Техника рисования горячими восковыми мелками

Энкаустика — техника рисования воском

Ирина Ролдугина
Энкаустика — техника рисования воском

Овладеть техникой энкаустика может и взрослый,и ребёнок. Для этого совсем не обязательно уметь рисовать.

Приглашаю вас в мир энкаустики!

Цель: раскрыть приёмы рисования утюгом.

Задачи:вызвать интерес к необычной технике рисования-энкаустика;создать рисунок.

•научить пользоваться утюгом, используя технику безопасности;

•научить создавать рисунок с помощью утюга и воска;

•развивать творческое воображение, мышление, моторику рук;

•воспитывать аккуратность при работе;

•прививать умение видеть красоту природы.

* утюг (желательно без дырочек на подошве);

* цветные восковые мелки;

* мягкие бумажные салфетки или бумажные полотенца (много);

* белый лист (можно глянцевый картон, будет скользить еще лучше);

*для подложки:газеты,стары обои, любой материал;

Энкаустика — это техника рисования воском. техника живописи, в которой связующим веществом красок является воск. Живопись выполняется красками в расплавленном виде.

Чтобы научиться технике энкаустика,нужно запастись восковыми мелками,белым картоном и утюгом. И главное совсем не нужно уметь рисовать!Эта техника очень проста и доступна всем.

Работа заключается в том,что восковые мелки наносятся на умеренно горячую подошву утюга,а потом переносится на картон. В работе используется только глянцевый картон.

Утюг должен быть без функции «отпариватель»(т. е. без дырочек на подошве).у меня такого нет, я использую обычный.

Конечно в продаже есть специальные утюги и насадки для энкаустики,но можно обойтись

Для работы необходимо подготовить рабочую поверхность под картон,чтобы не запачкать вокруг расплавленным воском и необходимый материал. Стелим обои на стол кладём картон.

Регулятор температуры ставим между одной и двумя точками.

В энкаустике существует пять основных приёмов работы с утюгом.

Первый приём-это разглаживание

Наносим на подошву утюга определённый цвет воскового мелка

Гладим картон с одной стороны края до другого не останавливаясь. Нарисовали воду в океане.

Вытираем остатки мелков с подошвы утюга бумажными салфетками.

Снова наносим восковые мелки темнее на подошву утюга

Проглаживаем нижнюю часть картона.

Получился основной фон работы.

Второй приём рисования — оттиск.

Утюг прикладываем к работе,а потом резко приподнимаем. Получились прожилки.

Оттиск можно выполнить следующим образом:на утюге расплавляем восковой мелок нужного цвета. Затем утюг прикладываем к работе и резко поднимаем- получается рыбка.

Третий приём- работа ребром утюга.

Утюг ставим ребром на работу с готовым фоном и ведём вверх.

Четвёртый приём- рисование носиком утюга

С помощью этого приёма можно рисовать мелкие детали, кита, или морское дно.

На носик утюга восковым мелком ставим точку и переносим на рисунок. Из точки рисуем.

Пятый приём- рисование подошвой вверх.

Сверху на утюг кладём работу,когда картон нагреется можно рисовать детали восковыми мелками.

Спасибо за внимание!

Энкаустика как один из видов нетрадиционного рисования Добрый день, уважаемые коллеги) Сегодня я хочу рассказать о своём увлечении. Около двух лет назад, на бескрайних просторах интернета,.

Мастер-класс по нетрадиционной технике рисования «Энкаустика» 1. Теоретическая часть с презентацией: Любой человек по своей сути – творец. Но его творческие возможности, как правило, находятся в скрытом.

Мастер-класс по энкаустике — технике рисования картин воском Энкаустика — набирающее популярность женское увлечение. Его нельзя назвать новым, но для многих это слово пока незнакомо. Что же такое энкаустика,.

Нетрадиционная техника рисования — «кактус» («Кляксография») В старшей группе я провела рисование на тему «Домашние цветы» с использование нетрадиционной техники рисовния «Кляксография. Материал: трубочка.

Нетрадиционная техника рисования — монотипия (фотоотчет) Монотипия в переводе с греческого означает «один отпечаток». Это создание одного уникального отпечатка, который невозможно повторить. Техника.

Источник

pro-vosk.ru

Сайт о восках и их свойствах

Живопись воском энкаустика

от katechka

Энкаустика — живопись воском, уникальная техника, позволяющая создавать невероятной красоты картины. Живопись воском была популярна еще с античных времен, и пришла к нам из древних цивилизаций. Живопись воском в современном мире осуществляется помощью самых разных техник, в ней могут применяться как самодельные восковые краски, так и покупные, или даже восковые мелки. Сегодня мы поговорим об удивительном искусстве энкаустики — живописи воском. Читайте следующую статью на страницах журнала pro-vosk.ru.

Энкаустика живопись воском

Слово энкáустика – древнегреческое, и означает «искусство выжигания». Энкаустика – техника живописи, известная более чем два с половиной тысячелетия: это рисование расплавленным воском. Искусство энкаустики было известно еще в Древнем Риме. Энкаустика – это рисование окрашенным пчелиным воском. Потрясающие картины с необычными эффектами создают художники в этой технике.

В Древнем Египте восковая живопись применялась для окраски стен и фасадов, а в Древней Греции горячими восковыми красками расписывали корабли. Многие ранние иконы сделаны именно в технике энкаустики. Иконописцы хранили тайны мастерства рисования воском. Позже рисунки воском дополнила и частично вытеснила восковая темпера, более яркая и богатая оттенками.

Так как каждая из техник живописи, имевшая в истории дли­тельное применение на практике, достигала совершенства не сразу, а постепенно, то и восковая живопись в различные эпо­хи имела, конечно, различные степени совершенства. Она пе­режила все стадии развития: начало, полный расцвет и, нако­нец, упадок. Несомненно, что энкаустика времен Плиния мало похожа была на восковую живопись VI—VIII веков н. э. Кроме того, техника восковой живописи изменяла свой вид в зависимости от того, для каких целей она служила: для жи­вописи ли портретов, стенных росписей или украшения кораб­лей, или окраски стен.

Много труда и времени потребовалось для того, чтобы по­нять древнюю восковую технику живописи. Целый ряд иссле­дователей этого вопроса, изучая сохранившиеся краткие све­дения о ней, оставленные нам ее современниками, приходили к ошибочным выводам и заключениям. Затрудняло понима­ние техники также малое число сохранившихся образцов древ­ней восковой живописи и недостаточное исследование с хими­ческой точки зрения сохранившихся произведений греческой живописи и ее остатков. Лишь в наше время художникам и технологам удалось близко подойти к разрешению этого во­проса, вот почему старинная техника восковой живописи в настоящее время не кажется уже такой загадочной, как это было еще недавно. Имеются уже и художники, которые начи­нают писать с воском по системе греческих мастеров.

История восковой живописи

Шмидт потратил много времени на разработку восковой живописи и в настоящее время свободно расписывает внутрен­ние и наружные стены зданий восковыми красками с приме­нением огня. По отзывам специалистов, технологов и художни­ков, его достижения в области энкаустики вполне убедительны.

В своей книге Г. Шмидт дает возможность понять сущность своего метода живописи, но не описывает деталей ее и не дает рецептуры приготовления красочного материала и пр., так как все это у него запатентовано. На основании своих опытов с воском и наблюдений он убедился в том, что важнейшим и основным способом античной энкаустики является восковая живопись, обрабатываемая огнем, откуда явилось и ее назва­ние «энкаустика» 140 , с чем нельзя не согласиться.

Остатки слоя восковой окраски, взятые с римской колон­ны Траяна, тверды и имеют стекловидность в изломе, свой­ственную смолам, но не воску. Такова же окраска греческих храмов Парфенона и Тезея в Афинах. Воск, применявшийся в лучших видах энкаустики, был тверд и плавился при 100°, но и он не мог дать красочного слоя, блестящего в изломе, если к нему не примешивалась смола. По Плинию, связующее ве­щество энкаустики и восковой живописи вообще состояло из «cera cum pice», т. е. из воска и смолистого бальзама, добыва­ние и применение которых в древности было известно. Об одном из них Плиний говорит так: «Жидкая смола получается в Европе из соснового дерева варкой и служит защитной про­мазкой для кораблей и других целей». По свидетельству того же писателя, названные бальзамы были различных качеств, причем то нормальной густоты, то текучи, как вода. Античное время, как видим, было знакомо уже отчасти со скипидаром, притом древесного происхождения.

Ошибочно было бы думать, что античные живописцы не знали, что воск имеет способность растворяться в эфирных маслах, добываемых из хвойных деревьев, и не использовали его в этом виде в смешении с красками. Несомненно, что связующее вещество одного из видов восковых красок, приме­нявшихся в древности, составлялось из воска и бальзамов, со­стоявших из смолы и большего или меньшего количества ски­пидара, причем в зависимости от количественного содержания в красках последнего они применялись то в холодном виде, то при содействии огня.

Восковая живопись с применением огня, т. е. настоящая энкаустика, более прочна, нежели живопись, исполненная хо­лодными красками, так как под действием огня получается лучшее прилипание красок к поверхности материала, на кото­рый они наносятся. Кроме того, слой красок, плавленых огнем, имеет большую плотность, нежели слой, нанесенный без этой обработки. Плотность красочного слоя будет тем меньше, чем больше введено было в него скипидара.

В отличие от масляной живописи, в которой при составле­нии красок придерживаются правила — брать как можно больше краски и как можно меньше масла, в энкаустике поступают совершенно наоборот, т. е. количество связующего вещества здесь преобладает значительно над количеством сухой краски.

Современная техника энкаустики

Современная техника энкаустики – это рисунки не просто воском, это рисование восковыми мелками с помощью привычных бытовых приборов: утюга и паяльника. Эти незамысловатые инструменты иногда дополняют аппаратом для выжигания, а еще лучше – каутерием – это прибор, похожий на паяльник, но с меньшим нагревом и с различными по форме насадками, специально предназначенный для энкаустики.

Сегодня рисунки воском – декоративное искусство, полюбившееся многим художникам. Разновидностью энкаустики является восковая темпера, отличающаяся яркостью и сочностью красок. В этой технике написаны многие раннехристианские иконы. Рисовать не красками, а горячим воском – это и есть энкаустика, удивительная техника. Для творчества нужен лишь утюг, восковые мелки и картон.

Такая техника энкаустики состоит в нанесении на горячую поверхность утюга восковых мелков разных цветов, которые потом переносятся на картон гладящими или прикладывающими движениями. Очень многое зависит от фантазии художника, умения сочетать цвета, интуиции и мастерства! Кончиком утюга рисуют мелкие детали.

Способы рисования могут быть разными. например: воск растапливают на специальной плитке. В процессе работы поддерживают его в растопленном виде и рисуют, как обычными красками. Или, например: бумагу, холст или другую основу для изображения кладут на специальный стол с подогревом. Инструментами для создания спец. эффектов могут быть шпатели, жесткие кисточки, валики и т.п.

Что нужно, чтобы рисовать воском

Можно ли сегодня рисовать при помощи восковой живописи? Конечно, можно! Вот только для этого нужно приобрести всё необходимое оборудование, а самое главное – воск. В прошлые времена изготавливались и продавались специальные палитры для рисования горячим воском. Сегодня их практически не найти. Однако в качестве неё можно использовать железный или стальной лист толщиной не менее 6 мм. Этот лист стоит поместить на расстоянии 2,5 см от нагревательного прибора, а здесь чаще всего используется плита, и температуру сделать самой минимальной.

Восковые краски нужно использовать в специальных баночках, которые очень похожи на формочки для выпекания небольших кексиков. Самое главное условие – это плоское дно, которое ставится на железный лист и оно должно полностью стоять на листе для подогрева.

Ещё одна важная вещь – это шпатель, желательно чтобы он был электрическим и мог поддерживать определённую температуру постоянно. А для завершающей операции можно использовать и фен. Саму краску можно наносить на лист обычными кистями. Но мягкие нейлоновые кисти могут плавиться, поэтому в ёмкости с восковыми красками их оставлять надолго нельзя ни в коем случае.

Для того, чтобы приготовить восковую краску, воск нужно растопить, а потом перемешать его с пигментным порошком. Но тут стоит вопрос о том, какой именно воск нужно использовать. Чаще всего рекомендуется использовать неотбеленный кусковой пчелиный воск. Но если вам требуется получить более прочную поверхность, то лучше всего к первому варианту воска добавить 10% твёрдый карнаубский воск. Но предпочтения в использовании того или иного типа воска и количество красок художник будет выбирать с приходом опыта.

Для рисования чаще всего хватает 7 – 8 цветов. Однако не нужно забывать и о запасных стаканчиках для того, чтобы при помощи смешивания красок получить необходимые тона. Есть и ещё одна специфичная особенность восковой живописи. Если краска не используется некоторое время, то красящий пигмент оседает на дне и перед использованием этого цвета краску и воск нужно хорошо перемешать.

Вещества для восковой живописи

Один из рецептов связующего вещества красок, применяемо­го в XIX в., составляется таким образом: лавендуловое масло в количестве 8 частей нагревается в воде до 80° и в нем ра­створяются 2 части бальзам-элеми, после чего раствор филь­труется. Затем к нему приливают 2 части (по объему) фран­цузского скипидара и снова нагревают до 80°. В получившийся таким образом раствор элеми приливаются понемногу 4 весовые части растопленного белого воска, а затем 16—20 частей масля­ного копалового лака, и смесь нагревают до кипения воды в продолжение 5 минут.

Приведенный рецепт можно изменить таким образом: бе­рется 12 частей лавендулового масла или свежего французского скипидара, разогревается в водной бане до температуры кипения воды, и в него опускается 4 части твердого парафина или церезина, или смеси названных веществ. По растворении их в скипидаре сюда же приливаются 16—20 частей копалового масляного лака.

Хороших результатов можно достичь и при полном устра­нении жирного масла из связующего вещества красок, предна­значаемых для монументальной живописи. Парафин или цере­зин, растворенные с копалом в лавендуловом масле, дают свя­зующее вещество для красок, обладающее достаточной эластичностью и большой прочностью. Опыты, сделанные мною в этом направлении, убедили меня в том, что парафин или церезин и смолы в соединении с эфирными маслами представляют свя­зующее вещество, вполне пригодное для красок в монументаль­ной живописи.

Некоторые художники пишут воском, к которому добавляет­ся небольшое количество эфирного или жирного масла. Краски, приготовленные с этим связующим веществом, расплавляются в водной бане, и живопись ими выполняется кистями.

Пастозная живопись с воском заключается в том, что воск в смешении с мастикой, скипидаром и небольшим количеством высыхающего масла обращается с сухой краской в пасту, кото­рая легко мнется руками. Этой пастой, наносимой на ту или иную поверхность пальцами рук или каким-нибудь инструмен­том, выполняется живопись.

Проводя опыты использования воска в стенной живописи с применением огня и без него, я предлагаю нижеприводимый ре­цепт связующего вещества красок для росписи внутренних стен зданий:

  • Отбеленного воска 60 весовых частей
  • Смолы, мастики или даммара 120 весовых частей
  • Очищенного скипидара 200 весовых частей

Краски, тертые на этом связующем веществе, очень удобны в живописи. По легкости работы ими они напоминают масля­ные краски. Высыхают достаточно быстро с матовой поверх­ностью. Разжижаются при надобности скипидаром. Не требуют никакого определенного метода живописи и никакого грунта.

Источник

Читайте также:  Карандаш пастели 5 букв
Оцените статью