Три правила, как нарисовать тень в цвете
Если вдуматься, то рисунок это и есть игра света и тени. Всего три правила, как нарисовать тень в цвете, научат выбирать правильные краски, правильно их применить для изображения света/тени, чтобы картина была живой и настоящей. Они просты, и сейчас мы их подробно рассмотрим.
Часто видим такие картины, на которых вроде бы всё точно нарисовано, все предметы на месте, все пропорции правильные, а она как мёртвая, сразу видно, что «ненастоящая». Как так получается? А посмотрите внимательно на то, какие тени отбрасывают нарисованные предметы. Самая частая ошибка начинающих художников кроется именно в том, как они изображают тени.
Не только чернота и размер тени меняются от того, как меняется свет (освещение в целом). На самом деле изменяется всё: вся цветовая гамма всех предметов. Если мы берём день, то цвета будут насыщенные, а тени чёткие. Они тоже становятся ярче, дают на картине ощущение бодрости, динамики. Вечером же, или в пасмурную погоду, и цвета и тени приглушаются, размываются, уменьшается контрастность. Это придаёт ощущения покоя, возможно даже усталости. Мы сразу видим на картине, какое время суток изображено, ясный или пасмурный день. Тут мы подходим к понятию «температура освещения, цветовая температура». Это оно влияет на наше впечатление от пейзажа, как нарисованного, так и окружающего нас.
Описанное правило распространяется не только на пейзажи, но и на всю живопись. Ведь восприятие цвета любого предмета людьми, не только в живописи, но и в жизни, зависит напрямую от температуры освещения. Новички часто останавливаются только на создании формы тоном. Типичная, но очень серьёзная ошибка начинающих художников, когда они тени предмета рисуют тем же цветом, только делают его темнее. В действительности же нарисовать одним и тем же цветом и свет, и тень нельзя!
Итак, вот они, три правила, как нарисовать тень в цвете (то есть цветными красками)
1. Если свет тёплый, то тень будет холодная. Если свет холодный, – значит тень тёплая.
Это очень легко запомнить: всегда наоборот, всегда противоположно.
То есть, если мы создаём, например, натюрморт, при свете лампы накаливания (который является желтоватым и, значит, довольно тёплым), то в тенях присутствуют холодные оттенки фиолетового, синего, иногда даже зеленоватые. Также и в свете пламени (свечи, керосиновые лампы, костёр, факел). Потому что огонь даёт очень тёплое освещение. А вот при свете лампы дневного света – люминесцентной (от 4000 К) – свет получается холодный. Даже невооружённым глазом видно, что он имеет голубоватый оттенок. В этом случае, так же как и при натуральном холодном свете луны, тени изрядно потеплеют. В них появятся желтоватые, бледно-оранжевые оттенки. Не надо этого бояться. Общий тон картины не испортится. Это уже проверили все великие художники.
➡ Нажмите на картинку для увеличения
Если мы делаем, например, пейзаж, при ярком солнечном освещении, то в тени должны быть внесены тёплые оттенки. Почему? Потому что дневной свет чаще всего бывает белым, или приобретает лимонный и бледно-голубой оттенки. А значит, имеет достаточно холодную цветовую температуру. Непривычно такое слышать, правда? Но всё относительно. Проще для понимания то, что на закате и восходе освещение тёплых оттенков. Солнце всё окрашивает оранжевым и ярко-жёлтым. Поэтому в тенях появляются холодные оттенки: синие, голубые и т.п
Что такое цветовая температура можно наглядно понять по рисунку. Измеряют её в Кельвинах (К).
На правах рекламы. Некоторые темы в рисовании достаточно сложно изучать самостоятельно. Иногда нужен совет опытного художника. Где найти подходящие курсы рисования? Эту проблему можно решить здесь, подобрав себе подходящие курсы рисования. Там вы найдёте художественные школы и для детей, и для взрослых.
2. Тень рисуется оттенками противоположными основному цвету предмета на цветовом спектре
Звучит непонятно, но на самом деле это не сложно понять, если взглянуть на цветовой круг. Сначала освежим в памяти, что такое собственная тень. Потом смотрим на то, какого цвета предмет, который мы сейчас изображаем. Это и есть локальный (основной) цвет. Потом смотрим на цветовой круг и находим цвет напротив основного – это дополнительный цвет. Так вот, в собственной тени любого предмета всегда есть дополнительные цвета, точнее их оттенки.
💡 Вводятся дополнительные цвета, конечно же, совершенно по чуть-чуть, вы понимаете. Наша задача не нарисовать разноцветные пятна, а сделать тени натуральными. Подробнее о цветовом круге читайте здесь.
Например, вы рисуете жёлтый абрикос, синюшную сливу и алый помидор. Находим эти цвета на круге и смотрим, что там напротив. Дополнительные цвета распределятся соответственно: для жёлтого – фиолетовый, для синего – это будет оранжевый, для красного – зелёный.
3. Совпадение температуры у цвета предмета и света, который на него падает, усиливает собственный эффект. Противоположный свет – ослабляет.
Это надо просто знать:
- тёплый цвет (предмет тёплого цвета) + тёплый свет = ярче, насыщеннее, сильнее по тону
- холодный цвет + холодный свет = насыщеннее, звонче, ярче
- холодный цвет + тёплый свет = бледнее, ахроматичнее, слабее
- тёплый + холодный свет = бледнее, ахроматичнее, слабее
Рассмотрим это правило на примере яркого, солнечного и такого «тёплого» мандарина.
Картина первая. Мандарин лежит на столе, освещается тёплый светом от лампы или свечей. На освещённом участке он будет казаться более ярким и насыщенным, чем в реальности. А в тени оранжевый цвет во-первых, потеряет цветность, станет более серый, и во-вторых, станет холоднее по тону.
Это достигается введением дополнительного цвета. В данном случае синего. То, что находящиеся рядом друг с другом дополнительные цвета усиливают друг друга, довольно известно. Но новичкам в живописи не всегда понятно, что дополнительные цвета нейтрализуют друг друга при смешении.
Картина вторая. Тот же самый мандарин лежит на том же столе, но теперь на него падает холодное освещение. Сам мандарин в освещённой части станет блёклым. А вот тень заиграет горящими, звонкими оттенками.
Авторы Risoval-ko постарались сформулировать три правила, как правильно нарисовать цветную тень, наиболее понятным образом. Надеемся, что они помогут вам рисовать ещё лучше!
Источник
Свет в акварели
Добрый день, уважаемые читатели!
Продолжаем говорить об акварели. В предыдущих постах, мы рассматривали: Техники рисования в акварели , Послойную технику акварельной живописи и Гиперреализм в акварели . Предлагаю окунуться в тему свечения в акварельной живописи, как оно создается и для чего используется.
Многие годы и даже века, художники и люди, желающие овладеть искусством рисовать акварельными красками искали способы выразить свет и эффекты которые он передает. Ведь именно свет так нас пленяет когда мы его видим «в живую». Игра тени и света всегда загадка, история, которая может иметь абсолютно любое значение для человека, смотрящего на них. Именно свет позволяет превратить любой объект в нечто новое, наполненное и представленное перед нами уже не простым объектом, а неким произведением искусства.
Именно яркость и прозрачность всегда искали акварелисты, а благодаря своим свойствам акварель позволяет создавать эти эффекты света и прозрачности. Легкие, свободные штрихи позволяют наполняться акварели магией. Благодаря своему удобству, краски заслужили широкое внимание к себе. Благодаря именно бликам и лучам света любой рисунок может поражать внимание, а не правильное или неуместное их наложение наоборот портить даже самый хороший рисунок. Именно эти параметры делают рисунок — картиной, живым и «дышащим» на который хочется смотреть и его же рассматривать.
Для того что бы рисовать акварелью необходимо всегда иметь при себе следующие материалы:
1. Краски. Это могут быть краски в любом исполнении, для начинающих можно приобрести обычные краски в канцелярском магазине (все же мы с чего то начинали) или же краску в тубах (она дороже, но использование у нее для некоторых картин намного проще) или кюветах (как и краску в тубах можно найти в крупных хобби-гипермаркетах продающихся как в наборе, так и по отдельности, к примеру можно найти кюветы по 50-60 р. за штуку);
2. Палитра. Палитру можно использовать специальную приобретенную в магазине или то что можно найти дома — небольшую тарелочку (я часто пользуюсь и обычной пластиковой одноразовой, на ней удобно смешивать цвета и оттенки и добавлять нужное количество воды);
3. Кисти. Можно купить в любом канцелярском магазине или найти дома. Для тонкой работы используются небольшие кисти из такого материала как Колонок (примечание — некоторые синтетические кисти сейчас не уступают дорогим кистям из колонка);
4. Бумага. На этом материале лучше не экономить, в противном случае можно получить нежелательный эффект. Лучше конечно брать бумагу для акварели плотностью не ниже 300г/см, но 200 г/см, которые зачастую продаются в магазинах, при грамотном использовании воды тоже не плохо держат краску и бумагу;
5. Площадь для рисования — планшет, мольберт или стол. Кому как удобнее;
6. Прочие мелочи. Для рисования часто используется скотч (обычны бумажный для удобства), который позволяет прикрепить бумагу к рабочей поверхности и сделать небольшое отступление рисунка от края листа.
Итак, проговорив о материалах для акварели, вернемся к теме света в акварели и как его можно добиться. Предлагаю рассмотреть несколько способов работы:
1. Рисование с белым основанием. Хороший способ для рисования предметов, еды или небольших портретов. Благодаря тому что часть фона остается белым, внимание концентрируется на объекте, привлекая взгляд именно к нему.
Можно выбрать объект для рисования, сделать набросок его контура и уже работать с выделенной областью. Если Вы хотите более четких линий, можно использовать и малярный скотч и, в более дорогом варианте — маскирующую жидкость. Они позволят не закрасить/испачкать нужную часть листа. Обязательно необходимо запланировать то — какие цвета и слои вы будете рисовать, их последовательность наложения. Лучше на первых порах — нарисовать общий фон и не углубляться в детали, что позволит не перегрузить рисунок и остановиться на самом главном — цвете и свете.
2. Рисование бликом при помощи маскирующей жидкости. Маскирующая жидкость позволяет оставлять светлыми и нетронутыми более мелкие детали, которые, согласно вашей задумки в последствии можно оставить нетронутыми или придать им другой цвет/оттенок. Очень часто ее можно увидеть в уроках художника гиперреализма Д.Ф.Даудена, о котором мы говорили в прошлом посте.
3. Промокание. Эффективный способ, который позволяет убрать часть еще сырок краски с листа, высвечивая при этом какой то объект или эффект. Такое промокание позволяет придавать разнообразные эффекту небу и облакам, проявляя их светимость. Но в других вариантах или темах этот способ тоже можно использовать — главное что бы это соответствовало вашей задумке.
4. «Резервирование» части рисунка при помощи памяти. То есть, при планировании рисунка вы определяете где будет блик или высветление и это место обходите либо меньшим количеством краски, либо вообще не затрагивается краской. Если оставлять часть рисунка (для блика) белой и нетронутой, то при рисовании и обходе ее краской, после высыхания могут остаться более четкие и яркие контуры краски, что тоже может дать нужный эффект. Рисование таким методом заливки позволяет добиваться воздушности, так как прорисовывая тени, можно заставить свет принимать те формы, которые вы пожелаете.
Последнее, что нельзя отнести к методам, но и нельзя оставить без внимания, это то, что свет в акварели не любит чрезмерной четкости и выверенности деталей. Что бы рисовать светом не нужно зацикливаться на мелочах — нужно рисовать общую картину, что бы она могла дышать и излучать свет. Нужно не бояться пробовать смешивать цвета, применять разные техники. Ведь именно страх зачастую останавливает нас в шаге от шедевра.
Если тема света в акварели Вас заинтересовала, предлагаю почитать книгу Джекки Баррас, которая очень подробно рассказывает о материалах и методах, которые позволяют максимально эффективно добиться нужного эффекта в рисовании светом в акварели. Книга полностью переведена на русский язык и доступна по запросу в поисковике, поэтому сложностей с ее прочтением возникнуть не должно.
Спасибо за внимание!
Мне очень интересно Ваше мнение об этой теме, оставляйте комментарии, подписывайтесь на канал, для меня это очень важно! 🙂
Источник
Как передать игру света акварелью
Для того чтобы придать блеск волосам натурщицы, включаем в картину участки, «замаскированные» обычной восковой свечой. Умение владеть светом и тенью на холсте всегда считалось признаком высочайшего профессионализма. И правда, глядя на произведения великих художников, ловишь себя на мысли, что картина «живая»: в волосах и на лицах играют блики, складки одежды столь непосредственны и даже небрежны, что кажется, будто слышно шуршание приподнимаемой ткани.
Когда осваиваешь жанр портрета, начинаешь понимать, что волосы никогда не имеют какого-либо одного ровного цвета. Снег всегда оставляет на волосах блики, создавая новые, иногда неожиданные топа. У пашей сегодняшней натурщицы волосы темно-каштановые, однако падающий на них свет делает их местами золотистыми или даже огненно-рыжими.
Как передать игру света акварелью
Маскируем световые блики
С помощью акварели подобный эффект освещения можно передать несколькими наложенными друг на друга слоями краски, замаскировав отдельные участки каждого слоя обычной восковой свечой.
Обычная свеча сотворила чудо: блики играют не только в волосах, но также на одежде и ко же натурщицы. Это помогает создать живую, фактурную поверхность картины.
Работая над этим портретом, наш художник начал писать волосы с того, что замаскировал полосы белой бумаги восковой свечой, — эти полосы в дальнейшем и должны создать световые блики. После этого поверх воска была наложена желтая охра, сквозь которую поглядывали полосы воска. Ту же технику наш художник применил, замаскировав свечой полосы на желтой охре перед нанесением слоя жженой умбры. В результате в темно-каштановых волосах натурщицы появились светлые и золотисто-желтые пряди.
Помимо цвета, обратите внимание на общие очертания волос. По-старайтесь не делить их на тысячи отдельных волосков — вместо этого воспроизводите волосы как единую массу. Напишите волны прически такими же свободными, широкими мазками, как лицо или тело натурщицы. Иными словами, упрощайте то, что вы видите перед собой.
Для урока рисования понадобятся:
– Лист акварельной бумаги размером 40 х 46 см
– 6 акварельных красок: желтая охра, красная, сырая сиена, ультрамарин, черная, жженая умбра
– Плотницкий карандаш
– Белая восковая свеча
– Кисти: круглые №№5 и плоская 38-мм кисть.
1. Начинаем с предварительного рисунка
Как передать игру света акварелью шаг 1
Сделайте простой контурный набросок фигуры. Старайтесь свести количество карандашных линий к минимуму, поскольку они должны служить лишь ориентиром для дальнейшей работы акварелью. Установите на рисунке основные очертания головы, тела и рук натурщицы и наметьте черты ее лица. Сделайте рисунок плотницким карандашом с широким, плоским грифелем, это позволит вам сосредоточиться на основных очертаниях фигуры, не задерживая внимание на мелких деталях.
2. Маскируем воском световые блики
Как передать игру света акварелью шаг 2
Прежде чем начать писать, возьмите белую восковую свечу и покрой¬те воском те участки картины, на которых в дальнейшем должны по¬явиться белые световые блики. Эти блики имеются на освещенной стороне лица и в волосах натурщицы.
3. Делаем подмалевок телесного тона.
Как передать игру света акварелью шаг 3
Возьмите круглую кисть № 6 и покройте лицо и руки натурщицы смесью желтой охры и индейской красной краски. Восковые линии будут проступать сквозь краску в виде ярких белых световых бликов.
4. Пишем свитер.
Как передать игру света акварелью шаг 4
Возьмите плоскую 38-мм кисть и напишите свитер натурщицы сырой сиеной. Восковые полосы и здесь проступят сквозь краску и помогут объем-но описать формы тела натурщицы.
ПРОДОЛЖАЕМ РАБОТУ
Теперь пришла пора написать волосы натурщицы слоями краски и добавить новые восковые линии. Кроме того, мы сделаем широкой кистью подмалевок фона вокруг фигуры, что даст возможность подправить в случае необходимости ее основные очертания.
5 Рисуем световые блики в волосах.
Как передать игру света акварелью шаг 5
Возьмите круглую кисть № 5 и прорисуйте светлые тона волос размывкой желтой охры. Наносите краску широко и свободно, поскольку в дальнейшем большая часть желтой охры скроется под слоем коричневой краски.
Как снять сухую акварельную краску
На поверхности свечного воска могут скопиться капельки влажной краски. Их можно аккуратно снять ватным тампоном. Если же краска засохла, попробуйте вначале увлажнить поверхность воска смоченным в воде ватным тампоном. Делать это следует очень аккурат¬но, в против-ном случае вы просто размажете краску по поверхности воска.
6. Добавляем задний план
Как передать игру света акварелью шаг 6
Возьмите 38-мм плоскую кисть и сделайте широкими мазками подмалевок заднего плана смесью ультрамарина и черной краски.
7. Наносим восковую защиту на световые блики в волосах.
Как передать игру света акварелью шаг 7
Убедитесь в том, что слой желтой охры на волосах полностью просох, а затем нанесите свечой полосы, которые защитят эту краску от следующего слоя. Направление восковых полос должно соответствовать направлению волн прически.
8. Изображаем каштановые волосы.
Как передать игру света акварелью шаг 8
Возьмите круглую кисть № 6 и покройте все волосы слоем жженой умбры. Как и прежде, мазки кисти должны следовать направлению волн прически. Защищенные воском участки желтой охры проступят сквозь коричневую краску в виде золотистых полос.
Еще один способ изобразить блики
Этот черно-белый портретный набросок карандашом показывает, каким образом можно быстро и эффективно создать световые блики в волосах, оставляя для этого не закрашенные полосы белой бумаги. Тени здесь изображены широкими участками перекрестной штриховки,
9. Рисуем брюки натурщицы
Как передать игру света акварелью шаг 9
Продолжая работать кистью № 6, начните окрашивать брюки натурщицы черной краской. Брюки выглядят как сплошное темное пятно с отдельными световыми бликами на левой стороне.
10. Описываем фигуру натурщицы
Как передать игру света акварелью шаг 10
Заканчивая писать брюки, доведите границу черной краски до нижнего края свитера. Обратите внимание, что написанные в виде плоского пятна краски брюки не передают очертания фигуры натурщицы, — объемной фигура кажется только под свитером, который написан разными тонами желтой краски.
Теперь у нас написаны все основные участки композиции, однако требуется добавить несколько заключительных штрихов. Оживить портрет помогут дополни-тельные тени на лице и волосах натурщицы. Постарайтесь на этой ст-дии работы не слишком увлекаться мелкими деталями.
11. Пишем черты лица натурщицы
Как передать игру света акварелью шаг 11
Продолжая работать кистью № 6, добавьте темные тона на лицо натурщицы смесью красной краски и желтой охры. Эта смесь должна быть интенсивнее, чем начальный телесный тон, иначе эти тени просто не проявятся на лице. Оставьте не закрашенным световое пятно на дальней щеке натурщицы. Возьмите круглую кисть № 5 и смесью ультрамарина и жженой умбры напишите черты лица. обозначив серые тени, лежащие под глазами, над верхней губой и вдоль линии бровей.
12. Пишем тени
Как передать игру света акварелью шаг 12
Напишите широкими мазками той же смеси ультрамарина и жженой умбры темный тон на затененной стороне тела и рук натурщицы. Затем напиши-те спинку стула длинными гладкими мазками светло-серой краски, полученной из жидко разведенной в воде черной краски.
13. Добавляем тени в волосах
Как передать игру света акварелью шаг 13
Продолжая работать кистью № 5. добавьте черной краской темные полоски тени в волосах натурщицы. Проводя каждую линию от макушки головы, приподнимайте кисть так, чтобы линия постепенно сужалась.
Результат пошагового онлайн урока обучения рисунку акварелью натюрморта.
Результат пошагового онлайн урока обучения рисунку акварелью натюрморта.
А Световые блики в волосах
Световые блики в волосах были созданы с помощью двух слоев свечного воска. Отраженный свет передает защищенная воском поверхность белой бумаги.
Б Упрощенные телесные тона
Телесные тона на лице были написаны смесью красной краски и желтой охры. Вначале был нанесен бледный телесный тон, после чего более интенсивной смесью тех же красок художник написал лежащие на лице тени.
В Следуя форме
Нанесенные на тело полосы воска следуют формам тела натурщицы, что помогло художнику описать скрытые под одеждой округлые руки и тело натурщицы.
Источник