Образовательная технология «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» (Г.Н.Давыдова)
Образовательная технология «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» (Г.Н.Давыдова)
Изобразительная деятельность приносит много радости дошкольникам.Потребность в рисовании заложена у детей на гинетическом уровне; копируя окружающий мир,они изучают его.Задача педагога- научить детей манипулировать разнообразными по качеству и свойствам материалами, использовать нетрадиционные способы изображения.
Каждый ребенок, познавая окружающий мир, старается отразить его в своей деятельности: в игре, в рассказах, в рисовании, в лепке и т.д. Прекрасные возможности в этом отношении представляет изобразительная творческая деятельность. Чем разнообразнее будут условия, способствующие формированию творческой среды, тем ярче станут проявляться художественные способности ребенка.
Рисование нетрадиционными техниками открывают широкий простор для детской фантазии, дает ребенку возможность увлечься творчеством, развить воображение, проявить самостоятельность и инициативу, выразить свою индивидуальность.
Нетрадиционные техники рисования являются замечательным способом создания маленьких шедевров. Оказывается можно создать соленую картинку, а ладошка может превратиться в голубого слоника. Серая клякса может стать деревом, а морковка с картошкой могут удивить необычными узорами.
Например, с детьми младшего дошкольного возраста можно использовать:
— рисование пальчиками
— рисование ладошками
— печать из ниток
— печать из картофеля или морковки.
С детьми среднего дошкольного возраста можно попробовать:
— отпечатки-картинки
— печать пластилином
— масляная пастель + акварель
— отпечатки листьев
— рисунки из ладошки
— рисование ватными палочками
— волшебные ниточки
— монотипия.
А с детьми старшего дошкольного возраста можно освоить более сложные техники:
— рисование мыльными пузырями
— рисование мятой бумагой
— рисование солью
— кляксография
— пластилинография
— граттаж
— фроттаж.
Каждая из этих нетрадиционных техник — это маленькая игра для ребенка. Использование этих техник позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее. Эти техники развивают воображение, дают полную свободу для самовыражения.
РИСОВАНИЕ ЗАБАВНЫМИ ОТПЕЧАТКАМИ
Очень просто и удобно сделать штампики из пластилина. Достаточно кусочку пластилина придать нужную форму, украсить узорами (линии, пятна) и окрасить в необходимый цвет. Для окрашивания можно использовать губку, увлажненную краской, или кисть, которой можно наносить краску на поверхность штампика. Лучше использовать густую краску.
Материалы: 1.Пластилин 2.Карандаш 3.Краска 4.Губка 5.Кисть 6.Бумага 7.Баночка для воды
Для создания «полосатых штампиков» можно использовать нити, прочно намотанные на какой-либо предмет. Густым слоем краски нити окрашиваются в необходимый цвет. Затем, используя воображение, «полосатый узор» наносится на декорируемую поверхность.
Материалы: 1.Нить шерстяная 2.Основа 3.Краска 4.Кисть 5.Бумага 6.Баночка для воды
- Картинки-отпечатки
Можно делать отпечатки, используя пенопластовые формы, на которых удобно создавать рисунок заостренным предметом, оставляя углубления в этой форме. Затем на форму необходимо нанести краску. Сразу же поверх формы прикладывается лист бумаги, проглаживается. Через некоторое время необходимо аккуратно снять лист бумаги. На его обратной стороне появится красивый рисунок.
Материалы: 1.Пенопластовая форма 2.Карандаш 3.Краска 4.Кисть 5.Бумага 6.Баночка для воды
- Отпечатки «листики»
Данная техника знакома многим. Чтобы отпечатать лист, можно использовать любую краску. Наносить краску надо на сторону с прожилками. Затем окрашенной стороной лист прикладывается к бумаге, проглаживается. Через несколько секунд необходимо аккуратно поднять лист. На листе бумаги останется отпечаток листика.
Материалы: 1.Листик 2.Краска 3.Кисть 4.Бумага 5.Баночка для воды
- Отпечатки картошкой, морковкой, яблоком
Вкусные овощи и фрукты тоже умеют рисовать. Необходимо только придать им нужную форму, подобрать подходящий цвет краски, кистью окрасить и сделать красивый отпечаток на декорируемой поверхности.
Материалы: 1.Овощ/фрукт 2.Краска 3.Кисть 4.Бумага 5.Баночка для воды
Очень интересно и увлекательно рисовать цветными ладошками. Очень приятно и необычно раскрашивать свои ручки яркими цветами и оставлять свои отпечатки на листике бумаги. Рисование ладошками – это веселая игра для маленьких художников.
Материалы: 1.Пальчиковые краски 2.Бумага 3.Кисть 4.Баночка для воды
Можно рисовать и пальчиками, оставляя разноцветные отпечатки на бумаге.
Материалы: 1.Пальчиковые краски 2.Бумага 3.Карандаш/Фломастер 4.Баночка для воды
РИСОВАНИЕ МЫЛЬНЫМИ ПУЗЫРЯМИ
Рисовать можно и мыльными пузырями. Для этого в стакан с водой надо добавить любой мыльный раствор и краску. С помощью трубочки набулькать много пены. На пузыри прислонить бумагу. Когда станут проявляться первые узоры, можно поднимать бумагу. Пузырчатые узоры готовы.
Материалы: 1.Стакан с водой 2.Краска 3.Мыльный раствор 4.Трубочка 5.Бумага
Соль придает рисунку причудливые узоры. При изображении любого пейзажа или яркого фона можно использовать соль, чтобы придать фону рисунка красивую текстуру. Фон необходимо посыпать солью, пока краска еще не высохла. Когда краска подсохнет, просто стряхните остатки соли. На их месте останутся необычные светлые пятнышки.
Материалы: 1.Соль 2.Краска 3.Кисть 4.Бумага 5.Баночка для воды
РИСОВАНИЕ МЯТОЙ БУМАГОЙ
Смятая салфетка или бумажка позволяет получить также интересную текстуру. Существует два способа рисования мятой бумагой.
Способ №1. На лист бумаги наносится жидкая краска. Через короткий промежуток времени (пока лист еще влажный) к листу прикладывается смятая салфетка. Впитывая влагу, салфетка оставляет свой характерный след на поверхности бумаги.
Способ №2. Для начала необходимо смять лист или салфетку. На этот комок нанести слой краски. Затем окрашенной стороной можно наносить отпечатки.
Текстурные листы можно потом с успехом использовать при создании коллажей.
Материалы: 1.Салфетка/Бумажка 2.Краска 3.Кисть 4.Баночка для воды
РИСОВАНИЕ МАСЛЯНОЙ ПАСТЕЛЬЮ И АКВАРЕЛЬЮ
Техника рисования «волшебных» картинок с помощью белой масляной пастели. На белой бумаге белой пастелью рисуется любой «невидимый» узор. Но как только кисточка и красочка начинают украшать белый лист, то….дети почувствуют себя настоящими волшебниками, когда под их кисточками начнут проявляться волшебные картинки.
Материалы: 1.Пастель масляная белая 2.Акварель 3.Кисть 4.Бумага 5.Баночка для воды
Техника монотипия от греч. «моно» — один и «typos» — отпечаток, оттиск, касание, образ.
Это техника рисования с помощью уникального отпечатка. Отпечаток получается только один и создать две абсолютно одинаковых работы невозможно.
Существует два вида монотипии.
На гладкую поверхность(стекло, пластмассовая доска, пленка) наносится слой гуашевой краски. Затем создается рисунок пальчиком или ватной палочкой. Сверху накладывается лист бумаги и придавливается к поверхности. Получается оттиск в зеркальном отображении.
Материалы: 1.Гладкая поверхность 2.Гуашь 3.Кисть 4.Бумага 5.Баночка для воды
Необходимо согнуть лист бумаги пополам. Внутри, на одной половине что-нибудь нарисовать красками. Затем лист сложить и прогладить рукой, чтобы получить симметричный отпечаток.
Материалы: 1.Краска 2.Кисть 3.Бумага 4.Баночка для воды
Нетрадиционная техника рисования «кляксография» (выдувание трубочкой) — это очередное волшебство творческих занятий. Такое занятие для детей очень увлекательно, интересно и очень полезное. Так, как выдувание через соломинку укрепляет здоровье: силу лёгких и дыхательную систему ребёнка в целом.
Для создания волшебной картинки потребуется большая клякса, на которую нужно дуть, дуть, дуть… до тех пор, пока на листе бумаги не появится замысловатый рисунок. Когда странный рисунок готов, ему можно подрисовать детали: листики, если получилось дерево; глазки, если получилось волшебное существо.
Материалы: 1.Акварель 2.Трубочка 3.Кисть 4.Бумага 5.Баночка для воды
Техники рисования при помощи «волшебной ниточки». Необходимо опустить ниточки в краску так, чтобы они хорошо пропитались краской. Затем их нужно положить на бумагу так, чтобы с двух сторон листа бумаги выступали кончики нитки по 5-10см. Ниточки накрываются другим листом бумаги. Верхний лист придерживается руками. Нитки разводятся в разном направления. Верхний лист поднимается. Необычная картинка готова.
Материалы: 1.Нить 2.Краска 3.Бумага 4.Баночка для воды
РИСОВАНИЕ ВАТНЫМИ ПАЛОЧКАМИ
В изобразительном искусстве существует стилистическое направление в живописи, которое называется «Пуантилизм» (от фр. point — точка). В его основе лежит манера письма раздельными мазками точечной или прямоугольной формы.
Принцип данной техники прост: ребенок закрашивает картинку точками. Для этого необходимо обмакнуть ватную палочку в краску и нанести точки на рисунок, контур которого уже нарисован.
Материалы: 1.Ватные палочки 2.Краска 3.Бумага 4.Баночка для воды
Слово “граттаж” произошло от французского «gratter» (скрести, царапать).
Для начала работы в этой технике необходимо подготовить картон. Картон необходимо покрыть толстым слоем воска или разноцветной масляной пастели. Затем широкой кистью или губкой нужно нанести на поверхность картона темный слой краски. Когда краска высохнет, острым предметом (зубочистка, спица) процарапывается рисунок. На темном фоне появляются тонкие однотонные или разноцветные штрихи.
Материалы: 1.Картон 2.Пастель масляная 3.Гуашь 4.Зубочистка/Спица 5.Кисть 6.Баночка для воды
Название этой техники происходит от французского слова «frottage» (натирание).
Для рисования в этой технике потребуется лист бумаги, который располагается на плоском рельефном предмете. Затем по поверхности бумаги нужно начать штриховать незаточенным цветным или простым карандашом. Результат — оттиск, имитирующий основную фактуру.
Материалы: 1.Плоский рельефный предмет 2.Карандаш 3.Бумага
Техника, в которой используется пластилин для создания картин с изображением полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности. Для поверхности (основы) используются плотная бумага, картон, дерево. Для декорирования изображения можно использовать бисер, бусины, природные материалы и прочее.
Материалы: 1.Пластилин 2.Основа 3.Бусины/Бисер 4.Стеки
Источник
Использование нетрадиционных технологий рисования с детьми дошкольного возраста в соответствии с ФГОС
Ирина Чуписова
Использование нетрадиционных технологий рисования с детьми дошкольного возраста в соответствии с ФГОС
Каждый ребенок художник.
Трудность в том, чтобы остаться художником,
выйдя из детского возраста.
В последние годы меняются содержание и задачи изобразительной деятельности. Если несколько лет тому назад ставили детей в рамки копирования образца, показывая последовательность и приёмы рисования, учили изображать объекты реалистического мира, то сейчас, используя новые, инновационные программы и педагогические технологии, мы стараемся, не навязывая детям свою точку зрения, реализовать свой творческий потенциал. Для этого необходимо умелое и целенаправленное руководство творческим развитием детей. Огромное значение в раскрытии творческого потенциала детей имеет нетрадиционное рисование.
Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Например, какому ребёнку будет неинтересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок. Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребёнка:
• Мелкой моторики рук и тактильного восприятия;
• Пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия;
• Внимания и усидчивости;
• Изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости;
• Кроме того, в процессе этой деятельности у дошкольника формируются навыки контроля и самоконтроля.
Дети хорошо принимают ранее неизвестные им способы изображения одних и тех же объектов.
Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей. Основной принцип работы «Учение через увлечение» Первоначально необходимо вызвать у детей удивление. Вторая задача дать возможность испытывать удовольствие на занятиях. Следующий этап — увлеченность. И заключительный — успех! Таким образом, у детей формируется эмоционально положительное отношение к процессу рисования. Появляется устойчивый интерес к изобразительной деятельности.
Хочу рассказать вам об нескольких интересных технологиях нетрадиционного рисования. Скоро великий праздник-День Победы, и мы вместе попробуем изобразить праздничный салют в честь тех людей, которые подарили нам жизнь.
Марморирование — это очень интересная и необычная техника создания фонов (рисование на воде, похожих по рисунку на мрамор. Более утонченный его вариант — древнее турецкое искусство ebru.Чтобы освоить это искусство в совершенстве нужны годы, но, я думаю, попробовать можно. Необходимы специальные краски, можно конечно использовать и масленые, добавив в них немного растворителя, но мы с вами, дорогие коллеги, работаем с детьми, посторонние неприятные запахи не нужны, да и нужна такая техника, чтобы ее мог выполнить дошкольник, и не только ребенок из подготовительной группы, но и детки из групп младше.
Расскажу тоже об марморировании, но рисование не на воде, а на пене для бритья.В чем плюсы:
— в доступности средств: пена для бритья, пищевой краситель или жидкие акриловые краски, листы бумаги, бумажные салфетки, пипетки, стэки, клеенчатые индивидуальные салфетки, зубочистки
— простота и безопасность использования.
Итак, начнем, приготовила материалы
Налила пищевой краситель в емкость, использую обыкновенные блюдца, краситель смывается легко.
Затем на клеенчатые салфетки выдавливается небольшое количество пены для бритья (детям младшего возраста воспитатель пену может выдавить сам) количество пены зависит от размера рисунка, если рисунок невелик, пены много не нужно.
После чего нужно разровнять пену стэком
Пипеткой набираем краситель (в данном случае использован один красный, как вы понимаете, цвета и количество красителей зависит от вашего желания)
Аккуратно нужно накапать несколько капелек на пену
После окончания рисования прикладываем на узор лист белой бумаги, чуть-чуть придавливаем, убираем, ждем буквально 5 секунд и осторожно промакиваем остатки пены бумажной салфеткой
А вот готовые работы
Уважаемые коллеги, разрешите представить Вам еще одну технологию нетрадиционного рисования.
«Волшебная вата»
Всем нам известно, дорогие коллеги, что такой материал как вата является универсальным средством в художественном творчестве. Особенно, если эта вата разноцветная — результат потрясающий. Яркие работы-аппликации, которые могут изготовить самостоятельно ребятки любого дошкольного возраста.
Для покраски ваты вам нужны обыкновенные гуашевые краски, подойдет и акварель, краска разводится в воде, чем ярче цвет вам нужен, тем больше краски растворяйте в воде. В емкость с цветной водой опускается ватное полотно, аккуратно отжимается, а затем выкладывается на батарею (на полиэтилен) или подоконник – сушится, а после чего готово к применению.
Хорошо клеится как на клейстер, так и на клей ПВА.
Со своими малышами – группой раннего возраста (2-ой год жизни) мы мастерили Салют Победы.
Работы получились яркие, интересные, а самое главное заинтересовали детей.
Чтобы привить любовь к изобразительному искусству, вызвать интерес к рисованию, нужно начинать с младшего дошкольного возраста, используя нетрадиционные способы изображения. Такое рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. И как сказал один мудрец» «Ребенок — это не сосуд, который надо наполнить, а огонь, который надо зажечь»
И перед нашим государством, школой,воспитателями и родителями вырастает задача чрезвычайной важности: добиться того, чтобы каждого из тех, кто сейчас ходит в детский сад и, кто еще должен родиться, вырастить не только здоровым и крепким человеком. Но и – обязательно! – инициативным, думающим работником, способным на творческий подход к любому делу, за которое он бы не взялся.
Афоризмы «Не слушайте никого, кто вам объясняет, что та или иная затея вас не достойна, им не понятна и миру не нужна. Вам этого жутко хочется, значит.
Методы и приёмы нетрадиционного рисования с детьми раннего возраста Нетрадиционные изобразительные техники — это эффективное средство изображения, включающее новые художественно-выразительные приемы создания.
Источник