Срок годности пастели художественной

Закрепление и хранение пастели. Что такое «окантованная пастель»

Фундаментальное отличие пастельной техники живописи от остальных (масляной живописи, темперы, акварели, графики) состоит в том, что для неё необходимы специальные условия хранения. А на практике это означает – оформление готовой работы таким особенным образом, чтобы обеспечить максимальную защиту картине от внешних воздействий.

Как сохранить пастельную живопись. Правильная окантовка и фиксация пастели.

И начать надо не с подбора красивой рамы или паспарту, а с фиксации пастели. Чтобы она не осыпалась под влиянием времени и сухости воздуха, или от удара и трения. Для этого используются специальные жидкие фиксативы. Они могут быть самодельные и фабричные, разных производителей, разного качества, и, соответственно, в разную цену. Могут быть и самодельные. Это дело вкуса и личного опыта. Я чаще всего использую закрепитель «Ferrario», он итальянский. Потому что совершенно не блестит, и вообще не виден на поверхности сухого пастельного слоя. И особенно люблю его за то, что он крайне мало воздействует на тон и цвет, не изменяя их. Часто можно услышать совет, использовать для закрепления пастели лак для волос. Очень доступный и бюджетный способ. Чаще всего, о фиксативе надо специально побеспокоиться, а лак просто есть под рукой (если в доме есть женщины, конечно). Но я считаю этот вариант совершенно неприемлемым. Всё-таки он для этого не предназначен, и не обладает нужными свойствами. Лаком для волос слишком велика вероятность загубить работу.

Читайте также:  Рисунки с детьми 4 года пастель

➡ Примечание: фиксатив наносится на законченную пастельную работу несколько раз очень тонкими равномерными слоями. Ни в коем случае нельзя допускать увлажнения бумаги, в противном случае она деформируется. Для самой пастели это тоже вредно.

Закрепление и хранение пастели. Что такое «окантованная пастель»

Однако многие художники, и классики, и современники, плохо относятся к фиксативам. Отстаивая точку зрения, что от соприкосновения с влагой, пусть даже с самым малым количеством, пастель безвозвратно утрачивает огромную часть своего очарования, они свои произведения не закрепляли. Безусловно, самая значимая вещь для сохранения пастели – стекло.

Совершенно недопустимо, чтобы стекло соприкасалось с рисунком на бумаге. Для этого при оформлении пастели под стекло нужно использовать паспарту – толстый лист бумаги или картона, с вырезанным «окно» по размеру картины. Оно кладётся поверх работы, и вместе с ней вставляется в рамку. Из-за чего между стеклом и картиной появляется зазор в 1-2 миллиметра. Именно в этом зазоре весь смысл, хотя паспарту при этом становится частью оформления работы. Поэтому подбирать его надо по дизайну с чувством, толком и расстановкой.

От того, какой тон, дизайн и цвет паспарту вы используете, зависит насколько теплее или холоднее, светлее или темнее, будет смотреться работа. К примеру, если паспарту будет по тому сливаться с фоном вашей картины, то она может, что называется, «потеряться», визуально она будет размазана по краям. Но и слишком контрастный цвет паспарту может сыграть злую шутку: картина будет выглядеть негармонично, или паспарту может даже затмить её собою. Если вам хочется визуально несколько осветлить всю композицию, то паспарту должно быть немного темнее общего тона работы.

Так же дело обстоит и с выбором цветовой гаммы паспарту. Совершенно не случайно чаще всего вы увидите паспарту в каких-то невнятных, грязноватых оттенках. Открытые, яркие цвета будут перетягивать внимание зрителя на себя, и отвлекать от самой работы. Вообще, можно обойтись и без паспарту, – есть способ (читайте ниже). Но когда в оформлении используется паспарту, создаётся ощущение глубины, цвета на картине фокусируются, создавая более цельное впечатление. (Впрочем, этот приём используется отнюдь не только для пастели).

С пастелью на грунтованном холсте, дело обстоит ещё тоньше.

Во-первых, обязательно нужно защитить грунт от вибрации и колебаний, которые могут привести к его растрескиванию и обсыпанию. Для этого ватой заполняют пространство с обратной стороны картины, между подрамником и холстом. А для того, чтобы пастель не касалась стекла, с внутренней стороны самой рамы незаметно прибивают тонкую рейку. Опытные художники часто ещё заклеивают с изнанки шов между задником и рамой в месте их соприкосновения. Это делается скотчем или чем-то подобным, и нужно для защиты от пыли.

И напоследок нужно обязательно сказать, что все эти процедуры называются «окантовкой пастели». Пастельная картина в рамке, соответственно, называется окантованной.

Можно ли хранить пастель в неокантованном виде?

Можно. Но при одном архиважном условии: она (ваша картина, нарисованная пастелью) должна находиться в плотно закрытой папке и строго в вертикальном положении. Пастель категорически нельзя складывать в стопки. Давление и прикосновения разрушительно воздействуют на хрупкий красочный слой.

Сначала нужно накрыть пастельную работу листом кальки. Чтобы он не спадал и не елозил по работе, его надо аккуратно прикрепить с одной стороны скрепками к краю листа. И только после этого защищённую пастель помещают в твёрдую папку, которая хранится вертикально. Вот таким образом надо обращаться с пастельными рисунками, и так они могут храниться годами и столетиями.

А теперь будет очень уместно развенчать миф о непрочности пастели.

Как будто бы вся статья убеждает нас в хрупкости и непрочности пастельной живописи. Однако опыт доказывает, что скепсис надо отставить в сторону. Достаточно только взглянуть на знаменитую пастель Лиотара «Шоколадница».

Свежесть её красок просто поражает! При том, что картины того же периода, написанные маслом, потрескались и сильно потемнели. И это при том, что она всегда весьма активно выставлялась. В наше время выставляется в Дрезденской галерее.

При качественной окантовке и соблюдении правил хранения, пастель никогда не потеряет ни толики своего очарования.

Источник

Практика работы пастелью: Хранение пастели

Если художник достаточно много работает с пастелью, то, со временем, у него накапливается какое-то количество брусков, хранение которых требует небольшого порядка. Стандартным решением среди пастелистов считается сортировка по гаммам (количество групп зависит только от того, насколько широк разброс используемых цветов). Пастельные бруски, после сортировки, рекомендуется хранить в отдельных картонных коробках, но лучшим решением будет использование большого ящика с большим количеством отделений: это помогает быстро находить нужный цвет, а благодаря перегородкам бруски не будут загрязнять друг друга. Обычно вместе объединяют пастельные краски следующих тонов: синие и зеленые, сиена и охра, коричневые и фиолетовые, красные и желтые, оттенки серого и т.д.

Многие художники пытаются работать целыми брусками пастели, но это неудобно, лучше новый брусок разделить на две или три части и использовать по мере надобности. Обратите внимание на то, что при разламывании мягкой пастели образуется большое количество мелких крошек, которые рекомендуется собрать в отдельную емкость. Позже эти крошки можно будет использовать.

Большой, но неглубокий, ящик с отделениями считается лучшим вариантом для хранения пастельных красок: каждое отделение нужно отдать под бруски определенного или близких тонов.

В продаже можно найти специальных коробки для хранения пастельных брусков. Благодаря наличию у них сетки отделения не засоряются раскрошившейся пастелью.

Используемая пастелистом палитра очень велика. Она включает в себя по несколько оттенков различных тонов, и все они применяются для создания произведений живописи в различных цветовых гаммах. Рано или поздно любой художник сталкивается с фактом наличия большого количества маленьких кусочков неопределенного цвета (кусочки часто соприкасаются между собой). Чтобы избежать этого, нужно изначально приучить себя к порядку – то есть кусочек любого размера должен отправляться в место, где лежат его цветовые братья. Небольшое загрязнение брусков можно устранить путем протирки его тряпочкой или применить способ описанный далее. Когда размеры кусочков становится слишком малы, то есть ими нельзя пользоваться, есть вариант их переработки (смотри рисунок справа).

Способ чистки брусков достаточно прост, нужно просто поместить в коробочку с рисом загрязненные бруски и немного потрясти, после данной процедуры бруски снова обретут первоначальные цвета. Рис можно заменить очищенными зернами пшеницы. Достаточно часто пастелисты со стажем хранят все свои бруски пастели в коробочках с рисом или зернами пшеницы, благодаря чему их краски всегда готовы к работе.

Чтобы придать чистоту кусочкам пастели, положите их в коробочку с очищенной пшеницей и потрясите: этот способ быстро устранит загрязнение, и бруски снова засияют своими первозданными цветами.

Все крошки пастели необходимо собрать в стеклянную миску и растолочь. После получения порошка к нему следует добавить небольшое количество гуммиарабика, растворенного в воде, (5 частей воды на 1 часть гуммиарабика), перемешать до возникновения однородной массы (нужно добиться отсутствия комков), и скатать из нее брусок.

1 этап. Перетереть в пыль маленькие кусочки пастели.

2 этап. Добавить к порошку гуммиарабик, растворенный в воде, перемешиванием добиться возникновения однородной массы.

3 этап. Полученную массу, скатать, придать ей цилиндрическую форму, вот вам и новый брусок пастели, в этом примере бурый, который получился из-за смешения разных тонов.

Источник

Как сохранить пастель?

Пастель, несомненно, можно считать капризным художественным материалом с точки зрения хранения. Масляные краски хранить относительно легко, если они усыхают, то можно разбавить их льняным маслом или терпентином. Сухие пастельные краски требуют большего пространства для хранения. Пигмент легко осыпается, а потому мелки разных оттенков нельзя хранить в одном ящике. На рынке художественных принадлежностей представлены самые разные ящики. Лучше всего использовать для хранения ящики с большим количеством отделений, тогда мелки можно будет легко распределить по тонам: синие и зеленые, красные и желтые, серые и черные, фиолетовые и коричневые.

Новые мелки из старых

Большинство специальных ящиков для хранения снабжены специальной металлической сеткой, которая предотвращает сбор мелковой пыли в отсеках для хранения. Пыль и крошки осыпаются на поддон, откуда их можно собрать.

Если поддон также разбит на отсеки, то можно сделать новые мелки, для этого нужно выполнить несколько простых действий:

— Растереть мелкие крошки пастели в пыль;

— Добавить к массе водный раствор гуммиарабика;

— Скатать из получившейся массы новые мелки и дать им подсохнуть.

При смешении большого количества разных пигментов цвет получится буроватый, темный. «Самодельные» мелки можно использовать для закрашивания некоторых участков рисунка, затемнении и некоторых других техниках. Придать бруску можно любую форму, проще всего скатать цилиндр, но можно сделать и квадратный брусок. Рисовать квадратным бруском немного проще при начертании узких четких штрихов. Если добавить более густой раствор гуммиарабика, то получившиеся бруски можно будет разламывать.

Храним пастель в чистоте

Если хранить вместе мелки разного цвета или просто неаккуратно складывать их во время работы, то они могут быть загрязнены при соприкосновении друг с другом. Для очистки мелков можно использовать немного увлажненную тряпочку. Этот способ позволяет быстро очистить несколько мелков от загрязнения, но хорошо почистить десять-пятнадцать мелков таким образом не выйдет. Есть неплохой способ очистки пастели: мелки складывают в небольшой закрытый сосуд или коробочку, наполняют ее небольшим количеством риса или пшена и сильно трясут ее. Зерна обтирают поверхность мелков и пастель быстро очищается от пыли другого цвета.

Источник

Пастель

  • Виды пастели
    Cухая: ультрамягкая, мягкая, твердая, пастельные карандаши. Масляная пастель. Восковая пастель.
  • Хранение пастели
  • Фиксация и хранение работ
  • Использование пастели: пастельная живопись, декупаж, скрапбукиинг, лепка.

Пастель (от лат. pasta — тесто) — представляет собой мелкие пигменты, спрессованные в однородную массу с использованием небольшого количества связующего. Не требует разбавителей, не нуждается в сушке и при работе великолепно передает свой цвет.

ВИДЫ ПАСТЕЛИ

Сухая пастель

Ультрамягкая пастель

Содержит на 35% больше пигмента, чем мягкая пастель. Внешне похожа на тени, выпускается в маленьких баночках, прекрасно смешивается, что позволяет добиться наиболее точной цветопередачи. Наносится специальными аппликаторами с насадками из микропористой губки.

Рисунок Natalia Vasilyeva

Мягкая пастель

Содержит большее количество пигмента, и меньше связующего вещества. Из-за такого состава мягкая пастель легко крошится, зато идеальна для растушевки или широких штрихов.

Рисунок Елены Таткиной

Твердая пастель

Содержит большее количество связующего вещества, из-за чего является более стойкой и четкой. Это идеальный инструмент для прорисовки линий, контуров.

Рисунок Елены Таткиной

Внешне напоминают обычные карандаши, с той лишь разницей, что имеют пастельный стержень. Используются в основном для проработки мелких деталей.

Рисунок Юлии Дубининой

Масляная пастель

Содержит пигмент с минеральным маслом. Цвета менее матовые. Работы, созданные масляной пастелью, легче хранить, цвета не смазываются и не требуют дополнительной фиксации. Мягкие сорта масляной пастели можно растушевывать пальцами, а твердые — с помощью растворителя, специального или для масляных красок. Нужно иметь в виду, что некоторые виды растворителя могут сделать пастель более блеклой, а льняное масло — наоборот дать блеск.

Восковая пастель

Также известна как акварельная. Содержит воск и водорастворимые компоненты, из-за чего рисунок, созданный акварельной пастелью, при взаимодействии с водой больше похож на рисунок акварельными красками.

ХРАНЕНИЕ ПАСТЕЛИ

Наиболее приемлемая температура хранения: +18-+20, при влажности не выше 50-55%. Старайтесь избегать прямых солнечных лучей, т.к. на солнце масляная пастель имеет свойство плавиться.

У нас можно выбрать и приобрести Упаковку для хранения пастели на разное количество ячеек.

Также на сайте есть Пенал-свиток для пастели на 36 ячеек, который удобно брать на выездные мероприятия.

ФИКСАЦИЯ И ХРАНЕНИЕ РАБОТ

Готовую работу необходимо оформить для лучшей сохранности. Рисунки, выполненные сухой пастелью, могут со временем осыпаться, поэтому многие художники для фиксации используют специальное средство – аэрозольные фиксативы (в баллончиках), либо обычный лак для волос. При использовании последнего работа может потускнеть, также теряется бархатистость текстуры.

При другом способе сохранения пастельной работы, работу необходимо поместить в рамку под стекло таким образом, чтобы стекло и рисунок не соприкасались. Для этого используют паспарту.

Работы, выполненные масляной пастелью, не нуждаются в каких-то специальных средствах хранения, достаточно лишь пары месяцев, чтобы работа подсохла. Но если время не терпит, можно использовать покрывной лак, который высыхает всего за час.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПАСТЕЛИ

Художники XVI века, в том числе и Леонардо да Винчи, именовали приём рисования одновременно чёрным итальянским карандашом и красной сангиной «а пастелло», откуда взяла свое название пастель. Пастельная живопись допускает большое разнообразие в технике. Каждый художник вырабатывает собственные приёмы работы пастелью, которые соответствуют его творческим задачам и темпераменту.

Работы: Елены Таткиной, Vicente Romero Redondo, Ольги Абрамовой, Юлии Дубининой.

Декупаж

В декупаже для тонирования поверхностей или выделения трещин кракелюра. Для этого используют сухую пастель в виде порошка (бруски сухой пастели можно сточить ножом для образования порошка). Необходимыми условием для работы пастелью в декупаже являются яркий мотив с четким контуром, сухая ровная поверхность (если на поверхности имеются глубокие неровности, пастель будет забиваться в них, образуя яркие пятна) с матовым покрытием. Нанесение пастели возможно подушечками пальцев или ватными палочками.

Скрапбукинг

В скрапбукинге пастель применяют для раскрашивания оттисков, сделанных штампами, а также для тонирования бумаги.

Лепка

Для создания правильных цветовых переходов и придания реалистичности, сухой пастелью тонируют изделия из полимерной глины. Для этого бруски сухой пастели также стачивают до образования порошка и похлопывающими движениями с помощью кисти добиваются необходимого эффекта. Также пастель возможно вмешивать в полимерную глину, добиваясь либо равномерного цвета, либо намеренно оставляя разводы.

Источник

Оцените статью