«В гостях у сказки»: сказочные персонажи на полотнах художников Васнецова и Билибина
Вспоминая свое детство, проходившее без компьютеров, не могу не вспомнить старые добрые сказки. Мы любили смотреть мультфильмы и фильмы-сказки по телевизору. Была такая передача «В гостях у сказки», показ которой многие детки ждали с нетерпением.
Огромно было воспитательное значение сказок. Ведь в мире сказок жив особенный, необыкновенный мир, дышащий мечтами и фантазиями. Что такое сказка? Не обычная ли реальность была основой создания сказки? Корнями сказка уходит в историю жизни нашего народа.
Одним из средств проявления художественной формы литературного произведения являются иллюстрации. Наиболее яркие представители этого жанра — художники-сказочники Виктор Михайлович Васнецов и Иван Яковлевич Билибин. Полотна этих художников помогают передать внутренний мир героев сказок, погружают в то время и атмосферу, в которой жили сказочные персонажи. Благодаря творчеству этих художников мы можем не только читать сказку, но и видеть ее.
Виктор Васнецов, Ковер-самолет, 1880
Виктор Васнецов, Алёнушка, 1881
Виктор Васнецов, Витязь на распутье, 1882
Виктор Васнецов, Три царицы подземного царства, 1884
Виктор Васнецов, Иван Царевич на Сером Волке, 1889
Виктор Васнецов, Богатыри, 1881-1898
Васнецов, Снегурочка, 1899
Васнецов, Царевна Несмеяна, 1916-1926
Виктор Васнецов, Кащей Бессмертный, 1917-1926
Виктор Васнецов, Царевна-лягушка, 1918
Виктор Васнецов, Спящая царевна, 1900-1926
Иван Билибин, Иван-царевич и Жар-птица, 1899
Иван Билибин, Иван-царевич, 1899
Иван Билибин, Василиса Прекрасная покидает избу Бабы Яги, 1900 год
Иван Билибин, Баба Яга, 1900 год
Иван Билибин, Василиса Прекрасная и белый всадник, 1900 год
Иван Билибин, Сестрица Алёнушка и братец Иванушка
Иван Билибин, Сказка о золотом петушке
Иван Билибин, Княгина на теремной башне, 1902
Иван Билибин, Вольга с дружиной, 1902
Иван Билибин, Сказка о царе Салтане, 1905
Иван Билибин, Бояре
Иван Билибин, Иллюстрация к сказке Василиса прекрасная, 1900
Источник
Стили рисования для сказок
Единой классификации иллюстраций нет, все индивидуально и зависит от автора. Сколько художников, столько и подходов.
Александра Балашова, иллюстратор:
«Начать стоит с того, что есть разные материалы: рисует красками, карандашами, совмещает техники или использует коллажи, режет из бумаги. Некоторые иллюстраторы рисуют сразу в чистовик из головы, а рисует множество скетчей и подбирает референсы.
Главное — найти объединяющий принцип для серии картинок. Чаще всего это будет сюжет, он разбивается на ключевые сцены, к каждой из которых создаются иллюстрации, на рисунках изображаются герои повествования. Такой подход характерен для детской книжной иллюстрации».
В качестве примера объединенных сюжетом иллюстраций можно привести рисунки Фредерика Пийо в книгах «Лулу и рассеянный Аист» или «Лулу и праздник влюбленных»
» data-img-src=»https://fs-thb01.getcourse.ru/fileservice/file/thumbnail/h/853989f392c0418fad2ec0859a979d78.jpg/s/s1200x/a/1005/sc/86″ > Иллюстрация Фредерика Пийо
Иллюстрация Фредерика Пийо
Иллюстрация Фредерика Пийо
» data-img-src=»https://fs-thb02.getcourse.ru/fileservice/file/thumbnail/h/c0c78fd93bd636ad2541ecddcdf0dd9f.jpg/s/s1200x/a/1005/sc/485″ > Иллюстрация Фредерика Пийо
Иллюстрация Фредерика Пийо
Иллюстрация Фредерика Пийо
Также серию картинок можно объединить по принципу места действия: например, иллюстрации сцен из деревенской жизни. По такому принципу оформлены многие виммельбухи — развивающие книги для рассматривания, тренирующие внимание и память. Это издания большого формата, в котором каждый разворот — детализированная картинка, которую дети могут разглядывать бесконечно.
Яркий пример — книга «В цирке» Доро Гебель и Петера Кнорра: несколько сюжетов, каждый из которых разворачивается на территории цирка.
» data-img-src=»https://fs-thb02.getcourse.ru/fileservice/file/thumbnail/h/4cca3b6dc098d1db8ddade1c3b881c13.jpg/s/s1200x/a/1005/sc/420″ > Иллюстрация Доро Гебель и Петера Кнорра
Иллюстрация Доро Гебель и Петера Кнорра
Иллюстрация Доро Гебель и Петера Кнорра
Можно объединить картинки и по стилистическому принципу. Иллюстратор рисует уже знакомые образы, адаптируя их под свой уникальный стиль. Например, автор перерисовывает персонажей одной книги, одной серии книг, серии фильмов или мультиков так, чтобы они остались узнаваемыми для большинства детей героями, но отразили видение художника. Вот, к примеру, диснеевские принцессы от финского графического дизайнера Jirka Väätäinen.
» data-img-src=»https://fs-thb01.getcourse.ru/fileservice/file/thumbnail/h/993d70e1d0aba3b42119e8f5cc92f0c6.jpg/s/s1200x/a/1005/sc/236″ > Иллюстрация Jirka Väätäinen
Иллюстрация Jirka Väätäinen
Иллюстрация Jirka Väätäinen
» data-img-src=»https://fs-thb02.getcourse.ru/fileservice/file/thumbnail/h/1eefa31e9f5eb60c075b1df3fbbd7560.jpg/s/s1200x/a/1005/sc/379″ > Иллюстрация Jirka Väätäinen
Иллюстрация Jirka Väätäinen
Иллюстрация Jirka Väätäinen
Особенность техники тоже может стать объединяющим принципом. Например, если автор использует только геометрические фигуры, как Oleg Beresnev в этом рисунке животных. Таких объединяющих принципов можно придумать великое множество. Ограничений нет, все зависит только от самого художника и возможностей его фантазии.
» data-img-src=»https://fs-thb01.getcourse.ru/fileservice/file/thumbnail/h/99a4502db29796333f4e115d5d8421fa.jpg/s/s1200x/a/1005/sc/55″ > Иллюстрация Oleg Beresnev
Иллюстрация Oleg Beresnev
Иллюстрация Oleg Beresnev
Сейчас очень популярны живые техники и материалы — акварель, гуашь, цветные карандаши. Векторные иллюстрации тоже пользуются популярностью, но при работе с ними проявить авторский узнаваемый стиль может быть непросто.
Вот яркий пример иллюстрации в акварели от токийского художника Mateusz Urbanowicz.
» data-img-src=»https://fs-thb01.getcourse.ru/fileservice/file/thumbnail/h/c94c1af6e6a1044e2c6f2a4d92500534.jpg/s/s1200x/a/1005/sc/131″ > Иллюстрация Mateusz Urbanowicz
Иллюстрация Mateusz Urbanowicz
Иллюстрация Mateusz Urbanowicz
» data-img-src=»https://fs-thb01.getcourse.ru/fileservice/file/thumbnail/h/a7c13226163be80c69a9ddf603aaf10d.jpg/s/s1200x/a/1005/sc/226″ > Иллюстрация Mateusz Urbanowicz
Иллюстрация Mateusz Urbanowicz
Иллюстрация Mateusz Urbanowicz
А вот рисунки гуашью от Dinara Mirtalipova.
» data-img-src=»https://fs-thb02.getcourse.ru/fileservice/file/thumbnail/h/3cf1c03c7d795a3c33f92994db3dc1d7.jpg/s/s1200x/a/1005/sc/246″ > Иллюстрация Dinara Mirtalipova
Иллюстрация Dinara Mirtalipova
Иллюстрация Dinara Mirtalipova
» data-img-src=»https://fs-thb01.getcourse.ru/fileservice/file/thumbnail/h/c1c0f5976dec971b7876c147948d0e5f.jpg/s/s1200x/a/1005/sc/171″ > Иллюстрация Dinara Mirtalipova
Иллюстрация Dinara Mirtalipova
Иллюстрация Dinara Mirtalipova
Некоторые художники вырезают иллюстрации из бумаги или ткани, как, например, чешская художница Michaela Mihalyiová.
» data-img-src=»https://fs-thb01.getcourse.ru/fileservice/file/thumbnail/h/3a2bc6f0ee08d20f9a4944e0dcc0f0fb.jpg/s/s1200x/a/1005/sc/369″ > Иллюстрация Michaela Mihalyiová
Иллюстрация Michaela Mihalyiová
Иллюстрация Michaela Mihalyiová
» data-img-src=»https://fs-thb01.getcourse.ru/fileservice/file/thumbnail/h/2a656128ae775dd97fb77a310318de6c.jpg/s/s1200x/a/1005/sc/153″ > Иллюстрация Michaela Mihalyiová
Иллюстрация Michaela Mihalyiová
Иллюстрация Michaela Mihalyiová
Или авторы книги «Звучит»: Татьяна Деваева, Елена Эрлих и Алексей Ляпунов.
» data-img-src=»https://fs-thb02.getcourse.ru/fileservice/file/thumbnail/h/b723e50aea8343f6270597dba2a595ad.jpg/s/s1200x/a/1005/sc/189″ > Иллюстрация Татьяны Деваевой, Елены Эрлих и Алексея Ляпунова
Иллюстрация Татьяны Деваевой, Елены Эрлих и Алексея Ляпунова
Иллюстрация Татьяны Деваевой, Елены Эрлих и Алексея Ляпунова
Оригинальные работы получаются у тех, кто работает с линогравюрой. В качестве примера — рисунок Ольги из Екатеринбурга.
» data-img-src=»https://fs-thb01.getcourse.ru/fileservice/file/thumbnail/h/85723d0016ec4028caeff997b8d25916.jpg/s/s1200x/a/1005/sc/109″ > Иллюстрация Ольги Езовой-Денисовой
Иллюстрация Ольги Езовой-Денисовой
Иллюстрация Ольги Езовой-Денисовой
При желании в качестве иллюстраций можно использовать коллажи, как это делает в своих работах художница Morgana Meredith Wallace.
» data-img-src=»https://fs-thb01.getcourse.ru/fileservice/file/thumbnail/h/f73552ac2f040989b3d8e0b636201a49.jpg/s/s1200x/a/1005/sc/46″ > Иллюстрация Morgana Meredith Wallace
Иллюстрация Morgana Meredith Wallace
Иллюстрация Morgana Meredith Wallace
А вот и классическая векторная иллюстрация, работа ирландского иллюстратора Peter Donnelly.
» data-img-src=»https://fs-thb02.getcourse.ru/fileservice/file/thumbnail/h/fd62b866e11351a6c247a7c3c483caa7.jpg/s/s1200x/a/1005/sc/187″ > Иллюстрация Peter Donnelly
Иллюстрация Peter Donnelly
Иллюстрация Peter Donnelly
» data-img-src=»https://fs-thb01.getcourse.ru/fileservice/file/thumbnail/h/3b51139b4bf52c04f7ae57054a3ba595.jpg/s/s1200x/a/1005/sc/134″ > Иллюстрация Peter Donnelly
Иллюстрация Peter Donnelly
Иллюстрация Peter Donnelly
Правила создания иллюстрации
Универсального рецепта идеальной иллюстрации не существует. Но Александра рассказала нам о трех правилах, которые помогают художникам создавать привлекательные рисунки для детских книг.
Александра Балашова, иллюстратор:
«Первое правило — детская иллюстрация должна быть контрастной. В противном случае ребенку сложно сфокусировать на взгляд. У детей умение сосредотачиваться развито недостаточно хорошо — они воспринимают цвета и формы, поэтому для детской иллюстрации это особенно важно.
Второе — композиция должна быть четкой, хорошо продуманной. Взгляд не должен уходить за пределы иллюстрации. Все внимание нужно концентрировать в пределах картинки.
Третье — читатели должны узнавать в героях себя. Хорошо, например, если персонажи соответствуют возрасту детей, пропорциям тела целевой аудитории».
Иллюстратор и издательство
Российский рынок детской литературы богат особенностями. Например, многим нашим издательствам, особенно крупным, проще купить книгу с иллюстрациями за границей, перевести на русский язык и продавать в России готовый продукт, который уже зарекомендовал себя в мире.
Тяготы воспитания русских иллюстраторов берут на себя немногие. Но своих единомышленников можно найти, если обратить внимание на небольшие издательства, работы которых хранятся на вашей книжной полке, — с ними у вас точно совпадут представления о прекрасном. В такие компании не нужно стучаться со своим иллюстраторским портфолио: ваши картинки, скорее всего, посмотрят, похвалят, а затем отложат в дальний угол, где уже никто ничего никогда не найдет. К ним нужно приходить с готовыми книгами или проектами книг. Придется изрядно потрудиться, подготовить несколько разворотов с иллюстрациями, но такой проект с большей вероятностью зацепит издателя.
Когда проект утверждают, иллюстратор оговаривает с издательством гонорар и заключает авторский договор. В зависимости от проработанности идеи либо вносятся правки в вашу книгу, либо произведение создается с нуля. Составляется поразворотный план, сверяютcя тексты, начинается создание разворотов с иллюстрациями в соответствии с планом, происходит сдача рисунков в издательство и правка.
Несмотря на то, что читатель в первую очередь видит обложку, иллюстрация на ней создается в последнюю очередь. Как правило, она рисуется в самом конце и дольше всего утверждается, ведь это лицо книги. Затем все файлы с готовыми материалами передаются дизайнеру издательства, который верстает картинку, а иллюстратор получает свой гонорар и ждет сдачи долгожданной книги в печать. Иногда сроки выхода книги привязаны к праздникам или книжным выставкам, тогда художнику, возможно, придется подождать.
В итоге удачная детская иллюстрация, в отличие от других дополняющих текст рисунков, проделывает большой путь. Она должна угодить буквально всем. Работу должно одобрить издательство, она должна понравиться маме, заинтересовать ребенка и при этом не разочаровать самого художника, не растерять авторскую индивидуальность.
Случается, что на пути от художника к читателю происходит сбой, и изображение не выполняет свою функцию. Например, если картинка для детской книги получается очень стильной, красивой, точной, но выполнена она в нежных пастельных тонах. Такая иллюстрация понравится всем взрослым, но ребенку она покажется блеклой, недостаточно контрастной, безликой. Малыш не станет долго рассматривать книгу, если вообще долистает ее до конца.
Источник