- КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РИСОВАНИЮ «ЗНАКОМСТВО С ТАТАРСКИМ ОРНАМЕНТОМ» план-конспект занятия по рисованию (старшая группа) на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Благовещенский собор Казанского Кремля, Спасская башня Казанского Кремля, Мечеть Казанского Кремля Кул-Шариф
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
- Открытое занятие по рисованию в младшей группе «Татарский народный орнамент»
- Ход занятия.
- Мастер — класс для воспитателей: «Развитие речи и мелкой моторики посредством рисования татарского орнамента» материал по рисованию (старшая группа) на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
- Занятие в старшей группе «Татарский национальный орнамент. Роспись ичигов»
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РИСОВАНИЮ «ЗНАКОМСТВО С ТАТАРСКИМ ОРНАМЕНТОМ»
план-конспект занятия по рисованию (старшая группа) на тему
Конспект занятия по рисованию «ЗНАКОМСТВО С ТАТАРСКИМ ОРНАМЕНТОМ»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_po_izo.docx | 21.28 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РИСОВАНИЮ
«ЗНАКОМСТВО С ТАТАРСКИМ ОРНАМЕНТОМ»
Прослушивание избранных музыкальных произведений Р. Яхина, Н. Жиганова и С. Сайдашева;
Чтение стихотворений о Казани;
Материал к занятию:
Иллюстрации, рисунки, наборы открыток о Казани, альбомы, магнитофон, с татарской национальной музыкой.
Изобразительный материал: акварель, восковые мелки, цветные карандаши, простые карандаши, фломастеры, кисти разных размеров, палитры, баночки с водой, белая бумага альбомного формата, шаблоны фартуков, тюбитеек.
Знакомство с татарским орнаментом через традиции и обычаи татарского народа
Введение.
Традиции, обычаи и культура края должна войти в сердце ребенка и стать неотъемлемой частью его души. Знакомство детей с народной символикой цвета, орнаментом и его разновидностями, стараюсь приблизить детей к традициям и обычаям Татарстана. На данном занятии главная цель, помочь ребенку выразить свое отношение к татарскому декоративно-прикладному искусству через его творчество.
воспитание у детей гражданственности, патриотизма.
Формирование у детей духовной культуры, приобщению к татарскому народному орнаменту.
познакомить детей с разновидностями татарского орнамента и его особенностями. Развивать творческие способности дошкольников, навыки работы с цветом и умение видеть прекрасное. Развивать связную речь, память, внимание мышления.
Воспитывать у детей любовь к обычаям и традициям татарского народа через популярные календарные праздники.
Словарная работа: обогащение словаря – Разновидности орнамента: цветочно – растительный, геометрический, зооморфный. Календарные праздники: «Сабантуй», «Науруз».
Материалы и оборудование: куклы в национальных костюмах (мальчик и девочка). Фотографии и иллюстрации, магнитофон, кассеты с записями, альбомы, цветные карандаши.
Предварительная работа: чтение литературных произведений Д.Р. Шарафутдинова “Традиционная культура татарского народа”, Ф. Валеева “Татарский народный орнамент” . Чтение стихотворений воспевающих календарные праздники. Рисование простейших узоров татарского орнамента, закрашивание карандашами и акварельными красками.
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами познакомимся с республикой Татарстан и ее праздниками.
В республике живут люди разных национальностей: чуваши, марийцы, удмурты. Но больше всего русских и татар, которые чтят и помнят свои праздники. И в нашей группе есть ребята и русские, и татары. И все вместе вы играете, гуляете.
Казань – это большой и красивый город. Приехать в Казань можно на самолете, на поезде, электричке. В городе построено метро, на котором можно быстро доехать из одного конца города в другой. Поэты Татарстана посвятили Казани свои стихи:
стихотворения о Казани. Давайте послушаем.
Радостью Казань моя полна
И светла и зелена.
Город кажется весной
Белой чайкой над волной.
Чудные парки и сады
Всюду яркие цветы.
В этом городе живет
Дружный труженик — народ.
Хороша ты, Казань, в предрассветную рань
Ты, Казань, как сад весной со всей страной
Цветешь всегда ты, город мой,
Любимая моя Казань.
Ребята, правда красивые стихи? Только тот, кто действительно любит свой город мог написать такие красивые строки.
Казань- это древний город. Стоит столица на реке Казанке. В городе есть много достопримечательностей: это цирк, зоопарк, театр кукол “Экият”. Но главная достопримечательность это, конечно Казанский Кремль.
Благовещенский собор Казанского Кремля, Спасская башня Казанского Кремля, Мечеть Казанского Кремля Кул-Шариф
Посмотрите, как величественно он стоит на самом высоком месте Казани.
Ребята, а сейчас мы поговорим о праздниках татарского народа.
Науруз,Сабантуй.
На татарском языке праздник переводится как “Байрам”
И действительно один из самых любимых праздников не только татар, но и всех людей, проживающих в Татарстане является Сабантуй. Этот праздник отмечается не только в Татарстане, но и во многих уголках России. Отмечается он когда окончены полевые работы, в конце мая – начале июня. Праздновали его под открытом небом. Место, где проводился праздник украшали шарами, лентами. На Сабантуй собирается очень много народа.
А сейчас послушайте стих, А. Кулибиной, посвященный этому празднику, который так и называется “Сабантуй’’.
После сева летним днем
Мы станцуем и споем
Победит, кто будет сильным,
Смелым, ловким и удалым.
Пригодится здесь сноровка
И отвага молодым.
Быстрый конь летит, как вихрь,
Управляет им джигит,
А чуть дальше, посмотри,
На поляне силачи!
Вот высокий лист стоит,
Всех людей к себе манит.
А попробуй-ка в мешке
Пробежаться по траве!
Ведра, полные воды,
Очень быстро пронесли.
Смех, улыбки, шутки, пляс –
Все здесь это есть сейчас.
Веселись же и ликуй!
Это праздник Сабантуй!
Этому празднику посвящены не только стихи, но и песни. Вот отрывок одной из песни мы сейчас с вами прослушаем. Эта песня так и называется “Сабантуй”…
Понравилась вам эта песня? Действительно очень веселая, задорная.
В заключение “Сабантуя” вечером организовывался праздничный ужин с традиционными блюдами татарского народа (пекли пироги, сладости: чак-чак, хворост.) Праздник Сабантуй укрепляет родственные и дружеские отношения, он проводится во всех селах и городах.
Любой праздник всегда сопровождается демонстрацией одежды.На праздники люди надевали свои лучшие наряды, украшения. Одежда отличалась пошивом, узором на обуви, платье, головном уборе.
Ребята, посмотрите у нас сегодня в гостях кукла Алсу. Она одета в татарский национальные костюм. – Ребята, кто мне скажет, что у Алсу на голове? Во что она одета?
А сейчас посмотрите на иллюстрации. На них изображены девушки и юноши в татарских национальных костюмах. Любимыми цветами являются зеленый, красный, синий, белый. Платье было неизменно широким, внизу- оборки. Поверх платья надевали жилет или фартук.
Вот сегодня давайте все вместе приготовим для нашей девочки подарок- украсим калфак с татарским национальным орнаментом. И она тоже сможет пойти на праздник нарядной.
Ребята, для того, чтобы красиво нарисовать орнамент, нужно подготовить наши пальчики к рисованию, а для этого надо сделать пальчиковую гимнастику.
Пальчиковая гимнастика “замок”
На двери висит замок
Кто его открыть бы смог?( Руки сцеплены)
Постучали,(не расцепляя кистей рук похлопать)
Молодцы, теперь наши пальчики готовы к работе.
Как я уже сказала, сегодня мы будем украшать татарским орнаментом калфак.
Мы с вами уже знаем, что у татарского народа существует три вида орнамента: цветочно-растительный: мотивы волнообразных побегов( в виде виноградной лозы); цветов: тюльпанов, пиона, ромашки, фиалки, трилистника.(Показать на вышивках).Таким видом орнамента украшались занавески, покрывала, платья, обувь, фартуки, калфаки.
2)Второй вид орнамента» геометрический»-применялся он в украшении сельского жилища, ювелирных изделий, надгробных камней.
3) Третий вид-«зооморфный»:среди узоров получили распространение изображения соколов голубей, уток.
Перед вами на столах лежат шаблоны орнаментов, сейчас каждый выберет себе шаблон, можно один, два и разместите его на изделии так каким вы хотели бы видеть свой орнамент. Затем простым карандашом переведите его себе. Для раскрашивания вы можете использовать карандаши, фломастеры, краски, гуашь, ватные палочки или кисточки.(Детям напоминается что они должны закрашивать аккуратно не выходя за контуры и не оставляя просветов)
(Во время работы детей фоном включается кассета с татарской национальной музыкой).
Молодцы, ребята! Вы хорошо справились с заданием. Посмотрите, какие красивые, яркие калфаки у нас получились. Давайте примерим . Думаю что наша девочка осталась довольна. Теперь она может часто менять наряды и быть всегда красивой.
( Рассмотреть рисунки детей)
Молодцы! Занятие окончено.
Заключение.
Дети на занятии познакомились с праздниками татарского народа, которые тесно связаны с развитием народного творчества ( в народном прикладном искусстве — татарский народный орнамент.) Знакомство с праздниками пропагандирует здоровый образ жизни наших предков, способствует формированию положительных качеств личности ребенка. Приобщением к традиционной культуре татарского народа воспитывает в детях гражданственность, патриотизм, чувство гордости за свой край.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированное занятие. Знакомство детей с татарским орнаментом через традиции татарского народа.
Знакомство детей с орнаментом и традициями татарского народа.
Познакомить детей с искусством татарского народа, разновидностями татарского орнамента и его особенностями.
— воспитывать у детей интерес к культуре татарского народа;- активизировать познавательную и речевую деятельность, развивать творчески.
Конспект по рисованию «Знакомство с Гжелью. Гжельская роспись с детьми среднего дошкольного возраста»Программное содержание:1. Познакомить детей с гжельской росписью,ее элементами,колорито.
Источник
Открытое занятие по рисованию в младшей группе «Татарский народный орнамент»
Алсу Хабибуллина
Открытое занятие по рисованию в младшей группе «Татарский народный орнамент»
ТЕМА: «РИСОВАНИЕ ТАТАРСКОГО НАРОДНОГО ОРНАМЕНТА«.
Цель: Учить детей на полоске бумаги составлять простой узор из элементов народного орнамента. Закреплять умение рисовать красками и кистью. Развивать цветовое восприятие
Материал:краска,кисточка,салфетка,заранее вырезанные воспитателем фартуки, кукла, картины.
Приемы:беседа,рассказывание,ответы на вопросы,показ.
Ход занятия.
-Ребята, посмотрите кого вы видите?
-Они национальные одежды одели. Мальчик одел рубашку, брюки,камзул,
тубетейку. Тубетейка-это головной убор,который одевают мальчики.
-А девочка что одела?
-Она одела платье с фартуком. Фартук- это будет по татарски-алъяпкыч, на голову одела-калфак,а ноге- читек.
-Ребята,посмотрите как у них одежда украшена?
-С бусинками, с вышивкой.
-Это татарский орнамент.
-Вот мы сегодня будем украшать с татарским узором фартук.
-Дети,посмотрите какие узоры тут нарисовано (Воспитатель показывает картины- тубетейка, фартук, читек.)
-Узоры бывает разные. Они отличаются цветами, расположениями. Вот перед вами разные фартуки. Какой узор вам понравилось, такой будете рисовать.
-А сейчас все встали будем отдыхать.
Наши алые цветки
Ветерок чуть дышит,
Наши алые цветки
-Сели все красиво. А сейчас начнем рисовать. Для этого что нам понадобиться (Краски,кисточки,альбомный лист,салфетка.)
-Мы с вами будем рисовать цветок и листочки.
-А сейчас все рисуем на воздухе. Примакиваем.
-Самостоятельная работа детей.
-А сейчас все заканчиваем и посмотрим у кого лучше вышла?
-Итог занятия.
-Что мы рисовали?
-Фартук как будет по татарски?
-Молодцы, ребята!Очень хорошо старались. Мне у всех рисунки понравились.
-Занятие закончено!
Дидактическая игра «В мире фантазий» для детей от 4 до 7 лет. Ознакомление с народным творчеством Цель: • учить детей видоизменять, преобразовывать имеющиеся у них представления, создавать относительно новые образы; • учить находить.
Дидактические игры по реализации национального компонента Татарская дидактическая игра: «Поезд» Дидактическая задача: -В процессе игры продолжать знакомить детей с татарскими национальными костюмами.
Источник
Мастер — класс для воспитателей: «Развитие речи и мелкой моторики посредством рисования татарского орнамента»
материал по рисованию (старшая группа) на тему
Цель — познакомить педагогов с разновидностями татарского орнамента и его особенностями, обучение технике рисования татарского орнамента, направленной на развитие творческих способностей, фантазии, воображения, развития ручной умелости дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_klass_belova_ov4.doc | 2.87 МБ |
Предварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Представленный материал будет интересен как молодым специалистам докшкольных учреждений, так и педагогам с большим стажем работы.
познакомить педагогов с видами нетрадиционных пальчиковых игр и их использование в образовательном процессе ДОУ.
Мелкая моторика — совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальца.
Цель — познакомить педагогов с разновидностями татарского орнамента и его особенностями, обучение технике рисования татарского орнамента, направленной на развитие творческих способностей, фантаз.
Хотелось обратить внимание педагогов и родителей на значимость развития руки для ребенка дошкольного возраста и в том, что совместными усилиями мы поможем нашим детям тренировать руку, способствовать .
Презентация мастер-класса для воспитателей.
Художественная литература открывает и объясняет ребёнку жизнь общества и природы.
Источник
Занятие в старшей группе «Татарский национальный орнамент. Роспись ичигов»
Идрисова Люция
Занятие в старшей группе «Татарский национальный орнамент. Роспись ичигов»
Цель: Познакомить детей с татарской национальной одеждой и учить на силуэтах ичиг составлять узор из элементов татарского орнамента.
Задачи: дать понятие об элементах и особенностях татарского мужского и женского костюмов. Развивать творческие способности детей, глазомер, воображение, художественный вкус. Расширить словарный запас детей (ичиги, калфак, камзул, оборки, тюбетейка). Воспитание эстетического отношения к окружающей действительности. Воспитание интереса к декоративно-прикладному искусству татарского народа.
Предварительная работа: создание презентации «Татарский национальный костюм», подборка аудио «Татарские мелодии» и музыка для игры «Тюбетейка», подготовка бумажных силуэтов сапог (ичигов).
Ход занятия:
Собрались ребята в круг
Дружно за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Ребята у нас в Тюльгане люди какой национальности проживают? Русские, казахи, башкиры, татары.
А сейчас внимательно посмотрите на меня, и скажите, что необычного во мне? Я в необычном платье и в необычном головном уборе. Я сегодня пришла к вам в татарском национальном костюме. Что же необычного в моем татарском костюме? Узоры на платье необычные. Посмотрите какие узоры? Волнообразные веточки, волнистые линии, вышитые золотистыми нитями, стразы блестящие. А посмотрите какой головной убор интересный. Называется калфак. Калфак украшен белыми кружевами.
Где же сегодня, в современной жизни, мы можем увидеть народные (национальные) костюмы? Когда их одевают? (В музеях, на фотографиях, на праздниках, на концертах народных танцев и песен, на картинах художников).
У меня платье очень простое, с простыми узорами. Татарские национальные костюмы бывают разные по цвету, с более богатыми узорами.
Ребята хотите посмотреть какие еще бывают татарские национальные костюмы и какие еще у них узоры? Присаживайтесь.
2. Слайд. Мужской татарский народный костюм.
Это мужской татарский костюм. Мужчины носят рубаху, штаны, а сверху надевают халат или же камзол, который тоже украшен вышивкой. Обязательный элемент – пояс.
3. Слайд. Тюбетейка.
На голову мужчины одевают тюбетейки. Тюбетейки шьются из бархата, украшаются вышивкой из бисера или золотыми, серебряными нитями.
4. Слайд. Женский татарский народный костюм.
Перед вами женский татарский национальный костюм. Посмотрите, женщины носят платье с оборками. А сверху надевают жилетку- камзол. Камзол расшит разноцветными или золотыми нитками, бисером или украшен аппликациями из ткани. А еще одевают длинные платья с оборкой и передники. Вся одежда из ярких, дорогих тканей, расшита орнаментом, который включает в себя растительные элементы узора (цветы, листья, веточки).
5. Слайд. Калфак.
На голову женщины одевают калфак. Он также шьется из дорогой ткани – бархата и украшается вышивкой золотыми нитями, бисером, драгоценными камнями.
6. Слайд. Ичиги.
На ногах и женщины и мужчины носят ичиги — сапоги, сшитые из мягкой кожи. Ичиги украшаются кожаной мозаикой.
Татарский костюм привлекает нас своими изящными яркими узорами. Для росписи татарской национальной одежды используют зеленый, синий, красный, фиолетовый, розовые цвета.
Практическая работа.
Ребята посмотрите, чего не хватает в моем костюме? Платье, калфак есть. У меня нет сапог- ичигов. А мне так хочется дополнить свой костюм ичигами. Что же мне делать. Я смотрю у вас на столе лежат силуэты ичигов. Но они не украшены узорами. А вы украсите их и может быть подарите мне? А какими татарскими узорами можно украсить? Растительными можно. Давайте вспомним какие они бывают (дети рассматривают узоры).
А сейчас я попробую украсить один ичиг, а вы посмотрите. Середину голенища я украшу ромашкой, ниже будет сердце, внутри сердца трилистник. Верхнюю часть голенища украшу волнообразной веточкой и полоской. Носик ичига украшу усиками. Давайте перед работой отдохнем.
Физминутка
По родному краю
Дружно мы шагаем (марш на месте)
Справа от нас – широкий луг. (поворот)
Слева находится лес. (поворот)
В таком лесу полно чудес.
Белка с ветки на ветку скок. (прыжки)
Филин крыльями машет. Ух!
Аж захватывает дух! (махи руками)
Солнце над березами светит нам. (повороты головы)
Мы рады ягодам, грибам. (наклоны)
Приступайте ребята расписывать ичиги. В работе используйте тонкую и толстую кисточку, в кисточку набирайте побольше краски, поменьше воды. (дети рисуют под татарскую спокойную мелодию).
Рефлексия.
Как красиво вы украсили ичиги. Молодцы, спасибо вам, буду с удовольствием носить их.
Что мы сегодня делали? Какими узорами вы расписали ичиги? Понравилось вам расписывать ичиги?
Пусть пока ичиги сохнут, а сейчас приглашаю вас поиграть в игру «Тюбетейка». Ребята становимся в круг. Под национальную музыку передаем тюбетейку по кругу. Музыка прекращается, на ком останется тюбетейка, тот будет выполнять задание.
Заключение.
Вы очень хорошо потрудились, и я хочу угостить вас татарским национальным блюдом чак-чагом. Сейчас можете забрать ичиги и устроить выставку в группе и полюбоваться ими.
Фотоотчет. Национальный уголок «Дагестан — мой край родной» в старшей группе Цель: Приобщение детей к историческим и духовным ценностям родного Дагестана, воспитание уважение к культурным и национальным традициям,.
Фотоотчет о занятии декоративным рисованием в старшей группе «Городецкая роспись» Задачи: — приобщать детей к истокам русской народной культуры, декоративно-прикладному искусству средствами рисования; — продолжать знакомить.
Фотоотчёт занятия «Гжельская роспись» в старшей группе Фотоотчёт занятия «Гжельская роспись» в старшей группе В нашем детском саду в настоящее время работают только дежурные группы (до 12 человек).
Интегрированное занятие с применением ИКТ в средней группе «Силуэтная роспись филимоновской игрушки» Интеграция образовательных областей: художественно- эстетическое развитие, патриотическое воспитание, речевое развитие, социально- коммуникативное.
Конспект НОД «Орнамент — узор, украшение» в старшей логопедической группе Цель: Расширить знания детей о народном декоративно — прикладном искусстве. Задачи: Коррекционно – образовательные: 1. Учить отвечать на.
Конспект НОД в подготовительной группе с использованием регионального компонента «Башкирский национальный орнамент» Конспект нод в подготовительной группе с использованием регионального компонента «Башкирский национальный орнамент». Программное содержание.
Конспект ООД по рисованию в старшей группе «Городецкая роспись» Цель: создание условий для ознакомления детей с городецкой росписью. Задачи: — Формировать умения рисовать элементы кистью с соблюдением.
Источник