Тематическое рисование это жанр

Тематическое рисование и его специфика.

Тематическое рисование является очень важным разделом работы на уроках изобразительного искусства. Оно представляет собой композиционное повествование средствами рисунка и цвета на темы определенных событий и впечатлений из окружающей жизни, а так же на темы сказок, песен, произведений литературы, и т. д.

Задачами тематического рисования являются:

1.Патриотическое, этическое, эстетическое воспитание.

2.Творческая переработка своих чувств и переживаний.

3.Понимание и оценка своих чувств, окружающей жизни, обогащение интеллекта.

4.Наблюдение природы и окружающего мира, которые служат неисчерпаемым источником красоты, обогащают эмоциональный мир ученика.

Тематическое рисование в школе это творческий процесс переживания и воспроизведение пережитого при помощи имеющихся зрительных представлений. Оно позволяет учителю выявить степень развития учащегося, так как в основе рисунка ребенка лежит подражательная способность изображать то, что видит вокруг себя и что себе представляет.

Нашей задачей является: развивать у детей образное мышления и научить их переводить в художественные образы свои мысли и представления. Тематическое рисование развивает фантазию, творческое воображение, инициативу, заставляет анализировать виденное и отражать характерное, развивает и укрепляет память.

В детском рисунке различают 5 характерных периодов.

1.Процессуальный рисунок. Ребенок в возрасте от 1 до 1,5 лет заинтересован в получении на бумаге следа от карандаша, ручки, фломастера и т. д.

2. Каракульный период. В рисунках детей, с 1,5 до 3-х лет, появляются замкнутые кривые. Ребенок трактует свой рисунок каждый раз по новому.

3.Схематический период. С 3-х до 5 лет у ребенка появляется попытка собрать в едино характерные признаки предмета. Любимой темой является изображение человека, в начале в фас, а затем и в профиль.

4.Период правдоподобного рисунка. С 5 лет дети подмечают характерные признаки предметов и логически их соединяют. Для убедительности используют «прозрачность рисунка», например, при рисовании дома видно внутреннее убранство комнат и находящихся там людей.

5.Период пластического рисунка. С 7-8 лет дети начинают пытаться передавать объем и пространство. Вначале изображают один предмет, позднее обращают внимание на соотношение предметов.

В 7-8 летнем возрасте естественное состояние графических навыков, привычный способ изображения предметов по памяти, позволяют ребенку рисовать быстро, смело, иногда довольно выразительно, не задумываясь над детализацией изображения.

Уроки тематического рисования должны быть расположены в плане занятий таким образом, чтобы между ними на уроках рисования с натуры, лепке, дети накапливали навыки и приемы, которые давали бы положительные изменения в качестве работы над рисунком.

Особое значение приобретает необходимость предварительного, целенаправленного накопления впечатлений имеющих отношение к изучаемой теме, например: внеклассное наблюдение природы, предметов на местности, человека в движении, животных, транспорта и т. д.

Виды рисования на темы.

1.Рисование по замыслу детей или на свободную тему.

2.Рисование на литературные темы требует умения учителя выделить наиболее характерные моменты в литературном произведении и учесть возможность их изображения графическими средствами.

3.Иллюсстрирование сказок является подразделом предыдущего вида рисования и пользуется у детей большой любовью и хорошо у них получается.

4.Изображение сюжетов из окружающей действительности: «Какой бывает дождик?»,«Осень в городе», «Уборка урожая», «Зимние забавы», «Мир нашего аквариума», «Мы в театре, цирке» и т.

5.Рисование по заданной линии.

Тематическое рисование правильнее назвать композицией. Композиция — (от лат.) что означает составление, соединение, сочетание различных частей в единое целое в соответствии с какой-либо идеей. В изобразительном искусстве композиция, это изображение художественного произведения, обусловленное его содержанием, характером и назначением. Это распределение, изображение на листе бумаги, холсте предметов, явлений, действий людей, связанных какой – либо идеей.

5. Цвет в изобразительном искусстве. Живопись.
Цвет в искусстве, художественное выражение человеком его способности к восприятию действительности во всём богатстве красок. Ц. выступает в связи с такими элементами художественной формы, как композиция, пространство, фактура, колорит, пронизывая всю сферу материального воплощения произведений искусства. Ц. может характеризовать степень отдалённости объекта в картинном пространстве (цветовая перспектива), его связь с др. объектами и окружающей средой, материальные свойства отдельного объекта или его частей, общий эмоциональный строй художественного образа. Ц. может образовывать условные системы, имеющие символическое значение. В отдельные эпохи в развитии мирового искусства складываются свои, характерные для этой эпохи, представления об использовании Ц., связанные с понятиями стиля, направления, творческого метода.
Живопись-вид изобразительного искусства, произведения которого создаются с помощью красок, наносимых на какую-либо твёрдую поверхность. В художественных произведениях, создаваемых живописью, используются цвет и рисунок, светотень, выразительность мазков, фактуры и композиции, что позволяет воспроизводить на плоскости красочное богатство мира, объёмность предметов, их качественное, материальное своеобразие, пространственную глубину и световоздушную среду.Широта и полнота охвата реальной действительности сказываются в обилии присущих живописи жанров (исторический жанр, бытовой жанр, батальный жанр, портрет, пейзаж, натюрморт).
Различают живопись: -монументально-декоративную (стенные росписи, плафоны, панно);
-станковую (картины); -декорационную (эскизы театральных и кинодекораций и костюмов);
иконопись; миниатюру.

Источник

Какие бывают жанры в живописи?

Произведения в живописи делится на жанры, которые определяются по предмету изображения. По мере того, как живопись становилось все более многогранной и приобретала широкий смысл, выделялись следующие жанры:

Портрет — изображение человека либо группы людей, существующих или существовавших в реальной действительности.

Пейзаж — жанр живописи, в котором основным предметом изображения является первозданная, либо в той или иной степени преображённая человеком природа.

Исторический — жанр живописи, берущий своё начало в эпоху Ренессанса и включающий в себя произведения не только на сюжеты реальных событий, но также мифологические, библейские и евангельские картины.

Батальный — жанр изобразительного искусства, посвящённый темам войны и военной жизни.

Натюрморт — изображение неодушевлённых предметов в изобразительном искусстве.

Бытовой — художественное изображение сцен повседневной жизни как отображение форм жизни народа и окружающей его действительности.

Мифологический — посвящен событиям и героям, о которых рассказывают мифы.

Анималистический — это живопись, главным сюжетом для которой является изображение животных.

Религиозный — сюда относится иконопись, и другие картины на религиозные темы.

Архитектурный — жанр, главной темой которого был не природный, а архитектурный ландшафт. Включает в себя не только изображение архитектурных сооружений, но и изображение интерьеров.

Источник

Урок изобразительного искусства в 7 классе « Тематическая (сюжетная) картина»

/data/files/j1582794308.ppt (Презентация к уроку) КОНСПЕКТ УРОКА

ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ 7 КЛАСС

Тема урока : « Тематическая (сюжетная) картина».

Сформировать представление о тематической (сюжетной) картине, ее видах, процессе создания картины.

Подвести учащихся к пониманию особенностей жанра через повторение и обобщение.

Воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру и искусству.

Развивать ассоциативно-образное мышление, творческую и познавательную активность.

Оборудование и материалы:

Художественные материалы для практической работы.

Беседа о понятии жанра с проверкой и закреплением знании учащихся.

Ознакомительная беседа о тематической картине, ее видах, процессе работы над тематической картиной с демонстрацией иллюстраций и с проверкой и закреплением знании учащихся.

Постановка художественной задачи.

Подведение итогов и анализ работ.

— На предыдущих уроках речь шла о роли изобразительного искусства в жизни человека и о том, что главной темой в искусстве является Человек. Искусство главным образом говорит о человеке, о его достижениях, мыслях, о его жизни. Изобразительное искусство говорит об этом на своем особом языке.

Художники пишут разные картины. Мы знаем, что картина – это взгляд художника на мир. На одних мы видим природу, на других – людей, третьи рассказывают о самых повседневных, обыденных вещах. И вот по содержанию картины стали делить на жанры: изображение природы- пейзаж, вещей- натюрморт, человека- портрет, событий жизни- сюжетно-тематическая картина.

В свою очередь каждый из жанров имеет свои подразделения — жанровые разновидности. Так, пейзаж может быть сельский, городской, индустриальный. А художники, изображающие море, называются маринистами. В жанре портрета тоже есть разновидности – портрет парадный, интимный, групповой. Жанровые разновидности сюжетно-тематической картины – историческая, батальная, бытовая картины.

Исторический – ему принадлежит особое место. Этот жанр включает произведения на тему большого общественного звучания, отражающие значительные для истории события.

(В.И. Суриков «Утро стрелецкой казни», «Переход Суворова через Альпы», К. Брюллов «Последний день Помпеи» и др.)

Однако не обязательно произведение должно быть посвящено минувшему: это могут быть какие-либо важные события наших дней, имеющие большое историческое значение.

(Такими картинами могут считаться произведения художников 60-70-х годов, посвященные покорению космоса.)

Батальный жанр (от франц. bataille – битва) – посвящен темам войны, битв, походов и эпизодов военной жизни. Он может быть составной частью исторического и мифологического жанра, а также изображать современную жизнь армии и флота.

Бытовой жанр – изображение повседневной жизни.

— Понятие бытового жанра формируется в европейском искусстве нового времени. Его родиной считается Голландия XVII века. В наше время это один из наиболее распространенных жанров изобразительного искусства, хотя еще в первой половине XIX века, он считался низшим, недостойным внимания художника. Часто произведения на бытовые сюжеты называют жанровыми, или относящимися к жанровой живописи.

У меня представлены картины — Каков сюжет представленных живописных работ?

Давайте вспомним, что же такое сюжет?

Сюжет — это определённое событие, ситуация, изображенные в произведении и часто обозначаемые в его названии. Сюжет представляет собой конкретное, детальное, образно-повествовательное раскрытие идеи произведения.

А все то, что изображено на картине –это Содержание.

И мы можем сказать, что тематическая или как называем иногда сюжетная картина является выражением идейных представлений художника, как обобщенный образ его наблюдений и размышлений о жизни.

Урок больше теоретический и, чтобы оценить ваши знания , выполним несколько заданий из рабочего листа:№ 1,2,3. При выполнении 3-го задания вы используете наглядный материал представленный в кабинете .

И если мы рассмотрим большинство тематических картин, то можем увидеть какая колоссальная работа была выполнена художником.

Как вы думаете, какой процесс, какие виды работ или деятельности выполняет художник при создании картины?

Этапы создания картины:

замысел и его зарисовка – эскиз – поиск композиционного решения картины;

рисунки, зарисовки и этюды — сбор зрительного материала и зарисовка необходимых деталей (из книг, альбомов): костюмов, предметной и архитектурной среды, соответствующей теме;

развитие композиции и продолжение работы над эскизами -композиционные поисковые эскизы(размещение на плоскости листа центральных действующих лиц, передача движения, поз , действия)

процесс творческого живописного исполнения произведения.

Рассмотрим на примерах 2 картин процесс работы художника.

Выполнение задания № 4 в РЛ

Оцените правильность выполненной работы друг у друга, поставьте оценку.

Легко ли создать картину?

Почему? Приведите примеры.

Домашнее задание : выбор темы сюжетной картины из истории нашей Родины, сбор наглядных материалов.

Источник

Презентация по изобразительному искусству на тему «Сюжетно-тематическая картина»

Описание презентации по отдельным слайдам:

7 класс Сюжетно-тематическая картина 7 класс

7 класс Цели и задачи: Сформировать представление о тематической (сюжетной) картине, ее видах. Подвести учащихся к пониманию особенностей жанра через повторение и обобщение. Воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру и искусству. Развивать ассоциативно-образное мышление, творческую и познавательную активность. Оборудование и материалы: Компьютерная презентация о жанрах изобразительного искусства. Художественные материалы для практической работы. План урока Беседа о понятии жанра с проверкой и закреплением знании учащихся. Ознакомительная беседа о тематической картине, ее видах с демонстрацией иллюстраций. Постановка художественной задачи. Практическое выполнение задания. Подведение итогов и анализ работ. Ход урока. -На уроках в прошлой четверти речь шла о роли изобразительного искусства в жизни человека и о том, что является главной темой в нем. Человек. Да, искусство главным образом говорит о человеке, о его достижениях, мыслях, о его жизни. Изобразительное искусство говорит об этом на языке различных жанров: уже знакомых вам и тех, о которых вам еще предстоит узнать. Уроки этой четверти – об истории и развитии сюжетной картины и , в частности, ее особого типа- бытового жанра. — Вспомните, какие виды изобразительного искусства вы знаете? (презентация , 1-5 сл.) / Задание: перечислите, записав в столбик названия видов изо искусства/ (презентация , 8сл.)- проверьте себя. Изобразительное искусство делится на пять видов: архитектура, скульптура, графика, живопись, ДПИ. Каждый из этих пяти видов делится на жанры. (презентация , 9- 13сл.) / Задание: перечислите, записав в столбик названия жанров изо искусства/ Что же такое жанры в изобразительном искусстве? Художники пишут разные картины. На одних мы видим природу, на других – людей, третьи рассказывают о самых повседневных, обыденных вещах. И вот по содержанию их стали делить на жанры: изображение природы- пейзаж, вещей- натюрморт, человека- портрет, событий жизни- сюжетно-тематическая картина. В свою очередь каждый из жанров имеет свои подразделения — жанровые разновидности. Так, пейзаж может быть сельский, городской, индустриальный. А художники, изображающие море, называются маринистами. В жанре портрета тоже есть разновидности – портрет парадный, интимный, групповой. Жанровые разновидности сюжетно-тематической картины – историческая, батальная, бытовая картины. Каков сюжет представленных живописных работ? — Итак, какие же сюжеты может иметь тематическая картина? Исторический – ему принадлежит особое место. Этот жанр включает произведения на тему большого общественного звучания, отражающие значительные для истории события. Какие картины в историческом жанре вам знакомы? Попробуйте вспомнить автора. (В.И. Суриков «Утро стрелецкой казни», «Переход Суворова через Альпы», К. Брюллов «Последний день Помпеи» и др.) Однако не обязательно произведение должно быть посвящено минувшему: это могут быть какие-либо важные события наших дней, имеющие большое историческое значение. (Такими картинами могут считаться произведения художников 60-70-х годов, посвященные покорению космоса.) Батальный жанр (от франц. bataille – битва) – посвящен темам войны, битв, походов и эпизодов военной жизни. Он может быть составной частью исторического и мифологического жанра, а также изображать современную жизнь армии и флота. (Произведения Тициана, Ф. Гойя, А. Ватто, В Верещагина, М. Грекова). — Попробуйте самостоятельно дать определение сказочно-былинному и религиозно-мифологическому жанрам, расскажите о них и приведите примеры. (Учащиеся дают определение сказочно-былинному жанру, вспоминая произведения В.М. Васнецова «Богатыри», «Витязь на распутье», «Иван-царевич на сером волке» и др. учитель дополняет представленный ряд картиной М. Врубеля «Царевна Лебедь», «Демон» и др. При разговоре о религиозно-мифологическом жанре демонстрируются картины С. Боттичелли, Рафаэля, Рубенса, Рембрандта, А. Иванова и др.) — Понятие бытового жанра формируется в европейском искусстве нового времени. Его родиной считается Голландия XVII века. В наше время это один из наиболее распространенных жанров изобразительного искусства, хотя еще в первой половине XIX века, он считался низшим, недостойным внимания художника. Часто произведения на бытовые сюжеты называют жанровыми, или относящимися к жанровой живописи. К бытовому жанру относятся картины, рисунки, скульптуры, рассказывающие о событиях повседневной жизни. Первым этапом работы над тематической картиной является выполнение предварительного эскиза / Задание: выполнить эскиз тематической картины «Жизнь моей семьи»./ Какие задачи решает предварительный эскиз? Построение композиции : размещение на плоскости листа центральных действующих лиц, передача движения, поз , действия; Домашнее задание: выполните дома наброски , передающие движение людей, задействованных в вашей сегодняшней работе.

Виды изобразительного искусства Живопись Графика Архитектура Скульптура Декоративно- прикладное искусство

Источник

Читайте также:  Ядовитые растения для рисования
Оцените статью