Консультация для воспитателей «Рисование натюрморта в детском саду»
елена титова
Консультация для воспитателей «Рисование натюрморта в детском саду»
Что такое натюрморт известно, пожалуй, всем. Достаточно перевести французское словосочетание «мертвая натура» и станет ясно, что это жанр изобразительного искусства, который посвящен изображению неодушевленных предметов – посуды, овощей, фруктов, тканей, скульптур, растений.
Знакомство с натюрмортом происходит уже на этапе младшего дошкольного возраста. Дети 3-4 лет учатся рисовать овощи и фрукты, располагая их на листе бумаги. Хотя термин «натюрморт» еще не употребляется для обозначения рисунка, дети учатся изображать знакомые предметы, используя разные материалы. Это однопорядковые натюрморты, т. е. только фрукты, овощи, ягоды. Воспитатель обязательно производит показ способа рисования того или иного предмета. Изображение располагается в середине листа и имеет достаточный размер, не превышающий 1/3 от объема листа. Сначала рисуется контур предмета, обращается внимание на форму и цвет предмета, на расположение его на листе бумаги, затем этот предмет закрашивается. Если ребенок рисует карандашами, пастелью, мелками или фломастерами, то закрашивание происходит в виде штриховки в одном направлении.Детям предлагается изобразить один предмет определенной формы: круг – яблоко, апельсин; овал— слива, картофель; треугольник – морковь. По мере нарабатывания техники рисования, ребенку ставится задача посложнее – сочетание предметов разной формы и цвета.
У детей дошкольного возраста происходит первоначальное развитие разнообразных и тонких движений руки, которые необходимы для рисования и которые можно назвать рисовальными движениями. Овладение линией контура, штрихом, пятном как выразительными средствами рисунка составляет для маленького ребенка специальную задачу, решить которую он самостоятельно не может.
Наблюдение процесса рисование показывает, что дети испытывают большие затруднения в создании изображений, если не владеют графическими навыками. А когда они не могут изобразить то, что им хочется, это вызывает недовольство собой, эмоционально отрицательное отношение к этой деятельности, отказ от рисования вообще. Иногда не зная технических приемов рисования, дети сами пытаются найти их.Чаще всего это бывают неправильные приемы: рука с инструментом движется неловко, загораживает рисунок, не позволяет видеть появляющиеся на бумаги линии. В результате форма предмета в рисунке искажается, вызывая огорчения маленького художника.
Детям 4-5 лет предлагаются более сложные натюрморты. Усложняется композиционное решение, предлагаются для изображения фрукты и овощи, фрукты и ягоды, овощи и ягоды разные не только по форме, но и по размеру и цветовому решению. Дети начинают изображать в натюрмортах букеты с цветами. Изображение уже может занимать от листа бумаги. Перед началом рисования педагог знакомит детей со способами и техникой рисования, но уже предлагает самостоятельно выбрать композицию своего рисунка, не опираясь на образец. Воспитательпродолжает учить правильно держать изобразительный инструмент: карандаш, кисточку, фломастер и т. д.
В старшей группе в натюрморт добавляется посуда, как часть композиционного решения. Фрукты и овощи раскладываются в вазы и тарелки, а к букету цветов прилагается вазочка. Дети старшего дошкольного возраста используют в работе не только основные цвета, но и различные оттенки, учатся смешивать краски, регулировать силу нажима для создания насыщенности в цветовом решении. Для рисования дети 5-6 лет используют графитный карандаш, рисуя контуры предметов своего натюрморта. Важно учить детей при закрашивании, не заходить за контур. При закрашивании нельзя добиваться сплошного цвета, потому что в природе предметы не имеют ровного и гладкого цвета. При составления натюрморта дети самостоятельно учатся составлять композицию, выделяя его центр. На заднем плане располагаются крупные предметы (вазы, большие фрукты). Центр заднего плана можно немного сместить вправо или влево. Если того допускает композиционное решение. Сочетание предметов в натюрморте должно быть комбинаторно, т. е. гармоничное сочетание в цвете, размере, выборе расположения относительно друг друга. Центр композиции должен быть ярким и может включать с себя несколько предметов. Дети старшего возраста начинают изменять направление штрихов, располагая их по-разному на листе бумаги, изменяется характер движения (прямолинейные, дугообразные, вращательные). Эти изменения вращательности движения не регулируются зрением,а являются результатом двигательных поисков: производя движения в разном направлении, дети осваивают пространство листа.
Детям подготовительной группы перед рисованием натюрморта не предлагается графический образец. Они начинают рисовать с натуры. Воспитатель сам составляет натюрморт, объясняя при этом, почему на переднем плане именно этот (эти) предметы, а не другие, знакомит детей с понятием тени и полутени. В центре композиции расставляются предметы с яркой, блестящей фактурой, используется драпировка как фон рисунка. Драпировка не должна быть ярче предметов и иметь однотонный рисунок пастельных тонов. Натюрморт сначала изображается простым карандашом, затем наносится цвет (если это не графика). Штриховка производится в разных направлениях, по контуру предмета, с изменением силы нажима. Новым является освоение движения, быстро изменяющих направление на противоположное направление штрихов. Натюрморт должен занимать все пространство листа или большую его часть. Обращается внимание на пропорциональное решение натюрморта. Во второй половине года дети 6-7 лет учатся самостоятельно составлять натюрморт, опираясь на полученные ранее знания, умения и навыки.
«Планирование музыкальной деятельности в детском саду». Консультация для воспитателей МБДОУ «Детство» структурное подразделение «Красносельцовский детский сад» ПЛАНИРОВАНИЕ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДЕТСКОМ САДУ Консультация.
Консультация для начинающих воспитателей «Дисциплина в детском саду» Дисциплина в детском саду – это основа спокойствия и порядка. Дисциплина в детском саду — это основа спокойствия и порядка в группе. Дисциплина.
Консультация для воспитателей «Развитие речи в детском саду» Консультация для педагогов «Развитие речи в детском саду» Если раньше большую часть составляло речевое общение, то в наше время, следуя.
Консультация для воспитателей «Роль ведущего на утренниках в детском саду» «Роль ведущего на утренниках в детском саду» Роль ведущего очень ответственна. Ведущий — это лицо, которое руководит праздничным утренником,.
Консультация для воспитателей и родителей «Игры с водой в детском саду и дома» Игры с водой относятся к наиболее любимым забавам малышей. Они доставляют удовольствие детям, улучшают настроение, регулируют мышечный тонус,.
Консультация для воспитателей «Математика в детском саду по ФГОС» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 38 Консультация для воспитателей «Математика в детском саду.
Консультация для воспитателей «Организация и методика проведения прогулки в детском саду» Консультации для воспитателей. Организация и методика проведения прогулки в детском саду. Значение прогулки в развитии детей дошкольного.
Консультация для воспитателей «Организация и методика проведения прогулки в детском саду» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 38 Консультация для воспитателей Организация и методика проведения.
Консультация для воспитателей «Прогулка в детском саду» Прогулка очень важный режимный момент для детей в дошкольном образовательном учреждении. Цель прогулки: укрепление здоровья, физическое.
Консультация для воспитателей «Как провести квест-игру в детском саду» Обучение в форме игры — замечательная творческая возможность для педагога интересно и оригинально организовать жизнь своих воспитанников.
Источник
Рисование натюрморта в начальной школе поэтапно
Автор: Терешкова Татьяна Михайловна, учитель начальных классов МБОУ СОШ №36 имени генерала А. М. Городнянского г. Смоленска.
Описание: Данный мастер-класс будет полезен педагогам начального образования, а так же тем, кто хочет научиться рисовать с нуля. Предназначен для детей младшего школьного возраста, начинающих художников.
Цель: формирование основ изограмоты, знакомство с жанровой живописью на примере натюрморта.
Задачи:
— познакомить детей с особенностями жанра живописи — натюрморта;
— учить поэтапно выполнять рисунок натюрморта;
— формировать такие понятия как композиция, свет-тень, объем в рисунке; учить правильно применять их в своей работе.
Материалы:
— бумага А4, краски акварельные, карандаши акварельные, простой карандаш, ластик, баночка для воды.
I. а) Ребята, все из вас конечно же были в музеях, картинных галереях, рассматривали работы художников. Все они разные. Думаю, вы без труда скажете, как можно назвать такую картину (имеется в виду жанр) (показ пейзажей), а такую? (показ портрета). Вот ещё одна работа. Что на ней изображено? Как назвать её (жанр)? (Натюрморт).
При затруднении с ответами или для продолжения беседы можно использовать стихотворение А. Кушнера:
Если видишь на картине
Нарисована река
Или ель и белый иней,
Или сад и облака,
Или снежная равнина,
Или поле и шалаш,
Обязательно картина
Называется ПЕЙЗАЖ.
Если видишь, что с картины
Смотрит кто-нибудь из нас,
Или принц в плаще старинном,
Или в робе верхолаз,
Лётчик или балерина,
Или Колька, твой сосед,
Обязательно картина
Называется ПОРТРЕТ.
Если видишь на картине
Чашку кофе на столе,
Или морс в большом графине,
Или розу в хрустале,
Или бронзовую вазу,
Или грушу, или торт,
Или все предметы сразу,
Значит, это НАТЮРМОРТ
П. Клас “Трубки и жаровня”
Б. Аст “Натюрморт с фруктами”
Как вы думаете, почему? Ведь картины все разные? Может есть что-то, что их объединяет? (Изображены окружающие нас предметы, вещи).
б) Но каждая картина имеет свой характер, неповторимые черты. (Показ двух букетов: Я. Хейсум, Зори Н.).
Давайте всмотримся в наши букеты. Казалось бы нет ничего проще, нарисовать букет цветов, но как по-разному сделали это художники. Чтобы вам было легче это увидеть, я прочитаю два описания, а вы определите, какое из них подходит к первой картине, какое ко второй.
— Представьте, что мы находимся уже не в классе. Мы перенеслись в ту комнату, где стоят наши вазы с цветами. Прохладное летнее утро. Только что срезанные цветы, пахнущие утренней свежестью, опущены в студёную воду… Солнце непослушными лучами играет лепестками цветков…
— Полумрак. Старая лампа освещает чуть поникшие бутоны цветов. Живительная влага иссякает. Но где-то в глубине ещё борется жизнь…
Почему вы именно так распределили описания? (Дети делятся своими мыслями, впечатлениями).
Молодцы! Видите, как хорошо вы уже разбираетесь в натюрмортах.
в) Скажите, а зачем художнику понадобилось изображать в картине обычные предметы: стакан, яблоко, какой-нибудь старый кувшин?
Художник в своей картине передаёт не просто предметы, но и свои чувства, красоту порой ничем не привлекательных вещей, чтобы другие люди научились всматриваться в них, любоваться ими.
II. а) Мы уже сказали, что натюрморт – это жанр изобразительного искусства, и что художники, работающие в этом жанре, чаще всего изображают плоды, букеты цветов, разные предметы и т.д. Но такие натюрморты, как мы видим сейчас, были не всегда.
Раньше натюрморты не писали вообще, т.к. предметы окружающего мира не вызывали особого интереса. Однако, познавая мир, человек открывал для себя много нового, загадочного, интересного, самые обычные вещи открывали для него свои необычные стороны.
Натюрморт, каким мы видим его сейчас, возник не сразу. Вначале это были лишь отдельные элементы картины.
Своего расцвета натюрморт достигает в работах голландских художников 17в.
б) Голландцы называли свои работы “тихая жизнь”. И действительно, этим картинам очень подходит такое название (П. Клас “Завтрак с рыбой”) или лучше сказать, жизнь застывшая, остановившаяся на мгновение.
П. Клас “Завтрак с рыбой”
Присмотритесь, вода в бокале, луч света, аромат лимона, звон опрокинутой посуды словно застыли на мгновение. Но через миг лучи света будут вновь скользить по стене, обводя своим невидимым взглядом бокалы, начищенные до блеска блюда, и “тихая жизнь” пойдёт своим чередом.
Интересно, что названия у натюрмортов примерно одинаковые: “Завтрак”, “Десерт”, “Рыбы” и т.п.
Были времена, когда к натюрморту относились пренебрежительно и называли “мёртвая натура”. Однако “тихая жизнь” вещей, загадочная, скрытая от посторонних глаз, заинтересовала художников больше. Натюрморты стали писать художники разных стран, в том числе и России.
в) В начале прошлого века натюрморты писал И.И. Машков. С детства он любил рисовать, хотя многим это казалось никчёмным делом. Машков занимался тем, что рисовал вывески для магазинов, торговых лавок. Он нигде этому не учился, и когда однажды учитель рисования спросил уже 18-летнего юношу, хочет ли тот учиться рисованию, Машков ответил: «А разве этому учатся?» После этого Машков решительно стал на путь будущего художника.
Я покажу вам один из его натюрмортов “Ананасы и бананы”.
И. Машков. “Ананасы и бананы”
Присмотритесь, главное здесь – не простое изображение предметов. Давайте представим, что бы мы почувствовали, если бы перед нами на столе лежали эти фрукты. Потрогаем кожуру ананаса, почувствуем аромат только что отрезанного сочного кусочка. Обратим внимание, как художник изображает стеклянный стакан, тарелку…
(Как результат сравнения можно отметить, что рассмотренные натюрморты, голландские и русские, различающиеся временем написания, легки для восприятия, эмоциональны. Художники, мастера своего дела, сумели донести красоту материального мира до зрителя).
III. Итак, мы познакомились сегодня ещё с одним жанром изобразительного искусства (живописи). С каким? (Натюрморт).
Что нового мы узнали?
– Как раньше художники называли натюрморт?
– Зачем стали писать натюрморт? (повторить)
– Понравились ли нам натюрморты и почему?
(Натюрморты дают возможность окунуться в историю, посмотреть, как жили люди в той или иной стране в разное время. Натюрморт говорит нам о чувствах художника, помогает увидеть нам то, что в обыденной жизни может быть не замечено).
Инструктаж.
Итак, сегодня мы будем с вами учиться рисовать натюрморт. Нам нужно постараться к концу занятия завершить нашу работу. Нам понадобятся альбомы, простые карандаши, краски и акварельные карандаши.
Источник