой цель.
Базисная программа развития ребенка – дошкольника «Истоки» [26] (Т.И. Алиева, Т.В. Антонова, Е.П. Арнаутова и др.). Цель данной программы – разностороннее, полноценное развитие ребенка, формирование у него универсальных качеств, в том числе творческих способностей, до уровня, соответствующего возрастным возможностям и требованиям современного общества [11].
В разделе «Эстетическое развитие» рассматривается в единстве формирования эстетического отношения к миру и художественного развития ребенка средствами искусства. В основе – формирование способностей к музыкальной, литературной, изобразительной деятельности; детское творчество; интеграция различных видов деятельности. Эстетическое развитие в области рисования в старшем дошкольном возрасте представлено в блоке – изобразительное искусство – развивать способность к изобразительной деятельности, воображение и творчество, формировать личностную позицию, как при восприятии произведений изобразительного искусства, так и в процессе творчества.
Изобразительное искусство по данной программе предполагает планомерную и систематическую работу по художественно-эстетическому воспитанию. С детьми планируются занятия по рисованию, лепке, аппликации, оригами. На занятиях по изобразительной деятельности педагогами решаются задачи направленные на:
— развитие у детей любви к прекрасному;
— обогащению их духовного мира, развития воображения, эстетических чувств, эстетического отношения к окружающей действительности;
— развитие мелкой моторики, зрительно-двигательной координации, наблюдательности, внимания.
Задачи развития детей в изобразительной деятельности в программе «Истоки» включают:
— развитие у детей наблюдательности, умение видеть характерные эстетические признаки окружающих объектов;
— развитие способности к изобразительной деятельности (чувство цвета, формы, композиции); воображение и творчество;
— формирование умений, связанных с художественно-образным отражением предметов и явлений в различных видах изодеятельности;
— специальное обучение детей созданию многофигурных композиций включающих расположение предметов ближе, дальше;
— формирование у детей личностной позиции при восприятии, как произведений изобразительного искусства, так и в процессе творчества;
— обучение умению самостоятельно находить приемы изображения при интеграции видов изобразительной деятельности;
— организация коллективной деятельности детей при создании произведений сюжетного и декоративного характера.
Отличительной особенностью данной программы является вынесение в отдельные подразделы направления работы, связанного с детским дизайном и посещением детьми музеев изобразительного искусства.
Авторы программы считают, что опыт работы, который дети приобретают к старшему дошкольному возрасту, позволяет приобщить их к декоративному дизайну, который связан с художественно-декоративной деятельностью по благоустройству предметно-окружающей среды.
Конкретных задач по предметному рисованию в данной программа нет.
Анализ программ показывает, что в настоящее время в системе дошкольного образования характерным моментом в программно-методическом обеспечении раздела «Изобразительная деятельность» является его структурное и содержательное преобразование. При разработке раздела «Изобразительная деятельность» авторы всех трех программ руководствовались исследованиями, которые вошли в золотой фонд отечественной и мировой науки (Н.А. Ветлугина, В.А. Езикеева, Т.Г. Казакова, Р.Г. Казакова, Т.С. Комарова, В.Б. Косминская, Н.П. Сакулина, Е.А. Флерина, Н.Б. Халезова и др.) [29].
Таким образом, во всех проанализированных программах, предназначенных для обучения детей в дошкольных учреждениях, отдельно выделяется задача развития художественно-творческих способностей. Но только «Программа воспитания и обучения в детском саду (под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой) выделяет конкретные задачи по видам рисования, в частности, для предметного рисования.
1.3. Методика и организация обучения предметному рисованию детей старшего дошкольного возраста
Большой вклад в методику преподавания рисунка был сделан художниками и педагогами Академии художеств А.П. Лосенко и В.К. Шебуевым. А ценность метода А.П. Сапожникова заключается в том, что он основан на рисовании с натуры, причем это не просто копирование натуры, а анализ формы. Сапожников поставил своей целью приучить рисующих с натуры мыслить, анализировать, рассуждать. Положительные моменты методики преподавания А. П. Сапожникова не потеряли своей значимости и в наше время [2].
Е.А. Флериной были разработаны основные приемы обучения изобразительной деятельности: наблюдение предметов и явлений, рассматривание образца, показ приемов изображения и техники работы [32].
Обучение рисованию детей должно быть направлено в первую очередь на развитие их творческой самостоятельности и активности. А для этого необходимо воспитывать у детей умение видеть вокруг себя предметы и явления, которые послужат содержанием изобразительного творчества, вызывать эстетическое отношение к общественным событиям и природе, развивать эмоциональную отзывчивость детей и вооружать их средствами изображения различных событий и явлений.
Руководство детским творчеством требует от воспитателя понимания рисунка, знания характерных его особенностей и последовательности его развития. В рисунках детей нас привлекает живой отклик на окружающее, проявление фантазии и непосредственное отношение к тому, что дети рисуют.
Любой предмет воспроизводится детьми плоскостно. Это является одной из главных особенностей детского рисунка. Другой особенностью является то, что соразмерность частей при изображении различных предметов не играет большой роли для ребенка. То, что хочет подчеркнуть, определить как главное, он изображает часто непропорционально большим (например, голова человека). Непропорциональность наблюдается и между предметами (человек часто оказывается крупнее дома) [18].
Рисуя, ребенок иногда сознательно, а иногда бессознательно схематизирует изображение предмета, упрощает его, отбрасывая многие детали, подробности, заостряя внимание на самом главном. Так, рисуя человеческое лицо, дети часто изображают только глаза и рот. Все эти, на взгляд взрослого, «недостатки» не мешают детскому рисунку быть выразительным. А наоборот, они-то и делают детский рисунок особенно привлекательным.
Обучение детей умению анализировать предмет изображению при восприятии занимает в старшей группе предметов большее место, чем в средней, характер анализа свойств натуры меняется: теперь значительное внимание уделяется некоторым существенным деталям, форме и строению, типичному для предметов этого рода. Во многих случаях дается рассматривание не самого предмета, а его изображения в игрушке, в скульптуре (фигурки из фарфора и фаянса). Предмет рассматривается по-разному в зависимости от того, будет ли он изображаться в лепке или в рисунке. В рисунке дети передают предмет с одной стороны, соответственно этому его и надо ставить для рассматривания.
Такого рода восприятие организует воспитатель, продумывая, что за чем дети будут рассматривать и что запоминать для последующего изображения. Чем точнее определена форма предмета, его строение, названы его части, тем легче передавать эти свойства в рисунке. Если дети хорошо помнят то, что рассматривали, они сами находят способы изображения: воспитателю достаточно напоминания и вопросов об основной форме крупных частей предмета, об относительной величине частей, об окраске и пр. Тех, кто первым нашел способ изображения, педагог должен вызвать к мольберту для показа другим. Но если все дети без особенных затруднений находят эти способы, не надо показывать им одного, а предоставить возможность каждому действовать по-своему, но правильно отражая свойства, присущие данному предмету. Например, если, изображая рыжую лису, кто-либо из детей рисует ей круглую мордочку, воспитатель может вызвать одного из детей показать на мольберте, как он нарисует мордочку хитрой лисички. Он просит ребенка при этом объяснить, что мордочка у нее удлиненная, а не круглая [16].
Таким образом, допущенная ошибка замечается в начале занятия и исправляется. Если это делать при анализе работ в конце, то ничего исправить ребенок уже не может и только испытывает неприятное чувство от того, что ошибся. Во всех случаях, когда это возможно, воспитатель предлагает исправлять работу в процессе занятия, используя совет, вопрос, пример других детей, вызов к мольберту, свой личный показ, объяснение на образце или другом каком-либо изображении.
Когда дети рисуют что-либо по замыслу или по представлению на предложенную тему, следует предлагать им пользоваться по мере надобности наглядным материалом, обращаться к наблюдению. Например, ребенок передает в рисунке впечатления, которые у него остались после посещения зоопарка. Он изображает слона и рядом хочет нарисовать жирафа, однако никак не может вспомнить форму головы. В группе есть книга о животных, которую дети любят рассматривать в свободное время. Заметив, что ребенок затрудняется, воспитатель может предложить ему посмотреть картинку с изображением этого животного в книге.
Все чаще воспитатель привлекает детей к наблюдению предметов и явлений во время прогулки, говоря им, что из этого можно нарисовать. После наблюдений вне детского сада иногда возникает необходимость найти картинку или игрушку с изображением виденного предмета и вывесить или выставить ее на некоторое время, чтобы дети закрепили, уточнили впечатление, полученное ранее. На занятии воспитатель по мере надобности обращается к картинке, игрушке, задает детям вопросы о свойствах предмета, которые им нужно будет передать, устанавливает последовательность изображения [22].
Например, во время прогулки воспитатель обращает внимание детей на разные по форме, размеру и цвету машины, которые проезжают по улице города. Дети не могут сразу запомнить все характерные особенности этих машин. Поэтому в группе воспитатель подбирает несколько игрушек- машин различных марок для того, чтобы дети лучше рассмотрели их особенности (форму кузова, кабины, цвет и т.д.). Тогда в процессе изображения дети гораздо увереннее и самостоятельнее смогут передать форму этих машин. Затем при повторном рисовании они дополняют свои рисунки новыми деталями. Так натура помогает им лучше увидеть очертания формы, заметить, что есть общее в машинах, а чем они отличаются: грузовая — от легковой, легковая — от автобуса и т. д.
Воспитатель должен знать, что основная задача применения наглядного материала — научить детей правильно пользоваться им, дополняя свои знания о предметах и способах их изображения.
Т.С. Комарова предложила следующие приемы обучения [19]:
В старшей группе используют наглядно-действенные, наглядные и словесные приемы. Каждый из них может выступать на занятиях и как основной, и как дополнительный. Так, на занятии по рисованию с натуры могут в равной мере использоваться и обследование предмета, и пояснение последовательности действий, и показ способа изображения. Вместе с тем на занятии того же типа обследование предмета может быть основным приемом, а дополнительным — служить пояснение (без показа) приемов и способов рисования.
Наглядно-действенный прием — обследование предмета. Ребенок берет предмет в руки или ставит перед собой. Педагог с помощью вопросов руководит обследованием: какая фигурка или предмет (высокий или низкий, широкий или узкий) и почему? Какая самая высокая часть предмета? самая нижняя? Что толще — низ или верх? Для чего предмету характерные детали (ручка, носик у чайника и др.)? На какую форму похожа самая крупная часть? Как ее можно нарисовать? В заключение обследуется фактура предмета (пушистый, колючий) и определяется характеристика образа (смешной, добрый);
Наглядные приемы:
а) рассматривание предмета можно проводить как на занятии, так и вне его (если детям предстоит рисовать по представлению). При этом внимание ребенка обращают на многообразие форм при наличии общих, типичных качеств (колеса у наземного транспорта, крылья и винты у воздушного и др.);
б) рассматривание иллюстраций с вариантами изображения предмета организуется вне занятий как подготовка к рисованию по представлению. Внимание детей привлекают к многообразию способов изображения одного и того же предмета, отмечают сходство и различие между разными вариантами, уточняют характерные особенности предмета;
в) показ воспитателем способов изображения характерной формы, характерных деталей, а также различных способов действия (закрашивания красками, карандашами, углем) (затем он свой рисунок убирает);
г) рассматривание и оценка детских готовых работ организуются в конце занятия или во вне учебное время. В рисунках с натуры детям предлагают найти сходство изображения с предметом и рассказать, какими средствами оно достигнуто: подбором сочетания цветов; с помощью линий, штрихов, мазков, подчеркивающих форму и характерные детали; посредством динамичности в изображении частей предмета; композицией.
Оценивая рисунок по представлению, необходимо отметить, какой способ изображения выбрал ребенок, наличие характерных черт и качеств.
Особо следует подчеркнуть то новое, свое, что сумел привнести ребенок в изображение, и то, какие изобразительные средства он использовал (форма, пропорции, композиция, цвет и др.).
Рассматривание и оценку рисунков желательно проводить в воображаемой ситуации, в процессе обыгрывания детских работ.
Словесные приемы:
а) объяснением сопровождается каждый прием обучения. В него включают постановку цели, мотива, задач предстоящей деятельности. Объяснение должно быть кратким (2—3 мин);
б) после объяснения проводится беседа для уточнения представлений детей об объекте или явлении. Вопросы для беседы педагог разрабатывает заранее и записывает в плане — занятия. Они должны побуждать детей к размышлению;
в) советы адресуются не только к памяти ребенка («Вспомни. »), но и могут носить проблемный характер («Подумай. »);
г) указания (прямые) направлены на улучшение качества наблюдения и процесса изображения;
д) художественное слово уместно на любом занятии, так как оно способствует созданию соответствующего настроения, уточнению представлений об образе предмета.
Таким образом, в системе общественного воспитания детей дошкольного возраста большое место отводится рисованию, имеющему важное значение для всестороннего развития личности. В процессе рисования у ребенка совершенствуются наблюдательность, эстетическое восприятие, эстетические эмоции, художественный вкус, творческие способности, умение доступными средствами самостоятельно создавать красивое. Занятия рисованием развивают умение видеть прекрасное в окружающей жизни, в произведениях искусства.
В предметном рисовании ребёнка учат стремиться не только к относительно грамотному изображению предметов, но и к образной их характеристике, т.е. к выражению чувств и отношения к предмету.
Выводы по первой главе
Рисование — это один из видов детской деятельности, при котором у ребенка формируются не только изобразительные навыки, но в первую очередь формируются реальные представления о предметах окружающей действительности. Ребенку, прежде чем начать изображать, необходимо достаточно точно представлять предмет, который он хочет изобразить. На всех этапах обучения детей рисованию придается большое значение формированию предметных представлений, развитию способов обследования предметов посредством различных видов восприятий: зрительного, осязательного, тактильно-двигательного и других. Весьма важно обеспечить детям условия для овладения сенсорными эталонами формы, цвета, величины и пространственного положения предметов. Необходимо воспитывать у детей умение видеть вокруг себя предметы и явления, которые послужат содержанием изобразительного творчества, вызывать эстетическое отношение к общественным событиям и природе, развивать эмоциональную отзывчивость детей и вооружать их средствами изображения различных событий и явлений.
Во всех проанализированных программах, предназначенных для обучения детей в дошкольных учреждениях, отдельно выделяется задача развития художественно-творческих способностей.
В системе общественного воспитания детей дошкольного возраста большое место отводится рисованию, имеющему важное значение для всестороннего развития личности. В процессе рисования у ребенка совершенствуются наблюдательность, эстетическое восприятие, эстетические эмоции, художественный вкус, творческие способности, умение доступными средствами самостоятельно создавать красивое. Занятия рисованием развивают умение видеть прекрасное в окружающей жизни, в произведениях искусства.
В предметном рисовании ребёнка учат стремиться не только к относительно грамотному изображению предметов, но и к образной их характеристике, т.е. к выражению чувств и отношения к предмету.
Ведущими методами предметного рисования являются: наблюдение, исследование предметов, наглядность и демонстрация, показ, объяснение, а также приёмы зрительного восприятия, движения рук и словесного пояснения.
Глава 2. Экспериментальное исследование обучения предметному рисованию детей старшего дошкольного возраста
Эксперимент проводился на базе МДОУ «Детский сад № 73 — ЦРР» . Для исследования были взяты старшие дошкольники подготовительной к школе группы. В эксперименте участвовало 20 детей, условно разделённых на 2 подгруппы по 10 человек (экспериментальную и контрольную). Список детей — в Приложении 1.
Экспериментальное исследование проводилось в три этапа: констатирующий, формирующий, контрольный.
Целенаправленная работа проводилось по разработанной серии занятий по предметному рисованию для формирования у детей старшего дошкольного возраста умения создавать изображения, которые представлены в описании формирующего этапа эксперимента. Эксперимент с детьми проводился в течение 3 месяцев. Занятия проводились в рамках кружковой работы 2 раза в неделю. Длительность занятий – от 20-25 мин. до 40-45мин.
На констатирующем и контрольном этапах эксперимента было проведено исследование по определению уровня сформированности у детей старшего дошкольного возраста умения создавать изображения.
2.1. Выявление уровня сформированности у детей старшего дошкольного возраста умения создавать изображения
(констатирующий эксперимент)
Цель: выявить уровень сформированности умения у детей старшего дошкольного возраста умения создавать изображения.
Задачи:
- Подобрать методику для диагностики уровня сформированности умения у детей старшего дошкольного возраста умения создавать изображения.
Проанализировать полученные результаты.
Для диагностики уровня сформированности у детей старшего дошкольного возраста умения создавать изображения, была использована методика Комаровой Т.С.
В качестве стимульного материала стало следующее задание:
Детям предложено послушать стихотворение Г. Лагздынь.
Вот какой наш коридор
В коридорах шкафчики.
В них пальто и шарфики,
Туфли, шапочки, ботинки.
А на шкафчиках картинки:
Груша, яблоко, морковка,
Ежик, вишня, ночь, винтовка.
Утка, заяц, помидор.
Знаю я, зачем картинки:
Чтоб не путали ботинки,
Туфли, шапочки, пальтишки
Тани, Саши и Иришки.
Чтобы помнили Алёшки,
Где поставили сапожки,
Чтоб Серёжка-карапуз
Не остался без рейтуз!
Вопросы:
— Где дети снимают одежду, когда приходят в детский сад, и куда её складывают?
— Как находят свои вещи в раздевалке, когда собираются на прогулку?
— По каким обозначениям узнают свой шкафчик?
Задание: нарисуй разные картинки для обозначения индивидуальных шкафчиков. (Педагог показывает картинки, напоминает способы изображения предметов)
Материал в качестве картинок для шкафчиков: варианты картинок (яблоко, бабочка, воздушный шар, машинка и т.д.)
Для определения уровня сформированности умения создавать изображения были выделены следующие критерии:
- . Передача формы:
- а) форма передана точно;
- б) есть незначительные искажения;
- в) искажения значительные, форма не удалась.
- Строение предмета:
- а) части расположены верно;
- б) есть незначительные искажения;
- в) части предмета расположены неверно.
- Передача пропорций предмета в изображении:
- а) пропорции предмета соблюдаются;
- б) есть незначительные искажения;
- в) пропорции предмета переданы неверно.
- Передача движения:
- а) движение передано достаточно четко;
- б) движение передано неопределенно,
- в) неумело; изображение статическое.
- Цвет.
В этом критерии были выделены две группы показателей: первая — «а» — характеризует передачу реального цвета предметов и образцов декоративного искусства, вторая — «б» — творческое отношение ребенка к цвету, свободное обращение цветом:
а) цветовое решение изображения:
— реальный цвет предметов;
— есть отступления от реальной окраски;
— цвет предметов передан неверно;
б) разнообразие цветовой гаммы изображения, соответствующей замыслу и выразительности изображения:
— многоцветная гамма;
— преобладание нескольких цветов или оттенков (теплые, холодные);
— безразличие к цвету,
— изображение выполнено в одном цвете
Анализ процесса деятельности
1. Характер линии.
а) характер линии:
— линия прерывистая;
— слитная;
— дрожащая (жесткая, грубая);
б)нажим:
сильный, энергичный (иногда продавливающий бумагу);
средний;
слабый.
в) раскрашивание:
— мелкими штрихами, не выходящими за пределы контура;
— крупными размашистыми движениями, иногда выходящими за пределы контура;
— беспорядочными линиями (мазками), не умещающимися в пределах контура;
г) регуляция силы нажима, размаха:
— регулирует силу нажима, раскрашивание в пределах контура;
— не регулирует силу нажима, выходит за пределы контура
2. Регуляция деятельности.
а) отношение к оценке взрослого:
— адекватно реагирует на замечания взрослого, стремится исправить ошибки, неточности;
— эмоционально реагирует на оценку взрослого (при похвале — радуется, темп работы увеличивается, при замечании — сникает, деятельность замедляется или вовсе прекращается);
— безразличен к оценке взрослого (деятельность не изменяется);
б) оценка ребенком, созданного им изображения:
— адекватная;
— неадекватная (завышенная, заниженная);
— отсутствует;
в) эмоциональное отношение к деятельности: насколько ярко (сильно, средне, безразлично) ребенок относится:
— к предложенному заданию;
— процессу деятельности;
— к продукту собственной деятельности.
3. Уровень самостоятельности:
— выполняет задание самостоятельно, без помощи педагога, в случае необходимости обращается с вопросами;
— требуется незначительная помощь, с вопросами к взрослому обращается редко;
— необходима поддержка и стимуляция деятельности со стороны взрослого, сам с вопросами к взрослому не обращается.
4. Творчество:
а) самостоятельность замысла;
б) оригинальность изображения;
в) стремление к наиболее полному раскрытию замысла.
Оценка детских работ по этому критерию и названным в нем показателям носит не количественный, а качественный характер и дается в описательной форме.
По всем другим критериям, имеющим одну или 2 и 3 группы показателей, в каждой из которых по 3 показателя, оценка дается по трехбалльной системе: 1-ый (по месту за критерием) – 3 балла, 2-ой – 2 балла, 3-ий – 1 балл. Например, критерий «передача формы»:
— форма передана точно – 3 балла;
— есть незначительные искажения – 2 балла;
— искажения значительные, форма не удалась – 1 балл.
Все оценки показателей по каждому критерию и по каждому ребенку суммируются. На основе набранной суммы можно дифференцировать детей по уровню овладения изобразительной деятельностью. Для этого был создан ранговый ряд, то есть был составлен список детей в последовательности от высшего числа баллов к низшему. Такой ранговый ряд позволил определить критерии уровня сформированности у детей умения создавать изображения.
Высокий уровень – 31-36 балов,
Средний – 16-30 баллов,
Низкий – до 15 баллов.
Результаты диагностического исследования были занесены в протоколы 1,2, (см. Приложение 2).
Результаты выявления уровня сформированности у детей старшего дошкольного возраста умения создавать изображения представлены в таблице 1.
Таблица 1
Результаты уровня сформированности у детей умения создавать изображения (%)
Обследуемые
Результаты исследования показали, что в ЭГ и КГ группах высокий уровень умений составил по 20 %.
Средний уровень сформированности умения создавать изображения в ЭГ – 60 %, в КГ – 50 %. Это на 10 % меньше, чем в ЭГ. Низкий уровень сформированности умения создавать изображения в ЭГ — 20 %, в КГ — 30 %.
На рисунке 1 графически отражены результаты выявления уровня сформированности у детей старшего дошкольного возраста умения создавать изображения.
Рисунок 1. Гистограмма уровня сформированности у детей старшего дошкольного возраста умения создавать изображения.
Таким образом, было установлено, что уровень сформированности у детей старшего дошкольного возраста умения создавать изображения фрагментарные, неполные. Дети знает способы изображения некоторых предметов, правильно пользуются карандашом, пользуются верно выразительными средствами (линия, форма), но при этом неточно соотносят пропорции, размеры частей изображения, соотносят правильно цвет с предметом, но форма немного искажена, в изображении преобладают пастельные и бледные тона, чаще всего присутствует преобладание двух цветов, раскрашивают крупными штрихами, частично регулируют силу нажима, частично прибегая к помощи педагога. Трудятся дети по побуждению взрослого, самостоятельности не проявляют.
2.2. Формирование у детей старшего дошкольного возраста умения создавать изображения (формирующий эксперимент)
Цель: сформировать у детей старшего дошкольного возраста умение создавать изображения.
1. Разработать план занятий по предметному рисованию.
2. Разработать и апробировать конспекты занятий по предметному рисованию.
Обучающий этап эксперимента проводился с экспериментальной группой (ЭГ) в период с 10 января по 10 апреля 2011 года.
Для реализации поставленной цели и задач был разработан перспективный план по формированию у детей старшего дошкольного возраста умений создавать изображения в рамках кружковой работы.
Перспективный план формирования у детей старшего дошкольного возраста умения создавать изображения.
Дата | Тема | Цель | Методы и приёмы |
11.01.11 | Знакомство с русским платком | Познакомить детей с деталью женской одежды – платком. Учить правильно располагать изображение на листе бумаги, аккуратно закрашивать, использовать многообразие красок, раскрашивать мелкими штрихами, регулировать силу нажима. Активизировать познавательный интерес к творчеству своего народа. Воспитывать творческие способности, фантазию, эстетический вкус детей Дать представления об истории возникновения платка. | исследование предметов, наглядность и демонстрации, показ, объяснение, наблюдения и методы нетрадиционного рисования, а также приёмы зрительного восприятия, движения рук и словесного пояснения. Анализ работ воспитателем и детьми |
14.01.11 | Осеннее дерево | Учить детей располагать предметы на широкой полосе земли «ближе» и «дальше»; учить передавать в рисунке строение дерева – соотношение частей по величине и их расположение относительно друг друга; упражнять в рисовании концом кисти тонких веток и листвы дерева приемом вертикального мазка. | исследование предметов, наглядность и демонстрации, показ, объяснение, наблюдения и методы нетрадиционного рисования, а также приёмы зрительного восприятия, движения рук и словесного пояснения. Анализ работ воспитателем и детьми |
18.01.11 | Осеннее дерево и кусты | Продолжать учить детей изображать предметы в сюжетном рисунке на широкой полосе земли, располагая их ближе и дальше; учить передавать в рисунке различия в строении дерева и куста; учить использовать разнообразные краски при изображении осенней листвы; продолжать формировать навыки рисования концом кисти тонких линий (веток). | исследование предметов, наглядность и демонстрации, показ, объяснение, наблюдения и методы нетрадиционного рисования, а также приёмы зрительного восприятия, движения рук и словесного пояснения. Анализ работ воспитателем и детьми |
21.01.1 | Образы насекомых (Заботливые пчелы. Шмели. Осы) | учить детей создавать образ пчел и шмелей пастелью, используя графические средства выразительности: линию, пятно, штрих. Учить правильно располагать изображение на листе бумаги, аккуратно закрашивать, использовать многообразие красок, раскрашивать мелкими штрихами, регулировать силу нажима, обратить внимание на их форму и строение, на прозрачность и сетчатый узор их крыльев, формировать в детях способность «смотреть и видеть»; обратить внимание на выразительные свойства формата (вертикальный формат – стремление вверх или вниз; горизонтальный – движение вширь (вправо или влево); круг, квадрат – движение по кругу и т.п.). |
обратить внимание на выразительные свойства формата (вертикальный формат — высокий сосуд, стремление вверх; горизонтальный формат — широкий, приземистый сосуд, движение вширь; квадратный формат — округлый сосуд, движение по кругу и т.п.).
.
части, учить использовать разнообразные краски при изображении одежды человека
Совершенствовать навыки выполнения изображения с использованием различных изобразительных средств.
Развивать умение выполнять карандашный набросок перед использованием цвета.
Развивать чувство композиции, учить детей гармонично располагать задуманный рисунок и воплощать свой замысел на листе бумаги, самостоятельно выбирая изобразительные средства.
Воспитывать умение самостоятельно использовать имеющиеся знания и отобранные ранее изобразительные навыки.
Учить рисовать нетрадиционным способом «по мокрому» листу.
Учить передавать композицию в сюжетном рисунке.
Развивать разнонаправленные, слитные, плавные движения руки, зрительный контроль за ними, воображение, фантазию.
Воспитывать у детей стремление к достижению результата.
Приобщать детей к удивительному миру искусства, развивать у них фантазию, творчество, воображение
Наблюдение за работой детей.
Анализ работ воспитателем и детьми
Наблюдение за работой детей.
Анализ работ воспитателем и детьми
Наблюдение за работой детей.
Анализ работ воспитателем и детьми
Наблюдение за работой детей.
Анализ работ воспитателем и детьми
Кружковая работа проводилась во второй половине дня. Занятия по изо творчеству планируются 3 раза в неделю (2 из них – занятия по предметному рисованию).
Экспериментальная работа началась с занятия «Знакомство с русским платком». Наряду с целью познакомить детей с деталью женской одежды – платком, активизировать познавательный интерес к творчеству своего народа, дать представления об истории возникновения платка воспитатель выделила основные задачи: учить правильно располагать изображение на листе бумаги, аккуратно закрашивать, использовать многообразие красок, раскрашивать мелкими штрихами, регулировать силу нажима.
Для данного занятия потребовались волшебный сундучок, платки, картинки с изображением станков и платков, кукла-модельер, заготовки для платков, кисти и краски. История возникновения платка, рассказанная педагогом, смотивировала детей на проявление детьми творческих способностей, фантазии и эстетического вкуса детей. Демонстрация моделей научила не только тому, как носить современные платки, но и «соткать» свои неповторимые изделия.
Целью занятия «Осеннее дерево» стало обучение детей располагать предметы на широкой полосе земли «ближе» и «дальше»; учить передавать в рисунке строение дерева – соотношение частей по величине и их расположение относительно друг друга; упражнять в рисовании концом кисти тонких веток и листвы дерева приемом вертикального мазка. Для этого детям понадобились прямоугольные листы бумаги (примерно 28×16 см), закрашенные на 1/3 зеленой краской; краски гуашь и мягкие кисти. У воспитателя рисунок с изображением дерева с осенней листвой, нижний конец которого заканчивается примерно посередине широкой полосы земли; краски гуашь и мягкая кисточка; два детских сюжетных рисунка (деревья) ребенка из средней группы и подготовительной к школе.
Для достижения поставленных на данном занятии целей, воспитатель использовал методы показа, демонстрации, объяснение, наблюдение, анализ работ воспитателем и детьми, похвала.
Сначала дети затруднялись анализировать чужие детские работы, делать выводы, воспитатель помогала детям наводящими вопросами. Анализ работ других детей позволил старшим дошкольникам правильно соотнести размеры дерева и листа.
Фланелеграф, состоящий на 1/3 из зеленой и голубой бумаги, силуэтные изображения дерева и куста, подклеенные с обратной стороны фланелью; мел или фломастер для показа изображения куста; игровой персонаж Незнайка понадобились для следующего занятия. У детей голубые листы бумаги, на 1/3 закрашенные ими накануне занятия зеленой краской; краски гуашь, мягкие кисточки.
На этот раз задание усложнилось и целью занятия стало обучение детей изображению предметов в сюжетном рисунке на широкой полосе земли, располагая их ближе и дальше; передаче в рисунке различия в строении дерева и куста; использовании разнообразных красок при изображении осенней листвы; формирование навыков рисования концом кисти тонких линий (веток).
Для достижения поставленных на данном занятии целей, воспитатель использовал также методы показа, демонстрации, объяснение, наблюдение, анализ работ воспитателем и детьми, похвала. Посредством обыгрывания и сказочного персонажа воспитатель учила детей располагать деревья по отношению друг к другу.
В ходе работы педагог советует детям сначала изображать крупный предмет (дерево). Напоминает, что ствол дерева и ветви рисуют разными приемами: ствол — всей кистью, а ветви — концом, держа кисть прямо, а не наклонно к бумаге. Листья на деревьях и кустах следует рисовать в последнюю очередь.
Ещё более сложным стало занятие, где детей учили рисовать насекомых. Целью занятия «Образы насекомых (заботливые пчёлы. Шмели. Осы)» было обучение детей созданию образа пчел и шмелей пастелью, используя графические средства выразительности: линию, пятно, штрих. Необходимо было учить правильно располагать изображение на листе бумаги, аккуратно закрашивать, использовать многообразие красок, раскрашивать мелкими штрихами, регулировать силу нажима, обратить внимание на их форму и строение, на прозрачность и сетчатый узор их крыльев, формировать в детях способность «смотреть и видеть»; обратить внимание на выразительные свойства формата (вертикальный формат – стремление вверх или вниз; горизонтальный – движение вширь (вправо или влево); круг, квадрат – движение по кругу и т.п.)
На занятии использовали магнитофон, аудиозапись Римского-Корсакова «Полёт шмеля», в качестве наглядных пособий выступали таблица «Насекомые», детские рисунка за прошлые годы, картины с изображением шмелей, пчёл и ос, фотографии.
На данном занятии для изображения шмеля педагог использовал пастель в технике растирки (пальцем), это позволило изобразить брюшко шмеля пушистым. Данный приём очень понравился детям и они с удовольствием осваивали его.
и т.д.
Перейти к полному тексту работы
Скачать работу с онлайн повышением оригинальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru
Смотреть полный текст работы бесплатно
Смотреть похожие работы
* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.
Источник