Техника рисования гипсовой головы

Особенности изображения гипсовой головы

Наряду с геометрическими постановками, розетками и капителями, античные головы — постоянные обитатели художественных студий и главные модели вступительных экзаменов по академическому рисунку, которые проводят архитектурные и творческие ВУЗы. Сдать такой экзамен и оказаться в числе лучших, действительно, непросто. За шесть часов экзамена абитуриенту нужно, поборов волнение, собрать в единое целое основательное знание анатомии, умение наблюдать, рассуждать и множество сложных художественных навыков.

Зачем будущие архитекторы рисуют на вступительном экзамене античную голову

Изображение античной гипсовой головы — необходимый этап художественной подготовки архитектора. Одной из основных гуманистических составляющих архитектуры является ее соразмерность человеку, поэтому зодчему необходимо хорошо знать и понимать пропорции человека и закономерности его анатомического строения.

Рисуя слепки портретов, выполненные мастерами, учащийся наблюдает неподвижную модель с ясно различимой светотенью, важнейшие формы в которой уже найдены и художественно обобщены.

По сравнению с изображением живой модели гипс упрощает задачу, так как позволяет сосредоточиться на изучении конструктивных особенностей головы, выявлении объема, пропорций и взаимосвязи частей. Однако столь сложный объект изображения требует основательной художественной базы и значительного объема знаний и навыков, без которых работа не может состояться.

Что нужно знать и уметь, прежде чем приступать к голове

Верно выполнить работу невозможно без достаточного опыта в изображении геометрических тел, архитектурных элементов, композиций и сложных природных форм. Рисующий должен быть знаком с законами геометрической и воздушной перспективы, светотенью, осознанно работать с линией и тоном, грамотно выполнять построения.

Читайте также:  Урок рисования рисуем ежика

Без этого ожидать значимого результата от работы над академическим рисунком античных скульптурных портретов не приходится. Однако перечисленные навыки — лишь важная база, а освоение сложной темы изображения человеческой головы потребует многих часов подготовки с преподавателем.

Перед началом рисунка

Работая над античной головой, необходимо соблюдать последовательность, решая задачи поэтапно. И начать следует с подготовки модели и рабочего места.

Выбранный для первых работ скульптурный портрет рекомендуется располагать так, чтобы уровень глаз рисующего и модели находились на одной линии. В процессе рисования важно сохранять положение, при котором точка зрения на модель существенно не меняется. Садиться оптимально на расстоянии, равном тройной высоте головы по вертикали. Так можно четко видеть модель в целом и достаточно подробно рассмотреть детали.

Что касается освещения, то для целей академического рисунка используют искусственный верхний свет, располагая его под углом 45°. Искусственное освещение остается неизменным в течение всего времени работы, тогда как естественное изменяется в течение дня — соответственно этому меняются и очертания тени на модели.

Этапы выполнения рисунка головы

Главный принцип работы над рисунком — соблюдение последовательности «от общего к частному, от частного к общему». Изображение головы включает следующие основные этапы:

1 этап – построения

Этот этап является основополагающим для всего дальнейшего хода работы. Верно перенесенный на бумагу общий объем модели в дальнейшем позволит точно разместить части, взятые в правильном пропорциональном соотношении.

На полях листа выполните быстрые эскизы, выявляющие общую массу, характер строения головы и пропорции без уточнения деталей, а также решающие задачу композиционного размещения.

Проверив соотношение высоты и ширины, легкими линиями наметьте общий овал и шею. Поскольку модель не будет иметь видимых точек опоры, таких как стол или подставка, используйте внутренние точки опоры. Определите основные вертикали и горизонтали и легкими линиями отметьте на рисунке:
• взаимное расположение осей головы и шеи;
• профильную дугообразную линию от середины лба до середины подбородка;
• линию направления глаз;
• линии других параллельных глазам форм (граница волос, лобные бугры, надбровные дуги, переносица, основание носа, скулы, рот, кончик подбородка, уголки нижней челюсти, уши).

Далее начните прорабатывать объем, отделяя лицевую, затылочные и подбородочные поверхности и обозначая положение основных поверхностей с учетом перспективного сокращения; определите общий объем шеи.

2 этап – определение положения и пропорций частей

Приступайте к размещению на рисунке частей — лобных бугров, надбровных дуг, скул, височных костей, ушей, глаз, носа, губ, подбородка, шеи. Постоянно перепроверяйте расстояния между ними, размеры по отношению друг к другу и всей голове. Определяйте места для глаз, передних и боковых поверхностей носа и надбровных дуг по отношению к переносице. Двигайтесь в такой последовательности: глаза, нос, рот, подбородок и нижняя челюсть, скулы, уши, общая форма лба.

Парные формы — глаза, уши, ноздри, скулы — нужно обозначать и рисовать одновременно. Так гораздо легче определить степень их перспективного сокращения, и это помогает избежать многих ошибок и искажений, которые впоследствии сложно исправить.

3 этап – уточнение форм

Приступайте к уточнению и формированию поверхностей намеченных ранее частей, начиная с верхней поверхности лба и постепенно продвигаясь вниз, при этом ориентируйтесь не только на натурную модель, но и на закономерности анатомического строения изображаемых форм. Сопоставив расположение и размеры подчиненных форм между собой и с общей формой на рисунке и модели, переходите к уточнению ушей, щек, волос, шеи.

4 этап — выявление форм средствами светотени

Приступая к тональной проработке рисунка, важно помнить о законах распределения света: по мере удаления от источника света светотеневой контраст ослабевает. На дальнем плане свет и тень менее интенсивны и контрастны, чем на переднем, причем изменяются эти параметры плавно.

Проложите легкую штриховку, выявляя основные объемы больших форм. Рисуйте, не углубляясь в детали. Постоянно сравнивая тональные отношения, постепенно усиливайте тени, вводя в них рефлексы, а в области света добавляйте полутона, оставляя блики. Работайте над рисунком в целом, от общего к частному, от частного – к общему, не допуская излишне детальной проработки отдельных элементов. Задний план прорабатывайте менее подробно и контрастно, чем передний.

Совет. Наиболее распространенными ошибками в работе со светотенью, которые приводят к раздробленности рисунка, являются слишком темные тени, резкие контрасты на дальнем плане, одинаковые по силе рефлексы и свет.

Верно выполнить светотеневой рисунок гипсовых слепков помогает соблюдение последовательности в работе над рисунком, понимание тональной перспективы, внимательное наблюдение тональных отношений и аккуратное их перенесение на бумагу.

Совет. Одна из частных сложностей, с которой сталкивается в начале художественного пути почти каждый рисующий — слишком темный, перечерненный, рисунок.

Избежать этого можно, если найти самый темный участок на голове-модели и постоянно сравнивать с ним тон остальных частей, при этом не забывая сверять тон более светлых частей между собой.

Очень важно набирать тон легко и постепенно, верно подбирая графитные карандаши по мягкости, не нажимая на них слишком сильно. Твердости HB-2B для гипса, как правило, достаточно — более мягкий карандаш, возможно, потребуется лишь на нескольких самых темных участках.
Важно отметить, что между указанными этапами работы над человеческой головой нет четкой грани, если последовательность ведения рисунка соблюдается верно, они незаметно перетекают один в другой.

Рисунок гипсовой головы на экзамене в архитектурные вузы

Ведущие архитектурные вузы предлагают абитуриентам задание по изображению головы человека во время вступительного экзамена. Как это ясно из описания этапов работы над изображением головы, с такой задачей невозможно справиться без достаточного знания анатомии и серьезной художественной подготовки.

Сделать правильное и качественное изображение античной головы за шесть часов экзамена — задача трудная, но выполнимая, при условии, что абитуриент занимался с опытным наставником, который знает требования вуза.

Обучение рисунку для поступающих в вузы

Авторский курс К.Э.Арутюновой поможет школьникам 9-11 классов с любым уровнем подготовки в относительно короткие сроки добиться такого уровня рисунка, который нарабатывают ученики художественных школ за гораздо более продолжительное время.

К.Э. Арутюнова — архитектор и педагог с 20-летним стажем, ведущий преподаватель школы №2054 при МАрхИ и подготовительных курсов МАрхИ, который знает нюансы требований к экзаменационным работам абитуриентов, поступающих на архитектурные специальности московских вузов и колледжей, а также школ с углубленным изучением архитектуры.

Записывайтесь на курсы академического рисунка для абитуриентов, чтобы пройти с опытным педагогом путь от самых азов до изображения гипсовой головы на высоком уровне, достаточном для поступления в творческий вуз Москвы.

Источник

Как рисовать гипсовую голову поэтапно?

Рисунок гипсовой головы — одно из самых распространённых заданий на вступительных испытаниях в художественный вуз. Именно в рисунке гипсовой головы хорошо видно, владеет ли художник азами изобразительной грамоты, может ли передавать и анализировать форму в пространстве, понимает ли законы перспективы и светотени. Обычно на экзамене ставят голову Сократа или Гаттамелаты, так как они наиболее характерны и просты для передачи формы и объёма, но имеют характерные особенности, исследуя которые, передаётся характер модели и её индивидуальные особенности (похожесть в портрете). А это важный шаг к рисованию портрета — правильно выстроить конструкцию головы человека, изображать голову человека объёмно, передавать в рисунке её характерные черты, органично выстраивать тональные отношения, моделировать формы головы штрихами и т.д.

Разберёмся с гипсовой моделью головы Гаттамелаты, хотя принцип построения для всех голов (и даже для традиционного портрета с натуры) один и тот же и последовательность рисования портрета такая же. Важное условие перед началом рисунка: без анализа формы (рисования с натуры) все эти советы и шпаргалки абсолютно бесполезны. Хотите качественно подготовиться к экзамену по рисунку — бегом в художественную школу, самодеятельность тут только мешает. Своей поэтапной раскладкой рисования гипсовой головы я лишь обозначу основные этапы создания рисунка, чтобы вы, дорогие художники, могли понимать куда и как мы идём и что будет в итоге. Такие схемы рисования хорошо сочетать с рисованием под руководством учителя-художника, чтобы не просто выслушивать советы и конкретные рекомендации, но и осознавать, логически продумывать свой рисунок и закреплять изученный материал.
Кроме того, в разных художественных вузах и художественных училищах есть свои нюансы трактовки формы в пространстве, манеры рисовать и убеждений, как должен выглядеть академический рисунок и какова методика его преподавания. Единой для всех системы нет. Поэтому стоит прийти на подготовительные курсы в вуз или училище, просто, чтобы поправить кое-что в особенностях своего рисования. Я в этой статье даю лишь базовые знания и изобразительные схемы, а их ещё нужно будет доработать до необходимых требований конкретного учебного заведения.
Итак, поехали!

1). Находим положение головы в листе выбранного формата. Данный рисунок выполнен на формате А3 карандашами разной мягкости — Н, НВ, В, 2В, 3В. Не буду писать какой карандаш где конкретно применялся — это усложнит и сделает излишне описание. Тем более, что ученик, взявшийся за такую серьёзную задачу, как рисунок гипсовой головы, уже должен владеть основными приёмами и средствами для рисования карандашом.
Сопоставляем пропорции ширины и высоты всей головы, располагаем объект нужной пропорции в листе с учётом поворота головы — перед лицевой частью расстояние между головой и краем листа делаем чуть крупнее, чем с затылочной части. Обозначаем основные объёмы модели — яйцеобразную форму головы, цилиндрический объём шеи, подставку в виде коробки.

В самой голове отделяем лицевую часть от боковой (находим границу — линию, идущую от боковой части лба вниз к скулам, по щеке к подбородку). Таким образом большой объём головы сразу разделится на 2 крупных массива: лицевой и боковой+затылочный. Линией отделяем теменную часть головы от лобной и височной.
Находим линии «крестовины» — осевая серединная линия лица (от темени до подбородка) и линия глаз. Напомню, что линия глаз и все параллельные ей линии в рисунке будут стремиться в точку схода на линии горизонта. Линия горизонта, в нашем случае, выше макушки головы, поэтому все параллельные горизонтальные линии лица будут наклонены вверх влево и навстречу друг другу.

2). Намечаем линии скул, бровей, рта и основания носа. Выстраиваем переносье (трапецевидная плоскость между передней плоскостью носа и лбом. От переносья выводим серединную линию передней площадки носа — это угол носа. Он отличается от угла лицевой части головы (серединной линии лица). Определяем ширину передней плоскости носа и рисуем эту плоскость в виде вытянутого прямоугольника. К ней приставляем боковые плоскости носа и нижнюю (если её видно — в нашем случае её не видно, но в рисунке она отмечена для понимания формы носа).Боковые плоскости носа разворачиваются под углом к лицевой части головы. Они достаточно широки, обратите на это внимание: ширина носа в ноздрях и боковых сторонах носа равна расстоянию между глазами и самому глазу в среднем. У нашей модели глаза укрупнённые, поэтому и ширина носа тоже не маленькая.
Условно грубо показываем профильные линии (отделяющие боковую часть лица от фронтальной) с учётом изменения формы у глазниц (западание внутрь) и бровей (выход вперёд и наружу). Отделяем друг от друга плоскости висков, верхнюю плоскость скуловой кости, плоскости щёк. Обратите внимание на то, что дальняя половина лица будет выглядеть меньше и в сокращении по сравнению с ближайшей, поэтому все парные формы рисуем сразу вместе, но с учётом пространственных сокращений.

3). Кругами намечаем глазные яблоки (глаз человека имеет шарообразную форму), сверху на них попозже наложим веки. Намечаем ухо, оно приближено по размеру к длине носа. Крупные лобные бугры показываем пока плоскостями — это будет смягчённый переход от висков ко лбу.
Рот по ширине обычно равен расстоянию между зрачками, поэтому от условного центра глазных яблок спускаем вертикальные направляющие до линии рта — это углы губ. Ширину верхней и нижней губ пока намечаем лёгкими штрихами. Переднюю плоскость подбородка строим в соответствии с поворотом головы, относительно носа и рта. Обозначим раскрытие боковых частей подбородка и рубленой формой покажем провисающую часть мышц под подбородком.
Покажем линию роста волос в соответствии с большими формами головы. Верхнюю часть головы, там где волосы, прорисуем чуть подробнее рублеными формами. Отдельные кудряшки рисовать не нужно — только большую, общую форму.

4). Разбираем подробнее большие плоскости и формы. Например, плоскость лба разделяем на 2 зоны: надбровную и лобную. Надбровная зона представляет собой своеобразный козырёк, состоящий из 3 плоскостей: передней прямоугольной и двух треугольных боковых. Лобная часть, таким образом, будет выглядеть отдельным объёмом. Проложим осевую линию середины лица по вновь образовавшимся формам более внимательно.
Объём волос покажем единой большой формой — оденем их на голову как каску.
Нос разделим по передней плоскости на 3 отдельных части — от надбровья до переносицы, от переносицы до кончика носа и переднюю площадку кончика носа. Намечаем размер и характер ноздрей. В соответствии с носом, рисуем основные объёмы в ухе: ушное отверстие, мочку, верхний гребень.
Находим движение формы общего массива нижней части лица — от ноздрей в стороны и вниз к свисающим у краёв рта мышцам. Отделяем сами эти мышцы от плоскости лица и намечаем их объём (переднюю и боковую плоскости). Рисуем едва касаясь карандашом бумаги носогубную мышцу.
Определяем форму подбородка (квадрат со скруглёнными углами), разбираем его по форме на основные плоскости — верхняя, фронтальная, боковые, рисуем их в соответствии с перспективными сокращениями.

5). В скулах находим саму скуловую кость, её толщину и направление по движению от лицевой части головы к уху, отделяем жевательную мышцу от плоскости щеки (мышца у угла нижней челюсти).
Находим разрез глаз, определяем какого типа из существующих 3 разрез глаз у нашей модели: кошачий (внутренний угол глаза ниже внешнего), классический (оба угла глаза находятся на одной высоте) или европейский (внешний угол глаза ниже внутреннего). Обозначаем ромбовидное раскрытие глаза модели, характер верхнего и нижнего века и видимую толщину века. Форму век и разреза глаз тоже лучше рисовать более угловатыми формами, а потом скруглить там, где нужно, иначе можно не попасть в характер и модель будет выглядеть не конкретным персонажем, а среднестатистическим лицом.

Укладываем по лицевой части разрез губ (м-образная линия рта), для этого отделяем площадку носогубного фильтра (под носом) от боковых поверхностей всей верхнечелюстной массы. Намечаем форму мышцы под нижней губой. Соответственно им, укладываем верхнюю и нижнюю губы. Верхняя губа значительно тоньше нижней, на ней покажем 2 плоскости у углов губ и 2 плоскости, сходящиеся в выступающей вперёд части. В нижней губе обозначим 2 небольших округлых мышечных «подушки».
Лёгким тоном начинаем отделять теневые части головы от освещённых.

6). Внимательнее разбираемся с объёмами лицевой части. Скулу дробим на небольшие плоскости, укладывающиеся по её форме и движению, подчёркиваем движением этих плоскостей основные лицевые направления. Это нужно для понимания, какие из частей лица как будут выглядеть в сокращении, как они будут освещены и для передачи основных особенностей строениям формы данной головы.
Чуть плавнее по форме и точнее рисуем глазные веки, отделяем слёзную железу от движения век, проверяем сокращение дальнего глаза в повороте относительно ближайшего. Вспоминаем, что верхнее века должно накрывать нижнее, иначе человек не сможет моргать))).
Обозначаем перегиб передней плоскости носа в переносице и боковую часть ноздри — усложняем форму. В ухе находим толщину хрящей и глубину ушного отверстия.
Большой яйцеобразной формой показываем шишки надбровных дуг и их передние площадки. На эти объёмы сверху накладываем брови. Помните, что брови у человека не лежат на одной плоскости, а перетекают с одной плоскости на другую — благодаря этому они и имеют характерный изгиб. Прорисовываем головку, тело и хвост брови, обозначаем объём брови, разделяя общую форму на фронтальные и боковые маленькие плоскости. Хвостик брови, сокращаясь, немного заходит на височную кость — брови достаточно длинные.
Основной объём мышц, находящихся под подбородком разбиваем по форме на более мелкие плоскости, в соответствии с особенностями модели, намечаем объём гортани.

7). Чтобы не запутаться в линиях и сохранить эстетику линейного рисунка, лучше сразу разбирать все линии по толщине и нажиму в пространстве. Ни одна линия не должна повторять другую — все разной темноты, толщины, резкости. Самая ближайшая к нам часть — кончик носа — самые тёмные и широкие линии, по мере удаления формы в пространстве, все линии бледнеют и становятся тоньше. Парные формы, например, глаза, губы, скулы и т.д., следует рисовать одновременно, чтобы не допустить лишних ошибок.
Можно начать чуть подробный тональный разбор: глубокие тени и отвёрнутые от света плоскости штрихуем по форме чуть более тёмным серым. На границе формы — на переломе плоскости — тень более тёмная, по мере удаления от слома формы — светлее. Таким образом, линии построения постепенно начнут растворяться в тоне. Это первый шаг к грамотной тональной моделировке гипсовой головы.

8). Постепенно, по мере прорисовки ослабляем ластиком все линии построения и распределяем тональные отношения в рисунке. Сразу определяемся, что в рисунке гипсовой головы будет самым тёмным, а что самым светлым. Зная это, можно смело распределять разнообразные серые оттенки по всей поверхности головы. Каждую плоскость штрихуем по форме, то есть по движению плоскости. Лучше наносить штрихи не слишком энергично, держа карандаш верхним хватом и поворачивая почти параллельно листу бумаги. В мягкую тушёвку лучше не уходить, чтобы сохранить направление и лёгкую фактуру штриха, так отдельные формы и объёмы головы будут выглядеть убедительнее и рисунок будет стремиться к академической трактовке.
Все плоскости формы головы решаем в разной тональности, в зависимости от их положения в пространстве и степени освещения. Большие части формы, например, боковую часть щеки, можно объединить единым движением штрихов.
Обратите внимание на то, что в голове есть как собственные, так и падающие тени, которые отличаются по тону. Также гипс имеет характерные признаки материальности, например, сильные светлые рефлексы — он как-будто светится изнутри. Это тоже влияет на качество тона в тенях. Также у гипса проявляется характерное сгущение тени на границе света и тени в теневой части. Это стоит передать в рисунке.

9). Штриховку наносим мелкой сеточкой под острым углом, движение штрихов по форме. Тени, собственные и падающие, лучше рисовать параллельно, а полутени сравнивать с тенями и тональностью гипса в свету. Несмотря на то, что гипс белый, белой бумаги в рисунке не останется: определитель, где будет самый светлый блик (например, на кончике носа), всё остальное, в сравнении с ним — серое. Так и штрихуем.
Границу слома формы можно слегка смягчить, «соштопывая» 2 плоскости поперечной штриховкой.
Самые контрастные отношения и плоскости лучше подчеркнуть в лицевой части, особенно в выступающих на нас частях лица, под носом, например. По мере удаления от зрителя, тональные контрасты смягчаем.

10). Добавляем тональные отношения предмета и фона. Определяемся, что темнее в целом, фон или предмет. Закладываем общий тон фона вокруг гипса, прорисовываем слегка падающие тени от гипса, отделяем вертикальную предметную плоскость от горизонтальной. Лучше соблюдать единое направление штриховки фона в рисунке или распределить 2 основных направления штриховки по основным плоскостям — предметной и вертикальной плоскости за гипсом. В таком случае, вертикальную плоскость за гипсовой головой можно штриховать вертикально, а горизонтальную под слепком — по диагонали, по движению плоскости.

11). Штрихи наносятся сеточкой по движению формы. Не торопитесь во время штриховки, анализируйте каждый блок формы. Попытайтесь понять, на какую из простейших форм похожа каждая часть головы: мочка уха и глаз — на шар; нос — на половинку шестигранника; шея — на цилиндр и т.д. Штрихуем в соответствии с этими базовыми поверхностями.

12). На последнем этапе рисования сравниваем тональные отношения внутри рисунка с тонами в натуре. Определяем, какие плоскости в самом гипсе светлее или темнее друг относительно друга. Списываем края гипсовой модели: в тени за счёт ухода собственных теней на гипсе в падающие тени от гипса на фон, в лицевой части — за счёт чуть более тёмных оттенков тона на переходе формы от лицевой поверхности в боковую.
Избавляемся от последних не нужных линий. Смягчаем штриховку на дальнем плане и обостряем резкость штриха на передних частях постановки.
Прорисовываем мелкие детали — несколько вихров волос в самых важных для образования формы и контрастных по освещению частях головы, тени от верхних век на глаза, блик на стыке плоскостей подставки под гипсом и другие.
Анализируем, что темнее — гипс или фон — по всему силуэту головы. Это стоит проследить особо внимательно, потому что в рисунке важны не только локальные оттенки, но и качество освещения. Возможно, что в некоторых тенях на гипсе тон будет более тёмный по сравнению с освещёнными частями драпировки на дальнем плане.

Сеточка штрихов покрывает весь лист. Самый яркий белый блик один, остальные блики чуть более серые по сравнению с ним. Не увлекайтесь бликами (рисуем только блики от основного источника свет, без случайных пятен), избавляйтесь от ненужных деталей. Детализация ослабевает по мере удаления от первого плана в глубину — это даст пространство в рисунке.
Убедитесь, что большая форма головы хорошо читается, то есть вся гипсовая болванка не плоская, у гипса есть объёмная крупная затылочная часть, а от головы до вертикальной поверхности фона есть воздушное пространство. Если этого не случилось, ещё раз проверьте по силуэту места касания гипса и фона в соответствии с заданным освещением.

Также рекомендую почаще проверять рисунок на ошибки в построении и пропорциях — это поможет не сбиваться с выбранного курса на всём протяжении работы над рисунком.
Вот и всё!

Если вам понравился этот поэтапный урок, сделайте следующее:

1. Поставьте «лайк».

2. Поделитесь этим постом с друзьями в социальных сетях или своём блоге.

3. И конечно же, оставьте свой комментарий ниже 🙂

Источник

Оцените статью